SNIAC, BAC Concorde
Страна: International
Год: 1969


Сверхзвуковой гражданский транспортный самолет
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (30)
Aerospatiale/British Aerospace (BAC) Concorde

  В конце 1950-х годов "Bristol Aircraft Ltd" в Великобритании и "Sud Aviation" во Франции независимо вели разработку технического проекта сверхзвукового транспортного самолета. В 1960 году фирма "Bristol" стала собственностью и филиалом "British Aircraft Corporation", или BAC, a "Sud Aviation" в 1970 году слилась с "Nord-Aviation" и SEREB, образовав "Societe Nationale Industrielle Aerospatial". Обе компании решили, что проектирование и разработка такого самолета были вполне осуществимы, но финансирование такого проекта было бы не по силам одной компании. Вскоре стало ясно, что затраты на разработку должны превысить и то, что могли бы себе позволить британское или французское правительство по отдельности. Поэтому 29 ноября 1962 года были подписаны соглашения о международном сотрудничестве. Правительства Великобритании и Франции согласились предоставить средства для финансирования проекта, а BAC и "Rolls-Royce" заключили соглашения с "Sud Aviation" и "Societe Nationale d'Etude et de Construction de Moteurs d'Aviation" (SNECMA) о сотрудничестве в проектировании и производстве совместного SST (сверхзвукового транспортного самолета). В конечном итоге он получил подходящее название Concorde ("Конкорд"), символизирующее совместное намерение производящих компаний двух наций создать безопасный, надежный и самый передовой в мире самолет.
  Проектирование и разработка Concorde требовали решения множества комплексных технологических проблем. Вначале нужно было определиться с максимальной скоростью. Если выбирать крейсерскую скорость между 2,5 и 3,0 М, тогда появятся проблемы, связанные с аэродинамическим нагревом от трения о воздух. Широкое применение термостойких металлов, таких как титан и нержавеющая сталь, существенно повысило бы затраты на конструкцию. Вместо этого решили ограничить скорость авиалайнера до 2,2 М.
  "Aerospatiale" и BAC поделили разработку рабочего проекта и производство. Concorde получил конфигурацию низкоплана с треугольным свободнонесущим крылом большой площади и длинный узкий фюзеляж с максимальной внутренней шириной 2,63 м. Хвостовое оперение состояло только из киля и руля направления, а управление по крену обеспечивалось шестью элевонами на задней кромке крыла. Шасси имело сдвоенные колеса в носовой части и многоопорные (четырехколесные) тележки на каждой основной стойке. Стандартный вариант предусматривал в кабине для экипажа три кресла с четвертым сиденьем за местом пилота и сидячие места по четыре в ряд для пассажиров в салоне. Максимальное количество сидячих мест составляло 144 места. Специально для этого самолета был сконструирован турбореактивный двигатель Olympus 593 Mk 610.
  У Concorde были некоторые особо интересные конструктивные особенности, которые появились в процессе разработки. Например, форма крыла требовала полета с большим углом атаки при малых дозвуковых скоростях, что означало для экипажа ограничение обзора земли при взлете, начале набора высоты, заходе на посадку и посадке, если не принять каких-то мер. В результате появилась наклоняющаяся носовая часть для улучшения переднего обзора и подвижное дополнительное остекление, прикрывавшее основное остекление кабины пилотов в режиме сверхзвукового полёта.
  Основная масса запаса топлива (120000 л) находилась в крыле, но определенная часть располагалась в четырех фюзеляжных баках. Топливо использовалось для двух дополнительных задач помимо питания двигателей: во-первых, топливо в крыле действовало как охлаждающая жидкость и, во-вторых, топливо автоматически перекачивалось по разным емкостям для управления положением центра тяжести в крейсерском полете. Кроме того, несколько уравновешивающих баков обеспечивали правильное соотношение между центром тяжести самолета и центром аэродинамического давления, для чего топливо перемещалось назад при наборе скорости и вперед при возврате к дозвуковому режиму.
  Многое в эффективности и надежности силовой установки зависело от управляемых автоматикой воздухозаборников с изменяемой площадью сечения, которые обеспечивали оптимальный приток воздуха к каждому двигателю во всех режимах управления.
  Постройка первых двух прототипов Concorde началась в феврале 1965 года: Concorde 001 строила "Aerospatiale" в Тулузе, а 002 - BAC в Бристоле.
  Первый полет Concorde 001 (F-WTSS) совершил 2 марта 1969 года, а британский 002 (G-BSST) - 9 апреля 1969 года.
  Первые летные испытания этих двух судов не вскрыли фундаментальных проблем, и 001-й использовался в демонстрационном турне, начавшемся 4 сентября 1971 года. Примерно тогда же 002-й начал свои демонстрационные полеты для заинтересованных авиалиний, политиков и прессы, но только 2 июня 1972 года начался официальный рекламный тур на Среднем и Дальнем Востоке. Несмотря на проблемы Concorde, связанные с его повышенным шумом двигателей, высоким потреблением топлива и стоимостью, к самолету был проявлен большой интерес. Вскоре было заказано более 70 самолетов, и перспективы коммерческого успеха казались тогда вполне обнадеживающими. Среди заказчиков были "Air Canada", "Air Frances, "American Airlines", BOAC, "Eastern Air Lines", "Japan Air Lines", "Lufthansa", "Pan Americans, "Qantas", SABENA, TWA, "United Airlines", и было вполне разумным полагать, что успешная эксплуатация этими компаниями приведет к новой серии заказов.
  Сертификат на перевозку пассажиров был выдан британскими и французскими властями в конце 1975 года, и расписание полетов этого SST было одновременно торжественно объявлено компаниями "Air France" и "British Airways" 21 января 1976 года.
  Однако к тому времени растущая стоимость самолетов и действия "антиконкордистов" из числа защитников окружающей среды уменьшили заказы до 14 машин, которые заказали только две вышеупомянутые компании. Конечно, имелось твердое убеждение, что успешная эксплуатация этих самолетов "Air France" и "British Airways" приведет к новым заказам, но этого не произошло. Существенным фактором в отсутствии заказов стал большой рост стоимости авиационного топлива.
  Concorde "Air France" и "British Airways" провели тысячи часов в сверхзвуковом полете. Но не обошлось и без технических трудностей, основной из которых был износ покрышек колес шасси, связанный с относительно высокими посадочными скоростями. Это стало "штатной" проблемой в эксплуатации Concorde, но 25 июля 2000 года самолет "Air France" потерпел крушение при взлете из парижского аэропорта "Шарль де Голль". Металлическая полоса, отвалившаяся от DC-10 на взлетно-посадочной полосе аэропорта, порвала одну из покрышек Concorde. Обломки деталей попали в топливный бак крыла, и произошел пожар. Для предупреждения таких случаев в будущем были предприняты усилия по устройству защиты баков в крыле, но флот Concorde так полностью и не оправился. Хотя некоторые из сверхзвуковых авиалайнеров вернулись в эксплуатацию, 31 мая 2003 года фирма "Air France" отправила свой Concorde в заключительный полет, а 24 октября ее примеру последовала "British Airways".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aerospatiale/BAC Concorde

  Тип: сверхзвуковой гражданский транспортный самолет
  Силовая установка: четыре турбореактивных двигателя Rolls-Royce/SNECMA Olympus 593 Mk 610 с тягой 17260 кг (169,26 кН) с 17% форсажа
  Летные характеристики: крейсерская скорость для оптимальной дальности 2,04 М на высоте 15635 м 2179 км/час; практический потолок 18290 м; дальность при максимальном запасе топлива 6582 км с резервом топлива по FAR и загрузкой 8845 кг; дальность при максимальной загрузке на крейсерской скорости 2,02 М 6228 км с резервом топлива по FAR
  Масса: пустого 78698 кг; максимальная взлетная 185066 кг
  Размеры: размах крыла 25,55 м; длина 62,10 м; высота 11,4 м; площадь крыла 358,22 мг
Первый прототип "Конкорда" на авиасалоне в Ле-Бурже в мае 1969г.
Выкатка первого "Конкорда" в г. Тулуза
Церемония выкатки самолета 001 была обставлена с помпой. Это был первый публичный показ самолета. Достижение англо-британской промышленности приветствовали стюардессы 15 авиакомпаний и многочисленные журналисты.
On 20th August 1977 BAC/Aerospatiale Concorde 01 G-AXDN, the first pre-production aircraft, was flown into Duxford for preservation by the Duxford Aviation Society in co-operation with the Imperial War Museum
After roll-out, Concorde 002 was taken to Filton's new ?400,000 engine-running base. Tail is covered with acoustic protection for ground tests
BAC/Sud Concorde 002, G-BSST, the second prototype, being rolled out of the main assembly hall at Filton on 12th September. It is now expected that 001 will fly at Toulouse in December or January, and 002 about six weeks later
There was a long queue - past the tails of four Rallyes and winding back behind the Jaguar International - of people determined to see inside Concorde G-BBDG. On some days British Airways’ Concordes G-BOAA and G-BOAC overflew the Show
Concorde 02 F-WTSA meets Air Charter West Douglas DC-3 N300ZZ at San Francisco during a demonstration tour in October 1974
Third production Concorde, which, like the first production aircraft, has been finished in Air France insignia
Concorde G-BOAA leaves Heathrow for Bahrain at 1130hr GMT on January 21, 1976. Simultaneously, Air France Concorde F-BVFA left de Gaulle Airport for Rio, bringing air transport into the supersonic era.
Это первый взлет последнего серийного Concorde (G-BFKX). Этот самолет был позднее перерегистрирован как G-BOAF. 26 ноября 2003 года он, совершив посадку, завершил эру полетов сверхзвуковых пассажирских самолетов.
Concorde - Olympus 593
British-assembled Concorde 202 (second production aircraft), landing after its first flight on 13 February 1974
"Конкорд" в совместном полете с пилотажной группой "Рэд Эрроуз" над Фэйрфордом, 1985г.
The second preproduction BAC/Aerospatiale Concorde, 02.
BAC/Aerospatiale Concorde 001 G-AXDN.
Second production example of the Aerospatiale, BAC Concorde four-jet supersonic transport aircraft, in British Airways insignia
French-assembled first production Concorde Series 200 (F-WTSB), which flew for the first time on 6 December 1973
Concorde 203 made the first Concorde landing at Hong Kong Kai Tak Airport during a tour of the Orient and Pacific areas early in November 1976.
Concorde G-BOAA landing at Heathrow 20/1/76 on the eve of its historic inaugural flight to Bahrain with fare-paying passengers
Air France operates its Concordes on routes from Paris to Rio de Janeiro, Caracas and Washington, and has been achieving 72 per cent load factors on the Rio route. Illustrated is F-BVFA in the airline's new livery
Helicopter's eye-view of the static park. Large types included Gulf Air Lockheed TriStar A40-TY (nearest). Imperial Iranian A.F. Boeing 707 tanker/ transport 5-249. BAC/Aerospatiale Concorde G-BBDG. and (facing each other) Hawker Siddeley Nimrod XZ282 and A300B-2 Airbus F-WUAD
Concorde F-WTSB at John F. Kennedy Airport, New York, after its proving flight from Toulouse on 19th October 1977
Viewed from the Brabazon Hangar rafters, Concorde G-BOAA returned to BAC at Filton for modifications after a year in service with British Airways. Picture was taken on 27th January 1977
Concordes 01 G-AXDN (foreground) and 202 G-BBDG
Nearing completion at Filton in January were Concordes G-BOAE, c/n. 212, the last for British Airways (in background) and the so far unsold c/n. 214