Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota
Варианты:
Douglas - DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - 1935 - США
Страна: США
Год: 1935


Средний транспортный самолет с экипажем из двух человек
Описание:
DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota
Douglas DC-3
Douglas C-47 Skytrain/Dakota, C-53 Skytrooper и R4D
Фотографии:

Ч/б фото (204)

DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota

Военно-транспортный самолет. Двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Военная модификация пассажирского DC-3, спроектированного в КБ "Дуглас эйркрафт" под руководством А. Рэймонда и Э. Бартона. Опытный образец первого варианта DC-3, DST, поднялся в небо 17 декабря 1935 г. С апреля 1936 г. DST, а затем DC-3 и DC-3A строились серийно. Первый военный вариант, C-41A (на базе DC-3A), взлетел в августе 1939 г. Специально же приспособленные для военно-транспортной авиации C-53 и C-47 пошли в производство соответственно в октябре и ноябре 1941 г. Их строили заводы "Дуглас" в Лонг-Бич, Талсе (C-47 и C-117) и Санта-Монике (C-53). Всего изготовили 10 926 экз. (включая 133 учебных TC-47B).
Экипаж - 3 - 4 чел., 27 - 28 пассажиров или груз до 2725 кг. Моторы R-1830. Штатного вооружения не было, но в окнах салона имелись гнезда для оружия десанта. В США проводились полевые переделки под 2x12,7, в СССР - 1x12,7 (верхняя установка от Ли-2).
В годы Второй мировой войны C-53 и C-47 состояли на вооружении в США с января 1942 г., в Австралии - с апреля 1942 г., в Великобритании - с мая, в Советском Союзе - с августа, в Канаде - с марта 1943 г., в Новой Зеландии, Франции, Польше, Китае, Нидерландах - с 1944 г.
Основные серийные модификации:
  - C-53 (R4D-3, "Дакота" II), пассажирский самолет на 28 мест с моторами R-1830-92;
  - C-53B, арктический вариант с увеличенным запасом горючего;
  - C-53C, доработанные реквизированные гражданские DC-3A-453 с дверями с правой стороны;
  - C-53D, на базе DC-3A-547 с моторами R-1830-92, сиденьями по бортам салона и измененным электрооборудованием;
  - C-47 (R4D-1, "Дакота" I), грузо-пассажирский самолет на 28 мест с моторами R-1830-92, грузовыми дверями, усиленным полом, удлиненным крылом и астрокуполом на базе модели DC-3A-360;
  - C-47A (R4D-5, "Дакота" III), с усиленным шасси и усовершенствованным электрооборудованием на базе DC-3A-456;
  - C-47B (R4D-6, "Дакота" IV), с моторами R-1830-90/90B/90C;
  - C-47D, переделка C-47B под моторы без двухступенчатых нагнетателей;
  - C-117A, с моторами R-1830-90C, пассажирский самолет на 21 место;
  - R4D-2, с моторами R-1820-71 на базе гражданского C-49.
Предназначенные для флота R4D и экспортные "дакоты" имели отличия по оборудованию. Кроме военных модификаций ВВС различных стран эксплуатировали машины гражданского образца. В США они именовались: C-42, C-48, C-49, C-52, C-68, C-84 и R4D-4. Советские ВВС до самого конца войны располагали DC-3-196A, купленными в США в 1938 - 1939 гг.
И C-53, и C-47 очень широко использовались в войне. С лета 1942 г. они стали летать из США в Англию и из Индии в Китай. R4D с начала 1942 г. доставляли запчасти и персонал на передовые базы. В ноябре 1942 г. C-47 и C-53 высаживали десанты в Северной Африке. В этом же году они перебрасывали грузы войскам, сражавшимся за о. Гуадалканал. После высадки парашютистов на Новой Гвинее все снабжение наступающих войск осуществлялось по воздуху. На Тихом океане воздушные перевозки широко использовались для обеспечения боевых действий на Соломоновых о-вах и Филиппинах.
В июле 1942 г. авиация союзников высадила планерно-парашютный десант на Сицилии, в июне 1944 г. - в Нормандии, в августе - в Южной Франции, в сентябре с самолетов высадились подразделения, захватившие острова в Эгейском море. Привлекались C-53 и C-47 в ходе операций под Арнемом и при форсировании Рейна (март 1945 г.). Одновременно английские и американские самолеты обеспечили наступление в джунглях Бирмы, где не было других способов снабжения. В мае 1945 г. парашютный десант был высажен под Афинами.
C-47 и C-53 активно применялись для перевозок на Дальневосточном театре боевых действий. В частности, в 1943 - 1945 гг. C-47 использовались для перевозки грузов в Китай через Гималаи. Последний крупный воздушный десант был выброшен англичанами в районе Рангуна (Бирма, ныне Мьянма).
Советские C-47 участвовали в высадке десанта на Букринском плацдарме за Днепром в 1944 г., "воздушных мостах" в Словакию и Югославию (в последнем случае самолеты летали с базы Бари в Италии), обеспечивали действия всех фронтов и флотов на завершающем этапе войны. Последние вылеты они совершили, перевозя горючее в Манчжурии.
Польские ВВС получили несколько машин от СССР и использовали их как транспортные и штабные на заключительном этапе войны.
Выпуск военных вариантов DC-3 прекратили в мае 1946 г.
В Советском Союзе эти машины служили до 1957 г., в Великобритании - до апреля 1970 г., в Канаде - до 1973 г., в Австралии - до 1975 г., в США и Новой Зеландии - до 1976 г., во Франции - до 1982 г.
В послевоенный период C-47 состояли на вооружении во многих странах мира. Они как бомбардировщики и транспортные самолеты применялись в гражданской войне в Греции в 1947 - 1948 гг. В июле-октябре 1948 г. английские и американские машины привлекались для организации воздушного моста в Западный Берлин. В 1946-1949 гг. C-47 действовали в составе ВВС Нидерландов во время колониальной войны в Ост-Индии (Индонезии). В частности, в декабре 1948 г. голландские самолеты высадили посадочный десант под Джакартой. Французы применяли C-47 как транспортные и санитарные машины в ходе войны в Индокитае до 1954 г. На них даже перевозили в разобранном виде легкие танки. В 1948-1952 гг. англичане использовали свои "дакоты" в операциях против партизан в Малайе. Они сбрасывали с парашютами грузы для войск в джунглях. И Индия, и Пакистан неоднократно использовали C-47 в войнах друг с другом. Это имело место в 1947 г., в 1965 г., а в небольших масштабах - и в 1971 г. Египтяне на C-47 в 1948 - 1949 гг. летали с баз на Синае бомбить Израиль. В свою очередь, израильтяне использовали их для высадки парашютных десантов на Синае в 1956 г. Тремя годами позже парагвайские летчики с C-47 бомбили отряды партизан, пересекшие границу с Боливией. В 1958-1961 гг. самолеты, приобретенные ЦРУ, сбрасывали грузы для мятежников в Индонезии. В начале 1962 г. индонезийская армия высадила парашютные десанты в Западном Ириане (на о. Новая Гвинея), являвшемся тогда колонией Нидерландов. И индонезийцы, и противостоявший им контингент голландских вооруженных сил располагали некоторым количеством C-47. И как транспортные машины, и как бомбардировщики эти самолеты служили в ВВС Португалии. Их использовали в колониальных войнах в Анголе и Мозамбике в 1960-х гг. Во время войны во Вьетнаме американцы доработали некоторое количество машин в тяжелые штурмовики AC-47, обстреливавшие районы сосредоточения партизан. В 1967-1968 гг. правительственная армия в Нигерии использовала для военных перевозок во время боевых действий в Биафре несколько реквизированных гражданских DC-3. Как бомбардировщики C-47 последний раз действовали в "футбольной" войне между Сальвадором и Гондурасом в июле 1969 г. Сальвадорские экипажи наносили на них удары по военным объектам в приграничных районах. Последним же случаем применения "дугласа" как боевого самолета можно считать операции против повстанцев в Сальвадоре в 1983 г., когда две транспортные машины доработали по типу AC-47 и использовали на фронте.


C-47A||
Размах:||29,11 м
Длина:||19,43 м
Моторы, количество х мощность:||2x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||14060 кг
Максимальная скорость:||370 км/ч
Практический потолок:||7315 м
Дальность:||6115 км

Douglas DC-3

Douglas DC-3 - классический авиалайнер, известный во всех уголках планеты и продолжавший летать даже в новом тысячелетии. Мало кто мог предположить в далеком 1934 году, что создаваемый инженерами "Douglas Aircraft Company" по заказу "American Airlines" увеличенный вариант DC-2 со спальными местами, предназначенными для длительных трансконтинентальных перелетов в США, будет иметь такой грандиозный успех. Результатом проработки стал самолет, имевший салон на 14 спальных мест и получивший название DST (Douglas Sleeper Transport). Он поднялся в воздух 17 декабря 1935 года. Однако наибольшую популярность приобрел другой вариант - DC-3, рассчитанный на перевозку 21-28 пассажиров. До начала Второй мировой войны заказчикам были переданы 430 лайнеров, занявших доминирующие позиции в воздушном парке американских авиаперевозчиков. Высокая надежность самолета привлекла внимание и военных, которым требовалось большое количество транспортных самолетов.
  Благодаря высокой надежности многие военные DC-3 благополучно пережили войну и впоследствии были с удовольствием приобретены различными организациями.
  DC-3 представлял собой свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции, исключая полотняную обшивку поверхностей управления. Крыло - многолонжеронное, созданное на базе крыла DC-1, и во многом предопределившее длительный срок службы авиалайнера. Самолет имел цельнометаллический фюзеляж почти круглого поперечного сечения, убирающееся трехопорное шасси с самоориентирующимся хвостовым колесом и основными опорами, убирающимися в нижнюю часть гондол двигателей таким образом, что часть колес шасси выступала за рамки гондол, а также свободнонесущее цельнометаллическое оперение.
  Гражданские DC-3 сыграли огромную роль в прокладке надежных национальных авиамаршрутов в довоенный период. Рекорд периода 1936-1941 годов, когда пассажиропоток в США возрос почти на 600%, был установлен во многом именно благодаря самолету DC-3. Гражданские модели, включая DST, строились в пяти сериях, причем стандартной силовой установкой стали варианты с двигателями Wright SGR-1820 Cyclone или Pratt & Whitney Twin Wasp мощностью от 1 000 и 1200 л. с. (746-895 кВт) при различной максимальной взлетной массе.


Варианты

  DST: первоначальный вариант вместимостью 28 пассажиров или 14 в спальном варианте; оснащался звездообразными двигателями Wright Cyclone (построен 21 самолет)
  DST-A: идентичен DST, но с двигателями Twin Wasp (19 самолетов)
  DC-3: основной пассажирский авиалайнер вместимостью 21-28 пассажиров и двигателями Cyclone (266 самолетов)
  DC-3A: пассажирский авиалайнер, идентичный DC-3, но с двигателями Twin Wasp (114 самолетов)
  DC-3B: конвертируемый варианте пассажирскими креслами-кроватями в передней части салона и обычными местами в задней части салона; вместимость - 28 пассажиров для дневных полетов и уменьшенным количеством - для ночных перелетов; легко отличим по небольшим дополнительным иллюминаторам на каждом борту над первым и третьим основными иллюминаторами (10 самолетов)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Douglas DC-3A

  Тип: средний транспортный самолет с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два звездообразных ПД Pratt & Whitney S1C3G Twin Wasp мощностью по 1200 л. с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 2590 м - 370 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 307 км/ч; начальная скороподъемность 344 м/мин; практический потолок 7070 м; дальность 3420 км
  Масса: пустого 7650 кг; максимальная взлетная 11431 кг
  Размеры: размах крыла 28,96 м; длина 19,65 м; высота 5,16 м; площадь крыла 91,69 м2
  Полезная нагрузка: до 28 пассажиров

Douglas C-47 Skytrain/Dakota, C-53 Skytrooper и R4D

Возможности, продемонстрированные транспортным самолетом DC-2, убедили Армию США в необходимости создания специализированной транспортной машины. Военные начали разработку требований к усовершенствованному варианту на базе DC-3. Требовалось оснастить самолет более мощными двигателями, усилить конструкцию хвостовой части фюзеляжа и кабины, организовать большие грузовые люки и заменить пассажирские кресла на сиденья вдоль борта. В качестве силовой установки были выбраны радиальные двигатели R-1830-92. В 1940 году был выдан первый крупный заказ на самолет, получивший обозначение C-47 Skytrain, который стал прародителем огромного количества модификаций, в том числе и 28-местного C-53 Skytrooper, специально созданного для десантных операций. C-47 использовался также в качестве буксировщика планеров и был задействован в операциях на Сицилии, в Бирме, Нормандии, Арнхеме и при форсировании Рейна. Множество этих самолетов, поставленных по ленд-лизу в Британию и получивших там имя Dakota, участвовали в высадке десанта в Нормандии. C-47 позднее принимали участие в Берлинском воздушном мосту, боевых действиях в Корее и в варианте ганшип под обозначением AC-47D - в войне во Вьетнаме. ВМС США и КМП также использовали самолет под различными обозначениями, хотя первоначально машины назвались R4D; в 1962 году обозначения самолетов семейства C-47 были упорядочены.
  Как и американская Армия, ВМС и КМП сначала использовали R4D преимущественно для перевозки людей и грузов, но позднее круг решаемых задач постоянно расширялся и стал включать, среди прочего, ведение РЭБ и обучение. Оснащенные лыжным шасси, C-47 широко использовались в Арктике и Антарктике.
  За время производства конструкция планера не претерпела существенных внешних изменений, чего нельзя сказать о силовой установке. По мере появления более мощных двигателей или их усовершенствованных вариантов они использовались, чтобы увеличить массу полезной нагрузки и повысить летные характеристики машины. В списке производителя значилось шесть вариантов двигателя Wright SGR-1820 Cyclone мощностью от 900 до 1 000 л.с. (671-746 кВт) и шесть вариантов двигателя R-1830 Twin Wasp мощностью от 1000 до 1100 л. с. (746-820 кВт). После окончания Второй мировой войны большое количество армейских и морских вариантов DC-3 стали лишними и были проданы на гражданском рынке.

  С учетом огромных потребностей в самолетах для перевозки пассажиров, многие машины зачастую использовались без переделки аскетичного военного интерьера. Но все-таки большинство самолетов прошли доработки салонов и оборудования, чтобы соответствовать требованиям авиакомпаний, а некоторые из них даже получили VIP-отделку.
<...>


Варианты

  C-41A: первый вариант для Армии США на базе DC-3A с военным оборудованием, откидными сиденьями и двигателями R-1830-21; самолет использовался для перевозки командного состава (построен 1)
  C-47: первый серийный вариант для военного применения с увеличенным на 0,15 м размахом крыла, новой топливной системой, двигателями R-1830-92 и небольшим астрокуполом; рассчитан на перевозку до 2722 кг груза или 28 десантников, или 14 раненых при трех сопровождающих (построено 965)
  C-47A: усовершенствованный вариант C-47 с электросистемой напряжением 24 вольта вместо 12-вольтовой (построено 5253)
  RC-47A: послевоенная модификация, использовавшаяся в Корее в качестве разведчика и для сброса осветительных ракет при взаимодействии с боевыми ударными самолетами
  SC-47A: послевоенный поисково-спасательный вариант (с 1962 года HC-47A)
  VC-47A: послевоенный вариант для перевозки личного состава с обычными сиденьями
  C-47B: вариант созданный для перевозок между Индией и Китаем, способный действовать в высокогорном климате Гималаев; двигатели R-1830-90C оснащены дополнительными нагнетателями; машины не имели особого успеха, и многие из них позднее были переделаны в вариант C-47D (построено 3232)
  TC-47B: вариант для обучения штурманов (построено 133)
  VC-47B: C-47B, переделанные для перевозки личного состава
  XV-47C: экспериментальный вариант с двумя поплавками Edo Model 78, в каждом из которых могло разместиться 1136 л топлива; серийно не строился, но были выпущены 150 комплектов поплавков для установки в полевых условиях(построен 1)
  C-47D: обозначение C-47B после демонтажа дополнительных нагнетателей
  AC-47D: 26 самолетов для контроля за воздушными маршрутами, использовавшимися военной Авиатранспортной службой с 1953 no 1962 год, когда их обозначение изменили на EC-47D
  AC-47D: с 1965 года обозначение использовалось для ганшипов, вооруженных тремя 7,62-мм пулеметами General Electric Miniguns, которые вели огонь через четвертое и пятое окна и открытую дверь по левому борту
  RC-47D: разведывательный вариант
  SC-47D: поисково-спасательный вариант (с 1962 года HC-47D)
  TC-47D: учебный самолет
  VC-47D: самолеты, переделанные в штабные транспорты
  C-47E: обозначение, вначале предназначавшееся модернизированным C-47 с двигателями R-1820-80 мощностью 1475 л. с. (1100 кВт), но затем присвоенное восьми машинам, переделанным для ВВС США компанией "Pan American" и оснащенным двигателями R-2000-4 мощностью 1290 л. с. (962 кВт); использовались для контроля за воздушными маршрутами
  C-47M: самолеты C-47H и C-47J, оснащенные специальным радиоэлектронным оборудованием; использовались во Вьетнаме
  EC-47N: C-47A специально оснащенный для ведения радиотехнической разведки во Вьетнаме
  EC-47P: C-47D специально оснащенный для ведения радиотехнической разведки во Вьетнаме
  EC-47Q: вариант с двигателями B-2000-4 для ведения радиотехнической разведки во Вьетнаме
  C-48: один DC-3A, в ходе постройки изъят из заказа компании "United Air Lines"
  C-48A: три DC-3A, забранные в ходе постройки
  C-48B: 16 реквизированных самолетов
  C-48C: семь DC-3A, в ходе постройки забранных у компании "Pan American", и девять реквизированных самолетов
  C-49: шесть DC-3, в ходе постройки забранных у компании "TWA"
  C-49A: один DC-3, в ходе постройки забранный у компании "Delta"
  C-49B: три DC-3, в ходе постройки забранные у компании "Eastern"
  C-49C: два DC-3, в ходе постройки забранные у компании "Delta"
  C-49D: шесть DC-3, в ходе постройки забранных у компании "Eastern" и пять реквизированных самолетов
  C-49E: 22 реквизированных самолета
  C-49F: девять реквизированных самолетов
  C-49G: восемь реквизированных самолетов
  C-49H: 19 реквизированных самолетов
  C-49J: 34 DC-3, забранные в ходе постройки
  C-49K: 23 DC-3, забранные в ходе постройки
  C-50: четыре DC-3, в ходе постройки забранные у компании "American"
  C-50A: два DC-3, в ходе постройки забранные у компании "American"
  C-50B: три DC-3, в ходе постройки забранные у компании "Braniff"
  C-50C: один DC-3, в ходе постройки забранный у компании "Penn Central"
  C-50D: четыре DC-3, в ходе постройки забранные у компании "Penn Central"
  C-51: один DC-3, в ходе постройки забранный у компании "Canadian Colonial"
  C-52: один DC-3A, в ходе постройки забранный у компании "United"
  C-52A: один DC-3A, в ходе постройки реквизированный у компании "Western"
  C-52B: два DC-3A, в ходе постройки забранные у компании "United"
  C-52C: один DC-3A, в ходе постройки забранный у компании "Eastern"
  C-52D: один реквизированный самолет
  C-53: специальный 28-местный вариант для перевозки войск; крюк для буксировки планеров и грузовой люк отсутствуют, двигатели R-1830-92 (построен 221)
  XC-53A: C-53, модернизированный в 1942 году, щелевые закрылки по всему размаху крыла и воздушно-термическая противообледенительная система
  C-53B: восемь C-53, в 1942 году доработанных для использования в Арктике, оснащены дополнительными топливными баками и оборудованием для работы в зимних условиях
  C-53C: 17 самолетов, забранных в ходе постройки
  C-53D: аналогичен C-53, за исключением боковых сидений (построено 159)
  C-68: два реквизированных DC-3A
  C-84: четыре реквизированных самолета
  C-117A: самолет для перевозки 21-го человека личного состава, мало отличающийся от C-47B (построено 17)
  C-117B: 11 C-117A со снятыми с двигателей R-1830-90C дополнительными нагнетателями
  C-117C: VC-47, доработанные до стандарта C-117B
  XCG-17: экспериментальный планер для перевозки войск, полученный путем демонтажа с C-47 двигателей и установки вместо них обтекателей; XCG-17 имел на удивление высокие летные характеристики, но к моменту завершения испытаний в 1944 году ВВС США уже не нуждались в большом количестве планеров и заказа на серийное производство не последовало
  R4D-1: первый транспортный вариант для ВМС, в основном подобный C-47, за исключением морского оборудования (построено 100)
  R4D-2: два DC-3, забранные в ходе постройки у компании "Eastern" и использовавшиеся ВМС для перевозки личного состава; позднее их обозначение изменили на R4D-2F и R4D-2Z
  R4D-3: 20 C-53, полученных от ВВС США
  R4D-4: 10 DC-3, забранных в ходе постройки у компании "Pan American" и использовавшихся ВМС для перевозки личного состава; часть позднее доработана в самолеты РЭБ и получила обозначение R4D-4Q
  R4D-5: 238 C-47A, полученных ВМС по контрактам, заключенным ВВС США (с 1962 года C-47H)
  R4D-5E: R4D-5, доработанные для специальных радиоэлектронных операций
  R4D-5L: R4D-5, доработанные для эксплуатации в Арктике и Антарктике (с 1962 года LC-47H)
  R4D-5Q: R4D-5, модифицированные в самолеты РЭБ (с 1962 года EC-47H)
  R4D-5R: R4D-5, доработанные для перевозки личного состава (с 1962 года TC-47H)
  R4D-5S: R4D-5, переделанные для обучения (с 1962 года SC-47H)
  R4D-5T: R4D-5, доработанные для подготовки штурманов
  R4D-5Z: R4D-5, переделанные для перевозки личного состава (с 1962 года VC-47H)
  R4D-6: 150 C-47B, полученных ВМС по контрактам, заключенным ВВС США (с 1962 года C-47J); модификации, аналогичные разным вариантам R4D-5, получили обозначения R4D-6E, R4D-6L (LC-47J), R4D-6Q (EC-47J), R4D-6R (TC-47J), R4D-6S (SC-47J), R4D-6T и R4D-6Z (VC-47J)
  R4D-7: 47 TC-47B, полученных ВМС по контрактам, заключенным ВВС США (с 1962 года TC-47K)
  Dakota Mk I: C-47 для британских ВВС (RAF), 52 самолета поставлено по ленд-лизу и один собран из запасных частей
  Dakota Mk II: C-53 для RAF (девять самолетов поставлено по ленд-лизу)
  Dakota Mk III: C-47A для RAF (12 передано ВВС США и 950 поставлено по ленд-лизу)
  Dakota Mk IV: C-47B для RAF (896 поставлено по ленд-лизу)
  Ли-2: вариант, строившийся по лицензии в СССР; первая модификация, ПС-84, была оснащена радиальными двигателями Швецова М-62 мощностью по 900 л. с. (671 кВт), которые позднее заменили форсированными АШ-62; выпускался ряд вариантов (в том числе и имевших вооружение), наиболее известными из которых являются грузовой Ли-2Г, пассажирский Ли-2П, грузо-пассажирский Ли-2ПГ и экспериментальный высотный самолет Ли-2В; всего в СССР построили свыше 2000 машин этого типа, не считая 707-и, полученных по ленд-лизу
  Showa L2D: в 1938 году фирма "Mitsui" приобрела лицензию на выпуск DC-3 в Японии и Манчжурии, а также приобрела 13 и 7 готовых самолетов DC-3 и DC-3A; в качестве субподрядчика для производства DC-3 "Mitsui" выбрала фирму "Showa", построившую 414 самолетов под обозначением L2D для авиации Императорского флота, включая пассажирский L2D2 1000 л. с. (746 кВт), пассажирский L2D3 с двигателями Mitsubishi Kinsei 51 мощностью по 1300 л. с. (970 кВт), пассажирский L2D3a с двигателями Mitsubishi Kinsei 53 мощностью по 1300 л. с. (970 кВт) Kinsei 53, грузовой L2D3-1 с двигателями Kinsei 51, грузовой L2D3-1a с двигателями Kinsei 53, пассажирский L2D4, оснащенный верхней турелью с 13,2-мм пулеметом и двигателями Kinsei 51, L2D4-1 - грузовой вариант L2D4, а также пассажирский L2D5, выполненный на базе L2D4, но из стали и дерева, и оснащенный двигателями Kinsei 62 мощностью по 1560 л.с. (1164 кВт); еще 71 самолет L2D2 был построен фирмой "Nakajima"


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Douglas C-47A Skytrain

  Тип: транспортный самолет с экипажем два/три человека
  Силовая установка: два радиальных двигателя Pratt & Whitney R-1830-92 мощностью по 1200 л. с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 2680 м - 370 км/ч; крейсерская скорость 257 км/ч на оптимальной высоте; время набора высоты 3050 м - 9 мин 36 с; потолок 7315 м; дальность полета с максимальным запасом топлива и без полезной нагрузки 6115 км, и 2575 км со стандартным запасом топлива и полезной нагрузкой
  Масса: пустого 8103 кг; максимальная взлетная 11 793 кг
  Размеры: размах крыла 29,11 м; длина 19,43 м; высота 5,18 м; площадь крыла 91,69 м2
  Полезная нагрузка: до 28 военнослужащих или десантников, или 14 носилок с тремя сопровождающими, или 2722 кг груза
DST
Праздничный первый полет первого DC-3. 17 декабря 1935г.: в очередную годовщину первого полета самолета братьев Райт в 1903 году прототип Douglas DST (Douglas Sleeper Transport) совершил свой первый полет из Кловер Филд, Санта Моника, пилотом был Карл А. Ковер. DST, переделанный в пассажирский самолет, получил обозначение DC-3 и выпускался во время Второй мировой войны в большом количестве.
Этот новый самолет, принадлежавший авиакомпании "American Airlines", был из первой партии DC-3 (1936 год). DC-3 использовались для перевозки пассажиров и почты.
In his distinctive white overalls, a TWA groundcrew member marshals a Douglas DST (note the upper cabin windows) into position, probably just before the entry of America into the Second World War. The airline introduced the DST and its 21-seat non-sleeper variant, the DC-3, into service in the summer of 1937.
Один из первых экземпляров пассажирского самолета Douglas DST
The Douglas D.S.T. Commercial Transport (two 850 h.p. Pratt & Whitney "Twin-Wasp" engines).
Пассажирский самолет Douglas DST
Первый прототип семейства DST/DC-3 поступил в авиакомпанию "American Airlines". Он имел номер NC14988.
SLEEPER TRANSPORT: The new Douglas D.S.T., which will carry sixteen passengers as a "sleeper transport" and twenty-four in the ordinary way, on test at Santa Monica, California. With two 930 h.p. engines - presumably the latest Wright Cyclones - the D.S.T. has a maximum speed of approximately 215 m.p.h.
FOR TRUNK ROUTES. Douglas DC-3 monoplanes have been ordered by American Airlines, United Airlines, K.L.M. and T.W.A. For night operation, when the machine is usually known as the D.S.T. (Douglas Sleeper Transport), sleeping accommodation for up to fourteen passengers is provided. By day there are seats for twenty-four. The new Wright Cyclone Model G or the Pratt and Whitney Twin Wasp engines are variously specified. With Cyclone G2s, which are supercharged to give 850 h.p. at 5,800 feet the maximum speed is 213 m.p.h. The cruising speed at 10,000 ft. is 180 m.p.h. Structurally the machine is similar to the well-established D.C.2. Externally it may be distinguished from that machine by forward continuation of the fin.
DC-3 Civil
Плавные обводы, высокое качество и полностью металлическая конструкция были одними из многих факторов, сделавших DC-3 феноменально успешным самолетом.
B.E.A. is experimenting with different styles of fuselage and tail markings. This Pionair, G-AMDZ "Frank Barnwell", has the usual fin-sited Union Jack removed to above the freight hatch and a large red band with white B.E.A. across the fin and rudder. Viscount G-AMOZ also has a new B.E.A. tail marking.
G-AMPO in service as a commuter airbus with BAC;
G-AMPO in the colours of Jersey-based Intra;
G-AMPO in the red, white and blue of Norwich-based Eastern Airways.
G-AMPO in the Macedonian Aviation livery which it wore from November 1972 until August 1975;
One of Swissair's two Douglas D.C.3s with the Dubendorf terminal building in the background. Behind the tail of the machine is the open-air public restaurant.
SOMETHING DIFFERENT: Last Sunday a Swissair Douglas D.C.3 put into Hatfield for a few minutes. The crew had not come to inspect fhe Albatross but merely to look at Hatfield as a possible reserve when Croydon is impossible.
"British Midland" (позже "Derby Airways") получила свой первый DC-3 в 1955 году и эксплуатировала эти самолеты на протяжении 1960-х годов. Самолеты часто использовались для доставки двигателей Rolls-Royce по всему миру - один из заводов "Rolls-Royce" находился в Дерби.
В авиакомпании "Canada Air Lines" самолеты DC-3/C-47 заменили Lockheed Model 14. DC-3 эксплуатировали многие компании из Канады.
Даже сегодня DC-3 выглядит настоящим авиалайнером. Комфорт пассажиров, безопасность и цельнометаллическая конструкция - вот ключевые аспекты его популярности.
A Douglas DC-3, G-ANEG, in the markings of Transair.
Британская "Transair" эксплуатировала DC-3 с 1947 года. В 1959 году один из ее DC-3 (G-AMZD) разбился; погибли все 32 человека, находившиеся на борту.
The Douglas DC-3 Commercial Airliner, the progenitor of the most widely-used military transport of the war, - the C-47 Skytrain or Dakota.
Когда в 1930-х годах коммерческая авиация стремительно развивалась, авиакомпания "United" эксплуатировала два самых надежных самолета того времени: Douglas DC-3 (на заднем плане) и Boeing 247D. Но в конечном итоге Douglas вытеснил Boeing.
Concorde 02 F-WTSA meets Air Charter West Douglas DC-3 N300ZZ at San Francisco during a demonstration tour in October 1974
Douglas DC-3 OK-XDH of CSA under tow by tractor.
Fokker-assembled Douglas DC-3 OK-AIE of CLS was one of four used on the “Blue Danube” service.
DC-3 (на переднем плане) и DC-2 принадлежат компании KLM - первой компании за пределами США, эксплуатирующей DC-3.
MODERN TRANSPORT: K.L.M.'s first D.C.3 at Croydon last Saturday. So far as this view is concerned the only really noticeable difference between this machine and its predecessor is in the fin form. The fin now extends along the fuselage in order to give better directional stability.
SHADOW AND SYMMETRY: The smooth lines of the Douglas D.C.3 are well shown in this Flight photograph of K.L.M.'s Ibis taken at Croydon last Saturday.
Ramp scene at Amsterdam-Schiphol June 25, 1938, dominated by Fw 200 V2 D-AETA ‘ Westfalen ’ of DLH. Alongside it is Fokker-assembled Douglas DC-3 PH-ARZ ‘Ijsvogel' of KLM. To the left is Curtiss T-32 Condor G-AEZE of International Air Freight and to its right KLM Lockheed Super Electra PH-APE ‘Ekster’.
Чарльз Линдберг из компании TWA, разработавший требования и заказавший первые DC-2, очень быстро оценил потенциал DC-3. Компания немедленно сделала на них заказ.
A pre-war line-up of TWA hardware at Burbank, California. Nearest the camera is a Douglas DC-3, beyond which is a DST with a DC-2 behind it. All sport the legend “The Lindbergh Line”, the famous aviator having joined one of TWA’s predecessors, Transcontinental Air Transport, in 1928.
A pair of Art Deco classics depart New York City - A TWA DC-3 flies over the French ocean liner SS Normandie, which made 139 westbound transatlantic voyages between 1935 and 1941.
With the USA’s entry into the war TWA repainted the fuselages of its DC-3s, replacing the Lindbergh Line legend with exhortations to buy war bonds. The DC-3-362 Lombard was travelling in, c/n 3295, was built as NC1951 but the registration was cancelled on February 7, 1941, the machine becoming NC1946/ “387” in TWA service.
This extraordinary photograph of a DC-3 dwarfed by Half Dome in Yosemite National Park, California, gives an impression of the sheer scale of the scenery through which aircraft had to pass in the pioneering days of the early American airlines.
An Ozark Air Lines DC-3 over Springfield, Illinois, in 1951. Ozark owed its existence to the failure of another feeder, Parks Air Lines (Parks Air Transport). The CAB cancelled the Parks certificate and awarded the bulk of its routes to Ozark, the last of the 13 permanently-certificated locals to receive its certificate.
Odyssey 86 Douglas DC-3 C-FGXW over the UK during its world tour. The Dak arrived at North Weald on July 27, 1986, and departed via Stansted on July 30 en route for Iceland and Canada.
Sabena Dakota OO-AUW taxies out from the Croydon apron on March 15, 1947.
Бельгийская "Sabena" до начала войны успела получить только два DC-3.
A pair of DC-3s of Minneapolis-based North Central Airlines, the more appropriate moniker for Wisconsin Central Airlines, which was renamed in late 1952 .
With the arrival in Hollywood of the tragic news, Gable chartered a Western Air Lines DC-3 and flew to Las Vegas with a group of the couple’s close friends and studio executives.
Air Atlantique’s Dakota IV G-AMPY at Coventry on April 10, 1986. The aircraft is being sponsored by American airline Northwest Orient for the 1986 display season, and has been resprayed in the red, white, black and silver scheme of a Northwest DC-3 of about 1936. With its cabin in passenger-carrying configuration G-AMPY will take part in a special anniversary flypast, in company with a Northwest Orient Boeing 747, at the North Weald Fighter Meet on the weekend of June 28-29.
Douglas C-47A Dakota 3 ZS-BCY of Suidair International Airways at Croydon on May 26, 1947.
Dakota 3 N9985Q, which was G-ANAD back in 1954 and has since been VR-AAI and F-OCKX, parked at Hum 8/2/77;
Dakota 3 G-ANAF (until recently mothballed at Duxford), f/f at Exeter 28/6/77 after complete rebuild by Westcountry Aircraft Servicing Ltd., was d/d to Air Atlantique, Jersey, on the same day
Air Afrique's sole Douglas DC-3. TU-TCL, seen at Abidjan in 1970, was purchased in 1966 and is still in service.
Самолет G-AMPZ нес в 1999 году окраску Транспортного командования британских ВВС в честь 50-й годовщины Берлинского воздушного моста. Ранее, после службы в ВВС США, самолет летал в британских ВВС как Dakota IV и был куплен "Air Atlantique" в 1986 году. На стабилизаторе самолета были установлены штанги опрыскивателя (на врезке) для распыления дисперсантов над нефтяными пятнами.
Dakota G-AGZA before the accident. Formerly serving in the RAF as KG420 the aircraft had been in service less than nine months at the time of the crash.
Bonanza Air Lines DC-3 N491 at San Diego, California, in May 1959. The airline’s distinctive livery of this period incorporated a vivid orange fuselage band and fin.
Pioneer Air Lines Douglas DC-3 N78021 on the ramp at Dallas Love Field in August 1950. Two years later, in a move that irritated the CAB, the airline replaced its entire DC-3 fleet with larger Martin 2-0-2s, but was forced to return to a predominantly DC-3 service. Pioneer merged with Continental in 1955.
Dakota HZ-AAP in early green/white scheme at Bahrein, 28/2/60
Resplendent in the current livery, Dakota HZ-AAX, seen at Jeddah in December 1974, is believed to be the first aircraft ever delivered to Saudia
Dakota G-AMVA at Abu Dhabi, its livery revealing that it then belonged to one of BOAC's associated companies
Williamsons have also acquired the former Aer Lingus Dakota 3, EIAFB, now re-registered VR-TBT, marks originally earmarked for a Dornier Do 27B.
Like T.W.A, in Ethiopia, Transocean Airlines are withdrawing their older equipment from Iranian Airways . Dakota 4, EP-ACK, which together with EP-ADI, was reported homeward bound, is shown here after exchanging the heat of Persia for the snows of Goose Bay, Labrador. They have been replaced by Convairs EP-ADX and 'ADY.
N17318, a C.C.A. DC-3 is spotlighted in the accompanying letter from reader Powell in Kenya .
The nationality mark 90 has been allotted to the Congo and is seen here on Air-Congo's Dakota 3 90-CUK in Katanga.
Nine Cessna Bird Dogs and one Bell OH-13 of the Air Service component of the United Nations Observation Group In Lebanon (Unogil) share the ramp with a Middle East Airlines Douglas DC-3 (and one other DC-3) at Beirut International Airport during the Lebanon crisis of 1958.
Also at Heathrow, Overseas Aviation's G-ALHP, in August 1961. Among the aircraft behind are BEA 'Pionair'-class Douglas Dakota G-AHCX and an Air Safaris Vickers Viking.
Qantas Douglas DC-3 VH-EBU and de Havilland Canada Otter VH-EAZ parked sideways-on at Wau. The level floor of the traffic office gives some idea of the aerodrome's slope
Strike up the band! - the inauguration of air services to smaller cities in the USA with the DC-3s of the local feeder airlines was cause for celebration. Empire Air Lines DC-3 NC62375, City of La Grande, was one of several used by the Boise, Idaho-based airline, which received its feeder certificate from the CAB in 1946.
В годы войны этот самолет "Ibis" компании KLM летал в британской BOAC с регистрацией G-AGBB. Самолет 1 июня 1943 года был сбит над Бискайским заливом германским Ju 88; погибли все находившиеся на борту 17 человек, среди которых был и актер Лесли Ховард.
После Второй мировой войны в авиакомпании "Air France" было много бывших военных самолетов C-47, переданных в гражданскую эксплуатацию. Из самолетов гражданских модификаций был один DC-3A, полученный еще до войны, и три DC-3D. Модель 3D была новой гражданской моделью, созданной на базе военных C-47.
Авиакомпания «Air France» давно занимается доставкой почты, купив еще в августе 1933 года французскую почтовую авиакомпанию «Aeropostale». После войны «Air France» использовала для доставки почтовых грузов самолеты Douglas DC-3.
Восприняв и творчески переработав европейский опыт создания пассажирских самолетов во второй половине 20-х и начале 30-х годов, американская авиаиндустрия смогла уже во второй половине 30-х годов создать семейство легендарных "Дугласов", таких как DC-3 (на фото) и DC-4, ответить на которые ни итальянской, ни европейской авиаиндустрии в целом накануне начала Второй Мировой войны было фактически нечем...
DC-3/C-47 стали основой парка транспортных самолетов союзников в годы войны и активно использовались для грузоперевозок после ее окончания, но не отличались удобством погрузки/выгрузки. Грузовая дверь была неудобной, а пол кабины на земле находился в наклоненном положении.
Разгрузка C-47 в аэропорту Темпельхоф 2 июня 1947г. На этом аэродроме также базировались и разведчики погоды B-17
Во время операции "Vittles" (Берлинский воздушный мост) авиабаза Рейн-Майн была на острие активности. На фотографии - C-47 и C-54.
An ATC officer gives a green to the first of a wave of RAF Dakotas about to take off.
C-47 активно работали и в ходе Берлинского кризиса 1948-1949 годов. На фотографии - американские Skytrain получают груз на авиабазе в Висбадене, вскоре они отправятся с ними на помощь "осажденному" Западному Берлину. Берлинский воздушный мост стал одной из грандиозных воздушных операций того времени.
USAF
До получения специализированных военных вариантов C-47, ВВС США использовали различные модификации гражданских авиалайнеров DC-2 и DC-3, получивших обозначения C-32/33/34/38/39/40/41.
C-117 Skytrooper был транспортным вариантом C-47 с салоном на 24 человека. Изображен C-117C - один из 11 нестандартных VC-47, получивших новое обозначение в 1953 году.
C-47 "Дакота" - когда-то их тут были сотни, отсюда они отправлялись на организацию воздушного моста на Берлин в 1947г., в Корею, Вьетнам, а это второй (!) серийный экземпляр C-47
Douglas C-47 Skytrain N491P Buzz Buggy was donated in 1973.
Транспортный Дуглас C-47 "Скайтрейн"
Оснащенный бортовыми сиденьями для 28 военнослужащих и дверью по левому борту, C-53 Skytrooper являлся военно-транспортным вариантом C-47. Для ВВС США было построено относительно немного самолетов этой модификации - всего 404 машины
По большому счету C-47 стал воздушным эквивалентом армейского джипа - неприхотлив, долетит куда угодно и выполнит любое задание. Этот Skytrain из 316-й транспортно-десантной авиагруппы распыляет пестициды над пораженными малярией районами Окинавы, июль 1945 года.
The Douglas C-47A Skytrain Military Transport (two Pratt & Whitney R-1830-92 engines).
The Douglas C-53 Skytrooper Troop-carrier and Glider-tug (two Pratt & Whitney R-1830-92 engines).
The Douglas C-47B Skytrain Military Transport (two Pratt & Whitney R-1830-90C engines).
В годы Второй мировой войны C-47 оказывался в тех местах, куда направлялись союзники. Самолеты эксплуатировались очень интенсивно - перевозили грузы и личный состав. Данный C-47 из 6-й транспортно-десантной эскадрильи ВВС Армии США следует над горным массивом Новой Гвинеи, 1943 год. В качестве эскорта привлечены Bell P-39 Airacobra - японские истребители могли атаковать в любой момент. Количество P-39 в Европе и Африке было незначительным, в то время как на тихоокеанском театре военных действий Airacobra и P-40 доминировали до 1944 года.
Фотография немецкого очевидца - 440 самолетов и планеров из 38-й и 46-й групп вместе с 243 Douglas C-47 американского 52-го транспортного авиакрыла высадили первую волну десанта над Дирсфордтер-Вальд примерно в 10 часов утра.
Окно в облаках дало возможность сбросить грузы с транспортных самолетов обескровленной под Бастонью американской 101-й воздушно-десантной дивизии.
C-47/Dakota был основным транспортным самолетом союзников, особенно активно он привлекался к выброске парашютных десантов - в первый день операции "Market Garden" самолеты выбросили 15 тысяч десантников.
Выброс десанта с турецких C-47
Авиация являлась ключевым элементом в попытке Голландии сохранить контроль над Ост-Индией. В "полицейской акции" в декабре 1947 года использовались десантники, но ее успех только усилил последующую активность партизан.
Some breathless moments for a training stick from one of the Parachute Training School's Dakotas. The first student out is carrying a 60-lb (27-kg) kitbag strapped to his leg, which is causing an uncharacteristic (and highly undesirable) somersault in the slipstream. The canopy-last deployment sequence of the X-Type Statichute is graphically shown in this photograph, in which the rigging lines have just reached their full extension and are about to pull the parachute canopy from its bag stowage. Bags and strops from two previous jumpers in the stick are trailing from the door, from which the student (an RAF nursing sister) is holding a textbook exit position.
В ходе войны, наряду с поисково-спасательными SC-47D (позднее HC-47D), ВВС США стали использовать для спасения сбитых пилотов OA-10). Спасательный плот подвешивался под крылом и мог быть сброшен рядом с пострадавшим самолетом. Операции по спасению часто проводились совместно с ВМС и Береговой охраной США. Оснащенные OA-10 поисково-спасательные эскадрильи (Emergency Rescue Squadrons - ERS) базировались no всему миру, от Гренландии до острова Вознесения.
Часть C-47 была переоборудована в поисково-спасательные машины. SC-47D могли нести под фюзеляжем спасательную шлюпку.
"SPEAKER BIRD" и "SISTER GABBY" были позывными Helio U-10 и C-47 из 5-й эскадрильи спецопераций (SOS), задействованных для сброса листовок и пропагандистского вещания.
Попытки американцев вести психологическую войну дали весьма сомнительные результаты. На снимке "bullshit bomber" из 5-й SOS разбрасывает листовки над вьетнамскими джунглями.
Pratt & Whitney, still in business today as one of the world’s "big three" gas turbine makers, vied with Wright in the piston engine era. More than 10,000 Douglas DC-3 variants were P&W powered
The only camouflaged C-47 in Europe, this aircraft is the personal transport of General R. M. Lee, Commander, U.S. 12th A.F. The colours are brown and green.
Группа C-47 ВВС армии США на аэродроме, 1944 г.
"Кобры" и "Дакоты" на авиабазе Колд-Бей. Аляска, 1942г.
Прицеп для джипа грузится на борт C-47A из 9-го транспортно-десантного авиакомандования в день высадки в Нормандии 6 июня 1944 года. Загрузка такого оборудования через дверь в фюзеляже была крайне трудоемкой и продолжительной - один из самых серьезных недостатков C-47. Менее чем через сутки 1600 транспортных самолетов и планеров союзников высадили в Нормандии три полнокровные воздушно-десантные дивизии.
C-47 готовится взлететь с планером "Вако" на буксире.
Dakota готовится подцепить планер Waco - данная техника использовалась для возвращения планеров, задействованных в 1944 году во 2-й экспедиции британских сил спецназначения, дислоцированных в Индии (они именовались "Chindits", в 1944 году включали 3-ю индийскую пехотную дивизию).
"Дакота" с прототипом "Марута" набирает высоту
The use of production aircraft for simulation and testbed missions has been carried out for many years. Here, a C-47 assigned to the Air Force Medical Research Laboratory was used in the 1950s for human engineering experiments.
RAF
Британские военнослужащие из 7-й авиадесантной армии грузятся на борт C-47A ВВС США в ходе операции "Market Garden" - высадки воздушного десанта на Эйндховен, Неймеген и Арнем (17 сентября 1944 года). В тот день в операции было задействовано свыше 1500 самолетов.
R.A.F. and U.S.A.A.F. Dakota transports on an airfield in Southern Greece after bringing in men and supplies for the liberation of the Country.
Британские парашютисты грузятся в "Дакоту" 512-й эскадрильи перед высадкой в Нормандии, 1944г.
Douglas Dakota KP208 at Aldershot;
One of the Douglas C-47B Dakota Mk 3s of No 1 Parachute Training School at RAF Upper Heyford in mid-1947.
Транспортные Dakota RAF и ВВС США были незаменимы при операциях по доставке снабжения и вывозу раненых и беженцев из Югославии. На снимке Dakota Mark III из 267-й эскадрильи разгружается в Бари в Италии. К приему раненых и больных партизан и гражданских готовится санитарная группа из 31-го мобильного полевого госпиталя RAF.
Самолеты Dakota Mk III из 267-й эскадрильи на авиабазе Бари, Италия, 1944 год. В ходе итальянской кампании аэродром активно использовался британскими ВВС и ВВС Армии США.
A line of RAF Transport Command Dakotas seen at Bari, Italy, a well-known staging post during the war.
A line of Transport Command Dakotas at a staging post in the Middle East.
Самолеты Dakota из 271-й эскадрильи 46-й авиагруппы (авиабаза Даун-Ампни) разгружаются на аэродроме в Бельгии, 1945 год.
Dakota Mk III "Kwicherbichen UK" из 233-й эскадрильи возвращается 1 августа 1944 года из Нормандии с ранеными. 13 июня 1944 года два самолета Dakota из этой эскадрильи стали первыми из Транспортного командования, севшими в День Д во Франции.
The world's two greatest transport aeroplanes in formation over North Weald on April 19, 1986: these examples are Douglas Dakota G-DAKS and Junkers Ju 52 (actually a licence-built CASA 352L) G-BFHG.
Douglas Dakota I FD784 over East Africa. Over 50 Mk Is were supplied to the RAF under lend-lease. The RAF's Dakota I corresponded to the USAAF's C-47, and No 117 Squadron was the first to use them in the Middle East.
Dakota 'S for Sugar’ flying over the picturesque Grecian Islands near Missolonghi.
Этот самолет Dakota Mk III принадлежал 257-й эскадрилье и запечатлен в октябре 1944 года около Миссолонги во время возвращения на свою базу в Араксосе (Греция). На носу - отличительный знак эскадрильи - пегас.
An RAF Dakota lands past a Lockheed Hudson at a Middle East airfield.
Dakota III FZ554 landing at Camilla, Italy on July 24, 1944. Nearly 2,000 Dakotas were provided by the USA for the RAF under the lend lease agreement. Over 50 RAF Squadrons and as many other units used the aircraft during the war.
Посадка C-47B "Дакота" Mk 4 борта KK116 (он же G-AMPY, зав. N 26569/сер. N 15124).
Этот ZA947 (последний самолет Dakota), находившийся в эксплуатации в Великобритании, с 1983 года принадлежал авиационному научно-исследовательскому институту в Фарнборо и привлекался к испытаниям различного оборудования, включая парашютные системы. В 1993 году его передали мемориальному летному отряду "Battle of Britain Memorial Flight".
Ski
Один C-47B с лыжным шасси входил в состав Антарктического отряда австралийских ВВС, но потерпел аварию в 1960 году. Ракетные ускорители (RATO) существенно сократили взлетную дистанцию машины.
An R4D-5 taking off from the carrier USS 'Philippine Sea' as the beginning of High Jump.
31 октября 1956г.: R4D-5 Skytrain Que Sera Sera из 6-й Антарктической исследовательской эскадрильи (VX-6) ВМС США с экипажем под командованием контр-адмирала Джорджа Дюфека стал первым самолетом, приземлившимся на Южном полюсе.
Douglas R4D-5s at Little America IV, during Operation High Jump in 1947, with stoves connected to the engines.
Аэродром американской станции Мак-Мердо. Слева направо: B-26 "Инвейдер", UH-34, R4D (флотское обозначение C-47), P2V "Нептун", "Бивер", R4D-8 (он же LC-117, он же "Super DC-3"). На переднем плане - дом Роберта Скотта (находится внутри строения). 25 октября 1958 года.
 
Workers in the Douglas factory at Santa Monica well into their job on a D.C.3.
PROTECTIVE PULSATIONS: Installing the latest Goodrich de-icing equipment on the leading edge of a T.W.A. Douglas. It is arranged so that pulsations of air through rubber tubing under the rubber covering break off the ice as soon as it forms. The device is controlled by a master valve and pressure is obtained from the engine exhaust. The pulsations raise the covering about half an inch.
Сборка C-47 на заводе "Дуглас" в Лонг-Бич, 1944 г.
Сборка DC-3-196 советского заказа в США.
СССР
C-47, предназначенный для поставки в СССР, аэродром Грейт-Фоллз, 1944г.
C-47, аэродром Марково, 5.02.1946
Если накануне Великой Отечественной войны советским конструкторам удалось создать вполне современные боевые самолеты, то матчасть для ГВФ предполагалось переоснастить исключительно за счет лицензионного выпуска американских образцов. Ничего сопоставимого по эффективности и надежности, сравнимого с легендарными "дакотой" и "каталиной", нашим конструкторам не удалось разработать.
DC-3 управления международных линий ГВФ, 1939г.
Первые ПС-84 эксплуатировались в Московском управлении ГВФ. Рейсовый DC-3-196 "Аэрофлота" перед вылетом из Москвы. Зима 1940г. Коки на винты поставлены уже в СССР.
Пербазирование личного состава на аэродром Ямки с аэродрома Углово. Февраль 1944г.
C-47 и "Додж", аэродром Марково, 05.02.1946г.
И-16 тип 5 китайских ВВС с черным капотом мотора на промежуточной базе. При перелете группы И-16 на аэродром Гуйлинь в качестве самолета-лидировщика использовался транспортный C-47
Самолеты и танки Квантунской армии, захваченные советскими десантниками на аэродроме Мукден. В центре транспортный "Мицубиси" Ки-57, правее пассажирский Фоккер "Универсал" маньчжурской авиакомпании, на заднем плане справа "Дугласы" и Ли-2 12-й Воздушной армии
Бывший император Маньчжурии Пу-И возле "Дугласа", который доставит его в СССР.
Офицеры 20-го ГвАК АДД у штабного C-47. На киле самолета нарисован флаг с надписью "2-й Гвардейский Брянский"
C-47A (N 292853) в пассажирском варианте особого назначения. НИИ ВВС, конец 1945.
C-47, эксплуатировавшиеся по окончании войны в СССР, после выработки ресурса "родных" двигателей оснащались советскими моторами. Этой машине достались М-88
Airforce
Pride of place among foreign military visitors to Blackbushe undoubtedly went to the Luftwaffe Dakota 4.
Армейская авиация Уганды эксплуатировала как минимум семь C-47, включая бывшие израильские машины. Считается, что многие C-47 были затем возвращены Израилю.
Some two dozen C-47s have been used by the FACh and several remain in service
Из-за эмбарго на поставку оружия объявленного США сальвадорцы использовали в качестве бомбардировщиков "Дакоты", а гондурасцы в качестве перехватчиков "Трояны", причем последние оказались довольно эффективны даже в руках резервистов.
An interesting visitor to Lanseria was this Douglas DC-3 of No. 3 Squadron, Rhodesian A.F. It was formerly VP-YKP of Air Rhodesia
Первый из восьми шведских C-47, получивших обозначение Tp 79, был получен в 1949 году. 13 июня 1952 года один самолет-разведчик Tp 79 сбит над Балтикой советским истребителем МиГ-15.
Панама получила от ВВС США два C-47 (FAP-203 и FAP-204), включая и этот C-47A-DL (в ВВС США - 43-15970). В 1969-1984 годах панамские ВВС располагали пятью машинами.
ВВС Заира - так в 1971-1997 годах именовалось нынешнее государство Конго - получили свои C-47 в 1971 году и эксплуатировали наряду с экс-португальскими C-54.
C-47 Dakota 6877 of No. 25 Squadron. Ysterplaat, near Cape Town, with yellow and black stripes denoting its target-tug role
Elderly types still operated by the SAAF in the transport role and on general duties include the Douglas C-47
ЮАР использовала Dakota, поскольку других подходящих самолетов не было. Самолеты стали ветеранами войны в буше, использовались в качестве VIP-транспортов большой дальности и даже "пережили" самолеты Transall.
Для снабжения войск ЮАР по мере их продвижения на север Анголы использовались легендарные "Дакоты"
DO-10 is one of several C-47 Dakotas still used by Ilmavoimat
Первые два испанских C-47 (обозначались как T.3) были получены в 1947 году - ВВС получили два самолета от компании "Iberia". Всего было приобретено 67 самолетов, последние 11 машин были получены от "Iberia" в 1966 году.
Греческие ВВС получили C-47 из разных источников, включая и британские ВВС. Греческие Dakota принимали участие в операции ООН в Корее.
The REAF acquired a number of ex-USAAF C-47 Dakotas that had been abandoned at Paine Field, Cairo, at the end of WWII and were subsequently rebuilt. The C-47s were employed as makeshift bombers during the first Arab-lsraeli conflict.
Dakota K38 of the Force Aerienne Beige in the original unpainted metal finish
K1 in the later white-top finish with red trim.
The second of two NASARR-equipped Dakotas, K40.
C-47 в первой вьетнамской войне. Япония еще не была повержена, а французские военные уже направила в Индокитай три Douglas C-47 - передовой отряд войсковой группировки с задачей восстановить контроль над бывшей колонией. Вместе с самолетами AAC.1 Toucan (Junkers Ju 52/3m) эти самолеты составляли ядро французских ВВС. И хотя их боевая нагрузка была относительно небольшой, зато C-47 были просты и надежны в эксплуатации, поэтому идеально подходили для Юго-Восточной Азии того времени.
C-47 приняли активное участие в войне в Индокитае, после чего они оказались в ВВС Лаоса, Вьетнама и Камбоджи. На снимке - самолет из авиатранспортной группы GT II/62 "Franche Comte".
CTA DC-3 CR-LDK, c/n. 12445, ex ZS-DDC, G-AIRH
Engineless DC-3 CR-LBL, withdrawn from use at Luanda, still carries DTA titles as well as TAAG emblem.
Три "Норатласа" и один DC-3 из Транспортной эскадрильи на стоянке аэропорта Луанда
On 12th November 1977 the Douglas Dakota was officially retired from R.N.Z.A.F. service after a career spanning 34 years. One of the R.N.Z.A.F.'s last Dakotas, NZ3551, is seen at Woodbourne with Hawker Siddeley Andover C.1 NZ7628 which has replaced it as VIP aircraft in No. 42 Squadron
Новозеландские ВВС также использовали Dakota длительное время - 49 машин были получены в годы Второй мировой войны, но последние самолеты сняли с эксплуатации в 1977 году.
Поступив в начале Второй мировой войны в четыре эскадрильи, Dakota находился на вооружении австралийских ВВС более 50 лет. После войны самолеты привлекались к операциям в Малайе и Корее.
Dakota австралийских ВВС следует над Малаккским проливом по направлению к авиабазе Буттерворт. Австралия поддерживала Dakota в летном состоянии вплоть до 1970-х годов, заменив их на C-130 Hercules и DHC-4 Caribou.
Канадские ВВС использовали самолеты в роли транспортных - машины были окрашены по характерной схеме, с "молнией" на борту. Dakota также поступили на вооружение 103-й спасательной эскадрильи (Ньюфаундленд).
OXYDOL YELLOW AND BLACK. Rarely illustrated Royal Canadian Air Force air gunnery target-towing aircraft, familiarly known as "Oxydols" after the branded soap powder's yellow-and-black carton, is a Douglas Dakota TT. Mk. 3 (R.C.A.F. serial 660), at Sea Island, Vancouver, B.C.
Dakota K-683, c/n. 19677, ex-R. Norwegian A.F., serves with Esk721 and is seen in the current olive drab scheme with dayglo panels. Picture was taken at Vaerlese in 1975
413-я транспортная эскадрилья вьетнамских ВВС использовала C-47 в качестве VIP-транспортных. Данный C-47 был приписан к командующему II корпуса и базировался в Плейку.
Гондурас располагал транспортными C-47 и ганшипами AC-47, причем со временем часть транспортных самолетов получила турбовинтовые двигатели.
Dakota PP-VBB has its Brazil­ian markings barely visible above the wartime camouflage. The RAF serial number, KN338 can be distinguished just forward of the tailplane. The Dakota is seen at Croydon on January 4, 1947.
После войны Аргентина получила большое количество C-47 и C-54, последние использовались в качестве связных 5-й авиабригадой до начала 1990-х годов.
C-47 в турецких ВВС эксплуатировались до 1995 года как самолеты радио- и радиотехнической разведки. На снимке - самолет с обозначениями, применявшимися до 1973 года.
Одна из пакистанских "Дакот" над горами в Кашмире
Close-up of nose of Dakota K-681, c/n. 19664, at Vaerlose in late 1975. Note badge of Esk721 behind cockpit window. When applied to aircraft, squadron shields, as depicted above, are incorporated into a crowned badge with wings symbolising movement
Экипажи транспортных "Дакот" в ходе Индокитайского конфликта не только не зачехляли двигатели, на частенько питались и даже спали в своих кабинах...
Кроме "Тексана", в кадр попала заходящая на посадку "Дакота" и вертолет "Шони".
Mules being loaded into a Dakota of the Balkan Air Force for transport to Yugoslavia for the use of Partisans in mountain warfare.
Израильтяне применяли "Дакоты" и по их прямому назначению, и в качестве бомбардировщиков
Judging by the number of D.F. loops on top of the fuselage, the Israeli Dakota 3, 4X-FAK, which visited Blackbushe during the month, is a navigational trainer bent on outdoing the Valetta T.3 in the matter of dorsal impedimenta.
Modified
The Douglas C-47C Skytrain Transport fitted with Edo amphibian float gear.
In 1958 Trans-Texas Airways modified its fleet of DC-3s to its HiPer (high-performance) standard, incorporating mainwheel-well doors, streamlined oil cooler fairings and modified engine cowlings, increasing the type’s cruising speed by some 26 m.p.h. The upgraded aircraft were given the soubriquet “Super Starliners”.
A visitor to London Airport recently an AiResearch DC-3 modified to Maximizer standard with close cowls, spinners, revised nose and fully-enclosed main wheels. This DC-3 is owned by the Richfield Oil Company of Texas. Registration N1075M.
DE LUXE DC-3. More and more Douglas DC-3s are being modernised in the U.S.A., by AiResearch Aviation Service Coy. (Garrett Corpn.), Remmert-Werner Inc., and others. Photo: A modified DC-3 belonging to Avro Aircraft Ltd. (CF-DJT, c/n. 19039), Note the new, small-diameter cowlings.
BIRDCAGE DAKOTA. Extraordinary things sometimes bedeck aeroplanes, but none can be stranger than this selection of geophysical detection devices on top and each side of G-AMYW, a Dakota 4 (ex-44-76688/1945). Note also the "stinger" behind tail. This Hunting Aerosurveys, Ltd. Dakota will operate in Africa. Our thanks to the many readers who sent in photographs of it.
Hunting Aerosurveys' combined-geophysics Dakota 4 (G-AMYW; ex-44-76688) is now flying in further modified form. Compare with ground view in June 1956 "Photo Review": gone are the trio of dorsal "derricks", but additionally there is a ventral D/F loop housing.
SEEING IS BELIEVING. New Zealand provide unusual conversion. This crop-duster Douglas C-47B Dakota (c/n. 33316; ZK/AZL, ex-R.N.Z.A.F. NZ3518 and formerly U.S.A.F. 44-76984) is owned by James Aviation Ltd., and is known as the "Hi Land Duster". Note huge mobile crane and unique loader.
Компания "Hayes" в 1953 году переоборудовала 26 самолетов в вариант AC-47D дли калибровки навигационной аппаратуры (в период вьетнамской войны это обозначение присвоили ганшипам).
SHORT CIRCUITS & BUMPS. Taking the prize for the "Dak with the mostest" is this U.S. Navy Douglas R4D-6Q (Q for Electronic Devices) utilised as a flying classroom for Radar Observer training. Note the thimble-nose radome, two ventral radomes and the just-visible dorsal radome immediately behind the cockpit. Under each wing (starboard carrier shown) may be mounted an additional radar pack. Just forward of the tailplane is the coding FAETULANT.
A new nose and paint job for DC-3, TS423.
EC-47P, a USAF Skytrain modified for special radio and radar calibration duties and operational in the South-East Asia theatre.
A substantial number of C-47s remain in the FAeA inventory, including this EC-47 employed for airways calibration and checking.
Бразилия стала основным эксплуатантом Skytrain, получив C-47-DL, C-47A, C-47B, гражданские DC-3 и пару самолетов радио- и радиотехнической разведки EC-47. На снимке - EC-47D (2088), бывший 45-1002 из ВВС США.
Эскадрилья воздушной топографической съемки Люфтваффе использовала C-47 для подготовки пилотов для Lockheed Starfighter. Самолеты дислоцировались в Лагерлехфельде.
Airpass being fitted into the nose of Dakota TS423
The Douglas XCG-17 was a standard C-47 transport airframe with all excess weight and unnecessary fittings removed, and was intended for a towing behind a C-54.