Douglas DC-4 / C-54 / R5D Skymaster
Варианты:
Douglas - DC-4 / C-54 / R5D Skymaster - 1942 - США
Страна: США
Год: 1942


Транспортный самолет
Описание:
DC-4 / C-54 / R5D Skymaster
Douglas DC-4E, DC-4, C-54 Skymaster и R5D
Фотографии:

Рисунки, схемы (10)

DC-4 / C-54 / R5D Skymaster

Военно-транспортный самолет. Четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся трехколесное с носовой стойкой. Сконструирован в КБ фирмы "Дуглас эйркрафт" коллективом во главе с А. Рэймондом и Э. Бартоном на базе проекта пассажирского самолета DC-4A. Опытного образца машины не было. Головной серийный C-54 поднялся в небо 26 марта 1942 г. Серийное производство велось на заводах "Дуглас" в Санта-Монике и Чикаго. Всего выпустили 1165 C-54 и их аналогов для флота R5D.
Экипаж - 4 - 5 чел., 26 - 50 пассажиров. Моторы R-2000. Вооружения нет.
В годы Второй мировой войны самолетами типа C-54 располагали США (с марта 1942 г.) и Великобритания (с июня 1944 г., массовые поставки - с февраля 1945 г.).
Основные серийные модификации:
   - C-54 на 26 мест с моторами R-2000-3;
   - C-54A (R5D-1), грузо-пассажирский самолет с моторами R-2000-7, усиленным полом, грузовой дверью, перевозил груз до 14 500 кг или 50 пассажиров;
   - C-54B (R5D-2 "Скаймастер" I), вариант C-54A с интегральными баками в крыле;
   - VC-54C, специальный вариант для правительственных перевозок на базе C-54B, экипаж 7 чел., 14 мест для пассажиров, персональный самолет для президента Ф. Рузвельта имел лифт;
   - C-54D (R5D-3) с моторами R-2000-11;
   - C-54E (R5D-4), вариант предыдущей модификации на 44 - 50 мест с измененной бензосистемой;
   - C-54G (R5D-5), пассажирский на 44 места с моторами R-2000-9.
С конца 1942 г. C-54 начали летать на трансатлантических трассах, затем появились и на Тихом океане. Кроме VC-54C еще несколько C-54 использовались для перевозки различных правительственных делегаций и как штабные для руководства вооруженных сил. Самолет, почти аналогичный VC-54C (только без лифта), был подарен У. Черчиллю. Его дорабатывала потом фирма "Армстронг-Уитворт эйркрафт" из Ковентри. "Скаймастеры" британских ВВС летали в Африку, Индию, Австралию с июня 1945г. В частности, они обслуживали линию между Цейлоном и Австралией.
Выпуск C-54 прекратили в январе 1946г. В Великобритании "скаймастеры" сняли с вооружения в середине 1946 г., в США ВВС использовали их до 1962 г., флот - до 1974 г.
После войны C-54 состоял на вооружении также во Франции и Канаде. На одном из них летал генерал де Голль. Французские машины пустили на слом в 1960-х гг.
В июле - августе 1948 г. C-54 участвовали в "воздушном мосту" в Западный Берлин. В июне 1950 г. эти машины эвакуировали американцев из Сеула, к которому уже подходили северокорейские танки. Позднее проданные гражданским фирмам машины осуществляли перевозки в ряде других локальных конфликтов.


C-54A||
Размах:||35,75 м
Длина:||29,5 м
Моторы, количество х мощность:||4x1290 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||29510 кг
Максимальная скорость:||420 км/ч
Практический потолок:||6860 м
Дальность:||6250 км

Douglas DC-4E, DC-4, C-54 Skymaster и R5D

Под первоначальным обозначением DC-4, которое быстро было изменено на DC-4E ("E" - экспериментальный), компания "Douglas" спроектировала и построила прототип нового авиалайнера большой вместимости, который должен был прийти на смену DC-3. Этот весьма дорогостоящий проект финансировался совместно "Douglas" и пятью американскими авиакомпаниями (каждая из сторон внесла по 100000 долларов). DC-4E представлял собой низкоплан цельнометаллической конструкции с большим фюзеляжем почти круглого сечения, с трехкилевым хвостовым оперением и трехопорным шасси, основные опоры которого имели по одному большому колесу и убирались в крыльевые ниши. Силовая установка включала четыре звездообразных двигателя R-2180, установленных в крыльевых гондолах.
   Прототип совершил первый полет 7 июня 1938 года. К тому времени две авиакомпании - "Pan American" и TWA - вышли из проекта, а характеристики и стоимость эксплуатации авиалайнера оказались хуже ожидаемых. В конечном итоге руководство "Douglas" и оставшихся в проекте трех авиакомпаний - "American", "Eastern" и "United" - решили переориентироваться на создание другого самолета, который был бы менее сложным и дорогостоящим в производстве и эксплуатации. В результате этого решения вскоре появилось семейство самолетов DC-4 и C-54, а единственный прототип DC-4E был чуть позже продан в Японию, где получил обозначение LXD1 и использовался компанией "Nakajima" в процессе создания тяжелого бомбардировщика G5N.
   Новый DC-4 образца 1939 года был практически другим самолетом: легче предшественника, с новым крылом большего удлинения, традиционным хвостовым оперением с одним килем, убирающимся трехопорным шасси со спаренными колесами на главных стойках. Изначально в состав силовой установки включили четыре двигателя мощностью по 1000 л. с. (746 кВт), но после переговоров с заинтересованными авиакомпаниями самолет пошел в серию - даже без постройки прототипа - с четырьмя звездообразными двигателями R-2000-2SD1G Twin Wasp мощностью по 1450 л. с. (1081 кВт).
   Однако до вступления США во Вторую мировую войну ни один самолет так и не успел покинуть завод, и все машины отныне достраивались только для военных - под обозначением C-54 Skymaster (первый поднялся в воздух 14 февраля 1942 года). Поначалу передававшиеся военным машины были гражданскими авиалайнерами, получившими военную окраску, но затем производственные контракты уже подразумевали сборку самолетов, приспособленных к решению военных задач - перевозке грузов и личного состава, а также эвакуации раненых. Первым из таких военизированных вариантов самолета, поступившим на вооружение ВВС Армии США, стал C-54A, отличавшийся усиленным полом, грузовой дверью и погрузочным оборудованием. Следом появились и другие военизированные модификации самолета, имевшие вместимость 50 человек для перевозок на маршрутах малой и средней протяженности и 20 человек - для полетов на большую дальность. DC-4 также строился и для ВМС США под обозначением R5D в нескольких вариантах. В общей сложности для ВВС Армии и ВМС США были построены более 1000 самолетов.
   На завершающей стадии выпуска "Douglas" изготовила 79 самолетов DC-4, предназначенных уже для гражданского рынка, которые вместе с большим количеством снятых с вооружения C-54 были проданы различным авиакомпаниям и активно эксплуатировались на дальнемагистральных маршрутах вплоть до появления более подходящих для этого авиалайнеров.

   На базе DC-4 были созданы различные специализированные варианты: 21 самолет с V-образными двигателями Rolls-Royce Merlin мощностью по 1725 л. с. (1286 кВт), разработанный монреальской "Canadair" специально для канадских ВВС (под названием "North Star"); для гражданских эксплуатантов был разработан DC-4M; еще одним вариантом DC-4 стал Aviation Traders Carvair. Вместимость у различных модификаций была также различной: базовый вариант был рассчитан на экипаж из 4 человек и 44 пассажира, с достаточно большим шагом между креслами, но некоторые авиакомпании выполнили более плотную компоновку пассажирского салона - на 86 мест. Вариант же DC-4M был рассчитан на перевозку в салоне эконом-класса 62 пассажиров.
   Этот самолет внес большой вклад в операцию по установлению так называемого Берлинского воздушного моста в 1948-1949 годах (во время блокады Западного Берлина). Причем авиалайнер также оказался долгожителем, и незначительное количество таких машин продолжало летать даже в начале нового тысячелетия.

  
Варианты

   C-54: первоначальный вариант военно-транспортного самолета вместимостью 26 человек, с силовой установкой в составе четырех звездообразных ПД R-2000-3 мощностью по 1350 л. с. (1007 кВт); построено 24 самолета
   C-54A: полностью военизированный вариант, способный перевозить до 50 военнослужащих или 14 742 кг груза; оснащался четырьмя двигателями R-2000-7 мощностью по 1350 л.с. (1007 кВт); построено 252 самолета
   C-54B: идентичен C-54A за исключением удаленных из кабины двух вспомогательных топливных баков и увеличения объема топлива в крыльевых баках; ранние самолеты оснащались двигателями R-2000-3, а затем - двигателями R-2000-7 (220 самолетов)
   VC-54C: один C-54A, переоборудованный в персональный самолет президента США Франклина Д. Рузвельта и названный "Sacred Cow"
   C-54D: основной серийный вариант Skymaster, в целом идентичный C-54B, но оснащавшийся четырьмя двигателями R-2000-11 мощностью по 1350 л.с. (1007 кВт); построено 380 машин
   AC-54D: небольшое количество C-54D, оснащенных специальным радиоэлектронным и связным оборудованием для контроля воздушных трасс
   EC-54D: обозначение с 1962 года AC-54D
   HC-54D: обозначение с 1962 года SC-54D
   JC-54D: девять C-54D, приспособленных для операций, связанных с поиском головных частей ракет
   SC-54D: 38 самолетов, модифицированных "Convair" для эксплуатации в спасательных подразделениях военно-транспортной службы и оснащенных специальными радарами и наблюдательными блистерами
   TC-54D: C-54D, переоборудованные в учебные
   VC-54D: C-54D, переоборудованные в штабные самолеты
   C-54E: вариант C-54D с конвертируемым салоном, у которого два топливных бака, расположенных в кабине, были окончательно заменены на баки с мягкими стенками, расположенные во внутренних секциях крыла; кабина могла конфигурироваться для перевозки 50 пассажиров, либо 14742 кг груза, либо штабного персонала в количестве 44 человека; суммарная емкость топливных баков уменьшилась с 13 703 л на C-54 до 13 324 л на C-54E (125 самолетов)
   XC-54F: один C-54B, в экспериментальных целях оснащенный сдвоенными дверьми для выброски парашютистов; прототип предлагавшегося варианта C-54F (создание предполагалось на базе планера C-54D)
   C-54G: вариант для перевозки личного состава, созданный на базе C-54E, оснащался двигателями R-2000-9 (162 самолета)
   VC-54G: C-54G, переоборудованные в штабные самолеты
   C-54GM: обозначение варианта DC-4, выпускавшегося "Canadair"
   C-54H: предлагавшийся десантный вариант с четырьмя двигателями R-2000-9
   C-54J: предлагавшийся вариант штабного самолета на базе C-54G, но без возможности перевозки грузов
   XC-54K: один C-54E, оснащенный в экспериментальных целях четырьмя двигателями Wright R-1820-HD Cyclone мощностью по 1425 л.с. (1063 кВт)
   C-54L: один C-54A, оснащенный усовершенствованной топливной системой
   C-54M: обозначение 38 самолетов C-54E, переоборудованных для перевозки угля в рамках операции "Берлинский воздушный мост"; полезная нагрузка была увеличена до 1134 кг
   MC-54M: 30 самолетов C-54E, переоборудованных в медико-эвакуационные с расчетом на перевозку 30 носилочных раненых и нескольких санитаров; активно использовались в годы войны в Корее
   EC-54U: обозначение после 1962 года R5D-4, оснащенных оборудованием РЭБ и использовавшихся для испытаний и обучения персонала
   XC-112: предлагавшийся вариант с герметизированной кабиной и четырьмя двигателями Pratt & Whitney R-2800-22W
   XC-114: прототип на базе C-54E с удлиненным на 2,06 м фюзеляжем и четырьмя V-образными двигателями Allison V-1710-131 мощностью по 1620 л.с. (1209 кВт)
   XC-115: предлагавшийся вариант на базе XC-114, с четырьмя двигателями Packard V-1650-209 мощностью по 1650 л. с. (1231 кВт)
   XC-116: один прототип, идентичный XC-114, но с тепловой, а не пневматической противообледенительной системой
   R5D-1: 56 самолетов C-54A, переданных ВМС США
   R5C-1C: R5D-1, получившие топливную систему от C-54B
   R5D-1F: штабной вариант R5D-1, после 1962 года -VC-54N
   R5D-1Z: промежуточное обозначение R5D-1F/VC-54N
   R5D-2: обозначение 30 самолетов C-54B, переданных ВМС США
   R5D-2F: штабной вариант R5D-2, после 1962 года - VC-54P
   R5D-2Z: промежуточное обозначение R5D-2F/VC-54P
   R5D-3: обозначение 95 самолетов C-54D, переданных ВМС США; после 1962 года обозначение сменили на C-54Q (базовый транспортный), RC-54V (фоторазведчик) и VC-54Q (штабной), причем последний эксплуатировался и под промежуточным обозначением R5D-3Z
   R5D-4: обозначение 20 самолетов C-54E, переданных ВМС США
   R5D-4R: вариант для перевозки личного состава на базе R5D-4, после 1962 года - C-54R
   R5D-5: 13 флотских самолетов, идентичных C-54G и эксплуатировавшихся преимущественно Береговой охраной США, после 1962 года - C-54S
   R5D-5R: вариант R5D-5 для перевозки личного состава, после 1962 года - VC-54T
   R5D-5Z: штабной вариант R5D-5, после 1962 года -VC-54S
   R5D-6: предлагавшийся вариант, идентичный C-54J
   DC-4-1009: послевоенная гражданская модификация, предполагавшаяся для поставок авиакомпаниям и имевшая вместимость до 44 пассажиров (позже увеличена до 86 пассажиров)
   DC-4-1037: послевоенная гражданская модификация, предполагавшаяся для грузовых перевозок и сохранившая для этого грузовую дверь самолетов семейства C-54
   Skymaster Mk I: обозначение британских ВВС, присвоенное одному C-54B и 22 самолетам C-54D, полученным по ленд-лизу


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Douglas DC-4-1009

   Тип: транспортный самолет с экипажем из четырех человек
   Силовая установка: четыре звездообразных ПД Pratt & Whitney R-2000-2SD13G Twin Wasp мощностью no 1450 л. с. (1081 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 4265м - 451 км/ч; крейсерская скорость на высоте 3050 м - 365 км/ч; практический потолок 6800 м; дальность полета с нагрузкой 5189 кг - 4023 км
   Масса: пустого 19 640 кг; максимальная взлетная 33112 кг
   Размеры: размах крыла 35,81 м; длина 28,60 м; высота 8,38 м; площадь крыла 135,63 м!
   Полезная нагрузка: до 86 пассажиров
By the late 1940s the Faucett airline was operating a comprehensive domestic network with a limited fleet of Douglas aircraft, including a DC-4, as depicted in the promotional item.
The cover of a July 1949 Faucett timetable showing the locations served by the airline’s services, from Tumbes on Peru’s northern Pacific coast to Iquitos, deep in the Amazon rainforest to the east, and from Tacna on Peru’s border with Chile in the far south to Cusco in the Andes and the capital Lima.
A comparative illustration of the B-17, B-24, DS-300/DB-4 and DC-4 Bomber/DS-412, emphasising how much larger the latter two would have been than their contemporaries, although their bomb loads were relatively meagre in proportion to their size. Boeing’s B-29 was deemed a better option and first flew in September 1942.
Again based on original documents and drawings, these illustrations of the DC-4 Bomber by the author are speculative, and show the longer nose with glazing for the bombardier and remotely-operated turrets. The latter are likely to have been General Electric Model 33 periscopically-sighted turrets; note on the plan view how the forward top turret was slightly offset from the fuselage centreline.
Douglas DC-4
Douglas C-54A Skymaster
The Douglas C-54 Skymaster Military Transport.