De Havilland Mosquito B / D.H.98
Варианты:
De Havilland - Mosquito B / D.H.98 - 1940 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1940


Двухместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
Mosquito B / D.H.98
de Havilland DH.98 Mosquito
Фотографии:

Ч/б фото (136)

Mosquito B / D.H.98

Многоцелевой самолет (скоростной бомбардировщик, истребитель, разведчик), двухмоторный моноплан деревянной конструкции. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 2 человека. Спроектирован в КБ фирмы "Де Хэвилленд эйркрафт" под руководством Дж.Де Хэвилленда, С.Уолкера и Р.Бишопа. Первый полет опытный образец DH.98 совершил 25 ноября 1940 г. Серийное производство начато в октябре 1941 г. Бомбардировочные варианты строились на заводах "Де Хэвилленд" в Хэтфилде, Честере, Даунсвью (Канада), "Эйрспид эйркрафт" в Портсмуте, "Персивэл эйркрафт". Всего выпущено 1609 "Москито" в варианте бомбардировщика.
Стрелкового вооружения нет, бомбовая нагрузка до 908 кг, начиная с модификации XVI - 1816 кг.
Состоял на вооружении в Великобритании с ноября 1941 г., в Канаде - с сентября 1942 г.
Основные серийные модификации бомбардировщиков, выпускавшиеся в период войны:
   - B.IV с моторами "Мерлин" 21/23, с серии 2 - удлиненные мотогондолы;
   - В.IХ с моторами "Мерлин" 72/73 и новым крылом;
   - B.XVI, вариант модификации В. IX с гермокабиной и увеличенным бомбоотсеком;
   - В.35 с моторами "Мерлин" 113/114 (принять участие в боевых операциях не успели);
   - В.VII, канадский аналог В.IV серии 2 с моторами "Мерлин" 31;
   - В.XX, модернизированный В. VII с моторами "Мерлин" 31/33 и американским оборудованием;
   - В.25, канадский вариант с моторами "Мерлин" 225.
С мая 1942 г. начались налеты "Москито" на Германию отдельными машинами и мелкими группами, с декабря 1942 г. они участвовали также в массированных бомбардировках, в основном как лидеры групп и целеуказатели, для чего оснащались специальными средствами навигации и РЛС. Применялись в Европе до конца войны как дневные и ночные бомбардировщики, самолеты РЭП, скоростные транспортные машины (в частности, на линиях в Стокгольм и Москву). Канадские самолеты также использовались в боевых действиях в Европе. Производство "Москито" бомбардировочных модификаций прекращено в Англии и Канаде в конце 1945 г. Сняты с вооружения Королевских ВВС в 1953 г.


"Москито" B.XVI||
Размах:||16,52 м
Длина:||12,65 м
Моторы, количество х мощность:||2x1710 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10500 кг
Максимальная скорость:||662 км/ч
Практический потолок:||12200 м
Дальность:||2875 км

de Havilland DH.98 Mosquito

Разработанный в частном порядке осенью 1938 года, DH.98 Mosquito был задуман как невооруженный бомбардировщик и разведчик, способный летать так быстро и так высоко, что надобность в оборонительном вооружении полностью отпадала. Силовая установка должна была состоять из двух двигателей Rolls-Royce Merlin, а для экономии стратегически важных материалов была использована цельнодеревянная конструкция планера. Такая комбинация особенностей выглядела слишком необычно, и Министерство авиации отложило предложение фирмы "de Havilland" в долгий ящик. Лишь с началом Второй мировой войны, когда угроза дефицита легких сплавов стала реальностью, идея цельнодеревянного боевого самолета стала весьма привлекательной. Было получено разрешение на детальную проработку проекта, и в конце декабря 1939 года команда конструкторов "de Havilland" приступила к работе. А 1 марта 1940 года был выдан заказ на 50 самолетов в соответствии со спецификацией B.1/40 Министерства авиации. Но в тяжелые дни эвакуации из Дюнкерка, в середине 1940 года, было решено сконцентрировать усилия промышленности на выпуске нескольких типов уже освоенных боевых самолетов, и создание нового бомбардировщика "de Havilland" временно приостановили.
   Позже работы по программе Mosquito возобновили, и 25 ноября 1940 года прототип Mosquito Mk I, оснащенный двигателями Merlin 21 мощностью 1460 л.с. (1089 кВт), поднялся в воздух. С самого начала заводских испытаний было ясно, что создан отличный самолет, характеристики которого превосходят требования технического задания. Вскоре машина была продемонстрирована скептически настроенным военным и чиновникам, которые обнаружили, что новый бомбардировщик обладает маневренностью истребителя, а его максимальная скорость составляет 644 км/ч. Особое впечатление произвел набор высоты прототипом на одном работающем двигателе, в то время как лопасти второго двигателя были зафлюгированы во избежание авторотации и снижения сопротивления.
   Немедленно были назначены государственные испытания, начавшиеся 19 февраля 1941 года, за которыми последовал заказ на серийные машины. Были построены еще три прототипа, последний из которых, взлетевший 10 июня 1941 года, был выполнен в варианте фоторазведчика (PR, photo-reconnaissance) - первой модификации, поступившей на вооружение. Первый дневной вылет на разведку Бреста и Бордо был совершен 20 сентября 1941 года и немедленно подтвердил правильность выбранной концепции скоростного невооруженного самолета. Одинокий Mosquito PR.Mk I смог легко уйти от трех пытавшихся перехватить его истребителей Messerschmitt Bf 109.
   Следующим на вооружение поступил первый вариант бомбардировщика, получивший обозначение Mosquito B.Mk IV, оснащенный двигателями Merlin 21, а позднее - Merlin 23. Были построены 273 самолета, поставки которых 2-й авиагруппе начались в ноябре 1941 года. Первыми их получила 105-я эскадрилья в Свентон Морли, Норфолк. Зимние месяцы были потрачены на ознакомление с самолетом, поскольку Mosquito очень отличались от бомбардировщиков Bristol Blenheim, которым они пришли на смену. Эскадрилья отрабатывала не только пилотирование скоростного и маневренного самолета, но и тактику его применения. На начальном этапе экипажи испытывали сомнения, можно ли будет нормально воевать на этих фанерных бомбардировщиках, но вскоре летчики убедились в способности Mosquito "держать удар". Проектировщики в полной мере использовали свойства фанеры, как конструкционного материала. Среднерасположенное неразъемное крыло имело работающую обшивку из фанеры, которая также использовалась для изготовления стенок лонжеронов. Хвостовое оперение имело аналогичную конструкцию, а вот фюзеляж имел свои особенности. Он собирался из двух половин, обшивка которых представляла собой трехслойную конструкцию из фанеры, бальзы и снова фанеры, усиленной стрингерами из спруса. Половинки фюзеляжа изготовлялись отдельно и комплектовались трубопроводами, проводкой управления и т.д., прежде чем соединялись в единое целое. В конструкции убирающегося шасси с хвостовым колесом вместо дорогих масляно-пневматических амортизаторов использовались резиновые. Все варианты Mosquito имели двухместную кабину, в которой экипаж располагался бок о бок.
<...>
   Последним из базовых вариантов был учебный Mosquito T.Mk III с двойным управлением, и 343 построенных самолета этого типа были оснащены двигателями Merlin 21. Mosquito строился не только в Великобритании, но и предприятиями "de Havilland" в Австралии и Канаде. В общей сложности были выпущены 7785 самолетов. Многие из них продолжали оставаться на вооружении Королевских ВВС в первые послевоенные годы. Фоторазведывательные варианты Mosquito широко использовались на Ближнем и Дальнем Востоке, а действовавшая в Малайе 81-я эскадрилья была последним подразделением, летавшим на этих самолетах, с которыми она рассталась в конце 1955 года. Последние бомбардировщики уступили место самолетам English Electric Canberra в 1952-1953 годах, некоторые из них затем использовались для обучения, а часть была переделана в разведчики и буксировщики мишеней, которые продолжали нести службу до 1961 года. Раньше всех были отправлены в отставку истребители, уже в начале 1950-х годов уступившие место новым реактивным машинам.


Варианты

   Mosquito PR.Mk IV: переделанные в разведчики B.Mk IV с возможностью установки до четырех фотокамер (переделаны 32 машины)
   Mosquito B.Mk V: прототип на базе B.Mk IV с подкрыльевыми узлами подвески (построен один)
   Mosquito B.Mk VII: вариант на базе B.Mk V канадской постройки с двигателями Packard Merlin 31 мощностью 1418 л.с. (1057 кВт) (построено 25)
   Mosquito PR.Mk VIII: разведывательный вариант, аналогичный PR.Mk IV, но с двигателями Merlin 61, оснащенными нагнетателями (построено пять)
   Mosquito B.Mk IX: высотный бомбардировщик, аналогичный PR.Mk IX, в 1944 году некоторые были доработаны для подвески 1814-кг бомбы; оснащен двигателями Merlin 72 мощностью 1680 л.с. (1253 кВт) (построено 54)
   Mosquito PR.Mk IX: разведывательный вариант на базе B.Mk IX с двигателями Merlin 72 мощностью 1680 л.с. (1253 кВт), оснащенными двухступенчатыми турбонагнетателями, и увеличенным запасом топлива (построено 90)
   Mosquito B.Mk XVI: вариант на базе B.Mk IX с герметичной кабиной и возможностью нести 1814-кг бомбу, оснащенный двигателями Merlin 72 мощностью 1680 л. с. (1253 кВт) (построено 1200)
   Mosquito PR.Mk XVI: разведывательный вариант на базе B.Mk XVI с небольшим астрокуполом, первый фоторазведчик с герметичной кабиной (построено 432)
   Mosquito B.Mk XX: аналог B.Mk IV канадской постройки с американским оборудованием (построено 145, из которых 40 переделано в фоторазведчики F-8 для ВВС США)
   Mosquito B.Mk 23: не строившийся канадский вариант B.Mk IX
   Mosquito B.Mk 25: вариант B.Mk XX канадской постройки с двигателями Packard Merlin 225 мощностью 1620 л.с. (1208 кВт) (построено 400)
   Mosquito B.Mk 35: дальний высотный вариант B.Mk XVI с гермокабиной; состоял на вооружении после войны (построено 122)
B.Mk.I
Сборка первого опытного "Москито"
Under construction, Salisbury Hall, October 25, 1940
Выкатка прототипа «Москито». Хэтфилд, 21 ноября 1940 г.
During engine runs as E0234, November 19, 1940
Первый Mosquito (W4050) был тайно собран в Солсберри-Холл неподалеку от мастерских Хэтфилда в Хертфордшире. Самолет был целиком окрашен в желтый цвет и, как видно на снимке, укрыт брезентом для маскировки от немецких ВВС.
В день первого полета прототипа Mosquito, 25 ноября 1940 года, Джеффри де Хэвилленд (с поднятой левой рукой) беседует с коллегами у W4050.
Де Хэвилленд-младший (в центре, в рубашке с белым воротником) в окружении коллег после первого полета на W4050, прототипе Mosquito, 25 ноября 1940 года.
Прототип «Москито» после первого испытательного полета. Хорошо видна «короткая» мотогондола. 25 ноября 1940 г.
D.H.98 Mosquito prototype E0234/W4050 with original short engine nacelles just before its maiden flight on November 25, 1940...
25 ноября 1940г.: впервые поднялся в воздух прототип легкого бомбардировщика de Havilland DH.98 Mosquito.
Прототип W4050 оставили фирме для проведения различных испытаний, и свой последний полет он совершил в декабре 1943 года. В горизонтальном полете самолет развивал максимальную скорость 706 км/ч. Ныне эта машина является экспонатом Музея наследия "de Havilland".
An early test flight as W4050, January 10, 1941
The prototype in the same finish, but with the serial W4050 and the tail number "5" for the display of new warplanes put on for Sir Winston Churchill at Hatfield early in 1941.
Preserved at Salisbury Hall
The very first Mosquito, W4050, designed and built at Salisbury Hall in 1940. It was taken to nearby Hatfield by road where it made its first flight on November 25, piloted by Geoffrey de Havilland Jr. The MAM is still trying to complete their records on this aircraft and would like to hear from any pilots who flew W4050. Someone, somewhere, may be sitting on the aircraft's logbook, and obviously this would be invaluable for filling in gaps in the Mosquito's history.
... and with extended nacelles at the end of its career, when it was used as a training airframe.
Первый опытный бомбардировщик "Москито", ноябрь 1940 г.
The first of the Mosquito bombers, photographed at Hatfield in November 1940 when it bore manufacturer s serial E0234. Orthochromatic film makes the overall yellow finish appear dark.
The original Mosquito prototype, W4050, after it had been fitted late in 1942 with Merlin 77 two-speed, two-stage engines, with which it achieved a speed of 437 mph (703 km/h). September 2, 1942.
W4051 поднялся в воздух последним среди трех прототипов Mosquito - это произошло 10 июня 1941 года. В следующем месяце он был передан на авиабазу Бенсон.
Прототип бомбардировщика W4051 был вторым Mosquito, построенным в Сэйлисбери Холл и третьим (после прототипа истребителя W4052) летным экземпляром, взлетевшим первый раз 10 июня 1941 года. Эта машина также стала первым Mosquito, поступившим на вооружение ВВС в подразделение фоторазведчиков в Бенсоне, Оксфордшир.
Выклейка фюзеляжа "Москито". На внутренней обшивке крепятся элементы усиления из красного дерева
Монтаж оборудования в двух половинках фюзеляжа "Москито" перед их стыковкой
Фюзеляж готов к отправке в цех окончательной сборки
Сборка крыльев «Москито» на заводе в Хэтфилде
Сборка «Москито» на авиазаводе «Де Хэвилленд» в Торонто
B.Mk IV
Бомбардировщик «Москито» B.IV
De Havilland Mosquito B.IV DZ313, photographed during a test flight in November 1942 by Flight’s photographer, John Yoxall
Mosquito B.Mk IV Series II первыми начали наносить дневные удары по территории противника на высокой скорости и без сопровождения. На снимке: Mosquito из 105-й эскадрильи, первой получившей новые машины.
Бомбардировщик "Москито" B.Mk.IV
A wartime photograph of D.H.98 Mosquito B.IV DZ313 taken by JOHN YOX ALL for Flight in November 1942.
«Москито» был не только скоростным, но и маневренным самолетом
The elegant lines of the Mosquito displayed by B Mk IV Series 2s - "J-Johnny” of No 105 Squadron, the first RAF Bomber Command squadron to take the unarmed bomber into combat, in 1942.
“X” of 21 Squadron on March 21, 1945.
Бомбардировщик "Москито" B.IV
The elegant lines of the Mosquito displayed by B Mk IV Series 2s - “E-Easy” of No 105 Squadron, the first RAF Bomber Command squadron to take the unarmed bomber into combat, in 1942.
«Москито» атакуют здание гестапо в Копенгагене. Март 1945 г.
23-й "Москито" IV из первой серии в 50 машин. Самолет имеет укороченные обтекатели мотогондол
W4072 shown here was the 23rd aircraft in the initial batch of 50 Mosquitoes, including the various prototypes, and was completed as a B Mk IV Series I, with the original short nacelles.
Mosquito II (IV ???) DZ441 was one of six converted at Heston to carry a 35mm cine camera to record the D-day landings. Note how the invasion stripes cover the bottom of the serial and are painted only on the lower fuselage.
В 1944 г. один "Москито" B.Mk.IV испытывался в ЛИИ
Not many people are aware that under terms of the wartime Anglo-Russian alliance a number of de Havilland Mosquito fighter-bombers was supplied to the Red Air Fleet in 1944. Photo: A red-starred Mosquito FB. Mk. VI (DK298).
Единственный "Москито" B.IV, поставленный в годы войны в СССР, 1944 г.
Москито борт DK 296. Обращают на себя внимание красные звезды с черной окантовкой, характерные для ВВС КА начального периода войны
Погрузка 227-кг бомб на "Москито" 105-й эскадрильи
A bomb trolley carries 500-lb (227-kg) bombs past No 105 Squadron's “H-Harry".
The de Havilland D.H.98 Mosquito in 2nd TAF Markings, has had all but the last digit of its serial (a '3') obscured by the invasion stripes. Note the underwing drop tanks.
de Havilland Mosquito B.IV about to be armed with four 500 lb bombs.
Снаряжение бомбами «Москито» B.IV из 105-й АЭ. Ноябрь 1942 г.
Winching a 250lb bomb on to the port wing carrier of Mosquito B.IV LR356 of 21 Squadron.
«Москито» B.IV из 105-й эскадрильи. Аэродром Хоршэм, весна 1942 г.
Первые бомбардировщики DH.98 «Москито» B.Mk.IV передаются Королевским ВВС, весна 1942 г. Эти самолеты из состава 105-й эскадрильи стали первыми бомбардировщиками «Москито», пошедшими в бой
Летчики и наземный персонал собрались около выстроенных в линейку Mosquito B.Mk IV на основной для этих машин базе британских ВВС Мархэм, конец 1942 года. С ноября 1941 -го года эти легкие бомбардировщики вошли в строй 105-й эскадрильи и использовались для дальних рейдов над Европой. Их скорость позволяла им летать без сопровождения истребителей.
Строй самолетов "Москито" В.IV из 105-й эскадрильи британских ВВС, декабрь 1942 г.
de Havilland Mosquito B.IV Series II DK290/G (the G suffix marking the carriage of secret equipment that had to be guarded at all times) was sent to Heston Aircraft in March 1943 for the trial installation of the Vickers Highball bouncing bomb.
"Москито" IV с макетами мин "Хайболл"
The Mosquito IV DK290/G on test at the A&AEE in May 1943 carrying mock-ups of the Highball weapon, to use which No 618 Squadron was formed but did not go into action.
An underside view of DK290/G, clearly showing a pair of Highballs mounted in the bomb bay. The bombs were spun before release, motive power coming from a ram-air turbine fed via an air scoop fitted in the bomb-bay.
The “Highball”-carrying Mosquito, showing the much-modified bomb bay fitted with generator and electric drive.
Сброс ротативной мины «Хайболл» с доработанного «Москито» В.IV
Сброс мины "Хайболл"
"Москито" IV с увеличенным объемом бомбоотсека но испытаниях, 1944 г.
View of a Mosquito B Mk IV (Special), DZ594, on air test from the A&AEE Boscombe Down in August 1943. With bulged bomb-bay to allow the carriage of a 4,000-lb (1816-kg) bomb, this variant entered service with No 692 Squadron in February 1944.
Mosquito B.Mk IV из 692-й эскадрильи, полностью окрашенный в черный цвет для ночных действий, был одним из первых самолетов, получивших бомбоотсек, модифицированный под 1814-кг бомбу "Cookie".
Подвеска бомбы «Куки» массой 1816 кг (4000 фунтов) на «Москито» B.Mk.XVI
Подвеска "Куки" в бомбоотсек "Москито"
«Москито» B.IV, доработанный под 4000-фунтовую бомбу
Mosquitoes aboard HMS Striker bound for Australia and Burma duties in November 1944. After discharging men and aircraft at Melbourne both Striker and Fencer, seen in the background, joined the British Pacific Fleet with reformed squadrons of naval aircraft.
This Mosquito Mk.4 was the first civil example, and is seen awaiting delivery to BOAC at Hatfield in 1943. It made the first flight on the Leuchars-Stockholm run on February 4,1943. Mosquitoes were finally withdrawn from this service on November 30, 1944, when those not lost were returned to the RAF.
B.Mk IX
An early Mosquito B Mk IX with SCI (Smoke Curtain Installation) containers under the wings
Mosquito присоединились к ночным рейдам Бомбардировочного командования на Германию. На фотографии - Mosquito B.Mk IX из 2-й авиагруппы выполняет запуск двигателей перед вылетом.
Mosquito III (B.IX ???) LR495 photographed in June 1943 fitted with Smoke Curtain Installation (smokescreen) canisters.
"Москито" B.Mk.IX с подкрыльевыми сбрасываемыми 454-л баками
An early B Mk IX with 100 Imp gal (454-l) drop tanks on the wings. Aircraft have the standard bomb-bay.
B.Mk XVI
"Москито" - целеуказатель с установкой локатора H2S
A trial installation of H2S radar on a Mosquito B Mk XVI, as used by some of the Mosquitoes flown by No 8 (PFF) Group Jor greater accuracy in target marking.
«Москито» B. XVI (per. ML926), на котором тестировались радиолокатор H2S и аппаратура Oboe
Бомбардировщик "Москито" В.Mk.XVI, оборудованный локатором H2S
681-я эскадрилья британских ВВС, дислоцированная в Дум-Дум (предместье Калькутты, Индия), в сентябре-декабре 1943 года летала на Mosquito PR.Mk IV и Mk IX, после чего передала их 684-й эскадрилье. В феврале 1944 года прибыли первые Mk XVI, включая и этот самолет (NS787/M), вероятно сфотографированный на аэродроме Дум-Дум.
Линейка «Москито» B.XVI, построенных на авиазаводе компании «Персиваль Эркрафт» в Лутоне
Бомбардировщик "Москито" B.Mk.XVI с подкрыльевыми бомбодержателями
Two D.H.98 Mosquitoes parked out at Luqa. The nearer aircraft, a Mk B.XVI, is PF558 of No 14 Squadron, RAF. In the background is TA568 of No 4 Squadron, RAF, a Mk F.B.VI.
"Москито" B.Mk.XVI из состава 571-й эскадрильи
Mosquito B Mk XVI "K-King” of No 571 Squadron, one of the units attached to No 8 (PFF) Group's Light Night Striking Force and engaged in intensive operations against Berlin in 1945.
«Москито» B.XVI из 571-й АЭ.
The Mosquito B.Mk.XVI high-speed unarmed bomber. Each carrying one 4,000-lb. bomb, Mosquitos of the Light Night Striking Force played an important part in Bomber Command's massive offensive. Over 7,000 tons were dropped by Mosquitos on Berlin alone.
Самолеты B.Mk IX с моторами Merlin с двухступенчатыми нагнетателями могли действовать с больших высот, а машины B.Mk XVI (на фотографии) имели герметизированную кабину. .
Оборудованный герметичной кабиной Mosquito В.Mk XVI мог летать на высоте 12 192 м. Этот самолет принадлежал 571-й эскадрилье легких бомбардировщиков-целеуказателей, сформированной в апреле 1944 года на базе Даунхэм Маркит в составе 9-й авиагруппы.
The D.H. Mosquito B. XVI Bomber with enlarged bomb-bay to carry the 4,000 lb. bomb.
Another view of a B Mk XVI, showing the bulged bomb-bay.
Изменяемый шаг. К началу Второй мировой войны три четверти всех воздушных винтов оснащались гидравлическими системами установки шага. Во втулках имелись перемещаемые под давлением масла поршни с приводами различных типов к корням лопастей. Реже использовались электродвигатели с дифференциальными зубчатыми передачами. К 1938 году системы установки шага стали оснащать блоком постоянной скорости, содержащим центробежные грузики, которые автоматически регулировали винт на большой шаг в соответствии с числом оборотов двигателя. Кроме того, диапазон шагов был увеличен так, чтобы в случае аварии и остановки двигателя лопасти можно было развернуть параллельно набегающему потоку (флюгирование винта) для снижения лобового сопротивления (как на снимке у самолета de Havilland Mosquito).
G-AOCI shortly after arrival at Thruxton, complete with Royal Navy serial NS639
Royal Navy serial NS639 had been removed by the time the photo had been taken.
D.H. Mosquito Mk.16 G-AOCJ, ex NS742, seen prior to delivery to the Israeli Air Force in 1957 as 4XFDG-91.
Two photographs of G-AOCK, which was eventually burned at Thruxton in October 1960.
Mosquito Mk 16 G-AOCL was not civilianised, but was left to rot at Thruxton before being burned in October 1960. During its service with the Royal Navy it had been fitted with four-bladed propellers.
Mosquito G-AOCM at Thruxton before flying to Hurn in August 1956 for conversion for the Israeli Air Force.
This Mosquito, G-AOCN, was ferried to Hurn from Thruxton in August 1956 and sold to the Israeli Air Force as 4XFDL-92 the following year.
The photograph, taken at Hurn the same year, shows the same aircraft in Israeli markings as 4XFDG-90.
B.Mk XX
Когда Mosquito был заказан Бомбардировочным командованием, была организована дополнительная сборочная линия в Канаде (где был построен первый экземпляр представленного на снимке B.Mk VII (B.Mk XX ???)). Mosquito также выпускались в Австралии для ВВС этой страны, а вот от планов постройки этих машин в Индии отказались.
Первый канадский "Москито" XX, 24 сентября 1942 г.
The first Canadian Mosquito, KB300, which made its maiden flight on 24 September 1942. It was representative of the B Mk XX production version
Mosquito B.Mk XX (KB162), названный "New Glasgow, Nova Scotia, Canada", стал одним из двух первых бомбардировщиков Mosquito канадской постройки, поставленных британским ВВС. Он прибыл в августе 1943 года. Всего было поставлено более 500 машин Mk XX и Mk 25, последние - с моторами Merlin 225 постройки компании "Packard".
"Москито" В.XX в составе американских ВВС
The B Mk XX production version, an example of which is shown after arrival in the UK.
Something for the record! Photographed this year at Miami, a highspeed photo-survey Mosquito recently acquired by the Flying Tiger line. Apart from a revised nose (extended to take vertical cameras) N1203V appears to be a standard ex-U.S.A.F. F-8. Forty were purchased from D.H. (Canada) in 1943 from the production line of B.Mk. XXs.
B.Mk 25
The Mosquito B Mk 25 was the major Canadian production version, differing from the Mk XX in having up-boosted Merlins. Many came to the UK to equip squadrons of the Light Night Striking Force.
Бомбардировщик "Москито" B.25
B.Mk 35
Выкатка последнего серийного "Москито" В.35
Originally in service with the RAF as RS709 at the No 3 CAACU, Exeter, this Mosquito B Mk 35 left the UK in December to join the Confederate Air Force collection at Harlinger, Texas. Since it retired from the RAF in 1963, it had been owned by the Skyfame Museum and was used in the films "633 Squadron" and "Mosquito Squadron" as G-ASKA. It now carries the civil registration N9797 and is the only airworthy example in the USA.
Последний вариант бомбардировщика Mosquito - B.Mk 35 - в 1948 году поступил на вооружение частей британских ВВС в метрополии и ВВС британских оккупационных сил в Германии. Самолеты списаны в 1951-1952 году с заменой на Canberra и Vampire. На фотографии - самолеты, базирующиеся в Целле, Западная Германия, во время учений в 1949 году.
A Mosquito B Mk 35, last of the UK-built bomber versions.
Post-war, some late-production Mosquito bombers were modified to serve with the RAF in other roles - for example this TT Mk 35 target-tug.
Потребность британских ВВС в высокоскоростных буксировщиках мишеней привела к заказу компании "Brooklands Aviation" переделки 105 самолетов B.Mk 35 в версию TT.Mk 35, способную нести буксируемые мишени в бомбоотсеках. Они стали последними Mosquito британских ВВС, летавшими во вспомогательных частях ПВО до 1963 года.
Photographed at Exeter Airport by Gordon B. Mills, this Mosquito T.T.(B). Mk. 35 still serves with the R.Aux.A.F.
A few others were exported into private ownership, such as this example flown in Spain as EC-WKH by Capt Rudy Bay, who later founded the Spantax company.
The airworthy TT.35 target-tugs were modified to resemble Mosquito FB. VI fighter-bomber variants, their clear nose sections and side windows being painted over before the fitting of dummy gun barrels. Here RS712 awaits maintenance on its starboard Merlin.
Mosquito N9919F was photographed at Prestwick in June en route for the U.S. where it will be operated on survey duties by Trans-World Engineering Inc. Colour scheme is dark blue with yellow fuselage flash and registration. Former serial was VR794.
Mosquito N9911F photographed on its way to America
Still in R.A.F. colours is the de Havilland D.H.98 Mosquito. Illustrated is a B Mk. 35 (TK593), converted to target-towing standard and operated by Airwork Ltd. (other two are T Mk.3 (TV977) and TT Mk. 35 (RS712).) at RAF, Hornchurch, Essex, on contract for Army co-operation in connection with antiaircraft gunnery training . Note wire guards on the tail assembly.
Демилитаризированный «Москито» B.35 - участник авиагонок в Канаде. Апрель 1955 г.
Sitting out the rain at Whitehorse next to a USAF Northrop F-89 Scorpion, CF-HMP was destined to crash mysteriously near Neepawa, Manitoba in September of 1957. This ‘Mossie’ has two portholes for the camera operator’s compartment and is fitted with a venturi on top of the fuselage to provide a vacuum source for its Wild RC-5 camera.
Pictured at Downsview in June 1960 in its operational prime, CF-HML rests where every Mosquito belongs when not flying: indoors.
Scene at Fort Smith, Northwest Territories in 1955, the first year of Mosquito operations, as the flight crew prepares CF-HML for a high-altitude sortie. Spartan’s chief pilot, Sam Taylor, is about to descend from the starboard nacelle. The trailing antenna and fuel jettison outlets have yet to be installed in the tail fairing.
Detail shot of CF-HML showing the drogue for the HF trailing aerial and the fuel jettison outlet immediately below.
Photographed at Burnaston, Derby, on March 20, 1955, CF-HMS awaits overhaul by Derby Aviation. Coincidentally, David Ogilvy, who ferried and later tested the aircraft, also flew the former RS700 during its RAF service as a PR.35 with 58 Squadron; here it still wears its PRU blue finish. Ferried to Canada in July of 1956, it was the last of the ten examples to be delivered.
The rigours of northern aerial survey operations resulted in close and lasting friendships between Spartan crew. A three-man ‘Mossie’ crew poses in front of CF-HML prior to a mission from Frobisher in 1958. Left to right: navigator Ray Lachance, pilot ‘Mac’ Macintosh and camera operator ‘Ed’ Kozytsko.
Mosquito CF-HMK taxies on a typical northern gravel strip. This aircraft was reregistered as LV-HHN with a Spartan subsidiary in Argentina and subsequently became the last operational example from the ten aircraft purchased in 1954.
All that a hardened photo-survey crew really needs to wait out the low lying stratus: rudimentary accommodation and a serviceable Mosquito. Resolute Bay in the summer of 1959.
Captured high above the tundra ‘barren lands’ of northern Canada, CF-HMQ cruises in the frigid isolation that characterised Spartan’s aerial photography operations. This aspect clearly shows the camera port at the aft end of the former bomb bay, the modified aft ventral hatch, plus the HF trailing antenna conduit and the fuel jettison outlet in the tail fairing.
One of three Mosquito B.35s shipped from the UK for parts recovery being removed from Uplands Airport in September 1959. The noses of the other two are visible on the original large format negative. The wings were sawn off prior to shipping to Canada.
Mosquito TT.35 TA634 during rebuilding.
Among the many current restoration projects at Duxford is ex-Skyfame Mosquito B.35 TA719. The aircraft, damaged in a belly-landing in 1964, has now been stripped back to the timber in preparation for repair.
Having spent several years outside at the mercy of the English climate. Mosquito Mk 35 TA634 is now under cover in the new hangar.
Following preparation and fitting of long-range fuel tanks for its transatlantic delivery flight, Kermit Weeks’ de Havilland Mosquito N35MK (ex G-ASKB/ RS712) was outside Personal Plane Services’ hangar at Booker on August 5, 1985 for engine runs.
With the passing of the PR Mk .19 Spitfires of the THUM (Thermal and Humidity) Flight at Woodvale, near Southport, Lancashire, last June, the D.H.98 Mosquito was given a new lease of Service life. Illustrated is RS719 - formerly a TT (B) Mk. 35.
D.H. Mosquito rs712
De Havilland Mosquito G-ASKB/RS712 served with 2nd TAF after the war and later appeared in the films "633 Squadron" and "Mosquito Squadron"
De Havilland Mosquito B (TT)35 RS709, which was used in the filming of Mosquito Squadron in 1968.
One of the three photographs the author managed to take of de Havilland Mosquito TT.35 RS709 over the Cotswolds before engine issues forced John Schooling to peel away to land at Staverton in September 1964.
John Schooling coaxes RS709 closer to the Piper Tri-Pacer camera aircraft en route from Abingdon to Staverton. Built by Airspeed at Christchurch as a B.35 in 1946, RS709 was converted to a target-tug and served with No 236 OCU and Nos 3 and 4 CAACUs in RAF service.
Meeting in the air for the first time in history on May 28, 1989 were the de Havilland Mosquito and its progenitor, the D.H.88 Comet racer. The event took place over Old Warden, Bedfordshire.
Simpsons Aeroservices engineer Dave Vince performs checks on the starboard Rolls-Royce Merlin 114 engine of RS712. Also converted to TT.35 configuration from a B.35, RS712 was sold in July 1963 and put on the British register as G-ASKB.
Stafford and fellow Simpsons engineer Dave Vince work on the starboard Merlin engine of RS712 at Elstree in September 1964.
 
A Mosquito landing on a FIDO flarepath.
Another unusual type photographed at LAP by John Stroud was de Havilland Hornet F.3 PX396 in May 1948. The sleek but pugnacious-looking fighter may have been on its way to Linton-on-Ouse to join No 64 Sqn, with which it served with the codes SH-O. Note also two other de Havilland types in the background; nearest is a Mosquito, behind which is a Dove.