De Havilland Comet / D.H.106
Варианты:
De Havilland - Comet / D.H.106 - 1949 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1949


Описание
Фотографии
de Havilland DH.106 Comet

   Фирма "de Havilland" еще в 1944 году откликнулась на Требование IV комитета лорда Брабазона по созданию послевоенного реактивного самолета. Но только 27 июля 1949 года Джон Каннингхэм впервые поднял в воздух прототип DH.106 Comet с аэродрома в Хэтфилде, продолжительность полета составила всего 31 минуту. Самолет цельнометаллической конструкции с работающей обшивкой и с четырьмя недавно сертифицированными ТРД Ghost 50 Mk 1 тягой 19,79 кН прошел интенсивную программу испытательных полетов, с рядом дальних перелетов. 25 октября 1949 года был совершен перелет по маршруту Лондон - Кастель-Бенито, в начале 1950 года - перелеты Лондон - Рим, Лондон - Копенгаген и Лондон - Каир. Тропические испытания прошли в Хартуме, высотные испытания - в Найроби. Второй прототип взлетел 27 июля 1950 года. В апреле 1951 года машину поставили в авиаотряд "Comet" компании BOAC в Хёрне. Начались полеты в Йоханнесбург, Дели и Сингапур - в рамках 500-часовой программы испытательных полетов и обучения экипажей.
   Девять самолетов Comet 1 компании BOAC с многоколесными тележками шасси вместо одноколесных, использовавшихся на двух прототипах, были поставлены с января 1951 по сентябрь 1952 года. В январе 1952 года начались регулярные рейсы в ЮАР (только с грузом), а 22 января был получен сертификат на годность к полетам. 2 мая 1952 года была открыта первая в мире пассажирская авиалиния на реактивных самолетах между Лондоном и Йоханнесбургом. 3 апреля 1953 года лайнеры Comet стали летать на трассе Лондон - Токио. Однако всего лишь месяц спустя, 2 мая 1953 года, самолет Comet трагически разбился при окончательно невыясненных обстоятельствах вскоре после взлета из Калькутты.
   После двух подобных катастроф 10 января и 8 апреля 1954 года, когда лайнеры Comet рухнули в Средиземное море, их полеты временно запретили. В последовавшем тщательном расследовании удалось выяснить причину - нарушение герметичности кабины, а уже строившийся для BOAC самолет Comet 2 переделали для службы в британских ВВС. Коммерческое применение серьезно реконструированной версии


Варианты

   Comet 1A: в основном аналогичен версии Comet 1, но с увеличенным запасом топлива и воды и с возможностью впрыска смеси воды и метанола в двигатели Ghost 50 Mk 2 тягой 22,24 кН; собраны 10 самолетов, включая по два самолета для компаний "Canadian Pacific Airlines" и канадских ВВС, и по три лайнера для компаний "Air France" и Объединения воздушных и морских перевозок
   Comet 2X: планер Comet 1 с турбореактивными двигателями Rolls-Royce Avon Mk 502 тягой 29,36 кН с осевым компрессором; впервые взлетел 16 февраля 1952 года в качестве опытного самолета версии Comet 2
   Comet 2: 44-местный лайнер с удлиненным на 0,91 м фюзеляжем и увеличенным запасом топлива для увеличения дальности полета примерно на 563 км, с четырьмя двигателями Avon Mk 503 тягой 32,47 кН; первый из 12 заказанных компанией BOAC взлетел 27 августа 1953 года. После катастроф лайнеров Comet 1 уже построенные планеры переделали - установили круглые иллюминаторы в салоне и усиленную обшивку; 10 самолетов поставили Командованию транспортной авиации британских ВВС - в 216-ю эскадрилью; еще три оснастили специальной электроникой - они служили в 51-й и 192-й эскадрильях 90-й группы; самолеты Comet Mk 2 британских ВВС списаны в апреле 1967 года
   Comet 2E: два самолета с двигателями Avon 504 тягой 32,61 кН во внутренних гондолах и двигателями Avon 524 тягой 46,71 кН во внешних гондолах - с 1957-1958 годов летали в компании BOAC для тестовых полетов, что задержало сертификацию и поставки версии Comet 4
   Comet 3: впервые взлетел 19 июля 1954 года с двигателем Avon 523 тягой 44,48 кН; в удлиненном на 5,64 м фюзеляже помещалось до 78 пассажиров, дополнительный запас топлива закачивался в крыльевые баки оживальной формы; позднее он служил как опытный самолет для испытаний крыла Comet уменьшенного размаха (со срезанными законцовками)
   Comet 4: серийный вариант Comet 3 для полетов над Северной Атлантикой с двигателем Avon 524 тягой 46,71 кН и вместимостью 78 пассажиров; компания BOAC заказала 19 самолетов. Первый Comet 4 поднялся в воздух 27 апреля 1958 года. 4 октября 1958 года была одновременно, с двух сторон, открыта авиалиния, связывающая Лондон и Нью-Йорк. Серийно собрали 27 самолетов, включая шесть машин для компании "Aerolineas Argentinas" и два лайнера для компании "East African Airways"
   Comet 4B: проект для авиалиний малой дальности с удлиненным до 35,97 м фюзеляжем и вместимостью 99 пассажиров, с крылом со срезанными законцовками и размахом 32,87 м - без баков оживальной формы. Comet 4B строили для компаний "British European Airways" (14) и "Olympic Airways" (4); первый лайнер взлетел 27 июня 1959 года
   Comet 4C: последний серийный вариант - с удлиненным фюзеляжем Comet 4B и крылом Comet 4; первый из трех лайнеров для компании "Mexicana" использовался для сертификации и проверочных полетов и впервые взлетел 31 октября 1959 года; такой самолет также получили компании "Aerolineas Argentinas" (1), "East African Airways" (1), "King Ibn Saud" (1), "Kuwait Airways" (2), "Middle East Airlines" (4), "Misrair" (9), испытательный центр британских ВВС (1), британские ВВС (5) и "Sudan Airways" (2); еще два самолета переделали в прототипы для морских патрульных самолетов Nimrod
DH Comet 1 prototype in 'B' condition markings as G-5-1, Hatfield mid-1949.
Comet 1 G-ALYP of BOAC, as delivered in April 8, 1952. This aircraft crashed off Elba, Italy, on January 10, 1954.
Comet 1A F-BGSA of Union Aeromaritime de Transport. Delivered on December 11, 1952, ' SA was withdrawn and put into storage in April 1954 at Le Bourget. It was scrapped in 1961.
de Havilland DH.106 Comet 1A, F-BGSB, c/n 06016 was delivered in 1953 to French carrier UAT, the first foreign airline to operate the type. Three Comet 2s were also ordered, but never taken up. After the Comet accidents, UAT's first two Comet 1s were withdrawn in 1954: the third aircraft, delivered in April 1953, lasted only two months in service before it skidded off the runway at Dakar, resulting in damage beyond economic repair.
Comet 1XB 5302 of 412 Squadron, RCAF. Delivered as a Series 1A on April 13,1953, it was converted to 1XB status (oval cabin windows) in September 1957. Retired from RCAF service in 1964, it went on to several civil operators and was scrapped at Miami in late 1975.
Comet C.2 XK697 ‘Cygnus’ entered service with 216 Squadron at Lyneham on December 12, 1956, joining 51 Squadron at Wyton in March 1967 and was retired in late 1972.
de Havilland DH.106 Comet 2, XV144, c/n 06033. Like many of the Comet 2s this aircraft had a varied career, starting life as G-AMXK and being used by BOAC for engine trials. After being employed by Smith Industries for automatic landing system development work, it joined the Royal Aircraft Establishment at Bedford in 1966 and was flown by the Blind Landing Experiment Unit. Transferred to Farnborough in 1971, it was withdrawn from service in 1974 and broken up a year later.
Comet 1
Первый прототип D.H.106 в ранней раскраске выполняет испытательный полет.
Это одна из первых фотографий Comet в воздухе - на фотографии G-ALVG, запечатленный в 1949 году. Видны знаки компании BOAC на носовой части и британский "Юнион Джек" на киле.
Новая эра в пассажирской авиации началась 25 июля 1949г., когда на испытания вывели первый прототип "Кометы".
Initially designed to the Committee’s Type IV specification for a high-speed jet-powered mail plane, de Havilland’s D.H.106 was the most ambitious of Britain’s commercial aircraft ventures in the immediate post-war period. Named Comet in December 1947, the prototype, G-5-1 (later G-ALVG), made its first flight on July 27, 1949.
Two of BOAC’s Comet Is at Johannesburg’s Palmietfontein Airport in May 1952;
Painted in BOAC colours, G-ALVG appeared at Farnborough in September 1949.
Prototype Comet I in BOAC colours.
The DH Gazette of June 1951, proudly illustrated the first three aircraft during their flight test programme.
Comet 1XB, 5302, of the Royal Canadian Air Force's 412 Squadron, pictured at Dusseldorf in 1962. This aircraft was originally a 1A, but was modified to the later standard featuring oval windows and strengthened cabin structures.
Comet 2
BOAC was the first airline to fly the Comet and went on to operate a number of different variants. This BOAC Comet 2 was pictured at Tokyo's Haneda Airport on June 11, 1961, as it was about to fly back to London.
Comet 1
Полет первого реактивного авиалайнера. 27 июля 1949г.: с заводского аэродрома в Хэтфилде под управлением летчика-испытателя Джона Каннингхема, бывшего аса, совершил первый полет прототип de Havilland DH.106 Comet I (G-ALVG, на фото). Самолет имел крейсерскую скорость 789 км/час и стал первым в мире реактивным пассажирским авиалайнером, вышедшим на регулярные маршруты (в мае 1952 года, авиакомпания BOAC). Однако ряд аварий и катастроф в 1953-1954 годах привели к длительному запрету на полеты и необходимости доработать конструкцию машины. Впоследствии прототип использовался для испытаний ракетных ускорителей de Havilland Sprite - первый взлет с ними самолет совершил в мае 1951 года. Затем машину передали для конструкционных испытаний, а в июле 1953 года в Фарнборо ее утилизировали.
View of Comet G-ALVG
The prototype Comet, G-ALVG/G-5-1, which made aviation history on the evening of July 27, 1949, when it completed its 31 minute first flight.
G-ALZK, the second air­craft, takes off on its initial flight on July 27, 1950.
A pleased John Cunningham pops his head out of the cockpit of G-ALVG just after the first flight.
Prototype Comet 1 (27 July 1949).
The prototype, G-ALVG bearing BOAC markings on the nose, arriving at Copenhagen during the record-breaking route proving runs.
View of Comet G-ALVG
First flown on April 9, 1952, from Hatfield, Comet 1 G-ALYV had been in service with BOAC less than a year when it was lost in a crash near Calcutta on May 2, 1953.
Первая серийная "Комета" (борт G-ALYP) "Старина Питер" в аэропорту Йоханнесбурга в преддверии открытия регулярной эксплуатации.
Рождение реактивного "транспортника". 2 мая 1952г.: de Havilland Comet I, первый реактивный пассажирский лайнер, получивший сертификат летной годности (22 января), вышел на линию Лондон - Йоханнесбург компании BOAC. Начались первые регулярные полеты реактивных авиалайнеров. Первый рейс совершил самолет G-ALYP, который из Лондона до Бейрута пилотировал А.М.А.Мадженди, от Бейрута до Хартума - Дж.Т.Э.Марсден, а между Хартумом и Йоханнесбургом - через Энтеббе и Ливингстоун - Р.К.Алабастер. Расстояние в 10821 км было преодолено за 23 ч 34 мин.
Departure of the first BOAC Comet scheduled passenger flight.
First prototype DH Comet at Farnborough, near the golf course end. Photo shows a Comet with single mainwheels yet it has 'slipper' wing tanks. Look at the engine intakes, the intake visible on the starboard side is different from the port.
Comet 1 G-ALYY at Frankfurt-Main on April 21, 1953. First flown on September 9, 1952, this aircraft crashed into the Tyrrhenian Sea north of Stromboli on April 8, 1954.
BOAC started jet services through Khartoum with de Havilland Comets in May 1952. Shown here is Comet G-ALYU with members of the Sudanese Camel Corps
The ill-fated first production Comet 1, G-ALYP, at the time of its first flight in January 1951.
Seen at RAF Cosford is the D.H. Comet 1A G-APAS, ex XM823/8351M, painted in BOAC livery.
Демонстрируя надежность и веру в изделие английских самолетостроителей, королева Елизавета совершила на "Кометах" авиакомпании BOAC несколько вояжей за рубеж. На приведенном снимке "Комета"1 доставила Ее Величество в Эмбакаси.
Ill-fated Comet 1 G-ALYZ pictured at Hatfield on September 22, 1949 the day before its first flight.
View of Comet G-ALVG
The first production Comet 1, G-ALYP, was delivered to BOAC in March 1952.
‘Yoke Peter’, the first production aircraft which was lost off Elba in 1954.
The prototype Comet, G-ALVG, in formation with the second aircraft, G-ALZK.
10 января 1954г.: самолет de Havilland Comet I (G-ALYP) потерпел катастрофу в Средиземном море в районе острова Эльба; погибли все 35 человек, находившиеся на его борту.
The first three completed Comet Is in formation early in 1951. The first production aircraft, G-ALYP, is nearest the camera. It was lost in the sea off Elba on October 1, 1954. Comet prototype G-ALVG is in the centre and G-ALZK completes the trio.
Первые три Comet I компании BOAC. На переднем плане запечатлен G-ALYP, первый реактивный авиалайнер, вышедший 2 мая 1953 года на коммерческий маршрут из Лондона в Йоханнесбург.
Авиакомпания "Эйр Франс" в 1951г. заказала три "Кометы"1A, отличавшиеся от стандартной "единички" увеличенным до 44 мест пассажирским салоном и более экономичными двигателями, что позволило увеличить дальность полета на 30%.
"Air France" приступила к эксплуатации Comet 26 августа 1953 года на маршруте Париж - Рим - Бейрут, но после лишения в апреле 1954 года самолета сертификата летной годности компания больше его не использовала.
Series 1A F-BGNY of Air France at Hatfield, prior to delivery. It flew the first Air France turbojet service on August 26, 1953. DH bought ’NY back in April 1954 and it later joined the Ministry of Aviation test fleet as a Series 1XB.
In February 1953, F-BGSA began regular services between Paris, Casablanca and Dakar.
Canadian Pacific received two Comets, CF-CUM later returning to BOAC.
Canadian Pacific’s 1A CF-CUM ‘Empress of Vancouver’ at the SBAC display at Farnborough, September 1952 with a huge queue waiting to inspect the interior. CPA did not operate the aircraft, it was passed on to BOAC in August 1953.
Canadian Pacific Comet 1A CF-CUN Empress of Hawaii was destroyed at Karachi while on its delivery flight on March 3, 1953.
"Canadian Pacific" имела в начале 1950-х годов два самолета Comet Series 1A - CF-CUM и CF-CUN (на фотографии). Первый был передан BOAC, где получил регистрацию G-ANAV, a CF-CUN потерпел аварию во время взлета.
"Комета"1A из состава Королевских ВВС Канады (RCAF).
After modification to IXB standard, the two RCAF Comets went on to give some years of reliable service.
The RCAF operated two Comets, though it used them only briefly
Comet 2
Компания "de Havilland" в рамках совершенствования самолета решила на новом поколении, Comet 2, установить двигатели Rolls-Royce Avon. Последние были опробованы на прототипе Comet 2X (G-ALYT), совершившем первый полет 16 февраля 1952 года.
Первый полет серийной "Кометы"2. Экипаж возглавляет Джон Кэннингхэм. 27 августа 1953г.
Recovering from the publicity, de Havilland showed the Comet II G-AMXD and the improved III G-ANLO at the 1954 SBAC Show at Farnborough.
Will you fly Comets? This Comet 2 has a stage length of more than 2,200 miles against a 50 m.p.h. headwind. The cruising speed is 480 m.p.h. and the cruising altitude is 35-40,000 ft. The Comets provide the R.A.F. with that essential quality of mobility so vital in air strategy today.
THE DE HAVILLAND COMET 2 in service with ROYAL AIR FORCE TRANSPORT COMMAND js powered by ROLLS-ROYCE AVON TURBO JETS
Superb portrait of Comet C.2 XK671. Delivered to the RAF in August 1956, it served with 216 Squadron as ‘Aquila’ until September 1962 and was retired in 1966.
After the accidents, plans to operate Comet IIs commercially were dropped, those aircraft that had been built being modified for use by RAF Transport Command. XK669 was one of ten operated by No 216 Sqn.
Британская разведка. Как и ВВС США, в начале 1960-х годов британские ВВС имели свой парк самолетов РТР, включая Comet R.Mk 2 (фото) и Canberra B.Mk 6 (mod) из 51-й эскадрильи. Оба типа были приняты на вооружение в 1958 году и неоднократно проходили доработки. Comet и Canberra регулярно появлялись на авиабазе Акротири на Кипре. Отсюда они совершали полеты к южным рубежам Советского Союза, а также отслеживали потенциальных противников на Ближнем Востоке.
Первые признаки хрущевской оттепели: "Комета"T.2 из состава 216-й эскадрильи Королевских ВВС в аэропорту Внуково, лето 1956г.
The Strathallan Collection includes a fair cross-section of de Havilland types: Comet C.2 G-AMXA/XK655
July 30, 1962, was a wet day, but undeterred, No 216 Sqn displayed its new C.4s alongside a C.2 (XK669) and a Bristol Britannia at RAF Lyneham.1
Хотя "Кометы" были достаточно быстро выведены из коммерческой эксплуатации, они еще долгое время служили в качестве летающих лабораторий в исследовательском и летно-испытательном центрах Королевских ВВС.
This unique formation of Comet research aircraft took place on March 29, 1972, near Bedford. Leading the trio is XN453 ex G-AMXD c/n 06026, in the background is XP915 the only Comet 3 ex G-ANLO c/n 06100 transferred to the BLEU at Bedford on June 21, 1961, and in use until March 1972. Nearest the camera is XV814 ex G-APDF c/n 06407.
Одним из отличий "двойки" от "единички" стали более глубокие воздухозаборники двигателей "Эвон"R.A.25 (Mk.503, Mk.504).
 
The nose section of Comet I, G-AIYZ .
The prototype DH.106 under construction at Hatfield.
The night shift continues work on the prototype de Havilland D.H.106 Comet.
A Comet under construction at Hatfield in 1952, showing the rear of the pressurised fuselage about to be mated with the tail section.
An aerial view of the Hatfield water tank in December 1955. The filled section, containing the Comet 2 fuselage, held 220,000 gal of water. The empty end portion had a capacity of 70,000 gal. A reservoir of 330,000 gal may be seen in the bottom right-hand corner.
To test the steering, a Comet nosewheel was fitted to a converted lorry chassis with bomber (Halifax?) mainwheels to stop the unit overturning. The figure on the right, wearing the hat, is Sir Geoffrey de Havilland.
Comfort, coupled with efficiency and economy, was the hallmark of the Comet’s passenger cabin and seating. The failure of early Comet fuselages started at windows identical to the one seen here.
Reduxed window frame of a Comet 1 during construction in 1951. Rivets mean holes, and holes mean leaks, and Comet designer R. E. Bishop originally decided on extensive Redux bonding, which saved the weight of rivets and allowed the use of thinner plate. A combination of riveting and bonding was used on the Comet.
The Farnborough Comet 1 fuselage fails after the equivalent of 9,000 flying hours.
Comet G-ALYZ after the accident at Rome in October 1952.
Обломки разбившейся 2 мая 1953г. "Кометы" были разбросаны на площади почти в 20 кв.км в 40 км северо-западнее Калькутты.
Трещины в обшивке "Кометы"1 авиакомпании BOAC (рег. код G-ALYU), полученные в результате гидроиспытаний, свидетельствовали о недостаточной прочности силовой конструкции первого реактивного лайнера.
Корабли Королевского флота поднимают со дна Средиземного моря обломки первой серийной "Кометы" - "Старины Питера".
Most of ‘Yoke Peter’s’ tail was recovered from the Mediterranean and reassembled at Farnborough for the subsequent inquiry.
Famous photograph taken at Farnborough of the re-assembled wreckage of G-ALYP.
В конечном счете в распоряжении экспертов оказалось 3/4 того, что еще недавно было сверкающим лайнером.
The wreckage of one of the passenger seats of one of the Comets, exhibited at the Court of Inquiry in October 1954.
Left, a detail of the starboard front corner of the rear ADF aerial window recovered from the wreckage of the Elba Comet (G-ALYP) reveals cracks and drill holes in the skin. Right, detail of the crack and drill holes in a reinforcing plate from the same ADF window.
Wooden mock-up of the DH.106 at Hatfield.
Designed to meet the requirements of the Brabazon Committee’s Type IV jet transport, ten examples of the D.H.106 were ordered by British Overseas Airways in December 1945. The first Comet, as it was named in December 1947, made a 31min first flight on July 27, 1949, as G-5-1. Later registered G-ALVG, it was powered by four 4,450lb s.t. de Havilland Ghost 50 Mk 1 turbojets.
DH Comet 1
More than six month’s work resulted in the salvage of a significant amount of the Elba Comet. As well as the external portions shown shaded, a great deal of interior equipment was also recovered including the four engines. Seventy per cent of the empty weight of the aircraft was eventually recovered.
Different concepts of engine location. By the mid-1950s, three different engine layouts had flown, of which only two are now in current production. Sud Aviation set the trend in rear engine design with the world's first short-haul jet, the Caravelle, which entered service with Air France in May 1959.
Among several novel layouts for a future jet-powered airliner was the three-engined canard design. In its early form, below, the Comet incorporated 40° sweepback with dihedral on the outer sections.
de Havilland Comet C.Mk 2