Do.17Z / Do.215
Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 - 4 человека. Спроектирован в КБ фирмы "Дорнье верке" под руководством К.Дорнье. Первый полет совершил 23 ноября 1934 г. Серийное производство начато в декабре 1936 г. Строился на заводах "Дорнье" (Левенталь, Манцель, Аллмансвейлер), "Зибель" (Галле), "Хеншель" (Берлин), "Државна фабрика авиона" (Кралево, Югославия). Всего выпущено 524 Do 17 (включая разведчики и ночные истребители).
Состоял на вооружении в Германии с начала 1937 г., в Болгарии и Югославии - с 1940 г., в Хорватии и Финляндии - с 1942 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
- Do 17E с моторами BMW VI, вооружение 2x7,9, бомбы до 750 кг;
- Do 17M с моторами Брамо 323A-1, усиленным планером, вооружение 3x7,9, бомбы до 1000 кг;
- Do 17K с моторами GR14N1/2, экспортный вариант для Югославии с удлиненной носовой частью, вооружение 1x20+4x7,69, бомбы до 1000 кг;
- Do 17Z с моторами Брамо 323, новой носовой частью, вооружение 4(6)х7,9, бомбы до 1000 кг.
Впервые были применены как разведчики и бомбардировщики в Испании весной 1937 г. Позднее Do 17 участвовали в Польской и Норвежской кампаниях, в "битве за Англию", вторжении в Югославию и Грецию (апрель 1941 г.). В Югославии применялись с обеих сторон - и югославами, и немцами. С июня по декабрь 1941 г. Do 17Z использовались в боевых действиях против СССР. Далее Люфтваффе перевело их на выполнение учебных и вспомогательных задач. Хорватские Do 17Z служили на советско-германском фронте с декабря 1941 г. до ноября 1942 г. Финские ВВС эксплуатировали Do 17Z-2 в 1942-1944 гг. Болгарские самолеты воевали против немцев в сентябре - ноябре 1944 г. при очистке территории страны от войск Германии, а также позднее как разведчики.
Производство Do 17 прекращено летом 1940 г. Снят с вооружения в Германии - в начале 1945 г., в Хорватии - в 1943 г., в Болгарии - в 1946 г., в Финляндии - в 1948 г.
Do 17Z-2||
Размах:||18,0 м
Длина:||15,8 м
Моторы, количество х мощность:||2x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8800 кг
Максимальная скорость:||410 км/ч
Практический потолок:||8200 м
Дальность:||1160 км
Показать полностьюShow all
Do.215
Дальний разведчик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Экипаж - 4 чел. Первоначально проектировался как экспортный вариант бомбардировщика Do 17Z, созданного в КБ фирмы "Дорнье верке" под руководством К. Дорнье. Три Do 17Z-0 установочной серии в 1939 г. переделали в опытные образцы Do 215, отличавшиеся типами двигателей. Наилучшим оказался Do 215V3 с моторами DB 601A.
С конца 1939 г. завод "Дорнье" в Левентале начал собирать бомбардировщики Do 215A-1 по заказу Швеции. Однако, самолеты были реквизированы Люфтваффе и переделаны в дальние разведчики Do 215B-0 и В-1, несколько отличавшиеся друг от друга по оборудованию. Впоследствии производство продолжили модификацией В-4. Всего собрали 101 Do 215, включая 20 ночных истребителей В-5.
Do 215 находился на вооружении в Германии с января 1940 г., в Венгрии - с начала 1942 г.
Двигатели - DB 601A. Вооружение 6x7,9, бомбы до 250 кг (в перегрузку - до 500 кг).
Первые Do 215 начали вести разведку объектов в Великобритании с баз в Северной Норвегии с апреля 1940 г. Почти все Do 215 использовались специальными разведывательными группами Главного командования Люфтваффе, занимавшимися стратегической разведкой. Над территорией Советского Союза они появились еще в 1940 г., когда с высоты фотографировали пограничные районы Украины, Белоруссии и Прибалтики. В начале Великой Отечественной войны эти машины совершали глубокие рейды вглубь нашей страны, в частности снимали Москву и Ленинград.
Советский Союз в 1940 г. приобрел два самолета типа Do 215B-3. Они прошли программу испытаний в НИИ ВВС. После начала войны их включили в специальный разведывательный полк, укомплектованный иностранной техникой, однако никакой информации о его боевом использовании нет.
Венгры имели одну эскадрилью самолетов Do 215B-4. Венгерские машины действовали с июля 1942 г. на советско-германском фронте - на Украине и на подступах к Сталинграду.
Do 215B-4 сняли с производства в конце 1940 г. С вооружения Люфтваффе их сняли в 1942 г., венгерских ВВС - в 1943 г.
Do 215B-1||
Размах:||18,0 м
Длина:||15,8 м
Моторы, количество х мощность:||2 х 1100 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8800 кг
Максимальная скорость:||467 км/ч
Практический потолок:||9000 м
Дальность (с дополнительным баком в бомбоотсеке): 2400 км||
Показать полностьюShow all
Dornier Do 17
Варианты
<...>
Do 17Z: самый массовый вариант Do 17, в 1939-1940 годах построили 525 самолетов; Do 17Z строился в нескольких подвариантах:
- единственный Do 17Z-0, аналогичный Do 17S с моторами Bramo-323A-1 мощностью по 900 л.с. и оборонительным вооружением из трех MG 15;
- на Do 17Z-1 установили в носовой части дополнительный пулемет, но мощности силовой установки не хватало и бомбовую нагрузку ограничили массой 500 кг;
- установка на Do 17Z-2 моторов Bramo 323P мощностью по 1000 л. с. позволила вновь довести бомбовую нагрузку до 1000 кг и установить восемь оборонительных пулеметов. Всего построено 500 Do 17Z-1 и Do 17Z-2;
- 22 разведчика Do 17Z-3 с фотоаппаратами Rb50/30 или Rb20/30;
- один Do 17Z-4 (учебный самолет с двойным управлением, близкий Do 17Z-2);
<...>
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Dornier Do 17Z-2
Тип: средний бомбардировщик с экипажем из четырех человек
Силовая установка: два звездообразных мотора Bramo 323P мощностью по 1000 л. с.
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1220 м - 410 км/ч; крейсерская скорость на высоте 4000 м - 300 км/ч; время набора высоты 1000 м - 3 мин 18 с; практический потолок 8200 м; дальность 1160 км
Масса: пустого 5210 кг, максимальная взлетная 8590 кг
Размеры: размах крыла 18,00 м; длина 15,80 м; высота 4,55 м; площадь крыла 55,00 м1
Вооружение: четыре или восемь 7,92-мм пулеметов MG15, до 1000 кг бомб в бомбоотсеке
Показать полностьюShow all
Dornier Do 215
Демонстрация прототипа бомбардировщика Do 17 (Do 17 V4) на международной авиационной встрече в Цюрихе в 1937 году вызвала значительный интерес со стороны зарубежных заказчиков, а появление в следующем году усовершенствованного варианта Do 17Z еще больше подогрел его. "Dornier" получила разрешение на продажу модификации Do 215, которая практически не отличалась от Do 17Z Люфтваффе за исключением оборудования, устанавливаемого по требованию заказчика. Чтобы обеспечить продвижение самолета на внешнем рынке, один из предсерийных Do 17Z-0 получил обозначение Do 215 V1 и использовался в качестве демонстрационной машины.
Первой страной, проявившей серьезный интерес к Do 215, была Югославия, и "Dornier" оснастила один из Do 17Z-0 парой радиальных двигателей Gnome-Rhone 14N-1/2, как и на югославских Do 17K. Но с такой силовой установкой Do 215 V2 практически не превосходил по характеристикам Do 17K, и "Dornier" построила третий самолет - Do 215 V3. Он был оснащен рядными двигателями DB 601A мощностью по 1075 л. с. (802 кВт), вращавшими трехлопастные металлические винты изменяемого шага VDM. Эта машина поднялась в воздух в начале 1939 года и продемонстрировала заметно лучшие характеристики, чем у двух прототипов и любого из вариантов Do 17.
Несколько стран пожелали приобрести Do 215, но до начала Второй мировой войны успела разместить заказ лишь Швеция, которой французское правительство отказало продать бомбардировщики Breguet Bre.694. Шведские ВВС заказали 18 четырехместных Do 215A-1, близких по конструкции к Do 215 V3 и способных нести максимальную бомбовую нагрузку 1000 кг. "Dornier" только успела начать работы над этими машинами, когда германское руководство наложило эмбарго на их поставки и приказало закончить самолеты в варианте дальнего разведчика с обозначением Do 215B-0 и Do 215B-1 для предсерийных и серийных самолетов соответственно. С января 1940 года самолеты начали поступать в 3-ю разведывательную эскадрилью Люфтваффе. В апреле 1940 года подразделение было переброшено в только что захваченную фашистами Норвегию, чтобы вести разведку над севером и западом Европы. Тем временем Люфтваффе решили, что Do 215 может стать заменой для Do 17 и выдали заказ на дальнейшее совершенствование машины. Чистый бомбардировщик Do 215B-2 так и остался в проекте, а два самолета, получивших обозначение Do 215B-3, были поставлены СССР в рамках советско-германского соглашения 1939 года. Следующим серийным вариантом стал Do 215B-4.
Принятая на вооружение в марте 1940 года, эта модификация отличалась от Do 215B-1 расположением фотокамер (одна камера Rb 50/30 под нижним пулеметом и одна камера Rb 20/30 в посадочном люке экипажа под носовой частью фюзеляжа). Do 215B-4 был разведчиком-бомбардировщиком и при полете на малую дальность мог нести в бомбоотсеке две 250-кг бомбы SC250 или 10 50-кг бомб SC50. При полете на среднюю дальность эти показатели уменьшались вдвое, а при полете на полный радиус в бомбоотсеке устанавливался дополнительный топливный бак. Выпуск Do 215B-1 и Do 215B-4 для Люфтваффе завершился в начале 1941 года. Из запланированных 92 самолетов построили только 72, попавших исключительно в разведывательные подразделения. Немцы начали снимать Do 215B-1 и Do 215B-4 с вооружения осенью 1941 года, а в начале 1942 года четыре Do 215B-4 были переданы ВВС Венгрии. Эти машины использовались для ведения стратегической разведки до конца 1942 года.
<...>
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Dornier Do 215B-1
Тип: средний бомбардировщик/разведчик с экипажем из четырех человек
Силовая установка: два двигателя жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 601 Aa мощностью по 1100 л. с. (820 кВт)
Летные характеристики: макс, скорость на высоте 5000 м - 470 км/ч; крейсерская скорость на высоте 4000 м - 410 км/ч; начальная скороподъемность 365 м/мин; потолок 9000 м; дальность полета с дополнительными топливными баками 2445 км; радиус действия с максимальной бомбовой нагрузкой 380 км
Масса: пустого 5775 кг; максимальная взлетная 8800 кг
Размеры: размах крыла 18,00 м; длина 15,80 м; высота 4,55 м; площадь крыла 55,00 м2
Вооружение: два неподвижных или подвижных 7,92-мм пулемета MG15 в ветровом козырьке, один или два подвижных 7,92-мм пулемета MG15 в носовой части, два 7,92-мм пулемета MG15 в кинжальных стрелковых точках по бортам кабины и по одному 7,92-мм пулемету MG15 в верхней и нижней стрелковых точках; до 1000 кг бомб в двух бомбоотсеках
Показать полностьюShow all
Flight, November 1939
THE DORNIER BOMBERS
Development and Characteristics of the Do 17 and Do 217
Do 215
Shortly before the war the Dornier Company announced the development of an improved version of the Do 17, which, for some obscure reason, bore the works number Do 215. The wing, fuselage, tail, power plant installation and undercarriage of this machine are similar to those of the earlier model, but the accommodation of the crew has been revised.
Like the Do 17, the new machine can be fitted out as a short-range heavy bomber; a long-range machine with a smaller bomb load; for long-distance reconnaissance; for ground attack work and even as a fighter, though it is nor used in the latter guise in the German Air Force. It may be distinguished from the Do 17 by the “swollen” nose section which accommodates the crew.
The extreme nose portion is composed of "facets" of transparent material which not only light the bomb aimer’s position but improve the pilot's view in a forward and downward direction. In this respect the machine bears a marked resemblance to the “short-nosed” version of our own Bristol Blenheim. Unlike the Blenheim, however, the Do 215 has its pilot's windscreen and cockpit enclosure external to the main lines of the fuselage. Actually, this cockpit enclosure is extended aft to a point just above the leading edge of the wing and terminates there as the upper gun position. On the underside the nose portion extends aft to a point just forward of the leading edge and there embodies with the lower gun mounting.
In all there are three machine guns, one protruding through the starboard panel of the windscreen, the second on a manually operated pillar-type mounting in the upper position already mentioned, and the third (in a hemi-spherical mounting) firing below the fuselage.
Bomb stowage arrangements are similar to those on th Do 17, the horizontally stowed bombs falling through two sets of trap-doors in the flat-bottomed fuselage.
In addition to the pilot there is the bomb-aimer, who car use the "windscreen" gun as a free weapon, and two other members of the crew who look after navigation and wireless and man the upper and lower rear gun positions. The upper gun is fired from the sitting position, but the lower one is operated from a kneeling attitude or with the gunner lying prone on the floor.
Three types of engine are normally specified. Two of these are radials - the B.M.W. 132 Dc and the Bramo Fafnir -and are installed in the usual long-chord cowlings with controllable gills. The best performance is obtained with Daimler-Benz DB 601 inverted vee-twelve liquid-cooled units, but in view of the poorer streamlining of the aircraft in comparison with the Do 17, it is difficult to see why the speed, even with these power plants, should be as high, or higher, than that of the Do 17, as claimed.
Figures issued just prior to the war indicate that the all-up weight is 18,960 lb., the disposable load 7,270 lb.. and the range 1,860 miles. Despite the fact that the wing loading is higher (about 32 Ib./sq. ft.) it is claimed that the landing speed is the same as that of the Do 17 (68 m.p.h.); this is particularly surprising as split flaps have been fitted in place of the original slotted flaps. The top speed figure is optimistically published as 500 km./m. (310 m.p.h.), but this, like other data, must be presumed to have originated in the Dornier publicity office rather than the technical department.
Показать полностьюShow all