Dornier Do.24
Варианты:
Dornier - Do.24 - 1937 - Германия
Страна: Германия
Год: 1937
Летающая лодка

Морская патрульная и поисково-спасательная летающая лодка с экипажем из шести человек
Описание:
Do.24
Dornier Do 24
Фотографии:

Боковые проекции (22)

Do.24

Летающая лодка, трехмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль с двухкилевым оперением. Спроектирована в КБ фирмы "Дорнье верке" под руководством К. Дорнье по заказу правительства Нидерландов. Опытный самолет Do 24V3 впервые поднялся в воздух 3 июля 1937 г. Серийное производство лодки организовано в конце 1937 г. Самолет выпускался на заводах "Дорнье" в Альтенрхейне (Швейцария) и позднее во Фридрихсгафене в Германии, "Авиоланда" (Папендрехт, с поставкой отдельных узлов с заводов "Фоккер" в Амстердаме и "Де Шельде" в Дордрехте) в Нидерландах и CAMS (Шартревиль) во Франции. Всего изготовлено 275 экз. (включая 20 экз. после войны во Франции).
Экипаж - 6 чел. Вооружение 1x20+2x7,9, бомбы до 1200 кг (только у Do 24K).
Самолет состоял на вооружении в Нидерландах с начала 1938 г., в Германии - с начала 1940 г., в Австралии - с марта 1942 г., в Испании - с июня 1944 г., во Франции - с декабря 1944 г., в Швеции - с мая 1945 г.
Основные модификации:
  - Do 24K, разведчик и бомбардировщик для Нидерландов; К-1 швейцарской постройки с моторами R-1820-F52, К-2 голландского производства с моторами R-1820-G102;
  - Do 24N, спасательный самолет для Люфтваффе с моторами R-1820-G102, без бомбового вооружения;
  - Do 24T, патрульный и транспортный самолет с моторами Bramo 323R-2, вариант Т-3 экспортный для Испании.
Голландские Do 24K с весны 1939 г. эксплуатировались в Ост-Индии (Индонезии), с начала 1942 г. применялись против японцев как разведчики и бомбардировщики. Нанесли несколько бомбовых ударов по кораблям и наземным целям. Уцелевшие лодки были эвакуированы в Австралию, где переданы австралийским ВВС. Один самолет, сохранявшийся в распоряжении голландцев, использовался для тайных операций до октября 1943 г. Австралийцы применяли Do 24K как разведчики.
Два опытных образца летающей лодки в апреле 1940 г. использовали для переброски немецких войск в Норвегию. Наиболее широкое применение Do 24 немцами осуществлялось на Черном море. Немецкие самолеты с мая 1942 г. обеспечивали там прикрытие конвоев, следовавших в Одессу. Лодки часто использовались в транспортных целях: в феврале - марте 1943 г. они перебрасывали грузы на Кубань, в апреле 1944 г. - участвовали в эвакуации из Одессы, в августе того же года - с Крита, в середине октября - из Афин. Осуществляли спасательные операции в Арктике, Средиземноморье, Африке, Северном море, Ла-Манше.
Испанские самолеты вели спасательные работы и патрулирование прибрежных вод. После войны их разоружили.
Шведы интернировали один Do 24T-1 и тоже использовали как спасательный на Балтике.
Производство Do 24 в Нидерландах было прекращено в конце 1938 г. и возобновлено весной 1941 г. Окончательно лодку сняли с производства на "Авиоланде" в конце сентября 1944 г. В Германии их перестали строить в конце декабря 1938 г. Во Франции выпуск прекратили в 1945 г., затем ненадолго восстановили и еще около года собирали лодки из имевшегося задела узлов.
В Советском Союзе до начала 50-х гг. Do 24 эксплуатировали Полярная авиация и т н. "хозяйственная" авиация МВД (обслуживавшая лагеря в Заполярье).
В германских ВВС Do 24 летали до конца войны. Во Франции "дорнье" служили до 1953 г., в Испании летали до начала 70-х гг.


Do 24T-1||
Размах:||27,0 м
Длина:||22,0 м
Моторы, количество х мощность:||3 х 1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||18400 кг
Максимальная скорость:||340 км/ч
Практический потолок:||5900 м
Дальность:||4800 км

Dornier Do 24

Do 24 разрабатывался под требования ВМС Голландии 1935 года к летающей лодке, предназначенной для замены гидросамолетов Wal, эксплуатировавшихся в голландской Восточной Индии. Цельнометаллический моноплан с широким корпусом, снабженным стабилизирующими спонсонами, Do 24 имел крыло подкосного типа и силовую установку из трех моторов. Первые два прототипа были оснащены дизелями Junkers Jumo 205C мощностью по 600 л.с. Первый полет 3 июля 1937 года был выполнен на третьем прототипе. На третьем и четвертом прототипах стояли моторы Wright R-1820-F52 Cyclone, установить моторы данного типа потребовали голландцы, так как такие же двигатели ставились на бомбардировщики Martin Model 139. По завершению испытаний Голландия заказала 12 Do 24K-1, которые собрали в Альтенхейне. Лицензию на изготовление 48 Do 24K-2 с моторами R-1820-G102 мощностью 1000 л.с. приобрела голландская фирма "Aviolanda"; до нападения Германии на Нидерланды в мае 1940 года успели собрать только 25 машин.
  Три готовых самолета и несколько частично собранных планеров перевезли в Германию для изучения возможности использования машин в качестве поисково-спасательных. Результатом изучения стало решение о возобновлении производства в Голландии под контролем германской фирмы "Weser Flugzeugbau", всего собрали 170 самолетов. Еще 48 Do 24T-1 построил в 1942-1944 годах для Люфтваффе завод "SNCA du Nord" во Франции, а 40 таких самолетов были поставлены ВМС Франции после освобождения страны в 1944 году от немецко-фашистских захватчиков. 12 Do 24T-3 с июня 1944 года поставили Испании, где они получили обозначение HR.5. Самолеты HR.5 эксплуатировались до 1970-х годов, базируясь на Майорке.


Варианты

  Do 24N-1:11 Do 24K-2 голландской постройки собрали в поисково-спасательном варианте для Люфтваффе с моторами Wright R-1820-G102; первый поставлен в августе 1941 года
  Do 24T: 159 Do 24T-1, Do 24T-2 и Do 24T-3 отличались друг от друга только составом оборудования, они строились в оккупированной Голландии, каждая лодка оснащалась тремя моторами BMW-Bramo 323B-2 Fafnir мощностью по 1000 л.с.; самолеты состояли на вооружении 1., 2.и 3/Seenotgruppe, дислоцированных в Бискароссе под Бордо и Вьере под Марселем, то есть на западном и южном побережье Франции
  Do 318: единственный прототип в 1944 году доработали на фирме "Weser" системой управления пограничным слоем воздуха типа Arado, испытания прошли очень успешно, но в 1945 году летающую лодку затопили в озере Констанс


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dornier Do 24T-1

  Тип: морская патрульная и поисково-спасательная летающая лодка с экипажем из шести человек
  Силовая установка: три звездообразных мотора BMW-Bramo 323B-2 мощностью по 1000 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3000 м - 340 км/ч; крейсерская скорость на высоте 2600 м - 295 км/ч; время набора высоты 4000 м - 13 мин 12 с; практический потолок 5900 м; дальность 2900 км
  Масса: пустого 9200 кг; максимальная взлетная 18 400 кг
  Размеры: размах крыла 27,00 м; длина 22,00 м; высота 5,75 м; площадь крыла 108,00 мг
  Вооружение: по одному 7,92-мм пулемету MG15 на носовой и хвостовой турелях, одна 20-мм пушка MG151 или Hispano-Suiza HS-404 в середине фюзеляжа
Do 24T-1 (Черное море, 1942 год)
Do 24T-2 из Seenotstaffel 8. Эта лодка была потоплена в 1943 году при попытке спасения двух сбитых британских летчиков. Немецкий экипаж гидросамолета и англичан спасала другая летающая лодка Do 24.
Dornier Do 24T-1 of 3. Seenot Gruppe (1942)
Во время воздушных боев над Ла-Маншем летом 1941 года Люфтваффе с успехом применяли летающие лодки Heinkel Не 59 и Dornier Do 24 (показан Do24T-1) для поиска и спасения сбитых летчиков.
В период ожесточенных боев летом 1940 года над Ла-Маншем Люфтваффе широко использовали для спасения сбитых летчиков гидросамолеты He 59 и Do 24. Изображен Dornier Do 24T-1 из 3.Staffel/Seenotgruppe, дислоцированной в Булони.
Do 24T-2 из 7-й морской поисково-спасательной эскадрильи, XI округ (7.Seenotstaffel/SBK XI), Эгейское море, 1942 год. На самолет нанесены белые опознавательные полосы Средиземноморского театра военных действий.
Этот самолет был первой машиной, построенной фирмой "Aviolanda" и принятой на вооружение Люфтваффе. Первоначально он имел код X-38, но для перегонки на испытания в Травемюнде получил немецкий регистрационный номер D-AFBT, а затем - D-AEAV. Его испытали в качестве прототипа версии Do 24N-1.
Do-24K-1 (X-17) морской авиации Нидерландов (Dutch Marine Luchtvaartdienst) в Сурабайе, Ява, лето 1939 года.
Получивший местное обозначение Tp 24, этот Do 24T-1 прослужил во Flotilj 2 ВВС Швеции в Хоганезе с 1945 по 1951 год.
'KK+LX' w/nr 2133 was the first Do 24T-3 delivered to the EdA. All Luftwaffe markings but the fuselage factory codes were replaced by Spanish ones just before delivery.
Civil markings and white fuselage bands and upper wing discs with red crosses were applied to the EdA Do 24s in order to avoid confusion with Luftwaffe machines. Wing roundels were replaced by the EdA standard ones. This is w/nr 3347, the fourth Do 24.
In November 1945, after the end of World War Two, the Do 24s received new military unit markings. A second EdA roundel and a virgin's name, in white lettering, appeared on both sides of the front fuselage, as well as tail serials. The white areas with red crosses were not restored.
Shortage of material in the early 1950s made the aircraft appear crudely overpainted, or simply worn out.
The Spanish industry took charge of producing an appropriate paint for the Do 24s. After some unsuccessful attempts, in 1953 one of the combinations of primer and paint - the so-called 'bottlegreen' - began to prove effective against corrosion. The trials were made on aircraft under repair, eg HR.5-6, '51-6' 'Virgen de la Esperanza'.
In the summer of 1958 a new unit, 58 Escuadrilla del SAR was formed with the four remaining Do 24s. The previous scheme was slightly modified, as shown by '58-2' (ex HR.5-11). In 1960 tail serials were omitted, rendering visual identification very difficult.
Ранняя схема окраски испанских Do 24. После войны и до конца 1950-х годов испанские Do 24 летали окрашенными в так называемый "средний" голубовато-зеленый цвет. Эмблемы поисково-спасательных частей (изображены отдельно) отображали милосердный характер выполняемых заданий.
In the summer of 1964 the aircraft began to receive a new silver overall livery. Fuselage unit codes were kept but the numbers in the tail serials were those of the unit codes, not the original ones. Note the badge of 58 Escuadrilla on the rear fuselage - the first carried by any EdA Do 24 - and the bow turret of indigenous design.
Поздняя схема окраски испанских Do 24. На протяжении своей карьеры в Испании Do 24 перекрашивали неоднократно. Аббревиатуру SAR наносили и красной, и желтой красками, равно как и полосу вокруг фюзеляжа. Ближе к концу карьеры все испанские Do 24 перекрасили в серебристый цвет.
В Испании Dornier Do 24 служили и в послевоенный период, хорошо себя проявив в поисково-спасательной службе.
The last scheme worn by the EdA Do 24s. HD.5-4 was the example presented by the Spanish Air Ministry to the Dornier company. For some unknown reason, the 'SAR' letters were slightly larger than those in the other three aircraft. Also unknown is the reason why this aircraft was re-serialled as HR.5-4 before being delivered to Dornier. Note the absence of fuselage unit markings and the repositioning of the SAR yellow band, as well as the incorporation of an anti-glare panel.
На французской службе. В 1942-1944 годах французская CAMS построила 40 Do 24T-1. С 1944 по 1953 год авиация ВМС Франции эксплуатировала те машины, которые не были вывезены немцами, плюс были построены еще 22 самолета. Самолеты использовались, главным образом, как поисково-спасательные, а также для поиска мин в прибрежных водах Франции.
Do 24 Королевских ВВС Австралии. A49-4 - четвертая из пяти старейших Do 24K-1, вылетевших 19 февраля 1942 года из голландской Восточной Индии в Австралию. Другие лодки достигли Брума, штат Северные территории, где три из них были уничтожены японской авиацией. A49-4 эксплуатировалась в 41-й эскадрилье австралийских ВВС, выполняя транспортные перевозки на Новой Гвинее.