Dornier Do.24
Варианты:
Dornier - Do.24 - 1937 - Германия
Страна: Германия
Год: 1937
Летающая лодка

Морская патрульная и поисково-спасательная летающая лодка с экипажем из шести человек
Описание:
Do.24
Dornier Do 24
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (7)

Do.24

Летающая лодка, трехмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль с двухкилевым оперением. Спроектирована в КБ фирмы "Дорнье верке" под руководством К. Дорнье по заказу правительства Нидерландов. Опытный самолет Do 24V3 впервые поднялся в воздух 3 июля 1937 г. Серийное производство лодки организовано в конце 1937 г. Самолет выпускался на заводах "Дорнье" в Альтенрхейне (Швейцария) и позднее во Фридрихсгафене в Германии, "Авиоланда" (Папендрехт, с поставкой отдельных узлов с заводов "Фоккер" в Амстердаме и "Де Шельде" в Дордрехте) в Нидерландах и CAMS (Шартревиль) во Франции. Всего изготовлено 275 экз. (включая 20 экз. после войны во Франции).
Экипаж - 6 чел. Вооружение 1x20+2x7,9, бомбы до 1200 кг (только у Do 24K).
Самолет состоял на вооружении в Нидерландах с начала 1938 г., в Германии - с начала 1940 г., в Австралии - с марта 1942 г., в Испании - с июня 1944 г., во Франции - с декабря 1944 г., в Швеции - с мая 1945 г.
Основные модификации:
  - Do 24K, разведчик и бомбардировщик для Нидерландов; К-1 швейцарской постройки с моторами R-1820-F52, К-2 голландского производства с моторами R-1820-G102;
  - Do 24N, спасательный самолет для Люфтваффе с моторами R-1820-G102, без бомбового вооружения;
  - Do 24T, патрульный и транспортный самолет с моторами Bramo 323R-2, вариант Т-3 экспортный для Испании.
Голландские Do 24K с весны 1939 г. эксплуатировались в Ост-Индии (Индонезии), с начала 1942 г. применялись против японцев как разведчики и бомбардировщики. Нанесли несколько бомбовых ударов по кораблям и наземным целям. Уцелевшие лодки были эвакуированы в Австралию, где переданы австралийским ВВС. Один самолет, сохранявшийся в распоряжении голландцев, использовался для тайных операций до октября 1943 г. Австралийцы применяли Do 24K как разведчики.
Два опытных образца летающей лодки в апреле 1940 г. использовали для переброски немецких войск в Норвегию. Наиболее широкое применение Do 24 немцами осуществлялось на Черном море. Немецкие самолеты с мая 1942 г. обеспечивали там прикрытие конвоев, следовавших в Одессу. Лодки часто использовались в транспортных целях: в феврале - марте 1943 г. они перебрасывали грузы на Кубань, в апреле 1944 г. - участвовали в эвакуации из Одессы, в августе того же года - с Крита, в середине октября - из Афин. Осуществляли спасательные операции в Арктике, Средиземноморье, Африке, Северном море, Ла-Манше.
Испанские самолеты вели спасательные работы и патрулирование прибрежных вод. После войны их разоружили.
Шведы интернировали один Do 24T-1 и тоже использовали как спасательный на Балтике.
Производство Do 24 в Нидерландах было прекращено в конце 1938 г. и возобновлено весной 1941 г. Окончательно лодку сняли с производства на "Авиоланде" в конце сентября 1944 г. В Германии их перестали строить в конце декабря 1938 г. Во Франции выпуск прекратили в 1945 г., затем ненадолго восстановили и еще около года собирали лодки из имевшегося задела узлов.
В Советском Союзе до начала 50-х гг. Do 24 эксплуатировали Полярная авиация и т н. "хозяйственная" авиация МВД (обслуживавшая лагеря в Заполярье).
В германских ВВС Do 24 летали до конца войны. Во Франции "дорнье" служили до 1953 г., в Испании летали до начала 70-х гг.


Do 24T-1||
Размах:||27,0 м
Длина:||22,0 м
Моторы, количество х мощность:||3 х 1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||18400 кг
Максимальная скорость:||340 км/ч
Практический потолок:||5900 м
Дальность:||4800 км

Dornier Do 24

Do 24 разрабатывался под требования ВМС Голландии 1935 года к летающей лодке, предназначенной для замены гидросамолетов Wal, эксплуатировавшихся в голландской Восточной Индии. Цельнометаллический моноплан с широким корпусом, снабженным стабилизирующими спонсонами, Do 24 имел крыло подкосного типа и силовую установку из трех моторов. Первые два прототипа были оснащены дизелями Junkers Jumo 205C мощностью по 600 л.с. Первый полет 3 июля 1937 года был выполнен на третьем прототипе. На третьем и четвертом прототипах стояли моторы Wright R-1820-F52 Cyclone, установить моторы данного типа потребовали голландцы, так как такие же двигатели ставились на бомбардировщики Martin Model 139. По завершению испытаний Голландия заказала 12 Do 24K-1, которые собрали в Альтенхейне. Лицензию на изготовление 48 Do 24K-2 с моторами R-1820-G102 мощностью 1000 л.с. приобрела голландская фирма "Aviolanda"; до нападения Германии на Нидерланды в мае 1940 года успели собрать только 25 машин.
  Три готовых самолета и несколько частично собранных планеров перевезли в Германию для изучения возможности использования машин в качестве поисково-спасательных. Результатом изучения стало решение о возобновлении производства в Голландии под контролем германской фирмы "Weser Flugzeugbau", всего собрали 170 самолетов. Еще 48 Do 24T-1 построил в 1942-1944 годах для Люфтваффе завод "SNCA du Nord" во Франции, а 40 таких самолетов были поставлены ВМС Франции после освобождения страны в 1944 году от немецко-фашистских захватчиков. 12 Do 24T-3 с июня 1944 года поставили Испании, где они получили обозначение HR.5. Самолеты HR.5 эксплуатировались до 1970-х годов, базируясь на Майорке.


Варианты

  Do 24N-1:11 Do 24K-2 голландской постройки собрали в поисково-спасательном варианте для Люфтваффе с моторами Wright R-1820-G102; первый поставлен в августе 1941 года
  Do 24T: 159 Do 24T-1, Do 24T-2 и Do 24T-3 отличались друг от друга только составом оборудования, они строились в оккупированной Голландии, каждая лодка оснащалась тремя моторами BMW-Bramo 323B-2 Fafnir мощностью по 1000 л.с.; самолеты состояли на вооружении 1., 2.и 3/Seenotgruppe, дислоцированных в Бискароссе под Бордо и Вьере под Марселем, то есть на западном и южном побережье Франции
  Do 318: единственный прототип в 1944 году доработали на фирме "Weser" системой управления пограничным слоем воздуха типа Arado, испытания прошли очень успешно, но в 1945 году летающую лодку затопили в озере Констанс


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dornier Do 24T-1

  Тип: морская патрульная и поисково-спасательная летающая лодка с экипажем из шести человек
  Силовая установка: три звездообразных мотора BMW-Bramo 323B-2 мощностью по 1000 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3000 м - 340 км/ч; крейсерская скорость на высоте 2600 м - 295 км/ч; время набора высоты 4000 м - 13 мин 12 с; практический потолок 5900 м; дальность 2900 км
  Масса: пустого 9200 кг; максимальная взлетная 18 400 кг
  Размеры: размах крыла 27,00 м; длина 22,00 м; высота 5,75 м; площадь крыла 108,00 мг
  Вооружение: по одному 7,92-мм пулемету MG15 на носовой и хвостовой турелях, одна 20-мм пушка MG151 или Hispano-Suiza HS-404 в середине фюзеляжа
The Dornier Do 24 Flying-boat.
Dornier Do 24
Dornier Do 24K-2
Do 24K-2
Dornier Do 24T