Dornier Do.24
Варианты:
Dornier - Do.24 - 1937 - Германия
Страна: Германия
Год: 1937
Летающая лодка

Морская патрульная и поисково-спасательная летающая лодка с экипажем из шести человек
Описание:
Do.24
Dornier Do 24
Flight, November 1939
THE DORNIER FLYING BOATS
Фотографии:

Цветные фото (12)

Do.24

Летающая лодка, трехмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль с двухкилевым оперением. Спроектирована в КБ фирмы "Дорнье верке" под руководством К. Дорнье по заказу правительства Нидерландов. Опытный самолет Do 24V3 впервые поднялся в воздух 3 июля 1937 г. Серийное производство лодки организовано в конце 1937 г. Самолет выпускался на заводах "Дорнье" в Альтенрхейне (Швейцария) и позднее во Фридрихсгафене в Германии, "Авиоланда" (Папендрехт, с поставкой отдельных узлов с заводов "Фоккер" в Амстердаме и "Де Шельде" в Дордрехте) в Нидерландах и CAMS (Шартревиль) во Франции. Всего изготовлено 275 экз. (включая 20 экз. после войны во Франции).
Экипаж - 6 чел. Вооружение 1x20+2x7,9, бомбы до 1200 кг (только у Do 24K).
Самолет состоял на вооружении в Нидерландах с начала 1938 г., в Германии - с начала 1940 г., в Австралии - с марта 1942 г., в Испании - с июня 1944 г., во Франции - с декабря 1944 г., в Швеции - с мая 1945 г.
Основные модификации:
   - Do 24K, разведчик и бомбардировщик для Нидерландов; К-1 швейцарской постройки с моторами R-1820-F52, К-2 голландского производства с моторами R-1820-G102;
   - Do 24N, спасательный самолет для Люфтваффе с моторами R-1820-G102, без бомбового вооружения;
   - Do 24T, патрульный и транспортный самолет с моторами Bramo 323R-2, вариант Т-3 экспортный для Испании.
Голландские Do 24K с весны 1939 г. эксплуатировались в Ост-Индии (Индонезии), с начала 1942 г. применялись против японцев как разведчики и бомбардировщики. Нанесли несколько бомбовых ударов по кораблям и наземным целям. Уцелевшие лодки были эвакуированы в Австралию, где переданы австралийским ВВС. Один самолет, сохранявшийся в распоряжении голландцев, использовался для тайных операций до октября 1943 г. Австралийцы применяли Do 24K как разведчики.
Два опытных образца летающей лодки в апреле 1940 г. использовали для переброски немецких войск в Норвегию. Наиболее широкое применение Do 24 немцами осуществлялось на Черном море. Немецкие самолеты с мая 1942 г. обеспечивали там прикрытие конвоев, следовавших в Одессу. Лодки часто использовались в транспортных целях: в феврале - марте 1943 г. они перебрасывали грузы на Кубань, в апреле 1944 г. - участвовали в эвакуации из Одессы, в августе того же года - с Крита, в середине октября - из Афин. Осуществляли спасательные операции в Арктике, Средиземноморье, Африке, Северном море, Ла-Манше.
Испанские самолеты вели спасательные работы и патрулирование прибрежных вод. После войны их разоружили.
Шведы интернировали один Do 24T-1 и тоже использовали как спасательный на Балтике.
Производство Do 24 в Нидерландах было прекращено в конце 1938 г. и возобновлено весной 1941 г. Окончательно лодку сняли с производства на "Авиоланде" в конце сентября 1944 г. В Германии их перестали строить в конце декабря 1938 г. Во Франции выпуск прекратили в 1945 г., затем ненадолго восстановили и еще около года собирали лодки из имевшегося задела узлов.
В Советском Союзе до начала 50-х гг. Do 24 эксплуатировали Полярная авиация и т н. "хозяйственная" авиация МВД (обслуживавшая лагеря в Заполярье).
В германских ВВС Do 24 летали до конца войны. Во Франции "дорнье" служили до 1953 г., в Испании летали до начала 70-х гг.


Do 24T-1||
Размах:||27,0 м
Длина:||22,0 м
Моторы, количество х мощность:||3 х 1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||18400 кг
Максимальная скорость:||340 км/ч
Практический потолок:||5900 м
Дальность:||4800 км

Dornier Do 24

Do 24 разрабатывался под требования ВМС Голландии 1935 года к летающей лодке, предназначенной для замены гидросамолетов Wal, эксплуатировавшихся в голландской Восточной Индии. Цельнометаллический моноплан с широким корпусом, снабженным стабилизирующими спонсонами, Do 24 имел крыло подкосного типа и силовую установку из трех моторов. Первые два прототипа были оснащены дизелями Junkers Jumo 205C мощностью по 600 л.с. Первый полет 3 июля 1937 года был выполнен на третьем прототипе. На третьем и четвертом прототипах стояли моторы Wright R-1820-F52 Cyclone, установить моторы данного типа потребовали голландцы, так как такие же двигатели ставились на бомбардировщики Martin Model 139. По завершению испытаний Голландия заказала 12 Do 24K-1, которые собрали в Альтенхейне. Лицензию на изготовление 48 Do 24K-2 с моторами R-1820-G102 мощностью 1000 л.с. приобрела голландская фирма "Aviolanda"; до нападения Германии на Нидерланды в мае 1940 года успели собрать только 25 машин.
   Три готовых самолета и несколько частично собранных планеров перевезли в Германию для изучения возможности использования машин в качестве поисково-спасательных. Результатом изучения стало решение о возобновлении производства в Голландии под контролем германской фирмы "Weser Flugzeugbau", всего собрали 170 самолетов. Еще 48 Do 24T-1 построил в 1942-1944 годах для Люфтваффе завод "SNCA du Nord" во Франции, а 40 таких самолетов были поставлены ВМС Франции после освобождения страны в 1944 году от немецко-фашистских захватчиков. 12 Do 24T-3 с июня 1944 года поставили Испании, где они получили обозначение HR.5. Самолеты HR.5 эксплуатировались до 1970-х годов, базируясь на Майорке.


Варианты

   Do 24N-1:11 Do 24K-2 голландской постройки собрали в поисково-спасательном варианте для Люфтваффе с моторами Wright R-1820-G102; первый поставлен в августе 1941 года
   Do 24T: 159 Do 24T-1, Do 24T-2 и Do 24T-3 отличались друг от друга только составом оборудования, они строились в оккупированной Голландии, каждая лодка оснащалась тремя моторами BMW-Bramo 323B-2 Fafnir мощностью по 1000 л.с.; самолеты состояли на вооружении 1., 2.и 3/Seenotgruppe, дислоцированных в Бискароссе под Бордо и Вьере под Марселем, то есть на западном и южном побережье Франции
   Do 318: единственный прототип в 1944 году доработали на фирме "Weser" системой управления пограничным слоем воздуха типа Arado, испытания прошли очень успешно, но в 1945 году летающую лодку затопили в озере Констанс


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dornier Do 24T-1

   Тип: морская патрульная и поисково-спасательная летающая лодка с экипажем из шести человек
   Силовая установка: три звездообразных мотора BMW-Bramo 323B-2 мощностью по 1000 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3000 м - 340 км/ч; крейсерская скорость на высоте 2600 м - 295 км/ч; время набора высоты 4000 м - 13 мин 12 с; практический потолок 5900 м; дальность 2900 км
   Масса: пустого 9200 кг; максимальная взлетная 18 400 кг
   Размеры: размах крыла 27,00 м; длина 22,00 м; высота 5,75 м; площадь крыла 108,00 мг
   Вооружение: по одному 7,92-мм пулемету MG15 на носовой и хвостовой турелях, одна 20-мм пушка MG151 или Hispano-Suiza HS-404 в середине фюзеляжа

Flight, November 1939

THE DORNIER FLYING BOATS
Long-range Over-water Machines for Reconnaissance, Bombing and Patrol
By H. F. KING

Do 24

   The first batch of Do 24s to leave the Dornier works at Friedrichshafen were to the order of the Dutch Government who required them for service in the Dutch East Indies. The type has been built under licence in Holland for some time, and must be presumed to have passed into service in the German Air Force in fair numbers.
   In general layout the machine resembles the Do 18, being a semi-cantilever monoplane with "sea-wings" to give lateral stability on the water.
   The wing consists of a rectangular centre-section which carries the three engines, and is supported above the hull on two sets of inverted-V struts. To the extremities of this central portion are attached the trapezoidal outer panels.
   The flap arrangements are something out of the ordinary. On the centre section is a single split flap which can be adjusted to diminish the take-off and landing speed, while the outer panels carry slotted ailerons of high aspect ratio which also function as flaps during landing.
   The hull is broad in the beam and comparatively shallow, the upper portion being of semi-circular formation, except at the forward end. Starting at the bows as a fairly sharp vee the bottom gradually flattens out. It has two steps, the rear one ending as a knife edge, and there are the characteristic Dornier longitudinal steps running parallel with the keel. Structurally the hull is quite straightforward and is flush riveted.
   Sweeping up from the rear step the hull changes section and forms the base for the tailplane and the rear turret. Unlike the Do 18, the Do 24 has twin fins and rudders, the latter being statically and aerodynamically balanced and having servo flaps. The tailplane is of metal construction and is braced on each side of the hull by a single strut.
The sponsons or "sea-wings" are used as fuel tanks; there is additional tankage in the wing.
   The interior of the hull is subdivided as follows: Behind the gun-turret in the bows (this may be retracted for rough water operation) is a long cabin for the pilots, the navigator and wireless operator, and aft of this are the living quarters with rest bunks. A short distance behind is the midship gun-turret which, in combination with similar turrets in the bows and stern, commands a wide field ol fire. The turrets may be assumed to have power drive, but in the Dutch version at least carry only one gun apiece.
   The possibility has been mentioned by the manufacturers of fitting three 20 mm. shell-guns, presumably on Oerlikon mountings. The maximum bomb-load, which is carried externally below the wings, is 3,300lb., and can be composed of bombs of various kinds, including the anti submarine variety.
   Holland’s Do 24s are powered with three Wright Cyclone G radials, but it is likely that B.M.W. 132 Dc or Bramo Fafnirs will have been specified for the German machines, though mention has been made of one version with liquid cooled engines. These would be DB601s or Junkers Jumo 211s. In any case, the engines are installed in line abreast, the central one being slightly higher than the other two. Precise data on German versions of the Do 24 are not available, but the following figures were issued by the manufacturers not long before the war: Span, 88ft. 7in.; length. 72ft. 1 1/2 in.; height, 19ft. 3in.; wing area, 1,162 sq. ft.; all-up weight, 29,700lb.; top speed (according to engines fitted). 195-210 m.p.h.; ceiling. 18,500ft.; and range, 2.170 miles.
The Dornier Do 24T-3 arriving on Lake Constance after being retired from service by the Spanish Air Force. It is to be restored for permanent exhibition at Friedrichshafen.
Taken in the summer of 1971, HD.5-4 shows the elegant lines of the tough German flying-boat. For some unknown reason, the 'SAR' letters were larger than those painted on the other three examples.
With the Pollensa’s mountain range background, HD.5-4 runs for take-off oh mirror-like waters.
Эксплуатация в Испании. Последними летающими лодками Европы стали Do 24T-2 из 58-й эскадрильи ВВС Испании, которые базировались в Пуэрто-де-Полленса и использовались для патрулирования прибрежных вод и выполнения поисково-спасательных заданий до 1970 года. По мореходности Do 24 не имела равных в своем классе за всю историю авиации. В 1944 году 12 самолетов Do 24 голландцы передали Испании для выполнения гуманитарных миссий по спасанию моряков и летчиков всех воюющих сторон. После окончания войны к этим лодкам присоединились еще самолеты постройки CAMS. В 1971 году одну из последних пригодных к полетам Do 24 вернули на завод "Dornier" на Боденском озере (Германия), позже он был передан в Немецкий музей в Обершлейхейме.
Удачные лодки Do 24 после окончания войны еще долго эксплуатировались в ВВС Испании. На фотографии - Do 24 рядом с другой поисково-спасательной летающей лодкой Grumman HU-16 Albatross из состава ВМС ФРГ.
Two rare types continue in residence at Fairchild Dornier’s Oberpfaffenhofen factory and were pictured in March 2002. The Dornier Do 24T-3 flying-boat is c/n 5344 and is the former Spanish Ejercito del Aire HD.5-3 which was operated on air-sea rescue duties until retired.
HD.5-2 outside at the EdA Museum, Cuatro Vientos, in mid-2002.
HD.5-1 was a tight fit inside the RAF Museum at Hendon. The aircraft was moved to the Netherlands in 1991.
HD.5-4 about to be lifted to Pollensa's shore by the huge Babcock Wilcox crane, built in Scotland, and installed in 1938.
Once re-assembled at Soesterberg in the Netherlands, HD.5-1 was painted to represent a Dutch Do 24K.
Cockpit rear bulkhead of the Do 24 at the EdA Museum that helped to 'crack' the identities of the survivors. All the aircraft's interior was olive green painted.