RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : International

Год : 1987

Вертолет

Противолодочный и многоцелевой вертолет корабельного/ берегового базирования с экипажем из одного-двух человек

AgustaWestland AW101

   История вертолета AW101 восходит к проекту Westland WG34, работы по которому начались в 1978 году согласно требованиям, сформулированным Главным штабом Королевских ВМС Великобритании к вертолету, предназначенному для замены вертолета Westland Sea King. Работы по WG34 прекратили на проектной стадии, до постройки прототипа. Переговоры о совместном проектировании вертолета начались между фирмами "Agusta" и "Westland" в ноябре 1979 года. По завершении переговоров заинтересованные стороны образовали совместное предприятие "European Helicopter Industries Ltd", формально учрежденное в феврале 1984 года, когда на основе межправительственного соглашения на постройку девяти прототипов вертолета были направлены соответствующие финансовые потоки. Тогда же будущий вертолет получил обозначение EH101, хотя должен был называться EHI 01 - в документы вкралась опечатка.
   Новый вертолет предназначался, в первую очередь, для замены вертолета Sea King, что предопределило массу и размеры EH101. Однако еще на стадии проектирования в конструкцию заложили возможности более широкого использования перспективной машины, включая транспортировку людей и грузов. Для выполнения некоторых задач был пригоден базовый вариант с фюзеляжем морской модификации, но параллельно велись работы по вертолету AW101 с опускаемой рампой в задней части фюзеляжа. Девять прототипов предназначались для испытаний и отработки ключевых элементов конструкции и систем вертолета, лопастей несущего винта с законцовками BERP, специализированного британского и итальянского противолодочного оборудования, проверки возможности использования вертолета в качестве транспортного и т.д. В конструкции планера вертолета очень широко использованы композитные материалы, хотя фюзеляж изготовлен в основном из алюминиевых сплавов. Состав бортового оборудования комплектуется по требованию заказчика. Первая модификация для Королевских ВМС Великобритании получила наименование Merlin HM.Mk 1. Главным подрядчиком по бортовому оборудованию вертолета данной модели стала фирма IBM, работающая в тесной кооперации с фирмой "Westland". В состав бортового оборудования вертолета Merlin HM.Mk 1 входит поисковая РЛС кругового обзора GEC Ferranti Blue Kestrel, процессор GES Avionics AQS-903, система отображения информации фирмы "GES Avionics", аппаратура радиоэлектронной борьбы Racal Orange Reaper, опускаемая гидроакустическая станция фирмы "Ferranti/Thomson-CSF". Вооружение - четыре противолодочные самонаводящиеся торпеды Marconi Sting Ray, два блока постановки радиогидроакустических буев. Предусмотрена возможность использования с вертолета противокорабельных ракет Exocet, Harpoon, Sea Eagle, Marte Mk 2.
   Изначально Королевские ВМС Великобритании заказали 50 вертолетов Merlin, предназначенных для базирования на авианесущих крейсерах типа "Инвинсибл", а также на других кораблях и береговых базах. Затем заказ был сокращен до 44 вертолетов, а срок начала поставок перенесен со второй половины 1988 года на 1996 год. Британские вертолеты оснащаются двигателями RTM322, итальянские (заказано 36 вертолетов) - альтернативной силовой установкой из трех газотурбинных двигателей General Electric T700-GE-T6A мощностью по 1714 л.с, двигатели собираются в Италии. На прототипы были установлены коммерческие варианты СТ7 двигателей General Electric. Первый прототип был собран фирмой "Westland" и выполнил первый полет 9 октября 1987 года. Первый прототип сборки фирмы "Agusta" в варианте противолодочного вертолета для итальянских ВМС впервые поднялся в воздух 26 ноября 1989 года. 15 июня 1989 года полетел прототип британской противолодочной модификации, а 24 октября - прототип вертолета Merlin. Третий и восьмой прототипы собрали в пассажирском варианте Heliliner.
   Второй прототип был потерян в летном происшествии 21 января 1993 года, после чего все полеты опытных вертолетов были приостановлены до 24 июня того же года. Двигатели RTM 322 были впервые опробованы в полете на четвертом прототипе в июле 1993 года. Такие же двигатели установили на пятый прототип. Седьмой прототип (итальянский) был оборудован опускаемой рампой фюзеляжа, первый полет этот вертолет выполнил 18 декабря 1989 года. 22 таких же средних военно-транспортных вертолета заказали Королевские ВВС Великобритании под обозначением Merlin HC.Mk 3.
   Первым покупателем вертолета в многоцелевом варианте стала Канада, заказавшая 15 EH101 для выполнения поисково-спасательных задач. Эти вертолеты предназначались для замены 13 устаревших вертолетов CH-113A Labrador и получили наименование CH-149 Chimo. Канада также заказала 35 вертолетов под обозначением CH-148 Petrel в варианте палубного базирования для замены вертолетов Sea King. Эти вертолеты собираются в Канаде фирмой "IМР Group Ltd", на них установлены двигатели CT7-6A1 мощностью 1920 л.с. Канадская сделка имела очень длительную и непростую историю, ее условия неоднократно пересматривались, а сроки начала поставок вертолетов сдвигались, но она стала крайне важной для обеспечения успеха всей программы вертолета EH101. Поставки первых вертолетов CH-148 были запланированы на конец 1997 года, а вертолетов CH-149 - на первую половину 1998 года. Однако из-за высокой стоимости вертолетов и их, как казалось, чрезмерной сложности правительство консерваторов перед выборами 1993 года вообще отказалось от закупки вертолетов EH101.Но в январе 1998 года новое правительство Канады вернулось к вопросу о закупках вертолетов EH101, заказав партию из 15 машин обновленной модификации AW320 Cormorant в поисково-спасательном варианте со сроком поставки в 2000-2003 годах.
   Консорциум "AgustaWestland" тем временем не переставал совершенствовать вертолет AW101. В 2006 году было принято решение об усовершенствовании вертолета Merlin HM.Mk 1, главным подрядчиком модернизационных работ выбрали фирму "Lockheed Martins. Острая нехватка вертолетов, связанная с участием британского контингента в операциях на территории Ирака и Афганистана, привела к закупке Великобританией вертолетов EH101 в Дании. Шесть вертолетов, ранее состоявших на вооружении Дании, прошли глубокую модернизацию фирмой "AgustaWestland" на заводе в Великобритании и поступили на вооружение Королевских ВВС в конце 2008 года под обозначением Merlin HC.Mk 3A.
   На вооружение ВМС Италии поступили вертолеты AW101 в вариантах дальнего радиолокационного обнаружения (с РЛС Наг, антенна которой размещена в большом обтекателе под передней частью фюзеляжа), противолодочном и противокорабельном, а также десантном (с рампой в задней части фюзеляжа).
   Канада изучает возможность закупки 14 поисково-спасательных вертолетов большой дальности Cormorant, хотя в конкурсе на противолодочный вертолет для ВМС Канады EH101 проиграл американскому вертолету S-92.
   В 2001 году Португалия выбрала EH101 в качестве вертолета большой грузоподъемности. Последний из 12 заказанных вертолетов Португалия получила в 2006 году. Четыре вертолета построены в боевом поисково-спасательном варианте (для выполнения задач поиска и спасения в условиях противодействия противника), а два - в варианте охраны рыболовного промысла. Поставки 14 вертолетов в поисково-спасательном и многоцелевом варианте, заказанных Данией, начались в 2007 году. Датский заказ большей частью уже выполнен, но освоение новой техники личным составом затянулось, из-за чего шесть вертолетов поставили на временное хранение. Именно эти машины были закуплены Великобританией. В перспективе проданные Великобритании вертолеты планируется заменить вновь построенными машинами.
   Морские силы самообороны Японии выбрали вертолет EH101 для замены 14 вертолетов-тральщиков MH-53E. Получившие обозначение MCH101, вертолеты собираются в Японии фирмой "Kawasaki". Первый MCH101 поставлен заказчику 3 марта 2003 года. Один EH101 используется полицией Токио, фирма "Kawasaki" разработала собственный вариант вертолета EH101 - CH101 Antarctic Survey Helicopter, первую такую машину морские силы самообороны получили в сентябре 2007 года. К 2008 году в эксплуатацию поступило в общей сложности три вертолета CH101 Antarctic Survey Helicopter.
   Самым значимым успехом вертолета EH101 стал его выбор в качестве вертолета, предназначенного для перевозки первых лиц США. EH101 выиграл конкурс у вертолета VS-92. В производстве вертолета US101 заняты фирмы "Lockheed Martin", "AgustaWestland" и "General Electric". Официально ВМС США заявили о выборе вертолета EH101 28 января 2005 года. По контракту на сумму 1,7 млрд. долларов США первый вертолет должен быть поставлен в 2009 году, а все 23 машины - к 2014 году. Вертолет для ВМС США получил наименование VH-71A Kestrel, он оснащен двигателями General Electric CT7-8E, за сборку вертолетов отвечает фирма "Bell".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   AgustaWestland Merlin HM.Mk 1

   Тип: противолодочный и многоцелевой вертолет корабельного/ берегового базирования с экипажем из одного-двух человек
   Силовая установка: три газотурбинных двигателя Rolls-Royce/Turbomeca RTM322-01 мощностью по 2312 л.с.
   Характеристики: крейсерская скорость на оптимальной высоте 278 км/ч; статический потолок с учетом влияния земли 3800 м; дальность полета 1056 км
   Массы: пустого 10 500 кг; максимальная взлетная 14 600 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 18,59 м; длина с вращающимися винтами 22,81; высота с вращающимися винтами 6,65 м; площадь, ометаемая несущим винтом 271,51 м2
   Вооружение: масса подвесного вооружения до 960 кг, обычно - четыре противолодочные торпеды
   Полезная нагрузка: до 45 пассажиров или 16 раненых на носилках и медперсонал или груз массой до 3660 кг внутри кабины или на внешней подвеске

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 187

    Упавший Merlin. В 2010 году в Афганистане упал вертолет Merlin британских ВВС - его эвакуировали при помощи американского CH-53E Super Stallion. В мире существуют только два вертолета, которые могут совершить такую операцию - российский Ми-26 и американский CH-47.

    Другие самолёты на фотографии: Sikorsky CH-53E / S-80 Super Stallion - США - 1974

  • Air International 2006-10 / News: Headline, Military, Civil, Accidents

    Updating the previous report on the loss of Canadian Forces/413 Squadron CH-149 Cormorant on July 13, 2006, the helicopter lost was 149914 and latest reports suggest that there were no technical defects with the helicopter and pilot error may have been the cause of the crash. The Cormorant is seen here on July 14 being lifted from the deck of the Canadian Coast Guard vessel Earl Grey after arrival at CFB Shearwater, Nova Scotia, following recovery operations.