Sopwith Camel / F.1
Страна: Великобритания
Год: 1916


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Обломки (6)
Sopwith Camel

   Вслед за самолетами Pup и Triplane Герберт Смит спроектировал Camel, который ныне считают классикой истребителей-бипланов. Camel не обладал грацией своих предшественников, но являлся настоящим самолетом для воздушного боя. Сменив на Западным фронте Pup, Camel заслужил право называться лучшим британским истребителем Первой мировой войны.
   Camel продолжил линию развития истребителя Pup, получив более мощный мотор и вооружение из двух пулеметов в носовой части фюзеляжа. Характерные слегка изогнутые обводы фюзеляжа в немалой степени способствовали тому, что самолет получил наименование "Camel" (верблюд).
   Из-за сильного гироскопического момента, создаваемого мощным мотором, самолет имел тенденцию к развороту вправо. Однако это было допустимой платой за уникальные маневренность и управляемость.
   На Camel устанавливали различные моторы: 130- и 140-сильные Clerget, 110-сильные Le Rhone, 150-сильные Bentley B.R.1, 100-150-сильные Gnome Monosoupape. Построили экспериментальные Camel с моторами Le Rhone мощностью 150 л. с. и Gnome Monosoupape мощностью 180 л. с.
   Три из четырех прототипов Biplane F.1 были оснащены моторами Clerget мощностью 110 л. с., первый из них поднялся в воздух в январе 1917 года. Camel строились как для Королевского авиационного корпуса, так и для морской авиации Великобритании. Первые две эскадрильи Авиакорпуса перевооружили на Camel в июле 1917 года. До конца войны было построено 1325 истребителей Camel, большинство с моторами Clerget или Le Rhone.
   Летчики Королевского авиационного корпуса (позже ВВС Великобритании) и британских ВМС одержали на Camel 1294 победы в воздушных боях. Таким образом Camel стал самым результативным истребителем Первой мировой войны. На нем сражались многие легендарные летчики, включая Коллишоу, Макларена, Баркера и Вуллета, каждый из которых одержал в воздушных боях более 50 побед.
   В качестве дневного и ночного истребителя Camel применялся в ПВО Великобритании и внес ощутимый вклад в борьбу с германскими бомбардировщиками Gotha.
   На основе базовой модели разработали самолет F.1/1, крылья которого имели прямые законцовки, и T.F.1 (Trench Fighter), вооруженный двумя пулеметами Lewis, установленными стволами вниз; ни один из них в серию не пошел.
   Несколько F.1 Camel базировалось на кораблях, а последний серийный вариант 2F.1 Camel спроектировали как палубный. Его фюзеляж состоял из двух секций, а крылья были меньшего размаха. Вариант 2F.1 Camel поступил на вооружение в начале 1918 года и эксплуатировался в течение нескольких лет после окончания войны.
   Camel воевали на Западном фронте, в Италии, Палестине, а также на Адриатическом и Эгейском морях. Эти истребители имелись в составе контингента британских ВВС и славяно-британской авиагруппы, действовавших в 1918 году в районе Архангельска.
   Также Camel состояли на вооружении 17-й и 41-й авиационных эскадрилий экспедиционных сил США во Франции, ВВС Бельгии, Канады и Греции.
   Комплектующие для Camel изготавливали по всей Великобритании. Всего было построено 5490 самолетов.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Sopwith F.1 Camel

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ротативный мотор Clerget мощностью 130 л. с. (97 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1980 м - 185 км/ч; практический потолок 1980 м; продолжительность полета 2 ч 30 мин
   Масса: пустого 421 кг; максимальная взлетная 659 кг
   Размеры: размах крыльев 8,53 м; длина 5,72 м; высота 2,59 м; площадь крыльев 21,46 м2
   Вооружение: два синхронных 7,7-мм пулемета Vickers, до четырех держателей для 9,1-кг бомб Cooper или бомб калибра 11 кг под фюзеляжем
Sopwith Camel, сбитый 12 августа 1918 года немецкими истребителями и упавший под Виллерс-ле-Роем, Франция.
Clayton and Shuttleworth-built Camel E4389 being examined by inquisitive poilus after an unsuccessful landing. The painted-out white areas of the wing roundels indicate that this Camel was probably used as a night fighter.
Авария истребителя Сопвич «Кэмел» под Тифлисом, 1920 г.
Sopwith Camel C99 in the hands of a salvage party. It was one of 200 (C1-C200) built by the British Nieuport & General Aircraft Company Ltd, of Cricklewood, for which the 130 h.p. Clerget engine was specified.
Sopwith 1F1 Camel D.3333, probably serving with the RNAS, upside down, with another Camel in right background. Built by Clayton & Shuttleworth Ltd at Lincoln, it was one of 575 Camels licence-built by the company. The photograph was possibly taken in Belgium.
Far more RFC aircraft were lost in accidents during the War than were shot down. In spite of the simple mechanical flying controls fitted to contemporary fighters, Sopwith F.1 Camel B5402 of 66 Sqn came to grief, in October 1917, when the controls jammed during take-off.
Второй лейтенант Эдвард Ли и какой-то немецкий летчик в окружении нескольких солдат. Канадский пилот явно не испытывает никаких сожалений относительно своего пленения, и его хорошее настроение можно отлично понять при первом же взгляде на состояние его "Кэмела".