McDonnell Douglas F-4 Phantom II
Варианты:
McDonnell Douglas - F-4 Phantom II - 1958 - США
Страна: США
Год: 1958


Описание
Фотографии:

Цветные фото (60)
McDonnell F4H/ McDonnell Douglas F-4 Phantom II

  Когда в октябре 1979 года выпуск самолетов McDonnell Douglas F-4 Phantom II был прекращен, совокупный выпуск составил 5057 машин, из них 2597 - для ВВС США, 1264 - для ВМС и КМП США, а также 1196 самолетов для зарубежных заказчиков. Кроме того, 11 самолетов в разобранном виде были поставлены в Японию, где компания "Mitsubishi" построила по лицензии еще 127 самолетов. В итоге общее число выпущенных самолетов Phantom II составило 5195 единиц. Конкурировать с этой цифрой могут разве что советские истребители МиГ-21.
  История самолета Phantom II началась 26 годами ранее - в сентябре 1953 года компания "McDonnell" приступила к работе над всепогодным двухдвигательным истребителем, который должен был заменить в ВМС США самолет F3H Demon. Самолет F8U Crusader оказался вполне подходящим на роль истребителя, и "McDonnell" получила заказ на разработку ударного самолета.
  В июле 1955 года с компанией был заключен контракт на постройку двух опытных образцов YF4H-1, которым и было присвоено наименование Phantom II (ранее уже был McDonnell FH-1 Phantom, поэтому и добавили "II").
  Первый прототип совершил первый полет 27 мая 1958 года, а вскоре Phantom II продемонстрировал, что может находиться в воздухе в боевом радиусе 467 км на протяжении до двух часов. Кроме того, это был первый самолет, который мог обнаружить, перехватить и уничтожить любую цель во всем диапазоне действия собственной РЛС - без помощи со стороны наземных РЛС. Вскоре ВМС США разместили первый заказ - на первый серийный вариант F4H-1, который в сентябре 1962 года получил новое обозначение F-4A.
  Следует также отметить, что самолет оказался востребован и ВВС США, которые обычно не заказывали себе самолеты, разработанные для ВМС США. В итоге самолеты F-4 сыграли огромную роль в боевых действиях во Вьетнаме и долгое время были основными ударными истребителями ВВС многих стран мира, таких как Греция, Иран, Израиль, Япония, Южная Корея, Испания, Турция, Великобритания, США и ФРГ. Самолеты также временно состояли на вооружении австралийских ВВС - в ожидании поставки General Dynamics F-111. F-4D Phantom II и в 2011 году стояли на вооружении Ирана, аналогичные машины были списаны из ВВС Южной Кореи только в 2010 году.
<...>
  Самолеты F-4 Phantom II также прославились в свое время различными рекордами, в том числе мировыми: рекорд высоты полета - 30 040 м (98 556 футов; установлен 6 декабря 1959 года), рекорд скорости - 2585,43 км/ч (1606,51 миль/ч; установлен 22 ноября 1961 года), а также рекорд скорости на малой высоте- 1452 км/ч (902 миль/ч), продержавшийся 16 лет. В целом можно сказать, что Phantom является одним из лучших в мировой истории боевых самолетов.


Варианты

  YF4H-1: два прототипа всепогодного истребителя с ТРДФ J79-GE-3A тягой на форсированном режиме по 65,81 кН
  F-4A (вначале F4H-1F): предсерийный вариант с базовым вооружением из четырех УР Sparrow III и, поскольку запланированных двигателей получить не удалось, оснащавшиеся ТРДФ J79-GE-2/-2A тягой на форсированном режиме по 71,82 кН; литера "F" в обозначении самолета означала, что на нем используется нештатный двигатель; построено 45 самолетов
  F-4B (F4H-1): серийный вариант, аналогичный поздним F-4A, но с отличием в виде ТРДФ J79-GE-8 тягой на форсированном режиме по 75,60 кН; самолет оснащался как истребитель-бомбардировщик, имел РЛС APQ-72 и мог нести УР Sparrow и четыре УР AIM-9 Sidewinder, либо до 7257 кг различных средств поражения; построено 649 самолетов
  EF-4B: новое обозначение одного самолета F-4B после его переоборудования в учебный самолет РЭБ
  NF-4B: новое обозначение одного самолета F-4B, использовавшегося для доводочных испытаний
  QF-4B: обозначение самолетов F-4B, переоборудованных в беспилотные сверхзвуковые мишени для отработки нового ракетного вооружения
  F-4C (F-110A): вариант истребителя / ударного самолета для ВВС США, аналогичный F-4B, но с двойным управлением, с ТРДФ J79-GE-15 тягой на форсированном режиме по 75,60 кН и с многочисленными изменениями в системах самолета; построено 635 самолетов
  EF-4C: новое обозначение части F-4C после их переоборудования в стандарт Wild Weasel - самолет радиоэлектронной борьбы YRF-4C (YRF-110A): обозначение двух самолетов F-4B после их переоборудования в прототипы самолетов для тактической разведки для нужд ВВС США
  F-4D: серийный вариант для ВВС США, в целом аналогичный F-4C, но с БРЭО по стандартам ВВС США; построено 773 самолета, из них 68 переданы за рубеж, в том числе Ирану (32 машины) и Южной Корее (36 машин)
  EF-4D: новое обозначение самолетов F-4D, переоборудованных в самолеты РЭБ Wild Weasel
  F-4G: обозначение 12 самолетов F-4B, применявшихся во Вьетнаме с системой передачи данных ASW-21; впоследствии вновь переоборудованы в F-4B
  F-4N: обозначение самолетов F-4B авиации ВМС США после оснащения их современным БРЭО и усиления конструкции
  QF-4N: F-4N, переоборудованные в беспилотные сверхзвуковые мишени F-4S: новое обозначение самолетов F-4J после усиления их конструкции и установки предкрылков
<...>
Летчик-испытатель "McDonnell" Боб Литтл позирует рядом с первым F4H-1. Хотя команда испытателей знала, что они работают с потенциально удачной машиной, вряд ли она могла предполагать, какой успех выпадет на долю Phantom.
Подполковник КМП США Роберт Робинсон установил абсолютный мировой рекорд скорости полета на Phantom №2 (142260) в 1961 году. Корпус морской пехоты изначально планировал закупку самолетов Phantom, поэтому летчики морской пехоты принимали участие в разработке и испытаниях истребителя.
Самый первый Phantom, YF4H-1 (№ 142259) в первом полете, 27 мая 1958 года, фотография сделана с одного из двух самолетов сопровождения F-101 Voodoo.
6 декабря 1959 года коммандер Л.Флинт достиг на втором YF4H-1 (короткое время именовался Skyburner) рекордной высоты 30041 м. С тех пор самолет находится в одном из музеев США.
F-4A (F4H-1/F4H-1F/Model 98AM). Вслед за двумя прототипами последовали 45 машин модификации F4H-1, позже обозначение изменили на F4H-1F, а в сентябре 1962 года - на F-4A. Самолеты первой партии (21 машина) являлись предсерийными и отличались друг от друга. На первых 19 из них были установлены небольшой обтекатель антенны РЛС и низкопрофильный фонарь кабины как у прототипов. Потом стали монтировать увеличенные обтекатели антенн РЛС и более высокие фонари кабин. Первые самолеты оснащались двигателями J79-GE-2A, позднее ставили J79-GE-8 (на фотографии). F-4A эксплуатировались в основном в испытательных и учебно-тренировочных частях.
По тропе также работала и американская авиация ВМС. На снимке: на цель заходит F-4B Phantom II из 96-й истребительной эскадрильи, вооруженный НАР Zuni калибра 130 мм и УР "воздух-воздух" AIM-7 Sparrow. Самолеты Phantom неплохо показали себе в борьбе с перевозками по тропе Хо Ши Мина. Получая информацию о движении по тропе от различных датчиков, ВВС США осуществляли ночные налеты самолетов F-4, при этом цели подсвечивались осветительными бомбами или самолетами AC-130.
Хотя самолет у Командования тактической авиации именовался как F-110A, по сути, это был морской F4H-1 (№ 149405). Это одна из двух "позаимствованных" машин для показа на авиабазах ВВС. Первые Phantom в ВВС получили обозначение F-4C.
10 июля 1965г.: капитаны Кеннет Холкомб и Томас Робертс, летавшие на F-4 Phantom, стали первыми пилотами ВВС США, одержавшими воздушную победу во Вьетнаме. На снимке они получают медали "Серебряная звезда" от генерала Джозефа Мура.
1-й лейтенант Хэлберт Э. Госсард и капитан Уильям Б.Д. Доуэлл. 29 апреля 1966 года Госсард и Доуэлл вылетели в группе вместе с другими машинами Phantom из 555-й эскадрильи тактических истребителей на прикрытие истребителей-бомбардировщиков F-105, атакующих мост под Ханоем. Им удалось связать боем четыре истребителя МиГ-17. Госсард сбил один из них ракетой AIM-9. Сбитый самолет записали на счет Госсарда и его оператора систем вооружения Доуэлла. Затем за самолетом Госсарда увязался другой МиГ, но ему пришлось уходить от УР Sidewinder, пущенной другим самолетом Phantom. Чуть позже этот МиГ врезался в землю.
С 23 по 30 апреля 1966 года F-4C ВВС США сбили не менее 12 северовьетнамских МиГ-17 и МиГ-21. На фотографии - удачливые экипажи самолетов Phantom, включая майора Пола Гилмора и 1-го лейтенанта Уильяма Смита, сбивших 26 апреля первый МиГ-21, авиабаза Тан Сон Нат. В этот период победы над МиГами записали на свои счета экипажи из 45-й, 480-й и 555-й эскадрилий.
Одна из последних боевых операций F-4 авиации ВМС и КМП США - неудачная попытка освобождения американских заложников в Иране (операция «Eagle Claw»). На фотографии - A-6E Intruder из 196-й штурмовой эскадрильи ВМС («Main Battery») и F-4N из 323-й истребительно-штурмовой эскадрильи КМП («Death Rattlers») заводятся на катапульты авианосца «Корал Си» (CV-43). Утро 25 апреля 1980 года.
F-4B из 111-й истребительной эскадрильи готовится к взлету с авианосца "Корал Си". Самолет вооружен УР AIM-9D Sidewinder и авиабомбами Mk 82.
F-4B из эскадрильи VF-111 взлетает с авианосца "Корал Си" для удара по целям Вьетнаме. Под крылом подвешены ракеты AIM-9D и фугасные авиабомбы Mk.82
F-4C (модель 98DE/DJ). В соответствии со своими эксплуатационными требованиями ВВС запросили самолет на основе флотского F-4B, но с возможностями штурмовика и с двойным управлением. Часть элементов от палубной модификации сохранились - складывающиеся консоли крыла, катапультные и тормозные крюки. На самолет устанавливали ТРД General Electric J79-GE-15 и автономный пиростартер. Шины высокого давления заменили на шины низкого давления увеличенного размера, а штангу для дозаправки в полете разместили за кабиной в гаргроте. В задней кабине установили новое приборное оборудование. РЛС AN/APQ-72 варианта F-4B была модифицирована до стандарта APQ-100, чтобы расширить штурмовые возможности F-4C. В результате машина смогла применять все виды тактического оружия американских ВВС. 27 самолетов F4H-1 (F-4B) поступили в 4453-е крыло боевой подготовки на авиабазе Макдилл (Флорида) перед поставкой F-4C, первые экземпляры которых встали в строй 12-го тактического истребительного крыла (ТИК). Именно F-4C сбили первые два МиГа во Вьетнаме. После снятия с вооружения в США переоборудованные машины в 1971 -1972 годах поставлялись в Испанию. Ими оснастили 121-ю и 122-ю эскадрильи, в каждой из которых также имелось по два подержанных RF-4C. Испанские F-4C были списаны после появления F/A-18.
Phantom американских ВВС начинали воевать во Вьетнаме в серо-белой окраске мирного времени, но вскоре сменили ее на пятнистый камуфляж. F-4C на снимке несет три авиабомбы M117, четыре контейнера с неуправляемыми ракетами и два бака с напалмом.
F-4D из 171-й эскадрильи перехватчиков Национальной гвардии США штата Мичиган, 1987 г.
Phantom широко применялись во Вьетнаме. Но если флотские F-4 в основном использовались для завоевания превосходства в воздухе, то самолеты ВВС все больше привлекались для штурмовки наземных целей. Первые F-4C появились во Вьетнаме в декабре 1964 года, действуя сначала с авиабазы Наха на Окинаве. Но уже с начала 1965 года F-4 стали базироваться в Убоне, Таиланд, и их количество быстро нарастало. Единственным исключением было 12-е тактическое истребительное авиакрыло, базировавшееся в Камрани (Южный Вьетнам). Это подразделение использовалось почти исключительно для решения ударных задач, в основном для непосредственной поддержки войск в районе демилитаризованной зоны. Этот F-4C из 557-й тактической истребительной авиаэскадрильи сфотографирован незадолго до посадки.
F-4
Falcon редко ставили на истребители F-4 Phantom, поскольку эта ракета не могла быстро захватывать цели и не оснащалась неконтактным взрывателем. Она оказалась совсем ненужной в боях во Вьетнаме.
С наращиванием мощи противовоздушной обороны Северного Вьетнама неуклюжие C-123, использовавшиеся для сброса датчиков, стали заменяться на F-4D, осуществлявшие данную операцию на высоких скоростях. На фотографии: F-4D из 25-й ТИЭ с аппаратурой SAO-1, 30 января 1969 года.
F-4D (модель 98EN). F-4D, внешне идентичный F-4C, внутри имел целый ряд отличий. Объем топливных баков у него был таким же, как у RF-4C, но основные отличия заключались в оборудовании. РЛС APQ-100 заменили более легкой и компактной AN/APQ-109, являвшейся частью радиолокационного комплекта AN/APA-65 с дальномерным режимом "воздух-земля". Носовая часть внешне осталась без изменений. Поставки F-4D начались в марте 1966 года с 36-го ТИК (Битбурге, ФРГ), затем они поступили в 4-е ТИК (авиабаза Сеймур-Джонсон, Северная Каролина). С весны 1967 года во Вьетнаме самолеты F-4D стали заменять F-4C. Способность ранних Phantom нести ракеты AIM-7 Sparrow сохранилась, а от AIM-9 Sidewinder поначалу отказались в пользу новой ракеты класса "воздух-воздух" - AIM-4D Falcon. Но через некоторое время вернулись к Sidewinder. Было выпущено 793 F-4D, 36 из них поступили на вооружение южно-корейских ВВС, где позже их сменили F-15K Slam Eagle. Иран также получал эти самолеты, однако после исламской революции США прекратили поставки запчастей, и с 1992 года иранские F-4 летать перестали. Но вскоре иранская авиапромышленность вернула в эксплуатацию 15 машин.
F-4 Phantom II ранее, во время дневных рейдов операции "Раскаты грома", приобрел отличную репутацию. Теперь самолет, оснащенный аппаратурой наблюдения, осветительными бомбами и бомбардировочным оборудованием Loran, мог также успешно действовать и ночью.
"Фантомы из состава VMFA-531 готовятся атаковать цели в джунглях Южного Вьетнама. Февраль 1965г.
F-4B из 323-й истребительно-штурмовой эскадрильи авиации КМП США несет УР AIM-7 Sparrow и авиабомбы Mk 82. Последние тоннами сбрасывались на противника, а вот для AIM-7 работа находилась нечасто.
F-4B из 21-й истребительной эскадрильи "Freelancers" с авианосца "Мидуэй" сбрасывает авиабомбы на противника. Первым во Вьетнаме в авиации ВМС США появились именно F-4B.
F-4B из 115-й истребительно-штурмовой эскадрильи авиации КМП США запечатлен в 1972 году во время сброса бомб Mk 82. На фюзеляже видна открытая крышка автомата отстрела ИК-ловушек.
A-7 (VF-86, авианосец "Америка") и F-4 (VF-161, авианосец "Мидуэй") бомбят Северный Вьетнам в марте 1973г.
Авиаудары часто наносились со средних высот несколькими самолетами - проводилось эффективное ковровое бомбометание. Сброс бомб осуществлялся по команде ведущего - обычно A-7 (как на снимке) или A-6, имевших более совершенное навигационное оборудование.
F-4B Phantom II (№152283) из 96-й истребительной эскадрильи (VF-86 ???) применяет НАР Zunl по позициям Вьетконга в Южном Вьетнаме, 1965 год. НАР Zuni стала причиной пожара на "Форрестоле", погибли 134 человека.
F-4 были самыми известными и многочисленными самолетами, принимавшими участие во вьетнамской войне. Они состояли на вооружении подразделений ВВС, ВМС и КМП США.
Самолеты, находившиеся на вооружении дислоцированной в Пойнт-Мугу эскадрильи по испытаниям оружия ВМС (NWTC-PM), были одними из последних Phantom в авиации ВМС США. Они состояли на вооружении эскадрильи до 2004 года. На фотографии - самолет выполняет пуск российской сверхзвуковой мишени MA-31(1996 год).
В ходе войны во Вьетнаме широкое применение получили одноразовые бомбовые кассеты. На фотографии - F-4C сбрасывает пустую кассету SUU-7 после того, как суббоеприпасы были выведены через отверстия в ее хвостовой части. Самолет также несет контейнер с неуправляемыми ракетами.
Истребитель-бомбардировщик F-4 Phantom II пролетает над окруженными американскими солдатами, чтобы нанести бомбовый удар по осаждающему их противнику. В ходе таких операций связь между пилотами и подразделениями на земле имела жизненно важное значение.
Два F-110A Phantom (действительно переданные из ВМС США истребители F-4H-1) во время тренировочного полета. Хорошо видны эмблемы Тактического авиакомандования ВВС США и "флотская" окраска машин.
F-4N. В рамках проекта "Вее Line" ВМС США модернизировали 228 F-4B в вариант F-4N, первый модернизированный самолет поднялся в воздух 4 июня 1972 года. Целью модернизации являлось, прежде всего, продление ресурса и модернизация БРЭО, в том числе установка нового вычислителя, а на воздухозаборниках смонтировали антенны системы РЭБ ALQ-126 (по ним легко определить данные машины). Самолеты сохранили установленные под носовой частью фюзеляжа ИК-системы слежения и двигатели J79-GE-8, на них также установили внедренные на F-4J внутренние секции предкрылков. Поставки модернизированных самолетов начались в 1973 году, на вооружении F-4N оставались до середины 1980-х годов. На фотографии - самолет из 321-й эскадрильи КМП США.
Пара F-4B из 513-й истребительно-штурмовой эскадрильи КМП "Flying Nightmares" в полете с полной боевой нагрузкой, 1963 год.
Помимо оказания непосредственной авиационной поддержки морской пехоте, самолеты F-4 Phantom II из 542-й истребительно-штурмовой эскадрильи решали задачи по поддержке других родов войск. Летая над Южным Вьетнамом, они часто несли бомбы вместо ракет класса "воздух-воздух".
F-4D из 435-й тактической истребительной эскадрильи 8-го авиакрыла с КАБ GBU-10 Paveway на внешней подвеске. Боевой дебют КАБ с лазерным наведением и другого высокоточного оружия состоялся во Вьетнаме. С середины 1968 года подразделения ВВС США начали получать F-4D Phantom II. В большинстве случаев носителями высокоточного оружия были F-4, самый современный на тот момент американский тактический самолет. Хотя в начале применение нового оружия было ограниченным, оно показало свою высокую эффективность.
Вооруженные бомбами с лазерным наведением и оснащенные навигационной системой LORAN (антенна системы установлена на гаргроте), F-4D использовались для нанесения высокоточных ударов.
F-4B (F4H-1/Model 98AM). До сентября 1962 года F-4B строились под обозначением F4H-1. F-4B стал первой серийной модификацией самолета (всего построено 649 машин), а первый полет на нем выполнил 25 марта 1961 года Томас Харрис. Первые F-4B мало отличались от последних F-4A, но оснащались РЛС APQ-72, системой использования ядерного оружия AJB-3, автоматической системой управления полетом ASA-32 и полным комплектом пилонов для подвески внешней нагрузки. Двигатели J79-GE-8 или -8А и система предупреждения о радиолокационном облучении APR-30 ставились, начиная с 19-го самолета (до данного уровня доработали все ранее построенные машины). Поставки ВМС США начались весной 1961 года. Первой на F-4B перевооружили 121-ю истребительную эскадрилью (VF-121 "Pacemakers"), на базе которой велась подготовка экипажей для эскадрилий, дислоцированных на Западном побережье США. На Восточном побережье первой F-4B получила 101-я эскадрилья (VF-101 "Grim Reapers"). Первой боевой частью, получившей F-4B, стала 74-я эскадрилья (VF-74 "Bedevilers"), приписанная к авианосцу "Форрестол". Именно самолеты данной эскадрильи стали первыми F-4B, вступившими в бой 5 августа 1964 года в Тонкинском заливе. 9 апреля 1965 года экипаж F-4B из 96-й эскадрильи (VF-96) одержал первую победу в воздушном бою, сбив китайский МиГ-17. Карьера F-4B в авиации ВМС и КМП США оказалась долгой, последний самолет сняли с вооружения в 1978 году. Много F-4B прошло модернизацию в вариант F-4N, летающие лаборатории NF-4B и беспилотные мишени QF-4B.
Боевой опыт быстро выявил неспособность "Тандерчифов" действовать самостоятельно, и потому для их прикрытия всегда необходимо было высылать крупный наряд "Фантомов". Ну, а чтобы эеипажи "не жгли зря керосин", под F-4 также начали подвешивать бомбы.
Самолеты Ту-95РЦ активно эксплуатировались вплоть до начала 1990-х годов, но затем постепенно были списаны и утилизированы.
Разведчик Ту-95 у берегов США. 1974г.
Наибольшую известность на Западе получил "Bear" ("Медведь") - Ту-95. Использование турбовинтовых двигателей на таком самолете для многих стало сюрпризом, но комбинация ТВД огромной мощности с конструктивно совершенным стреловидным крылом обеспечило Ту-95 великолепные скоростные данные.
Подразделением, регулярно выполнявшим перехваты советских самолетов-разведчиков, была 57-я эскадрилья истребителей-перехватчиков, базировавшаяся в исландском Кефлавике. На этом "автопортрете" пилот F-4 этого подразделения сопровождает разведывательный Ту-95. После окончания холодной войны такие инциденты стали весьма редкими.
Второй прототип "Валькирии" (№62-207) за несколько секунд до катастрофы. Истребитель F-104 опасно сблизился с XB-70.
Во время испытаний KC-10 отрабатывалась передача топлива самолетам многих типов. На снимке - дозаправка военно-транспортного самолета C-141 StarLifter во время испытательного полета, проводившегося в декабре 1980 года с авиабазы Эдвардс, штат Калифорния. На заднем плане - истребитель F-4.
F-4 применялись, прежде всего, как истребители-бомбардировщики. На фотографии три F-4D из 390-й эскадрильи 366-го авиакрыла "Gunfighters" с боевой нагрузкой из обычных бомб (часть с дистанционными взрывателями "Daisy Cutter") Mk 82 и кассетных бомб CBU-58.
Intruder почти с самого начала рассматривался в качестве возможной замены EKA-3B Skywarrior в роли самолета-заправщика корабельного базирования. На снимке: переоборудованный на средства разработчика опытный самолет-заправщик Intruder выполняет дозаправку самолета F-4B из 101 -й истребительной эскадрильи, апрель 1966 года. Однако только в 1969 году поступил первый заказ на воздушный танкер KA-6D.
Выпущенный в огромном количестве F-4 Phantom лишь недавно завершил свою карьеру после почти 30 лет службы.
Второй но Атлантическом флоте самолеты F-4B Phantom получила 102-я истребительная эскадрилья "Diamondbacks", ушедшая на ABMA "Энтерпрайз" на его первую боевую службу в начале 1962 года. На снимке - три F-4B на борту авианосца "Индепенденс".
F-4B из 115-й истребительно-штурмовой эскадрильи несет на трехзамковых бомбодержателях по три авиабомбы Mk 82 Snakeye и по две НАР Zuni на боковых авиационно-пусковых устройствах. Плюс под фюзеляжем, вероятно, подвешен один бак с напалмом.
В Пойнт-Мугу осуществлялись многие программы в области ракетных испытаний США. На фотографии представлена беспилотная мишень QF-4N.
По мере поступления в строевые части самолетов F-16 и F-15 большинство F-4 были переданы в подразделения Национальной гвардии. Многие машины участвовали в военных действиях во Вьетнаме. Этот F-4D служил в 121-й истребительной эскадрилье на авиабазе Эндрюс, штат Мэриленд. Это подразделение было перевооружено на F-16 в середине 1990-х годов.
Starting with 32 F-4Ds (as illustrated) delivered in 1968/69, the Imperial Iranian Air Force has received a total of 225 Phantoms to date, and is currently considering the acquisition of a further batch.
Государственные ВВС Ирана (IIAF) стали вторым по величине иностранным пользователем самолетов Phantom, купив в целом 32 самолета F-4D (на фотографии), 177 F-4E и 16 RF-4E.
From a total inventory of 225 Phantoms (32 F-4Ds, 177 F-4Es and 16 RF-4Es), the IRIAF now has 45 operable aircraft, these being distributed between no fewer than 13 squadrons at eight bases. Israel provided a source of Phantom spares and technical assistance until two years ago when Israeli aid ceased.
The F-4C(S) Phantom, in the insignia of Escuadron 122, is scheduled to give place to the FACA from about the middle of the decade.
F-4C "Фантом" II
Наряду с Ираном, Южная Корея остается последним оператором F-4D. Подразделения Hankook Kong Goon (ВВС Республики Корея, RoKAF) получили свои первые 18 самолетов F-4D (ранее бывшие у ВВС США) в 1969 году. Еще 18 машин прибыли в 1972 году как компенсация за F-5, отправленные в Южный Вьетнам. Поставки этого варианта продолжались до апреля 1988 года; всего поступило 92 самолета F-4D. Около 60 из них продолжают нести службу в составе двух эскадрилий 11-го тактического истребительного крыла - 110-й и 151-й TFS. Хотя эти Phantom не проходили серьезной модернизации, они остаются важной составляющей в арсенале RoKAF, особенно в части применения высокоточного оружия при использовании контейнера Pave Tack.
КАБ GBU-15 до сих пор используются ВВС США, их носителями являются F-15E. Эта КАБ подвешена под крылом F-4. В GBU-15 можно превратить обычную бомбу Mk 84 (на фотографии) и BLU-109 с проникающей боевой частью. На вооружении ВВС США также состоит аналогичная КАБ по принципу наведения ракета ACM-130.
Эта впечатляющая фотография была сделана в 1966 году в ангаре 4802 NASA на авиабазе Эдвардс. На снимке можно увидеть летательные аппараты Northrop HL-10, M2-F2 и M2-F1, а также самолеты McDonnell Douglas F-4A Phantom II, Douglas F5D-1 Skyraider, Lockheed F-104 Starfighter, Douglas C-47 и все три X-15.