McDonnell Douglas F-15A/C Eagle
Варианты:
McDonnell Douglas - F-15A/C Eagle - 1972 - США
Страна: США
Год: 1972


Одноместный истребитель завоевания господства в воздухе
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (67)
McDonnell Douglas F-15A/B/C/D Eagle

  Программа создания истребителя F-15 Eagle стартовала в 1965 году - тогда ВВС США подготовили тактико-технические требования на перспективный истребитель завоевания превосходства в воздухе, который должен был обладать большой дальностью полета и заменить парк F-4. В процессе разработки активно использовались результаты боевого применения авиации во Вьетнаме. В частности, речь шла о необходимости наличия двухдвигательной силовой установки, экипажа из двух человек (не реализовано) и встроенной пушки. Кроме того, в запросе на коммерческие предложения, подготовленном ВВС в 1968 году, содержалось также требование обеспечения перегоночной дальности, необходимой для переброски самолетов на европейский ТВД без помощи воздушных танкеров, а также обеспечения максимальной скорости полета М=2,5. Последнее требование оказалось одним из самых трудновыполнимых, но разработчик сумел его обеспечить, хотя самолет F-15 с полным боекомплектом имеет ограничение по максимальной скорости М=1,78.
  Компания "McDonnell Douglas" выиграла тендер на F-15 (в нем также участвовали "North American" и "Fairchild-Republic"), после чего подписала первый контракт на постройку партии из 20 опытных самолетов для проведения программы испытаний и доработок, в том числе 10 одноместных F-15A, два двухместных TF-15A (затем F-15B) и восемь опытных машин категории II (FSD, Full-Scale Development; фактически - одноместные F-15A). Первый одноместный F-15 был облетан 27 июля 1972 года, за ним 7 июля 1973 года последовала первая спарка. Было построено 355 самолетов F-15A, а также 57 двухместных F-15B. Последний мог применяться и в качестве боевой машины, хотя на нем отсутствовала система РЭП AN/ALQ-135 и его масса была на 364 кг больше, чем у F-15A.
  Крыло F-15 имело традиционные элероны на внешней части и внутренние двухпозиционные закрылки. Самолет отличался превосходными аэродинамическими характеристиками. Но в ходе реализации программы возникали и различного рода проблемы, особенно в части, касающейся надежности работы двигателей F100-PW-100 и РЛС X-диапазона Hughes APG-63, которые были специально разработаны для F-15.
  Двигатели установлены максимально близко друг к другу, что улучшило управляемость при отказе одного из них. Во избежание повреждения одного двигателя при выходе из строя другого они отделены друг от друга титановой балкой. Конструкция силовой установки была простой и надежной, а к числу важнейших особенностей самого двигателя относилось размещение вспомогательных агрегатов непосредственно на его корпусе, что упрощало монтаж и замену, а также обеспечивало взаимозаменяемость правого и левого двигателей.
  F-15A получил современную авионику, включая, кроме РЛС, станцию предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-56 и систему предупреждения о работе РЛС противника AN/ALQ-128. Кроме того, на самолете была установлена система РЭБ Northrop AN/ALQ-135.
  Пилот располагается в несколько приподнятой и смещенной вперед кабине, оснащенной катапультным креслом McDonnell Escapac IC-7. Приборное оборудование кабины хорошо скомпоновано, но включало только аналоговые приборы без каких-либо многофункциональных электронных индикаторов. В распоряжении пилота имелся индикатор на лобовом стекле, а органы управления были скомпонованы по принципу HOTAS. Для боевых условий это было оптимально - пилот получал всю тактическую информацию на ИЛС, а органы системы управления оружием располагались на ручке управления и не требовали от пилота смотреть вниз на приборную доску.
  Карьера Eagle началась с поставки 9 января 1976 года первых F-15A в 1-е тактическое истребительное авиакрыло Тактического авиационного командования, дислоцированного на авиабазе Лэнгли. Первое боевое крещение самолет получил в израильских ВВС - 27 июня 1979 года летчики заявили об уничтожении пяти сирийских МиГ-21. Четыре опытных F-15A были поставлены Израилю в течение 1976 года в рамках программы "Operation Peace Fox III", позже к ним присоединились 19 отремонтированных F-15A и пара F-15B. Еще 10 самолетов F-15A из авиации Национальной гвардии США были переданы Израилю после операции "Буря в пустыне".
  7 июня 1981 года израильские Eagle сопровождали F-16 Fighting Falcon во время рейда на иракский атомный реактор в Осираке, а в 1982 году активно участвовали в боевых действиях в долине Бекаа.
  В течение 1980-х годов F-15A поступили на вооружение трех эскадрилий ПВО в Тактическом авиационном командовании, предполагалось, что они станут носителями противоспутникового оружия системы ASAT (Anti-SATellite), но разработка последнего была прекращена.
  Первоначальный двухместный вариант Eagle был переоборудован в экспериментальный самолет по проекту SMTD (STOL/ManeuverTechnology Demonstrator), получив двигатели Pratt & Whitney с плоскими соплами, отклоняемыми в вертикальной плоскости (на 20° вверх и вниз), а также с передним горизонтальным оперением. Самолет совершил первый полет 7 сентября 1988 года, разработчикам удалось существенно уменьшить длину разбега и пробега. После трех лет испытаний 12 августа 1991 года самолет SMTD Eagle совершил свой 138-й и последний полет.
  F-15A на производственной линии на предприятии компании в Сент-Луисе сменил усовершенствованный вариант F-15C, облетанный 26 февраля 1979 года. В свою очередь спарку F-15B сменил вариант F-15D. Самолеты F-15C/D оснащались РЛС X-диапазона APG-63 с возможностью перепрограммирования и отличались возможностью крепления несбрасываемых конформных топливных баков емкостью 2389 л сбоку воздухозаборников. Узлы подвески УР класса "воздух-воздух" средней дальности при этом крепились на конформных баках.
  F-15C должен был получить более мощные двигатели F100-PW-220, но на ранних машинах сохранились F100-PW-100. Шасси было незначительно модифицировано, поскольку взлетная масса машины выросла до 30845 кг. В результате внесенных изменений в конструкцию, масса пустого F-15C выросла на 272 кг. Было модифицировано программное обеспечение. Первые F-15C поступили в сентябре 1979 года в 18-е тактическое истребительное авиакрыло на авиабазе Кадена, Окинава, Япония.
  Боевое крещение F-15C получил 5 июня 1984 года - два саудовских F-15C сбили над Персидским заливом два иранских F-4E Phantom. Когда 6 августа 1990 года началась операция "Щит пустыни", 48 самолетов Eagle совершили самый продолжительный беспосадочный перелет в их истории - с авиабазы Лэнгли в Саудовскую Аравию длительностью 14-17 часов.
  Затем в регион были переброшены дополнительные Eagle, поэтому на момент начала военной операции против Ирака, 17 января 1991 года, США располагали здесь пятью эскадрильями F-15C и двумя эскадрильями многоцелевого варианта F-15E. Самолеты совершили более 2200 самолето-вылетов, общей продолжительностью около 7700 часов и одержали 32 воздушные победы - две из них одержал пилот 13-й эскадрильи ВВС Саудовской Аравии.
  В течение 1990-х годов ВВС США провели модернизацию своих F-15A/B в рамках программы MSIP (Multi-Stage Improvement Programme), которая проводилась одновременно с аналогичной программой для F-15C/D. В ходе программы модернизации самолеты взамен РЛС APG-63 получили более современные РЛС APG-70, новую авионику и цифровую вычислительную систему. После модернизации F-15A/B Eagle отличались от F-15C/D лишь отсутствием антенны системы предупреждения о радиолокационном облучении, располагавшейся за горизонтальным оперением, и тем, что F-15C нес на 907 кг больше топлива.
  В течение 1990-х годов парк F-15 Eagle постоянно подвергался усовершенствованиям РЛС и авионики. Возможности самолетов существенно выросли после установки в 2001-2005 годах модернизированной РЛС Raytheon AN/APG-63(V)1, а затем не менее 18 самолетов F-15 из боевого состава ВВС США получили РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-63(V)2 AESA. Следующим этапом стала установка на самолетах РЛС APG-63(V)3 AESA, в которой были использованы наработки по программе РЛС APG-97.
  ВВС США активно использовали свои F-15C в рамках обеспечения запрета на полеты в Ираке и на Балканах. Во время операции "Allied Force" в 1999 году пилоты F-15 доложили о сбитых при помощи УР AMRAAM четырех сербских МиГ-29.
  F-15C/D поставлялись в Израиль, Японию и Саудовскую Аравию, причем японские самолеты строились по лицензии компанией "Mitsubishi" под обозначением F-15J (одноместный) и F-15DJ (спарка). Японские самолеты прошли модернизацию и получили обозначение F-15 Kai.
  В 2007-2008 годах ВВС США ввиду обнаруженных прочностных проблем с конструкцией самолетов "приземлили" все F-15. Последний F-15A был снят с вооружения ВВС США в 2009 году. После происшествия в 2011 году с F-15J временно был установлен запрет на полеты японских F-15, но в сентябре 2011 года полеты были возобновлены.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  McDonnell Douglas F-15C Eagle

  Тип: одноместный истребитель завоевания господства в воздухе
  Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney F100-P-220 сухой тягой 65,26 кН и тягой на форсаже 106 кН
  Летные характеристики: макс. скорость горизонтального полета без подвесок на высоте 10975 м - более 2655 км/ч; макс. начальная скороподъемность - более 15 240 м/мин; практич. потолок 18290 м; боевой радиус при решении задачи перехвата 1967 км
  Масса: пустого эксплуатационная 12793 кг; нормальная взлетная при решении задачи перехвата 20 244 кг
  Размеры: размах крыла 13,05 м; длина 19,43 м; высота 5,63 м; площадь крыла 56,48 м2
  Вооружение: одна 20-мм пушка M61 (боезапас 940 снарядов); максимальная масса боевой нагрузки 7257 кг, включая УР AIM-120 AMRAAM, AIM-7M Sparrow и AIM-9M
Prototypes
Выкатка первого опытного F-15
Sporting the newly-adopted pale blue overall finish for USAF air superiority fighters, the McDonnell Douglas F-15A was rolled out on 26 June 1972. Now named Eagle, it was expected to fly before the end of July.
The McDonnell Douglas F-15A Eagle prototype was rolled out at St Louis on 16 June 1972.
Первый полет F-15, 1972 г.
The first F-15A on its initial flight, with dorsal speed brake, wing flaps and undercarriage extended.
Первый прототип YF-15A-1-MC выполняет испытательный полет с авиабазы Эдвардс, Калифорния, 1972г.
McDonnell Douglas F-15A Eagle single-seat air superiority fighter
The No 5 flight test F-15A carrying a 600-US gallon (2 273 l) fuel tank on the fuselage strong-point. Two more such tanks can be carried on wing pylons.
McDonnell Douglas F-15A Eagle air superiority fighter for the USAF. The airbrake and horizontal tail surfaces have been modified since this photograph was taken
Sparrow being launched from a McDonnell Douglas F-15A Eagle air superiority fighter
Prototype McDonnell Douglas TF-15A tandem two-seat training version of the Eagle
McDonnell Douglas TF-15A Eagle, fitted with Fast Packs
US
McDonnell Douglas F-15 Eagle 76-008, flown by Patrick Henry, emphasised its high thrust/weight ratio by vertical accelerating climbs
F-15A из 36-го TFW ВВС США на авиабазе Битбург (ФРГ). Апрель 1977г.
F-15 в момент отрыва от ВПП
F-15A из 102-го авиакрыла Национальной гвардии штата Массачусетс во время патрулирования над Нью-Йорком после событий 11 сентября 2001г.
The F-15A, 383 being manufactured before production switched to the enhanced "C" model.
Первый самолет Боинг F-15C "Голден Игл", оснащенный БРЛС с АФАР, переданный вооруженным силам США
This McDonnell Douglas F-15 Eagle has recently begun/light testing of the USAF’s Joint Tactical Information Distribution System, which provides the pilot with a colour display that locates and identifies other aircraft, and surface-to-air missile launch sites, in the vicinity.
Сопровождение - F-15 сил самообороны Японии. Снимок сделан с борта Ту-22М3
Драматичные мгновения воздушных боев, запечатленные бесстрастным ФКП: F-15 пытается уйти из-под атаки югославского МиГа, но пилот последнего смог сократить дистанцию и выйти на дальность действительного огня из пушки.
F-15C из состава 58-го TFS. На четвертый день войны союзники полностью контролировали воздушное пространство Ирака
Пилотаж F-15 на МАКС-2007
Что бы там ни говорили некоторые отечественные специалисты, но американский F-15 по прежнему остается весьма грозным противником.
A test-firing of an AIM-7F Advanced Sparrow missile from an F-15
Пуск ракеты AIM-7 "Спарроу" с борта F-15C
A salvo of bombs leaving the wing pylons of an F-15 that retains four Sparrows on the fuselage corner mounts.
Eagle в Европе. 27 апреля 1977г.: истребители McDonnell Douglas F-15A из 36 тактического авиационного крыла ВВС США, стартовавшие с авиабазы Лэнгли в Вирджинии, приземлились на германской базе Битбург. Они стали первыми самолетами этого типа, развернутыми в Западной Европе.
Пара F-15 с авиабазы Авиано уходит на боевое задание.
F-15C из 3-го авиакрыла ВВС США идут на перехват Ту-95
Истребители F-15 и F-22 в едином строю
Заправщик KC-135 и самолеты F-15C и F-15E
Ту-142М во время полета на боевую службу идет в сопровождении истребителя F-15
Пара F-15C сопровождает над океаном советский самолет-разведчик Ту-95РЦ
В одном строю с главным оппонентом. Снимок сделан во время визита американцев в 148-й ЦБПиПЛС
Совместный пилотаж МиГ-29 и F-15 в ходе одного из американо-индийских учений
F-15C "Игл" борт 86-0167 (зав. N 1016) из 493-й ИАЭ 48-го ИАКр и P-51D-20-NA "Мустанг" борт 44-63864/HL-W (он же G-CBNM, зав. N 122-31590) выполняют парный пилотаж.
Тактические истребители F-15C из состава 48-го авиакрыла производят посадку на итальянской базе Авиано.
Пара американских F-15C из 67-й эскадрильи прибывает на авиабазу Андерсен (о.Гуам) во время учений Cope North
Разбившийся 2 ноября 2007г. F-15C 80-0034 "MO" заходит на посадку на авиабазу Неллис. Снимок сделан 12 октября 2004г. На киле - маркировка 57-го истребительного авиакрыла. В 57-м авиакрыле данный самолет эксплуатировался более 20 лет
Israel
Один из первых F-15A, полученных ВВС Израиля
F-15A из состава 133-й эскадрильи взлетает с авиабазы Тель-Ноф.
Несложный анализ показывает, что ни F-15A ни F-16A без двух дозаправок не смогли бы взлетев из Ациона нанести удар по Озираку и вернуться обратно, покрыв на малой высоте 3000 км.
Saudi Arabia
F-15C из состава ВВС Саудовской Аравии
В Саудовской Аравии "Лайтнинги" F.Mk 53 служили до замены на F-15C
Japan
The first F-15J arriving at the JASDF base at Gifu on 27 March 1981.
Послеполетное обслуживание японских F-15J
Experimental
"Охотник за спутниками" F-15C с ракетой ASM-135
One of the F-15's new capabilities, introduced on production aircraft through the current MSIP-II programme, will be to carry the Boeing/Vought anti-satellite (ASAT) missile, seen here on the centreline of a trials aircraft.
The F-15 ASAT Program was identified on the F-15A testbed aircraft by this characteristic logo on the tail.
Летающая лаборатория F-15 HIDEC
Details
Ракеты средней дальности AIM-7M "Спарроу" (под фюзеляжем) и AMRAAM
Ракеты ближнего боя: американские AIM-9 "Сайдвиндер" и израильские "Питон-4"
Отработка установки конформных топливных баков на F-15C, 1983г.
Носовая опора шасси
Правая основная опора шасси
Подфюзеляжный топливный бак и узлы подвески ракет AIM-7M "Спарроу"
Правый воздухозаборник. Видны отверстия слива погранслоя
A close-up of the Eagle's starboard intake, showing the variable ramps and the gap between the fuselage sides and the intakes, which prevents turbulent boundary-layer air from being drawn into the engine.
Для облегчения обслуживания внешние створки сопел двигателей часто снимают
Тормозной гак