General Dynamics F-16A/C/E Fighting Falcon
Варианты:
General Dynamics - F-16A/C/E Fighting Falcon - 1974 - США
Страна: США
Год: 1974


Одноместный многоцелевой тактический (фронтовой) истребитель
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (99)
Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon
  
  Самолет Lockheed Martin (изначально General Dynamics) F-16 Fighting Falcon проектировался как легкий истребитель завоевания превосходства в воздухе, но эволюционировал в эффективный многоцелевой комплекс. Первый полет прототипа состоялся 20 января 1974 года. По результатам испытаний опытный самолет YF-16A победил своего конкурента Northrop YF-17. Первая из восьми предсерийных машин F-16 поднялась в воздух в 1975 году, а в 1977-м первый полет выполнил двухместный вариант F-16B, по своим габаритным размерам не отличавшийся от одноместного, но с уменьшенным на 680 кг запасом топлива.
  Характерной внешней особенностью самолета F-16, который был прозван "Viper", является подфюзеляжный воздухозаборник. Развитые наплывы крыла и плавное сочетание крыла и фюзеляжа увеличивают подъемную силу на больших углах атаки. Самолет выполнен статически неустойчивым, устойчивость в полете обеспечивает электродистанционная система управления. Катапультное кресло класса "ноль-ноль" установлено под наклоном в 30°, за счет чего летчику проще переносить большие перегрузки. Вместо традиционной ручки управления использована боковая ручка-джойстик. Приборное оборудование выполнено на основе многофункциональных индикаторов, установлен индикатор и на фоне лобового стекла (ИЛС). Беспереплетный фонарь не имеет неподвижного козырька и обеспечивает летчику отличный круговой обзор. За исключением варианта ADF (самолет ПВО) все сохранившиеся F-16A/B предназначены для нанесения ударов по наземным целям, а ведение воздушного боя является для них второстепенной задачей.
  Ряд стран НАТО начали поиск замены для самолетов F-104 в июне 1975 года - в результате Бельгия, Дания, Голландия и Норвегия выбрали F-16A/B. Бельгийская компания SABCA собрала 221 самолет - главным образом для ВВС Бельгии и Дании; голландская компания "Fokker" построила 300 самолетов - в основном для ВВС Голландии и Норвегии. Некоторые самолеты ВВС Дании оснащены подфюзеляжными разведывательными контейнерами и обозначаются F-16A(R). Самолеты вариантов F-16A/B проходили модернизацию по обе стороны Атлантики. F-16A/B также поступили на вооружение ВВС Египта, Индонезии, Израиля, Португалии, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Венесуэлы.
  Поставки серийных машин F-16A/B для ВВС США начались в январе 1979 года. Несмотря на частые отказы двигателей и проблемы с прочностью планера на начальном этапе эксплуатации, F-16 быстро признали удачным многоцелевым истребителем. F-16A/B строился несколькими производственными сериями, называвшимися Block 1, 5, 10 и 15. Внешне 21 самолет варианта F-16A и 22 самолета варианта F-16B Block 1 отличались от машин Fighting Falcon более поздней постройки обтекателями РЛС черного цвета. По количеству выпущенных машин, производственная серия Block 5 - это 99 самолетов F-16A и 27 самолетов варианта F-16B, серия Block 10 - это 145 машин F-16A и 25 - F-16B. Позже все уцелевшие самолеты более ранних выпусков доработали до уровня производственной серии Block 10. В конструкцию самолетов 15-й производственной серии внесли ряд изменений, включая стабилизатор увеличенной площади, ставший стандартным для всех последующих вариантов. Выпуск самолетов серии Block 15 включает 410 машин F-16A и 47 - F-16B. B 1986 году 270 самолетов из этой серии отобрали для модернизации в вариант F-16A/B ADF с установкой улучшенной РЛС APG-66. Эта РЛС способна обнаруживать цели с малой ЭПР и наводить УР класса "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM. На варианте ADF заменили также систему госопознавания и радиосвязное оборудование. Эти самолеты поступили на вооружение частей Национальной гвардии США и ВВС Португалии.
  В ходе программы модернизации OCU (Operational Capabilities Upgrade), реализованной такими странами, как Бельгия, Дания, Голландия и Норвегия, была улучшена авионика и, в частности, система управления вооружением, установлена инерциальная навигационная система на лазерных гироскопах, а двигатели F100-PW-200 доработали в F100-PW-220E. С 1988 года на экспорт поставлялись только самолеты F-16A/B Block 15 OCU. Состоявшие на вооружении Национальной гвардии США и Резерва ВВС США, F-16A/B тоже прошли доработку с установкой ТРДФ F100-PW-220E. Дальнейшим развитием самолетов F-16A/B стала программа продления ресурса European MLU (European Mid-Life Update), в ходе которой оборудование кабины довели до уровня Block 50 с широкоугольным ИЛС и совместимостью приборов с очками ночного видения (ОНВ). Самолеты F-16A/B MLU ВВС Бельгии, Дании, Голландии и Норвегии получили возможность использовать УР AIM-120. В ВВС Бельгии доработанные самолеты обозначаются F-16AM (одноместные) и F-16DV (спарки).
  Новая авионика включает модульную БЦВМ, РЛС APG-66(V)2A и приемник GPS. Похожие самолеты с обозначением Block 20 поставлены ВВС Тайваня. Ряд доработок программы MLU реализован и на истребителях ВВС США.
  Одноместный вариант F-16C выполнил первый полет 19 июня 1984 года, его двухместный вариант обозначается F-16D. Площадь форкиля F-16C/D увеличили, разместив там станции постановки помех ASPJ (Airborne Self-Protection Jammer), но ВВС США отказались от монтажа станции в пользу использования контейнерных систем РЭБ. На F-16C/D установлены новые ИЛС и приборное оборудование кабины, органы управления выполнены по принципу HOTAS (Hands On Throttle And Stick), применена более эффективная многорежимная РЛС APG-68. Интерфейс СУВ позволяет применять УР класса "воздух-воздух" AIM-120 и УР "воздух-поверхность" AGM-65D Maverick. По ходу производства F-16C/D постоянно совершенствовались, в частности были реализованы программы MSIP II и III (Multi-Stage Improvement Program) по повышению возможностей машины в темное время суток и ведению воздушных боев.
  Выпуск самолетов серии Block 25 начался в июле 1984 года, всего построено 289 машин F-16C и 30 - F-16D. Самолеты серий Block 30/32 и Block 40/42 отличаются конфигурацией отсека двигателя, ранее единого для всех вариантов. На Block 30 установлен двигатель General Electric F110-GE-100 тя гой 128,93 кН, на Block 32 - F100-PW-220 тягой 106,05 кН. Новые двигатели потребовали и увеличения сечения воздухозаборника. Внедрение двигателя F100-PW-220 сделало силовую установку F-16 более совершенной, хотя двигатель PW-220 менее мощный, чем GE-100, но зато он легче и надежней. Самолеты серии Block 30/32 приобрели возможность применять УР AGM-45 Shrike и AGM-88A HARM, а также AIM-120. Всего построено 446 машин F-16C и 55 F-16D Block 30/32. Четыре таких самолета под обозначением F-16N и TF-16N закупили ВМС США для использования в учебно-тренировочных целях для имитации условного противника. Производство самолетов серии Block 40/42 Night Falcon началось в декабре 1988 года. Самолеты оснащены прицельно-навигационными контейнерами LANTIRN, приемниками GPS, РЛС APG-68(V), цифровой системой управления, системой автоматического следования рельефу местности. Увеличена взлетная масса самолетов, в состав вооружения включены УР AGM-88B HARM II.
  В декабре 1991 года компания "General Dynamics" начала отправку заказчикам самолетов F-16C/D Block 50/52. На них установлена РЛС APG-68(V)5 с большим количеством режимов работы, обеспечена совместимость ИЛС с ОНВ. Обновлен состав БРЭО, установлены устройства отстрела ложных целей ALE-47, приемник предупреждения об облучении ALR-56M, радиостанция Have Quick IIA, помехозащитная УКВ радиостанция Have Sync. Система управления вооружением полностью совместима с ракетами HARM. На F-16 установлены двигатели с улучшенными характеристиками (IPE, Improved Performance Engine) - F110-GE-129 тягой 131,48 кН или F100-PW-229 тягой 129,44 кН. Примерно 100 машин F-16C/D ВВС США доработаны до уровня Block 50/52 с возможностью подвески контейнера целеуказания ASQ-213 HARM на правом пилоне под воздухозаборником, что позволяет использовать их для борьбы с РЛС ЗРК (в этом случае самолет часто обозначается как "Wild Weasel").
  Самым последним вариантом самолета является Block 60/62, разработанный под требования ВВС ОАЭ. На самолетах установлены РЛС с более узким основным лепестком диаграммы направленности, встроенная система FUR, интегрированная в бортовой комплекс система РЭБ, обновлено приборное оборудование, установлены надфюзеляжные конформные топливные баки. Помимо ВВС США, F-16C/D были поставлены Бахрейну, Чили, Египту, Греции, Израилю (с дополнительным БРЭО в гаргроте), Марокко, Оману, Пакистану, Польше, Сингапуру, Южной Корее, Турции и ОАЭ. Интерес к закупке F-16 проявляют Индонезия, Ирак, Сингапур и Тайвань.
  Вариант F-16IN Super Viper, созданный на основе F-16E/F, предлагался на конкурс самолетов MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) для ВВС и ВМС Индии, но выбыл из числа участников тендера весной 2011 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed Martin F-16C Block 50 Fighting Falcon

  Тип: одноместный многоцелевой тактический (фронтовой) истребитель
  Силовая установка: один ТРДДФ General Electric F110-GE-129 тягой на форсаже 131,48 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12190 м более 2125 км/ч или М=2(0; начальная скороподъемность более 15 240 м/мин; практический потолок более 15 240 м; радиус с двумя 907-кг бомбами и двумя УР AIM-9 Sidewinder 1485 км
  Масса: пустого 8581 кг; максимальная взлетная 12 292 кг
  Размеры: размах крыла без ракет на торцевых пилонах 9,45 м; длина 15,03 м; высота 5,09 м; площадь крыла 27,87 м2
  Вооружение: одна шестиствольная 20-мм пушка M61A1 Vulcan, вооружение массой до 7072 кг на одном подфюзеляжном, шести подкрыльевых и двух торцевых крыльевых узлах подвески, широкий ассортимент управляемого и неуправляемого вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
Prototypes
The first production General Dynamics F-16A fighter taking off on its maiden flight at Fort Worth, Texas, on 9th December. Orders so far total 1,158, including the Imperial Iranian A.F.'s recent contract for 160 F-16s
Истребитель F-16
General Dynamics YF-16 second prototype 01568, flown by Neil Anderson, made tight turns in both horizontal and vertical planes
General Dynamics YF-16 single-seat lightweight fighter, second prototype
General Dynamics YF-16, with twelve bombs, two ECM pods and two Sidewinder air-to-air missiles on wing weapon stations
USA
F-16. Экспонат берлинской выставки EA'2000.
The nine external store stations of the General Dynamics F-16A can carry over 10,000 lb (4 540 kg) of weapons with a full fuel load; here, 18 Mk-82 500-lb (227-kg) bombs are loaded.
The GD F-16A was “criticised for lack of capability so lots of extras were screwed on ... invalidating the austere concept''.
Несложный анализ показывает, что ни F-15A ни F-16A без двух дозаправок не смогли бы взлетев из Ациона нанести удар по Озираку и вернуться обратно, покрыв на малой высоте 3000 км.
Истребитель F-16 ВВС США с отметкой на борту фюзеляжа о сбитом югославском МиГ-29
Истребитель-бомбардировщик F-16C/D ВВС США - участник налетов на Боснию - взлетает с итальянского аэродрома "Авиано".
F-16 на стоянке аэродрома в Бангалоре
A mixed line-up including an A-7D, two CF-104s, an F-16A and two F-4Es.
Seen over the nose of one of the RAF's Buccaneers, an F-4E from the 4th TFW at Seymour Johnson AFB taxies past 388th TFW F-16s from Hill AFB and 180th TFG A-7Ds of the Ohio ANG, Toledo.
С 10 марта по 17 апреля 2015г., в рамках учений НАТО в Прибалтике, на эстонском аэродроме Амари базировались 14 истребителей F-16 из 510-й эскадрильи ВВС США, перелетевших в Эстонию с итальянской авиабазы Авиано. Истребители участвовали в отработке совместных действий военных США и Эстонии.
F-16C ВВС США, авиабаза Авиано, март 2011 г.
Под проливным дождем мокнут F-15E и F-16
F-16CG из 510-й тактической истребительной эскадрильи 31-го авиакрыла ВВС США и МиГ-21УМ ВВС Сербии, авиабаза Батайница, 23 июня 2006г.
Американский F-16C (блок 40) из состава 31-го истребительного авиакрыла (авиабаза Авиано). Самолет несет по паре УР AIM-120 (на законцовках крыла) и AIM-9, а также две 227-кг фугаски Mk.82 общего назначения, подвесную систему РЭБ ALQ-131 (на центральном узле) и два 1400-литровых ПТБ.
Послеполетный осмотр F-16 командира 555-й эскадрильи. Авиабаза Авиано
General Dynamics F-16A.
The General Dynamics F-16 is a highly-manoeuvrable fighter, the key to its high performance being a quadruplex analogue fully-FBW flight control system.
F-16 в полете. Видны вихри, сходящие с наплывов крыла
Процесс образования концевого вихря (скручивание потока) на крыле истребителя F-16C
F-16C Block 25 из 301-го FW маневрирует на малой высоте
The F-16A air combat fighter with secondary fighter-bomber role, a pre-production example being seen.
F-16C Block 30 могут нести противорадиолокационные УР AGM-45 Shrike, но на снимке самолет показан в истребительной конфигурации с УР AIM-120
F-16C Block 32 на подфюзеляжном узле часто несут контейнеры РЭБ, имитируя зарубежные самолеты радиоэлектронной борьбы
Initial production models of the F-16 Fighting Falcon had Westinghouse AN/APG-65 radar. Although it provided hitherto unattainable target detection performance from such a small unit, it was soon found to he lacking in certain respects, but a new receiver/processor system, and some repackaging, was able to improve performance further. The new radar, AN/APG-66 is used in the current production General Dynamics F-16C.
General Dynamics YF-16 single-seat air combat fighter, second prototype
Несмотря на разнообразие типов боевых самолетов, задействованных в ходе кампании на Балканах, настоящей "рабочей лошадкой" этой войны стали различные модификации американских истребителей F-16. К настоящему времени они являются заслуженными ветеранами локальных конфликтов, в которых участвуют с начала 80-х гг.
A 58th TTW F-16A en route to the Nellis AFB ranges with a load of Mk 82 bombs, during a Red Flag 84-2 strike mission
Арсенал F-16 Block 50: на втором подкрыльевом пилоне с каждой стороны подвешены УР HARM, на третьем - Sidewinder, на законцовках - AIM-120
Установка системы LANTIRN позволяет F-16C Block 40 наносить точечные удары по наземным целям. Самолеты 23-го FW несут УР "Мэйверик"
Lt-Col Chuck Simpson leads the Thunderbird routine.
Истребители F-16 в момент дозаправки от летающего танкера KC-135
24 января 2016г. новый самолет-заправщик KC-46A Pegasus, разрабатываемый концерном Boeing для Воздушных Сил США, впервые произвел дозаправку в воздухе другого самолета - истребителя F-16C.
Ударная группа тактических истребителей F-16C дозаправляется от танкера KC-135 на маршруте к цели
F-16C Block 52 из 169-го истребительного авиакрыла несут противорадиолокационные ракеты HARM на законцовках крыла
F-16 в ударном варианте
Хотя пилотажные характеристики F-16 в сравнении с возможностями МиГ-29 и Су-27 выглядят откровенно бледно, благодаря модернизации БРЭО, эти "соколы" также являются опасными противниками.
Су-27 в полете над США в сопровождении истребителя F-16 из эскадрильи "Вайпер" (шт. Монтана из авиации Национальной Гвардии США
"Совместное маневрирование" МиГ-21 с F-16
Демполет F-117A в сопровождении пары F-16. Кувейт, 1998г.
7 августа 1978г.: первый серийный F-16 для ВВС США (78-0001) выполнил первый полет в Форт-Уорте, официальная передача истребителя заказчику состоялась через 10 дней.
По сравнению с F-16 Block 50 новая модификация Block 60 способна нести в два раза большую боевую нагрузку на большее расстояние
В ходе летных испытаний F-16ES летал с полной нагрузкой, включавшей надкрыльевые и подвесные топливные баки, а также 907-килограммовые УАБ Paveway I
Netherlands
The KLu is on course to achieve its objective of becoming a single type combat aircraft force with the F-16, four squadrons having now achieved operational status.
This very F-16A of 311 Squadron, Royal Netherlands Air Force is one of the subjects featured in the Esci 1:72 scale Fighting Falcon kit reviewed here. Seen here at Gilze-Rijen in 1984 a lifelike representation of an aircraft on a dispersal pan can be made with the assistance of the ground crew figures included with the kit
The KLu is on course to achieve its objective of becoming a single type combat aircraft force with the F-16, four squadrons having now achieved operational status.
One of the Dutch Air Force "Cobra Flight " F-16As from 323 Squadron, who 'bootlegged' the tanker for some refuelling practice. During this connection no fuel was transferred, the pilot simply using the opportunity of the KC-135 being close by to practise the manoeuvre.
An F-16A from the RNethAF No 311
F-16AM ВВС Голландии. Снимок сделан споттером в Децимоманну. 29 марта 2011г.
Israel
F-16A ВВС Израиля после боевого вылета
Подвеска авиабомбы под F-16I, 28 декабря 2008г.
Легкие и маневренные истребители израильтян F-16 стали главным противником авиации сирийцев, записав на свой счет почти полсотни побед в воздушных боях
Израильский истребитель-бомбардировщик F-16 над Газой. Снимок сделан в момент пуска тепловой ловушки
Denmark
F-16A ВВС Дании. Авиабаза Сигонелла, 20 марта 2011 г.
Датские истребители F-16AM действуют с кувейтской авиабазы Али аль-Салем
F-16 ВВС Дании, снимок сделан буквально в упор с борта самолета Ан-30 базы "Открытое небо", 2005г.
Norway
F-16AM ВВС Норвегии взлетает с авиабазы Соленцара
Норвежский F-16A из состава "почётного эскорта" отваливает на базу. Истребитель несёт подфюзеляжный ПТБ и две УР "Сайдуиндер" с ИК ГСН.
Bodo-based Skv 334, equipped with F-16s, was declared operational with the indigenous Kongsberg Vapenfabrikk Penguin anti-ship missile in May 1989. If the Eurofighter is selected as the RNoAF’s future fighter, it too will operate the weapon.
Ту-142М в сопровождении натовского F-16 над Северной Атлантикой
Норвежское море. Партнерство ради мира?
Визит в Норвегию, 2003г.
Липецкий Су-27 и F-16 ВВС Норвегии у борта Ил-76 110-го втап
Italy
F-16ADF ВВС Италии в полете над побережьем Сицилии
Greece
Один из 80 F-16C Block 50, полученных Грецией в рамках предыдущих заказов
Turkey
В январе 2015 г. в войну вступили турецкие F-16C
Egypt
Легкий истребитель воздушного боя F-16A Block 15 ВВС Египта
Poland
Первый F-16 польских ВВС
20 января 2017г. зам. министра обороны Польши Бартош Ковнацки (Bartosz Kownacki) проинформировал, что первая партия американских крылатых ракет JASSM для вооружения польских истребителей F-16 прибыла на 31-ю Базу тактической авиации (Познань). Стоимость сделки составляет 225 млн. USD. В ее рамках компания Lockheed Martin поставит 70 экземпляров JASSM-ER, обладающих повышенной дальностью. Такая КР является улучшенной версией ракеты AGM-158A, имеет с ней 70% общего аппаратного оборудования и 95% - программного обеспечения. Новые ракеты способны эффективно поражать высокозащищенные наземные объекты и позволяют боевым самолетам не входить в зоны поражения средствами ПВО противника.
Taiwan
An F-16A of the Republic of China Air Force in a jet Hush-House at Chiayi Air Base, Taiwan. It is one of two such buildings, the other being installed at Hualien AB, supplied by the Industrial Acoustics Co of 1160 Commerce Ave, NY, USA. Similar Hush-Houses are in 11 other countries.
Pakistan
Пакистанские F-16A N 85726 и F-16B N 84608 в патрульном вылете
Venezuela
F-16 сыграли важнейшую роль в сохранении власти президента Переса
United Arab Emirates
Истребители F-16E Block 60 ВВС ОАЭ перед показательным полетом
Experimental
Here, the F-16 CCV testbed is employed in its second test program, the FLOTRAK program. The program attempted to develop a system to keep heavily-loaded fighters from sinking into the mud.
 
Счетверенные антенны систем госопознавания APX-109 - главное внешнее отличие F-16, занятых в ПВО США
После многих лет полетов на истребителях предыдущего поколения, имевших ограниченный обзор из кабины, пилоты F-16 описывали свои первые полеты на новом истребителе, как "полет верхом на гигантском карандаше".
Радар APG-68 на F-16C Block 30
F-16 maintenance at Leeuwarden where conversion training on the Fighting Falcon began in April 1980.