General Dynamics F-16A/C/E Fighting Falcon
Варианты:
General Dynamics - F-16A/C/E Fighting Falcon - 1974 - США
Страна: США
Год: 1974


Одноместный многоцелевой тактический (фронтовой) истребитель
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (92)
Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon
  
  Самолет Lockheed Martin (изначально General Dynamics) F-16 Fighting Falcon проектировался как легкий истребитель завоевания превосходства в воздухе, но эволюционировал в эффективный многоцелевой комплекс. Первый полет прототипа состоялся 20 января 1974 года. По результатам испытаний опытный самолет YF-16A победил своего конкурента Northrop YF-17. Первая из восьми предсерийных машин F-16 поднялась в воздух в 1975 году, а в 1977-м первый полет выполнил двухместный вариант F-16B, по своим габаритным размерам не отличавшийся от одноместного, но с уменьшенным на 680 кг запасом топлива.
  Характерной внешней особенностью самолета F-16, который был прозван "Viper", является подфюзеляжный воздухозаборник. Развитые наплывы крыла и плавное сочетание крыла и фюзеляжа увеличивают подъемную силу на больших углах атаки. Самолет выполнен статически неустойчивым, устойчивость в полете обеспечивает электродистанционная система управления. Катапультное кресло класса "ноль-ноль" установлено под наклоном в 30°, за счет чего летчику проще переносить большие перегрузки. Вместо традиционной ручки управления использована боковая ручка-джойстик. Приборное оборудование выполнено на основе многофункциональных индикаторов, установлен индикатор и на фоне лобового стекла (ИЛС). Беспереплетный фонарь не имеет неподвижного козырька и обеспечивает летчику отличный круговой обзор. За исключением варианта ADF (самолет ПВО) все сохранившиеся F-16A/B предназначены для нанесения ударов по наземным целям, а ведение воздушного боя является для них второстепенной задачей.
  Ряд стран НАТО начали поиск замены для самолетов F-104 в июне 1975 года - в результате Бельгия, Дания, Голландия и Норвегия выбрали F-16A/B. Бельгийская компания SABCA собрала 221 самолет - главным образом для ВВС Бельгии и Дании; голландская компания "Fokker" построила 300 самолетов - в основном для ВВС Голландии и Норвегии. Некоторые самолеты ВВС Дании оснащены подфюзеляжными разведывательными контейнерами и обозначаются F-16A(R). Самолеты вариантов F-16A/B проходили модернизацию по обе стороны Атлантики. F-16A/B также поступили на вооружение ВВС Египта, Индонезии, Израиля, Португалии, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Венесуэлы.
  Поставки серийных машин F-16A/B для ВВС США начались в январе 1979 года. Несмотря на частые отказы двигателей и проблемы с прочностью планера на начальном этапе эксплуатации, F-16 быстро признали удачным многоцелевым истребителем. F-16A/B строился несколькими производственными сериями, называвшимися Block 1, 5, 10 и 15. Внешне 21 самолет варианта F-16A и 22 самолета варианта F-16B Block 1 отличались от машин Fighting Falcon более поздней постройки обтекателями РЛС черного цвета. По количеству выпущенных машин, производственная серия Block 5 - это 99 самолетов F-16A и 27 самолетов варианта F-16B, серия Block 10 - это 145 машин F-16A и 25 - F-16B. Позже все уцелевшие самолеты более ранних выпусков доработали до уровня производственной серии Block 10. В конструкцию самолетов 15-й производственной серии внесли ряд изменений, включая стабилизатор увеличенной площади, ставший стандартным для всех последующих вариантов. Выпуск самолетов серии Block 15 включает 410 машин F-16A и 47 - F-16B. B 1986 году 270 самолетов из этой серии отобрали для модернизации в вариант F-16A/B ADF с установкой улучшенной РЛС APG-66. Эта РЛС способна обнаруживать цели с малой ЭПР и наводить УР класса "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM. На варианте ADF заменили также систему госопознавания и радиосвязное оборудование. Эти самолеты поступили на вооружение частей Национальной гвардии США и ВВС Португалии.
  В ходе программы модернизации OCU (Operational Capabilities Upgrade), реализованной такими странами, как Бельгия, Дания, Голландия и Норвегия, была улучшена авионика и, в частности, система управления вооружением, установлена инерциальная навигационная система на лазерных гироскопах, а двигатели F100-PW-200 доработали в F100-PW-220E. С 1988 года на экспорт поставлялись только самолеты F-16A/B Block 15 OCU. Состоявшие на вооружении Национальной гвардии США и Резерва ВВС США, F-16A/B тоже прошли доработку с установкой ТРДФ F100-PW-220E. Дальнейшим развитием самолетов F-16A/B стала программа продления ресурса European MLU (European Mid-Life Update), в ходе которой оборудование кабины довели до уровня Block 50 с широкоугольным ИЛС и совместимостью приборов с очками ночного видения (ОНВ). Самолеты F-16A/B MLU ВВС Бельгии, Дании, Голландии и Норвегии получили возможность использовать УР AIM-120. В ВВС Бельгии доработанные самолеты обозначаются F-16AM (одноместные) и F-16DV (спарки).
  Новая авионика включает модульную БЦВМ, РЛС APG-66(V)2A и приемник GPS. Похожие самолеты с обозначением Block 20 поставлены ВВС Тайваня. Ряд доработок программы MLU реализован и на истребителях ВВС США.
  Одноместный вариант F-16C выполнил первый полет 19 июня 1984 года, его двухместный вариант обозначается F-16D. Площадь форкиля F-16C/D увеличили, разместив там станции постановки помех ASPJ (Airborne Self-Protection Jammer), но ВВС США отказались от монтажа станции в пользу использования контейнерных систем РЭБ. На F-16C/D установлены новые ИЛС и приборное оборудование кабины, органы управления выполнены по принципу HOTAS (Hands On Throttle And Stick), применена более эффективная многорежимная РЛС APG-68. Интерфейс СУВ позволяет применять УР класса "воздух-воздух" AIM-120 и УР "воздух-поверхность" AGM-65D Maverick. По ходу производства F-16C/D постоянно совершенствовались, в частности были реализованы программы MSIP II и III (Multi-Stage Improvement Program) по повышению возможностей машины в темное время суток и ведению воздушных боев.
  Выпуск самолетов серии Block 25 начался в июле 1984 года, всего построено 289 машин F-16C и 30 - F-16D. Самолеты серий Block 30/32 и Block 40/42 отличаются конфигурацией отсека двигателя, ранее единого для всех вариантов. На Block 30 установлен двигатель General Electric F110-GE-100 тя гой 128,93 кН, на Block 32 - F100-PW-220 тягой 106,05 кН. Новые двигатели потребовали и увеличения сечения воздухозаборника. Внедрение двигателя F100-PW-220 сделало силовую установку F-16 более совершенной, хотя двигатель PW-220 менее мощный, чем GE-100, но зато он легче и надежней. Самолеты серии Block 30/32 приобрели возможность применять УР AGM-45 Shrike и AGM-88A HARM, а также AIM-120. Всего построено 446 машин F-16C и 55 F-16D Block 30/32. Четыре таких самолета под обозначением F-16N и TF-16N закупили ВМС США для использования в учебно-тренировочных целях для имитации условного противника. Производство самолетов серии Block 40/42 Night Falcon началось в декабре 1988 года. Самолеты оснащены прицельно-навигационными контейнерами LANTIRN, приемниками GPS, РЛС APG-68(V), цифровой системой управления, системой автоматического следования рельефу местности. Увеличена взлетная масса самолетов, в состав вооружения включены УР AGM-88B HARM II.
  В декабре 1991 года компания "General Dynamics" начала отправку заказчикам самолетов F-16C/D Block 50/52. На них установлена РЛС APG-68(V)5 с большим количеством режимов работы, обеспечена совместимость ИЛС с ОНВ. Обновлен состав БРЭО, установлены устройства отстрела ложных целей ALE-47, приемник предупреждения об облучении ALR-56M, радиостанция Have Quick IIA, помехозащитная УКВ радиостанция Have Sync. Система управления вооружением полностью совместима с ракетами HARM. На F-16 установлены двигатели с улучшенными характеристиками (IPE, Improved Performance Engine) - F110-GE-129 тягой 131,48 кН или F100-PW-229 тягой 129,44 кН. Примерно 100 машин F-16C/D ВВС США доработаны до уровня Block 50/52 с возможностью подвески контейнера целеуказания ASQ-213 HARM на правом пилоне под воздухозаборником, что позволяет использовать их для борьбы с РЛС ЗРК (в этом случае самолет часто обозначается как "Wild Weasel").
  Самым последним вариантом самолета является Block 60/62, разработанный под требования ВВС ОАЭ. На самолетах установлены РЛС с более узким основным лепестком диаграммы направленности, встроенная система FUR, интегрированная в бортовой комплекс система РЭБ, обновлено приборное оборудование, установлены надфюзеляжные конформные топливные баки. Помимо ВВС США, F-16C/D были поставлены Бахрейну, Чили, Египту, Греции, Израилю (с дополнительным БРЭО в гаргроте), Марокко, Оману, Пакистану, Польше, Сингапуру, Южной Корее, Турции и ОАЭ. Интерес к закупке F-16 проявляют Индонезия, Ирак, Сингапур и Тайвань.
  Вариант F-16IN Super Viper, созданный на основе F-16E/F, предлагался на конкурс самолетов MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) для ВВС и ВМС Индии, но выбыл из числа участников тендера весной 2011 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed Martin F-16C Block 50 Fighting Falcon

  Тип: одноместный многоцелевой тактический (фронтовой) истребитель
  Силовая установка: один ТРДДФ General Electric F110-GE-129 тягой на форсаже 131,48 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12190 м более 2125 км/ч или М=2(0; начальная скороподъемность более 15 240 м/мин; практический потолок более 15 240 м; радиус с двумя 907-кг бомбами и двумя УР AIM-9 Sidewinder 1485 км
  Масса: пустого 8581 кг; максимальная взлетная 12 292 кг
  Размеры: размах крыла без ракет на торцевых пилонах 9,45 м; длина 15,03 м; высота 5,09 м; площадь крыла 27,87 м2
  Вооружение: одна шестиствольная 20-мм пушка M61A1 Vulcan, вооружение массой до 7072 кг на одном подфюзеляжном, шести подкрыльевых и двух торцевых крыльевых узлах подвески, широкий ассортимент управляемого и неуправляемого вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
Prototypes
The first production General Dynamics F-16A fighter taking off on its maiden flight at Fort Worth, Texas, on 9th December. Orders so far total 1,158, including the Imperial Iranian A.F.'s recent contract for 160 F-16s
Истребитель F-16
General Dynamics YF-16 second prototype 01568, flown by Neil Anderson, made tight turns in both horizontal and vertical planes
General Dynamics YF-16 single-seat lightweight fighter, second prototype
General Dynamics YF-16, with twelve bombs, two ECM pods and two Sidewinder air-to-air missiles on wing weapon stations
USA
F-16. Экспонат берлинской выставки EA'2000.
The nine external store stations of the General Dynamics F-16A can carry over 10,000 lb (4 540 kg) of weapons with a full fuel load; here, 18 Mk-82 500-lb (227-kg) bombs are loaded.
The GD F-16A was “criticised for lack of capability so lots of extras were screwed on ... invalidating the austere concept''.
Несложный анализ показывает, что ни F-15A ни F-16A без двух дозаправок не смогли бы взлетев из Ациона нанести удар по Озираку и вернуться обратно, покрыв на малой высоте 3000 км.
Истребитель F-16 ВВС США с отметкой на борту фюзеляжа о сбитом югославском МиГ-29
Истребитель-бомбардировщик F-16C/D ВВС США - участник налетов на Боснию - взлетает с итальянского аэродрома "Авиано".
F-16 на стоянке аэродрома в Бангалоре
A mixed line-up including an A-7D, two CF-104s, an F-16A and two F-4Es.
Seen over the nose of one of the RAF's Buccaneers, an F-4E from the 4th TFW at Seymour Johnson AFB taxies past 388th TFW F-16s from Hill AFB and 180th TFG A-7Ds of the Ohio ANG, Toledo.
С 10 марта по 17 апреля 2015г., в рамках учений НАТО в Прибалтике, на эстонском аэродроме Амари базировались 14 истребителей F-16 из 510-й эскадрильи ВВС США, перелетевших в Эстонию с итальянской авиабазы Авиано. Истребители участвовали в отработке совместных действий военных США и Эстонии.
F-16C ВВС США, авиабаза Авиано, март 2011 г.
Под проливным дождем мокнут F-15E и F-16
F-16CG из 510-й тактической истребительной эскадрильи 31-го авиакрыла ВВС США и МиГ-21УМ ВВС Сербии, авиабаза Батайница, 23 июня 2006г.
Американский F-16C (блок 40) из состава 31-го истребительного авиакрыла (авиабаза Авиано). Самолет несет по паре УР AIM-120 (на законцовках крыла) и AIM-9, а также две 227-кг фугаски Mk.82 общего назначения, подвесную систему РЭБ ALQ-131 (на центральном узле) и два 1400-литровых ПТБ.
Послеполетный осмотр F-16 командира 555-й эскадрильи. Авиабаза Авиано
The General Dynamics F-16 is a highly-manoeuvrable fighter, the key to its high performance being a quadruplex analogue fully-FBW flight control system.
F-16 в полете. Видны вихри, сходящие с наплывов крыла
Процесс образования концевого вихря (скручивание потока) на крыле истребителя F-16C
F-16C Block 25 из 301-го FW маневрирует на малой высоте
The F-16A air combat fighter with secondary fighter-bomber role, a pre-production example being seen.
F-16C Block 30 могут нести противорадиолокационные УР AGM-45 Shrike, но на снимке самолет показан в истребительной конфигурации с УР AIM-120
F-16C Block 32 на подфюзеляжном узле часто несут контейнеры РЭБ, имитируя зарубежные самолеты радиоэлектронной борьбы
Initial production models of the F-16 Fighting Falcon had Westinghouse AN/APG-65 radar. Although it provided hitherto unattainable target detection performance from such a small unit, it was soon found to he lacking in certain respects, but a new receiver/processor system, and some repackaging, was able to improve performance further. The new radar, AN/APG-66 is used in the current production General Dynamics F-16C.
General Dynamics YF-16 single-seat air combat fighter, second prototype
Несмотря на разнообразие типов боевых самолетов, задействованных в ходе кампании на Балканах, настоящей "рабочей лошадкой" этой войны стали различные модификации американских истребителей F-16. К настоящему времени они являются заслуженными ветеранами локальных конфликтов, в которых участвуют с начала 80-х гг.
A 58th TTW F-16A en route to the Nellis AFB ranges with a load of Mk 82 bombs, during a Red Flag 84-2 strike mission
Арсенал F-16 Block 50: на втором подкрыльевом пилоне с каждой стороны подвешены УР HARM, на третьем - Sidewinder, на законцовках - AIM-120
Установка системы LANTIRN позволяет F-16C Block 40 наносить точечные удары по наземным целям. Самолеты 23-го FW несут УР "Мэйверик"
Истребители F-16 в момент дозаправки от летающего танкера KC-135
24 января 2016г. новый самолет-заправщик KC-46A Pegasus, разрабатываемый концерном Boeing для Воздушных Сил США, впервые произвел дозаправку в воздухе другого самолета - истребителя F-16C.
Ударная группа тактических истребителей F-16C дозаправляется от танкера KC-135 на маршруте к цели
F-16C Block 52 из 169-го истребительного авиакрыла несут противорадиолокационные ракеты HARM на законцовках крыла
F-16 в ударном варианте
Хотя пилотажные характеристики F-16 в сравнении с возможностями МиГ-29 и Су-27 выглядят откровенно бледно, благодаря модернизации БРЭО, эти "соколы" также являются опасными противниками.
Су-27 в полете над США в сопровождении истребителя F-16 из эскадрильи "Вайпер" (шт. Монтана из авиации Национальной Гвардии США
"Совместное маневрирование" МиГ-21 с F-16
Демполет F-117A в сопровождении пары F-16. Кувейт, 1998г.
7 августа 1978г.: первый серийный F-16 для ВВС США (78-0001) выполнил первый полет в Форт-Уорте, официальная передача истребителя заказчику состоялась через 10 дней.
По сравнению с F-16 Block 50 новая модификация Block 60 способна нести в два раза большую боевую нагрузку на большее расстояние
В ходе летных испытаний F-16ES летал с полной нагрузкой, включавшей надкрыльевые и подвесные топливные баки, а также 907-килограммовые УАБ Paveway I
Netherlands
The KLu is on course to achieve its objective of becoming a single type combat aircraft force with the F-16, four squadrons having now achieved operational status.
The KLu is on course to achieve its objective of becoming a single type combat aircraft force with the F-16, four squadrons having now achieved operational status.
An F-16A from the RNethAF No 311
F-16AM ВВС Голландии. Снимок сделан споттером в Децимоманну. 29 марта 2011г.
Israel
F-16A ВВС Израиля после боевого вылета
Подвеска авиабомбы под F-16I, 28 декабря 2008г.
Легкие и маневренные истребители израильтян F-16 стали главным противником авиации сирийцев, записав на свой счет почти полсотни побед в воздушных боях
Израильский истребитель-бомбардировщик F-16 над Газой. Снимок сделан в момент пуска тепловой ловушки
Denmark
F-16A ВВС Дании. Авиабаза Сигонелла, 20 марта 2011 г.
Датские истребители F-16AM действуют с кувейтской авиабазы Али аль-Салем
F-16 ВВС Дании, снимок сделан буквально в упор с борта самолета Ан-30 базы "Открытое небо", 2005г.
Norway
F-16AM ВВС Норвегии взлетает с авиабазы Соленцара
Норвежский F-16A из состава "почётного эскорта" отваливает на базу. Истребитель несёт подфюзеляжный ПТБ и две УР "Сайдуиндер" с ИК ГСН.
Ту-142М в сопровождении натовского F-16 над Северной Атлантикой
Норвежское море. Партнерство ради мира?
Визит в Норвегию, 2003г.
Липецкий Су-27 и F-16 ВВС Норвегии у борта Ил-76 110-го втап
Italy
F-16ADF ВВС Италии в полете над побережьем Сицилии
Greece
Один из 80 F-16C Block 50, полученных Грецией в рамках предыдущих заказов
Turkey
В январе 2015 г. в войну вступили турецкие F-16C
Egypt
Легкий истребитель воздушного боя F-16A Block 15 ВВС Египта
Poland
Первый F-16 польских ВВС
Pakistan
Пакистанские F-16A N 85726 и F-16B N 84608 в патрульном вылете
Venezuela
F-16 сыграли важнейшую роль в сохранении власти президента Переса
United Arab Emirates
Истребители F-16E Block 60 ВВС ОАЭ перед показательным полетом
Experimental
Here, the F-16 CCV testbed is employed in its second test program, the FLOTRAK program. The program attempted to develop a system to keep heavily-loaded fighters from sinking into the mud.
 
Счетверенные антенны систем госопознавания APX-109 - главное внешнее отличие F-16, занятых в ПВО США
После многих лет полетов на истребителях предыдущего поколения, имевших ограниченный обзор из кабины, пилоты F-16 описывали свои первые полеты на новом истребителе, как "полет верхом на гигантском карандаше".
Радар APG-68 на F-16C Block 30
F-16 maintenance at Leeuwarden where conversion training on the Fighting Falcon began in April 1980.