General Dynamics F-16A/C/E Fighting Falcon
Варианты:
General Dynamics - F-16A/C/E Fighting Falcon - 1974 - США
Страна: США
Год: 1974


Одноместный многоцелевой тактический (фронтовой) истребитель
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (42)
Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon
  
   Самолет Lockheed Martin (изначально General Dynamics) F-16 Fighting Falcon проектировался как легкий истребитель завоевания превосходства в воздухе, но эволюционировал в эффективный многоцелевой комплекс. Первый полет прототипа состоялся 20 января 1974 года. По результатам испытаний опытный самолет YF-16A победил своего конкурента Northrop YF-17. Первая из восьми предсерийных машин F-16 поднялась в воздух в 1975 году, а в 1977-м первый полет выполнил двухместный вариант F-16B, по своим габаритным размерам не отличавшийся от одноместного, но с уменьшенным на 680 кг запасом топлива.
   Характерной внешней особенностью самолета F-16, который был прозван "Viper", является подфюзеляжный воздухозаборник. Развитые наплывы крыла и плавное сочетание крыла и фюзеляжа увеличивают подъемную силу на больших углах атаки. Самолет выполнен статически неустойчивым, устойчивость в полете обеспечивает электродистанционная система управления. Катапультное кресло класса "ноль-ноль" установлено под наклоном в 30°, за счет чего летчику проще переносить большие перегрузки. Вместо традиционной ручки управления использована боковая ручка-джойстик. Приборное оборудование выполнено на основе многофункциональных индикаторов, установлен индикатор и на фоне лобового стекла (ИЛС). Беспереплетный фонарь не имеет неподвижного козырька и обеспечивает летчику отличный круговой обзор. За исключением варианта ADF (самолет ПВО) все сохранившиеся F-16A/B предназначены для нанесения ударов по наземным целям, а ведение воздушного боя является для них второстепенной задачей.
   Ряд стран НАТО начали поиск замены для самолетов F-104 в июне 1975 года - в результате Бельгия, Дания, Голландия и Норвегия выбрали F-16A/B. Бельгийская компания SABCA собрала 221 самолет - главным образом для ВВС Бельгии и Дании; голландская компания "Fokker" построила 300 самолетов - в основном для ВВС Голландии и Норвегии. Некоторые самолеты ВВС Дании оснащены подфюзеляжными разведывательными контейнерами и обозначаются F-16A(R). Самолеты вариантов F-16A/B проходили модернизацию по обе стороны Атлантики. F-16A/B также поступили на вооружение ВВС Египта, Индонезии, Израиля, Португалии, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Венесуэлы.
   Поставки серийных машин F-16A/B для ВВС США начались в январе 1979 года. Несмотря на частые отказы двигателей и проблемы с прочностью планера на начальном этапе эксплуатации, F-16 быстро признали удачным многоцелевым истребителем. F-16A/B строился несколькими производственными сериями, называвшимися Block 1, 5, 10 и 15. Внешне 21 самолет варианта F-16A и 22 самолета варианта F-16B Block 1 отличались от машин Fighting Falcon более поздней постройки обтекателями РЛС черного цвета. По количеству выпущенных машин, производственная серия Block 5 - это 99 самолетов F-16A и 27 самолетов варианта F-16B, серия Block 10 - это 145 машин F-16A и 25 - F-16B. Позже все уцелевшие самолеты более ранних выпусков доработали до уровня производственной серии Block 10. В конструкцию самолетов 15-й производственной серии внесли ряд изменений, включая стабилизатор увеличенной площади, ставший стандартным для всех последующих вариантов. Выпуск самолетов серии Block 15 включает 410 машин F-16A и 47 - F-16B. B 1986 году 270 самолетов из этой серии отобрали для модернизации в вариант F-16A/B ADF с установкой улучшенной РЛС APG-66. Эта РЛС способна обнаруживать цели с малой ЭПР и наводить УР класса "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM. На варианте ADF заменили также систему госопознавания и радиосвязное оборудование. Эти самолеты поступили на вооружение частей Национальной гвардии США и ВВС Португалии.
   В ходе программы модернизации OCU (Operational Capabilities Upgrade), реализованной такими странами, как Бельгия, Дания, Голландия и Норвегия, была улучшена авионика и, в частности, система управления вооружением, установлена инерциальная навигационная система на лазерных гироскопах, а двигатели F100-PW-200 доработали в F100-PW-220E. С 1988 года на экспорт поставлялись только самолеты F-16A/B Block 15 OCU. Состоявшие на вооружении Национальной гвардии США и Резерва ВВС США, F-16A/B тоже прошли доработку с установкой ТРДФ F100-PW-220E. Дальнейшим развитием самолетов F-16A/B стала программа продления ресурса European MLU (European Mid-Life Update), в ходе которой оборудование кабины довели до уровня Block 50 с широкоугольным ИЛС и совместимостью приборов с очками ночного видения (ОНВ). Самолеты F-16A/B MLU ВВС Бельгии, Дании, Голландии и Норвегии получили возможность использовать УР AIM-120. В ВВС Бельгии доработанные самолеты обозначаются F-16AM (одноместные) и F-16DV (спарки).
   Новая авионика включает модульную БЦВМ, РЛС APG-66(V)2A и приемник GPS. Похожие самолеты с обозначением Block 20 поставлены ВВС Тайваня. Ряд доработок программы MLU реализован и на истребителях ВВС США.
   Одноместный вариант F-16C выполнил первый полет 19 июня 1984 года, его двухместный вариант обозначается F-16D. Площадь форкиля F-16C/D увеличили, разместив там станции постановки помех ASPJ (Airborne Self-Protection Jammer), но ВВС США отказались от монтажа станции в пользу использования контейнерных систем РЭБ. На F-16C/D установлены новые ИЛС и приборное оборудование кабины, органы управления выполнены по принципу HOTAS (Hands On Throttle And Stick), применена более эффективная многорежимная РЛС APG-68. Интерфейс СУВ позволяет применять УР класса "воздух-воздух" AIM-120 и УР "воздух-поверхность" AGM-65D Maverick. По ходу производства F-16C/D постоянно совершенствовались, в частности были реализованы программы MSIP II и III (Multi-Stage Improvement Program) по повышению возможностей машины в темное время суток и ведению воздушных боев.
   Выпуск самолетов серии Block 25 начался в июле 1984 года, всего построено 289 машин F-16C и 30 - F-16D. Самолеты серий Block 30/32 и Block 40/42 отличаются конфигурацией отсека двигателя, ранее единого для всех вариантов. На Block 30 установлен двигатель General Electric F110-GE-100 тя гой 128,93 кН, на Block 32 - F100-PW-220 тягой 106,05 кН. Новые двигатели потребовали и увеличения сечения воздухозаборника. Внедрение двигателя F100-PW-220 сделало силовую установку F-16 более совершенной, хотя двигатель PW-220 менее мощный, чем GE-100, но зато он легче и надежней. Самолеты серии Block 30/32 приобрели возможность применять УР AGM-45 Shrike и AGM-88A HARM, а также AIM-120. Всего построено 446 машин F-16C и 55 F-16D Block 30/32. Четыре таких самолета под обозначением F-16N и TF-16N закупили ВМС США для использования в учебно-тренировочных целях для имитации условного противника. Производство самолетов серии Block 40/42 Night Falcon началось в декабре 1988 года. Самолеты оснащены прицельно-навигационными контейнерами LANTIRN, приемниками GPS, РЛС APG-68(V), цифровой системой управления, системой автоматического следования рельефу местности. Увеличена взлетная масса самолетов, в состав вооружения включены УР AGM-88B HARM II.
   В декабре 1991 года компания "General Dynamics" начала отправку заказчикам самолетов F-16C/D Block 50/52. На них установлена РЛС APG-68(V)5 с большим количеством режимов работы, обеспечена совместимость ИЛС с ОНВ. Обновлен состав БРЭО, установлены устройства отстрела ложных целей ALE-47, приемник предупреждения об облучении ALR-56M, радиостанция Have Quick IIA, помехозащитная УКВ радиостанция Have Sync. Система управления вооружением полностью совместима с ракетами HARM. На F-16 установлены двигатели с улучшенными характеристиками (IPE, Improved Performance Engine) - F110-GE-129 тягой 131,48 кН или F100-PW-229 тягой 129,44 кН. Примерно 100 машин F-16C/D ВВС США доработаны до уровня Block 50/52 с возможностью подвески контейнера целеуказания ASQ-213 HARM на правом пилоне под воздухозаборником, что позволяет использовать их для борьбы с РЛС ЗРК (в этом случае самолет часто обозначается как "Wild Weasel").
   Самым последним вариантом самолета является Block 60/62, разработанный под требования ВВС ОАЭ. На самолетах установлены РЛС с более узким основным лепестком диаграммы направленности, встроенная система FLIR, интегрированная в бортовой комплекс система РЭБ, обновлено приборное оборудование, установлены надфюзеляжные конформные топливные баки. Помимо ВВС США, F-16C/D были поставлены Бахрейну, Чили, Египту, Греции, Израилю (с дополнительным БРЭО в гаргроте), Марокко, Оману, Пакистану, Польше, Сингапуру, Южной Корее, Турции и ОАЭ. Интерес к закупке F-16 проявляют Индонезия, Ирак, Сингапур и Тайвань.
   Вариант F-16IN Super Viper, созданный на основе F-16E/F, предлагался на конкурс самолетов MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) для ВВС и ВМС Индии, но выбыл из числа участников тендера весной 2011 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed Martin F-16C Block 50 Fighting Falcon

   Тип: одноместный многоцелевой тактический (фронтовой) истребитель
   Силовая установка: один ТРДДФ General Electric F110-GE-129 тягой на форсаже 131,48 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12190 м более 2125 км/ч или М=2(0; начальная скороподъемность более 15 240 м/мин; практический потолок более 15 240 м; радиус с двумя 907-кг бомбами и двумя УР AIM-9 Sidewinder 1485 км
   Масса: пустого 8581 кг; максимальная взлетная 12 292 кг
   Размеры: размах крыла без ракет на торцевых пилонах 9,45 м; длина 15,03 м; высота 5,09 м; площадь крыла 27,87 м2
   Вооружение: одна шестиствольная 20-мм пушка M61A1 Vulcan, вооружение массой до 7072 кг на одном подфюзеляжном, шести подкрыльевых и двух торцевых крыльевых узлах подвески, широкий ассортимент управляемого и неуправляемого вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
General Dynamics' proposal to LWF, the Model 401, is shown in model form.
An ingenious development by Cobham-owned Sargent Fletcher is the ARTIS (Aerial Refuelling Tank System) for non-probe aircraft such as the F-16 seen in model form, F-5, A-4, Mirage 5, etc. It consists of a standard 370 or 275 US gal drop tank incorporating an extendable probe for refuelling from a range of tankers fitted with hose and drogue units like the KC-130, KC-10 and B707. After refuelling, the probe can be retracted back into the fighter’s underwing pod. It is claimed to be less than a quarter the cost of fitting a fixed probe.
Model montage of single and two-seat (top) Block 50+ F-16s in Hellenic AF colours. Note the enlarged spine on the two-seater and the laser designator pod on the lower fuselage.
A model of the Lockheed Martin F-21. If selected as winner of the MRFA
A corner of STAero's display in the entrance hall of Asian Aerospace 2000, showing the diversification of its products; the C-130, Boeing 737, EC 120 and F-16 Falcon One.
The Falcon 4 radar simulators inside the NTPS building.
General Dynamics F-16A. Изображен перехват парой F-16A Block 15 из 177-й группы истребителей-перехватчиков авиации Национальной гвардии США морского разведчика Ту-95РЦ в конце 1980-х годов. В годы холодной войны самолеты Ту-95 отслеживали перемещения кораблей ВМС США в Атлантике. В ходе таких полетов Ту-95 часто выполняли посадки на Кубе. Разведчики являлись "типовыми" целями для эскадрильи "Jersey Devils". На роль перехватчика F-16 подходил плохо в силу недостаточной продолжительности пролета, отсутствия аппаратуры дальней связи и ракет класса "воздух-воздух" средней и большой дальности. Главным пунктом модернизации F-16A Block 15 в варианте ПВО стала интеграция в СУВ сначала УР AIM-7 Sparrow, а позже - AIM-120 AMRAAM.
F-16C Fighting Falcon. Этот самолет с изображением акульей пасти был закреплен за командиром 52-го тактического истребительного крыла (TFW), базировавшегося в Шпангдалеме, Германия. Крыло начало эксплуатацию F-16 4 июля 1987 года. В каждой из трех эскадрилий (23-й, 81-й и 480-й) было двенадцать самолетов, действовавших совместно с F-4G Phantom II "Wild Weasel". Именно в 52-е крыло поступили первые F-16C/D Block 30, способные использовать противорадиолокационную ракету AGM-45 Shrike, но с 1993 года их стали заменять самолетами модификации Block 50. Когда F-4G были сняты с вооружения, 52-е авиакрыло стало использовать для подавления ПВО только F-16C, оснащенные противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM и контейнерами РЭБ ASQ-213 HTS.
The ALE-50 towed decoy system consists of the launch controller, launcher and the towed decoy. It is being further developed by Raytheon to include a new dual band towed towed decoy to protect the F/A-18 Super Hornet from missiles operating on both the X-band and S-band frequencies
Новейший Block 60 в окраске ОАЭ, изображенный художником "Локхид Мартин"
Computer-generated image of an advanced F-16 configuration with an internal FLIR (ahead of cockpit) and conformal fuel tanks (1999)
The F-16 Block 70/72 is the latest variant of the F-16 fighter, which first entered service with the USAF in 1978
"Жемчужина Забайкалья" и F-16 в прицеле МиГа на эмблеме 120-го иап
This 1980 artist's concept shows the design of the AFTI/F-16 configuration which would follow in two years. The concept incorporated fly-by-wire controls, advanced displays, integrated flight control system, and weapons fire controls.
An official company drawing showing equipment location.
Компоновочная схема истребителя F-16
F-16C Block 40 Fighting Falcon
F-16C Block 50/52
F-16E Block 60
Cutaway drawing of Lockheed Martin F-16 (1995)
General Dynamics F-16
Lockheed Martin F-16C Fighting Falcon weapon options (1995)
Comparison of F-16 and MiG-29.
To be evaluated by the USAF alongside the Northrop P-600, the General Dynamics Model 401 is the subject of a two-prototype contract, interesting features revealed by this general arrangement drawing including the ventral engine air intake, the wing root leading-edge extensions, and the position of the single M-61 rotary cannon.
A revised, official general arrangement drawing of the General Dynamics Model 401.
General Dynamics YF-16 single-seat lightweight fighter prototype
General Dynamics YF-16 (Pratt & Whitney F100-PW-100 afterburning turbofan)
General Dynamics F-16A (Pratt & Whitney F100-PW-100(3) afterburning turbofan)
The F-16A air combat fighter with secondary fighter-bomber role.
Lockheed Martin F-16A Block 15 ADF Fighting Falcon
F-16C (GE F110 turbofan) with extra side view (top) of two-seat F-16D (P&W F100 turbofan) (1998)
The General Dynamics E-7 project is based on the ejector principle that was applied with notably disappointing results to the Rockwell XFV-12A and the Lockheed XV-4A. It takes advantage, however, of more successful recent work by de Havilland Canada arising from its augmented wing research with a modified Buffalo.
Самолет F-16 пилотажной группы «Thunderbirds»