Lockheed P-80 Shooting Star
Варианты:
Lockheed - P-80 Shooting Star - 1944 - США
Страна: США
Год: 1944


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (19)
Lockheed P-80 Shooting Star, T-33 и T2V/T-1 SeaStar

  Разработка первого реактивного истребителя для ВВС Армии США была начата в июне 1943 года, причем разработчики делали ставку на ТРД British Halford H.1B тягой 13,34 кН. Первый опытный самолет XP-80 с такой силовой установкой был облетан 8 января 1944 года, а второй и третий опытные самолеты XP-80A уже оснащались ТРД General Electric I-40 тягой 29,25 кН (как и предсерийные машины YP-80A). Lockheed P-80 Shooting Star представлял собой низкоплан с убирающимся трехопорным шасси. Самолет стал поступать в эксплуатацию в начале 1945 года и до окончания Второй мировой войны ВВС Армии получили 45 таких машин. Два из них были передислоцированы в Италию для оценочных испытаний, что держалось в строжайшем секрете. В боях они не участвовали.
  Весьма неплохие характеристики самолета привели к тому, что военное командование решило закупить 5000 таких машин, но окончание войны в Европе поставило на этом плане крест. Впрочем, самолет был выбран для планового перевооружения строевых истребительных частей ВВС Армии США. Те подразделения, что на июнь 1950 года оказались в составе Вооруженных сил США на Дальнем Востоке, были направлены в Корею.
  Компания "Lockheed" ко времени окончания серийного выпуска построила всего 1732 самолета P-80 Shooting Star (с 1947 года обозначались F-80).
<...>


Варианты
  
  P-80A (затем F-80A): первый серийный вариант, оснащенный ТРД General Electric J33-GE-11 тягой 17,12 кН; вооружение - шесть 12,7-мм пулеметов; построено 917 машин
  XP-80B: опытный самолет с улучшенным профилем крыла и ТРД Allison J33-A-17 тягой 17,78 кН
  P-80B (затем F-80B): серийный вариант с катапультным креслом и оборудованием для взлета с реактивным ускорителем; построено 240 машин
  P-80C (позднее F-80C): последний серийный вариант первоначально с ТРД J33-A-23 тягой по 20,46 кН, а позже с двигателями J33-A-35 тягой 24,01 кН; вооружение могло включать НАР под крылом; построено 749 машин
  XP-80R: новое обозначение для прототипа XP-80B после его подготовки к полетам на побитие предыдущего мирового рекорда скорости; новый рекорд был установлен 19 июня 1947 года
  XFP-80A (позже XF-14): единственный опытный экземпляр для фоторазведки
  ERF-80A: обозначение одного F-80A, использованного для испытаний фотооборудования
  F-14A (затем самолет обозначили FP-80A, позже RF-80A): серийный вариант для фоторазведки, первые 38 самолетов были переделаны из варианта P-80A, а остальные 114 построены заново
  RF-80C: новое обозначение 70 самолетов F-80A, переделанных в самолеты-разведчики
  DF-80A: обозначение F-80A, переделанного в самолет для управления беспилотными мишенями
  QF-80A/QF-80C/QF-80F: обозначения самолетов, переделанных в радиоуправляемые беспилотные мишени
  TO-1 (затем TV-1): обозначение ВМС США для 50 самолетов P-80C, приобретенных для повышенной летной подготовки для авиации КМП США
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed F-80C Shooting Star

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один ТРД Allison J33-A-35 тягой 24,01 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 956 км/ч; практический потолок 14265 м; дальность 1328 км
  Масса: пустого 3819 кг; максимальная взлетная 7646 кг
  Размеры: размах крыла 11,81 м; длина 10,49 м; высота 3,43 м; площадь крыла 22,07 м2
  Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов, плюс две 454-кг бомбы и восемь PC под крылом
Опытный истребитель Локхид XP-80A "Шутинг Стар"
F-80A-1 (44-85044) of the Flight Test Division, Wright Field, 1948. Note overall white finish of this aircraft.
P-80A-1-LO (44-85226) of 412th Fighter Group, 1946. Note light grey overall finish.

(Below and planview right) P-80B-5 (45-8590) of 94th Fighter Sqn, Ladd Field, Fairbanks, Alaska, 1947.
P-80B-5 (45-8590) of 94th Fighter Sqn, Ladd Field, Fairbanks, Alaska, 1947.
F-80A-1-L0 ( 44-85022) of the 62nd Fighter Sqn, 56th Fighter Group, deployed to Germany July 1948. The Shooting Star was redesignated from P-80 in the previous month. (Left) The emblem of the 62nd Sqn.
Созданный для боев Второй мировой войны, P-80 стал ярким представителем первого этапа эры реактивных боевых самолетов. После войны он установил несколько рекордов скорости, став основной машиной в уже полностью самостоятельных ВВС США. На иллюстрации - P-80A-1-LO из 62-й истребительной эскадрильи 56-й истребительной группы, передислоцированной в Германию в июле 1948 года.
F-80A-1 (44-85033) of the 61st Fighter Sqn, 56th Fighter Group, Selfridge Field, Michigan, summer 1948. (Left) 81st FS emblem and (right) 56th FG emblem appearing on port and starboard sides of nose respectively.
Подразделения в США. К 1948 году поставки Shooting Star в размещенные на территории США подразделения шли уже в достаточно высоком темпе - ими активно заменяли поршневые самолеты времен Второй мировой войны. Данный P-80A принадлежал 61-й истребительной эскадрилье 56-й истребительной группы и базировался в Селфридж-Филд, штат Мичиган. Отличительным знаком 56-й группы, летавшей в годы Второй мировой войны на P-47, стал бульдог из мультфильма (слева).
RF-80A Shooting Star. RF-80A поступили на вооружение 67-го авиакрыла в 1946 году и несли службу в Корее вместе с обычными F-80. Этот RF-80A из 15-й разведэскадрильи в 1952 году базировался в Кимпо. В начале 1950-х годов RF-80 был основным тактическим разведчиком ВВС США и часто использовался совместно с RF-51 и RB-26.
RF-80A (44-85467) converted from F-80A-5 for photo-recce task. Note retention of fighter category "FT" buzz code.
Разведывательный вариант. RF-80 создавался на базе F-80A, но пулеметы были демонтированы. Самолет стал единственным реактивным тактическим разведчиком ВВС США в начале корейской войны. Данный самолет принадлежал 67-му тактическому разведывательному авиакрылу, дислоцированному в 1950-1953 годах в Сувоне, Корея. Он стал одним из двух самолетов, применявшихся в небе Северной Кореи в рамках операции "Stovepipe" и получивших для этого экспериментальную схему камуфляжа - "хаки и нейтральный серый". Распространения данная схема не получила.
F-80C-5 (47-547) of 36th Fighter-Bomber Sqn, 8th Fighter-Bomber Wing, serving in Korea in 1949. See individual emblem left.
Война в Корее. Этот P-80C принадлежал 36-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье 8-го истребительно-бомбардировочного крыла, самолеты которого активно применялись в Корее. Летчики крыла уделяли много внимания "художественной" раскраске своих машин, и на этом самолете можно видеть в носовой части рисунок и надпись "Evil Eye Fleagle". В годы войны стандартным вариантом вооружения были две 454-кг бомбы, НАР или, как в данном случае, баки с напалмом.
"Шутинг Стар" F-80C командира 8-й FBG, осень 1952г.
F-80C "Шутинг Стар" из 8-й эскадрильи 49-й ИБАГ ВВС США, пилот - Эрнест Даннинг. Первый американский самолет, сбитый С.А.Бахаевым в Корее в районе города Сенсен 24 июня 1951г.
F-80C Shooting Star. Данный F-80C пилотировал капитан Фрэнсис Б. Кларк из 35-й ибаэ. 19 июля 1950 года Кларк одержал победу в воздушном бою, сбив северокорейский Як-9. Однако вскоре американцам пришлось столкнуться с более грозным соперником - реактивным истребителем МиГ-15.
F80C-10 "Шутинг Стар" капитана Роя Марша из 80-й эскадрильи истребителей-бомбардировщиков, конец 1950-начало 1951гг.
F-80A-1 (44-85088) serving as a transitional trainer with the Iowa Air National Guard,
An F-80A-5 (44-85462) after conversion to QF-80F standard for pilotless operations. Note arrester hook.