Lockheed P-80 Shooting Star
Варианты:
Lockheed - P-80 Shooting Star - 1944 - США
Страна: США
Год: 1944


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (83)
Lockheed P-80 Shooting Star, T-33 и T2V/T-1 SeaStar

   Разработка первого реактивного истребителя для ВВС Армии США была начата в июне 1943 года, причем разработчики делали ставку на ТРД British Halford H.1B тягой 13,34 кН. Первый опытный самолет XP-80 с такой силовой установкой был облетан 8 января 1944 года, а второй и третий опытные самолеты XP-80A уже оснащались ТРД General Electric I-40 тягой 29,25 кН (как и предсерийные машины YP-80A). Lockheed P-80 Shooting Star представлял собой низкоплан с убирающимся трехопорным шасси. Самолет стал поступать в эксплуатацию в начале 1945 года и до окончания Второй мировой войны ВВС Армии получили 45 таких машин. Два из них были передислоцированы в Италию для оценочных испытаний, что держалось в строжайшем секрете. В боях они не участвовали.
   Весьма неплохие характеристики самолета привели к тому, что военное командование решило закупить 5000 таких машин, но окончание войны в Европе поставило на этом плане крест. Впрочем, самолет был выбран для планового перевооружения строевых истребительных частей ВВС Армии США. Те подразделения, что на июнь 1950 года оказались в составе Вооруженных сил США на Дальнем Востоке, были направлены в Корею.
   Компания "Lockheed" ко времени окончания серийного выпуска построила всего 1732 самолета P-80 Shooting Star (с 1947 года обозначались F-80).
<...>


Варианты
  
   P-80A (затем F-80A): первый серийный вариант, оснащенный ТРД General Electric J33-GE-11 тягой 17,12 кН; вооружение - шесть 12,7-мм пулеметов; построено 917 машин
   XP-80B: опытный самолет с улучшенным профилем крыла и ТРД Allison J33-A-17 тягой 17,78 кН
   P-80B (затем F-80B): серийный вариант с катапультным креслом и оборудованием для взлета с реактивным ускорителем; построено 240 машин
   P-80C (позднее F-80C): последний серийный вариант первоначально с ТРД J33-A-23 тягой по 20,46 кН, а позже с двигателями J33-A-35 тягой 24,01 кН; вооружение могло включать НАР под крылом; построено 749 машин
   XP-80R: новое обозначение для прототипа XP-80B после его подготовки к полетам на побитие предыдущего мирового рекорда скорости; новый рекорд был установлен 19 июня 1947 года
   XFP-80A (позже XF-14): единственный опытный экземпляр для фоторазведки
   ERF-80A: обозначение одного F-80A, использованного для испытаний фотооборудования
   F-14A (затем самолет обозначили FP-80A, позже RF-80A): серийный вариант для фоторазведки, первые 38 самолетов были переделаны из варианта P-80A, а остальные 114 построены заново
   RF-80C: новое обозначение 70 самолетов F-80A, переделанных в самолеты-разведчики
   DF-80A: обозначение F-80A, переделанного в самолет для управления беспилотными мишенями
   QF-80A/QF-80C/QF-80F: обозначения самолетов, переделанных в радиоуправляемые беспилотные мишени
   TO-1 (затем TV-1): обозначение ВМС США для 50 самолетов P-80C, приобретенных для повышенной летной подготовки для авиации КМП США
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed F-80C Shooting Star

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ТРД Allison J33-A-35 тягой 24,01 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 956 км/ч; практический потолок 14265 м; дальность 1328 км
   Масса: пустого 3819 кг; максимальная взлетная 7646 кг
   Размеры: размах крыла 11,81 м; длина 10,49 м; высота 3,43 м; площадь крыла 22,07 м2
   Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов, плюс две 454-кг бомбы и восемь PC под крылом
Первый XP-80 (на фотографии) поднялся в воздух 8 января 1944 года, он был оснащен выпускавшимися "de Havilland" ТРД Halford НВ.1B Goblin тягой 10,94 кН. Последующие два XP-80A оснащались двигателями General Electric I-40 тягой по 17,79 кН. Машины были больше и на 25% тяжелее предшественника, а также имели перепроектированные воздухозаборники и топливные баки на законцовках крыла.
Spinach-green prototype XP-80, 44-83020 nicknamed Lulu Belle, made its first flight on January 8, 1944, in the hands of the company test pilot Milo Burcham.
Локхид XP-80
Сборка XP-80
Двигатель Хэлфорд H-1B, установленный на XP-80
Прогон двигателя на XP-80
The Lockheed XP-80 prototype pictured before the change in fin shape following flight-test.
После анализа результатов испытаний прототипа "Lulu Belle" на XP-80 модифицировали крыло и хвостовое оперение, а также выполнили хвостовую часть фюзеляжа полностью съемной - для облегчения доступа к двигателю.
The Lockheed XP-80 prototype as first flown; the rudder was later enlarged.
The Prototype XP-80 Shooting Star which was built round the de Havilland H-1 turbo-jet engine. It is to be lodged in the Smithsonian National Air Museum.
XP-80 в готовности к летным испытаниям
Подготовка XP-80 к первому полету. В длинном пальто у самолета - Клеренс Джонсон. С холмов наблюдают создатели самолета - инженеры и рабочие
Первый взлет XP-80
Первая серийная модель американского реактивного истребителя P-80 "Шутинг Стар"
Noted Lockheed test pilot Tony LeVier at the controls of the XP-80A, the Gray Ghost over Muroc Army Air Field.
XP-80A сильно отличался от прототипа "Lulu Belle", основное отличие - новый двигатель General Electric I-40 (позже выпускался под обозначением J33).
В конце 1944 года Бонг согласился на должность старшего летчика-испытателя в компании "Lockheed" в Бурбанк, Калифорния. Печально, но, совершив все свои победы на P-38 Lightning, Бонг имел мало опыта в управлении другими самолетами и погиб 6 августа 1945 года во время испытаний реактивного P-80.
SHOOTING STAR. The announcement in late September that the U.S.A.F. had placed its thirteenth successive contract for the T-33A-LO Shooting Star means that by mid-1958 nearly 5,500 T-33As will have been built.This fine Hal G.Martin air-to-air study shows one of the T-33A (ex-TF-80C) "T-bird's" forebears, a P-80A-1-LO of 1945. Power is 3,850-lb. s.t. J33-GE-9 or '11. Maximum speed 558 m.p.h. for a.u.w. of 14,000 lb.
YP-80A. Предназначался для оценочных испытаний в войсках, оснащался ТРД J33-GE-11 или J33-A-9 тягой по 17,12 кН. Были заказаны 13 самолетов, но один достроили уже как F-14. Первый из данной серии машин поднялся в воздух 13 сентября 1944 года, затем четыре самолета были переброшены в Европу, но участия в боевых действиях принять не успели.
The Lockheed P-80A Shooting Star Single-seat Fighter (General Electric I-40 turbo-jet engine).
P-80A (F-80A). Первый P-80 был передан ВВС Армии США в феврале 1945 года. Первые 345 самолетов модели "А" оснащались ТРД General Electric J33-GE-11 или Allison J33-A-9, на самолете также была внедрена система отсечения и слива пограничного слоя, и перепроектирован отсек вооружения. Начиная с P-80A, все самолеты Shooting Star имели тормозные щитки - они устанавливались внизу в районе стыка крыла и выдвигались вперед.
44-85004, an early production Lockheed P-80A Shooting Star. The prototype XP-80 first flew on January 8, 1944, and by the time production ended in June 1950 1,732 Shooting Stars had been built.
The Lockheed P-80A Shooting Star Single-seat Fighter (General Electric I-40 turbo-jet unit).
P-80A 44-85123 established a trans-America speed record on January 26, 1946, in the hands of Col William H. Councill. Fitted with modified P-38 drop tanks and extra internal tankage, the P-80 made the 2,453.8-mile journey in 4hr 13min 26sec, at an average speed of 580-93 m.p.h.
Истребитель F-80B «Шутинг Стар»
В 1944 году Джонсон поздравляет летчика-испытателя фирмы "Lockheed'" Тони Ле-Вьера с успешным полетом прототипа Shooting Star. Ле-Вьер облетал многие из творений Джонсона, включая и самолет U-2.
21-22 июня 1946г.: в Скенектади, штат Нью-Йорк отметили начало почтовых перевозок в США на реактивных самолетах. В этих полетах принимали участие два P-80. На снимке - пилот P-80 Shooting Star из ВВС Армии США и представитель "General Electric".
The fifth service-test YP-80A, 44-83027, seen with its serial obliterated by Flights retoucher, came to the UK in the winter of 1944-45 and was fitted with a Rolls-Royce B-41 engine, the prototype of the Nene.
Если не считать четырех P-80, прибывших в Европу еще до окончания войны, первые P-80 получила 5-я истребительная группа под командованием полковника Горация Хейнса - ей передали 32 самолета, которые поступили на вооружение 32-й истребительной эскадрильи, дислоцированной в Гибельштадте, Германия.
В попытке "устрашить Советы" американцы организовали демонстрацию мощи 36-й истребительной группы в Фюрстенфельдбруке, на фотоснимке - не менее 72 самолетов F-80B, большинство с пилотами и техниками. 36-я группа дислоцировалась в Фюрстенфельдбруке с августа 1948 по ноябрь 1952 года.
F-80C был лучшим и наиболее многочисленным вариантом первого американского серийного реактивного истребителя. К тому же он был более тяжелым, мощным и совершенным, чем предшествующие модификации. F-80C широко использовался и в Корее, а более ранние модели Shooting Star по возможности дорабатывались под его стандарт. Всего выпустили 822 самолета F-80C, из которых б93 были построены "с нуля", а 129 - переоборудованы из ранних F-80A.
62 Lockheed P-80 Shooting Stars of the USAF 36th Fighter Wing in formation over the Caribbean on July 20, 1948. The aircraft were "tuning up" before departing for Germany on the American aircraft carrier Sicily.
В послевоенный период F-80 и F-47 Thunderbolt, запечатленные здесь над Баварскими Альпами, составляли основу ударной мощи ВВС США. Затем им на смену пришел F-84E Thunderjet.
Finished in what the manufacturer described as "skim-milk grey in color", P-80A-1-LO 44-85044 competed in the 1946 Thompson Trophy races. This aircraft was also used to test an experimental, revolving gun mount.
P-80A-1
Sheila III is P-80A-1-LO 44-85093, one of a batch which appeared at the Washington DC National Airport for an Army Air Forces air show on May 19, 1946.
Ladd Field personnel gather around a Lockheed P-80A-5, one of three tested by the CWTD. Lockheed used the data to winterise production P-80Bs and Cs for Arctic operations, but further modifications would also be required before it was fully ready for year-round service in sub-zero conditions
Локхид F-80B
Classic lines of the P-80 are illustrated in this portrait of P-80B-1-LO 45-58480, the third production P-80B seen with its air brake deployed.
P-80Bs at the Lockheed Aircraft Corporation flight test base at Van Nays, California, in 1947 awaiting delivery to the Air National Guard.
Lockheed F-80A Shooting Star.
Frost-covered P-80B 45-8576 of the 94th FS is seen here at Ladd without any wing covers but with the custom-made canopy cover devised for Arctic operations. The rear of the fuselage and fin were painted a high-visibility red to help locate downed aircraft in the snow. Note the famous unit’s historic “hat in the ring" motif.
The value of experience - during the 94th FS’s transit through Canada in late 1947, the unit had parked its Lockheed P-80Bs wingtip-to-wingtip in the icy conditions. As each jet taxied out, its neighbour received a blast of melted snow that immediately froze, requiring further time-consuming work for the groundcrew. By the time the unit reached Ladd Field, a method of parking at a 45° angle to the flightline had been devised, as seen here, to avoid the increased workload.
The Lockheed P-80 Shooting Star, USAF’s first operational jet fighter.
The Acrojets (Acrobatics and jet planes) were the first ‘official’ USAF jet aerobatic team and comprised P-80Bs flown by instructor pilots from the Fighter School, Yuma AFB.
Полеты базировавшихся в Японии американских истребителей выполнялись с такой регулярностью, что местные крестьяне стали их игнорировать, занимаясь привычной работой. Для летчиков истребителей, таких как F-80C, военные действия оказались относительно спокойными, так как их боевые задания обычно ограничивались только утренними полетами.
Несущий баки с напалмом F-80C "Evil Eye Fleagle" из 36-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи 8-й авиагруппы. Являясь основным истребителем ВВС США в Корее на протяжении 1945-1950 годов, F-80 не смог противостоять новейшим МиГ-15.
F-80C из 7-го FBS будущего аса к-на Р.Парра. Зима 1950-51гг.
F-80B 47-551, of the 66th Fighter Squadron, taxiing in snow in February 1950. The trim on tail and outer wing panels is the USAF's Arctic red, while the squadron colour on nose, wing tips and mid-fuselage is green.
P-80B (F-80B). На данном варианте были внедрены катапультное кресло и дополнительные ускорители RATO. Размах крыла, длина и высота самолета были как у P-80A, но для размещения емкостей с водно-метаноловой смесью пришлось пожертвовать запасом топлива - даже несмотря на то, что P-80B был на 454 кг тяжелее предшественников. Позже 12,7-мм пулеметы M2 заменили на 12,7-мм пулеметы M3.
Although conclusive proof has yet to be found, it has been stated that F-80C 49-580 was the pattern aircraft for the skis constructed and fitted to the downed 49-429, or that it may have been extracted from the tundra using the same method; although, given the pristine condition of the skis, the latter seems less likely.
F-80C Shooting Star из состава 80-го FBS
P-80C с неуправляемыми ракетами под крыльями
Пара F-86A из 4-го истребительного авиакрыла выполняет взлет, a F-80C из 51 -го авиакрыла, снаряженный 454-кг бомбами, ожидает установки реактивного ускорителя RATO, необходимого для взлета в жарком климате.
P-80C из состава 16-й эскадрильи перехватчиков взлетает с помощью стартового ускорителя
F-80 из 36-й ибаэ 8-й истребительно-бомбардировочной авиагруппы возвращаются с боевого задания. Самый дальний самолет 27 ноября 1951 года был сбит истребителем МиГ-15, пилот - 1-й лейтенант Рафаэль Дабревиль - погиб.
Известный как "Monstrosity" (уродливый, чудовищный), этот F-80C был доработан уже в Корее в полевых условиях авиаслужбой (FEAMCom, Far East Air Material Command) с целью увеличения огневой мощи Shooting Star. На практике оказалось, что плещущийся в баках напалм вызывает чрезмерные вибрации.
F-80C/P-80C. Истребитель F-80C (до 11 июня 1948 года - P-80C) был тяжелее и мощнее, он стал основным вариантом Shooting Star в годы корейской войны. Ранние машины оснащались двигателями J33-A-23 тягой по 20,46 кН, а последний 561-й самолет - ТРД J-33-A-35 тягой 24,02 кН. Элементы конструкции в районе расположения узлов подвески вооружения были усилены, добавлены еще два пилона. Были сохранены пулеметы M3. Фонарь кабины сдвигался назад и оснащался системой аварийного сброса. После принятия на вооружение F-80C претерпевал различные модификации, в частности получил топливные баки "Misawa" емкостью 1003 л и баки "Fletcher" на законцовках крыла - по 871 л каждый. В последнем случае законцовки крыла подрезались, уменьшая его размах. В рамках научно-испытательной работы ВВС был построен один F-80C - позже он получил обозначение NF-80C, в котором в качестве конструкционного материала были использованы магниевые сплавы.
Один из американских штурмовиков F-80, воевавших в Корее
F-80C 49-879, of the 8th Fighter Bomber Wing, carrying wing tip fuel tanks and two bombs on a combat mission during the Korean War.
Shooting Stars of the 94th FS, parked at a 45° angle to the flightline, share the Ladd Field ramp with the RB-29/F-13S of the 72nd RS during 1947-48. The RB/WB-29S and F-13s of the 72nd RS conducted numerous photo-reconnaissance and ELINT missions over the Soviet Arctic and Far East during 1948-49, sometimes spending up to 30hr airborne. None was intercepted, however, as the only Soviet type capable of doing so, the MiG-15, was not yet in service in those regions.
Dressed in their finest Arctic clothing, groundcrew personnel refuel a 94th FS P-80B with JP-1 jet fuel at Ladd. The unit operated from the airfield as part of Alaskan Air Command from October 1947 to mid-February 1948.
Engine technicians at Ladd flush an Allison J33-21 centrifugal-flow turbojet engine, as fitted to the P-80. Debris, water and other contaminants caused fuel pumps to fail and filter screens to clog and collapse; all had to be flushed clean, including the fuel and hydraulic lines.
Engine change on a P-80B, revealing the ease of access to the Allison (GE) J33 turbojet.
F-80C
US Navy TO-1 was used by the Navy and Marine Corps to introduce naval aviators to fast-jet flying in the early 1950s
P-80B-1-LO Shooting Star 45-8646 ‘Browns’, one of several staging though Luqa with a C-47 for support.
Американский истребитель F-80C "Шутинг стар"
Вооруженный НАР, авиабомбами калибра до 454 кг или контейнерами с напалмом, F-80 представлял собой отличное средство для борьбы с наземными целями. Зачастую F-80, наряду с F-51 и F-84, предварительно обрабатывали цели еще до подхода бомбардировщиков B-29.
Данный снимок дает хорошее представление о характере низковысотных операций F-80 во время Корейской войны - момент атаки объекта к югу от Пхеньяна 8 мая 1952 года. В то время как пилот сбрасывает баки с напалмом на автопарк и соседний объект, замаскированные зенитки открыли по самолету огонь. Белая "капля" под самолетом - это зенитный снаряд.
Colonel David C. Schilling and his wife Georgia in July 1948, two days before the 56th Fighter Group CO led 16 Lockheed F-80s across the Atlantic via Greenland and Iceland for Operation Fox Able, the first transoceanic jet fighter deployment. On June 29, 1949, Schilling flew Meteor EE397 in an aerial refuelling trial.
Совершив вынужденную посадку на замерзшее озеро в 120 км от своей базы, F-80C из 65-й истребительной эскадрильи ПВО был "вызволен из неволи" только три недели спустя. За это время техники оснастили самолет алюминиевым лыжным шасси - при помощи них и реактивного ускорителя подполковник Уильям Ф.Бенедикт выполнил взлет со льда озера. Данный способ спасения севших на лед самолетов использовался ВВС США неоднократно.
P-80 с ПВРД. К испытаниям ПВРД привлекались два P-80A. Первый из них оснащался двумя двигателями Marquardt C30-10B - по одному на каждой законцовке крыла (диаметр сборки 76 см; испытания проводились в районе Мурок, штат Калифорния, США), а второй - двигателями C-2085D (диаметр сборки 51 см; испытания - в районе Райт-филд, штат Огайо). Первый полет состоялся 12 марта 1947 года. Для стандартных и новых двигателей использовалось одно топливо, по причине возросшей массы и лобового сопротивления высота полета была ограничена 6096 м. Выполнены 110 полетов.
Lockheed P-80A, 44.85214, was the first of two P-80As to flight test experimental ramjet during the early post-World War II years. Pioneered by the Frenchman, Rene Leduc, who started his work on ramjets in 1929, the concept involves a suitably shaped combustor tube with one or more fuel/air mixing injector rings mounted upstream of an igniter ring or rings, thus providing an engine with no moving parts. The one snag to this system was that is required a certain minimum airflow through it to initiate and sustain ignition. After the P-80A flight trials that extended from March 1947 into early 1949, the ramjet fell from favour as an aircraft speed booster except in France. The ramjet did. however, find a home, being employed as cruise sustaining propulsion on missiles using booster rockets for launch. As seen here, 44.85214 has just started up its two 30 inch Marquart C39.10B wingtip mounted ramjets.
Флотский P-80A стартует с катапульты авианосца "Франклин Рузвельт"
F-80A, оборудованный опытной системой дозаправки в полете
F-80A с опытным реактивным орудием в носу
P-80 с наводимыми пулеметами. Один самолет P-80A был оборудован подвижной носовой частью, в которой размещались четыре 12,7-мм пулемета и которая могла подниматься на угол до 90°. В ходе испытаний выяснилось, что подвижная носовая часть себя не оправдывает из-за низкой точности стрельбы и сильной отдачи. Этот же самолет испытывался в варианте с четырьмя 20-мм пушками и так называемой "ракетной пушкой", представлявшей собой смонтированный блок 114,3-мм реактивных снарядов FFAR (на снимке). На серийных машинах это вооружение, однако, не применялось. Позже самолет оборудовали второй кабиной в носовой части - пилот располагался лежа, машина принимала участие в испытаниях в целях поиска методов и способов облегчения летчикам полетов с большими перегрузками.
Беспилотная мишень QF-80A
QF-80. Первая попытка создать беспилотный вариант P-80 была предпринята в 1945 году. Компания "Bell" в 1946 году переоборудовала два P-80A для изучения возможностей системы радиоуправления (самолет-носитель и беспилотный самолет). В 1951 году "Sperry" переоборудовала в беспилотные мишени QF-80 уже восемь F-80 (проект "Bad Boy"), за ними последовала вторая партия из 14 мишеней, которые дополнительно оборудовали увеличенными баками на законцовках крыла, где разместили аэрофотоаппараты для фиксации результатов артиллерийских стрельб. В 1954 году "Sperry" получила заказы еще на 55 мишеней QF-80 и 10 самолетов управления DT-33. Вероятно, большая часть их обозначалась QF-80C, но затем их переименовали в QF-80F. Часть QF-80 использовалась для забора воздуха после ядерных испытаний.
Painted a vivid red over all, this Lockheed Shooting Star (44-85462) is a pilotless drone (QF-80A-LO) used for radiation sampling after atomic explosions.
Lockheed F-80C operated by the Forca Aerea Brasileira
The F-80C Shooting Star entered FACh service at the end of the fifties.
This half-scale Lockheed YF-80 was built by Windstar of Boise, Idaho. Constructed of aluminium, it uses scaled down T-33 tip tanks and canopy. It is powered by the Davis Cold-Jet, has an estimated maximum speed of 300 m.p.h. plus and is due to make its maiden flight shortly.
Would you believe this F-80 testbed? This unique testbed investigated the concept ofa prone-lying pilot, hence the forward-located second canopy.
Кабина с лежачим положением пилота на P-80E "Шутинг Стар"