Lockheed P-80 Shooting Star
Варианты:
Lockheed - P-80 Shooting Star - 1944 - США
Страна: США
Год: 1944


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (19)
Lockheed P-80 Shooting Star, T-33 и T2V/T-1 SeaStar

  Разработка первого реактивного истребителя для ВВС Армии США была начата в июне 1943 года, причем разработчики делали ставку на ТРД British Halford H.1B тягой 13,34 кН. Первый опытный самолет XP-80 с такой силовой установкой был облетан 8 января 1944 года, а второй и третий опытные самолеты XP-80A уже оснащались ТРД General Electric I-40 тягой 29,25 кН (как и предсерийные машины YP-80A). Lockheed P-80 Shooting Star представлял собой низкоплан с убирающимся трехопорным шасси. Самолет стал поступать в эксплуатацию в начале 1945 года и до окончания Второй мировой войны ВВС Армии получили 45 таких машин. Два из них были передислоцированы в Италию для оценочных испытаний, что держалось в строжайшем секрете. В боях они не участвовали.
  Весьма неплохие характеристики самолета привели к тому, что военное командование решило закупить 5000 таких машин, но окончание войны в Европе поставило на этом плане крест. Впрочем, самолет был выбран для планового перевооружения строевых истребительных частей ВВС Армии США. Те подразделения, что на июнь 1950 года оказались в составе Вооруженных сил США на Дальнем Востоке, были направлены в Корею.
  Компания "Lockheed" ко времени окончания серийного выпуска построила всего 1732 самолета P-80 Shooting Star (с 1947 года обозначались F-80).
<...>


Варианты
  
  P-80A (затем F-80A): первый серийный вариант, оснащенный ТРД General Electric J33-GE-11 тягой 17,12 кН; вооружение - шесть 12,7-мм пулеметов; построено 917 машин
  XP-80B: опытный самолет с улучшенным профилем крыла и ТРД Allison J33-A-17 тягой 17,78 кН
  P-80B (затем F-80B): серийный вариант с катапультным креслом и оборудованием для взлета с реактивным ускорителем; построено 240 машин
  P-80C (позднее F-80C): последний серийный вариант первоначально с ТРД J33-A-23 тягой по 20,46 кН, а позже с двигателями J33-A-35 тягой 24,01 кН; вооружение могло включать НАР под крылом; построено 749 машин
  XP-80R: новое обозначение для прототипа XP-80B после его подготовки к полетам на побитие предыдущего мирового рекорда скорости; новый рекорд был установлен 19 июня 1947 года
  XFP-80A (позже XF-14): единственный опытный экземпляр для фоторазведки
  ERF-80A: обозначение одного F-80A, использованного для испытаний фотооборудования
  F-14A (затем самолет обозначили FP-80A, позже RF-80A): серийный вариант для фоторазведки, первые 38 самолетов были переделаны из варианта P-80A, а остальные 114 построены заново
  RF-80C: новое обозначение 70 самолетов F-80A, переделанных в самолеты-разведчики
  DF-80A: обозначение F-80A, переделанного в самолет для управления беспилотными мишенями
  QF-80A/QF-80C/QF-80F: обозначения самолетов, переделанных в радиоуправляемые беспилотные мишени
  TO-1 (затем TV-1): обозначение ВМС США для 50 самолетов P-80C, приобретенных для повышенной летной подготовки для авиации КМП США
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed F-80C Shooting Star

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один ТРД Allison J33-A-35 тягой 24,01 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 956 км/ч; практический потолок 14265 м; дальность 1328 км
  Масса: пустого 3819 кг; максимальная взлетная 7646 кг
  Размеры: размах крыла 11,81 м; длина 10,49 м; высота 3,43 м; площадь крыла 22,07 м2
  Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов, плюс две 454-кг бомбы и восемь PC под крылом
Деревянный макет XP-80
Модель XP-80A для продувки в аэродинамической трубе
Джонсон сфотографирован в своем офисе в Бербанке рядом с моделью истребителя P-80A Shooting Star.
F-80C Shooting Star. Красные полосы на топливных баках и киле F-80C говорят о его принадлежности 36-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье 8-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла. Самолеты, воевавшие в Корее, также часто несли личные опознавательные знаки пилотов. Данный самолет был одним из наиболее декорированных: акулья пасть, картинки в носовой части и другие отличительные знаки, наподобие красной окантовки бортового номера. Shooting Star активно использовался в Корейской войне, к началу которой он был основным истребителем ВВС США на Дальнем Востоке. Самолет хорошо подходил для атак с бреющего полета, но оказался плохо приспособленным для борьбы с менее скоростными поршневыми северокорейскими "Як" и "Ла", которые, как и американские реактивные самолеты, привлекались в основном для штурмовки наземных целей. И все же на третий день войны, 28 июня 1950 года, F-80 из 35-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи "Panthers" (авиабаза Итацуки) все же одержал первую воздушную победу над северокорейскими летчиками - это случилось, когда группа F-80 сопровождала звено F-82 Twin Mustang. Капитан Реймонд Щиллерефф во главе группы из четырех самолетов в районе Сеула обнаружил четыре Ил-10, обстреливавших американские транспортные самолеты на аэродроме Кимпо, и атаковал их - все четыре машины противника были сбиты. Shooting Star записал свое имя в историю 8 ноября 1950 года - в тот день первый лейтенант Рассел Браун стал первым пилотом реактивного самолета (F-80C), сбившим в воздушном бою реактивный самолет противника (МиГ-15). Самолеты Shooting Star оставались ядром американских ВВС в Корее вплоть до прибытия 1 декабря 1950 года более совершенных F-86 Sabre.
Сравнение компоновочных схем истребителя F-80 "Шутинг Стар" (вверху) и тренировочного самолета T-33A (внизу)
F-80C Shooting Star
Схема управления P-80E из лежачей кабины с боковыми ручками
Эскиз XP-80 работы "Келли" Джонсона
XP-80 в своем первоначальном виде
The Lockheed P-80 Shooting Star, USAF’s first operational jet fighter.
The Lockheed P-80A Shooting Star.
F-14. Обозначение прототипа варианта PR самолета P-80. Единственный самолет был заказан как один из YP-80A и вместо пулеметов оснащался фотокамерами. В отличие от последующих разведывательных модификаций на этом самолете окон для фотокамер по бокам носовой части не было. 6 декабря 1944 года F-14 был потерян в результате столкновения в воздухе с самолетом B-25.
RF-80C. В годы корейской войны 70 самолетов F-80A/C были переоборудованы в вариант RF-80C, который отличался от других разведывательных модификаций ровным носовым обтекателем (как у истребителя). Пулеметы были заменены одним или двумя аэрофотоаппаратами K-14, но краской на фюзеляже были нарисованы пулеметные порты для обмана противника. Еще шесть RF-80A были модифицированы "Lockheed" в RF-80C-11-LO (на схеме), самолеты получили двигатели J33-A-35, катапультное кресло и возможность установки радиостанции AN/ARC-27.
Локхид P-80C "Шутинг Стар"