Republic F-84 Thunderjet
Варианты:
Republic - F-84 Thunderjet - 1946 - США
Страна: США
Год: 1946


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (68)
Republic F-84 Thunderjet
  
  Компания "Republic" для нового реактивного дневного истребителя, предназначенного для замены самолета Thunderbolt, выбрала название Thunderjet. В марте 1945 года "Republic" получила первый контракт на создание трех прототипов XP-84 и приступила к проектированию одноместного истребителя по схеме среднеплан. В процессе разработки возникло множество проблем, основными из которых были увеличение массы конструкции и малая тяга двигателя. Когда взлетели два первых прототипа (28 февраля и в августе 1946 года), стало ясно, что "Republic" удалось создать очередной самолет с высокими характеристиками. Это было подтверждено в сентябре 1946 года, когда один из прототипов установил новый национальный рекорд скорости - 983 км/ч.
  Оба прототипа были оснащены ТРД General Electric J35-GE-7 тягой 16,68 кН, который также был выбран для установки на 25 предсерийных самолетов YP-84. Однако его заменили на ТРД Allison J35-A-15 тягой 17,78 кН, сократив число самолетов для войсковых испытаний YP-84A до 15 машин. Им предшествовал третий прототип, достроенный под обозначением XP-84A.
  За YP-84A последовала партия из 226 первых серийных самолетов P-84B, на которых были установлены катапультные кресла, появилась возможность нести неуправляемые ракеты, а в составе силовой установки использовался ТРД Allison J35-A-15C такой же тяги, как J35-A-15.
  Истребитель P-84C (позднее обозначение изменили на F-84C; построили 191)получил доработанную электросистему и ТРД J35-A-13C. Более существенным изменениям подвергся F-84D (154), получивший крыло и элероны с обшивкой увеличенной толщины, доработанные стойки шасси и морозоустойчивую топливную систему для ТРД J35-A-17D тягой 22,24 кН.
  По результатам применения этого варианта в Корее появилась модификация F-84E (843) с немного удлиненным фюзеляжем и более просторной кабиной, новыми баками на законцовках крыла и возможностью использования радиолокационного прицела. Около 100 F-84E были поставлены странам НАТО.
  Последним из так называемых "F-84 с прямым крылом" стал F-84G (3025, из них 1936 поставлено странам НАТО) - первый истребитель, способный доставлять ядерное оружие.
  Вариант F-84G, оснащенный ТРД J35-A-29 тягой 24,90 кН, мог нести до 1814 кг боевой нагрузки, был оснащен оборудованием для дозаправки и благодаря увеличившейся продолжительности полета получил автопилот.
  Позднее самолет оснастили системой для маловысотного бомбометания, а систему дозаправки "летающая штанга" заменили на систему "шланг-конус", разработанную британской фирмой "Flight Refuelling Ltd". Первые два прототипа, получившие обозначение EF-84E, прошли доработку в Великобритании и 22 сентября 1950 года стали первыми одноместными реактивными истребителями, перелетевшими через Северную Атлантику.
<...>


Опытные и экспериментальные варианты F-84

  EF-84B: два переделанных F-84B для испытаний системы буксировки за самолетом Boeing ETB-29
  F-84KX: обозначение, присвоенное 80 бывшим F-84B ВВС США, переделанным в беспилотные мишени для американских ВМС
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Republic F-84E Thunderjet

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один ТРД Allison J35-A-17 тягой 2223 кг
  Летные характеристики: максимальная скорость 986 км/ч; скороподъемность 31 м/с; потолок 13175 м; нормальная дальность полета 2390 км
  Масса: пустого 4629 кг; максимальная взлетная 10189 кг
  Размеры: размах крыла 11,10 м; длина 11,73 м; высота 3,84 м; площадь крыла 24,15 м2
  Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов и до 1816 кг боевой нагрузки на внешней подвеске
The first prototype XP-84, 559475 in natural metal finish, showing the detachable rear fuselage for engine access.
Another view of the first prototype XP-84, 45-59475. The aircraft was powered by an Allison J35 turbojet.
The prototype in profile.
На этом снимке запечатлен отрыв прототипа XP-84 (45-59475) от полосы в Мюрок Драй Лейк в первом полете, состоявшемся 28 февраля 1946 года. Машину пилотирует майор Уильям А. Лиен. Годом ранее, когда еще шла Вторая мировая война, ВВС США заказали три прототипа и 400 серийных истребителей нового типа.
The first prototype XP-84 Thunderjet, 45-59475, made its first flight from Muroc on February 28, 1946.
The fourth pre-production YP-84A, 45-59485. A total of 4,457 Thunderjets was built, and the type was developed to produce the swept-wing Thunderstreak.
Another of the 15 pre-production machines, 559485, over Farming dale, New York State, in 1947.
The pre-production YP-84A the controls. The 15 pre-production aircraft were 45-59488 with Republic test pilot Jack Bade at eventually modified to F-84B standard.
Истребитель F-84B «Тандерджет»
Группа F-84 из 69-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи возвращается на базу в Тэгу (июнь 1952 года). 69-я эскадрилья входила в состав 58-го авиакрыла, которое в следующем году нанесло ряд ударов по ирригационным плотинам в Северной Корее.
F-84E взлетает с авиабазы Эдвардс, Калифорния, во время старта гонок Bendix, снимок сделан 18 августа 1951 года. На пилонах под крылом самолет несет два 870-литровых ПТБ.
27-я группа истребителей сопровождения входила в состав Стратегического авиационного командования и первой среди подразделений F-84 получила боевое крещение в Корее.
Самолет "Miss Jacqui II" из 1 36-го FBW готовится отправиться в свой 364-й боевой вылет. Этот самолет стал первым из F-84, налетавшим свыше 1 000 часов.
Capt Johnson makes an assisted takeoff in F-84E 92423 during the Bendix Air Races at Edwards AFB on August 18, 1951.
Истребитель-бомбардировщик F-84E Thunderjet
Вооруженный ракетами F-84E из 27-го авиакрыла истребителей сопровождения (FEW) взлетает с авиабазы Тегу в конце 1950 года. 27-е FEW (входили 522-я, 523-я и 524-я эскадрильи), одно из элитных подразделений сопровождения бомбардировщиков Стратегического авиакомандования, было выбрано для дебюта Thunderjet в Корее. Но авиакрылу пришлось поспешно переквалифицироваться на роль ударного соединения.
Самолет из 474-й истребительно-бомбардировочной авиагруппы.
F-84E из 523-го FS, принимавший участие в бою с МиГами 21 января 1951г. Его летчик п/п-к У.Бертрам заявил об одной одержанной в этом бою победе
A formation of F-84Bs up from Lake AFB, Arizona, on February 1, 1952, complete with practice bombs.
F-84 Thunderjet с прямым крылом был одним из первых реактивных истребителей, принятых на вооружение в США. Оснащенный в дальнейшем стреловидным крылом, F-84 стал одним из самых массовых боевых самолетов начала 1950-х годов.
The view from the office - a group of 27th FEW Thunderjets patrol deep into North Korea while protecting a low-level strike force of North American F-51 Mustangs. The long-range fuel tanks attached to the inner wings were rather inelegant, but provided vital loiter time for extended missions in support of the “mud-movers” below.
F-84 "Тандерджет" в 1952 году составлял основу американской истребительно-бомбардировочной авиации в Корее. На снимке самолет из 49-й истребительно-бомбардировочной авиагруппы (английская аббревиатура - FBG).
F-84F 1694 blasts off from a trailer with the aid of a RATOG booster during trials at Edwards AFB, California, in 1955. Note the intake guard and arrester hook.
ВВС США экспериментировали с концепцией старта без направляющих (ZELL), завершившейся летными испытаниями самолетов F-100 и F-104, но начинались они с этого F-84. Оснащенный стартовыми ускорителями, самолет устанавливался на пусковое устройство, разработанное фирмой "Martin Aircraft" из Балтимора. Система рассматривалась как будущее авиации ПВО и позволяла отказаться от использования уязвимых ВПП. Но концепция не нашла поддержки у военных, и в конце концов от нее отказались.
"Не давайте мне F-84, он слишком любит землю", - мрачно шутили пилоты ВВС США, намекая на потребность машины в длинных ВПП. Использование ускорителей JATO позволило применять тяжело нагруженные F-84 с коротких и плохо подготовленных ВПП.
Thunderjet сбросили на противника в Корее 50 427 т бомб и 5 560 т напалма, а также применили по противнику 22154 неуправляемые авиационные ракеты. На их счету также девять сбитых МиГ-15.
Pilots of the 522nd FES pose beside F-84E serial 49-2404 Gypsy From Po’Keepsie, at Taegu in the spring of 1951. Kneeling third from right is Lt-Col John W. Lafko, the 522nd’s Commanding Officer, who completed 134 combat missions over North Korea. The aircraft was lost on a strafing run in North Korea the following March.
На фотографии хорошо видны отличия прямокрылого Thunderjet и Thunderstreak со стреловидным крылом. Конструкция YF-84F на 60% была аналогична конструкции F-84E, но на серийных F-84F стояли британские ТРД J65.
F-105B "Тандерчиф" в одном ряду со своими предшественниками: F-84E "Тандерджет", KF-84F "Тандерфлэш" и F-84F "Тандерстрик"
116-е FBW ВВС Национальной гвардии на авиабазе Джордж в Калифорнии было мобилизовано осенью 1950 года и отправлено на Дальний Восток, чтобы в основном усилить ПВО Японии. Не имевшее постоянной базы в Корее, авиакрыло выполнило множество боевых вылетов из Тэгу и занималось отработкой дозаправки в воздухе. На снимке - самолеты авиакрыла на палубе авианосца "Ситко Бэй", который направляется в Японию.
F-84G 1964 of the 20th Fighter Bomber Wing, 49th Air Division, takes off from Wethersfield AFB, England, shortly after the Wing had moved there in June 1952.
A Thunderjet fires a salvo of eight rockets from retractable launchers beneath its wings. During the Korean War the type saw active service mainly on bomber escort and ground attack duties.
Republic F-84E Thunderjets.
Восьмерка самолетов из 49-го истребительно-бомбардировочного крыла (АИЦ) направляется к химическому заводу около Намсока к северу от Вонсана. В этом рейде, проходившем в августе 1952 года, было задействовано 150 самолетов F-84.
Разведчики "Метеор" FR.9 и PR.10 в строю с F-84 "Тандерджет"
F-84G были среди самолетов, использовавшихся ВВС США для отработки дозаправки в воздухе. Первоначально приемная штанга монтировалась в баках на законцовках, как на фотографии этого F-84G. На поздних вариантах приемник устанавливался в передней кромке левой консоли крыла. Хотя благодаря дозаправке дальность полета могла быть практически неограниченной, лимитирующим фактором становился расход масла, а маслобаки F-84 имели очень малый резерв.
An F-84 with a refuelling probe in the port wing leading edge noses up to an RAF Avro Lincoln tanker during an East-West transatlantic flight attempt by two F-84s on September 22, 1950. One F-84 completed the trip.
Через Атлантику без посадки. 22 сентября 1950г.: впервые через Атлантику на реактивном истребителе (F-84E Thunderjet) без посадки перелетел полковник ВВС США Дэвид Шиллинг. Перелет из Мэнстона, графство Кент, в Лаймстоун, штат Мэн, выполнялся с тремя дозаправками в воздухе. Самолеты-заправщики взлетали из Прествика (Lancaster), Исландии (Lincoln) и Гуз-Бэя, Лабрадор (KB-29). Шиллинг направился к Мэну из-за плохой погоды на авиабазе Митчелл, штат Нью-Йорк. Полковник Уильям Ричи на втором F-84E по израсходовании топлива покинул самолет над Лабрадором и был спасен вертолетом.
Через Атлантику без посадки. 22 сентября 1950г.: впервые через Атлантику на реактивном истребителе (F-84E Thunderjet) без посадки перелетел полковник ВВС США Дэвид Шиллинг. Перелет из Мэнстона, графство Кент, в Лаймстоун, штат Мэн, выполнялся с тремя дозаправками в воздухе. Самолеты-заправщики взлетали из Прествика (Lancaster), Исландии (Lincoln) и Гуз-Бэя, Лабрадор (KB-29, на фото). Шиллинг направился к Мэну из-за плохой погоды на авиабазе Митчелл, штат Нью-Йорк. Полковник Уильям Ричи на втором F-84E по израсходовании топлива покинул самолет над Лабрадором и был спасен вертолетом.
KB-29P и истребитель F-84
KB-29 из состава 91-й эскадрильи танкеров заправляют "Тандерджеты" из 27-го авиакрыла истребителей сопровождения.
Самолетами сопровождения в испытательных полетах по программе FICON являлись бомбардировщики B-29. На снимке - B-29 с авиабазы Карлсуэлп сопровождает прототип GRB-36F (49-2707), на трапеции которого находится F-84E, май 1952 года.
Два EF-84D на крыльевой подвеске у ETB-29
The 4,457th and last Republic F-84 Thunderjet.
First photograph to show the new R.D.A.F. grey/green camouflage (a la R.A.F.) - with medium blue under surfaces - in this case applied to an M.D.A.P. (N .A.T.O.) F-84C Thunderjet at Kastrup South.
В 1952-1955 годах Португалия получила 119 самолетов F-84. Для восполнения списанных машин истребители приобретались в Голландии. В 1974 году Португалия бросила часть F-84 в Мозамбике.
Republic F-84C Thunderjet был одним из самых многочисленных типов самолетов, состоявших на вооружении португальских ВВС. Около 70 этих машин использовались в Анголе для борьбы с повстанцами.
Photographs of aircraft of the Portuguese Air Force rarely find their way into print, so that the markings (green and red) on this Republic F-84G Thunderjet may be unfamiliar. Maximum speed of this single-seat fighter/bomber, supplied under M.D.A.P. (N .A.T.O.), is 605 m.p.h. Power is a 5.600-lb. s.t. Allison J35-A-29 turbojet. Fin serial is 5137.
Derelict Republic F-84G Thunderjet 5141 previously served with the Portuguese A.F. fighter squadron attached to Base Aerea No. 9 (Luanda)
Среди других операторов Thunderjet были Франция (на фото), Греция, Португалия, Тайвань, Турция и Югославия.
ВВС Франции эксплуатировали F-84G Thunderjet и F-84F Thunderstreak, а в августе 1954 года первые RF-84F Thunderflash получила 33-я разведывательная эскадра.
The F-84G Thunderjet was the first RTAF jet combat aircraft in 1957.
Истребитель F-84G "Тандерджет" ВВС Тайваня.
Тайвань рассматривался США как защитная стена от "Красного Китая", а потому получал от американцев много вооружения, включая два авиакрыла F-84G Thunderjet, переданных к 1954 году.
На Дальнем Востоке Thunderjet использовал только Тайвань.
Большое количество F-84 было поставлено ВВС стран НАТО и других государств в рамках программы MDAP (Mutual Defense Assistance Program), включая и эти самолеты для Нидерландов (на снимке). Всего в 1951-1952 годах голландцы получили 21 F-84E (большинство из которых позднее переделали в фоторазведчики) и 166 F-84G. Среди других операторов Thunderjet были Франция, Греция, Португалия, Тайвань, Турция и Югославия.
F-64Gs of Koninklyke Luchtmacht No 314, Royal Netherlands Air Force, in June 1955.
Норвегия, одна из стран-основателей НАТО, в 1949 году в рамках американской военной помощи получила 206 истребителей F-84E/G Republic.
F-84Gs were the fastest aircraft in Royal Norwegian Air Force service when this picture was taken in 1955. The type was delivered in 1951.
ВВС Югославии (JRV) в 1953-1974 годах эксплуатировали 219 самолетов F-84.169 из них поступили со складов ВВС США, а 50 машин - из Греции.
Истребитель-бомбардировщик F-84G "Тандерджет" ВВС Югославии
27 июня 1991 года de Havilland Canada Dash 7 и McDonnell Douglas DC-9 были повреждены на стоянке у ангара компании «Adria Airway» во время налета Super Galeb на аэропорт Любляны. Находившиеся в ангаре Dash 7 и Airbus A320 были серьезно повреждены. Интересно, что F-84 и F-86 из местного музея остались невредимыми.
Югославские пилоты перед своими "Тандерджетами"
ВВС Греции в 1952-1956 годах получили около 200 самолетов F-84G. В 1956 году на вооружение поступили F-84F, которые эксплуатировались примерно до середины 1970-х годов.
F-84E/G поставлялись ВВС стран НАТО, в том числе и Турции, вступившей в альянс в 1952 году.
Поставки F-84G турецким ВВС были начаты в 1956 году. Самолеты были подчинены 1-му объединенному тактическому авиационному командованию вооруженных сил стран НАТО.
Поставки F-84G итальянским ВВС начались в мае 1952 года, всего они получили 254 самолета F-84G, которые применялись в качестве истребителей-бомбардировщиков и фоторазведчиков.