Republic F-84 Thunderjet
Варианты:
Republic - F-84 Thunderjet - 1946 - США
Страна: США
Год: 1946


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (89)
Republic F-84 Thunderjet
  
   Компания "Republic" для нового реактивного дневного истребителя, предназначенного для замены самолета Thunderbolt, выбрала название Thunderjet. В марте 1945 года "Republic" получила первый контракт на создание трех прототипов XP-84 и приступила к проектированию одноместного истребителя по схеме среднеплан. В процессе разработки возникло множество проблем, основными из которых были увеличение массы конструкции и малая тяга двигателя. Когда взлетели два первых прототипа (28 февраля и в августе 1946 года), стало ясно, что "Republic" удалось создать очередной самолет с высокими характеристиками. Это было подтверждено в сентябре 1946 года, когда один из прототипов установил новый национальный рекорд скорости - 983 км/ч.
   Оба прототипа были оснащены ТРД General Electric J35-GE-7 тягой 16,68 кН, который также был выбран для установки на 25 предсерийных самолетов YP-84. Однако его заменили на ТРД Allison J35-A-15 тягой 17,78 кН, сократив число самолетов для войсковых испытаний YP-84A до 15 машин. Им предшествовал третий прототип, достроенный под обозначением XP-84A.
   За YP-84A последовала партия из 226 первых серийных самолетов P-84B, на которых были установлены катапультные кресла, появилась возможность нести неуправляемые ракеты, а в составе силовой установки использовался ТРД Allison J35-A-15C такой же тяги, как J35-A-15.
   Истребитель P-84C (позднее обозначение изменили на F-84C; построили 191)получил доработанную электросистему и ТРД J35-A-13C. Более существенным изменениям подвергся F-84D (154), получивший крыло и элероны с обшивкой увеличенной толщины, доработанные стойки шасси и морозоустойчивую топливную систему для ТРД J35-A-17D тягой 22,24 кН.
   По результатам применения этого варианта в Корее появилась модификация F-84E (843) с немного удлиненным фюзеляжем и более просторной кабиной, новыми баками на законцовках крыла и возможностью использования радиолокационного прицела. Около 100 F-84E были поставлены странам НАТО.
   Последним из так называемых "F-84 с прямым крылом" стал F-84G (3025, из них 1936 поставлено странам НАТО) - первый истребитель, способный доставлять ядерное оружие.
   Вариант F-84G, оснащенный ТРД J35-A-29 тягой 24,90 кН, мог нести до 1814 кг боевой нагрузки, был оснащен оборудованием для дозаправки и благодаря увеличившейся продолжительности полета получил автопилот.
   Позднее самолет оснастили системой для маловысотного бомбометания, а систему дозаправки "летающая штанга" заменили на систему "шланг-конус", разработанную британской фирмой "Flight Refuelling Ltd". Первые два прототипа, получившие обозначение EF-84E, прошли доработку в Великобритании и 22 сентября 1950 года стали первыми одноместными реактивными истребителями, перелетевшими через Северную Атлантику.
<...>


Опытные и экспериментальные варианты F-84

   EF-84B: два переделанных F-84B для испытаний системы буксировки за самолетом Boeing ETB-29
   F-84KX: обозначение, присвоенное 80 бывшим F-84B ВВС США, переделанным в беспилотные мишени для американских ВМС
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Republic F-84E Thunderjet

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ТРД Allison J35-A-17 тягой 2223 кг
   Летные характеристики: максимальная скорость 986 км/ч; скороподъемность 31 м/с; потолок 13175 м; нормальная дальность полета 2390 км
   Масса: пустого 4629 кг; максимальная взлетная 10189 кг
   Размеры: размах крыла 11,10 м; длина 11,73 м; высота 3,84 м; площадь крыла 24,15 м2
   Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов и до 1816 кг боевой нагрузки на внешней подвеске
The first prototype XP-84, 559475 in natural metal finish, showing the detachable rear fuselage for engine access.
Another view of the first prototype XP-84, 45-59475. The aircraft was powered by an Allison J35 turbojet.
The prototype in profile.
На этом снимке запечатлен отрыв прототипа XP-84 (45-59475) от полосы в Мюрок Драй Лейк в первом полете, состоявшемся 28 февраля 1946 года. Машину пилотирует майор Уильям А. Лиен. Годом ранее, когда еще шла Вторая мировая война, ВВС США заказали три прототипа и 400 серийных истребителей нового типа.
The Republic XP-84 Thunderjet Single-seat Fighter (General Electric TG-180 axial-flow turbo-jet engine).
The first prototype XP-84 Thunderjet, 45-59475, made its first flight from Muroc on February 28, 1946.
The Republic XP-84 Thunderjet Single-seat Fighter (General Electric TG-180 axial-flow turbo-jet engine).
The fourth pre-production YP-84A, 45-59485. A total of 4,457 Thunderjets was built, and the type was developed to produce the swept-wing Thunderstreak.
Another of the 15 pre-production machines, 559485, over Farming dale, New York State, in 1947.
The pre-production YP-84A the controls. The 15 pre-production aircraft were 45-59488 with Republic test pilot Jack Bade at eventually modified to F-84B standard.
Истребитель F-84B «Тандерджет»
Группа F-84 из 69-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи возвращается на базу в Тэгу (июнь 1952 года). 69-я эскадрилья входила в состав 58-го авиакрыла, которое в следующем году нанесло ряд ударов по ирригационным плотинам в Северной Корее.
F-84E взлетает с авиабазы Эдвардс, Калифорния, во время старта гонок Bendix, снимок сделан 18 августа 1951 года. На пилонах под крылом самолет несет два 870-литровых ПТБ.
Самолет "Miss Jacqui II" из 1 36-го FBW готовится отправиться в свой 364-й боевой вылет. Этот самолет стал первым из F-84, налетавшим свыше 1 000 часов.
27-я группа истребителей сопровождения входила в состав Стратегического авиационного командования и первой среди подразделений F-84 получила боевое крещение в Корее.
The view from the office - a group of 27th FEW Thunderjets patrol deep into North Korea while protecting a low-level strike force of North American F-51 Mustangs. The long-range fuel tanks attached to the inner wings were rather inelegant, but provided vital loiter time for extended missions in support of the “mud-movers” below.
Capt Johnson makes an assisted takeoff in F-84E 92423 during the Bendix Air Races at Edwards AFB on August 18, 1951.
Истребитель-бомбардировщик F-84E Thunderjet
Вооруженный ракетами F-84E из 27-го авиакрыла истребителей сопровождения (FEW) взлетает с авиабазы Тегу в конце 1950 года. 27-е FEW (входили 522-я, 523-я и 524-я эскадрильи), одно из элитных подразделений сопровождения бомбардировщиков Стратегического авиакомандования, было выбрано для дебюта Thunderjet в Корее. Но авиакрылу пришлось поспешно переквалифицироваться на роль ударного соединения.
Самолет из 474-й истребительно-бомбардировочной авиагруппы.
F-84E из 523-го FS, принимавший участие в бою с МиГами 21 января 1951г. Его летчик п/п-к У.Бертрам заявил об одной одержанной в этом бою победе
F-84 "Тандерджет" в 1952 году составлял основу американской истребительно-бомбардировочной авиации в Корее. На снимке самолет из 49-й истребительно-бомбардировочной авиагруппы (английская аббревиатура - FBG).
A formation of F-84Bs up from Lake AFB, Arizona, on February 1, 1952, complete with practice bombs.
Captain Oscar Perdomo in the cockpit of Republic P-84B Thunderjet FS-573, ‘Meat Chopper’, while assigned to the 14th FG, 49th FS, Dow Field, Maine.
F-84 Thunderjet с прямым крылом был одним из первых реактивных истребителей, принятых на вооружение в США. Оснащенный в дальнейшем стреловидным крылом, F-84 стал одним из самых массовых боевых самолетов начала 1950-х годов.
F-84G 51-896 of the 77th FBS, 1954. Note the playing card logo on the nose.
F-84G 1964 of the 20th Fighter Bomber Wing, 49th Air Division, takes off from Wethersfield AFB, England, shortly after the Wing had moved there in June 1952.
F-84G-1-RE 51-978 of the 55th FBS, 20th FBW, at Wethersfield, May 1954.
F-84G-1-RE 51-978 of the 55th FBS at Wethersfield, May 15, 1954, during an engine change competition. The 77th FBS won.
На фотографии хорошо видны отличия прямокрылого Thunderjet и Thunderstreak со стреловидным крылом. Конструкция YF-84F на 60% была аналогична конструкции F-84E, но на серийных F-84F стояли британские ТРД J65.
A Thunderjet fires a salvo of eight rockets from retractable launchers beneath its wings. During the Korean War the type saw active service mainly on bomber escort and ground attack duties.
The 48th FBG Skyblazers in their freshly painted F-84Gs. Only one aircraft wears the group badge at this stage. The tail and tip tanks were blue and white; the fuselage stripe was red outlined with white.
The 36th team in their F-84E Thunderjets. The badge just behind the buzz number is that of the 22nd FBS.
Republic F-84E Thunderjets.
Восьмерка самолетов из 49-го истребительно-бомбардировочного крыла (АИЦ) направляется к химическому заводу около Намсока к северу от Вонсана. В этом рейде, проходившем в августе 1952 года, было задействовано 150 самолетов F-84.
Разведчики "Метеор" FR.9 и PR.10 в строю с F-84 "Тандерджет"
F-105B "Тандерчиф" в одном ряду со своими предшественниками: F-84E "Тандерджет", KF-84F "Тандерфлэш" и F-84F "Тандерстрик"
116-е FBW ВВС Национальной гвардии на авиабазе Джордж в Калифорнии было мобилизовано осенью 1950 года и отправлено на Дальний Восток, чтобы в основном усилить ПВО Японии. Не имевшее постоянной базы в Корее, авиакрыло выполнило множество боевых вылетов из Тэгу и занималось отработкой дозаправки в воздухе. На снимке - самолеты авиакрыла на палубе авианосца "Ситко Бэй", который направляется в Японию.
Thunderjet сбросили на противника в Корее 50 427 т бомб и 5 560 т напалма, а также применили по противнику 22154 неуправляемые авиационные ракеты. На их счету также девять сбитых МиГ-15.
Pilots of the 522nd FES pose beside F-84E serial 49-2404 Gypsy From Po’Keepsie, at Taegu in the spring of 1951. Kneeling third from right is Lt-Col John W. Lafko, the 522nd’s Commanding Officer, who completed 134 combat missions over North Korea. The aircraft was lost on a strafing run in North Korea the following March.
Flying Officer Roy Watson poses beside an F-84 of the 311th FBS in late 1952.
The original Sky blazers team poses. From left to right: Lt Buck Pattillo, Maj Harry K. Evans, Lt Bill Pattillo, Lt Lawrence Damewood.
F-84F 1694 blasts off from a trailer with the aid of a RATOG booster during trials at Edwards AFB, California, in 1955. Note the intake guard and arrester hook.
ВВС США экспериментировали с концепцией старта без направляющих (ZELL), завершившейся летными испытаниями самолетов F-100 и F-104, но начинались они с этого F-84. Оснащенный стартовыми ускорителями, самолет устанавливался на пусковое устройство, разработанное фирмой "Martin Aircraft" из Балтимора. Система рассматривалась как будущее авиации ПВО и позволяла отказаться от использования уязвимых ВПП. Но концепция не нашла поддержки у военных, и в конце концов от нее отказались.
"Не давайте мне F-84, он слишком любит землю", - мрачно шутили пилоты ВВС США, намекая на потребность машины в длинных ВПП. Использование ускорителей JATO позволило применять тяжело нагруженные F-84 с коротких и плохо подготовленных ВПП.
Republic F-84E 49-2175/'FS-175A' of the 116th FBW loaded with a pair of 454kg (1,000lb) bombs. Port tip tank probe and hinged panel providing access to fuselage guns are noteworthy.
F-84G были среди самолетов, использовавшихся ВВС США для отработки дозаправки в воздухе. Первоначально приемная штанга монтировалась в баках на законцовках, как на фотографии этого F-84G. На поздних вариантах приемник устанавливался в передней кромке левой консоли крыла. Хотя благодаря дозаправке дальность полета могла быть практически неограниченной, лимитирующим фактором становился расход масла, а маслобаки F-84 имели очень малый резерв.
The Panmunjon Armistice did not end the service of probed Thunderjets with FEAF (PACAF after July 1, 1957). The last probed F-84Gs, which had been fitted with probe-equipped F-84E tip tanks for compatibility with PACAF KB-29Ms and KB-50Ds, were withdrawn when the 416th TFS converted to F-100Ds at Misawa AB in 1959.
An F-84 with a refuelling probe in the port wing leading edge noses up to an RAF Avro Lincoln tanker during an East-West transatlantic flight attempt by two F-84s on September 22, 1950. One F-84 completed the trip.
With the fitting of the probe the Thunderjets officially became EF-84Es. The optimum contact and initial refuelling speed when flying with a B-29 was 205 m.p.h. (330km/h) IAS at 25,000ft (7,620m) but as fuel was received and the F-84 became heavier this was reduced to 190 m.p.h. (305km/h).
Under USAF contract, Flight Refuelling fitted a refuelling probe on the port wing leading edge of two Republic F-84Es.
Через Атлантику без посадки. 22 сентября 1950г.: впервые через Атлантику на реактивном истребителе (F-84E Thunderjet) без посадки перелетел полковник ВВС США Дэвид Шиллинг. Перелет из Мэнстона, графство Кент, в Лаймстоун, штат Мэн, выполнялся с тремя дозаправками в воздухе. Самолеты-заправщики взлетали из Прествика (Lancaster), Исландии (Lincoln) и Гуз-Бэя, Лабрадор (KB-29). Шиллинг направился к Мэну из-за плохой погоды на авиабазе Митчелл, штат Нью-Йорк. Полковник Уильям Ричи на втором F-84E по израсходовании топлива покинул самолет над Лабрадором и был спасен вертолетом.
Built by Metropolitan-Vickers as a Lincoln B.2, RA657 was modified as a tanker by Flight Refuelling and served as the primary tanker during 1949 trials with two modified F-84Es.
One of the two EF-84Es refuels from Lincoln RA657 during trials. The Lincoln was delivered to FRL from the Metropolitan-Vickers factory at Trafford Park on September 5, 1949, under an MoS contract. Its first post-tanker modification air test was made in June 1950 and it was eventually returned to the RAF in July 1952.
Через Атлантику без посадки. 22 сентября 1950г.: впервые через Атлантику на реактивном истребителе (F-84E Thunderjet) без посадки перелетел полковник ВВС США Дэвид Шиллинг. Перелет из Мэнстона, графство Кент, в Лаймстоун, штат Мэн, выполнялся с тремя дозаправками в воздухе. Самолеты-заправщики взлетали из Прествика (Lancaster), Исландии (Lincoln) и Гуз-Бэя, Лабрадор (KB-29, на фото). Шиллинг направился к Мэну из-за плохой погоды на авиабазе Митчелл, штат Нью-Йорк. Полковник Уильям Ричи на втором F-84E по израсходовании топлива покинул самолет над Лабрадором и был спасен вертолетом.
F-84Es of the 116th Fighter-Bomber Wing were fitted with tip tank refuelling probes by the Tachikawa Air Depot. One of these aircraft is seen refuelling from a Boeing KB-29M of the 91st Air Refueling Squadron, FEAF, during a training sortie over Japan in the spring of 1952.
Летающие танкеры KB-29M из 43-й аэ ВВС США дозаправляют истребители-бомбардировщики F-84 над Цусимским проливом, 1950 г.
A mock-up of the F-84E’s fuel system was built at Tarrant Rushton to determine the optimum position of the fuel probe. In view of future nose-mounted radar installations, a nose probe was deemed undesirable, and, after considering a tip-mounted probe, the FRL team settled on fitting a 4ft 6in (1.4m)-long probe 128-8in (3.27m) from the fuselage centreline.
The F-84G version of the Thunderjet was specially fitted with an air refuelling receptacle in the leading edge of the left wing to meet SAC’s need for jet fighters capable of escorting its bombers. Here, the KB-29P is a Martin-built B-29-55-MO with a F-84G-1-RE.
KB-29P и истребитель F-84
KB-29 из состава 91-й эскадрильи танкеров заправляют "Тандерджеты" из 27-го авиакрыла истребителей сопровождения.
Самолетами сопровождения в испытательных полетах по программе FICON являлись бомбардировщики B-29. На снимке - B-29 с авиабазы Карлсуэлп сопровождает прототип GRB-36F (49-2707), на трапеции которого находится F-84E, май 1952 года.
Два EF-84D на крыльевой подвеске у ETB-29
The 4,457th and last Republic F-84 Thunderjet.
Denmark
First photograph to show the new R.D.A.F. grey/green camouflage (a la R.A.F.) - with medium blue under surfaces - in this case applied to an M.D.A.P. (N .A.T.O.) F-84C Thunderjet at Kastrup South.
Portugal
В 1952-1955 годах Португалия получила 119 самолетов F-84. Для восполнения списанных машин истребители приобретались в Голландии. В 1974 году Португалия бросила часть F-84 в Мозамбике.
Republic F-84C Thunderjet был одним из самых многочисленных типов самолетов, состоявших на вооружении португальских ВВС. Около 70 этих машин использовались в Анголе для борьбы с повстанцами.
Photographs of aircraft of the Portuguese Air Force rarely find their way into print, so that the markings (green and red) on this Republic F-84G Thunderjet may be unfamiliar. Maximum speed of this single-seat fighter/bomber, supplied under M.D.A.P. (N .A.T.O.), is 605 m.p.h. Power is a 5.600-lb. s.t. Allison J35-A-29 turbojet. Fin serial is 5137.
Flight line of F-84Gs of Esquadra 20 at Ota.
Smoke marker rockets being fitted to a Do 27K-2. In the background is an F-84G, a ‘customer’ for the ‘DO’ which would indicate targets
Derelict Republic F-84G Thunderjet 5141 previously served with the Portuguese A.F. fighter squadron attached to Base Aerea No. 9 (Luanda)
France
Среди других операторов Thunderjet были Франция (на фото), Греция, Португалия, Тайвань, Турция и Югославия.
ВВС Франции эксплуатировали F-84G Thunderjet и F-84F Thunderstreak, а в августе 1954 года первые RF-84F Thunderflash получила 33-я разведывательная эскадра.
Thailand
The F-84G Thunderjet was the first RTAF jet combat aircraft in 1957.
Taiwan
Истребитель F-84G "Тандерджет" ВВС Тайваня.
Тайвань рассматривался США как защитная стена от "Красного Китая", а потому получал от американцев много вооружения, включая два авиакрыла F-84G Thunderjet, переданных к 1954 году.
На Дальнем Востоке Thunderjet использовал только Тайвань.
Netherlands
Большое количество F-84 было поставлено ВВС стран НАТО и других государств в рамках программы MDAP (Mutual Defense Assistance Program), включая и эти самолеты для Нидерландов (на снимке). Всего в 1951-1952 годах голландцы получили 21 F-84E (большинство из которых позднее переделали в фоторазведчики) и 166 F-84G. Среди других операторов Thunderjet были Франция, Греция, Португалия, Тайвань, Турция и Югославия.
F-64Gs of Koninklyke Luchtmacht No 314, Royal Netherlands Air Force, in June 1955.
Norway
Норвегия, одна из стран-основателей НАТО, в 1949 году в рамках американской военной помощи получила 206 истребителей F-84E/G Republic.
F-84Gs were the fastest aircraft in Royal Norwegian Air Force service when this picture was taken in 1955. The type was delivered in 1951.
Yugoslavia
ВВС Югославии (JRV) в 1953-1974 годах эксплуатировали 219 самолетов F-84.169 из них поступили со складов ВВС США, а 50 машин - из Греции.
Истребитель-бомбардировщик F-84G "Тандерджет" ВВС Югославии
27 июня 1991 года de Havilland Canada Dash 7 и McDonnell Douglas DC-9 были повреждены на стоянке у ангара компании «Adria Airway» во время налета Super Galeb на аэропорт Любляны. Находившиеся в ангаре Dash 7 и Airbus A320 были серьезно повреждены. Интересно, что F-84 и F-86 из местного музея остались невредимыми.
Югославские пилоты перед своими "Тандерджетами"
Greece
ВВС Греции в 1952-1956 годах получили около 200 самолетов F-84G. В 1956 году на вооружение поступили F-84F, которые эксплуатировались примерно до середины 1970-х годов.
Turkey
F-84E/G поставлялись ВВС стран НАТО, в том числе и Турции, вступившей в альянс в 1952 году.
Поставки F-84G турецким ВВС были начаты в 1956 году. Самолеты были подчинены 1-му объединенному тактическому авиационному командованию вооруженных сил стран НАТО.
Italy
Поставки F-84G итальянским ВВС начались в мае 1952 года, всего они получили 254 самолета F-84G, которые применялись в качестве истребителей-бомбардировщиков и фоторазведчиков.
Iran
With their five F-84Gs in the background, the original Golden Crown team make their way back to the terminal at Mehrabad Airport in company with the pilots of the USAF’s Sky blazers formation aerobatic display team - a North American F-100C Super Sabre of which is also visible at the extreme left of the photograph.
The five founder member pilots of the Golden Crown team strike a pose in front of their Republic F-84G Thunderjets in 1959. Front row, from left: 1st Lt Abdol-Hossein Minuspehr; team leader Capt Nader Jahanbani; Brig-Gen Mohammad Khatami. Back row, from left: Capt Amir-Hossein Rabi’i and Capt Siamak Jahanbini.