North American F-86 Sabre
Варианты:
North American - F-86 Sabre - 1947 - США
Страна: США
Год: 1947


Описание
Фотографии:

Ч/б фото (86)
North American F-86 Sabre
  
  Авиации Армии США (USAAF) требовался новый дневной истребитель и истребитель сопровождения. Были разработаны соответствующие технические требования к самолету. Компания "North American" в ответ на поступивший запрос разработала проект самолета NA-140.
  Контракт на постройку двух прототипов, получивших обозначение XP-86, был заключен в конце 1944 года. Но когда стали доступны германские исследования стреловидного крыла, компания "North American" договорилась с USAAF о применении на XP-86 стреловидных крыла и хвостового оперения. Изменение конструкции привело к отставанию работ на год от запланированных сроков. Первый полет прототип выполнил 1 октября 1947 года с двигателем, построенным компанией "Chevrolet", - General Electric TG-180 (J35-C-3) тягой 16,68 кН. 25 апреля 1948 года в воздух впервые поднялся опытный YP-86 с ТРД General Electric J47, в пологом пикировании эта машина достигла скорости звука. На первом серийном варианте P-86A стоял ТРД General Electric J47-GE-1 тягой 21,57 кН, первый полет истребитель P-86A вы полнил 20 мая 1948 года. Через месяц ВВС США изменили систему обозначений авиационной техники, и P-86A превратился в F-86A. В 1949 году истребитель получил еще и наименование Sabre. Первые F-86A поступали на вооружение 1-й, 4-й и 81 -й истребительных групп, а первой строевой частью стала 94-я эскадрилья 1-й истребительной группы, которая начала получать машины с февраля 1949 года. Построено 554 истребителя F-86A, большинство с ТРД J47-GE-3/-7/-9/-13 тягой 23,13 кН. За вариантом "A" последовали F-86E с цельноповоротным стабилизатором и F-86F с доработанным крылом (построено 1539 машин). Но самым массовым вариантом стал всепогодный перехватчик и ночной истребитель F-86D - построено 2054 машины. Строились также истребитель-бомбардировщик F-86H (477 машин) с более мощным ТРД J73 и F-86K (120), упрощенный вариант F-86D.
  Под обозначением TF-86 выпускались двухместные учебно-тренировочные истребители, предназначенные для подготовки летчиков F-86F. Обозначение F-86L присвоили 827 самолетам F-86D после оснащения их крылом увеличенного размаха и установки нового БРЭО. F-86B с фюзеляжем большего сечения и колесами шасси увеличенного диаметра, так же как и F-86C с новым фюзеляжем, в серийное производство не передавались.
<...>
  В Японии "Mitsubishi" возглавила группу фирм, занятых сборкой Sabre из американских комплектующих; собрано около 300 машин, подобных вариантам F-86F и RF-86F.
<...>
  Считается, что истребитель F-86 великолепно зарекомендовал себя в Корее, хотя и несколько уступал МиГ-15 в летных характеристиках. Sabre состояли на вооружении не только в странах НАТО и Британского содружества, но и поставлялись странам третьего мира. Значительное количество F-86 позже доработали в беспилотные мишени QF-86.
USA
Первый прототип XP-86 полностью окрасили в светло-серый цвет, испытания самолет проходил на авиабазе Мурок. Окраска, однако, снижала скорость полета, поэтому серийные машины вообще не красили.
Первый XP-86 на полигоне в Мьюроке, на нем "облетный" номер ВВС США. Самолет оснащен аэродинамическими тормозами.
Одна из первых фотографий XP-86 в полете, попавшая в прессу. Хорошо видны выпущенные предкрылки. Они стали изящным решением проблемы сваливания на низких скоростях, вызванной стреловидной формой крыла.
Главным отличием серийных истребителей от прототипа стала установка ТРД General Electric J47. Вооружение самолета состояло из шести установленных в носовой части фюзеляжа 12,7-мм пулеметов.
An example of the first generation of swept-wing combat aircraft, the North American F-86A. The wing has 35 deg leading-edge sweep, 12 per cent thickness and 0.5 taper ratio.
В марте 1948 года с авиазавода в Инглвуде вышел первый серийный P-86A с заводским номером 47-605.
Этот F-86A использовался для испытаний в условиях холодного климата. Его отправили в Лэдд-Филд на Аляске. Для лучшей заметности на фоне снега его киль и законцовки крыльев окрасили в красный цвет. Снимок сделан в конце лета 1948 года.
F-86 Sabre, первый реактивный истребитель ВВС США со стреловидным крылом, активно воевал в корейской войне. F-86L находился на вооружении до начала 1960-х годов.
Даже F-86 первых модификаций обладали способностью наносить удары по наземным целям бомбами и, как в данном случае, неуправляемыми ракетами HVAR калибра 127 мм. Для подвески ракет HVAR использовались все узлы подвески, включая предназначенные даже для сбрасываемых топливных баков.
В Корее F-86A, E и F использовались не только в качестве истребителей, но и для ударов по наземным целям. На фотографии: F-86A с выложенными рядом с ним пулеметами, патронными лентами и образцами подвесного вооружения.
This Autonetics-modified F-86A (49-1189; demonstrates the U.S.N.-developed "smoke puff" visual test system, released electronically by attacker via Autonetics weapons director system.
Первые серийные F-86, поступившие в феврале 1949 года в 1-ю истребительную группу на базу ВВС Марч, Калифорния. На фотографии: F-86A-5 с крышками пулеметных портов и 908-литровыми подвесными топливными баками.
Эти F-86A-5 с эмблемами Учебно-тренировочного командования ВВС США были приписаны к 3596-й учебной истребительной эскадрилье, базирующейся на авиабазе Неллис, штат Невада.
Одним из разработчиков тактики действий реактивных истребителей в Корее стал майор Ричард Крейтон из 4-го авиакрыла истребителей-перехватчиков. На снимке: Ричард Крейтон уходит в бой на своем истребителе F-86B.
F-86A Sabre на взлете
Основной американский истребитель F-86 "Сейбр"
Цельноповоротный стабилизатор с гидроприводом был основным отличительным элементом F-86E. Впервые поднявшись в воздух в сентябре 1950 года, в середине 1951-го эта модификация отправилась в Корею.
До окончания производства было выпущено почти 10 000 Sabre в 20 вариантах с пятью разными двигателями.
Майор Ричард Л. Джонсон, 15 сентября 1948 года. F-86 Sabre стал для ВВС США тем самолетом, на котором удалось вырвать рекорд скорости у летчиков ВМС и КМП. После снятия с F-86A-1 вооружения и выполнения других доработок 15 сентября 1948 года майор Ричард Джонсон установил на нем над высохшим калифорнийским озером Мюрок новый рекорд - 1080 км/час.
На фото: Майор Роберт Л. Джонсон (четвертый слева) беседует с инженерами NAA ("North American Aviation") на базе Мурок перед рекордным полетом в сентябре 1948 года. F-86A-1 №47-0611 был резервным самолетом с полным вооружением.
На переднем плане F-86B "Леди Маргарет" (51-2721), который использовался для установления рекорда скорости полета по замкнутому маршруту (1022,4 км/ч) в августе 1951 года, перед отправкой в Корею. "Шашечки" на киле - "фирменный" знак 51-го авиакрыла истребителей-перехватчиков.
С истребителями F-86E из 51-го авиакрыла ВВС США Л.К.Щукину довелось встретиться в начале 1952г.
Большая часть из 60 самолетов Sabre Mk 2 из ВВС США ушли в Корею для восполнения понесенных потерь. Sabre несли серьезные потери от МиГов.
Д.Макконнелл у своего F-86E (N 51-2753) "Beautious Butch", на котором он был сбит 12 апреля 1953г.
Пара F-86A из 4-го истребительного авиакрыла выполняет взлет, a F-80C из 51 -го авиакрыла, снаряженный 454-кг бомбами, ожидает установки реактивного ускорителя RATO, необходимого для взлета в жарком климате.
Видимо, один из последних снимков F-86E N 51-2789. На нем 13 мая 1952г. был сбит п-к У.Махурин.
Один из последних "прижизненных" снимков "Сейбра" Ф.Эслы.
МиГ-15 и F-86 "Сейбр", взлет парой. Окинава, 1953г.
F-86F полковника Роя Баркера, командира 4-й группы перехватчиков. В верхней части снимка виден штамп американской военной цензуры, запрещающий его публикацию.
Истребитель F-86F с бомбой Mk-7 (вернее с её учебным вариантом T-63) под крылом.
"Сэйбр" над Кореей, 1953г.
В полете на F-86F капитан Ральф Парр из 334-й эскадрильи истребителей-перехватчиков. F-86F стал первой модификацией самолета Sabre, по всем параметрам превзошедшей МиГ-15бис.
Знаменитый F-86F-1 Д.Макконелла - "Beautious Butch II" - в "выставочном" виде: самолет перекрасили накануне вечером, нанесли значки побед в виде звездочек вместо силуэтов МиГов и исправили ошибку в имени машины (Beauteous), 19 мая 1953г.
Макконнелл у "Beautious Butch II", 18 мая 1953г.
Макконелл в кабине своего F-86F-1, 19 мая 1953г.
Летчик 335-й истребительной эскадрильи ВВС США капитан Лонни Мур в кабине своего "Сейбра". Мур - десятый по величине боевого счета американский ас корейской войны. 12 апреля 1953г. он одержал свою первую победу в небе Кореи
Г.Фишер у своего F-86-1 (N 51-2958 "The Paper Tiger"). Летчик был сбит на другом F-86, а это фото изъято у него при пленении.
Подполковник Джордж Радделл и механик его самолета
В кабине "Сэйбра" подполковник ВВС США Уильям Косби
Главный противник "МиГов" в Корее - "Сэйбры" из 4-й группы перехватчиков (4-th FIW) ВВС США. На самолетах видны отметки воздушных побед.
К осени 1952г. в составе американской группировки действовавшей против 64-го ИАК уже было вполне достаточно "Сейбров" и их стали привлекать помимо борьбы за господство в воздухе еще и к ударным вылетам.
Probably the only transonic civil aircraft in existence, the North American F-86F-25-NH Sabre N-4104A(X).
UK
Another maiden flight, this time the North American Sabre F-86E powered by a Bristol Orpheus 801 engine. The Sabre will be fitted later with the Orpheus 803 engine chosen for the Fiat G91 light fighter.
Sabre XB982, formerly a test-bed for the Bristol-Siddeley Orpheus 12, awaits breaking-up at Filton
Великобритания по программе военной помощи получила от США в октябре 1952 - декабре 1953 годов 428 самолетов Sabre Mk 4. Две эскадрильи с Sabre Mk 4 были приданы ПВО Великобритании, а десять развернуты в Западной Германии. На фотографии - Sabre F.Mk 4 из 92-й эскадрильи с традиционной для этой части желто-красной маркировкой на фюзеляже. 92-я и 66-я эскадрильи базировались на авиабазе Линтон-он-Уз.
В одном строю наиболее распространенные в британских ВВС самолеты, снимок конца 1950-х годов. Ведущий - Shackleton MR.Mk 1А WB861 из 240-й эскадрильи, за ним Vampire T.Mk 11, Meteor T.Mk 7, Varsity, Sabre и Balliol.
South Korea
Примерно с 1955 года ВВС США начали передавать истребители F-86F Южной Корее, где они прослужили до 1980-х годов.
Taiwan
Air-to-air missiles first saw action in September 1958, fired from North American F-86 Sabres of the Taiwan-based Chinese Nationalist Air Force, against MiG fighters of the Chinese communist forces. For the next decade, the AAM largely displaced the gun, but later experience showed that the gun was still an essential air-to-air weapon.
Летчики 28-й эскадрильи ВВС Тайваня подняты по учебной тревоге. Многие F-86F, принимавшие участие в корейской войне, снова пошли в бой, уже на стороне Тайваня в 1958 году, когда над проливом разгорелись воздушные бои между самолетами китайских и тайваньских ВВС.
Line-up of Chinese Nationalist North American F-86F Sabres at a fighter base in Formosa. Note two lots of serials on the fins .
Наряду с перехватчиками Starfighter Тайвань получил истребители F-86F Sabre для замены устаревших машин F-47 и F-51
Истребитель F-86A "Сейбр" ВВС Тайваня.
Истребитель F-86 "Сейбр" номер 6098.
Another "defector" from Taiwan, this North American F-86E has a red nose and yellow fuselage band.
Japan
There are still more than 200 North American Sabres in service with the Japanese A.S.D.F. (Air Force). F-86F 72-7758 depicted here belongs to the Headquarters Squadron based at Iruma
Pakistan
Одним из самых результативных пилотов F-86F стал командир 11-й авиаэскадрильи Мохаммед Алям - девять достоверных побед и две вероятные. В одном из воздушных боев Алям сбил четыре самолета Hunter менее чем за 30 секунд.
Снимок для истории: сквадрон лидер Мохаммед Махмуд Али возле своего "Сейбра" с отметками побед. Два "флажка" поменьше, судя по всему, обозначают самолеты уничтоженные на земле.
Командир 11-й истребительной эскадрильи сквадрон лидер Мохаммад Махмуд Алам поднимается в кабину своего F-86F. Обратите внимание: на "Сейбре" с бортовым номером 125 пилоны с УР AIM-9 отсутствуют.
Camouflage netting was used by the PAF to hide its aircraft.
An F-86F Sabre of the Pakistan Air Force waits in its protected and camouflaged dispersal pen to take-off on a close-support mission with bombs and rockets.
Индо-пакистанские войны. В 1954 году Пакистан получил первые из 120 самолетов F-86F (на снимке), которые США предоставили по программе военной помощи MDAP. Последний F-86F был получен в 1958 году. Самолеты поступили на вооружение девяти эскадрилий ВВС Пакистана, многие из них приняли участие в боевых действиях во время войн с Индией в сентябре 1965 года и в 1971 году. Истребителям Sabre тогда противостояли индийские самолеты Folland (HAL) Gnat. Очень маневренный истребитель британской конструкции в обеих войнах проявил себя с лучшей стороны, хотя пилоты F-86 также одержали несколько побед в воздушных боях.
About six squadrons of Sabres still serve with the Pakistan Aif Force, forming a significant part of its fighter force. Provision has been made for the Sabres each to carry two Sidewinder AAMs, and these weapons were credited with destroying at least eight Indian aircraft during the 1965 war.
A Sidewinder-armed "slick-winged" F-86F-40-NA of the Pakistan Air Force.
F-86F из 19-й эскадрильи ВВС Пакистана. Авиабаза Саргодха, лето 1965г.
Пакистанцы применяли "Сайдвиндеры" с относительным успехом
Пакистан заявлял, что в войне 1965 года потери индийских ВВС в воздухе в четыре раза превышали пакистанские. По отчетам большинство воздушных побед одержали старые истребители F-86F Sabre, а новейшие перехватчики F-104 Starfighter показали очень скромные результаты.
Пакистанские "Сейбры" над пустыней Синд. Сентябрь 1965г.
"Сейбры" ВВС Пакистана нанесли удар по складу горючего
F-86 "Сейбр" в китайском музее - подарок "дружественного" Пакистана
Australia
2-я эскадрилья ВВС ЮАР была приписана к 18-му авиакрылу истребителей-бомбардировщиков, и в последний год корейской войны сделала более 2000 вылетов на F-86F ВВС США.
С марта 1953 года 2-я эскадрилья ВВС ЮАР осуществляла налеты на наземные цели с использованием временно предоставленных ей самолетов F-86F Sabre. До конца войны эти машины числились в составе 18-го истребительного бомбардировочного крыла (FBW) ВВС США.
Argentina
The IV Brigada Aerea operates the survivors of the 28 F-86F Sabres acquired in 1960, two of these being seen.
Spain
SPANISH AIR FORCE F-86F Sabre was also at Fiumicino display. This is the first photo of an operational Spanish jet interceptor.
Philippines
The F-86F Sabre now finally phasing out.
Thailand
The F-86F Sabre served the RTAF from the early '60s to late '70s.
Ethiopia
Эфиопские "Сейбры" на аэродолме Дебре-Зейт.
Истребитель F-86 "Сэйбр" ВВС Эфиопии на аэродроме столицы Конго Леопольдвилля, сентябрь 1961г.
Bangladesh
Истребители МиГ-21 и F-86 ВВС Бангладеш на авиабазе Тезгаон
Yugoslavia
Истребители F-86E "Сейбр" в цветах югославских ВВС
Истребитель F-86E "Сейбр" ВВС Югославии
"Сейбры" ВВС Югославии
F-86H
Построили два прототипа YF-86H. Первый, 52-1975 (на фотографии), впервые поднялся в воздух 9 мая 1953 года под управлением летчика-испытателя компании-разработчика Джо Линча. Хотя двигатель J73 имел большую тягу, чем J47, модификация "H" была лишь на 16 км/ч быстрее Sabre с самым мощным из двигателей J47.
F-86H стал последним вариантом Sabre для ВВС США, на этих машинах стоял более мощный ТРД J73. Джо Линч (на фотографии) вспоминал свои ощущения от первого полета на F-86H, и что самолет летел, словно мяч, по которому ударили ногой от души.
"The L'il Stinker" - один из самолетов, эксплуатировавшихся с декабря 1957 года по август 1970 года в 104-й эскадрилье истребителей-перехватчиков. Во время инцидента с кораблем радиоэлектронной разведки "Пуэбло" в 1968 году она была приведена в состояние повышенной боеготовности.
Большинство Sabre, включая два прототипа YF-86H, строились на заводе в Инглвуде, но серийные F-86H выпускались на заводе в Колумбусе. F-86H-1, 52-1977, стал первым самолетом, сошедшим со стапеля завода. Обратите внимание на вооружение - шесть пулеметов.
One of the 29 F-86H Sabre fighters converted to QF-86H drone configuration by the US Naval Weapons Center at China Lake, California
TF-86
В ответ на заявку ВВС США на учебный самолет с превосходными летными характеристиками NAA построила два экземпляра двухместного самолета TF-86F "Transonic Trainer" со сдвоенным управлением. На снимке - второй такой самолет с номером 53-1228. Первый полет самолет выполнил 5 августа 1954 года. Острой необходимости в учебном варианте Sabre не было, поэтому спарку в серию не передавали.
14 декабря 1953 года впервые поднялся в воздух прототип TF-86F (52-5016), разработанный по требованиям ВВС США к самолету повышенной подготовки. Но машина разбилась, едва успев выполнить несколько полетов. На смену ей пришел второй прототип, 52-1228 (на снимке), который отличался от первого крылом типа "6-3". Заказов на TF-86F не поступило, но второй прототип долгое время использовался в качестве летающей лаборатории.