Lockheed F-104G Starfighter (Aeritalia F-104ASA (Италия))
Варианты:
Lockheed - F-104G Starfighter - 1959 - США
Страна: США
Год: 1959


Одноместный многоцелевой тактический истребитель
Описание:
Lockheed F-104 Starfighter
Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter
Фотографии:

Боковые проекции (17)

Lockheed F-104 Starfighter

<...>
  В конце 1958 года командование ВВС ФРГ приняло решение закупить модернизированный вариант F-104G Starfighter, отличавшийся современной прицельно-навигационной системой и более мощными двигателями J79-GE-11A тягой 70,28 кН. Затем на самолет поступили заказы и от других стран НАТО, а лицензионный выпуск самолетов был организован в Бельгии, Германии, Италии и Нидерландах, с участием компаний из США и Канады. Последняя выбрала CF-104 в качестве своего нового истребителя.
  Новые F-104G, CF-104 и RF-104G Starfighter были приобретены Бельгией (101 самолет), Канадой (200), Данией (40), Германией (749 самолетов для Люфтваффе и авиации Бундесмарине), Грецией (45), Италией (125), Голландией (120), Норвегией (19), Испанией (18), Тайванем (67) и Турцией (46). Выпуск самолетов был также организован в Японии - компания "Mitsubishi" в 1962-1967 годах собрала 210 машин варианта Model 683B, в местных ВВС они получили обозначение F-104J и были списаны только в марте 1986 года.
  Большинство Starfighter с 1979 года стали заменять на более современные истребители, но часть машин была передана Соединенными Штатами своим союзникам и странам НАТО. Главными получателями самолетов стали Греция, Норвегия, Тайвань и Турция, но к концу 1990-х годов все самолеты были сняты с вооружения.
  С 1956 года для ВВС США было выпущено 26 учебно-тренировочных самолетов F-104B и 21 самолет F-104D, отличавшихся двухместной кабиной с тандемной схемой размещения пилотов. После завершения их выпуска компания "Lockheed" приступила к производству учебно-тренировочных вариантов F-104G для НАТО и Японии: 38 самолетов CF-104D для Канады, 30 F-104F и 137 TF-104G для Германии, 20 F-104DJ для Японии и 29 TF-104 - в рамках программы военной помощи (Дания - 4 самолета, Греция - 6, Норвегия - 2, Испания - 3, Турция - 6, Тайвань - 8).
  Компания "Lockheed" также построила 191 самолет TF-104G для НАТО, из которых 68 машин были собраны в Европе из машино-комплектов, поставленных "Lockheed", а еще 16 самолетов были поставлены ВВС Италии компанией "Fiat". Благодаря этому общее количество выпущенных F-104 достигло 359 машин. TF-104G сохранил вооружение и авионику одноместной версии, включая РЛС F-15A NASARR, за исключением 20-мм пушки Vulcan, вместо которой машина получила больший запас топлива. Единственным эксплуатантом F-104 на сегодня является пилотажная группа "The Starfighters F-104 Demo Team".
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed F-104G Starfighter

  Тип: одноместный многоцелевой тактический истребитель
  Силовая установка: один ТРДФ General Electric J79-GE-11A тягой на форсаже 70,28 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10975 м - 2338 км/ч или М=2,20; начальная скороподъемность 16765 м/мин; практический потолок 17 680 м; боевой радиус с максимальной нагрузкой при решении ударной задачи 483 км
  Масса: пустого 6387 кг; максимальная взлетная 13054 кг
  Размеры: размах крыла без ракет на законцовках крыла 6,68 м; длина 16,69 м; высота 4,11 м; площадь крыла 18,22 м2
  Вооружение: одна 20-мм шестиствольная пушка M61A1 Vulcan, плюс до 1955 кг авиационных средств поражения; в базовом варианте - одна 10/20-килотонная ядерная бомба B57 или одна 100/500-килотонная ядерная бомба B61, две ПКР Kormoran или Penguin, две УР "воздух-поверхность" AGM-65 Maverick, а также авиабомбы калибров 907, 454, 340, 227 и 113 кг, кассетные авиабомбы семейства CBU и блоки НАР серии LAU для 127-мм и 70-мм НАР, и также две УР "воздух-воздух" ближнего боя AIM-9 Sidewinder на концах крыла

Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter

В 1981 году ВВС Италии (Aeronautica Militare Italiana, AMI) задумались о модернизации своего парка истребителей-бомбардировщиков F-104S из 153-х машин. Главным подрядчиком программы ASA (Aggiornamento Sistema d'Arma - модернизация системы вооружения) выступала фирма "Aeritalia", слившаяся в конце 1990-х годов с фирмой "Selenia", образовав группу "Alenia". Программа предусматривала расширение возможностей F-104S при перехвате на малых высотах и нанесении ударов по наземным целям.
  В ходе доработки самолет получил новую радиолокационную станцию и возможность нести ракеты "воздух-воздух" Selenia Aspide Mk 1А. В результате истребитель стал способен поражать цели на фоне земли на дальности до 35 км.
  Бортовое оборудование для управления ракетами Aspide было миниатюризировано, так что на борту F-104ASA снова смогли установить шестиствольную 20-мм пушку M61A1 Vulcan. При боевых действиях F-104ASA теперь мог использовать аппаратуру РЭБ ALQ-70 или ALQ-73. Также машина получила возможность нести всеракурсные ракеты "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder.
  Летные испытания доработанного самолета начались в июле 1983 года, а первая строевая машина, прошедшая модернизацию, была передана ВВС 19 ноября 1986 года. Последний из 147 F-104ASA был поставлен в конце 1991 года.
  Проводились исследования по дальнейшему усовершенствованию F-104ASA до стандарта ASAM. Самолет предполагалось оснастить совершенно новым радаром, широкоформатным индикатором и штангой дозаправки в воздухе. Это позволило бы эксплуатировать машину и после 2005 года, в случае задержек с реализацией программы Eurofighter, а также для подготовки летчиков на новый самолет. Но из-за бюджетных ограничений в 1994 году итальянцы предпочли взять в лизинг британские Tornado F.Mk3, через 10 лет заменив их на F-16, ранее принадлежавшие ВВС США. Последние F-104ASA были сняты с вооружения итальянских ВВС в конце 2004 года, прослужив почти 40 лет.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter

  Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один турбореактивный двигатель General Electric J79-GE-19 тягой 52,80 кН без форсажа и 79,62 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость 2333 км/ч или М=2,20 на высоте 10975 м; максимальная крейсерская скорость 981 км/ч скороподъемность у земли 16 764 м в мин; потолок 17 680 м; боевой радиус действия с максимальным запасом топлива 1247 км
  Масса: пустого 6760 кг; максимальная взлетная 14060 кг
  Размеры: размах крыла 6,68 м без баков на законцовках, длина 16,69 м; высота 4,11 м; площадь крыла 18,22 м2
  Вооружение: одна 20-мм пушка M61A1 Vulcan и до 3400 кг на внешней подвеске
Боевая карьера американских Starfighter оказалась просто провальной - было потеряно множество самолетов, значительное количество пилотов погибли, за что машине даже дали прозвище "Рождающая вдов". Но несмотря на негативные результаты первой боевой командировки во Вьетнам в 1965 году, американские генералы приняли решение в 1966 году вновь направить самолеты во Вьетнам. И те вновь понесли серьезные потери.
F-104G из 34-й истребительно-бомбардировочной эскадры ВВС ФРГ в стандартном камуфляже, 1965г.
RF-104G, Люфтваффе. С принятием на вооружение Starfighter Люфтваффе стали называть "ВВС одного истребителя". Разведчики RF-104G состояли на вооружении двух разведывательных эскадр, включая Aufklarungsgeschwader 52, самолет которой изображен на рисунке. Верхние и боковые поверхности камуфлированы в серый и зеленый цвета, нижние - в светло-серый цвет.
F-104G, Люфтваффе. Ближе к концу своей карьеры в Люфтваффе все F-104 были перекрашены по трехцветной камуфляжной схеме, неофициально известной как "ящерица". На киле нанесена эмблема 33-й истребительно-бомбардировочной эскадры - пикирующий орел. Главной задачей эскадры являлось применение ядерного оружия, для чего западногерманские F-104G вооружались американскими атомными бомбами B43 мощностью 1 Мт.
F-104G Starfighter 26+65. Starfighter 26+65 до 1982 года нес службу в авиакрыле MFG 1 морской авиации Германии, базировавшемся в Шлезвиге, на се вере страны и решавшем противокорабельные задачи.
ФРГ стала крупнейшим эксплуатантом Starfighter, получив более 900 самолетов, в основном вариантов F-104F, RF/F-104G и TF-104G.
F-104G из 33-й истребительно-бомбардировочной эскадры ВВС ФРГ в декоративной "выставочной" окраске.
Lockheed C.8, 6-я эскадрилья испанских ВВС. Испанские ВВС эксплуатировали Starfighter с 1965 по 1972 год, 21 испанский истребитель имел цвет "натуральный металлик". Изображенный самолет поставлен в рамках программы военной помощи и состоял на вооружении 6-й эскадрильи (Ala 6), дислоцированной в Торрехоне (позже эскадрилья получила обозначение Ala 16). Причем ни один состоявший на вооружении испанский F-104 не разбился. В испанских ВВС самолеты F-104 обозначались C.8.
F-104S, Италия. ВВС Италии закупили более 100 F-104G для использования в качестве истребителей, истребителей-бомбардировщиков и разведчиков. За ними последовали 200 F-104S, лишенных пушек, но вооруженных УР AIM-7 Sparrow. На протяжении большей части карьеры Starfighter летали окрашенными в зелено-серый камуфляж с нижними поверхностями светло-серого цвета. На киле нанесена эмблема 5-го авиаполка, на воздухозаборнике - эмблема 23-й авиагруппы.
F-104S-ASA, компания "Aeritalia". "Aeritalia" (бывшая "Fiat", а позже "Alenia") продолжила совершенствование Starfighter в рамках программы "Aggiornamento Sistema d'Arma". На самолеты вновь установили пушки, в СУВ были интегрированы УР Aspide и AIM-9L. Изображен первый опытный самолет, всего модернизацию прошли 147 машин.
F-104S Starfighter. За время своей службы, затянувшейся на десятилетия, истребители-бомбардировщики Starfighter в ВВС Италии сменили множество необычных схем окраски, наносившихся в ознаменование юбилеев и других важных событий. Самолет 22-й группы с авиабазы Тревизо/Истрана в 1993-1994 годах летал в этой яркой окраске по случаю 50-летия своего 51-го полка.
Lockheed CF-104G, No. 441 Sqn, CAF. Подобно ряду стран мира в конце 1950-х - начале 1960-х годов Канада посчитала Starfighter единственным самолетом, отвечающим требованиям ее ВВС. Изображенный самолет базировался в Марвилле, Франция, и имел "натуральный металлический" цвет. Эскадрилья предназначалась для ведения тактической разведки, под фюзеляжем самолета подвешен контейнер с аэрофотоаппаратами Vinten.
F-104, Турция. F-104 закончил свою службу в турецких ВВС в 1995 году. В общей сложности Турция получила более 400 самолетов Starfighter различных модификаций из многих источников, так как фактически стала хранилищем списанных самолетов F-104, принадлежавших НАТО.
Греция получала свои Starfighter из нескольких источников и в различных схемах окраски. Машины из более поздних поставок были перекрашены в данный вариант тактического камуфляжа со светло-серыми нижними поверхностями и волнистой границей между цветами.
F-104G тайваньских ВВС, 1969г.
TF-104G, Тайвань. Тайваньские ВВС закупили в разных местах значительное количество Starfighter. Двухместный самолет окрашен в серый цвет, машина изображена на момент завершения своей карьеры. Помимо TF-104G на вооружении ВВС Тайваня состояли F-104A/B/D/G/J/DJ и RF-104G.
TF-104G, Люфтваффе. В 1980-е годы уцелевшие немецкие Starfighter заменили на Tornado, последний F-104 снят с вооружения боевой эскадры в 1987 году. Изображенный самолет из 31 -й истребительно-бомбардировочной эскадры "Boelcke" по такому случаю получил специальную окраску. 31-я эскадра первой в Люфтваффе получила F-104 в феврале 1961 года.