Lockheed F-104G Starfighter (Aeritalia F-104ASA (Италия))
Варианты:
Lockheed - F-104G Starfighter - 1959 - США
Страна: США
Год: 1959


Одноместный многоцелевой тактический истребитель
Описание:
Lockheed F-104 Starfighter
Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter
Фотографии:

Ч/б фото (54)

Lockheed F-104 Starfighter

<...>
  В конце 1958 года командование ВВС ФРГ приняло решение закупить модернизированный вариант F-104G Starfighter, отличавшийся современной прицельно-навигационной системой и более мощными двигателями J79-GE-11A тягой 70,28 кН. Затем на самолет поступили заказы и от других стран НАТО, а лицензионный выпуск самолетов был организован в Бельгии, Германии, Италии и Нидерландах, с участием компаний из США и Канады. Последняя выбрала CF-104 в качестве своего нового истребителя.
  Новые F-104G, CF-104 и RF-104G Starfighter были приобретены Бельгией (101 самолет), Канадой (200), Данией (40), Германией (749 самолетов для Люфтваффе и авиации Бундесмарине), Грецией (45), Италией (125), Голландией (120), Норвегией (19), Испанией (18), Тайванем (67) и Турцией (46). Выпуск самолетов был также организован в Японии - компания "Mitsubishi" в 1962-1967 годах собрала 210 машин варианта Model 683B, в местных ВВС они получили обозначение F-104J и были списаны только в марте 1986 года.
  Большинство Starfighter с 1979 года стали заменять на более современные истребители, но часть машин была передана Соединенными Штатами своим союзникам и странам НАТО. Главными получателями самолетов стали Греция, Норвегия, Тайвань и Турция, но к концу 1990-х годов все самолеты были сняты с вооружения.
  С 1956 года для ВВС США было выпущено 26 учебно-тренировочных самолетов F-104B и 21 самолет F-104D, отличавшихся двухместной кабиной с тандемной схемой размещения пилотов. После завершения их выпуска компания "Lockheed" приступила к производству учебно-тренировочных вариантов F-104G для НАТО и Японии: 38 самолетов CF-104D для Канады, 30 F-104F и 137 TF-104G для Германии, 20 F-104DJ для Японии и 29 TF-104 - в рамках программы военной помощи (Дания - 4 самолета, Греция - 6, Норвегия - 2, Испания - 3, Турция - 6, Тайвань - 8).
  Компания "Lockheed" также построила 191 самолет TF-104G для НАТО, из которых 68 машин были собраны в Европе из машино-комплектов, поставленных "Lockheed", а еще 16 самолетов были поставлены ВВС Италии компанией "Fiat". Благодаря этому общее количество выпущенных F-104 достигло 359 машин. TF-104G сохранил вооружение и авионику одноместной версии, включая РЛС F-15A NASARR, за исключением 20-мм пушки Vulcan, вместо которой машина получила больший запас топлива. Единственным эксплуатантом F-104 на сегодня является пилотажная группа "The Starfighters F-104 Demo Team".
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed F-104G Starfighter

  Тип: одноместный многоцелевой тактический истребитель
  Силовая установка: один ТРДФ General Electric J79-GE-11A тягой на форсаже 70,28 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10975 м - 2338 км/ч или М=2,20; начальная скороподъемность 16765 м/мин; практический потолок 17 680 м; боевой радиус с максимальной нагрузкой при решении ударной задачи 483 км
  Масса: пустого 6387 кг; максимальная взлетная 13054 кг
  Размеры: размах крыла без ракет на законцовках крыла 6,68 м; длина 16,69 м; высота 4,11 м; площадь крыла 18,22 м2
  Вооружение: одна 20-мм шестиствольная пушка M61A1 Vulcan, плюс до 1955 кг авиационных средств поражения; в базовом варианте - одна 10/20-килотонная ядерная бомба B57 или одна 100/500-килотонная ядерная бомба B61, две ПКР Kormoran или Penguin, две УР "воздух-поверхность" AGM-65 Maverick, а также авиабомбы калибров 907, 454, 340, 227 и 113 кг, кассетные авиабомбы семейства CBU и блоки НАР серии LAU для 127-мм и 70-мм НАР, и также две УР "воздух-воздух" ближнего боя AIM-9 Sidewinder на концах крыла

Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter

В 1981 году ВВС Италии (Aeronautica Militare Italiana, AMI) задумались о модернизации своего парка истребителей-бомбардировщиков F-104S из 153-х машин. Главным подрядчиком программы ASA (Aggiornamento Sistema d'Arma - модернизация системы вооружения) выступала фирма "Aeritalia", слившаяся в конце 1990-х годов с фирмой "Selenia", образовав группу "Alenia". Программа предусматривала расширение возможностей F-104S при перехвате на малых высотах и нанесении ударов по наземным целям.
  В ходе доработки самолет получил новую радиолокационную станцию и возможность нести ракеты "воздух-воздух" Selenia Aspide Mk 1А. В результате истребитель стал способен поражать цели на фоне земли на дальности до 35 км.
  Бортовое оборудование для управления ракетами Aspide было миниатюризировано, так что на борту F-104ASA снова смогли установить шестиствольную 20-мм пушку M61A1 Vulcan. При боевых действиях F-104ASA теперь мог использовать аппаратуру РЭБ ALQ-70 или ALQ-73. Также машина получила возможность нести всеракурсные ракеты "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder.
  Летные испытания доработанного самолета начались в июле 1983 года, а первая строевая машина, прошедшая модернизацию, была передана ВВС 19 ноября 1986 года. Последний из 147 F-104ASA был поставлен в конце 1991 года.
  Проводились исследования по дальнейшему усовершенствованию F-104ASA до стандарта ASAM. Самолет предполагалось оснастить совершенно новым радаром, широкоформатным индикатором и штангой дозаправки в воздухе. Это позволило бы эксплуатировать машину и после 2005 года, в случае задержек с реализацией программы Eurofighter, а также для подготовки летчиков на новый самолет. Но из-за бюджетных ограничений в 1994 году итальянцы предпочли взять в лизинг британские Tornado F.Mk3, через 10 лет заменив их на F-16, ранее принадлежавшие ВВС США. Последние F-104ASA были сняты с вооружения итальянских ВВС в конце 2004 года, прослужив почти 40 лет.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter

  Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один турбореактивный двигатель General Electric J79-GE-19 тягой 52,80 кН без форсажа и 79,62 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость 2333 км/ч или М=2,20 на высоте 10975 м; максимальная крейсерская скорость 981 км/ч скороподъемность у земли 16 764 м в мин; потолок 17 680 м; боевой радиус действия с максимальным запасом топлива 1247 км
  Масса: пустого 6760 кг; максимальная взлетная 14060 кг
  Размеры: размах крыла 6,68 м без баков на законцовках, длина 16,69 м; высота 4,11 м; площадь крыла 18,22 м2
  Вооружение: одна 20-мм пушка M61A1 Vulcan и до 3400 кг на внешней подвеске
USA
Первый прототип F-104G. На верхнем снимке самолет с полной боевой нагрузкой - четыре 750-фунтовые бомбы M117 и три подвесных топливных бака.
11 мая 1964г.: Жаклин Кохран, обладатель Кубка Бендикса, стала первой женщиной, преодолевшей в полете скорость звука. Она достигла на самолете Lockheed TF-104G Starfighter скорости 2300,14 км/ч на дальности 15-25 км, что составило новый женский мировой рекорд скорости.
Belgium
Starfighter FX-1 был первым самолетом, построенным для ВВС Бельгии. В 1967 году на смену цвету натурального металла пришел тактический камуфляж.
Avions Fairey, together with SABCA, built 100 Lockheed F-104G Starfighters for the Belgian A.F. plus 89 for the Luftwaffe
SABCA-built Dassault Mirage 5-BA (right), alongside a Lockheed F-104G overhauled by SABCA for the Belgian Air Force
Japan
Japanese F-104Js at Chitose
Заправка топливом F-104J ИЗ 203-й эскадрильи японских сил самообороны.
Some 45 Lockheed F-104J Starfighters remain in the JASDF inventory from 210 (plus 20 two-seat F-104DJs) originally supplied. The last operational unit is 207 Hikotai, two of whose F-104Js are seen here at their Naha base.
"Старфайтеры" из 207-й японской эскадрильи покрыты двухцветной серо-голубой камуфляжной окраской.
Canada
Canadian A.F. No. 441 Sqn. CF-104 104808
This pair of Lockheed CF-104s from the CAF's No 417 Squadron were the only Starfighters participating in Maple Flag Seven.
A mixed line-up including an A-7D, two CF-104s, an F-16A and two F-4Es.
Tiger-striped CF-104G Starfighter 104838 of No. 439 Sqn., C.A.F.
One of the two pairs of CF-104 Starfighters which comprised the Royal Canadian Air Force’s Tiger-Romeo team in line astern with flaps down.
Netherlands
Fiat-built F-104G Starfighter in the insignia of the Royal Netherlands Air Force
Photograph from M G Britton of Dutch F-104 Starfighters participating in the "Elder Forest 84" exercise. Starfighter D-8053 of No 312 Sqn with a Phantom of No 29 Sqn, RAF, at Binbrook.
Photograph from M G Britton of Dutch F-104 Starfighters participating in the "Elder Forest 84" exercise. A paired take-off by D-8104 and D-8258.
A Starfighter fitted with the "Oude Delft" infra-red camera pack which is to enter service next year with Nr 306 Squadron at Volkel
The F-104G Starfighter is currently the most important aircraft in the KLu inventory. The Tactical Air Command includes two F-104G-equipped strike squadrons. Nrs 311 and 312, in its order of battle, these being equipped for the delivery of either conventional or nuclear weapons. A third F-104G unit, Nr 306, fulfils the Tac-R role, and two others, Nrs 322 and 323, operate as interceptors. Starfighters of the last-mentioned units are seen here (Nr 323 Squadron). Current planning envisages the re-equipment of Nrs 322 and 323 squadrons with the new ’semi-advanced’ fighter in 1977 and 1978. followed by Nr 306 Squadron in 1979, and finally Nrs 311 and 312 squadrons in 1980 and 1981. When finally phased out of the KLu first-line combat aircraft inventory, therefore, the F-104G Starfighter will have seen 20 years of Dutch service a longer period than has been achieved by any other warplane in the history of military aviation in the Netherlands.
F-104G Starfighters of Nr 312 Squadron which fulfil the strike role from Volkel.
Italy
Итальянский "Супер Старфайтер" F-104S и идущий ему на смену Панавиа "Торнадо".
В инспирированной Вашингтоном и Брюсселем воздушной кампании против Югославии нашлась работа и для таких заслуженных ветеранов, как итальянские перехватчики F-104.
Звено итальянских учебно-боевых TF-104G.
Aeritalia-built Lockheed F-104S combat aircraft, one ot 18 supplied to the Turkish Air Force in late 1974 early 1975
Aeritalia-built Lockheed F-104S combat aircraft of the Italian Air Force (17,900 lb st General Electric J79-GE-19 turbojet engine)
Selenia Aspide-1A high-performance air-to-air missile under the wing of an F-104S fighter
Norway
Mockup installation of Penguin missile on F-104G aircraft
Germany
F-104G из 33-й истребительно-бомбардировочной авиагруппы Люфтваффе выруливает на старт. Летчику предстоит тренировочный полет на малых высотах. Удастся ли ему вернуться?
F-104G Starfighter built by SABCA in collaboration with Fairey S.A. and Fiat
Один из последних "Старфайтеров", остававшихся на вооружении Люфтваффе в конце 1980-х годов.
Поступавшие с середины 60-х годов в авиацию стран НАТО F-104G "Старфайтер" могли нести разнообразное вооружение для поражения воздушных и наземных целей, для чего оснащались современным навигационным и прицельным оборудованием
F-104G «Старфайтер» ВВС Западной Германии
The Lockheed F-104G Starfighter modified by MBB as a flying test bed for CCV technology
MBB Kormoran missile under wing of F-104G Starfighter
MBB-built AS.20 missile under wing of F-104G Starfighter ot Marinefliegergeschwader 1
A Super Starfighter for Germany gets "cold treatment" in Florida. It will be tested for two months to prove the serviceability of the aircraft systems at temperatures up to 120 and down to -65 F. This climatic hangar also duplicates rain and humidity
Taiwan
Тайваньский разведчик RF-104G
Наряду с перехватчиками Starfighter Тайвань получил истребители F-86F Sabre для замены устаревших машин F-47 и F-51
Тайвань стал крупнейшим эксплуатантом Starfighter, заменив их затем на Ching-Kuo, F-16 и Mirage 2000. На фото - неокрашенный F-104B. Тайваньские ВВС свои первые F-104 получили именно в цвете "натурального металла".
Denmark
Danish Starfighters operate from Aalborg. Shown here is F-104G R-645, ex-U.S.A.F. 6313645, one of the original batch supplied under MAP in 1964-65
Turkey
Турецкие истребители F-104 "Старфайтер" использовались, в основном, в качестве ударных
 
Самолет-разведчик (поисково-спасательный Ан-12БК ???) авиации Северного флота в полете над Атлантикой в сопровождении норвежского F-104G "Старфайтера"
Ан-22 из состава 81-го ВТАП осуществляет полет над Средиземным морем в сопровождении перехватчика НАТО F-104G
Первый взлет SR-71 в сопровождении истребителя Локхид F-104
XB-70A N 2 в последнем полете. Рядом F-104, пилотируемый Джоном Уокером
"Валькирия" в своем последнем полете в сопровождении эскорта
56.0756, the first of three Lockheed NF-104As, all modified during 1963 as part of the US Air Force-conducted Astronaut training programme operated from Edwards AFB. Using an additional 6.000lb thrust Rocketdyne AR-2 fitted on top of the rear fuselage, these machines were also fitted with a 'puffer jet' system to maintain attitude in the extremely thin air at and above 90.000 feet. A typical flight involved a steep zoom climb, arcing over into the horizontal somewhere between 90.000 and 100,000 feet. On 6 December 1963, Major R.W. Smith reached 118,860 feet, an unofficial record for aircraft taking off under their own power, as opposed to being air-launched. It was while flying one of these NF-104As that Col. Charles E. 'Chuck' Yeager nearly lost his life, when, following his ejection, his ejector seat charge set fire to his crash helmet.
После службы в ПВО три F-104A - 56-0756, 56-0760 и 56-0762 - были переданы школе астронавтов на авиабазе Эдвардс для подготовки экипажей космических кораблей и пилотов экспериментальных самолетов. Оснащенные ракетным двигателем фирмы "Rocketdyne" в хвостовой части эти NF-104A могли забираться на впечатляющую высоту, на которой уже теряли свою эффективность аэродинамические органы управления. Поэтому самолеты оснастили небольшими соплами реактивной системы управления. Самолеты получили увеличенный руль направления, как у F-104G, а позднее - подфюзеляжный киль большой площади для повышения путевой устойчивости. На снимке самолет "760" с работающим ракетным двигателем LR 121-NA-1/AR 2-3 следует к границе атмосферы. Основной задачей NF-104A было ознакомить астронавтов и пилотов самолетов, подобных X-15, условиям полетов на больших высотах и в невесомости. Виден удлиненный подфюзеляжный киль, полученный самолетом в ходе эксплуатации. Помимо ракетного двигателя и сопел реактивной системы управления (видны на снимке самолета "762" на врезке), NF-104A получили крыло увеличенного размаха для повышения подъемной силы и удлиненные конусы воздухозаборников ТРД.
The Lockheed NF-104 Starfighter "door guardian".
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
Traffic at Warton reflects B.A.C.'s extensive workload on Tornado production for the Services and overseas governments as well as liaison with other British Aerospace factories. Visitors 17/11/77 were (left to right): Aztec G-BCEX from B.A.C.. Weybridge; Heron G-ANUD, British Nuclear Fuels; Aztec G-BADE, Marconi-Elliott; Basset. A. & A.E.E., Boscombe Down; Learjets D-COCO and D-COSA from the German MBB company; Cessna 402B G-BADT, Warton comms. aircraft to London; Basset XS770, also from Boscombe Down; German F-104G; R.A.F. Canberra in for refurbishing.