Lockheed F-104G Starfighter     США, 1959
Aeritalia F-104ASA     Италия, 1983
Варианты:
Lockheed - F-104G Starfighter - 1959 - США
Страна: США
Год: 1959


Одноместный многоцелевой тактический истребитель
Описание:
Lockheed F-104 Starfighter
Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (9)

Lockheed F-104 Starfighter

<...>
   В конце 1958 года командование ВВС ФРГ приняло решение закупить модернизированный вариант F-104G Starfighter, отличавшийся современной прицельно-навигационной системой и более мощными двигателями J79-GE-11A тягой 70,28 кН. Затем на самолет поступили заказы и от других стран НАТО, а лицензионный выпуск самолетов был организован в Бельгии, Германии, Италии и Нидерландах, с участием компаний из США и Канады. Последняя выбрала CF-104 в качестве своего нового истребителя.
   Новые F-104G, CF-104 и RF-104G Starfighter были приобретены Бельгией (101 самолет), Канадой (200), Данией (40), Германией (749 самолетов для Люфтваффе и авиации Бундесмарине), Грецией (45), Италией (125), Голландией (120), Норвегией (19), Испанией (18), Тайванем (67) и Турцией (46). Выпуск самолетов был также организован в Японии - компания "Mitsubishi" в 1962-1967 годах собрала 210 машин варианта Model 683B, в местных ВВС они получили обозначение F-104J и были списаны только в марте 1986 года.
   Большинство Starfighter с 1979 года стали заменять на более современные истребители, но часть машин была передана Соединенными Штатами своим союзникам и странам НАТО. Главными получателями самолетов стали Греция, Норвегия, Тайвань и Турция, но к концу 1990-х годов все самолеты были сняты с вооружения.
   С 1956 года для ВВС США было выпущено 26 учебно-тренировочных самолетов F-104B и 21 самолет F-104D, отличавшихся двухместной кабиной с тандемной схемой размещения пилотов. После завершения их выпуска компания "Lockheed" приступила к производству учебно-тренировочных вариантов F-104G для НАТО и Японии: 38 самолетов CF-104D для Канады, 30 F-104F и 137 TF-104G для Германии, 20 F-104DJ для Японии и 29 TF-104 - в рамках программы военной помощи (Дания - 4 самолета, Греция - 6, Норвегия - 2, Испания - 3, Турция - 6, Тайвань - 8).
   Компания "Lockheed" также построила 191 самолет TF-104G для НАТО, из которых 68 машин были собраны в Европе из машино-комплектов, поставленных "Lockheed", а еще 16 самолетов были поставлены ВВС Италии компанией "Fiat". Благодаря этому общее количество выпущенных F-104 достигло 359 машин. TF-104G сохранил вооружение и авионику одноместной версии, включая РЛС F-15A NASARR, за исключением 20-мм пушки Vulcan, вместо которой машина получила больший запас топлива. Единственным эксплуатантом F-104 на сегодня является пилотажная группа "The Starfighters F-104 Demo Team".
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed F-104G Starfighter

   Тип: одноместный многоцелевой тактический истребитель
   Силовая установка: один ТРДФ General Electric J79-GE-11A тягой на форсаже 70,28 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10975 м - 2338 км/ч или М=2,20; начальная скороподъемность 16765 м/мин; практический потолок 17 680 м; боевой радиус с максимальной нагрузкой при решении ударной задачи 483 км
   Масса: пустого 6387 кг; максимальная взлетная 13054 кг
   Размеры: размах крыла без ракет на законцовках крыла 6,68 м; длина 16,69 м; высота 4,11 м; площадь крыла 18,22 м2
   Вооружение: одна 20-мм шестиствольная пушка M61A1 Vulcan, плюс до 1955 кг авиационных средств поражения; в базовом варианте - одна 10/20-килотонная ядерная бомба B57 или одна 100/500-килотонная ядерная бомба B61, две ПКР Kormoran или Penguin, две УР "воздух-поверхность" AGM-65 Maverick, а также авиабомбы калибров 907, 454, 340, 227 и 113 кг, кассетные авиабомбы семейства CBU и блоки НАР серии LAU для 127-мм и 70-мм НАР, и также две УР "воздух-воздух" ближнего боя AIM-9 Sidewinder на концах крыла

Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter

В 1981 году ВВС Италии (Aeronautica Militare Italiana, AMI) задумались о модернизации своего парка истребителей-бомбардировщиков F-104S из 153-х машин. Главным подрядчиком программы ASA (Aggiornamento Sistema d'Arma - модернизация системы вооружения) выступала фирма "Aeritalia", слившаяся в конце 1990-х годов с фирмой "Selenia", образовав группу "Alenia". Программа предусматривала расширение возможностей F-104S при перехвате на малых высотах и нанесении ударов по наземным целям.
   В ходе доработки самолет получил новую радиолокационную станцию и возможность нести ракеты "воздух-воздух" Selenia Aspide Mk 1А. В результате истребитель стал способен поражать цели на фоне земли на дальности до 35 км.
   Бортовое оборудование для управления ракетами Aspide было миниатюризировано, так что на борту F-104ASA снова смогли установить шестиствольную 20-мм пушку M61A1 Vulcan. При боевых действиях F-104ASA теперь мог использовать аппаратуру РЭБ ALQ-70 или ALQ-73. Также машина получила возможность нести всеракурсные ракеты "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder.
   Летные испытания доработанного самолета начались в июле 1983 года, а первая строевая машина, прошедшая модернизацию, была передана ВВС 19 ноября 1986 года. Последний из 147 F-104ASA был поставлен в конце 1991 года.
   Проводились исследования по дальнейшему усовершенствованию F-104ASA до стандарта ASAM. Самолет предполагалось оснастить совершенно новым радаром, широкоформатным индикатором и штангой дозаправки в воздухе. Это позволило бы эксплуатировать машину и после 2005 года, в случае задержек с реализацией программы Eurofighter, а также для подготовки летчиков на новый самолет. Но из-за бюджетных ограничений в 1994 году итальянцы предпочли взять в лизинг британские Tornado F.Mk3, через 10 лет заменив их на F-16, ранее принадлежавшие ВВС США. Последние F-104ASA были сняты с вооружения итальянских ВВС в конце 2004 года, прослужив почти 40 лет.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter

   Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один турбореактивный двигатель General Electric J79-GE-19 тягой 52,80 кН без форсажа и 79,62 кН на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость 2333 км/ч или М=2,20 на высоте 10975 м; максимальная крейсерская скорость 981 км/ч скороподъемность у земли 16 764 м в мин; потолок 17 680 м; боевой радиус действия с максимальным запасом топлива 1247 км
   Масса: пустого 6760 кг; максимальная взлетная 14060 кг
   Размеры: размах крыла 6,68 м без баков на законцовках, длина 16,69 м; высота 4,11 м; площадь крыла 18,22 м2
   Вооружение: одна 20-мм пушка M61A1 Vulcan и до 3400 кг на внешней подвеске
На рисунке изображен самолет в окраске 204-й эскадрильи (hikotai) 5-го крыла (kokudan) авиации Сил самообороны Японии (Japanese Air Self-Defence Force, JASDF). Этот F-104J является типичным представителем 210 машин, поступивших на вооружение JASDF в период с октября 1962 года по декабрь 1967 года. В 1960 году F-104J был выбран JASDF в качестве замены истребителей North American F-86F Sabre. В рамках программы стоимостью 207 млн долларов, осуществлявшейся совместно фирмами "Lockheed" и "Mitsubishi" (фирмы "Ishikawajima" и "Harima" отвечали за постройку двигателей J79), первоначально было заказано 180 одноместных F-104J и 20 двухместных F-104DJ. Японские компании отвечали за постройку 160 F-104J (позднее было заказано еще 30 машин), переборку трех прототипов, построенных "Lockheed", а также сборку 17 F-104J и всех F-104DJ из комплектов, поставленных американской фирмой.
CF-104 Starfighter. Компания «Canadair» построила двести самолетов CF-104, прототипом для них послужил один F-104G, поставленный «Lockheed». Основными отличиями CF-104 от F-104G были двигатель J79 сборки компании «Orenda» и то, что большая часть CF-104 была предназначена только для применения ядерных боеприпасов, а 20-мм пушку заменили на дополнительные 454 кг топлива. РЛС NASARR стояла только на истребителях-бомбардировщиках. В январе 1972 года задачу нанесения ядерных ударов с этих самолетов сняли, переориентировав их только на операции тактического уровня, поэтому пушку вернули на место. Кроме 6-го ударного/разведывательного подразделения, занимавшегося подготовкой летчиков на данные машины, все остальные CF-104 были приданы 1-й канадской авиадивизии, входившей в 4-ю объединенную тактическую Воздушную армию в Европе.
F-104S Starfighter
Aeritalia (Lockheed) F-104S Starfighter
The F-104G Starfighter provided the fighter backbone of NATO for some 20 years, but now serves only with the Greek, Italian, Turkish and (as the CF-104) Canadian members.
Lockheed F-104G Starfighter
Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter