Lockheed F-117 Nighthawk
Варианты:
Lockheed - F-117 Nighthawk - 1981 - США
Страна: США
Год: 1981


Одноместный ударный самолет
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (10)
Lockheed F-117 Nighthawk

   В 1974 году Агентство по перспективным оборонным разработкам МО США объявило о необходимости создания полноценного самолета, изготовленного по стелс-технологиям. В конструкции такого самолета должны были найти воплощение радиопоглощающие материалы, специальные конструктивные элементы, позволявшие отражать радиолокационный сигнал в сторону, и другие элементы теории обеспечения малозаметности.
   Говоря проще, при использовании фасеточных форм радиолокационный сигнал отражается не обратно в сторону источника излучения, что позволяет РЛС найти самолет, а в разные стороны - радар просто не видит самолет, поскольку не получает от него ответный сигнал. Самолет имеет угловатую многогранную конструкцию, практически все края в элементах его конструкции выполнены "пилообразными", а фонарь кабины пилота был покрыт тонкой золотой пленкой.
   Подразделение "Skunk Works" компании "Lockheed" получило контракт на разработку нового самолета в апреле 1976 года - необходимо было вначале построить два масштабных прототипа, первый из которых поднялся в воздух в 1977 году. Хотя оба этих масштабных прототипа были потеряны, полученный опыт оказался очень важным в ходе реализации программы создания F-117. В ноябре 1978 года "Lockheed" получила контракт на разработку полномасштабного самолета. В машине был реализован ряд улучшений, включая установку переработанного хвостового оперения - кили были наклонены не внутрь, а наружу.
  
   Первый из пяти полномасштабных опытных самолетов был облетан 18 июня 1981 года, данные самолеты имели хвостовое оперение меньшей площади - в сравнении с серийными машинами. В октябре 1983 года состояния оперативной готовности достигло первое подразделение - в его составе было пять F-117A Nighthawk и 18 самолетов Vought A-7D (последние использовались в качестве самолетов поддержки и обеспечения). Пентагон признал существование F-117A только в ноябре 1988 года, а 19 декабря 1989 года самолет получил боевое крещение - две машины атаковали казармы в Рио Хата во время интервенции США в Панаму. Однако звездным часом самолета стала операция "Буря в пустыне", в рамках которой 42 самолета совершали ночные вылеты с авиабазы Хамис-Мушаит в Саудовской Аравии для поражения важных целей в Ираке и оккупированном Кувейте. В конце 1990-х годов F-117A применялись против сербской армии, причем эта операция стала трагичной страницей в истории F-117A - в ходе одного из налетов один самолет-"невидимка" был сбит.
   ВВС США планировали использовать F-117 Nighthawk лишь для уничтожения целей высокой степени важности - таких как узлы связи и командные пункты, командные центры системы ПВО, важные мосты, аэродромы и пр. Для эффективного решения данной задачи самолеты оборудовались высокоточной инерциальной навигационной системой и ИК-системой переднего обзора. После обнаружения цели пилот наводит перекрестие на экране ИК-системы переднего обзора на нее и выполняет захват цели, после чего данные целеуказания передаются в систему управления вооружением. В рассчитанной бортовой ЭВМ точке происходит сброс управляемых бомб с лазерным наведением, в определенный момент цель подсвечивается лучом лазера.
   После войны в Персидском заливе компания "Lockheed" приступила к реализации программы повышения боевых возможностей самолета, получившей наименование OCIP ("Offensive Capability Improvement Program"). Под действие программы попадали 57 оставшихся F-117A - из поставленных 59 серийных самолетов и пяти предсерийных машин. Самолет снят окончательно с вооружения в 2008 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed F-117A Nighthawk

   Тип: одноместный ударный самолет
   Силовая установка: два ТРДД General Electric F404-GE-F1D2 сухой тягой по 48,4 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте 1040 км/ч; крейсерская скорость на высоте 9145 м - 904 км/ч; практический потолок 11 765 м; боевой радиус с боевой нагрузкой 1814 кг - 862 км
   Масса: пустого 13 608 кг; максимальная взлетная 23814 кг
   Размеры: размах крыла 13,20 м; длина 20,08 м; высота 3,78 м; площадь крыла 105,9 м2
   Вооружение: до 2268 кг авиационных средств поражения в двух отсеках вооружения, размещенных в нижней части фюзеляжа, обычно - высокоточные боеприпасы, такие как УАБ с лазерным наведением
Сброс опытных моделей будущего F-117 с C-130
Полноразмерный деревянный макет F-117A. 1979г.
Несмотря на надежность компьютерных исследований, нет другого средства для нахождения "блестящих точек", чем натурные испытания. Установленные на мачте модели являются лучшим средством определения ЭПР, и при разработке F-117 было проведено много таких испытаний. На снимке: модель F-117 в 1/4 величины во время испытаний в пустыне Мохаве.
F-117A Nighthawk. Самолет Nighthawk несет маркировку 49-го истребительного крыла с авиабазы Холломэн, Нью Мехико. Эта авиачасть сформирована 10 августа 1948 года и начала службу 18 августа на авиабазе Мисава в Японии. Она была укомплектована самолетами P-51 Mustang и F-80 Shooting Star. В Корейской войне авиакрыло было вооружено истребителями F-84 Thunderjet, а в 1953 году перебазировалось во Францию и Германию. В дальнейшем на его вооружении находились F-86 Sabre, F-100 Super Sabre, F-105 Thunderchif и F-4 Phantom II. В 1968 году 49-е крыло было переведено в Холломан, в 1972-м выполняло боевые вылеты в юго-восточной Азии. В октябре 1977 года авиакрыло стало получать самолеты F-15 Eagle и вооружало ими 7-ю, 8-ю и 9-ю тактические истребительные эскадрильи вплоть до 1992 года, когда начались поставки F-117. Самолеты Nighthawk были выведены из эксплуатации в марте 2008 года.
Представление "истребителя-невидимки" Lockheed. 10 ноября 1988г.: Минобороны США положило конец циркулировавшим несколько лет слухам о необычном самолете, обнародовав официально информацию по "истребителю-невидимке" Lockheed F-117. На пресс-конференции, собранной после инаугурации президента Джорджа Буша-старшего, помощник министра обороны Дж. Дэниэл Ховард (на снимке) продемонстрировал одну фотографию F-117. Снимок был плохого качества и не позволил получить какого-либо представления об особенностях машины, а хорошо выбранный ракурс и неизвестное расстояние, с которого выполнялась съемка, затрудняло определение размеров самолета и породило новую волну предположений. Эксплуатация F-117 началась в 1981 году, а в 1983 году "невидимки" достигли состояния боеготовности. Для обеспечения секретности полеты F-117 выполнялись только ночью, что стало одной из причин двух катастроф. Публично F-117 впервые продемонстрировали 21 апреля 1990 года.
Так мог выглядеть палубный F-117N
F-117A Nighthawk
Схема F-117
Lockheed F-117A Nighthawk