Grumman F4F Wildcat
Страна: США
Год: 1937


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
Описание:
F4F Wildcat
Grumman F4F/FM Wildcat (G-18 и G-36)
Фотографии:

Боковые проекции (41)

F4F Wildcat

Одноместный палубный истребитель, одномоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Грумман эйронотикл инджиниринг корпорейшн" под руководством Л. Груммана и У. Швендлера. Первый полет опытный образец истребителя, XF4F-2, совершил 2 сентября 1937 г. Эта машина не была принята американским флотом и подверглась значительным доработкам. Образцом для серии стал самолет XF4F-3, выставленный на испытания 12 февраля 1939 г. Он отличался увеличенными размахом и площадью крыла и новым хвостовым оперением.
Серийное производство начато в декабре 1940 г. Строился заводами "Грумман" в Бетпейдже, с 1942 г. - "Истерн моторс" (отделение концерна "Дженерал моторс") в Линдене. Всего построено 7815 экз. (по другим данным - 7971 экз.).
Мотор и вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял на вооружении флотов США с декабря 1940 г., Великобритании - с июля 1941 г.
Основные серийные модификации :
   - F4F-3 с мотором R-1830-76/86, вооружение 4x12,7, на поздних сериях - новый капот двигателя, бронестекло и новый стрелковый прицел;
   - F4F-3P, фоторазведчик с мотором R-1830-86;
   - F4F-3A с мотором R-1830-90, вооружение 4x12,7, поставлялся в Англию как "Мартлет" III;
   - F4F-3AP, фоторазведчик с мотором R-1830-90, переделка истребителей осуществлялась полевыми авиамастерскими;
   - G-36A, экспортный вариант F4F-3 с мотором R-1820-G205A для Франции, первоначальное вооружение 6x7,65, во Францию поступить не успели, в Англии переделывались под 4x12,7 и именовались "Мартлет" I;
   - G-36B, экспортный вариант для Англии со складным крылом, мотором R-1820-S3C4-G, вооружение 6x12,7; в Англии именовались "Мартлет" II, первые 10 машин партии с нескладным крылом и вооружением 4x12,7;
   - F4F-4 с мотором R-1830-90 и складными консолями крыла, усиленной бронезащитой, вооружение 6x12,7, с начала 1943 г. введены дополнительные подвесные баки;
   - "Мартлет" III, экспортный вариант на базе F4F-3A с мотором R-1830-90 и винтом "Гамильтон", первоначально заказанный Грецией, без палубного оборудования, крыло нескладное, вооружение 4x12,7;
   - F4F-4B ("Мартлет" IV), экспортный вариант F4F-4 с мотором R-1820-40B для британского флота, короткий капот двигателя, винт "Гамильтон" (вместо "Кэртис");
   - F4F-7, переделка F4F-4 в дальний палубный разведчик без вооружения, крыло не складывается;
   - FM-1, вариант F4F-4 с мотором R-1830-86, выпускавшийся "Истерн моторс", вооружение 4x12,7 (на части машин - 2x12,7), поставлялся в Англию как "Мартлет" V;
   - FM-2 (F4F-8), облегченный вариант FM-1 для эскортных авианосцев с мотором R-1820-56W, новый капот двигателя, увеличенное вертикальное оперение, вооружение 4x12,7, подвеска 6хНУР, поставлялся в Англию как "Уайлдкэт" VI.
Новые самолеты с января 1941 г. разместили на американских авианосцах "Уосп" и "Рэйнджер". Они приняли участие в патрулировании Атлантики. К декабрю 1941 г. в США имелось восемь эскадрилий "уайлдкэтов" на авианосцах и три эскадрильи морской пехоты на берегу.
В бой первыми вступили английские истребители. "Мартлеты" с декабря 1940 г. обеспечивали ПВО военно-морской базы Скапа-Флоу. 25 декабря они сбили первый немецкий бомбардировщик. С сентября 1942 г. новые машины получили авианосцы британского флота (первым из них стал "Одэсити").
В декабре 1941 г. "уайлдкэты" находились на аэродроме Эва на о. Оаху, но в боях с японскими истребителями не участвовали. Первый вражеский самолет был сбит ими при обороне о. Уэйк. С февраля 1942 г. - активные операции с авианосцев. Эти машины участвовали во всех основных сражениях войны на Тихом океане - в Коралловом море, у Мидуэя, боях за о. Гуадалканал.
С августа 1942 г. применялись в Северной Африке (с авианосцев и береговых баз). Во второй половине войны базировались на большинстве малых авианосцев, обеспечивая прикрытие конвоев, десантные операции. Английские истребители участвовали в операции по захвату Мадагаскара. Во время боев на Соломоновых о-вах в июне 1943 г. они летали как с английского авианосца "Викториэс", так и с американского "Саратога". Эти машины в апреле 1944 г. прикрывали налеты на "Тирпиц" в Северной Норвегии, десант у Салерно на Сицилии в 1943 г.
FM-2 широко применялись с эскортных авианосцев с 1943 г. Они участвовали в боях на Филиппинах и Окинаве. Английские летчики действовали на них против подводных лодок в Атлантике, у побережья Норвегии, в Средиземном море. При этом истребитель работал в паре с бомбардировщиком, подавляя зенитные средства подводной лодки при выходе напарника на боевой курс.
Разведчики использовались в боях на Гуадалканале и Эспириту-Санто, на Новых Гебридах и в Северной Африке.
F4F снят с производства в 1945 г., в конце того же года снят с вооружения в США и Великобритании.


F4F-4||
Размах:||11,58 м
Длина:||8,74 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3600 кг
Максимальная скорость:||510 км/ч
Практический потолок:||10600 м
Дальность:||1750 км

Grumman F4F/FM Wildcat (G-18 и G-36)

В соответствии с представленными требованиями ВМС США от 1936 года на новый истребитель корабельного базирования компания "Brewster Aeronautical Corporation" построила опытный образец XF2A-1 самолета Model 39 - первого истребителя-моноплана, принятого на вооружение ВМС США. Однако ВМС одновременно заказали и компании "Grumman" постройку прототипа биплана XF4F-1. Более тщательное изучение потенциальных летных характеристик самолета по первому проекту и тот факт, что ранее созданные бипланы компании "Grumman" семейства F3F стали демонстрировать хорошие летные данные, привели к прекращению разработки опытного образца биплана и началу проектирования альтернативного моноплана Grumman G-18. После изучения нового предложения ВМС США 28 июля 1936 года заказали один прототип под обозначением XF4F-2. Этот прототип совершил первый полет 2 сентября 1937 года, был оснащен звездообразным двигателем Pratt & Whitney R-1830-66 Twin Wasp мощностью 1050 л. с. и мог развивать максимальную скорость 467 км/ч. Самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла и с убирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом, основные опоры шасси убирались в ниши в нижней части фюзеляжа. Во время сравнительных испытаний в 1938 году он доказал, что является более скоростным, чем прототип компании "Brewster". Скорость, конечно, была его преимуществом, но по ряду параметров он уступал конкуренту, поэтому в июне 1938 года контракт на серийные самолеты XF2A-1 получила компания "Brewster".
   В октябре 1938 года ВМС США вернули Grumman XF4F-2 разработчику для доработки машины, подписав соответствующий контракт. Компания внесла достаточно существенные изменения в конструкцию самолета, прежде чем опытный образец G-36 снова поднялся в воздух в марте 1939 года под обозначением XF4F-3. Среди изменений были установка более мощного двигателя XR-1830-76 с двухступенчатым нагнетателем, увеличение размаха и площади крыла, перепроектирование хвостового оперения и модификация вооружения. На втором прототипе горизонтальное оперение было передвинуто вверх по измененному по профилю килю, что позволило улучшить управляемость XF4F-3 и повысило его маневренность, а максимальная скорость на высоте 6490 м возросла до 539 км/ч. В итоге ВМС США 8 августа 1939 года выдали заказ на 78 серийных самолетов F4F-3. Разработчик же предложил новый проект самолета G-36A на экспорт и получил контракты на 81 самолета от Франции и 30 - от Греции.
   Первый из них, предназначенный для французских ВМС и оснащенный звездообразным поршневым двигателем Wright R-1820 Cyclone мощностью 1000 л. с., поднялся впервые в воздух 27 июля 1940 года, но к тому времени Франция уже капитулировала, и партию машин тогда закупила Великобритания, увеличив заказ до 90 самолетов.
  
   Первый из них был поставлен в июле 1940 года (первые пять самолетов были отправлены в Канаду) и получил обозначение Martlet Mk I. Машины поступили на вооружение 8040-й эскадрильи авиации британских ВМС, причем две из них в декабре 1940 года стали первыми истребителями американской постройки, одержавшими победу над германскими истребителями.
   Последующие варианты самолетов компании "Grumman", построенные для военно-морской авиации Великобритании, включали: самолеты Martlet Mk II с двигателем Twin Wasp и складывающимся крылом; 10 самолетов F4F-4A и изготовленные по контракту с Грецией самолеты G-36A, обозначенные Martlet Mk III; поставленные по ленд-лизу самолеты F4F-4B с двигателем GR-1820 Cyclone, названные Martlet Mk IV. В январе 1944 года все они получили у британцев новое обозначение Wildcat.
   Первый F4F-3 поднялся в воздух 20 августа 1940 года; флот заказал 285 самолетов, с декабря они стали поступать на вооружение 7-й и 41-й истребительных эскадрилий. 95 самолетов F4F-3A, заказанных ВМС США, были оснащены двигателем R-1830-90 с одноступенчатым нагнетателем, их поставки начались в 1941 году. Прототип XF4F-4 поднялся в воздух в мае 1941 года. По опыту эксплуатации самолетов Martlet в его конструкцию внесли изменения - самолет имел броневую защиту, топливные баки из самозатягивающейся резины, складывающееся крыло и был вооружен шестью пулеметами. Поставки серийных истребителей F4F-4 Wildcat, заказанных в количестве 1168 самолетов, начались в ноябре 1941 года, и ко времени нападения японцев ими уже была оснащена часть эскадрилий ВМС и КМП США. В последующем эти машины поступили в эскадрильи авианосцев "Энтерпрайз", "Хорнет" и "Саратога", они участвовали в операциях в Коралловом море, у атолла Мидуэй и Гуадалканала. Wildcat был в гуще событий в войне на Тихом океане, только в 1943 году ему на смену пришли более совершенные самолеты. Кроме того, самолеты активно воевали в конце 1942 года в Северной Африке.
   Заключительным серийным вариантом стал дальний разведывательный самолет F4F-7, отличавшийся увеличенным запасом топлива, фотоаппаратурой в нижней части фюзеляжа и снятым вооружением. Был построен 21 самолет F4F-7, а затем "Grumman" выпустила два опытных XF4F-8. В связи с необходимостью сосредоточиться на разработке и серийном выпуске более совершенного F6F Hellcat компания "Grumman" заключила соглашение с компанией "General Motors" на продолжение серийного выпуска F4F-4 под обозначением FM-1. Их серийное производство началось 18 апреля 1942 года, к нему привлекли отделение "Eastern Aircraft Division" компании. Первый FM-1 поднялся в воздух 31 августа 1942 года.
   Серийный выпуск составил 1060 самолетов, 312 из которых были отправлены в Великобританию под обозначением Martlet MkV (позднее Wildcat Mk V). В то же время компания "General Motors" вела работы над усовершенствованным вариантом, FM-2, который являлся серийным вариантом двух опытных самолетов Grumman XF4F-8. Его главными отличиями были установка звездообразного поршневого двигателя R-1820-56 Cyclone мощностью 1350 л. с., что повлекло за собой увеличение площади киля для сохранения хорошей путевой устойчивости при более мощном двигателе, а также снижение до минимума массы конструкции планера. Компанией "General Motors" были построены 4777 самолетов FM-2, 370 из них отправлены в Великобританию. Там они состояли на вооружении военно-морской авиации и имели обозначение Wildcat MkVI.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman F4F-4 Wildcat

   Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
   Силовая установка: один звездообразный ПД Pratt & Whitney R-1830-36 Twin Wasp мощностью 1200 л.с. (895 кВт.)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5915 м – 512 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 249 км/ч; начальная скороподъемность 594 м/мин; практический потолок 12 010 м; дальность полета 1239 км
   Масса: пустого 2612 кг; максимальная взлетная 3607 кг
   Размеры: размах крыла 11,58 м; длина 8,76 м; высота 2,81 м; площадь крыла 24,15 м2
   Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов Browning в крыле, плюс до 91 кг бомб под крылом - обычно две 45-кг бомбы
Prototype XF4F-3 in natural finish; i
F4F-3 (2-я иаэ, АВ "Лексингтон"), май 1942 года. В августе 1941 года для самолетов авианосной авиации была введена схема "серо-голубой/светло-серый", а с июня была введена новая эмблема - звезда с красным кругом и красно-белые полосы на руле направления.
F4F-3 "Уайлдкэт" командира эскадрильи VF-2 с авианосца "Лексингтон" лейтенанта-коммандера П.Рэмзи.
F4F-3 Wildcat with blue-grey upper surfaces and light grey undersides;
Во время битвы за Бугенвиль 20 февраля 1942 года, О'Хара сбил в одном вылете шесть G4M1 "Betty" из 4-й ударной авиагруппы. В то время О'Хара летал на истребителе F4F-3 в составе эскадрильи VF-3 на авианосце "Лексингтон".
F4F-3 "Уайлдкэт". Январь 1942г.
Выжившие в Перл-Харборе. Изображен один из двух F4F-3A из 6-й истребительной эскадрильи, уцелевших при обстреле собственными зенитками. Во время атаки японцев шесть Wildcat выполняли перелет с авианосца "Энтерпрайз" на остров Форд, но американские зенитчики перепутали их с японцами и открыли огонь, когда Wildcat уже заходили на посадку. На изображенной машине летал энсин Джеймс Дэниэлс.
F4F-3 "Уайлдкэт" с авианосца "Уосп". Январь 1941г.
F4F-3 майора Роберта Галера, эскадрилья VMF-224 авиации корпуса морской пехоты США, сентябрь-октябрь 1942г. Обозначение победы в виде военно-морского флага Японии - "стандарт" для самолетов американского флота и морской пехоты.
F4F-3 (224-я иаэ КМП, Гуадалканал), сентябрь - ноябрь 1942 года. Красный кольцевой обтекатель капота и знаки на фюзеляже - отличительные знаки пилота, в остальном - все стандартно для того периода времени. Номер эскадрильи - отсутствует.
F4F-3 (212-я иаэ КМП, Гуадалканал), сентябрь - ноябрь 1942 года. Самолеты авиации КМП США берегового базирования обычно окрашивались по схеме авиации ВМС того же периода. Кольцевой обтекатель капота белого цвета - вероятно, личный символ пилота или командира эскадрильи.
F4F-3 "Уайлдкэт" 39-й эскадрильи с авианосца "Лиском Бей". Ноябрь 1943г.
F4F-4 Wildcat. Во время вторжения в Северную Африку на этом Wildcat летал лейтенант-коммандер Джон Рэби из эскадрильи VF-9 с авианосца "Рейнджер". Самолет несет стандартные для того времени опознавательные знаки ВМС США, за исключением желтой полосы вокруг знаков национальной принадлежности. Подобная полоса использовалась на всех самолетах, принимавших участие в операции "Torch".
F4F-4 (29-я эскортная иаэ, АВ "Санти"), ноябрь 1942 года. Самолеты, назначенные для участия в операции "Torch" (вторжение союзников в Северную Африку), отличались опознавательными знаками в желтой окружности. На машине сохранился номер эскадрильи.
F4F-4 Wildcat. На данном F4F-4 воевал капитан Марион Карл - первый ас в авиации КМП США в годы Второй мировой войны. Карл служил в 223-й эскадрилье во время боев за Гуадалканал, всего на Wildcat он добился 16,5 побед, а еще два самолета сбил, летая уже на F4U Corsair.
Грумман F4F-4 "Уайлдкэт" из эскадрильи VMF-223 морской пехоты США, пилот - кэптен Мэрион Карл.
F4F-4 "Уайлдкэт" из состава эскадрильи VF-6 ВМС США с авианосца "Энтерпрайз". Пилот - Дональд Э. Рунион, август 1942г.
Ас Санта-Круз. В сражении при Санта-Круз 26 октября 1942 года энсин Джордж Вренн из 72-й истребительной эскадрильи с АВ "Хорнет" взлетел на изображенном F4F-4 на перехват противника. В одном вылете Вренн сбил пять Nakajima B5N "Kate". Его авианосец "Хорнет" был потоплен, и Вренну пришлось садиться на АВ "Энтерпрайз".
F4F-4 (5-я иаэ, АВ "Саратога"), август 1942 года. В мае 1942 года ввели менее заметные опознавательные знаки, а руль направления закрасили. В июле 1942 года вышла директива, запрещавшая указывать на машинах номер эскадрильи - до этого имелся код "5-F-12".
F4F-4 "Уайлдкэт" из состава эскадрильи VF-5 ВМС США с авианосца "Саратога", сбитый японским асом Сабуро Сакаи 7 августа 1942г. Пилот - лейтенант Джеймс Сазерлэнд.
К 1943 году на крупных американских авианосцах истребители Wildcat заменили на Hellcat, хотя 11-я истребительная эскадрилья использовала F4F-4 с Гуадалканала. Изображен самолет лейтенанта Уильяма Николаса Леонарда, сбившего пару Zero 12 июня 1943 года.
На этом истребителе Grumman F4F-4 Wildcat, "белый 50", Фосс 12 ноября 1942 года сбил два японских бомбардировщика G4M "Betty" и один истребитель Reisen ("Zero"), доведя свой счет побед до 22. Интересно, что вначале Фосса считали "слишком старым" для того, чтобы переучиваться на летчика-истребителя.
На F4F-4 ("черный 53") Фосс летал в октябре 1942 года, на нем он сбил свой восьмой самолет. Фосс позже говорил: "Если вы один и встретили "Zero", бегите как ошпаренный, потому что вы в меньшинстве", фосс сбил 26 самолетов, тогда как "утвержденный" счет эскадрильи — 22 победы.
Самолеты Джозефа Фосса. В эскадрилье VMF-121 не использовалась практика закрепления самолетов за определенными летчиками. И поэтому ни у кого не было персональных машин. Когда 9 октября 1942г. Фосс приземлился на острове, бортовой N 13 его самолета был вскоре исправлен на N 53, так как одна "чертова дюжина" на аэродроме уже имелась. Помимо этого достоверно известно, что Джозеф Фосс летал на машинах с бортовыми N 50 и N 84.
Martlet Mk I (804-я аэ, авиабаза Скибрэ), декабрь 1940 года. Самолет окрашен в традиционные цвета авиации британских ВМС: верхние поверхности - темный серо-голубой, нижние - бледный серовато-зеленый. Бледно-серовато-зеленая полоса в хвостовой части - знак истребителя - появилась в конце 1940 года.
Martlet I, AL257, with standard grey shadow shading and <...>zure undersurfaces, except for the port wing which was matt black;
Martlet Mk II AM974/"J". Еще одним удачливым пилотом был сублейтенант Б.Дж. Уоллер из 881-й эскадрильи, разделивший три победы (один Potez 63 и два MS.406) над Мадагаскаром в мае 1942 года. Его эскадрилья базировалась на авианосце "Илластриес".
Martlet Mk II (888-я аэ, АВ "Серчер"), ноябрь 1942 года. Опознавательные знаки и надпись "U.S. NAVY" применили к самолетам авиации британских ВМС во время операции "Torch" для облегчения опознавания американскими солдатами. На киле - эмблема 888-й аэ поверх опознавательного знака.
Английский морской истребитель "Мартлет-III" с авианосца "Илластриес" - участник боев за Мадагаскар
Martlet Mk III (805-я аэ, Ливийская пустыня), сентябрь 1941 года. Часть самолетов 805-й аэ, берегового базирования, получила "пустынную" окраску сверху, тогда как нижние поверхности остались голубого цвета. Опознавательный знак на фюзеляже, типа "А1", и однобуквенный индивидуальный код.
Wildcat Mk V JV573. Ранее бывшее звеном "F" 1832-й эскадрильи, отвечавшей за формирование звеньев (из четырех Wildcat Mk V) для службы на эскортных авианосцах, это звено 813-й эскадрильи несло службу на кораблях "Кампаниа" и "Виндекс" вместе с самолетами Swordfish и Fulmar. В начале 1945 года пилоты подразделения сбили три Ju 88, один из которых стал жертвой сублейтенанта Р.А. Флейшманна-Аллена, летавшего на этом самолете. Еще служа в 842-й эскадрилье Флейшманн-Аллен разделил победу над Fw 200 Condor в декабре 1943 года.
Wildcat V, JF579, with high-gloss blue-grey finish and <...>sion markings;
Wildcat Mk VI (882-я аэ, АВ "Серчер"), март 1945 года. Данный Wildcat Mk VI имеет окраску темный серо-голубой / зеленовато-серый / бледный серовато-зеленый, как на ранних машинах, и опознавательные знаки на фюзеляже (типа "C1") и киле (новый, введен в 1942 году). Буквы и цифры кода - меньшего размера.
FM-2 Wildcat with gloss finish, deep blue upper surfaces merging with white or azure underside (blue under folding wing sections)
FM-2 (4-я смеш. аэ, АВ "Уайт Плейнс"), июнь - октябрь 1944 года. Данный самолет воевал на Тихом океане, но окрашен по необычной схеме - темно-серый / блестящий белый на опознавательных знаках, т.н. "атлантическая" схема. На машине - новый опознавательный знак, звезда и полоса, введенный в августе 1943 года, и белый треугольник с номером корабельной авиагруппы на руле направления.
FM-2 (13-я смешанная аэ, АВ "Анцио"), апрель 1945 года. Самолет окрашен в схему, характерную для Тихоокеанского ТВД, - "ASW Scheme II" утвержденную в октябре 1944 года для самолетов, действующих в Северной Атлантике.
FM-2 of a US Navy Stateside training unit, late 1944.
HVAR rocket equipped FM-2 of VC-88, assigned to the USS ‘Hoggatt Bay’, December 1944 - February 1945.
FM-2 of VC-10, as operated from the USS ‘Fanshaw Bay’, July 1945.
FM-2 93-й разведывательной эскадрильи с авианосца "Портоф Бей". 1945г.
FM-2 (93-я смешанная аэ, АВ "Петроф Бей"), апрель 1945 года. Очень темно-синий блестящий цвет, также известный как "полуночный синий", был введен в октябре 1944 года - применялся к самолетам палубной авиации, кроме привлекавшихся к задачам ПЛО (например, в Атлантике). Лист клевера - знак корабельной авиагруппы.