Grumman F4F Wildcat
Страна: США
Год: 1937


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
О книге евгения терентьева рулетка игра.
Описание:
F4F Wildcat
Grumman F4F/FM Wildcat (G-18 и G-36)
Фотографии:

Ч/б фото (72)

F4F Wildcat

Одноместный палубный истребитель, одномоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Грумман эйронотикл инджиниринг корпорейшн" под руководством Л. Груммана и У. Швендлера. Первый полет опытный образец истребителя, XF4F-2, совершил 2 сентября 1937 г. Эта машина не была принята американским флотом и подверглась значительным доработкам. Образцом для серии стал самолет XF4F-3, выставленный на испытания 12 февраля 1939 г. Он отличался увеличенными размахом и площадью крыла и новым хвостовым оперением.
Серийное производство начато в декабре 1940 г. Строился заводами "Грумман" в Бетпейдже, с 1942 г. - "Истерн моторс" (отделение концерна "Дженерал моторс") в Линдене. Всего построено 7815 экз. (по другим данным - 7971 экз.).
Мотор и вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял на вооружении флотов США с декабря 1940 г., Великобритании - с июля 1941 г.
Основные серийные модификации :
  - F4F-3 с мотором R-1830-76/86, вооружение 4x12,7, на поздних сериях - новый капот двигателя, бронестекло и новый стрелковый прицел;
  - F4F-3P, фоторазведчик с мотором R-1830-86;
  - F4F-3A с мотором R-1830-90, вооружение 4x12,7, поставлялся в Англию как "Мартлет" III;
  - F4F-3AP, фоторазведчик с мотором R-1830-90, переделка истребителей осуществлялась полевыми авиамастерскими;
  - G-36A, экспортный вариант F4F-3 с мотором R-1820-G205A для Франции, первоначальное вооружение 6x7,65, во Францию поступить не успели, в Англии переделывались под 4x12,7 и именовались "Мартлет" I;
  - G-36B, экспортный вариант для Англии со складным крылом, мотором R-1820-S3C4-G, вооружение 6x12,7; в Англии именовались "Мартлет" II, первые 10 машин партии с нескладным крылом и вооружением 4x12,7;
  - F4F-4 с мотором R-1830-90 и складными консолями крыла, усиленной бронезащитой, вооружение 6x12,7, с начала 1943 г. введены дополнительные подвесные баки;
  - "Мартлет" III, экспортный вариант на базе F4F-3A с мотором R-1830-90 и винтом "Гамильтон", первоначально заказанный Грецией, без палубного оборудования, крыло нескладное, вооружение 4x12,7;
  - F4F-4B ("Мартлет" IV), экспортный вариант F4F-4 с мотором R-1820-40B для британского флота, короткий капот двигателя, винт "Гамильтон" (вместо "Кэртис");
  - F4F-7, переделка F4F-4 в дальний палубный разведчик без вооружения, крыло не складывается;
  - FM-1, вариант F4F-4 с мотором R-1830-86, выпускавшийся "Истерн моторс", вооружение 4x12,7 (на части машин - 2x12,7), поставлялся в Англию как "Мартлет" V;
  - FM-2 (F4F-8), облегченный вариант FM-1 для эскортных авианосцев с мотором R-1820-56W, новый капот двигателя, увеличенное вертикальное оперение, вооружение 4x12,7, подвеска 6хНУР, поставлялся в Англию как "Уайлдкэт" VI.
Новые самолеты с января 1941 г. разместили на американских авианосцах "Уосп" и "Рэйнджер". Они приняли участие в патрулировании Атлантики. К декабрю 1941 г. в США имелось восемь эскадрилий "уайлдкэтов" на авианосцах и три эскадрильи морской пехоты на берегу.
В бой первыми вступили английские истребители. "Мартлеты" с декабря 1940 г. обеспечивали ПВО военно-морской базы Скапа-Флоу. 25 декабря они сбили первый немецкий бомбардировщик. С сентября 1942 г. новые машины получили авианосцы британского флота (первым из них стал "Одэсити").
В декабре 1941 г. "уайлдкэты" находились на аэродроме Эва на о. Оаху, но в боях с японскими истребителями не участвовали. Первый вражеский самолет был сбит ими при обороне о. Уэйк. С февраля 1942 г. - активные операции с авианосцев. Эти машины участвовали во всех основных сражениях войны на Тихом океане - в Коралловом море, у Мидуэя, боях за о. Гуадалканал.
С августа 1942 г. применялись в Северной Африке (с авианосцев и береговых баз). Во второй половине войны базировались на большинстве малых авианосцев, обеспечивая прикрытие конвоев, десантные операции. Английские истребители участвовали в операции по захвату Мадагаскара. Во время боев на Соломоновых о-вах в июне 1943 г. они летали как с английского авианосца "Викториэс", так и с американского "Саратога". Эти машины в апреле 1944 г. прикрывали налеты на "Тирпиц" в Северной Норвегии, десант у Салерно на Сицилии в 1943 г.
FM-2 широко применялись с эскортных авианосцев с 1943 г. Они участвовали в боях на Филиппинах и Окинаве. Английские летчики действовали на них против подводных лодок в Атлантике, у побережья Норвегии, в Средиземном море. При этом истребитель работал в паре с бомбардировщиком, подавляя зенитные средства подводной лодки при выходе напарника на боевой курс.
Разведчики использовались в боях на Гуадалканале и Эспириту-Санто, на Новых Гебридах и в Северной Африке.
F4F снят с производства в 1945 г., в конце того же года снят с вооружения в США и Великобритании.


F4F-4||
Размах:||11,58 м
Длина:||8,74 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3600 кг
Максимальная скорость:||510 км/ч
Практический потолок:||10600 м
Дальность:||1750 км

Grumman F4F/FM Wildcat (G-18 и G-36)

В соответствии с представленными требованиями ВМС США от 1936 года на новый истребитель корабельного базирования компания "Brewster Aeronautical Corporation" построила опытный образец XF2A-1 самолета Model 39 - первого истребителя-моноплана, принятого на вооружение ВМС США. Однако ВМС одновременно заказали и компании "Grumman" постройку прототипа биплана XF4F-1. Более тщательное изучение потенциальных летных характеристик самолета по первому проекту и тот факт, что ранее созданные бипланы компании "Grumman" семейства F3F стали демонстрировать хорошие летные данные, привели к прекращению разработки опытного образца биплана и началу проектирования альтернативного моноплана Grumman G-18. После изучения нового предложения ВМС США 28 июля 1936 года заказали один прототип под обозначением XF4F-2. Этот прототип совершил первый полет 2 сентября 1937 года, был оснащен звездообразным двигателем Pratt & Whitney R-1830-66 Twin Wasp мощностью 1050 л. с. и мог развивать максимальную скорость 467 км/ч. Самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла и с убирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом, основные опоры шасси убирались в ниши в нижней части фюзеляжа. Во время сравнительных испытаний в 1938 году он доказал, что является более скоростным, чем прототип компании "Brewster". Скорость, конечно, была его преимуществом, но по ряду параметров он уступал конкуренту, поэтому в июне 1938 года контракт на серийные самолеты XF2A-1 получила компания "Brewster".
  В октябре 1938 года ВМС США вернули Grumman XF4F-2 разработчику для доработки машины, подписав соответствующий контракт. Компания внесла достаточно существенные изменения в конструкцию самолета, прежде чем опытный образец G-36 снова поднялся в воздух в марте 1939 года под обозначением XF4F-3. Среди изменений были установка более мощного двигателя XR-1830-76 с двухступенчатым нагнетателем, увеличение размаха и площади крыла, перепроектирование хвостового оперения и модификация вооружения. На втором прототипе горизонтальное оперение было передвинуто вверх по измененному по профилю килю, что позволило улучшить управляемость XF4F-3 и повысило его маневренность, а максимальная скорость на высоте 6490 м возросла до 539 км/ч. В итоге ВМС США 8 августа 1939 года выдали заказ на 78 серийных самолетов F4F-3. Разработчик же предложил новый проект самолета G-36A на экспорт и получил контракты на 81 самолета от Франции и 30 - от Греции.
  Первый из них, предназначенный для французских ВМС и оснащенный звездообразным поршневым двигателем Wright R-1820 Cyclone мощностью 1000 л. с., поднялся впервые в воздух 27 июля 1940 года, но к тому времени Франция уже капитулировала, и партию машин тогда закупила Великобритания, увеличив заказ до 90 самолетов.
  
  Первый из них был поставлен в июле 1940 года (первые пять самолетов были отправлены в Канаду) и получил обозначение Martlet Mk I. Машины поступили на вооружение 8040-й эскадрильи авиации британских ВМС, причем две из них в декабре 1940 года стали первыми истребителями американской постройки, одержавшими победу над германскими истребителями.
  Последующие варианты самолетов компании "Grumman", построенные для военно-морской авиации Великобритании, включали: самолеты Martlet Mk II с двигателем Twin Wasp и складывающимся крылом; 10 самолетов F4F-4A и изготовленные по контракту с Грецией самолеты G-36A, обозначенные Martlet Mk III; поставленные по ленд-лизу самолеты F4F-4B с двигателем GR-1820 Cyclone, названные Martlet Mk IV. В январе 1944 года все они получили у британцев новое обозначение Wildcat.
  Первый F4F-3 поднялся в воздух 20 августа 1940 года; флот заказал 285 самолетов, с декабря они стали поступать на вооружение 7-й и 41-й истребительных эскадрилий. 95 самолетов F4F-3A, заказанных ВМС США, были оснащены двигателем R-1830-90 с одноступенчатым нагнетателем, их поставки начались в 1941 году. Прототип XF4F-4 поднялся в воздух в мае 1941 года. По опыту эксплуатации самолетов Martlet в его конструкцию внесли изменения - самолет имел броневую защиту, топливные баки из самозатягивающейся резины, складывающееся крыло и был вооружен шестью пулеметами. Поставки серийных истребителей F4F-4 Wildcat, заказанных в количестве 1168 самолетов, начались в ноябре 1941 года, и ко времени нападения японцев ими уже была оснащена часть эскадрилий ВМС и КМП США. В последующем эти машины поступили в эскадрильи авианосцев "Энтерпрайз", "Хорнет" и "Саратога", они участвовали в операциях в Коралловом море, у атолла Мидуэй и Гуадалканала. Wildcat был в гуще событий в войне на Тихом океане, только в 1943 году ему на смену пришли более совершенные самолеты. Кроме того, самолеты активно воевали в конце 1942 года в Северной Африке.
  Заключительным серийным вариантом стал дальний разведывательный самолет F4F-7, отличавшийся увеличенным запасом топлива, фотоаппаратурой в нижней части фюзеляжа и снятым вооружением. Был построен 21 самолет F4F-7, а затем "Grumman" выпустила два опытных XF4F-8. В связи с необходимостью сосредоточиться на разработке и серийном выпуске более совершенного F6F Hellcat компания "Grumman" заключила соглашение с компанией "General Motors" на продолжение серийного выпуска F4F-4 под обозначением FM-1. Их серийное производство началось 18 апреля 1942 года, к нему привлекли отделение "Eastern Aircraft Division" компании. Первый FM-1 поднялся в воздух 31 августа 1942 года.
  Серийный выпуск составил 1060 самолетов, 312 из которых были отправлены в Великобританию под обозначением Martlet MkV (позднее Wildcat Mk V). В то же время компания "General Motors" вела работы над усовершенствованным вариантом, FM-2, который являлся серийным вариантом двух опытных самолетов Grumman XF4F-8. Его главными отличиями были установка звездообразного поршневого двигателя R-1820-56 Cyclone мощностью 1350 л. с., что повлекло за собой увеличение площади киля для сохранения хорошей путевой устойчивости при более мощном двигателе, а также снижение до минимума массы конструкции планера. Компанией "General Motors" были построены 4777 самолетов FM-2, 370 из них отправлены в Великобританию. Там они состояли на вооружении военно-морской авиации и имели обозначение Wildcat MkVI.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman F4F-4 Wildcat

  Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
  Силовая установка: один звездообразный ПД Pratt & Whitney R-1830-36 Twin Wasp мощностью 1200 л.с. (895 кВт.)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5915 м – 512 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 249 км/ч; начальная скороподъемность 594 м/мин; практический потолок 12 010 м; дальность полета 1239 км
  Масса: пустого 2612 кг; максимальная взлетная 3607 кг
  Размеры: размах крыла 11,58 м; длина 8,76 м; высота 2,81 м; площадь крыла 24,15 м2
  Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов Browning в крыле, плюс до 91 кг бомб под крылом - обычно две 45-кг бомбы
USAF
Прототип XF4F-2 (BuNo.0383) был похож на бочку еще больше, чем его предшественники F2F и F3F. Обратите внимание на скругленную форму киля, передняя кромка которого перпендикулярна фюзеляжу.
Конструкция F4F претерпела существенные изменения за время, прошедшее с момента первого полета XF4F-2 (на фото) в сентябре 1937 года и до первого полета XF4F-8 в 1943 году.
Первый опытный XF4F-2, 1936г.
XF4F-3 (на фото) сохранил хвостовое оперение первого прототипа, но оно было большей площади.
По предложению консультативного комитета НАКА (NACA) серийные F4F-3 (на фото) и последующие варианты получили измененный руль направления и поднятый на 50,8 см стабилизатор.
"Уайлдкэты" F4F-3 с авианосца "Лексингтон" в полете, 1941г.
Два звена Wildcat в тренировочном полете. Правильно выбранная тактика боевого применения, когда самолеты действовали парами и четверками, давала летчикам ВМС и КМП США преимущество в воздушных боях с более маневренными A6M Zero.
Палубные истребители "Уайлдкэт" из авиагруппы "Лексингтона".
"Уайлдкэты" 121-й эскадрильи идут на перехват. Соломоновы острова, весна 1943г.
F4F-3 во время подготовки VF-10 на Гавайях. Перед отправкой на Гуадалканал в конце 1942г. с опознавательных знаков самолета уберут красный цвет, чтобы ничто не напоминало "фрикадельки" на японских самолетах
Так были окрашены "Уайлдкэты" с "Лексингтона" во время битвы в Коралловом море.
Новый "Уайлдкэт" F4F-4 летал еще хуже своего предшественника F4F-3.
Данный F4F-4, сохранивший окраску начального периода войны, был передан 41-й истребительной эскадрилье (АВ "Рейнджер"). В ноябре 1942 года эскадрилья приняла участие в операции "Torch" - высадке союзников в Северной Африке.
Снимок сделан в районе Гавайев 10 апреля 1942 года. Командир эскадрильи VF-3 Джон С. Так на F4F с номером F-1 летит в строю с О'Хара (самолет с номером F-13). В начале войны Так и О'Хара снискали славу самых метких стрелков среди пилотов ВМС США.
К концу 1943 года F4F-4 были выведены из фронтовых частей, а оставшиеся немногие машины были привлечены на территории США к подготовке будущих пилотов Wildcat, которым в бой предстояло идти на FM-2. Крупный код на фюзеляже свидетельствует, что на фотографии - учебные машины, а красная звезда и полоса идентифицируют снимок примерно июлем - октябрем 1943 года.
Группа истребителей F4F-3F над побережьем Южной Каролины, август 1941 г.
RAF
ВМС Франции заказали 91 самолет варианта G-36A, с мотором Wright Cyclone. Первый из них (NX-G1, на фотографии) поднялся в воздух 10 мая 1940 года, в день, когда германские войска вторглись во Францию. В целом идентичный варианту F4F-3, с нескладывающимся крылом, G-36A отличался наличием шести 7,5-мм пулеметов Darne. Все самолеты были переданы британцам под обозначением Martlet Mk I.
Поставленный в сентябре 1940 года, этот Martlet Mk I (BJ513) был одним из самолетов G-36A с двигателем Cyclone, строившихся для Франции. В октябре он был передан 759-й эскадрилье - школе истребителей флота на базе Йовилтон.
"Мартлет" британских ВВС
Martlet Mk I из французского заказа с двигателями Wright Cyclone поступили на вооружение 804-й эскадрильи британских ВМС в июле 1940 года, придя на смену устаревшим Sea Gladiator.
Comparative views of the Martlet I (photo) and Martlet II: the engines were the most important difference, but the Martlet II also had folding wings.
A G-36B Martlet II of the Royal Navy.
Comparative views of the Martlet I and Martlet II (photo): the engines were the most important difference, but the Martlet II also had folding wings.
A view of G-36A Martlet III AX826, part of the diverted French order within Contract No. F-292.
A Martlet IV (F4F-4B) which was essentially similar to the US Navy's F4F-4 apart from the engine.
"Мартлет" из 888-й эскадрильи авиации ВМС Великобритании, 1942г.
Этот Martlet Mk III из 805-й эскадрильи - один из самолетов F4F-3A, предназначавшихся для ВВС Греции и еще сохранивший американский регистрационный номер на фюзеляже. Для службы в пустыне самолет покрыли слоем краски цвета Middle Stone.
Авиация британских ВМС изучала возможность применения реактивных снарядов на ряде своих истребителей, включая Wildcat. Испытания в Боскомб-Дауне проводились на нескольких машинах, включая этот Wildcat Mk IV с тремя 11-кг PC под каждой консолью крыла. В течение 1942-1944 годов испытывались британские направляющие типа Mk I (на фотографии) и американские типа Mk V, но PC с Wildcat в британской военно-морской авиации не применялись.
Another view of Martlet NX26874.
The FM-1, illustrated in service with the Royal Navy as the Wildcat V, was essentially similar to the F4F-4.
Martlet II of No. 881 Squadron receives the signal to take off from Illustrious"
От обозначения Martlet в пользу Wildcat отказались в январе 1944 года. Wildcat Mk V из 898-й эскадрильи садится на авианосец "Сёрчер" во время конвойной операции в Северной Атлантике.
Grumman Martlets of Nos. 881 and 882 Squadrons parked on the flight deck of H.M.S. "Illustrious" during the approach of the Royal Navy task force to Madagascar
USAF
Этот F4F-4, проходящий пристрелку своих шести 12,7-мм пулеметов, окрашен уже по стандарту 1942г.: верх - серо-голубой, низ - светло-серый
Авианосец "Лонг-Айленд" и истребители "Уайлдкэт" на его ангарной палубе.
Палубная команда выкатывает "Уайлдкэта" на позицию старта
Раскладывание крыльев "Уайлдкэта" вручную
F4F-4 из 29-й эскортной истребительной эскадрильи (VGF-29) сфотографирован на борту эскортного авианосца "Санти" (CVE-29), вероятно - в Атлантике, незадолго до операции "Torch". Необходимость базирования Wildcat на эскортных авианосцах заставила создать вариант XF4F-8 (FM-2), на котором реализовали меры по снижению массы.
До принятия на вооружение Grumman TBF Avenger основным американским бомбардировщиком-торпедоносцем был Douglas TBD Devastator. Эти самолеты из эскадрильи VT-6 сфотографированы перед очередным вылетом на палубе авианосца "Энтерпрайз". На переднем плане видны истребители Wildcat из эскадрильи VF-6.
19 апреля 1942 года авианосец ВМС США "Уосп" в рамках операции "Calendar" доставил на Мальту 47 истребителей Spitfire Mk VC. На авианосце также находилась 77-я истребительная эскадрилья, вооруженная истребителями F4F-3.
Grumman F4F Wildcat оставался основным истребителем ВМС США до 1943 года. В 1942 году в Коралловом море F4F уже с трудом противостояли японским истребителям Mitsubishi A6M Reisen.
Оснащенные бомбардировщиками Avenger для охоты за подводными лодками и истребителями F4F Wildcat (на снимке) для отражения атак патрульных самолетов Люфтваффе, американские и британские (на снимке) эскортные авианосцы внесли основной вклад в снижение потерь судоходства союзников в Атлантике.
Операция "Torch", высадка союзников в Северной Африке в ноябре 1942 года, была одной из первых операций Wildcat на Европейском ТВД. На фотографии - F4F-4 из 41-й истребительной эскадрильи готовится к взлету с палубы авианосца "Рейнджер".
Истребитель F4F4 "Уайлдкэт" стартует с палубы "Энтерпрайза".
На взлете "Уайлдкэт" FM-1 из состава эскадрильи VC-58
Июль 1943 года - морские пехотинцы выкатывают Wildcat из укрытия на острове Пальмира, небольшом атолле в группе островов Лайн примерно в 2000 км к юго-западу от Гавайских островов, который служил промежуточным опорным пунктом ВМС США в ходе наступления на Тараву, Кваджалейн и далее.
Один из F4F из "Cactus Air Force" того периода, когда Фосс был заместителем командира 121-й эскадрильи. На данной машине нет обозначений подразделения или персонального кода пилота.
Истребитель F4F-4 "Уайлдкэт" на аэродроме "Хендерсон". Механик рисует очередную отметку о сбитом японском самолете.
Осенью 1942-го японскую авиацию еще рано было сбрасывать со счетов. На снимке слева результаты налета японских бомбардировщиков "Бетти". Прямое попадание 60-кг авиабомбы в "Уайлдкэт". А так выглядели стоянки в редкие часы затишья и когда почва успевала слегка подсохнуть.
"Уайлдкэты" 121-й истребительной эскадрильи Корпуса Морской Пехоты на заводском аэродроме фирмы "Грумман". Джозефу Фоссу достанется "кот" с "чертовой дюжиной" на борту...
Стоянки "Уайлдкэтов" у северо-восточной окраины ВПП "Файтер Стрип".
FM-2
XF4F-8, пошедший в серию как FM-2 (на фото), предназначался для эксплуатации на небольших эскортных авианосцах и получил более крупный киль, щелевые закрылки и сокращенное вооружение. Двигатель Wright R-1820 поставили взамен использовавшегося на ранних флотских вариантах Pratt & Whitney R-1830.
The FM-2 Wildcat Single-seat Naval Fighter (Wright R-1830-56 engine).
Палубный истребитель Grumman FM-2 Wildcat. Окраска конца II мировой войны, авианосец USS Solomons.
FM-2 со сложенными крыльями
FM-2 на палубе авианосца "Чарджер", Чезапикская бухта
Этот FM-2 стартует с помощью стартового ракетного ускорителя
FM-2 "Уайлдкэт". "00" - традиционный номер командира авиагруппы
По высокому килю самолета можно опознать построенный компанией "General Motors" FM-2 Wildcat, чья максимальная скорость достигала 534 км/ч.
Небольшие размеры Wildcat позволяли без труда применять его с борта эскортных авианосцев. На фотографии - истребители FM-2 Wildcat эскортируют торпедоносцы-бомбардировщики, взлетевшие с авианосца "Уайт Плейнс", июнь 1944 года.
The definitive production version of the Wildcat, the General Motors-built FM-2.
Для улучшения управляемости строившиеся компанией "General Motors" FM-2 получили более высокий киль. Получившие в Британии обозначение Wildcat Mk VI, эти самолеты поступили на вооружение Королевских ВМС вскоре после высадки в Нормандии.
XF6F-3 среди "Уайлдкэтов"
Photographed at Miami recently - a five-seat Wildcat' N777A is a modified FM-2 (R.N.: Grumman Wildcat Mk. VI) originally built as a fighter for light escort carriers in 1944 by the Eastern Aircraft Divn. of G-M Corpn. The four passengers each have a separate window (by the trailing edge). The bulky radio mast and the deck arrester gear have been deleted.
This General Motors FM-2 Wildcat Dirty Fighter, registered N11FE, is owned by R. W. Foote of Willimantic, Connecticut.
WORLD'S FASTEST CROP SPRAYER ? This (Grumman G-36) FM-2 Wildcat, ex-U .S. Navy carrier-based single-seat interceptor, is painted black overall with orange civil registration letters. The new tip tanks carry the original 160 U.S. gallons of fuel while the original wing-displaced tanks take the spray mixture.
 
Американский ас Дональд Рунион возле своего "Уайлдкэта". Эмблема на киле символизирует 41 воздушную победу, одержанную истребительной эскадрильей "Энтерпрайза".
Первый американский ас Гуадалканала - сержант Дональд Рунион в кабине своего "Уайлдкэта".
После своего знаменитого боя О'Хара был награжден медалью Конгресса США и повышен в звании сразу на две ступени.
О'Хара позирует на фоне нового истребителя F4F Wildcat вскоре после того, как в составе эскадрильи VF-3 он попал на авианосец "Энтерпрайз". На заднем плане виден самолет Vought OS2U Kingfisher на колесном шасси.
Большая часть Wildcat была построена компанией "General Motors", хотя первые самолеты (включая данные Martlet Mk I для британских ВМС) собирались на заводе "Grumman" в Бетпейдже.
F4F-3S Wildcatfish представлял собой попытку создать на базе Wildcat гидросамолет-истребитель по типу японского A6M2 "Rufe". Была заказана партия из 100 машин, но низкие ТТХ - например, максимальная скорость всего 428 км/ч - привели к тому, что их построили как обычные учебные F4F-3.
The sole example of the F4F-3S float fighter, development of which was abandoned as a result of inadequate speed performance.