Grumman F4F Wildcat
Страна: США
Год: 1937


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
Подробное описание подарочные пластиковые карты изготовление здесь.
Описание:
F4F Wildcat
Grumman F4F/FM Wildcat (G-18 и G-36)
Фотографии:

Обломки (6)

F4F Wildcat

Одноместный палубный истребитель, одномоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Грумман эйронотикл инджиниринг корпорейшн" под руководством Л. Груммана и У. Швендлера. Первый полет опытный образец истребителя, XF4F-2, совершил 2 сентября 1937 г. Эта машина не была принята американским флотом и подверглась значительным доработкам. Образцом для серии стал самолет XF4F-3, выставленный на испытания 12 февраля 1939 г. Он отличался увеличенными размахом и площадью крыла и новым хвостовым оперением.
Серийное производство начато в декабре 1940 г. Строился заводами "Грумман" в Бетпейдже, с 1942 г. - "Истерн моторс" (отделение концерна "Дженерал моторс") в Линдене. Всего построено 7815 экз. (по другим данным - 7971 экз.).
Мотор и вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял на вооружении флотов США с декабря 1940 г., Великобритании - с июля 1941 г.
Основные серийные модификации :
  - F4F-3 с мотором R-1830-76/86, вооружение 4x12,7, на поздних сериях - новый капот двигателя, бронестекло и новый стрелковый прицел;
  - F4F-3P, фоторазведчик с мотором R-1830-86;
  - F4F-3A с мотором R-1830-90, вооружение 4x12,7, поставлялся в Англию как "Мартлет" III;
  - F4F-3AP, фоторазведчик с мотором R-1830-90, переделка истребителей осуществлялась полевыми авиамастерскими;
  - G-36A, экспортный вариант F4F-3 с мотором R-1820-G205A для Франции, первоначальное вооружение 6x7,65, во Францию поступить не успели, в Англии переделывались под 4x12,7 и именовались "Мартлет" I;
  - G-36B, экспортный вариант для Англии со складным крылом, мотором R-1820-S3C4-G, вооружение 6x12,7; в Англии именовались "Мартлет" II, первые 10 машин партии с нескладным крылом и вооружением 4x12,7;
  - F4F-4 с мотором R-1830-90 и складными консолями крыла, усиленной бронезащитой, вооружение 6x12,7, с начала 1943 г. введены дополнительные подвесные баки;
  - "Мартлет" III, экспортный вариант на базе F4F-3A с мотором R-1830-90 и винтом "Гамильтон", первоначально заказанный Грецией, без палубного оборудования, крыло нескладное, вооружение 4x12,7;
  - F4F-4B ("Мартлет" IV), экспортный вариант F4F-4 с мотором R-1820-40B для британского флота, короткий капот двигателя, винт "Гамильтон" (вместо "Кэртис");
  - F4F-7, переделка F4F-4 в дальний палубный разведчик без вооружения, крыло не складывается;
  - FM-1, вариант F4F-4 с мотором R-1830-86, выпускавшийся "Истерн моторс", вооружение 4x12,7 (на части машин - 2x12,7), поставлялся в Англию как "Мартлет" V;
  - FM-2 (F4F-8), облегченный вариант FM-1 для эскортных авианосцев с мотором R-1820-56W, новый капот двигателя, увеличенное вертикальное оперение, вооружение 4x12,7, подвеска 6хНУР, поставлялся в Англию как "Уайлдкэт" VI.
Новые самолеты с января 1941 г. разместили на американских авианосцах "Уосп" и "Рэйнджер". Они приняли участие в патрулировании Атлантики. К декабрю 1941 г. в США имелось восемь эскадрилий "уайлдкэтов" на авианосцах и три эскадрильи морской пехоты на берегу.
В бой первыми вступили английские истребители. "Мартлеты" с декабря 1940 г. обеспечивали ПВО военно-морской базы Скапа-Флоу. 25 декабря они сбили первый немецкий бомбардировщик. С сентября 1942 г. новые машины получили авианосцы британского флота (первым из них стал "Одэсити").
В декабре 1941 г. "уайлдкэты" находились на аэродроме Эва на о. Оаху, но в боях с японскими истребителями не участвовали. Первый вражеский самолет был сбит ими при обороне о. Уэйк. С февраля 1942 г. - активные операции с авианосцев. Эти машины участвовали во всех основных сражениях войны на Тихом океане - в Коралловом море, у Мидуэя, боях за о. Гуадалканал.
С августа 1942 г. применялись в Северной Африке (с авианосцев и береговых баз). Во второй половине войны базировались на большинстве малых авианосцев, обеспечивая прикрытие конвоев, десантные операции. Английские истребители участвовали в операции по захвату Мадагаскара. Во время боев на Соломоновых о-вах в июне 1943 г. они летали как с английского авианосца "Викториэс", так и с американского "Саратога". Эти машины в апреле 1944 г. прикрывали налеты на "Тирпиц" в Северной Норвегии, десант у Салерно на Сицилии в 1943 г.
FM-2 широко применялись с эскортных авианосцев с 1943 г. Они участвовали в боях на Филиппинах и Окинаве. Английские летчики действовали на них против подводных лодок в Атлантике, у побережья Норвегии, в Средиземном море. При этом истребитель работал в паре с бомбардировщиком, подавляя зенитные средства подводной лодки при выходе напарника на боевой курс.
Разведчики использовались в боях на Гуадалканале и Эспириту-Санто, на Новых Гебридах и в Северной Африке.
F4F снят с производства в 1945 г., в конце того же года снят с вооружения в США и Великобритании.


F4F-4||
Размах:||11,58 м
Длина:||8,74 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3600 кг
Максимальная скорость:||510 км/ч
Практический потолок:||10600 м
Дальность:||1750 км

Grumman F4F/FM Wildcat (G-18 и G-36)

В соответствии с представленными требованиями ВМС США от 1936 года на новый истребитель корабельного базирования компания "Brewster Aeronautical Corporation" построила опытный образец XF2A-1 самолета Model 39 - первого истребителя-моноплана, принятого на вооружение ВМС США. Однако ВМС одновременно заказали и компании "Grumman" постройку прототипа биплана XF4F-1. Более тщательное изучение потенциальных летных характеристик самолета по первому проекту и тот факт, что ранее созданные бипланы компании "Grumman" семейства F3F стали демонстрировать хорошие летные данные, привели к прекращению разработки опытного образца биплана и началу проектирования альтернативного моноплана Grumman G-18. После изучения нового предложения ВМС США 28 июля 1936 года заказали один прототип под обозначением XF4F-2. Этот прототип совершил первый полет 2 сентября 1937 года, был оснащен звездообразным двигателем Pratt & Whitney R-1830-66 Twin Wasp мощностью 1050 л. с. и мог развивать максимальную скорость 467 км/ч. Самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла и с убирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом, основные опоры шасси убирались в ниши в нижней части фюзеляжа. Во время сравнительных испытаний в 1938 году он доказал, что является более скоростным, чем прототип компании "Brewster". Скорость, конечно, была его преимуществом, но по ряду параметров он уступал конкуренту, поэтому в июне 1938 года контракт на серийные самолеты XF2A-1 получила компания "Brewster".
  В октябре 1938 года ВМС США вернули Grumman XF4F-2 разработчику для доработки машины, подписав соответствующий контракт. Компания внесла достаточно существенные изменения в конструкцию самолета, прежде чем опытный образец G-36 снова поднялся в воздух в марте 1939 года под обозначением XF4F-3. Среди изменений были установка более мощного двигателя XR-1830-76 с двухступенчатым нагнетателем, увеличение размаха и площади крыла, перепроектирование хвостового оперения и модификация вооружения. На втором прототипе горизонтальное оперение было передвинуто вверх по измененному по профилю килю, что позволило улучшить управляемость XF4F-3 и повысило его маневренность, а максимальная скорость на высоте 6490 м возросла до 539 км/ч. В итоге ВМС США 8 августа 1939 года выдали заказ на 78 серийных самолетов F4F-3. Разработчик же предложил новый проект самолета G-36A на экспорт и получил контракты на 81 самолета от Франции и 30 - от Греции.
  Первый из них, предназначенный для французских ВМС и оснащенный звездообразным поршневым двигателем Wright R-1820 Cyclone мощностью 1000 л. с., поднялся впервые в воздух 27 июля 1940 года, но к тому времени Франция уже капитулировала, и партию машин тогда закупила Великобритания, увеличив заказ до 90 самолетов.
  
  Первый из них был поставлен в июле 1940 года (первые пять самолетов были отправлены в Канаду) и получил обозначение Martlet Mk I. Машины поступили на вооружение 8040-й эскадрильи авиации британских ВМС, причем две из них в декабре 1940 года стали первыми истребителями американской постройки, одержавшими победу над германскими истребителями.
  Последующие варианты самолетов компании "Grumman", построенные для военно-морской авиации Великобритании, включали: самолеты Martlet Mk II с двигателем Twin Wasp и складывающимся крылом; 10 самолетов F4F-4A и изготовленные по контракту с Грецией самолеты G-36A, обозначенные Martlet Mk III; поставленные по ленд-лизу самолеты F4F-4B с двигателем GR-1820 Cyclone, названные Martlet Mk IV. В январе 1944 года все они получили у британцев новое обозначение Wildcat.
  Первый F4F-3 поднялся в воздух 20 августа 1940 года; флот заказал 285 самолетов, с декабря они стали поступать на вооружение 7-й и 41-й истребительных эскадрилий. 95 самолетов F4F-3A, заказанных ВМС США, были оснащены двигателем R-1830-90 с одноступенчатым нагнетателем, их поставки начались в 1941 году. Прототип XF4F-4 поднялся в воздух в мае 1941 года. По опыту эксплуатации самолетов Martlet в его конструкцию внесли изменения - самолет имел броневую защиту, топливные баки из самозатягивающейся резины, складывающееся крыло и был вооружен шестью пулеметами. Поставки серийных истребителей F4F-4 Wildcat, заказанных в количестве 1168 самолетов, начались в ноябре 1941 года, и ко времени нападения японцев ими уже была оснащена часть эскадрилий ВМС и КМП США. В последующем эти машины поступили в эскадрильи авианосцев "Энтерпрайз", "Хорнет" и "Саратога", они участвовали в операциях в Коралловом море, у атолла Мидуэй и Гуадалканала. Wildcat был в гуще событий в войне на Тихом океане, только в 1943 году ему на смену пришли более совершенные самолеты. Кроме того, самолеты активно воевали в конце 1942 года в Северной Африке.
  Заключительным серийным вариантом стал дальний разведывательный самолет F4F-7, отличавшийся увеличенным запасом топлива, фотоаппаратурой в нижней части фюзеляжа и снятым вооружением. Был построен 21 самолет F4F-7, а затем "Grumman" выпустила два опытных XF4F-8. В связи с необходимостью сосредоточиться на разработке и серийном выпуске более совершенного F6F Hellcat компания "Grumman" заключила соглашение с компанией "General Motors" на продолжение серийного выпуска F4F-4 под обозначением FM-1. Их серийное производство началось 18 апреля 1942 года, к нему привлекли отделение "Eastern Aircraft Division" компании. Первый FM-1 поднялся в воздух 31 августа 1942 года.
  Серийный выпуск составил 1060 самолетов, 312 из которых были отправлены в Великобританию под обозначением Martlet MkV (позднее Wildcat Mk V). В то же время компания "General Motors" вела работы над усовершенствованным вариантом, FM-2, который являлся серийным вариантом двух опытных самолетов Grumman XF4F-8. Его главными отличиями были установка звездообразного поршневого двигателя R-1820-56 Cyclone мощностью 1350 л. с., что повлекло за собой увеличение площади киля для сохранения хорошей путевой устойчивости при более мощном двигателе, а также снижение до минимума массы конструкции планера. Компанией "General Motors" были построены 4777 самолетов FM-2, 370 из них отправлены в Великобританию. Там они состояли на вооружении военно-морской авиации и имели обозначение Wildcat MkVI.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman F4F-4 Wildcat

  Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
  Силовая установка: один звездообразный ПД Pratt & Whitney R-1830-36 Twin Wasp мощностью 1200 л.с. (895 кВт.)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5915 м – 512 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 249 км/ч; начальная скороподъемность 594 м/мин; практический потолок 12 010 м; дальность полета 1239 км
  Масса: пустого 2612 кг; максимальная взлетная 3607 кг
  Размеры: размах крыла 11,58 м; длина 8,76 м; высота 2,81 м; площадь крыла 24,15 м2
  Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов Browning в крыле, плюс до 91 кг бомб под крылом - обычно две 45-кг бомбы
На этот раз удалось дотянуть до аэродрома... Технический персонал тушит горящий двигатель истребителя. Судя по возведенному ангару, этот снимок был сделан уже зимой 1942-1943 гг.
"Уайлдкэт" мог довольно долго держаться на воде
Аварийная посадка на палубу - шасси не выдержало вертикального удара. Слабое шасси - бич всех "Уайлдкэтов"
"Уайлдкэт" с подломанным шасси уже остановился, но из пробитых баков хлещет бензин...
...и вот брызнул фонтан огня
Остатки "Уайлдкэта" с аэродрома Хендерсон на острове Гуадалканал ныне являются экспонатами местного историко-краеведческого музея.