Grumman F4F Wildcat
Страна: США
Год: 1937


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
Описание:
F4F Wildcat
Grumman F4F/FM Wildcat (G-18 и G-36)
Фотографии:

Цветные фото (18)

F4F Wildcat

Одноместный палубный истребитель, одномоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Грумман эйронотикл инджиниринг корпорейшн" под руководством Л. Груммана и У. Швендлера. Первый полет опытный образец истребителя, XF4F-2, совершил 2 сентября 1937 г. Эта машина не была принята американским флотом и подверглась значительным доработкам. Образцом для серии стал самолет XF4F-3, выставленный на испытания 12 февраля 1939 г. Он отличался увеличенными размахом и площадью крыла и новым хвостовым оперением.
Серийное производство начато в декабре 1940 г. Строился заводами "Грумман" в Бетпейдже, с 1942 г. - "Истерн моторс" (отделение концерна "Дженерал моторс") в Линдене. Всего построено 7815 экз. (по другим данным - 7971 экз.).
Мотор и вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял на вооружении флотов США с декабря 1940 г., Великобритании - с июля 1941 г.
Основные серийные модификации :
   - F4F-3 с мотором R-1830-76/86, вооружение 4x12,7, на поздних сериях - новый капот двигателя, бронестекло и новый стрелковый прицел;
   - F4F-3P, фоторазведчик с мотором R-1830-86;
   - F4F-3A с мотором R-1830-90, вооружение 4x12,7, поставлялся в Англию как "Мартлет" III;
   - F4F-3AP, фоторазведчик с мотором R-1830-90, переделка истребителей осуществлялась полевыми авиамастерскими;
   - G-36A, экспортный вариант F4F-3 с мотором R-1820-G205A для Франции, первоначальное вооружение 6x7,65, во Францию поступить не успели, в Англии переделывались под 4x12,7 и именовались "Мартлет" I;
   - G-36B, экспортный вариант для Англии со складным крылом, мотором R-1820-S3C4-G, вооружение 6x12,7; в Англии именовались "Мартлет" II, первые 10 машин партии с нескладным крылом и вооружением 4x12,7;
   - F4F-4 с мотором R-1830-90 и складными консолями крыла, усиленной бронезащитой, вооружение 6x12,7, с начала 1943 г. введены дополнительные подвесные баки;
   - "Мартлет" III, экспортный вариант на базе F4F-3A с мотором R-1830-90 и винтом "Гамильтон", первоначально заказанный Грецией, без палубного оборудования, крыло нескладное, вооружение 4x12,7;
   - F4F-4B ("Мартлет" IV), экспортный вариант F4F-4 с мотором R-1820-40B для британского флота, короткий капот двигателя, винт "Гамильтон" (вместо "Кэртис");
   - F4F-7, переделка F4F-4 в дальний палубный разведчик без вооружения, крыло не складывается;
   - FM-1, вариант F4F-4 с мотором R-1830-86, выпускавшийся "Истерн моторс", вооружение 4x12,7 (на части машин - 2x12,7), поставлялся в Англию как "Мартлет" V;
   - FM-2 (F4F-8), облегченный вариант FM-1 для эскортных авианосцев с мотором R-1820-56W, новый капот двигателя, увеличенное вертикальное оперение, вооружение 4x12,7, подвеска 6хНУР, поставлялся в Англию как "Уайлдкэт" VI.
Новые самолеты с января 1941 г. разместили на американских авианосцах "Уосп" и "Рэйнджер". Они приняли участие в патрулировании Атлантики. К декабрю 1941 г. в США имелось восемь эскадрилий "уайлдкэтов" на авианосцах и три эскадрильи морской пехоты на берегу.
В бой первыми вступили английские истребители. "Мартлеты" с декабря 1940 г. обеспечивали ПВО военно-морской базы Скапа-Флоу. 25 декабря они сбили первый немецкий бомбардировщик. С сентября 1942 г. новые машины получили авианосцы британского флота (первым из них стал "Одэсити").
В декабре 1941 г. "уайлдкэты" находились на аэродроме Эва на о. Оаху, но в боях с японскими истребителями не участвовали. Первый вражеский самолет был сбит ими при обороне о. Уэйк. С февраля 1942 г. - активные операции с авианосцев. Эти машины участвовали во всех основных сражениях войны на Тихом океане - в Коралловом море, у Мидуэя, боях за о. Гуадалканал.
С августа 1942 г. применялись в Северной Африке (с авианосцев и береговых баз). Во второй половине войны базировались на большинстве малых авианосцев, обеспечивая прикрытие конвоев, десантные операции. Английские истребители участвовали в операции по захвату Мадагаскара. Во время боев на Соломоновых о-вах в июне 1943 г. они летали как с английского авианосца "Викториэс", так и с американского "Саратога". Эти машины в апреле 1944 г. прикрывали налеты на "Тирпиц" в Северной Норвегии, десант у Салерно на Сицилии в 1943 г.
FM-2 широко применялись с эскортных авианосцев с 1943 г. Они участвовали в боях на Филиппинах и Окинаве. Английские летчики действовали на них против подводных лодок в Атлантике, у побережья Норвегии, в Средиземном море. При этом истребитель работал в паре с бомбардировщиком, подавляя зенитные средства подводной лодки при выходе напарника на боевой курс.
Разведчики использовались в боях на Гуадалканале и Эспириту-Санто, на Новых Гебридах и в Северной Африке.
F4F снят с производства в 1945 г., в конце того же года снят с вооружения в США и Великобритании.


F4F-4||
Размах:||11,58 м
Длина:||8,74 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3600 кг
Максимальная скорость:||510 км/ч
Практический потолок:||10600 м
Дальность:||1750 км

Grumman F4F/FM Wildcat (G-18 и G-36)

В соответствии с представленными требованиями ВМС США от 1936 года на новый истребитель корабельного базирования компания "Brewster Aeronautical Corporation" построила опытный образец XF2A-1 самолета Model 39 - первого истребителя-моноплана, принятого на вооружение ВМС США. Однако ВМС одновременно заказали и компании "Grumman" постройку прототипа биплана XF4F-1. Более тщательное изучение потенциальных летных характеристик самолета по первому проекту и тот факт, что ранее созданные бипланы компании "Grumman" семейства F3F стали демонстрировать хорошие летные данные, привели к прекращению разработки опытного образца биплана и началу проектирования альтернативного моноплана Grumman G-18. После изучения нового предложения ВМС США 28 июля 1936 года заказали один прототип под обозначением XF4F-2. Этот прототип совершил первый полет 2 сентября 1937 года, был оснащен звездообразным двигателем Pratt & Whitney R-1830-66 Twin Wasp мощностью 1050 л. с. и мог развивать максимальную скорость 467 км/ч. Самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла и с убирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом, основные опоры шасси убирались в ниши в нижней части фюзеляжа. Во время сравнительных испытаний в 1938 году он доказал, что является более скоростным, чем прототип компании "Brewster". Скорость, конечно, была его преимуществом, но по ряду параметров он уступал конкуренту, поэтому в июне 1938 года контракт на серийные самолеты XF2A-1 получила компания "Brewster".
   В октябре 1938 года ВМС США вернули Grumman XF4F-2 разработчику для доработки машины, подписав соответствующий контракт. Компания внесла достаточно существенные изменения в конструкцию самолета, прежде чем опытный образец G-36 снова поднялся в воздух в марте 1939 года под обозначением XF4F-3. Среди изменений были установка более мощного двигателя XR-1830-76 с двухступенчатым нагнетателем, увеличение размаха и площади крыла, перепроектирование хвостового оперения и модификация вооружения. На втором прототипе горизонтальное оперение было передвинуто вверх по измененному по профилю килю, что позволило улучшить управляемость XF4F-3 и повысило его маневренность, а максимальная скорость на высоте 6490 м возросла до 539 км/ч. В итоге ВМС США 8 августа 1939 года выдали заказ на 78 серийных самолетов F4F-3. Разработчик же предложил новый проект самолета G-36A на экспорт и получил контракты на 81 самолета от Франции и 30 - от Греции.
   Первый из них, предназначенный для французских ВМС и оснащенный звездообразным поршневым двигателем Wright R-1820 Cyclone мощностью 1000 л. с., поднялся впервые в воздух 27 июля 1940 года, но к тому времени Франция уже капитулировала, и партию машин тогда закупила Великобритания, увеличив заказ до 90 самолетов.
  
   Первый из них был поставлен в июле 1940 года (первые пять самолетов были отправлены в Канаду) и получил обозначение Martlet Mk I. Машины поступили на вооружение 8040-й эскадрильи авиации британских ВМС, причем две из них в декабре 1940 года стали первыми истребителями американской постройки, одержавшими победу над германскими истребителями.
   Последующие варианты самолетов компании "Grumman", построенные для военно-морской авиации Великобритании, включали: самолеты Martlet Mk II с двигателем Twin Wasp и складывающимся крылом; 10 самолетов F4F-4A и изготовленные по контракту с Грецией самолеты G-36A, обозначенные Martlet Mk III; поставленные по ленд-лизу самолеты F4F-4B с двигателем GR-1820 Cyclone, названные Martlet Mk IV. В январе 1944 года все они получили у британцев новое обозначение Wildcat.
   Первый F4F-3 поднялся в воздух 20 августа 1940 года; флот заказал 285 самолетов, с декабря они стали поступать на вооружение 7-й и 41-й истребительных эскадрилий. 95 самолетов F4F-3A, заказанных ВМС США, были оснащены двигателем R-1830-90 с одноступенчатым нагнетателем, их поставки начались в 1941 году. Прототип XF4F-4 поднялся в воздух в мае 1941 года. По опыту эксплуатации самолетов Martlet в его конструкцию внесли изменения - самолет имел броневую защиту, топливные баки из самозатягивающейся резины, складывающееся крыло и был вооружен шестью пулеметами. Поставки серийных истребителей F4F-4 Wildcat, заказанных в количестве 1168 самолетов, начались в ноябре 1941 года, и ко времени нападения японцев ими уже была оснащена часть эскадрилий ВМС и КМП США. В последующем эти машины поступили в эскадрильи авианосцев "Энтерпрайз", "Хорнет" и "Саратога", они участвовали в операциях в Коралловом море, у атолла Мидуэй и Гуадалканала. Wildcat был в гуще событий в войне на Тихом океане, только в 1943 году ему на смену пришли более совершенные самолеты. Кроме того, самолеты активно воевали в конце 1942 года в Северной Африке.
   Заключительным серийным вариантом стал дальний разведывательный самолет F4F-7, отличавшийся увеличенным запасом топлива, фотоаппаратурой в нижней части фюзеляжа и снятым вооружением. Был построен 21 самолет F4F-7, а затем "Grumman" выпустила два опытных XF4F-8. В связи с необходимостью сосредоточиться на разработке и серийном выпуске более совершенного F6F Hellcat компания "Grumman" заключила соглашение с компанией "General Motors" на продолжение серийного выпуска F4F-4 под обозначением FM-1. Их серийное производство началось 18 апреля 1942 года, к нему привлекли отделение "Eastern Aircraft Division" компании. Первый FM-1 поднялся в воздух 31 августа 1942 года.
   Серийный выпуск составил 1060 самолетов, 312 из которых были отправлены в Великобританию под обозначением Martlet MkV (позднее Wildcat Mk V). В то же время компания "General Motors" вела работы над усовершенствованным вариантом, FM-2, который являлся серийным вариантом двух опытных самолетов Grumman XF4F-8. Его главными отличиями были установка звездообразного поршневого двигателя R-1820-56 Cyclone мощностью 1350 л. с., что повлекло за собой увеличение площади киля для сохранения хорошей путевой устойчивости при более мощном двигателе, а также снижение до минимума массы конструкции планера. Компанией "General Motors" были построены 4777 самолетов FM-2, 370 из них отправлены в Великобританию. Там они состояли на вооружении военно-морской авиации и имели обозначение Wildcat MkVI.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman F4F-4 Wildcat

   Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
   Силовая установка: один звездообразный ПД Pratt & Whitney R-1830-36 Twin Wasp мощностью 1200 л.с. (895 кВт.)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5915 м – 512 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 249 км/ч; начальная скороподъемность 594 м/мин; практический потолок 12 010 м; дальность полета 1239 км
   Масса: пустого 2612 кг; максимальная взлетная 3607 кг
   Размеры: размах крыла 11,58 м; длина 8,76 м; высота 2,81 м; площадь крыла 24,15 м2
   Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов Browning в крыле, плюс до 91 кг бомб под крылом - обычно две 45-кг бомбы
USAF
Тучный Wildcat по маневренности и скорости уступал японскому Zero, но отличался большей прочностью и более сильным вооружением. К тому же летчики Wildcat действовали в воздушных боях тактически более грамотно, чем японцы.
Caught close to Oshkosh, Wisconsin, during the EAA Convention 1995, F4F-3 N3210D (BuAer 12296) and F4F-3 N12260 (BuAer 12260) formate on the camera. Both ditched into Lake Michigan (June 1943 and May 1944 respectively) and were salvaged in 1991. The lake has been a rich source of Wildcats, all in amazing condition, these two taking to the air again in June 1995 and July 1994 respectively.
Wildcat pair formate over the skies of Oshkosh
Первые Wildcat сборки "Eastern Aviation Division", подразделения компании "General Motors", были поставлены с августа 1942 года по сентябрь 1943 года, выпуск составил 1060 самолетов. 312 самолетов Wildcat Mk V - вариант F4F-4 с меньшим количеством пулеметов - были поставлены Великобритании. На фотографии - самолеты из авиагруппы эскортного авианосца Атлантического флота.
Kermit Weeks’s recently-restored Grumman FM-2 Wildcat on its way to April’s Sun’n’Fun Fly-in at Lakeland, Florida, where it won the Reserve Grand Champion award. The Weeks Air Museum, rebuilt after Hurricane Andrew, will soon be re-opening.
A Grumman FM-2 Wildcat N681S of the Confederate Air Force.
The Grumman FM-2 Wildcat belonging to the Confederate Air Force, N681S, bears the colours of VF-41, flying from USS Ranger.
The Grumman FM-2 N68843/Bu No 86746, photographed by BRANDON J. O’BRIEN at the gathering of Warbirds, Madera, 1977.
MICHAEL O'LEARY'S cover photograph depicts Howard Pardue s General Motors built FM-2P Wildcat, based at Breckenndge in Texas. The “P" denotes a reconnaissance role and this aircraft is one of the few Wildcats modified with two camera ports in the fuselage
Grumman F4F-3 Wildcat 12320 was recovered from Lake Erie, Ohio, where it had lain for over 40 years.
Эффективное применение Wildcat зависело от опыта пилота, эксплуатация машины была отнюдь не простым делом, особенно - посадка на палубу.
Самолеты Wildcat воевали вплоть до 1945 года. Изображенные FM-2 готовятся к взлету с эскортного авианосца "Мэйкин Айленд" для удара по Иводзиме в марте 1945 года.
The Fighter Collection’s newly-arrived Grumman FM-2 Wildcat N4845V being unloaded at Duxford on April 15, 1993, in time to make its debut at the collection’s Flying Legends display on May 3.
RAF
Авиация британских ВМС получила в общей сложности около 1000 самолетов Wildcat, включая машины, предназначенные для ВМС Франции и ВВС Греции, а также несколько сотен самолетов, поставленных по ленд-лизу. Часть из них под обозначением Martlet использовалась преимущественно при эскортировании конвоев в Атлантике, тогда как другие были приписаны к авианосцам, действовавшим в Средиземном море и Индийском океане. На фотографии 1944 года - Wildcat Mk V из 882-й эскадрильи с авианосца "Серчер".
На этом Wildcat Mk VI (JV677) летал лейтенант коммандер Бёрд, в марте 1945 года командовавший 882-й эскадрильей на борту авианосца "Серчер". Бёрд возглавлял 882-ю эскадрилью во время одного из последних результативных вылетов британских Wildcat, когда у побережья Норвегии были сбиты четыре Bf109G.
Истребитель FM-2 Wildcat - один из самолетов коллекции, восстановленный Стивом Хинтоном в Чино, Калифорния, вновь взлетел в январе 1993 года, почти через 30 лет после предыдущего полета.