Поиск по сайту:
Описание
Страна : США
Год : 1937
Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
F4F Wildcat
Одноместный палубный истребитель, одномоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Грумман эйронотикл инджиниринг корпорейшн" под руководством Л. Груммана и У. Швендлера. Первый полет опытный образец истребителя, XF4F-2, совершил 2 сентября 1937 г. Эта машина не была принята американским флотом и подверглась значительным доработкам. Образцом для серии стал самолет XF4F-3, выставленный на испытания 12 февраля 1939 г. Он отличался увеличенными размахом и площадью крыла и новым хвостовым оперением.
Серийное производство начато в декабре 1940 г. Строился заводами "Грумман" в Бетпейдже, с 1942 г. - "Истерн моторс" (отделение концерна "Дженерал моторс") в Линдене. Всего построено 7815 экз. (по другим данным - 7971 экз.).
Мотор и вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял на вооружении флотов США с декабря 1940 г., Великобритании - с июля 1941 г.
Основные серийные модификации :
- F4F-3 с мотором R-1830-76/86, вооружение 4x12,7, на поздних сериях - новый капот двигателя, бронестекло и новый стрелковый прицел;
- F4F-3P, фоторазведчик с мотором R-1830-86;
- F4F-3A с мотором R-1830-90, вооружение 4x12,7, поставлялся в Англию как "Мартлет" III;
- F4F-3AP, фоторазведчик с мотором R-1830-90, переделка истребителей осуществлялась полевыми авиамастерскими;
- G-36A, экспортный вариант F4F-3 с мотором R-1820-G205A для Франции, первоначальное вооружение 6x7,65, во Францию поступить не успели, в Англии переделывались под 4x12,7 и именовались "Мартлет" I;
- G-36B, экспортный вариант для Англии со складным крылом, мотором R-1820-S3C4-G, вооружение 6x12,7; в Англии именовались "Мартлет" II, первые 10 машин партии с нескладным крылом и вооружением 4x12,7;
- F4F-4 с мотором R-1830-90 и складными консолями крыла, усиленной бронезащитой, вооружение 6x12,7, с начала 1943 г. введены дополнительные подвесные баки;
- "Мартлет" III, экспортный вариант на базе F4F-3A с мотором R-1830-90 и винтом "Гамильтон", первоначально заказанный Грецией, без палубного оборудования, крыло нескладное, вооружение 4x12,7;
- F4F-4B ("Мартлет" IV), экспортный вариант F4F-4 с мотором R-1820-40B для британского флота, короткий капот двигателя, винт "Гамильтон" (вместо "Кэртис");
- F4F-7, переделка F4F-4 в дальний палубный разведчик без вооружения, крыло не складывается;
- FM-1, вариант F4F-4 с мотором R-1830-86, выпускавшийся "Истерн моторс", вооружение 4x12,7 (на части машин - 2x12,7), поставлялся в Англию как "Мартлет" V;
- FM-2 (F4F-8), облегченный вариант FM-1 для эскортных авианосцев с мотором R-1820-56W, новый капот двигателя, увеличенное вертикальное оперение, вооружение 4x12,7, подвеска 6хНУР, поставлялся в Англию как "Уайлдкэт" VI.
Новые самолеты с января 1941 г. разместили на американских авианосцах "Уосп" и "Рэйнджер". Они приняли участие в патрулировании Атлантики. К декабрю 1941 г. в США имелось восемь эскадрилий "уайлдкэтов" на авианосцах и три эскадрильи морской пехоты на берегу.
В бой первыми вступили английские истребители. "Мартлеты" с декабря 1940 г. обеспечивали ПВО военно-морской базы Скапа-Флоу. 25 декабря они сбили первый немецкий бомбардировщик. С сентября 1942 г. новые машины получили авианосцы британского флота (первым из них стал "Одэсити").
В декабре 1941 г. "уайлдкэты" находились на аэродроме Эва на о. Оаху, но в боях с японскими истребителями не участвовали. Первый вражеский самолет был сбит ими при обороне о. Уэйк. С февраля 1942 г. - активные операции с авианосцев. Эти машины участвовали во всех основных сражениях войны на Тихом океане - в Коралловом море, у Мидуэя, боях за о. Гуадалканал.
С августа 1942 г. применялись в Северной Африке (с авианосцев и береговых баз). Во второй половине войны базировались на большинстве малых авианосцев, обеспечивая прикрытие конвоев, десантные операции. Английские истребители участвовали в операции по захвату Мадагаскара. Во время боев на Соломоновых о-вах в июне 1943 г. они летали как с английского авианосца "Викториэс", так и с американского "Саратога". Эти машины в апреле 1944 г. прикрывали налеты на "Тирпиц" в Северной Норвегии, десант у Салерно на Сицилии в 1943 г.
FM-2 широко применялись с эскортных авианосцев с 1943 г. Они участвовали в боях на Филиппинах и Окинаве. Английские летчики действовали на них против подводных лодок в Атлантике, у побережья Норвегии, в Средиземном море. При этом истребитель работал в паре с бомбардировщиком, подавляя зенитные средства подводной лодки при выходе напарника на боевой курс.
Разведчики использовались в боях на Гуадалканале и Эспириту-Санто, на Новых Гебридах и в Северной Африке.
F4F снят с производства в 1945 г., в конце того же года снят с вооружения в США и Великобритании.
F4F-4||
Размах:||11,58 м
Длина:||8,74 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3600 кг
Максимальная скорость:||510 км/ч
Практический потолок:||10600 м
Дальность:||1750 км
Описание:
- F4F Wildcat
- Grumman F4F/FM Wildcat (G-18 и G-36)
Фотографии
-
Мировая Авиация 157
Тучный Wildcat по маневренности и скорости уступал японскому Zero, но отличался большей прочностью и более сильным вооружением. К тому же летчики Wildcat действовали в воздушных боях тактически более грамотно, чем японцы.
-
Air Enthusiast 1997-03 / K.Wixey - Corpulent Feline (1)
Caught close to Oshkosh, Wisconsin, during the EAA Convention 1995, F4F-3 N3210D (BuAer 12296) and F4F-3 N12260 (BuAer 12260) formate on the camera. Both ditched into Lake Michigan (June 1943 and May 1944 respectively) and were salvaged in 1991. The lake has been a rich source of Wildcats, all in amazing condition, these two taking to the air again in June 1995 and July 1994 respectively.
-
Air Enthusiast 1997-03 / K.Wixey - Corpulent Feline (1)
Wildcat pair formate over the skies of Oshkosh
-
Мировая Авиация 164
Первые Wildcat сборки "Eastern Aviation Division", подразделения компании "General Motors", были поставлены с августа 1942 года по сентябрь 1943 года, выпуск составил 1060 самолетов. 312 самолетов Wildcat Mk V - вариант F4F-4 с меньшим количеством пулеметов - были поставлены Великобритании. На фотографии - самолеты из авиагруппы эскортного авианосца Атлантического флота.
-
Aeroplane Monthly 1993-08 / M.Oakey - Grapevine
Kermit Weeks’s recently-restored Grumman FM-2 Wildcat on its way to April’s Sun’n’Fun Fly-in at Lakeland, Florida, where it won the Reserve Grand Champion award. The Weeks Air Museum, rebuilt after Hurricane Andrew, will soon be re-opening.
-
Aeroplane Monthly 1978-02
A Grumman FM-2 Wildcat N681S of the Confederate Air Force.
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / S.Howe - The Confederate Air Force
The Grumman FM-2 Wildcat belonging to the Confederate Air Force, N681S, bears the colours of VF-41, flying from USS Ranger.
-
Aeroplane Monthly 1978-01
The Grumman FM-2 N68843/Bu No 86746, photographed by BRANDON J. O’BRIEN at the gathering of Warbirds, Madera, 1977.
-
Aeroplane Monthly 1988-05
ARTHUR GIBSON'S splendid photograph features a classic Fighter Meet formation put up by Stephen Grey's Fighter Collection. The aircraft are, from the foreground, a Spitfire Mk IX, Grumman Wildcat, North American P-51D Mustang, Grumman F8F Bearcat and Lindsay Walton's Vought F4U Corsair.
Другие самолёты на фотографии: Grumman F8F Bearcat - США - 1944North American P-51D Mustang - США - 1944Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI - Великобритания - 1942Vought F4U Corsair - США - 1940
-
Aeroplane Monthly 1983-01
MICHAEL O'LEARY'S cover photograph depicts Howard Pardue s General Motors built FM-2P Wildcat, based at Breckenndge in Texas. The “P" denotes a reconnaissance role and this aircraft is one of the few Wildcats modified with two camera ports in the fuselage
-
Air Pictorial 1994-08
Grumman F4F-3 Wildcat 12320 was recovered from Lake Erie, Ohio, where it had lain for over 40 years.
-
Мировая Авиация 160
Эффективное применение Wildcat зависело от опыта пилота, эксплуатация машины была отнюдь не простым делом, особенно - посадка на палубу.
-
Мировая Авиация 160
Самолеты Wildcat воевали вплоть до 1945 года. Изображенные FM-2 готовятся к взлету с эскортного авианосца "Мэйкин Айленд" для удара по Иводзиме в марте 1945 года.
-
Aeroplane Monthly 1993-06 / M.Oakey - Grapevine
The Fighter Collection’s newly-arrived Grumman FM-2 Wildcat N4845V being unloaded at Duxford on April 15, 1993, in time to make its debut at the collection’s Flying Legends display on May 3.
-
Мировая Авиация 164
Авиация британских ВМС получила в общей сложности около 1000 самолетов Wildcat, включая машины, предназначенные для ВМС Франции и ВВС Греции, а также несколько сотен самолетов, поставленных по ленд-лизу. Часть из них под обозначением Martlet использовалась преимущественно при эскортировании конвоев в Атлантике, тогда как другие были приписаны к авианосцам, действовавшим в Средиземном море и Индийском океане. На фотографии 1944 года - Wildcat Mk V из 882-й эскадрильи с авианосца "Серчер".
-
Мировая Авиация 162
На этом Wildcat Mk VI (JV677) летал лейтенант коммандер Бёрд, в марте 1945 года командовавший 882-й эскадрильей на борту авианосца "Серчер". Бёрд возглавлял 882-ю эскадрилью во время одного из последних результативных вылетов британских Wildcat, когда у побережья Норвегии были сбиты четыре Bf109G.
-
Мировая Авиация 107
Истребитель FM-2 Wildcat - один из самолетов коллекции, восстановленный Стивом Хинтоном в Чино, Калифорния, вновь взлетел в январе 1993 года, почти через 30 лет после предыдущего полета.
Тип фотографий
- Боковые проекции (41)
- Цветные фото (19)
- Ч/б фото (88)
- Обломки (12)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (12)