Vought F4U Corsair
Страна: США
Год: 1940


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик палубного/берегового базирования
Описание:
F4U Corsair
Vought F4U Corsair
Фотографии:

Боковые проекции (19)

F4U Corsair

Палубный одноместный истребитель, цельнометаллический свободнонесущий моноплан со своеобразным крылом в форме "обратной чайки". Имел убирающееся шасси и закрытую кабину. Разработан под руководством Р. Бейсела в КБ фирмы "Ваут-Сикорский" (позднее "Чанс-Ваут"), входившей в концерн "Юнайтед эйркрафт корпорейшн". Первый полет опытный образец истребителя совершил 29 мая 1940 г. (под названием V-166B).
С июня 1942 г. строился серийно заводами "Ваут" в Далласе, "Брюстер эронотикл" в Лонг-Айленд-Сити, "Гудьир эронотикл" в Акроне. Всего выпущено 12 571 F4U, из них около 10 000 - до конца войны. Модификации ночных истребителей разрабатывались "Нэйвел эйркрафт фэктори" (NAF) в Филадельфии, там же велась доработка серийных машин в эти варианты.
Состоял на вооружении в США с августа 1942 г., Великобритании - с начала 1943 г., Новой Зеландии - с апреля 1944 г.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся в период Второй мировой войны:
  - F4U-1 с двигателем R-2800-8 или - 8W (с 862-го самолета), трехлопастным винтом, вооружение 4x12,7, позднее 6x12,7, последние серии имели увеличенный фонарь, подвесные баки, дополнительные бензобаки в крыле, строился также фирмой "Брюстер" как F3A-1, вариант с увеличенным фонарем позднее именовался F4U-1A, в Великобританию поставлялись F4U-1 как "Корсар" I, F4U-1A как "Корсар" II, F3A-1 как "Корсар" III, экспортные типы I и II имели укороченное крыло;
  - FG-1, вариант с нескладывающимся крылом, строился фирмой "Гудьир", поставлялся в Англию как "Корсар" IV;
  - F4U-1C - вариант F4U-1A с вооружением 4x20;
  - F4U-1D, истребитель-бомбардировщик без бензобаков в передней кромке крыла, но с пилонами под подвесные баки или бомбы (до 1450 кг), на поздних сериях - подфюзеляжный подвесной бак, подвеска 8хНУР, выпускался "Гудьир" как FG-1D (поставлялся в Англию тоже как "Корсар" IV);
  - F4U-1P, фоторазведчик на базе F4U-1D;
  - F4U-2, ночной истребитель на базе F4U-1A с мотором R-2800-8W, удлиненная стойка хвостового колеса, вооружение 5x12,7, РЛС на передней кромке крыла;
  - F4U-4 с мотором R-2800-18W, четырехлопастным винтом, усиленным бронированием, измененным оборудованием кабины, вооружение 6x12,7;
  - F4U-4C (F4U-4B) - вариант F4U-4 с вооружением 4x20;
  - F4U-4E, ночной истребитель с РЛС под правым крылом на базе F4U-4;
  - F4U-4N, ночной истребитель с РЛС в обтекателе на носке правого крыла на базе F4U-4;
  - F4U-4P, фоторазведчик на базе истребителя F4U-4;
  - F4U-4K, носитель и самолет наведения управляемой планирующей бомбы "Бэт".
Первые эскадрильи авиации Корпуса морской пехоты США освоили новую технику к декабрю 1942 г. С февраля 1943 г. "корсары" морской пехоты начали действовать с сухопутных аэродромов на о. Гуадалканал. С марта они появились на Новой Георгии. Первым из авианосцев новую технику получил "Коур" - в марте 1943 г. За ним в мае последовал "Банкер Хилл". В ноябре 1943г. самолеты впервые были применены с авианосцев "Эссекс" и "Банкер Хилл" у о. Новая Британия (прикрывая бомбардировщики в налетах на Рабаул), но широкое использование в палубной авиации они получили только с конца 1944г.
Ночные варианты с РЛС использовались на фронте с октября 1943 г. Впервые их применили для прикрытия объектов на атолле Кваджалейн (Маршалловы о-ва) и о. Мунда. Первый удачный перехват выполнили в ночь на 31 октября 1943 г. Затем ночные истребители стали летать с авианосцев "Эссекс", "Хорнет" и "Интрепид". Такие машины использовались также в системе ПВО Гавайских о-вов и о-ва Тарава. В конце войны самолеты, оснащенные РЛС, применяли и как ночные бомбардировщики и штурмовики.
Всего на Тихоокеанском театре летали на "корсарах" 19 эскадрилий морской пехоты и шесть эскадрилий флота. Эти машины широко применяли в боях на Соломоновых о-вах в 1944 г. F4U-1D действовали и как пикирующие бомбардировщики, в частности, при налете на атолл Вотье. "Корсар" оказался самым эффективным истребителем американской морской авиации. За войну они сбили 2140 японских самолетов. С авианосцев эти машины работали во время боев за Окинаву, участвовали в налетах на Токио и Сайгон. Носители бомб "Бэт" в войне применить не успели.
Англичане стали широко использовать "корсары" с авианосцев раньше, чем американцы. Осенью 1943 г. они появились на "Илластриэсе". Первой боевой операцией для них стал удар по линкору "Тирпиц" в Северной Норвегии 3 апреля 1944 г., в котором были задействованы истребители с "Викториэса". Они участвовали также в налетах на эту же цель в июле и августе.
На Тихом океане английские истребители появились чуть позже. 19 апреля 1944 г. две эскадрильи прикрывали пикировщики, бомбившие Сабанг на о. Борнео. 24 января 1945 г. они участвовали в крупном налете на нефтеперегонные заводы в Палембанге. К апрелю того года в британском флоте насчитывалось в общей сложности 19 эскадрилий на "корсарах".
Войну английские летчики закончили над Японией. В июле-августе 1945 г. самолеты с авианосцев "Викториэс" и "Формидэйбл" атаковали цели в районе Токио. 9 августа истребителям прямым попаданием бомбы удалось потопить японский эсминец.
Новозеландцы действовали на "корсарах" на Соломоновых о-вах с мая 1944 г., в основном как штурмовики и легкие бомбардировщики.
Самолет был снят с производства в январе 1953 г. - это был последний поршневой истребитель, строившийся в Америке. С лета 1950 г. "корсары" воевали в Корее. Они летали с авианосцев как штурмовики.
Самолет был снят с вооружения флота США в июне 1957 г., Великобритании - с августа 1946 г., ВВС Новой Зеландии - с декабря 1947 г.
В начале 1950-х гг. значительное количество "корсаров" приобрела Франция. С апреля 1953 г. они воевали в Индокитае. В 1956 г. самолеты с французских авианосцев "Арроманш" и "Лафаиетт" поддерживали высадку десанта в Суэце. До июля 1962 г. "корсары" участвовали в колониальной войне в Алжире, до октября 1963 г. они базировались в Тунисе. Французский флот снял "корсары" с вооружения в октябре 1964 г.
В 1950-е гг. по программам военной помощи F4U поставлялись в Аргентину, Гондурас и Сальвадор, где они служили до начала 1970-х гг.


F4U-1||
Размах:||12,5 м
Длина:||10,15 м
Моторы, количество х мощность:||1x2000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6400 кг
Максимальная скорость:||667 км/ч
Практический потолок:||11600 м
Дальность:||3550 км

Vought F4U Corsair

Универсальный самолет Vought F4U Corsair считается самым удачным истребителем палубного базирования Второй мировой войны. ВМС США использовали Corsair в боях на Тихом океане с апреля 1944 года. До конца войны на истребителях данного типа было сбито 2140 японских самолетов, собственные потери Corsair составили 189 машин.
  Разработка самолета началась в 1938 году, когда ВМС США разослали запрос на одноместный истребитель палубного базирования. Конструкторы «Vought» постарались совместить планер как можно меньшего размера с самым мощным на тот момент двигателем Pratt & Whitney XR-2800 Double Wasp.
  Необычная форма крыла диктовалась мотором с винтом большого диаметра. Излом крыла позволил уменьшить высоту стоек основных опор шасси и обеспечить их уборку в крыло. За исключением крыла цельнометаллическая конструкция планера ничем особенным не выделялась.
  Прототип XF4U-1 (фирменное обозначение V-166B) был заказан 30 июня 1938 года, а первый полет он выполнил 29 мая 1940 года. Опыт боевого применения авиации в Европе заставил конструкторов усилить вооружение, передача прототипа ВМС США задержалась до февраля 1941 года.
  Первую партию из 585 F4U-1 заказали 30 июня 1941 года. Первый серийный самолет поднялся в воздух 25 июня 1942 года, ВМС США получили первый истребитель 31 июля 1942 года.
  Испытания на авианосце дали неоднозначные результаты, и ВМС сочли Corsair для базирования на кораблях непригодным. Потребовалось доработать шасси и для улучшения обзора вперед-вниз приподнять кабину летчика. Эти доработки внедрили уже после выпуска 688 F4U-1, последующие истребители обозначались F4U-1A.
  Первыми в Вооруженных силах США Corsair получила эскадрилья берегового базирования - VMF-124 из Корпуса морской пехоты. Первый боевой вылет Corsair этой эскадрильи выполнили на Гуадалканале 13 февраля 1943 года. В ВМС первой F4U перевооружили в апреле 1943 года эскадрилью VF-17, она стала первой частью, укомплектованной F4U-1A.
  К этому времени «Vought» успела получить огромный заказ на истребители, поэтому выпуск Corsair пришлось наладить на производственных мощностях компаний «Brewster» (F3A-1) и «Goodyear» (FG-1); крыло варианта FG-1 не складывалось.
  Corsair также широко применялись авиацией британского флота с июня 1943 года. F4U-1D поставлялись и ВВС Новой Зеландии.
  Производство Corsair продолжалось и после войны, самолет выпускался дольше, чем любой другой американский истребитель того периода. Основным серийным вариантом в 1945 году являлся F4U-4, который был скорее истребителем-бомбардировщиком. Выпуск на заводе в Далласе, штат Техас, прекратили в декабре 1952 года. За более чем десять лет был построен 12571 самолет.
  В годы корейской войны Corsair оставался важнейшим истребителем и истребителем-бомбардировщиком ВМС США. Французы использовали Corsair в Индокитае, в Алжире и в районе Суэцкого канала. Corsair ВВС Гондураса и Сальвадора выполнили последние боевые вылеты в 1969 году.


Варианты

  F4U-1B: американское обозначение самолетов, поставленных Великобритании по ленд-лизу
  F4U-1C: варианте четырьмя крыльевыми 20-мм пушками вместо шести пулеметов F4U-1D: вариант с мотором R-2800-8W, с системой впрыска воды в цилиндры и измененным вооружением (строился также «Brewster» и «Goodyear» как F3A-1D и FG-1D)
  F4U-1P: фоторазведчик на основе F4U-1
  F4U-2: ночной истребитель с РЛС и облегченным вооружением; все доработки выполнены «Naval Aircraft Factory»
  F4U-3: высотный истребитель; первый прототип выполнил полет уже после войны; «Goodyear» собрала 13 самолетов (FG-3), которые использовались в ВМС США для исследовательских полетов
  F4U-4: второй основной серийный вариант с мотором R-2800-18W или R-2800- 42W
  F4U-4C: вариант с четырьмя 20-мм пушками вместо пулеметов
  F4U-4E: ночной истребитель с РЛС APS-4 AI
  F4U-4N: ночной истребитель с РЛС APS-5 или APS-6 AI
  F4U-4P: фоторазведчик
  F4U-5: послевоенный истребитель-бомбардировщик с мотором R-2800-32W, оснащенным двухступенчатым нагнетателем, вооружен четырьмя 20-мм пушками (построено 223)
  F4U-5N: ночной истребитель на основе F4U-5 (построено 315)
  F4U-5P: тактический разведчик на основе F4U-5 (построено 30)
  XF4U-6: прототип маловысотного истребителя с мотором R-2800-83W, дополнительным бронированием и увеличенной массой боевой нагрузки; под обозначением AU-1 построено 110 самолетов для КМП США
  F4U-7: финальный серийный вариант, близок AU-1, нос мотором R-2800-18W; построено 90, часть передана по программе военной помощи ВМС Франции
  Corsair Mk I: обозначение F4U-1 в ВМС Великобритании
  Corsair Mk II: обозначение F4U-1A в ВМС Великобритании
  Corsair Mk III: обозначение F3A-1D в ВМС Великобритании
  Corsair Mk IV: обозначение FG-1D в ВМС Великобритании
  F2G: «Super Corsair», вариант постройки «Goodyear» с мотором R-4360, оптимизирован для полетов на малых высотах; построено 10


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Vought Corsair Mk IV

  Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик палубного/берегового базирования
  Силовая установка: один радиальный мотор Pratt & Whitney R-2800-8 Double Wasp мощностью 2250 л. с. (1678 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 5944 м - 668 км/ч; крейсерская скорость 420 км/ч; практический потолок 10363 м; макс. дальность 2514 км
  Масса: пустого 4128 кг; максимальная взлетная 5488 кг
  Размеры: размах крыла 12,09 м; длина 10,16 м; высота 4,60 м; площадь крыла 28,33 м2
  Вооружение: четыре 12,7-мм пулемета, до 907 кг бомб
F4U-1A Corsair. Самолет, на котором в начале 1944 года летал лучший ас авиации ВМС США на Тихом океане Айра Кепфорд, является, пожалуй, самым известным Corsair той войны. На фюзеляже изображены символы 16 побед аса - изображения японского флага.
F4U-1A "Корсар" Джона Стрейджа 17-й эскадрильи, 1944г.
Самолет F4U-1A Corsair № 18086 "Lulubelle" нес на левом борту отметки о 20 победах Боингтона, хотя он не был официаль но приписан к его эскадрилье. Весь период своего существования "Black Sheep" "одалживала" у других подразделений не только самолеты, но и обслуживающих их наземных специалистов.
F4U-1D "Корсар" 84-й эскадрильи с авианосца "Банкер Хил", 1945г.
F4U-4 с характерным воздухозаборником в нижней части капота мотора из эскадрильи VF-921 Резерва ВМС США, 1948 год. Интересно, что на этом самолете не установлены подкрыльевые бомбодержатели и ножевидная VHF антенна.
Капитан Джесси Фольмар. Летавший FG-1D (F4U-4), построенном фирмой "Goodyear", капитан Фольмар из КМП стал единственным пилотом Corsair, которому в сентябре 1952 года удалось сбить реактивный МиГ. Атакованный двумя МиГ-15, Фольмар сбил один из них огнем 20-мм пушки, прежде чем его машина была подбита другим МиГом, и ему пришлось воспользоваться парашютом.
F4U-4B "Корсар"
F4U-5N Corsair из 312-й штурмовой эскадрильи авиации морской пехоты США, 1952г.
Изображен F4U-5N капитана Джона Андрэ из VMF(N)-513, ставшего асом после победы в воздушном бою 7 июня 1952 года первые четыре победы он одержал в воздушных боях Второй мировой войны.
Во время войны в Корее пилоты Corsair ВМС и КМП США сбили 10 самолетов противника. Действовавшие ночью F4U обычно несли глянцевую темно-синюю окраску, снижавшую их заметность.
FG-1D (борт. N 215) из состава ВВС Сальвадора. Авиабаза Илопанго, 1966г.
В 1957 году ВВС Сальвадора получили из США 20 FC-1D (серийные номера 201-220). Ими оснастили эскадрилью в Сан-Мигеле. Из-за многолетнего износа к началу "футбольной войны" в строю оставалось лишь пять машин. Уцелевшие самолеты были списаны по окончании боевых действий в июле 1969 года, причем их сменили не менее старые истребители F-51D Mustang.
FG-1D (борт. N 207) из состава ВВС Сальвадора. Авиабаза Илопанго, 1969г.
F4U-4 (борт. N 606) из состава ВВС Гондураса. Авиабаза Сан Педро де Сула, 1969г.
F4U-5N майора Фернандо Сото (борт. N 609) из состава ВВС Гондураса. Авиабаза Сан Педро де Сула, 1969г.
F4U-5N "Корсар" ВВС Гондураса, на котором летал майор Фернандо Сото-Энрикес, сбивший три сальвадорских самолета, лето 1969г.
F4U-5NL Corsair из 2-й штурмовой АЭ 3-й эскадры авиации ВМС Аргентины. Авиабаза Команданте Эспора, 1963 г.
Vought F4U-7 Corsair из флотилии 12F авиации ВМС Франции, 1956г.
Не считая специализированного и перетяжеленного AU-1, последним серийным вариантом стал F4U-7. Такие самолеты ВМС Франции использовали в Индокитае. F4U-7 являлся развитием F4U-4 и AU-1, но был оснащен более совершенным бортовым оборудованием. Изображен самолет флотилии 12F ВМС Франции, Алжир.