Vought F4U Corsair
Страна: США
Год: 1940


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик палубного/берегового базирования
Вашего дома журнал о ремонте и дизайне.
Описание:
F4U Corsair
Vought F4U Corsair
Фотографии:

Обломки (6)

F4U Corsair

Палубный одноместный истребитель, цельнометаллический свободнонесущий моноплан со своеобразным крылом в форме "обратной чайки". Имел убирающееся шасси и закрытую кабину. Разработан под руководством Р. Бейсела в КБ фирмы "Ваут-Сикорский" (позднее "Чанс-Ваут"), входившей в концерн "Юнайтед эйркрафт корпорейшн". Первый полет опытный образец истребителя совершил 29 мая 1940 г. (под названием V-166B).
С июня 1942 г. строился серийно заводами "Ваут" в Далласе, "Брюстер эронотикл" в Лонг-Айленд-Сити, "Гудьир эронотикл" в Акроне. Всего выпущено 12 571 F4U, из них около 10 000 - до конца войны. Модификации ночных истребителей разрабатывались "Нэйвел эйркрафт фэктори" (NAF) в Филадельфии, там же велась доработка серийных машин в эти варианты.
Состоял на вооружении в США с августа 1942 г., Великобритании - с начала 1943 г., Новой Зеландии - с апреля 1944 г.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся в период Второй мировой войны:
  - F4U-1 с двигателем R-2800-8 или - 8W (с 862-го самолета), трехлопастным винтом, вооружение 4x12,7, позднее 6x12,7, последние серии имели увеличенный фонарь, подвесные баки, дополнительные бензобаки в крыле, строился также фирмой "Брюстер" как F3A-1, вариант с увеличенным фонарем позднее именовался F4U-1A, в Великобританию поставлялись F4U-1 как "Корсар" I, F4U-1A как "Корсар" II, F3A-1 как "Корсар" III, экспортные типы I и II имели укороченное крыло;
  - FG-1, вариант с нескладывающимся крылом, строился фирмой "Гудьир", поставлялся в Англию как "Корсар" IV;
  - F4U-1C - вариант F4U-1A с вооружением 4x20;
  - F4U-1D, истребитель-бомбардировщик без бензобаков в передней кромке крыла, но с пилонами под подвесные баки или бомбы (до 1450 кг), на поздних сериях - подфюзеляжный подвесной бак, подвеска 8хНУР, выпускался "Гудьир" как FG-1D (поставлялся в Англию тоже как "Корсар" IV);
  - F4U-1P, фоторазведчик на базе F4U-1D;
  - F4U-2, ночной истребитель на базе F4U-1A с мотором R-2800-8W, удлиненная стойка хвостового колеса, вооружение 5x12,7, РЛС на передней кромке крыла;
  - F4U-4 с мотором R-2800-18W, четырехлопастным винтом, усиленным бронированием, измененным оборудованием кабины, вооружение 6x12,7;
  - F4U-4C (F4U-4B) - вариант F4U-4 с вооружением 4x20;
  - F4U-4E, ночной истребитель с РЛС под правым крылом на базе F4U-4;
  - F4U-4N, ночной истребитель с РЛС в обтекателе на носке правого крыла на базе F4U-4;
  - F4U-4P, фоторазведчик на базе истребителя F4U-4;
  - F4U-4K, носитель и самолет наведения управляемой планирующей бомбы "Бэт".
Первые эскадрильи авиации Корпуса морской пехоты США освоили новую технику к декабрю 1942 г. С февраля 1943 г. "корсары" морской пехоты начали действовать с сухопутных аэродромов на о. Гуадалканал. С марта они появились на Новой Георгии. Первым из авианосцев новую технику получил "Коур" - в марте 1943 г. За ним в мае последовал "Банкер Хилл". В ноябре 1943г. самолеты впервые были применены с авианосцев "Эссекс" и "Банкер Хилл" у о. Новая Британия (прикрывая бомбардировщики в налетах на Рабаул), но широкое использование в палубной авиации они получили только с конца 1944г.
Ночные варианты с РЛС использовались на фронте с октября 1943 г. Впервые их применили для прикрытия объектов на атолле Кваджалейн (Маршалловы о-ва) и о. Мунда. Первый удачный перехват выполнили в ночь на 31 октября 1943 г. Затем ночные истребители стали летать с авианосцев "Эссекс", "Хорнет" и "Интрепид". Такие машины использовались также в системе ПВО Гавайских о-вов и о-ва Тарава. В конце войны самолеты, оснащенные РЛС, применяли и как ночные бомбардировщики и штурмовики.
Всего на Тихоокеанском театре летали на "корсарах" 19 эскадрилий морской пехоты и шесть эскадрилий флота. Эти машины широко применяли в боях на Соломоновых о-вах в 1944 г. F4U-1D действовали и как пикирующие бомбардировщики, в частности, при налете на атолл Вотье. "Корсар" оказался самым эффективным истребителем американской морской авиации. За войну они сбили 2140 японских самолетов. С авианосцев эти машины работали во время боев за Окинаву, участвовали в налетах на Токио и Сайгон. Носители бомб "Бэт" в войне применить не успели.
Англичане стали широко использовать "корсары" с авианосцев раньше, чем американцы. Осенью 1943 г. они появились на "Илластриэсе". Первой боевой операцией для них стал удар по линкору "Тирпиц" в Северной Норвегии 3 апреля 1944 г., в котором были задействованы истребители с "Викториэса". Они участвовали также в налетах на эту же цель в июле и августе.
На Тихом океане английские истребители появились чуть позже. 19 апреля 1944 г. две эскадрильи прикрывали пикировщики, бомбившие Сабанг на о. Борнео. 24 января 1945 г. они участвовали в крупном налете на нефтеперегонные заводы в Палембанге. К апрелю того года в британском флоте насчитывалось в общей сложности 19 эскадрилий на "корсарах".
Войну английские летчики закончили над Японией. В июле-августе 1945 г. самолеты с авианосцев "Викториэс" и "Формидэйбл" атаковали цели в районе Токио. 9 августа истребителям прямым попаданием бомбы удалось потопить японский эсминец.
Новозеландцы действовали на "корсарах" на Соломоновых о-вах с мая 1944 г., в основном как штурмовики и легкие бомбардировщики.
Самолет был снят с производства в январе 1953 г. - это был последний поршневой истребитель, строившийся в Америке. С лета 1950 г. "корсары" воевали в Корее. Они летали с авианосцев как штурмовики.
Самолет был снят с вооружения флота США в июне 1957 г., Великобритании - с августа 1946 г., ВВС Новой Зеландии - с декабря 1947 г.
В начале 1950-х гг. значительное количество "корсаров" приобрела Франция. С апреля 1953 г. они воевали в Индокитае. В 1956 г. самолеты с французских авианосцев "Арроманш" и "Лафаиетт" поддерживали высадку десанта в Суэце. До июля 1962 г. "корсары" участвовали в колониальной войне в Алжире, до октября 1963 г. они базировались в Тунисе. Французский флот снял "корсары" с вооружения в октябре 1964 г.
В 1950-е гг. по программам военной помощи F4U поставлялись в Аргентину, Гондурас и Сальвадор, где они служили до начала 1970-х гг.


F4U-1||
Размах:||12,5 м
Длина:||10,15 м
Моторы, количество х мощность:||1x2000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6400 кг
Максимальная скорость:||667 км/ч
Практический потолок:||11600 м
Дальность:||3550 км

Vought F4U Corsair

Универсальный самолет Vought F4U Corsair считается самым удачным истребителем палубного базирования Второй мировой войны. ВМС США использовали Corsair в боях на Тихом океане с апреля 1944 года. До конца войны на истребителях данного типа было сбито 2140 японских самолетов, собственные потери Corsair составили 189 машин.
  Разработка самолета началась в 1938 году, когда ВМС США разослали запрос на одноместный истребитель палубного базирования. Конструкторы «Vought» постарались совместить планер как можно меньшего размера с самым мощным на тот момент двигателем Pratt & Whitney XR-2800 Double Wasp.
  Необычная форма крыла диктовалась мотором с винтом большого диаметра. Излом крыла позволил уменьшить высоту стоек основных опор шасси и обеспечить их уборку в крыло. За исключением крыла цельнометаллическая конструкция планера ничем особенным не выделялась.
  Прототип XF4U-1 (фирменное обозначение V-166B) был заказан 30 июня 1938 года, а первый полет он выполнил 29 мая 1940 года. Опыт боевого применения авиации в Европе заставил конструкторов усилить вооружение, передача прототипа ВМС США задержалась до февраля 1941 года.
  Первую партию из 585 F4U-1 заказали 30 июня 1941 года. Первый серийный самолет поднялся в воздух 25 июня 1942 года, ВМС США получили первый истребитель 31 июля 1942 года.
  Испытания на авианосце дали неоднозначные результаты, и ВМС сочли Corsair для базирования на кораблях непригодным. Потребовалось доработать шасси и для улучшения обзора вперед-вниз приподнять кабину летчика. Эти доработки внедрили уже после выпуска 688 F4U-1, последующие истребители обозначались F4U-1A.
  Первыми в Вооруженных силах США Corsair получила эскадрилья берегового базирования - VMF-124 из Корпуса морской пехоты. Первый боевой вылет Corsair этой эскадрильи выполнили на Гуадалканале 13 февраля 1943 года. В ВМС первой F4U перевооружили в апреле 1943 года эскадрилью VF-17, она стала первой частью, укомплектованной F4U-1A.
  К этому времени «Vought» успела получить огромный заказ на истребители, поэтому выпуск Corsair пришлось наладить на производственных мощностях компаний «Brewster» (F3A-1) и «Goodyear» (FG-1); крыло варианта FG-1 не складывалось.
  Corsair также широко применялись авиацией британского флота с июня 1943 года. F4U-1D поставлялись и ВВС Новой Зеландии.
  Производство Corsair продолжалось и после войны, самолет выпускался дольше, чем любой другой американский истребитель того периода. Основным серийным вариантом в 1945 году являлся F4U-4, который был скорее истребителем-бомбардировщиком. Выпуск на заводе в Далласе, штат Техас, прекратили в декабре 1952 года. За более чем десять лет был построен 12571 самолет.
  В годы корейской войны Corsair оставался важнейшим истребителем и истребителем-бомбардировщиком ВМС США. Французы использовали Corsair в Индокитае, в Алжире и в районе Суэцкого канала. Corsair ВВС Гондураса и Сальвадора выполнили последние боевые вылеты в 1969 году.


Варианты

  F4U-1B: американское обозначение самолетов, поставленных Великобритании по ленд-лизу
  F4U-1C: варианте четырьмя крыльевыми 20-мм пушками вместо шести пулеметов F4U-1D: вариант с мотором R-2800-8W, с системой впрыска воды в цилиндры и измененным вооружением (строился также «Brewster» и «Goodyear» как F3A-1D и FG-1D)
  F4U-1P: фоторазведчик на основе F4U-1
  F4U-2: ночной истребитель с РЛС и облегченным вооружением; все доработки выполнены «Naval Aircraft Factory»
  F4U-3: высотный истребитель; первый прототип выполнил полет уже после войны; «Goodyear» собрала 13 самолетов (FG-3), которые использовались в ВМС США для исследовательских полетов
  F4U-4: второй основной серийный вариант с мотором R-2800-18W или R-2800- 42W
  F4U-4C: вариант с четырьмя 20-мм пушками вместо пулеметов
  F4U-4E: ночной истребитель с РЛС APS-4 AI
  F4U-4N: ночной истребитель с РЛС APS-5 или APS-6 AI
  F4U-4P: фоторазведчик
  F4U-5: послевоенный истребитель-бомбардировщик с мотором R-2800-32W, оснащенным двухступенчатым нагнетателем, вооружен четырьмя 20-мм пушками (построено 223)
  F4U-5N: ночной истребитель на основе F4U-5 (построено 315)
  F4U-5P: тактический разведчик на основе F4U-5 (построено 30)
  XF4U-6: прототип маловысотного истребителя с мотором R-2800-83W, дополнительным бронированием и увеличенной массой боевой нагрузки; под обозначением AU-1 построено 110 самолетов для КМП США
  F4U-7: финальный серийный вариант, близок AU-1, нос мотором R-2800-18W; построено 90, часть передана по программе военной помощи ВМС Франции
  Corsair Mk I: обозначение F4U-1 в ВМС Великобритании
  Corsair Mk II: обозначение F4U-1A в ВМС Великобритании
  Corsair Mk III: обозначение F3A-1D в ВМС Великобритании
  Corsair Mk IV: обозначение FG-1D в ВМС Великобритании
  F2G: «Super Corsair», вариант постройки «Goodyear» с мотором R-4360, оптимизирован для полетов на малых высотах; построено 10


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Vought Corsair Mk IV

  Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик палубного/берегового базирования
  Силовая установка: один радиальный мотор Pratt & Whitney R-2800-8 Double Wasp мощностью 2250 л. с. (1678 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 5944 м - 668 км/ч; крейсерская скорость 420 км/ч; практический потолок 10363 м; макс. дальность 2514 км
  Масса: пустого 4128 кг; максимальная взлетная 5488 кг
  Размеры: размах крыла 12,09 м; длина 10,16 м; высота 4,60 м; площадь крыла 28,33 м2
  Вооружение: четыре 12,7-мм пулемета, до 907 кг бомб
Хвостовое оперение осталось на тормозном тросе
Не менее 19 эскадрилий морской авиации Великобритании получили на вооружение Corsair; всего же в Королевские ВМС поступило 1977 самолетов F4U. На фотографии - Corsair Mk II, чей дополнительный бак под фюзеляжем разорвался вследствие жесткой посадки на палубу.
Corsair 132 of 1831 Sqn poised momentarily on its nose after missing the arrester wire and hitting the top of the first barrier - an excellent example of how the barrier functioned. The pilot, probably Lt McKinnon, suffered a bad head wound after having to release his harness quickly while sitting inverted.
Истребитель F4U-1A эскадрильи VMF-216, поврежденный в бою над Рабаулом 10 января 1943 года. Летчики эскадрильи VMF-216 сообщили, что сбили на Corsair 27 японских самолетов, главным образом, при полетах на Рабаул.
AD-4 (серийный номер 128925) эскадрильи VA-65 столкнулся на посадке с истребителем F4U-4 "Корсар". Авианосец "Бон Омм Ричард", 22 января 1952г.