Vought F4U Corsair
Страна: США
Год: 1940


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик палубного/берегового базирования
Описание:
F4U Corsair
Vought F4U Corsair
Фотографии:

Цветные фото (37)

F4U Corsair

Палубный одноместный истребитель, цельнометаллический свободнонесущий моноплан со своеобразным крылом в форме "обратной чайки". Имел убирающееся шасси и закрытую кабину. Разработан под руководством Р. Бейсела в КБ фирмы "Ваут-Сикорский" (позднее "Чанс-Ваут"), входившей в концерн "Юнайтед эйркрафт корпорейшн". Первый полет опытный образец истребителя совершил 29 мая 1940 г. (под названием V-166B).
С июня 1942 г. строился серийно заводами "Ваут" в Далласе, "Брюстер эронотикл" в Лонг-Айленд-Сити, "Гудьир эронотикл" в Акроне. Всего выпущено 12 571 F4U, из них около 10 000 - до конца войны. Модификации ночных истребителей разрабатывались "Нэйвел эйркрафт фэктори" (NAF) в Филадельфии, там же велась доработка серийных машин в эти варианты.
Состоял на вооружении в США с августа 1942 г., Великобритании - с начала 1943 г., Новой Зеландии - с апреля 1944 г.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся в период Второй мировой войны:
  - F4U-1 с двигателем R-2800-8 или - 8W (с 862-го самолета), трехлопастным винтом, вооружение 4x12,7, позднее 6x12,7, последние серии имели увеличенный фонарь, подвесные баки, дополнительные бензобаки в крыле, строился также фирмой "Брюстер" как F3A-1, вариант с увеличенным фонарем позднее именовался F4U-1A, в Великобританию поставлялись F4U-1 как "Корсар" I, F4U-1A как "Корсар" II, F3A-1 как "Корсар" III, экспортные типы I и II имели укороченное крыло;
  - FG-1, вариант с нескладывающимся крылом, строился фирмой "Гудьир", поставлялся в Англию как "Корсар" IV;
  - F4U-1C - вариант F4U-1A с вооружением 4x20;
  - F4U-1D, истребитель-бомбардировщик без бензобаков в передней кромке крыла, но с пилонами под подвесные баки или бомбы (до 1450 кг), на поздних сериях - подфюзеляжный подвесной бак, подвеска 8хНУР, выпускался "Гудьир" как FG-1D (поставлялся в Англию тоже как "Корсар" IV);
  - F4U-1P, фоторазведчик на базе F4U-1D;
  - F4U-2, ночной истребитель на базе F4U-1A с мотором R-2800-8W, удлиненная стойка хвостового колеса, вооружение 5x12,7, РЛС на передней кромке крыла;
  - F4U-4 с мотором R-2800-18W, четырехлопастным винтом, усиленным бронированием, измененным оборудованием кабины, вооружение 6x12,7;
  - F4U-4C (F4U-4B) - вариант F4U-4 с вооружением 4x20;
  - F4U-4E, ночной истребитель с РЛС под правым крылом на базе F4U-4;
  - F4U-4N, ночной истребитель с РЛС в обтекателе на носке правого крыла на базе F4U-4;
  - F4U-4P, фоторазведчик на базе истребителя F4U-4;
  - F4U-4K, носитель и самолет наведения управляемой планирующей бомбы "Бэт".
Первые эскадрильи авиации Корпуса морской пехоты США освоили новую технику к декабрю 1942 г. С февраля 1943 г. "корсары" морской пехоты начали действовать с сухопутных аэродромов на о. Гуадалканал. С марта они появились на Новой Георгии. Первым из авианосцев новую технику получил "Коур" - в марте 1943 г. За ним в мае последовал "Банкер Хилл". В ноябре 1943г. самолеты впервые были применены с авианосцев "Эссекс" и "Банкер Хилл" у о. Новая Британия (прикрывая бомбардировщики в налетах на Рабаул), но широкое использование в палубной авиации они получили только с конца 1944г.
Ночные варианты с РЛС использовались на фронте с октября 1943 г. Впервые их применили для прикрытия объектов на атолле Кваджалейн (Маршалловы о-ва) и о. Мунда. Первый удачный перехват выполнили в ночь на 31 октября 1943 г. Затем ночные истребители стали летать с авианосцев "Эссекс", "Хорнет" и "Интрепид". Такие машины использовались также в системе ПВО Гавайских о-вов и о-ва Тарава. В конце войны самолеты, оснащенные РЛС, применяли и как ночные бомбардировщики и штурмовики.
Всего на Тихоокеанском театре летали на "корсарах" 19 эскадрилий морской пехоты и шесть эскадрилий флота. Эти машины широко применяли в боях на Соломоновых о-вах в 1944 г. F4U-1D действовали и как пикирующие бомбардировщики, в частности, при налете на атолл Вотье. "Корсар" оказался самым эффективным истребителем американской морской авиации. За войну они сбили 2140 японских самолетов. С авианосцев эти машины работали во время боев за Окинаву, участвовали в налетах на Токио и Сайгон. Носители бомб "Бэт" в войне применить не успели.
Англичане стали широко использовать "корсары" с авианосцев раньше, чем американцы. Осенью 1943 г. они появились на "Илластриэсе". Первой боевой операцией для них стал удар по линкору "Тирпиц" в Северной Норвегии 3 апреля 1944 г., в котором были задействованы истребители с "Викториэса". Они участвовали также в налетах на эту же цель в июле и августе.
На Тихом океане английские истребители появились чуть позже. 19 апреля 1944 г. две эскадрильи прикрывали пикировщики, бомбившие Сабанг на о. Борнео. 24 января 1945 г. они участвовали в крупном налете на нефтеперегонные заводы в Палембанге. К апрелю того года в британском флоте насчитывалось в общей сложности 19 эскадрилий на "корсарах".
Войну английские летчики закончили над Японией. В июле-августе 1945 г. самолеты с авианосцев "Викториэс" и "Формидэйбл" атаковали цели в районе Токио. 9 августа истребителям прямым попаданием бомбы удалось потопить японский эсминец.
Новозеландцы действовали на "корсарах" на Соломоновых о-вах с мая 1944 г., в основном как штурмовики и легкие бомбардировщики.
Самолет был снят с производства в январе 1953 г. - это был последний поршневой истребитель, строившийся в Америке. С лета 1950 г. "корсары" воевали в Корее. Они летали с авианосцев как штурмовики.
Самолет был снят с вооружения флота США в июне 1957 г., Великобритании - с августа 1946 г., ВВС Новой Зеландии - с декабря 1947 г.
В начале 1950-х гг. значительное количество "корсаров" приобрела Франция. С апреля 1953 г. они воевали в Индокитае. В 1956 г. самолеты с французских авианосцев "Арроманш" и "Лафаиетт" поддерживали высадку десанта в Суэце. До июля 1962 г. "корсары" участвовали в колониальной войне в Алжире, до октября 1963 г. они базировались в Тунисе. Французский флот снял "корсары" с вооружения в октябре 1964 г.
В 1950-е гг. по программам военной помощи F4U поставлялись в Аргентину, Гондурас и Сальвадор, где они служили до начала 1970-х гг.


F4U-1||
Размах:||12,5 м
Длина:||10,15 м
Моторы, количество х мощность:||1x2000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6400 кг
Максимальная скорость:||667 км/ч
Практический потолок:||11600 м
Дальность:||3550 км

Vought F4U Corsair

Универсальный самолет Vought F4U Corsair считается самым удачным истребителем палубного базирования Второй мировой войны. ВМС США использовали Corsair в боях на Тихом океане с апреля 1944 года. До конца войны на истребителях данного типа было сбито 2140 японских самолетов, собственные потери Corsair составили 189 машин.
  Разработка самолета началась в 1938 году, когда ВМС США разослали запрос на одноместный истребитель палубного базирования. Конструкторы «Vought» постарались совместить планер как можно меньшего размера с самым мощным на тот момент двигателем Pratt & Whitney XR-2800 Double Wasp.
  Необычная форма крыла диктовалась мотором с винтом большого диаметра. Излом крыла позволил уменьшить высоту стоек основных опор шасси и обеспечить их уборку в крыло. За исключением крыла цельнометаллическая конструкция планера ничем особенным не выделялась.
  Прототип XF4U-1 (фирменное обозначение V-166B) был заказан 30 июня 1938 года, а первый полет он выполнил 29 мая 1940 года. Опыт боевого применения авиации в Европе заставил конструкторов усилить вооружение, передача прототипа ВМС США задержалась до февраля 1941 года.
  Первую партию из 585 F4U-1 заказали 30 июня 1941 года. Первый серийный самолет поднялся в воздух 25 июня 1942 года, ВМС США получили первый истребитель 31 июля 1942 года.
  Испытания на авианосце дали неоднозначные результаты, и ВМС сочли Corsair для базирования на кораблях непригодным. Потребовалось доработать шасси и для улучшения обзора вперед-вниз приподнять кабину летчика. Эти доработки внедрили уже после выпуска 688 F4U-1, последующие истребители обозначались F4U-1A.
  Первыми в Вооруженных силах США Corsair получила эскадрилья берегового базирования - VMF-124 из Корпуса морской пехоты. Первый боевой вылет Corsair этой эскадрильи выполнили на Гуадалканале 13 февраля 1943 года. В ВМС первой F4U перевооружили в апреле 1943 года эскадрилью VF-17, она стала первой частью, укомплектованной F4U-1A.
  К этому времени «Vought» успела получить огромный заказ на истребители, поэтому выпуск Corsair пришлось наладить на производственных мощностях компаний «Brewster» (F3A-1) и «Goodyear» (FG-1); крыло варианта FG-1 не складывалось.
  Corsair также широко применялись авиацией британского флота с июня 1943 года. F4U-1D поставлялись и ВВС Новой Зеландии.
  Производство Corsair продолжалось и после войны, самолет выпускался дольше, чем любой другой американский истребитель того периода. Основным серийным вариантом в 1945 году являлся F4U-4, который был скорее истребителем-бомбардировщиком. Выпуск на заводе в Далласе, штат Техас, прекратили в декабре 1952 года. За более чем десять лет был построен 12571 самолет.
  В годы корейской войны Corsair оставался важнейшим истребителем и истребителем-бомбардировщиком ВМС США. Французы использовали Corsair в Индокитае, в Алжире и в районе Суэцкого канала. Corsair ВВС Гондураса и Сальвадора выполнили последние боевые вылеты в 1969 году.


Варианты

  F4U-1B: американское обозначение самолетов, поставленных Великобритании по ленд-лизу
  F4U-1C: варианте четырьмя крыльевыми 20-мм пушками вместо шести пулеметов F4U-1D: вариант с мотором R-2800-8W, с системой впрыска воды в цилиндры и измененным вооружением (строился также «Brewster» и «Goodyear» как F3A-1D и FG-1D)
  F4U-1P: фоторазведчик на основе F4U-1
  F4U-2: ночной истребитель с РЛС и облегченным вооружением; все доработки выполнены «Naval Aircraft Factory»
  F4U-3: высотный истребитель; первый прототип выполнил полет уже после войны; «Goodyear» собрала 13 самолетов (FG-3), которые использовались в ВМС США для исследовательских полетов
  F4U-4: второй основной серийный вариант с мотором R-2800-18W или R-2800- 42W
  F4U-4C: вариант с четырьмя 20-мм пушками вместо пулеметов
  F4U-4E: ночной истребитель с РЛС APS-4 AI
  F4U-4N: ночной истребитель с РЛС APS-5 или APS-6 AI
  F4U-4P: фоторазведчик
  F4U-5: послевоенный истребитель-бомбардировщик с мотором R-2800-32W, оснащенным двухступенчатым нагнетателем, вооружен четырьмя 20-мм пушками (построено 223)
  F4U-5N: ночной истребитель на основе F4U-5 (построено 315)
  F4U-5P: тактический разведчик на основе F4U-5 (построено 30)
  XF4U-6: прототип маловысотного истребителя с мотором R-2800-83W, дополнительным бронированием и увеличенной массой боевой нагрузки; под обозначением AU-1 построено 110 самолетов для КМП США
  F4U-7: финальный серийный вариант, близок AU-1, нос мотором R-2800-18W; построено 90, часть передана по программе военной помощи ВМС Франции
  Corsair Mk I: обозначение F4U-1 в ВМС Великобритании
  Corsair Mk II: обозначение F4U-1A в ВМС Великобритании
  Corsair Mk III: обозначение F3A-1D в ВМС Великобритании
  Corsair Mk IV: обозначение FG-1D в ВМС Великобритании
  F2G: «Super Corsair», вариант постройки «Goodyear» с мотором R-4360, оптимизирован для полетов на малых высотах; построено 10


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Vought Corsair Mk IV

  Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик палубного/берегового базирования
  Силовая установка: один радиальный мотор Pratt & Whitney R-2800-8 Double Wasp мощностью 2250 л. с. (1678 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 5944 м - 668 км/ч; крейсерская скорость 420 км/ч; практический потолок 10363 м; макс. дальность 2514 км
  Масса: пустого 4128 кг; максимальная взлетная 5488 кг
  Размеры: размах крыла 12,09 м; длина 10,16 м; высота 4,60 м; площадь крыла 28,33 м2
  Вооружение: четыре 12,7-мм пулемета, до 907 кг бомб
Один из истребителей "Корсар", сохранившийся до наших дней в США
Этот ночной истребитель F4U-5N КМП США несет темную окраску, позволявшую избежать обнаружения прожекторами во время ночных вылетов. На этом самолете летал лейтенант Рей Стюарт из эскадрильи VMF(N)-513.
В Корее были потеряны 312 самолетов F4U авиации ВМС США. Corsair в варианте AU-1 состояли на вооружении Резерва ВМС США до 1957 года, в авиации Резерва КМП - до 1958 года. Небольшое количество Corsair эксплуатировалось ВМС Франции до 1964 года.
Beautifully-restored Vought F4U-4 Corsair NX68HP in the markings of Marine Corps Squadron VMF 223.
FG-1D Corsair (зав. № 92399) долгое время эксплуатировался в ВМС США, потом сменил нескольких частных владельцев, прежде чем в 2000 году получил "прописку" в Великобритании. На вооружении ВМС США самолет состоял с июля 1945 по 1964 год и налетал 1450 часов. Самолет не утилизировали, но пилотируемый частным летчиком он потерпел аварию в 1969 году. Сменив нескольких владельцев и пережив две реставрации, он был продан Полу Моргану из Сивела (Великобритания).
Длительной карьерой Corsair обязан сочетанию высокой боевой эффективности, большой скорости и хорошей живучести с прочным крылом и фюзеляжем.
Палубный истребитель Ваут F4U-1C (США)
Визуально эффекты завихрения хорошо видны на этой фотографии самолета Vought F4U Corsair.
Истребители Vought F4U-1 Corsair из эскадрильи VMF-124 "Blacksheep" над островом Бугенвиль.
В корейскую войну самолеты 92-й (с ноября 1952 по июнь 1953 года базировалась на авианосце "Вэлли Фордж") и 94-й (с декабря 1952 по август 1953 года базировалась на авианосце "Филиппин Си") истребительных эскадрилий несли на килях маркировку "N". На смену Corsair в этих эскадрильях пришли F9F-2 и AD Sky raider.
Поскольку небольшая продолжительность полета не позволяла первым реактивным боевым самолетам патрулировать над полем боя, в первые месяцы войны эта задача была возложена на F4U ВМС и КМП США.
FG-1D Corsair постройки "Goodyear" поступил в организацию "Confederate Air Force" (сегодня "Commemorative Air Force") в 1969 году. В настоящее время в пригодном к полетам состоянии поддерживается несколько Corsair.
FG-1D (зав. № 92468) из организации "Commemorative Air Force", Мидленд, штат Техас, принадлежит полковнику Джону Конраду.
The Confederate Air Force Goodyear FG1-D Corsair was photographed by Jim Larsen.
Истребитель FG-1D Corsair участвовал в боях на Тихом океане в составе ВМФ США. После продажи в 1959 году на переплавку, его спас и восстановил пилот-каскадер Фрэнк Толман и стал на нем летать.
Самолеты организации "The Fighter Collection" базируются в Даксфорде, включая этот FG-1D постройки 1945 года. Машина поступила на вооружение ВМС США на Тихом океане в мае 1945 года и успела принять участие в боевых действиях, прежде чем ее передали в Резерв ВМС США. Пройдя руки нескольких частных владельцев, самолет попал в 1960 году к Фрэнку Толману, ранее работавшему пилотом для киностудий. Он буквально влюбился в самолет, вернул его в летное состояние, но потом все-таки продал. В составе "Истребительной коллекции" самолет до 1997 года летал в окраске 17-й истребительной эскадрильи ВМС США, а затем получил окраску Тихоокеанского флота британских ВМС.
The F-4U Corsair KD658 in Royal Navy markings.
F4U-1 Corsair фонда AFC (фото) прибыл в Новую Зеландию в 1989 году и был оформлен как первая в ВВС Новой Зеландии машина военного времени с кодом NZ5201. Этот редкий экземпляр Corsair с кабиной типа "птичья клетка" был продан в 1999 году.
Этот FC-1D присоединился к "Old Flying Machine Company" ("OFMC"), приписанной к Имперскому военному музею в Даксфорде, в середине 2000-х годов. Самолет построили в 1944 году, 17 августа 1945 года он прибыл в Лос-Негрос. Истребитель поступил в новозеландские ВВС, но война близилась к завершению и, вероятно, новозеландцы выполнили всего несколько полетов на машине, прежде чем ее поставили на хранение. В 1949 году самолет купил частный владелец, восстановивший его; в начале 1960-х годов самолет показывался публично. В 1971 году его перекупил гражданин США, а в 1973 году его вновь перепродали. Ветеран подвергся реставрации, после которой выполнил первый полет в 1982 году. В 1989 году машину купил британский коллекционер, а в 1991 году он перешел к "OFMC". Изначально машина летала в окраске новозеландских ВВС (на снимке), но к 2002 году на нем воспроизвели окраску по типу 17-й истребительной эскадрильи ВМС США.
F4U-7, ранее принадлежавший авиации ВМС Франции, в 1981 году купил британский коллекционер Линдси Уолтон, летавший на нем до 1992 года. Сегодня самолет эксплуатируется в США.
Bob Guilford's F4U-7 "The Blue Max".
Аргентина по программе военной помощи в мае 1956 года получила десять F4U-5/-5N. Самолеты поступили на вооружение морской авиации, и в 1957 году были дополнены 16 F4U-5/-5NL. В партии из 16 истребителей имелись несколько не пригодных к полетам машин, которые использовались на запчасти. Аргентинские Corsair базировались в Пунта-де-Индио и регулярно выполняли полеты с авианосца "Индепенденсия".
ВВС Гондураса в 1956-1959 годах получили 20 Corsair. Первыми стали F4U-5/-5N/-5NL с обтекателями для РЛС, но без самих радиолокаторов. Затем парк пополнился еще десятью F4U-4 (на снимках). Гондурас использовал Corsair в 1969 году в так называемой "футбольной войне" с Сальвадором, тогда несколько Corsair последнего были сбиты. Гондурас снял с вооружения F4U в 1977-1978 годах.
Сальвадор. В 1957 году по программе военной помощи Сальвадор получил 15 FG-1D. Еще пять самолетов варианта F4U-4 в нелетном состоянии сальвадорские ВВС получили в 1959 году на запчасти. Два FG-1 в ходе "футбольной войны" были сбиты F4U-5N из ВВС Гондураса. Последний сальвадорский F4U поднялся в воздух в 1971 году.
Стоимость содержания и эксплуатации старых самолетов по карману немногим частным владельцем, поэтому они часто привлекают спонсоров. Часовая фирма "Breitling" оказала значительную поддержку OFMC в 1999-2003 годах, став спонсором демонстрационной группы "Breitling Fighters". На снимке: машины Mustang, Corsair, Spitfire и P-40 во время демонстрационного полета в Даксфорде в 2001 году.
RON BURDA’S superb photograph, taken at the 1976 Fresno Warbird gathering, features the Planes of Fame Museum’s Grumman F6 Hellcat, with an F4U Corsair keeping it company.
На этот Super Corsair, построенный фирмой "Fighter Rebuilders", установлен двигатель R-4360 Wasp Major мощностью 4000 л. с. Самолет, впервые появившийся в Рино в 1982 году, начал жизнь под именем F4U-4.
The "Vought-Goodyear F2G", as this unique aircraft is now officially designated, made its first appearance at the 1982 Reno Air Races and has the potential to set time-to-height records. Photographed here by Frank Mormillo over Chino, the Corsair is flown by Steve Hinton and Jim Maloney, who shared in the restoration/modification project.
Powered by a 4,000 h.p. Pratt & Whitney R-4360 28-cylinder radial, the Budweiser Light Vought-Goodyear F2G Corsair bears little resemblance to any other Corsair. With cut down wings and cockpit streamlining, owners Steve Hinton and Jim Maloney, both directors of the California-based Planes of Fame Museum based at Chino Air­port, hope to make an attempt on the time-to-climb record for piston aircraft currently held by an F8F Bearcat. In addition, the aircraft is scheduled to compete in this year's top air racing events.