Grumman F6F Hellcat
Страна: США
Год: 1942


Одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
Описание:
F6F Hellcat
Grumman F6F Hellcat (G-50)
Фотографии:

Ч/б фото (78)

F6F Hellcat

Одноместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Грумман эйронотикл инджиниринг корпорейшн" под руководством Л. Груммана и У. Швендлера. Первый полет опытный образец истребителя, XF6F-1, совершил 26 июля 1942 г. Серийное производство на заводах "Грумман" в Лонг-Айленде и Бетпейдже началось с октября 1942 г. Всего выпущено 12 275 самолетов.
В годы войны самолет состоял на вооружении в США - с января 1943 г., в Великобритании - с июня того же года.
Основные серийные модификации:
  - F6F-3 с мотором R-2800-10/10W, вооружение 6x12,7, до 6хНУР, бомбы до 1360 кг, в Англии именовался "Хэллкэт" I;
  - F6F-3N, ночной истребитель на базе F6F-3 с РЛС в контейнере под крылом;
  - F6F-3E, ночной истребитель на базе F6F-3 в обтекателе в носке правого крыла;
  - F6F-5 ("Хэллкэт" II) с улучшенной аэродинамикой, усиленной хвостовой частью фюзеляжа, новым капотом двигателя, усиленной бронезащитой, вооружение 6x12,7 или 2x20+ 4x12,7, бомбы и ракеты - как F6F-3;
  - F6F-5N - ночной вариант F6F-5 с РЛС, в Англии назывался "Хэллкэт" NF.II;
  - F6F-5P, фоторазведчик на базе истребителя F6F-5, выпускался как с сохранением вооружения, так и без него, в Англии именовался "Хэллкэт" FR.II (с вооружением) и PR.II (без вооружения).
F6F-3 впервые были применены в боях у о. Маркус в августе 1943 г. Первый боевой вылет состоялся 31 августа. С конца 1943 г. - основной палубный истребитель на Тихоокеанском театре, применялся с авианосцев и береговых баз. В декабре их в большом количестве использовали в операции по захвату атолла Кваджалейн. К концу 1943 г. "Хэллкэт" практически вытеснил "Уайлдкэт" с больших авианосцев. Эти машины отлично проявили себя в сражении в заливе Лейте в октябре 1944 г., уничтожив большое количество японских самолетов.
Ночные варианты использовались с февраля 1944 г. на Тихом океане.
В Англии участвовали в конвойных операциях с декабря 1943 г., первые серьезные бои - в марте 1944 г. у побережья Норвегии при налетах на место стоянки линкора "Тирпиц". С июня 1944 г. действовали в Средиземноморье и у побережья Нормандии. Массированное применение "хэллкэтов" англичанами имело место на Дальнем Востоке.
Выпуск самолетов этого типа прекратили в ноябре 1945 г. Он был снят с вооружения в Великобритании с августа 1946 г., в США -в 1951 г., но последние машины дожили до 1958 г. При этом часть самолетов была переделана в летающие мишени и машины управления ими. В 1952 г. была сделана попытка использовать их как радиоуправляемые бомбы против целей в Северной Корее; самолеты запускались с авианосца "Боксер".
В 1950 г. "хэллкэты" продали Франции. Они применялись в войне в Индокитае с авианосца "Арроманш" и сухопутных аэродромов с октября 1950 г. до конца 1954 г. До 1957 г. эти самолеты дислоцировались на различных базах в Северной Африке.
После войны "хэллкэты" поставлялись также в Аргентину и Уругвай.


F6F-5||
Размах:||13,06 м
Длина:||10,24 м
Моторы, количество х мощность:||1x2200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7000 кг
Максимальная скорость:||616 км/ч
Практический потолок:||11350 м
Дальность:||2150 км

Grumman F6F Hellcat (G-50)

Прославленный F6F Hellcat был разработан на базе проекта, начатого компанией "Grumman" для создания преемника для F4F Wildcat, и создавался с учетом боевого опыта пилотов военно-морской авиации США, полученного на Тихоокеанском ТВД, и информации, полученной от союзников США, воевавших на Европейском ТВД. Данный проект G-50 стал развитием F4F, его сильно усовершенствованным вариантом. Сходство определялось безошибочно, хотя было одно важное отличие: конструктивная схема среднеплана уступила место схеме низкоплана, что позволило убрать главные опоры шасси в центроплан крыла вместо фюзеляжа и увеличить колею шасси для большей устойчивости при движении по земле. Была улучшена броневая защита пилота и увеличен боезапас.
  30 июня 1941 года, после оценочных испытаний новой машины ВМС США, компания получила заказ на четыре прототипа с разными двигателями для проведения сравнительных испытаний и оценки диапазона достижимых летных характеристик.

  Прототипами стали: XF6F-1 с двигателем Wright R-2600-10 Cyclone с двухступенчатым нагнетателем и мощностью 1700 л. с.; XF6F-2 с двигателем R-2600-16 с турбонаддувом; XF6F-3 с двигателем Pratt & Whitney R-2800-10 Double Wasp с двухступенчатым нагнетателем и мощностью 2000 л.с; XF6F-4 с двигателем R-2800-27 с двухступенчатым нагнетателем.
  26 июня 1942 года самолет XF6F-1 впервые поднялся в воздух, на новую машину решили установить самый мощный на то время двигатель R-2800-10. В новом виде первая машина - под обозначением XF6F-3 - поднялась в воздух 30 июля 1942 года. Но еще до этого компания получила на машину серийный заказ, самолет получил название F6F-3 Hellcat. Первый серийный F6F-3 поднялся в воздух 4 октября 1942 года, а с 16 января 1943 года 9-я истребительная эскадрилья на борту авианосца "Эссекс" приступила к перевооружению на новую машину. 31 августа 1943 года произошел первый бой с японцами - первыми боевое крещение получили самолеты 5-й истребительной эскадрильи с авианосца "Йорктаун". Самолет имел цельнометаллическую конструкцию и обшивку с заклепками с потайной головкой, а крыло могло складываться для облегчения размещения самолета в ангаре авианосца. Вооружение состояло из шести 12,7-мм пулеметов, установленных в крыле. Фюзеляж и хвостовое оперение в целом были идентичны F4F, отличаясь только размерами. Все три опоры шасси были убирающимися - с гидроприводом, а посадочный гак - стандартного типа. Пилот располагался в просторной кабине высоко над крылом.
  Темп выпуска Hellcat был впечатляющим - в течение 1943 года было поставлено более 2500 машин. Самолеты оставались в боевых порядках ВМС США вплоть до завершения Второй мировой войны. Даже когда в середине 1944 года американская военно-морская авиация стала получать более совершенные самолеты Vought F4U Corsair, самолеты Hellcat не стали выводить из фронтовых частей. Японские летчики особенно боялись боевой совместной работы двух истребителей в паре, в итоге Hellcat уничтожили в воздушных боях 4947 вражеских самолетов, а Corsair закончили войну с рейтингом "победы-потери" 11:1. В 1943 году самолеты F6F-3 стали поступать в Великобританию: первые 252 самолета получили обозначение Gannet Mk I (затем Hellcat Mk I), первыми новые машины получила 800-я эскадрилья британской военно-морской авиации.
  К моменту окончания серийного выпуска F6F-3, в середине 1944 года, было построено в общей сложности 4402 самолета, включая 18 ночных истребителей F6F-3E с установленным в контейнере под правой консолью крыла РЛС APS-4, а также 205 машин, аналогичных в целом F6F-3N, но с РЛС APS-6. В процессе выпуска самолетов F6F-3 компания "Grumman" разработала его модифицированный вариант - F6F-5, который имел новые капот двигателя и элероны, а также усиленное хвостовое оперение. На машине была сохранена силовая установка, но с несколько модифицированным двигателем R-2800-10W (буква "W" означала наличие системы впрыска воды, которая обеспечивала кратковременный прирост мощности на 10%, позволяя выполнять взлет с большей нагрузкой). Первая машина поднялась в воздух 4 апреля 1944 года, вскоре F6F-5 стали поступать в авиацию ВМС США. 930 самолетов были переданы Великобритании по ленд-лизу, где они получили обозначение Hellcat Mk II, причем около 70 машин из их числа были эквивалентны американским F6F-5N и применялись в качестве ночных истребителей. Их опознавали по контейнеру под правой консолью крыла. Большая часть Hellcat поступила в подразделения британской морской авиации, воевавшие на Тихом океане. Около 70 ночных истребителей были поставлены в Великобританию под обозначением Hellcat NF.Mk II. К ноябрю 1945 года, когда их выпуск был завершен, были построены 12 275 самолетов Hellcat различных модификаций, включая 7868 самолетов семейства F6F-5. После Второй мировой войны самолеты F6F-5 находились на вооружении Аргентины, Франции, Парагвая и Уругвая.


Варианты

  XF6F-1: прототип, первоначально имевший двигатель R-2600-10 Cyclone 14 мощностью 1700 л. с. (1268 кВт), но позже оснащенный двигателем R-2800-10 Double Wasp мощностью 2000 л.с. (1491 кВт), как на прототипе XF6F-3
  XF6F-2: опытный самолет с двигателем R-2600-16, законченный постройкой как второй XF6F-3
  XF6F-3N: модифицированный серийный F6F-3 для использования его в качестве прототипа ночного истребителя F6F-3N с РЛС APS-6 в контейнере под правой консолью крыла
  XF6F-4: опытный образец, переоборудованный из F6F-3 для оценки двигателя R-2800-27 мощностью 2100 л. с. (1566 кВт)
  F6F-5K: обозначение самолетов F6F-5/5N, модернизированных для использования в качестве управляемых по радио беспилотных самолетов-мишеней
  F6F-5P: модифицированные в разведчики самолеты F6F-5, оснащались фотокамерой в задней части фюзеляжа
  XF6F-6: два прототипа, построенные из серийных F6F-5, с двигателями R-2800-18W мощностью 2100 л.с. (1566 кВт) и четырехлопастными воздушными винтами


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman F6F-5 Hellcat

  Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
  Силовая установка: один звездообразный ПД Pratt & Whitney R-2800-10W Double Wasp мощностью 2000 л. с. (1491 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 7130м - 612 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 270 км/ч; начальная скороподъемность 908 м/мин; практический потолок 11370 м; дальность полета со стандартным запасом топлива 1521 км
  Масса: пустого 4190 кг; максимальная взлетная 6991 кг
  Размеры: размах крыла 13,06 м; длина 10,24 м; высота 4,14 м; площадь крыла 31,03 м!
  Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов Browning M3 или на ряде поздних самолетов - две 20-мм пушки Hispano M2 и четыре 12,7-мм пулемета Browning M3 в крыле, плюс до 1134 кг авиационных средств поражения на четырех подкрыльевых узлах подвески - обычно две 454-кг или 227-кг бомбы или два 298-мм реактивных снаряда Tiny Tim на внутренних узлах подвески и до шести 127-мм PC на внешних узлах подвески
21 октября 1944 года Маккэмпбелл сбил разведывательный самолет Mitsubishi Ki-46 и истребитель Nakajima Ki-27, доведя свой счет до 21 победы и став лучшим асом-истребителем ВМС США.
Лейтенант Берт Дивейн Моррис-младший из эскадрильи VF-15 на авианосце "Эссекс", 1 944 год. Во время захвата острова Лейте в октябре-ноябре 1944 года VF-15 одержала 140,5 побед.
Lieutenant (junior grade) Alex Vraciu proudly displays nine rising-sun emblems on his F6F Hellcat, each depicting an aerial victory, including three Zekes and a Rufe floatplane fighter downed during operations over Truk.
Лейтенант Дональд Гордон выбирается из своего "Хеллкэта". На "Уайлдкэте" он в составе "жнецов" одержал две победы, еще три на F6F, став асом
26 июня 1942г.: первый полет прототипа Grumman XF6F-3 Hellcat, считающегося одним из лучших истребителей корабельного базирования Второй мировой войны.
Прототип первого серийного варианта "Хеллкэта" - XF6F-3
Второй прототип Hellcat был собран как XF6F-3 с мотором Pratt & Whitney R-2800-10W и рядом конструктивных изменений. Первый полет он выполнил 30 июля 1942 года, в сентябре его переоснастили тем же мотором, который стоял на первом прототипе. Обратите внимание на кок винта - на серийных самолетах его не было.
XF6F-3 среди "Уайлдкэтов"
Эта фотография датирована 10 марта 1943 года, один из прототипов XF6F заснят вместе с другим изделием "Grumman" - TBF Avenger. В годы войны с целью увеличения объемов производства авиатехника "Grumman" часто выпускалась по контрактам с другими фирмами. Если все Hellcat были построены "Grumman", то большинство Avenger построило отделение "General Motors".
Новые Hellcat на заводском аэродроме Бетпейдж. Изначально предполагалось, что F6F-1 (как FV-1) будет выпускать "Canadian Vickers", но реализован этот план не был. В 1943 году F6F-3 стал первым серийным вариантом Hellcat.
На переднем плане - истребители F4U-1 и F6F-3 За ними видна ремонтная мастерская, где меняют двигатель «Корсара». Остров Велья-Лавелья, 10 декабря 1943 г.
Douglas SBD Dauntlesses, Grumman TBF/TBM Avengers and F6F-3 Hellcats, as well as a sole Vought F4U-2 Corsair, of Air Group Six are ranged forward aboard the Essex-class aircraft carrier USS Intrepid (CV-11) during - February 1944. The Intrepid was hit by a torpedo on the night of February 17 and had to withdraw to the USA for repairs.
Hell in the Pacific - US Navy Grumman Hellcats, Avengers and Curtiss Helldivers prepare for a strike on the Empire of the Rising Sun in the Pacific in early 1944.
На палубу "Энтерпрайза" поднимается ночной истребитель F4U-2 из VF(N)-101
После успешных ударов по Труку самолеты F6F-3 Hellcat садятся на палубу "Энтерпрайза". В годы Второй мировой войны Hellcat уничтожили около 6000 самолетов противника, им принадлежит почти 75% воздушных побед авиации ВМС США.
The snarling Pratt & Whitney Double Wasp engines of the Grumman F6F Hellcats of US Navy squadron VF-10 were captured by an official war photographer as the fighters returned to the USS Enterprise after escorting an Air Group Ten strike on Truk during Operation Hailstone, one of the most significant air operations of the Pacific War. Eugene Valencia, a pilot with Hellcat unit VF-9, said on his return from a raid on Truk: "Those Grummans are beautiful aeroplanes; if they could cook I’d marry one!”
Hellcat готовят для размещения в ангаре авианосца"Хорнет" (CV-12) после рейда на Марианские острова, июнь 1944 года. Операция по захвату островов, носившая кодовое обозначение "Forager", получила неофициальное прозвище "Turkey Shoot" (состязания в стрельбе, где мишенью являются индейки - иносказательно, легкая добыча).
Палубная команда готовит истребители Hellcat эскадрильи VF-83, размещенной на авианосце "Эссекс" (CV-9) у Ие Шимы в апреле 1945 года. В ходе боев за Окинаву с апреля по 23 июня 1945 года пилоты эскадрильи VF-83, самой результативной авиачасти, летавшей на F6F, сбили 122 вражеских самолета.
Пилоты эскадрильи VF-16 на борту авианосца "Лексингтон" (CVAG-16) во время противолодочного патрулирования в ноябре 1943 года. В 1943 году VF-16 была третьей по результативности (55 побед) среди подразделений, вооруженных F6F. Пилоты одеты в стандартные спасательные жилеты с карманами для маркеров и сигнальных ракет.
Two VF-10 Hellcat pilots head back to the ready-room after returning from a mission over Truk. The unit was activated in June 1942 with Grumman F4F Wildcats, and completed its first combat tour aboard the Enterprise at Guadalcanal during 1942-43. Re-equipping with F6Fs, the unit rejoined the ship and sailed for the South Pacific.
A Hellcat of VF-9 prepares to launch from the USS Essex to escort Air Group Nine’s Dauntlesses and Avengers to Truk. Hellcat pilots reported that at speeds above 200kt the F6F could match the Zero in manoeuvrability and that, when hit, the Japanese aircraft burned quickly.
Обслуживающий персонал заправляет баки F6F-3 "Жнецов"
F6F-3 из эскадрильи VF-1 готовится к взлету с авианосца "Йорктаун", весна 1943 г.
19 июня 1944 года пилот эскадрильи VF-1 "Tophatters" с авианосца "Йорктаун" готовится к взлету в ходе операции "Marianas Turkey Shoot" в Филиппинском море. На доске члена палубной команды заметно описание полетного задания.
F6F из эскадрильи VF-16 получает разрешение на взлет на авианосце "Лексингтон" во время атаки на Маршалловы острова, ноябрь 1943 года. На заднем плане виден авианосец "Йорктаун" с эскадрильей VF-5 на борту.
На снимке истребители Hellcat эскадрильи VF-12, взлетающие с палубы авианосца "Рэндольф" (CV-15) для налета на Японию, июль 1945 года. 12-я авиагруппа стала отборной частью - ее усилили бывшие асы эскадрильи VF-9 "Fighting Nine", включая Макуортера, Армистида М. Смита, Рубина Дэноффа, Джона М. Фрэнкса и Хэролда Виту. К концу войны на Тихом океане на авианосце "Рэндольф" базировались самолеты Hellcat эскадрильи VF-16.
F6F-3 ранней постройки в полете с выпущенным шасси. Первые серийные истребители поступили на вооружение 9-й истребительной эскадрильи, приписанной к AB "Эссекс". Эскадрилья вступила в войну на Тихом океане 31 августа 1943 года.
Новые F6F-3 облетывают после сборки, лето 1943г.
Эти F6F-3 из 8-й истребительной эскадрильи окрашены по схеме 1943 года в матовый сине-серый цвет, переходящий в светлый серо-голубой в основании фюзеляжа. Hellcat продолжали эксплуатироваться в ВМС до 1954 года, после чего несколько лет они использовались как летающие мишени.
F6F Hellcat быстро изменили баланс сил в тихоокеанской воздушной войне. Они одержали 4947 из 6477 воздушных побед палубных самолетов ВМС США. Первые Hellcat 16 января 1943 года получила эскадрилья VF-9 с авианосца "Эссекс". В это время его конкурент F4U Corsair летал уже почти три года, так и не получив статуса самолета ВМС.
31 августа 1943 года. Смешанный строй Hellcat и Avenger держит курс на остров Маркус (Минамитори). В этот день состоялся боевой дебют Hellcat, но противник так и не появился. Только 5 октября Hellcat из эскадрильи VF-5 вступили в бой у острова Уэйк. На переднем плане самолет коммандера Дж.Флэтли с "Йорктауна".
Группа Helldiver под прикрытием истребителей F6F Hellcat направляется к очередной цели на Тихоокеанском ТВД. Хотя SB2C не пользовался популярностью у пилотов, он стал самым результативным пикировщиком союзников в годы Второй мировой войны.
F6F-3 из эскадрильи VF-1 совершает посадку на остров Бетио в ноябре 1943, на переднем плане обломки японского истребителя Zero. Одним из важных этапов при высадке на Тараву стал захват ВПП на Бетио. Днем позже VF-1 на протяжении 24 часов осуществляла непосредственную поддержку подразделений морской пехоты США.
"Хеллкэт" F6F-3 из эскадрильи VF-2, 1944г.
"Хеллкэт" F6F-5. Под крылом видны устройства для подвески НУР. На пике производства выпуск F6F осуществлялся с темпом 20 самолетов в сутки. Hellcat оставались на вооружении ВМС США и после окончания войны на Тихом океане - в основном в подразделениях резерва ВМС. Избыточные самолеты переделали в беспилотные F6F-5K с контейнерами АФА на законцовках крыла для отслеживания ракет класса "воздух-воздух" (ААМ) и зенитно-управляемых ракет (SAM). Данный F6F-5 сфотографирован уже после окончания Второй мировой войны.
Grummans under different flags. A US Navy F6F Hellcat photographed from a Royal Navy Avenger of the British Pacific Fleet. Both navies co-operated during the heavy fighting for Okinawa in April 1945.
Пилоты F6F Hellcat вступили в яростную схватку с японскими самолетами над просторами Тихого океана, записав на свой счет 4947 побед.
P-51 Mustang 473656 Minuteman, with Texas Air National Guard insignia, leads a Grumman Hellcat and the world’s only airworthy Bell P-39 Airacobra.
F6F «Хеллкэт» - первый самолет пилотажной группы «Блю Энжелз»
Этот F6F-5 с направляющими для ракет и кодами "FF" из авиагруппы CVG-4 базировался на авианосце "Франклин Д. Рузвельт". На нем нанесены принятые в январе 1947 года опознавательные знаки с красной полоской.
F6F-5 готовится к взлету на борту авианосца "Беннингтон". Начиная с 1943 года, почти во всех воздушных боях на Тихом океане доминировали Hellcat.
Посадка Hellcat была делом сложным и рискованным, особенно на палубу небольших эскортных авианосцев. Если пилот слегка ошибался в направлении при заходе или захватывал тормозной трос с небольшим запозданием, то его самолет мог упасть за борт или врезаться в надстройку.
F6F возвращаются после налета на Формозу (Тайвань). Один самолет уже на палубе, другой уходит на второй круг. Во время боев за Формозу в 1944 году американцам противостояли базировавшиеся на острове 350 японских самолетов, половина из них истребители.
The Grumman F6F-5 Hellcat Single-seat Naval Fighter (two Pratt & Whitney R-2800-10 engines).
10-тысячный Hellcat F6F-5 поступил в 87-ю истребительно-бомбардировочную эскадрилью, находившуюся в мае 1945 года на авианосце "Тикондерога". Во время постройки на хвостовую часть самолета повесили ведро для сбора денег для эскадрильи, и рабочие "Grumman" собрали 700 долларов.
F6F-5 Hellcat резерва ВМФ штата Нью-Йорк. На этой модификации, впервые взлетевшей в 1944 году, ввели усиленные подкрыльевые подвески для бомб калибром до 454 кг либо тяжелых НАР Tiny Tim калибра 300 мм, плюс узлы подвески 127-мм НАР под консолями крыла. Самолеты F6F служили в резерве ВМФ до 1953 года.
В числе несомненных достоинств "Хеллкэта" были мощное вооружение, прочность конструкции и надежный звездообразный двигатель, отличавшийся довольно высокой стойкостью к боевым повреждениям.

In total, some 1,182 Grumman Hellcats were supplied to the Royal Navy by the USA under Lend-Lease arrangements, divided into 252 Hellcat Is and 930 Hellcat Ils. The type entered Fleet Air Arm service with No 800 Sqn in July 1943, first seeing action during anti-shipping strikes off the Norwegian coast in December 1943.
Hellcat готовятся к операции "Драгун" - вторжению в Южную Францию с Мальты в августе 1944 года. На палубе авианосца "Эмперор" самолеты 800-й эскадрильи FAA. Самолет JV134 был разбит при столкновении с другим Hellcat 23 августа 1944 года, a JV154 (ранее летал в составе 804-й эскадрильи, пока она не вошла в состав 800-й в июне 1944 года) участвовал в операции "Вольфрам" (удары по "Тирпицу") и более поздних норвежских операциях.
Hellcat FAA готовятся к вылету у берегов Норвегии. В течение последующих двух месяцев они действовали у норвежского побережья, эскортируя самолеты, наносившие удары по кораблям. В августе 1944-го Hellcat с "Эмперора" перебросили на Средиземноморский ТВД для участия во вторжении в Южную Францию. 800-я эскадрилья первой в FAA получила Hellcat. Эти машины начали поступать в июле 1943 года.
"Эмперор" в окружении других кораблей, участвовавших в атаке на "Тирпиц", в том числе "Фьюриес" (ближний), "Сочер","Персуэр" и "Ямайка". В мае 1944 года 804-я эскадрилья сбила несколько Bf 109 и Fw 190, а также гидроплан Не 115. Ее командир подполковник С. Орр стал асом. Hellcat FAA осуществляли истребительное прикрытие торпедоносцев Barracuda и Avenger, а после успешных рейдов на "Тирпиц" их стали оснащать бомбодержателями.
Апрель 1944 года. Снежный шквал идет по палубе эскортного авианосца "Эмперор". В составе группы кораблей британского флота "Эмперор" пересек Полярный круг, чтобы нанести удар по линкору "Тирпиц" в Альтен-фьорде.
С британского авианосца "Эмперор" взлетают истребители Hellcat для удара по линкору "Тирпиц", 1944 год. 800-я и 804-я эскадрильи с этого авианосца одержали 8 1/2 воздушных побед.
В составе 37 эскадрилий FAA летали 252 полученных по ленд-лизу Hellcat (первоначально известных как Gannet Mk I) четырех модификаций. Hellcat Mk I(на снимке) в основном был аналогичен F6F-3 ВМС США; Mk II (позднее F.Mk II) - американский F6F-5; Mk II(NF)/NF.Mk II - обозначение ночного истребителя F6F-5N; Hellcat Mk ll(PR)/ PR.Mk II создан на основе оснащенного АФА FR.Mk II - скоростного фоторазведчика с демонтированным вооружением.
F6F-5 составляют больше половины от всех 12275 построенных F6F, в варианте Hellcat Mk II для авиации британского флота построили примерно 900 машин.
Единственным иностранным эксплуатантом F6F во время войны была авиация британских ВМС, чьи самолеты летали над Норвегией, в Средиземном море и на Дальнем Востоке. На снимке хорошо виден необычный способ уборки шасси назад в крыло.
Grumman Hellcat Is.
With full flap selected and arrester hook trailing, a Hellcat II prepares to take a wire while operating with a carrier of the British Pacific Fleet. A nimble fighter capable of taking on the best Japanese fighters on its own terms, the Hellcat soon proved to be an invaluable addition to the FAA’s inventory in the Far East and Pacific theatres of combat.
Hellcat II JX715 of 896 Sqn, coded B-8V, has its engine run up aboard HMS Empress on August 28, 1945. Having sailed from South Africa to Ceylon aboard HMS Ameer in April, the unit remained in the Indian Ocean with the East Indies Fleet, undertaking fighter sweeps and bombing strikes on the Nicobar Islands and Phuket in Thailand that July.
Hellcat ВМС использовались на Северо-Атлантическом и Средиземноморском ТВД. В сентябре 1945 года 800-ю эскадрилью доставили в Сингапур для восстановления британского правления. Hellcat также участвовали в боях в Ост-Индии, Малайе и Бирме.
На правой катапульте авианосца "Арроманш" установлен истребитель Grumman F6F-5 Hellcat. Самолет времен Второй мировой войны неплохо зарекомендовал себя во Вьетнаме.
F6F-5 французской морской авиации, авиафлотилия 11F, июнь 1953 г.
Французские Hellcat служили как в частях наземного базирования, так и в палубной авиации. Первые палубные F6F-5 попали на авианосец "Диксмюде" весной 1950 года, заменив во флотилиях 1F и 12F истребители Seafire Mk III и XV. После падения Дьен-Бьен-Фу в 1954 году Hellcat вернули во Францию из Индокитая.
F6F-5 ВВС Франции в Индокитае
Не менее 120 самолетов Hellcat, снятых с вооружения ВМС США, были переданы французским ВМС и воевали в Индокитае, часть оставшихся применялись в Северной Африке.
Французы в Индокитае использовали этот F6F-5 из флотилии 11F с авианосца "Арроманш". Он снят во время транзитной остановки в Луанг-Прабанге, Лаос, в марте 1954 года. В это время флотилия состояла из 24 самолетов F6F и SB2C.
A flight of ‘Aeronavale’ Grumman F6F-5s breaking off over the Cat Bi air base. The Hellcats were specially engaged on anti-flak missions and close escort of the C-119s.
Уругвай получил 10 самолетов F6F-5 (на фотографии), отправленных из США в апреле 1952 года. Последний из них был списан в 1961 году. Кроме того, после войны по 10 Hellcat получили Аргентина и Парагвай, а Франция закупила 179 самолетов. Последние две эскадрильи (888-я и 892-я) F6F британского ВМФ были расформированы в 1946 году.
Построено более 1000 ночных истребителей F6F-5N, они оснащались РЛС AN/APS-6, установленными в контейнере на правой консоли крыла. Поздние F6F-5N имели 20-мм пушки, повышавшие вероятность поражения целей ночью.
Ночной перехватчик F6F-5N с пушками "Испано"
На фотографии ночной истребитель F6F-5N с РЛС и три F6F-5 Hellcat Десятки пилотов Hellcat стали асами, а лучший из них, коммандер Д.Маккэмпбелл, одержал 34 победы и получил медаль Почета.
"Хеллкэты" F6F-5P, август 1945 года.
Пуск 127-мм НУР с "Хеллкэта"
В аэронавигационной лаборатории NACA в Лэнгли летали, по крайней мере, два Hellcat - XF6F-4, испытывавшийся на управляемость при различных режимах сваливания и срывов потока в 1944-1945 годах, и F6F-3, задействованный с 1945 по 1960 год в испытаниях ЛА с переменной устойчивостью.
Два прототипа XF6F-6 переоборудовали из двух недостроенных F6F-5 путем установки двигателей R-2800-18W мощностью 2100 л.с. (1566 кВт), снабженных четырехлопастными винтами. Планы начать серийное производство XF6F-6 в сентябре 1944 года отменили - двигатели требовались для более совершенных F4U-4 Corsair.
Беспилотный летательный аппарат F6F-5K, оснащенный установленными на законцовках крыла контейнерами с кинокамерами. F6F-5K и их самолеты наведения F6F-5D использовались до мая 1961 года. F6F-5K с грузом взрывчатки американцы применяли в качестве летающих бомб в ходе войны в Корее.
Grumman F6F-5 N100TF having its hydraulics sorted out at Chino during July 1989. The aircraft has been acquired by the Duxford-based Fighter Collection, and, says Stephen Grey, should be in the UK by Christmas.