Grumman F6F Hellcat
Страна: США
Год: 1942


Одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
Описание:
F6F Hellcat
Grumman F6F Hellcat (G-50)
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (6)

F6F Hellcat

Одноместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Грумман эйронотикл инджиниринг корпорейшн" под руководством Л. Груммана и У. Швендлера. Первый полет опытный образец истребителя, XF6F-1, совершил 26 июля 1942 г. Серийное производство на заводах "Грумман" в Лонг-Айленде и Бетпейдже началось с октября 1942 г. Всего выпущено 12 275 самолетов.
В годы войны самолет состоял на вооружении в США - с января 1943 г., в Великобритании - с июня того же года.
Основные серийные модификации:
  - F6F-3 с мотором R-2800-10/10W, вооружение 6x12,7, до 6хНУР, бомбы до 1360 кг, в Англии именовался "Хэллкэт" I;
  - F6F-3N, ночной истребитель на базе F6F-3 с РЛС в контейнере под крылом;
  - F6F-3E, ночной истребитель на базе F6F-3 в обтекателе в носке правого крыла;
  - F6F-5 ("Хэллкэт" II) с улучшенной аэродинамикой, усиленной хвостовой частью фюзеляжа, новым капотом двигателя, усиленной бронезащитой, вооружение 6x12,7 или 2x20+ 4x12,7, бомбы и ракеты - как F6F-3;
  - F6F-5N - ночной вариант F6F-5 с РЛС, в Англии назывался "Хэллкэт" NF.II;
  - F6F-5P, фоторазведчик на базе истребителя F6F-5, выпускался как с сохранением вооружения, так и без него, в Англии именовался "Хэллкэт" FR.II (с вооружением) и PR.II (без вооружения).
F6F-3 впервые были применены в боях у о. Маркус в августе 1943 г. Первый боевой вылет состоялся 31 августа. С конца 1943 г. - основной палубный истребитель на Тихоокеанском театре, применялся с авианосцев и береговых баз. В декабре их в большом количестве использовали в операции по захвату атолла Кваджалейн. К концу 1943 г. "Хэллкэт" практически вытеснил "Уайлдкэт" с больших авианосцев. Эти машины отлично проявили себя в сражении в заливе Лейте в октябре 1944 г., уничтожив большое количество японских самолетов.
Ночные варианты использовались с февраля 1944 г. на Тихом океане.
В Англии участвовали в конвойных операциях с декабря 1943 г., первые серьезные бои - в марте 1944 г. у побережья Норвегии при налетах на место стоянки линкора "Тирпиц". С июня 1944 г. действовали в Средиземноморье и у побережья Нормандии. Массированное применение "хэллкэтов" англичанами имело место на Дальнем Востоке.
Выпуск самолетов этого типа прекратили в ноябре 1945 г. Он был снят с вооружения в Великобритании с августа 1946 г., в США -в 1951 г., но последние машины дожили до 1958 г. При этом часть самолетов была переделана в летающие мишени и машины управления ими. В 1952 г. была сделана попытка использовать их как радиоуправляемые бомбы против целей в Северной Корее; самолеты запускались с авианосца "Боксер".
В 1950 г. "хэллкэты" продали Франции. Они применялись в войне в Индокитае с авианосца "Арроманш" и сухопутных аэродромов с октября 1950 г. до конца 1954 г. До 1957 г. эти самолеты дислоцировались на различных базах в Северной Африке.
После войны "хэллкэты" поставлялись также в Аргентину и Уругвай.


F6F-5||
Размах:||13,06 м
Длина:||10,24 м
Моторы, количество х мощность:||1x2200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7000 кг
Максимальная скорость:||616 км/ч
Практический потолок:||11350 м
Дальность:||2150 км

Grumman F6F Hellcat (G-50)

Прославленный F6F Hellcat был разработан на базе проекта, начатого компанией "Grumman" для создания преемника для F4F Wildcat, и создавался с учетом боевого опыта пилотов военно-морской авиации США, полученного на Тихоокеанском ТВД, и информации, полученной от союзников США, воевавших на Европейском ТВД. Данный проект G-50 стал развитием F4F, его сильно усовершенствованным вариантом. Сходство определялось безошибочно, хотя было одно важное отличие: конструктивная схема среднеплана уступила место схеме низкоплана, что позволило убрать главные опоры шасси в центроплан крыла вместо фюзеляжа и увеличить колею шасси для большей устойчивости при движении по земле. Была улучшена броневая защита пилота и увеличен боезапас.
  30 июня 1941 года, после оценочных испытаний новой машины ВМС США, компания получила заказ на четыре прототипа с разными двигателями для проведения сравнительных испытаний и оценки диапазона достижимых летных характеристик.

  Прототипами стали: XF6F-1 с двигателем Wright R-2600-10 Cyclone с двухступенчатым нагнетателем и мощностью 1700 л. с.; XF6F-2 с двигателем R-2600-16 с турбонаддувом; XF6F-3 с двигателем Pratt & Whitney R-2800-10 Double Wasp с двухступенчатым нагнетателем и мощностью 2000 л.с; XF6F-4 с двигателем R-2800-27 с двухступенчатым нагнетателем.
  26 июня 1942 года самолет XF6F-1 впервые поднялся в воздух, на новую машину решили установить самый мощный на то время двигатель R-2800-10. В новом виде первая машина - под обозначением XF6F-3 - поднялась в воздух 30 июля 1942 года. Но еще до этого компания получила на машину серийный заказ, самолет получил название F6F-3 Hellcat. Первый серийный F6F-3 поднялся в воздух 4 октября 1942 года, а с 16 января 1943 года 9-я истребительная эскадрилья на борту авианосца "Эссекс" приступила к перевооружению на новую машину. 31 августа 1943 года произошел первый бой с японцами - первыми боевое крещение получили самолеты 5-й истребительной эскадрильи с авианосца "Йорктаун". Самолет имел цельнометаллическую конструкцию и обшивку с заклепками с потайной головкой, а крыло могло складываться для облегчения размещения самолета в ангаре авианосца. Вооружение состояло из шести 12,7-мм пулеметов, установленных в крыле. Фюзеляж и хвостовое оперение в целом были идентичны F4F, отличаясь только размерами. Все три опоры шасси были убирающимися - с гидроприводом, а посадочный гак - стандартного типа. Пилот располагался в просторной кабине высоко над крылом.
  Темп выпуска Hellcat был впечатляющим - в течение 1943 года было поставлено более 2500 машин. Самолеты оставались в боевых порядках ВМС США вплоть до завершения Второй мировой войны. Даже когда в середине 1944 года американская военно-морская авиация стала получать более совершенные самолеты Vought F4U Corsair, самолеты Hellcat не стали выводить из фронтовых частей. Японские летчики особенно боялись боевой совместной работы двух истребителей в паре, в итоге Hellcat уничтожили в воздушных боях 4947 вражеских самолетов, а Corsair закончили войну с рейтингом "победы-потери" 11:1. В 1943 году самолеты F6F-3 стали поступать в Великобританию: первые 252 самолета получили обозначение Gannet Mk I (затем Hellcat Mk I), первыми новые машины получила 800-я эскадрилья британской военно-морской авиации.
  К моменту окончания серийного выпуска F6F-3, в середине 1944 года, было построено в общей сложности 4402 самолета, включая 18 ночных истребителей F6F-3E с установленным в контейнере под правой консолью крыла РЛС APS-4, а также 205 машин, аналогичных в целом F6F-3N, но с РЛС APS-6. В процессе выпуска самолетов F6F-3 компания "Grumman" разработала его модифицированный вариант - F6F-5, который имел новые капот двигателя и элероны, а также усиленное хвостовое оперение. На машине была сохранена силовая установка, но с несколько модифицированным двигателем R-2800-10W (буква "W" означала наличие системы впрыска воды, которая обеспечивала кратковременный прирост мощности на 10%, позволяя выполнять взлет с большей нагрузкой). Первая машина поднялась в воздух 4 апреля 1944 года, вскоре F6F-5 стали поступать в авиацию ВМС США. 930 самолетов были переданы Великобритании по ленд-лизу, где они получили обозначение Hellcat Mk II, причем около 70 машин из их числа были эквивалентны американским F6F-5N и применялись в качестве ночных истребителей. Их опознавали по контейнеру под правой консолью крыла. Большая часть Hellcat поступила в подразделения британской морской авиации, воевавшие на Тихом океане. Около 70 ночных истребителей были поставлены в Великобританию под обозначением Hellcat NF.Mk II. К ноябрю 1945 года, когда их выпуск был завершен, были построены 12 275 самолетов Hellcat различных модификаций, включая 7868 самолетов семейства F6F-5. После Второй мировой войны самолеты F6F-5 находились на вооружении Аргентины, Франции, Парагвая и Уругвая.


Варианты

  XF6F-1: прототип, первоначально имевший двигатель R-2600-10 Cyclone 14 мощностью 1700 л. с. (1268 кВт), но позже оснащенный двигателем R-2800-10 Double Wasp мощностью 2000 л.с. (1491 кВт), как на прототипе XF6F-3
  XF6F-2: опытный самолет с двигателем R-2600-16, законченный постройкой как второй XF6F-3
  XF6F-3N: модифицированный серийный F6F-3 для использования его в качестве прототипа ночного истребителя F6F-3N с РЛС APS-6 в контейнере под правой консолью крыла
  XF6F-4: опытный образец, переоборудованный из F6F-3 для оценки двигателя R-2800-27 мощностью 2100 л. с. (1566 кВт)
  F6F-5K: обозначение самолетов F6F-5/5N, модернизированных для использования в качестве управляемых по радио беспилотных самолетов-мишеней
  F6F-5P: модифицированные в разведчики самолеты F6F-5, оснащались фотокамерой в задней части фюзеляжа
  XF6F-6: два прототипа, построенные из серийных F6F-5, с двигателями R-2800-18W мощностью 2100 л.с. (1566 кВт) и четырехлопастными воздушными винтами


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman F6F-5 Hellcat

  Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
  Силовая установка: один звездообразный ПД Pratt & Whitney R-2800-10W Double Wasp мощностью 2000 л. с. (1491 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 7130м - 612 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 270 км/ч; начальная скороподъемность 908 м/мин; практический потолок 11370 м; дальность полета со стандартным запасом топлива 1521 км
  Масса: пустого 4190 кг; максимальная взлетная 6991 кг
  Размеры: размах крыла 13,06 м; длина 10,24 м; высота 4,14 м; площадь крыла 31,03 м!
  Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов Browning M3 или на ряде поздних самолетов - две 20-мм пушки Hispano M2 и четыре 12,7-мм пулемета Browning M3 в крыле, плюс до 1134 кг авиационных средств поражения на четырех подкрыльевых узлах подвески - обычно две 454-кг или 227-кг бомбы или два 298-мм реактивных снаряда Tiny Tim на внутренних узлах подвески и до шести 127-мм PC на внешних узлах подвески
F6F-5P Hellcat. Grumman F6F-5P с аэрофотоаппаратом (АФА) в задней части фюзеляжа являлся разведывательным вариантом истребителя Hellcat. Изображенный самолет летал в составе истребительной эскадрильи VF-84, базировавшейся в феврале 1945 года на авианосце "Банкер Хилл". Самолет представлен в том виде, в каком он появлялся над Токио, когда участвовавшие в налетах на Японию Hellcat имели желтые передние кромки капотов, которые в ходе кампании изменили на темно-синие. Предрассветный рейд стал началом серии ударов по Токио, выполнявшихся с 16 авианосцев. Не обладавшие достаточным боевым опытом пилоты Hellcat с трудом справлялись с сопротивлением японцев. На "Банкер Хилл" находились Hellcat из VF-84 и два подразделения авиации морской пехоты с F4U Corsair, прошедшие боевое крещение над Токио, Наибольшее участие в первые дни операции над японской столицей принимали Hellcat из VF-80 "Vipers" ("Гадюки"), сбившие утром 16 февраля 24 самолета. При этом лейтенант Э. Андерсон сбил пять самолетов различных типов: два Oscar, Tojo, Tony и Zero.
F6F-5 Hellcat
The Grumman F6F-3 Hellcat Single-seat Fighter.
Grumman F6F Hellcat
Grumman F6F-3N Hellcat
Minsi III - F6F-5 Hellcat (серийный номер 70143) командира 15-й палубной авиагруппы Дэвида МакКэмпбелла. Авианосец "Энтэрпрайз", конец октября 1944г. Помимо этой, наиболее известной машины МакКэмпбелла, во время службы на "Энтерпрайзе" он использовал и другие самолеты: F6F-3 Hellcat "The Minsi" (зима-весна 1944) и F6F-5 Hellcat "Minsi II" (лето 1944г.)