McDonnell Douglas F/A-18A Hornet
Варианты:
McDonnell Douglas - F/A-18A Hornet - 1978 - США
Страна: США
Год: 1978


Single-seat carrier-based air combat fighter
Фотографии:

Цветные фото (122)
Prototypes
Another view of the F-18A Hornet as rolled out at St Louis in September 1978.
Первый полет первого опытного самолета YF-18 состоялся 18 ноября 1978 года. В программе летных испытаний были задействованы девять одноместных и два двухместных самолета.
18 ноября 1978г.: первый полет выполнил прототип палубного истребителя-бомбардировщика McDonnell Douglas F/A-18 Hornet (160775).
Первый прототип YF-18 в полете, апрель 1979 г.
Hornet был создан на базе истребителя Northrop YF-17. По сравнению с последним он имел увеличенное крыло, новую носовую часть с РЛС, усовершенствованную силовую установку и оборудование для палубной эксплуатации.
Пятый прототип Hornet был задействован в испытаниях подвесного вооружения. На фотографии - пуск ракеты AIM-7 Sparrow. В ходе испытаний этот самолет сбил 12 летающих мишеней, отметки о "победах" нанесли на фюзеляж под кабиной.
При создании планер самолета рассчитывался на ресурс не менее 2000 посадок с использованием тормозного крюка (гака) и на столько же взлетов с использованием катапульты.
15 августа 1984г.: начались летные испытания оснащенного разведывательным оборудованием истребителя F/A-18(R) (позднее RF-18) Hornet.
US
A line up of VFA-125 F/A-18As, with one two-seat TF-18A. The "F/A-18" designation is favoured by the US Navy to publicise the Hornet's dual fighter/attack role, although the aircraft carry only "F-18A" as their official designation.
Обе эскадрильи авиации корпуса морской пехоты США на "Coral Sea" в 1983 году находились в состоянии полной боеготовности. Эскадрильи дислоцировались в Эль-Торо, Калифорния, их временно передали в 13-е палубное авиакрыло из-за нехватки самолетов F/A-18 в авиации Атлантического флота.
F/A-18C и F/A-18E
"Энтерпрайз" полгода спустя после начала операции "Несокрушимая свобода". Палубная техническая команда стоит перед F/A-18 Hornet, три Tomcat ожидают своей очереди постановки на катапульту.
F/A-18+ в ВМС США дислоцируются лишь в Новом Орлеане - в составе 204-й ишаэ авиации Резерва ВМС.
AIM-9X рассчитана на эксплуатацию самолетами палубной авиации в сложных условиях базирования на авианосцах. На торцевой пилон F/A-18 ВМС США подвешена УР AIM-9X.
Самолеты F/A-18 своим необычным видом не только изменили привычную картину палуб авианосцев, но и способствовали изменению принципов боевого применения палубных авиакрыльев. Комплексная бортовая авионика позволяла использовать эти самолеты как для ведения воздушных боев, так и для поражения наземных или надводных целей.
Хотя совместимость самолета Hornet с авианосцем поначалу вызывала сомнения, он быстро зарекомендовал себя отличным палубным самолетом.
Из всей авиации ВМФ США только экипажи Hornet смогли одержать воздушные победы в небе Ирака, что сильно огорчало экипажи F-14 Tomcat. На фотографии готовится к старту истребитель F/A-18A с ракетами AIM-9 Sidewinder. Оба сбитых иракских самолета были поражены этими ракетами.
Этот Hornet КМП США снят перед вылетом. Американские F/A-18 были не единственными такими машинами на иракской войне. Канада тоже прислала 18 самолетов CF-18.
Палубная команда подготовила к взлету с катапульты истребитель-бомбардировщик Hornet из эскадрильи VFA-131 "Wildcat", авианосец "Coral Sea". Эскадрилья VFA-131 "Wildcat" была сформирована в 1983 году, ее первый поход на борту авианосца начался в октябре 1985 года в Средиземное море.
314-я истребительно-штурмовая эскадрилья "Black Knights" КМП США стала первым оснащенным Hornet подразделением, получившим боевое крещение. Это произошло в 1986 году - самолеты базировавшейся на авианосце "Корал Си" эскадрильи участвовали в конфликте с Ливией. Самолет на фотографии несет восемь 227-килограммовых авиабомб.
В авиации Корпуса морской пехоты США самолеты Hornet интенсивно используются в качестве ударных, хотя данный F/A-18C (фотография сделана в период проведения операции "Освобождение Ирака") неплохо вооружен и для ведения воздушного боя. На торцевых пилонах крыла подвешены УР AIM-9 Sidewinder, на правом подфюзеляжном пилоне установлена ракета среднего радиуса AIM-120, а вооружение класса "воздух-поверхность" представлено корректируемой бомбой GBU-12 (под правой консолью крыла) и боеприпасом JDAM (под левой). На внутреннем правом подкрыльевом пилоне укреплен топливный бак.
Hornet из эскадрильи VNFA-323 с восемью бомбами Mk 82 и двумя УР "воздух-воздух" AIM-9. В ходе операции "Буря в пустыне" F/A-18 выполнили больше боевых вылетов, чем любой другой самолет авиации ВМС и Корпуса морской пехоты США. Самолеты Hornet прошли боевое крещение в период конфронтации США с Ливией в 1986 году, когда они, взлетая с авианосцев, наносили удары по объектам на ливийском побережье. В 1990-е годы истребители-бомбардировщики Hornet, включая F/A-18D, участвовали в боевых действиях на Балканах.
F/A-18 начал свою карьеру в эскадрилье VFA-125. На фотографии: самолет этой эскадрильи, получившей первый Hornet 13 ноября 1980 года.
The F-18A Hornet is the latest aircraft to enter service with the design of which Begin has been associated. The design, originated by Northrop as the YF-17, was navalised by McDonnell Douglas.
F/A-18A с двумя ПКР Harpoon на испытаниях в Центре боевого применения вооружения ВМС США.
Парк самолетов F/A-18 авиации КМП США после окончания холодной войны был существенно сокращен - эта участь постигла и вооруженную F/A-18A 451-ю истребительно-штурмовую эскадрилью "Warlords", расформированную в 1998 году.
"Главным калибром" флота в афганской войне стали F/A-18 "Хорнет"
Эскадрилья VFA-113 "Stingers" стала первым подразделением ВМС США, получившим F/A-18. На снимке 1984 года хорошо видны опознавательные знаки пониженной заметности и серый камуфляж строевой машины. Этот самолет, взлетевший с авианосца "Констеллейшн", сбрасывает пару 227-кг бомб Mk 82 во время учебного вылета.
The Hornet has been well received by pilots of the operational squadrons now converting onto the type, despite the doubts cast upon its future by continued political sniping engendered by its escalating cost and some early performance deficiencies. VMFA-314 flew their Hornets for these photographs to be taken by Frank B Mormillo from the cargo ramp of a KC-130 Hercules.
Отличный обзор из кабины и превосходная маневренность делает F/A-18 великолепным истребителем завоевания превосходства в воздухе. Он стал первым в мире серийным истребителем, приборное оборудование которого выполнено по принципу "стеклянной кабины".
F/A-18 "Хорнет", раскрашенный "под Су-27". Обратите внимание на попытки визуального изменения геометрии планера.
F/A-18C
F/A-18A/B до сих пор эксплуатируются ВМС США в роли "агрессоров", хотя одна из таких эскадрилий, VFC-12 "Omars", пересела с F/A-18A+ на F/A-18C еще в 2006 году.
Fighter Squadron Composite 12 (VFC-12) ‘Fighting Omars' based at Naval Air Station Oceana, Virginia operates the F/A-18A Hornet. The squadron provides adversary support to strike fighter squadrons and deployed some of its jets to Naval Air Station Fallon, Nevada in support of Carrier Air Wing 7’s recent detachment to the desert base.
В Соединенных Штатах самолет F/A-18 хорошо известен по показательным выступлениям пилотажной группы авиации ВМС США "Blue Angels". На фотографии: летчики из этой группы демонстрируют проход в плотном строю.
Пилотажная группа ВМС США "Blue Angels" летала на F/A-18A/B с 1986 года, но в 2009 году приступила к переоснащению на модификацию C/D. Однако двухместный F/A-18B по-прежнему используется для тренировок.
В полете "хорнеты" пилотажной группы "Блю Энжелз"
F/A-18A из пилотажной эскадрильи ВМС США «Голубые ангелы». Гавайи, Канеох Бэй, 27 сентября 2012 г.
Marine Corps squadron VMGR-352 provides a KC-130H for air-to-air refuelling of an F/A-18A, using the British-developed probe-and-drogue system.
An F/A-18A Hornet assigned to No.3 Squadron Royal Australian Air Force refuels from KC-30A A39-005 over the Pacific Ocean near the island of Guam during this year's exercise Cope North.
ШАССИ. F/A-18 на глиссаде, перед касанием палубы авианосца. Отклонена вся взлетно-посадочная механизация крыла, выпущены шасси и тормозной гак. Самолет обладает очень прочным шасси, способным выдержать сильный удар о палубу при выполнении посадки без выравнивания и значительную нагрузку, которая возникает при зацеплении гаком троса аэрофинишера. На ранних этапах программы самолета Hornet фирма "Northrop" проектировала вариант сухопутного базирования F-18L с облегченным шасси и рядом других конструктивных изменений, но удача сопутствовала фирме "McDonnell Douglas", предложившей иностранным заказчикам свою сухопутную версию F/A-18. Ни одного F-18L построено не было.
Hornet из эскадрильи VMFA-323 выполнил посадку на палубу авианосца "Coral Sea". Самолеты эскадрильи "Death Rattlers" штатно несли на килях аббревиатуру "WS", но в период базирования на авианосце "Coral Sea" буквы "WS" на самолетах эскадрильи заменили буквами "АК" - 13-е палубное авиакрыло.
Самолеты A-6E Intruder и F/A-18A/C Hornet авиации КМП США занимались поддержкой сухопутных сил, осуществляя воздушное прикрытие, подавление средств ПВО и нанося штурмовые удары.
Подготовка к полету самолета F/A-18 Hornet, авианосец "Coral Sea". Самолет и его сложные и высокотехнологичные системы на деле продемонстрировали свою надежность и безотказность.
Australy
Сегодня австралийские Hornet уже могут применять ракеты MBDA ASRAAM, обладающие лучшими характеристиками по сравнению с ракетами Sidewinder. В ходе испытаний австралийские F/A-18 успешно продемонстрировали возможность пуска данной УР по целям в задней полусфере, что получило на Западе название "парфянский выстрел".
Все австралийские эскадрильи, получившие Hornet, летали до того на Mirage III. 77-я эскадрилья была переформирована 1 июля 1987 года и получила свои первые самолеты через некоторое время, а главной задачей ее летчиков является разработка новых приемов и способов ведения воздушного боя.
F/A-18A из 3-й АЭ Королевских ВВС Австралии, сентябрь 2013 г.
В 1998 году австралийские ВВС для своих Hornet выбрали ракеты AIM-132 ASRAAM для замены AIM-9 в качестве оружия ближнего воздушного боя. Европейская ракета обошла и израильскую ракету Python 4, и американскую AIM-9X Sidewinder. Но на австралийских Super Hornet вместо ASRAAM планируют использовать AIM-9X.
F/A-18A Hornets from Australia’s Air Task Group fly in formation with a Royal Australian Air Force KC-30A Multi-Role Tanker Transport aircraft during the first mission of Operation Okra to be flown over Syria.
McDonnell Douglas F/A-18A Hornet A21-29 of No.77 Squadron, Royal Australian Air Force, is the unit commanders' aircraft and was painted to celebrate its 70th anniversary in 2012. The fighter is seen on its way to the Australian Airshow and Aerospace & Defence Exposition at Avalon Airport, Victoria, on February 27, 2013, with A21-48, which features tail markings for the air force's 90th anniversary in 2011.
A pair of F/A-18A Hornets bank away from the KC-30A Multi Role Tanker Transport over Iraq.
Some of the fast jet participants in Pitch Black 2014: two Royal Australian Air Force F/A-18 Hornets, a Royal Thai Air Force JAS39D Gripen, USAF F-16C, a UAE Air Force Mirage 2000 and a Royal Singapore Air Force F-15SG.
Exercise Cope North Guam 2014 was held between February 14 and 28, 2014. It was a multilateral training exercise conducted from Andersen AFB, Guam, and involved around 80 aircraft from the Japan Air Self Defense Force (JASDF), Royal Australian Air Force (RAAF) and US Air Force and Navy. Air-to-air training was conducted involving dissimilar air combat scenarios, air-to-ground sorties and simulated humanitarian assistance and disaster relief operations. This formation of participants comprises an EA-18G Growler of VAG-132 (tailcode ‘NL’), F-16C Fighting Falcon from the 35th Fighter Wing (‘WW), an 18th Wing F-15D Eagle (ZZ), a B-52H Stratofortress from the 20th Bomb Squadron ('LA'), JASDF F-15J (22-0929 of 204 Hikotai) and Mitsubishi F-2A, an RAAF No. 75 Squadron F/A-18A Hornet and an F-16C of the 364th Fighter Wing (‘AK').
RAAF KC-30As have recently supported the Pitch Black, Stone Age and Arnhem Thunder exercises.
В дополнение к своим девяти ударным истребителям Су-30МК/МК2 Индонезия с 2003 года получила еще пару Су-27СК и три Су-27СКМ. На снимке: четыре Су-27СК/СКМ в одном строю с парой австралийских F/A-18A Hornet во время совместных учений в 2012 году.
Индонезийские Су-27 и двухместные Су-30 несут очень эффектный камуфляж двух оттенков серого цвета. На снимке они летят в одном строю с F/A-18A Hornet 77-й эскадрильи австралийских ВВС во время учений "Pitch Black 2012", в которых принимали участие семь стран.
C 30 июля по 17 августа 2012г. в воздушном пространстве Австралии и Индонезии прошли многонациональные авиационные маневры Pitch Black 2012. В них приняли участие 2200 человек и 94 самолета из Австралии, Индонезии, Сингапура, Таиланда, Новой Зеландии и США, в том числе 4 истребителя Су-27 и Су-30МК2 ВВС Индонезии
Австралийские Hornet продолжают использовать устаревшие ракеты AIM-7 Sparrow. Учения, в ходе которых австралийским F/A-18 противостояли малазийские МиГ-29 с ракетами Р-77, вызвали шок у военных, ярко продемонстрировав все недостатки AIM-7. Сегодня самолеты австралийских ВВС вооружены и AIM-7, и AIM-120 AMRAAM.
Canada
Канадские CF-188 в рамках программы модернизации получили новейшие бортовые компьютеры Advanced Information Systems AN/AYK-14 XN-8.
Этот истребитель CF-188 с полноцветной канадской эмблемой "Band-Aid" на киле летал в составе 433-й эскадрильи. Эмблемой части был несущий ракету дикобраз - персонаж мультфильма.
Этот самолет эскадрильи 410 "Cougar" был специально окрашен для празднования юбилея Департамента обороны Канады. На его правом киле нанесено изображение летчика-истребителя времен Второй мировой войны.
McDonnell Douglas CF-18 Hornet 188761 is the Royal Canadian Air Force’s 2014 display aircraft, carrying artwork created by 410 Squadron’s design director, Jim Belliveau. The RCAF celebrates its 90th anniversary in 2014 and this theme is reflected on the display aircraft. Captain Adam ‘Manik’ Runge, from 409 ‘Nighthawks’ Tactical Fighter Squadron, 4 Wing at Cold Lake AB, Alberta, is this year’s CF-18 demonstration team pilot.
Даже с таким большим запасом топлива (во внутренних и внешних баках) самолету CF-188 своими силами трудно прикрыть бескрайние просторы канадской территории, и для увеличения его радиуса полета приходится использовать заправщик CC-130.
В Канаде F/A-18 получил обозначение CF-188 (наименование "Hornet" там не используется) и применяется для обеспечения ПВО. Первый CF-188 поступил в страну 27 октября 1982 года.
За долгие годы эксплуатации F/A-18 подтвердил высокий потенциал, заложенный в него разработчиками, и по настоящее время остается одним из лучших представителей своего класса. На снимке - канадский CF-188 выполняет сброс УАБ GBU-12.
Канада разработала НАР CRV-7 специально для поражения защищенных целей. CRV-7 пользуются успехом на внешнем рынке и часто использовались во время операции "Буря в пустыне".
Канада стала первым и самым крупным зарубежным покупателем Hornet. Получивший местное обозначение CF-188, самолет является полностью многоцелевым и привлекается как к ударным задачам, так и к обеспечению ПВО. Канадские летчики стали первыми, кто стал наносить "фальшивые" кабины на нижней части фюзеляжей самолетов - как считается, с целью дезориентировать противника в ближнем маневренном бою.
Звено из четырех истребителей CF-188 433-й эскадрильи, базирующейся на авиабазе Баготвиль, сбрасывает ИК-ловушки. Эта эскадрилья была франкоязычной частью, впервые получившей самолеты CF-188 в декабре 1987 года. Летом 2005 года ее объединили с 425-й эскадрильей.
Канадские многоцелевые истребители CF-18.
Реактивные самолеты первого и последнего поколений в строю канадских ВВС. Реактивный самолет CT-133 Silver Star (на заднем плане) был основной учебной машиной до 1974 года; до недавних времен он применялся для обучения полетам по приборам, работе с аппаратурой связи и РЭБ.
A CC-150 Polaris from 437(T) Squadron (part of 8 Wing at Trenton) is escorted by a CF-18 Hornet from 425 Squadron (3 Wing at Bagotville).
The CC-150T’s early in-flight refuelling trials were carried out by 4 Wing at CFB Cold Lake, Alberta.
С самого начала конфликта в нем участвовали 24 канадских CF-188. Эти самолеты обеспечивали круглосуточное воздушное прикрытие кораблям коалиции.
Основными канадскими самолетами были истребители CF-188, развернутые в Дохе, Катар. Впервые за 40 лет канадские пилоты приняли участие в боевых действиях.
Royal Canadian Air Force CF-18 Hornet 188751 from 409 Squadron taxies out for an Operation Impact mission at an unspecified air base in Kuwait on November 9, 2014.
Канадский истребитель-бомбардировщик CF-18, принимавший участие в бомбардировках Югославии. На борту отметки боевых вылетов. Видно, что с самолета сбрасывались корректируемые и обычные свободнопадающие бомбы.
Spain
Испанские истребители-штурмовики EF-18 на итальянской авиабазе Авиано.
Испанский EF-18 на американской авиабазе Эйелсон, штат Аляска. Работы по модернизации испанских Hornet проводились компанией "EADS Military Air Systems" в Гетафе.
Воздушная война над Боснией. 25 мая 1995г.: самолеты НАТО разбомбили сербский склад боеприпасов возле города Пале после отказа сербов сдать тяжелое вооружение. В налете принимали участие американские самолеты F/A-18D, F-16, EF-111A и MH-53, а также два испанских EF-18 (один из них на снимке), датский F-16 и французский Mirage. После этого налета сербы начали захватывать в заложники солдат ООН и размещать их на складах боеприпасов с целью предотвращения дальнейших ударов. Хотя атаки на время прекратились, корабль ВМС США "Теодор Рузвельт" вошел в Адриатическое море, что подтверждало намерения НАТО решить "боснийскую проблему". 28 мая сербы сбили вертолет Ми-8, в котором погибли министр иностранных дел Боснии и несколько правительственных чиновников. Позже, после прибытия в регион французского авианосца "Фош", ПВО боснийских сербов сбила истребитель F-16 ВВС США. Пилот Скотт ОТрейди был спасен 8 июня благодаря проведенной поисково-спасательной операции.
Во время операции "Allied Force" испанские EF-18 в основном использовались как "лазерные бомбардировщики". Самолет на снимке несет пару управляемых бомб GBU-16 Paveway II, а также ракеты AGM-88, AIM-7 и Sidewinder на законцовках.
EF-18M Hornet C15-41/‘15-28’ carrying inert AGM-88 HARM and IRIS-T missiles on approach to Albacete AB on October 8, 2013 during Nube Griz. The aircraft still carries the 25th anniversary markings applied in 2010.
"Тайгер Мит-2007"
"Тайгер Мит-2007"
Details
ПУШКА M61A1 С ВРАЩАЮЩИМСЯ БЛОКОМ СТВОЛОВ. Конструкторы пушечной установки самолета Hornet столкнулись с массой проблем. Например, стрельба из пушки вызывала сильнейшую вибрацию, негативно воздействующую на установленный рядом с пушкой радиолокатор. Но американским инженерам удалось решить все проблемы. Скорострельность пушки М61 составляет 6000 выстрелов в минуту, боекомплект - 570 снарядов. Перезарядка магазина производится через бортовой люк. Через люк, расположенный на нижней поверхности фюзеляжа, перед носовой опорой шасси выполняются монтаж и демонтаж пушечной установки. Пушка предназначена для поражения воздушных целей в ближнем бою, а также для штурмовки наземных целей.
Пушка M61 стояла или стоит почти на всех американских истребителях, начиная с F-104. На фотографии - пушка M611 от F/A-18 Hornet.
РАДИОЛОКАТОР AN/APG-65. Многофункциональный радиолокатор AN/ APG-65 позволяет применять управляемое оружие по воздушным, наземным и надводным целям. Радиолокатор измеряет дальность до цели, ее скорость и курсовые углы. Кроме боевых режимов, радиолокатор способен работать в режиме картографирования, обзора морской поверхности, предупреждения столкновения с землей, отображения движущихся целей и радиовысотомера. Информация от радиолокатора обрабатывается системой управления оружием. Свою высокую эффективность радиолокатор AN/APG-65 продемонстрировал во время операции "Буря в пустыне", когда самолеты F/A-18 при выполнении боевого задания по нанесению удара по наземным целям на маршруте к цели обнаружили и сбили два истребителя F-7 ВВС Ирака.
РАДИОЛОКАТОР AN/APG-73. На момент принятия на вооружение самолета Hornet его радиолокатор AN/APG-65 считался самым совершенным в мире. На основе AN/APG-65 разработали еще более эффективный радиолокатор AN/APG-73, который ставили на самолеты более поздней постройки, включая экспортированные в Финляндию, Малайзию и Швейцарию. В радиолокаторе AN/ APG-73 использованы новый процессор с повышенной производительностью, новый приемники новый блок питания. Удалось значительно повысить наработку на отказ, не увеличив при этом массы радиолокатора. В процессе ремонта РЛС AN/APG-73 монтировали на ранее построенных самолетах F/A-18. Радиолокатор AN/APG-65 также ставили на СВВП AV-8B Harrier II Plus авиации Корпуса морской пехоты США.
КАТАПУЛЬТИРУЕМОЕ КРЕСЛО MARTIN-BAKER. Еще с середины прошлого века британская фирма "Martin-Baker" является основным поставщиком катапультируемых кресел для многих западных реактивных самолетов. Для самолетов F/A-18 Hornet выбраны катапультируемые кресла Martin-Baker SJU-5/6 класса "ноль-ноль", то есть обеспечивающие благополучное катапультирование из стоящего на земле самолета. ВМС США предъявили к креслу дополнительное требование: в случае падения тяги двигателей при взлете катапультирование выполняется автоматически, без вмешательства экипажа.
The so-called EPAD program used an F/A -18 testbed aircraft to test an electrically-powered activation system. This photo shows the installation details.
Experimental
"Ветровой ящик" ("Wind Вох"), изготовленный в 1884 году Горацио Филипсом, имел диаметр всего 43 см. Крупнейшая в мире современная аэродинамическая труба построена в США в исследовательском центре НАСА. Высота трубы 24 м, ширина 37 м, длина 427 м. В этой трубе возможна продувка самолетов и моделей с размахом крыла до 30 м. Воздушный поток разгоняется двумя 15-лопастными вентиляторами. На фотографии - подготовка самолета F/A-18 к продувке на больших углах атаки.
F-18 HARV. Центр им. Драйдена НАСА использовал истребитель Hornet с апреля 1987 года по сентябрь 1996 года в трехэтапной программе изучения особенностей полета на больших углах атаки (самолет обозначался как High Alpha Research Vehicle - HARV). Самолет выполнил 385 исследовательских полетов, продемонстрировав способность выполнять устойчивый полет в диапазоне углов атаки от 65° до 70° - благодаря системе управления вектором тяги, новой системе управления полетом и установленным в передней части фюзеляжа генераторам вихрей. Доработки самолета сделали возможным полет на режимах, которые считаются чрезвычайно опасными. Исследования, выполненные на самолете HARV, расширили знания об особенностях полета на больших углах атаки, которые учтены в ходе разработки перспективных самолетов.
Hornet имел высокую скорость и не "отставал" от большинства испытывавшихся экспериментальных самолетов, а две спарки могли передавать видеоряд в режиме реального времени в Исследовательский центр имени Драйдена. Впрочем, Hornet сам стал летающей лабораторией: почти 10 лет, начиная с 1987 года, самолет F/A-18 HARV (High-Alpha Research Vehicle, фото) использовался по программе изучения режимов полета на больших углах атаки (вплоть до 65°) и малых скоростях полета. Переданный же из ВМС один самолет F/A-18B был модифицирован для испытаний новых систем управления полетом, новейших образцов авионики, датчиков воздушных сигналов и пр.
This F/A-18 pre-production fighter aircraft was modified for the HARV Program. The program started in 1987 and was continuing into the 1990s. Clearly visible is the paddle actuation system for deflecting engine exhaust.
В рамках трехэтапной программы HARV самолет NASA 840 претерпел ряд переделок, в числе последних - установка системы управления вектором тяги двигателей, позволившей выполнять полеты на очень больших, как на снимке, углах атаки.
На снимке, сделанном в 1996 году вскоре после завершения программы HARV, самолет NASA 840 выполняет проход с большим углом атаки. Машина прошла в НАСА наиболее глубокую модернизацию.
The capability to maneuver at high angles-of-attack received high attention in the 1990s with the HARV program which was a multi-center NASA program.
A majority ofthe high angle-of-attack modifications were done on the rear portion ofthe F/A-18's fuselage as is clearly evident in this photo.
Со своей высокой скоростью и скороподъемностью Starfighter как нельзя лучше подходил для испытаний, проводившихся НАСА. Самолеты Starfighter, использовавшиеся летно-исследовательским центром им. Драйдена на авиабазе Эдвардс, несли службу до 1983 года, пока их не заменили на F/A-18 Hornet. Интересно, что в свое время F-104 использовались в качестве самолетов сопровождения при испытаниях Hornet (на снимке).
NASA 847 поступил в НАСА в 1989 году и использовался как самолет сопровождения во многих исследовательских программах. Снимок сделан в 1994 году: NASA 847 в полете с одним из двух самолетов-демонстраторов X-31.
Снимок, на котором запечатлены F/A-18 NASA 841, T-38 NASA 821 и F-104 NASA 826, сделан в 1990 году - в честь юбилея первого полета F-104 (пилот - Билл Дана).
В 1997 году после завершения карьеры в НАСА один из F/A-18A был установлен на постамент перед бейсбольным стадионом в Ланкастере, штат Калифорния. Известный как "Ангар", стадион служит базой легендарной команды "Ланкастер Джейхокс".
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). НАСА получило в свое распоряжение минимум семь F/A-18 Hornet (шесть получены в 1984-1991 годах), ставших основным самолетом сопровождения и сменивших в данной роли устаревшие Lockheed F-104 Starfighter. Hornet имел высокую скорость и не "отставал" от большинства испытывавшихся экспериментальных самолетов, а две спарки могли передавать видеоряд в режиме реального времени в Исследовательский центр имени Драйдена.
X-53, доработанный F/A-18, использовался по программе "Active Aeroelastic Wing" (AAW). Обозначение X-52 не использовалось, чтобы не спутать с XB-52 Stratofortress.