Focke-Wulf FW.189 Eule
Страна: Германия
Год: 1938


2-местный ближний разведчик
Описание:
FW.189 Eule
Focke-Wulf Fw 189 Uhu
Фотографии:

Ч/б фото (72)

FW.189 Eule

Ближний разведчик и корректировщик. Двухмоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан двухбалочной компоновки с убирающимся шасси. Создан в КБ фирмы "Фокке-Вульф флюгцойгбау" под руководством К. Танка и Э. Козела.
Опытный образец FW 189V1 вышел на испытания в июле 1938 г. Серийное производство начато весной 1940 г. Самолеты строились на заводах "Фокке-Вульф" (Бремен), "Аэро" (Прага), ЧКД (Прага), SNCASO (Бордо). В общей сложности изготовлено 846 экз.
Двигатели As 410A-1 (на модификации FW 189F - As 411MA-1). Экипаж самолета - 3 чел. Вооружение 4x7,9, с серии А-2 - 6x7,9, с серии А-4 - 2x20+4x7,9; бомбы до 200 кг.
Самолет состоял на вооружении в Германии с декабря 1940 г., в Словакии и Румынии - с 1942 г., в Венгрии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - FW 189A, основной серийный вариант с моторами As 410A-1; вооружение 4- 6x7,9 или 2x20+4x7,9, с серии А-4 усилена бронезащита;
  - FW 189B, учебно-тренировочный самолет с центральной гондолой другой конструкции;
  - FW 189F с моторами As 411MA-1.
Первое применение FW 189A - в ноябре 1941 г. на Восточном фронте, они массово использовались там с весны 1942 г. К концу года эти машины практически полностью сменили Hs 126. FW 189, получившие в Советском Союзе прозвище "рама", широко использовались на советско-германском фронте. Принимали участие во всех значительных операциях Вермахта, в т.ч. под Харьковом, Сталинградом, Курском. Применялись также в тылу против партизан как разведчики и легкие бомбардировщики. С 1944 г. переведены на роль ночных разведчиков.
FW 189A служили также в Северной Африке, обеспечивая действия корпуса Роммеля.
Несколько самолетов в 1944-45 гг. переоборудовали в ночные истребители с вооружением 3x20+2x7,9 и установкой РЛС; они применялись в системе ПВО рейха.
Венгерские FW 189 появились на советско-германском фронте в марте 1943 г. под Харьковом и воевали до марта 1944 г. Румынские и словацкие машины в боевых действиях не участвовали.
Производство FW189 в Германии прекратилось в 1942 г., во Франции - в январе 1944 г., в Чехословакии - в 1945 г.
Самолет состоял на вооружении Люфтваффе до конца войны.


FW 189A-2||
Размах:||18,4 м
Длина:||12,0 м
Моторы, количество х мощность:||2x465 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4150 кг
Максимальная скорость:||348 км/ч
Практический потолок:||7300 м
Дальность:||665 км

Focke-Wulf Fw 189 Uhu

В феврале 1937 года фирмы "Arado", "Hamburger Flugzeugbau" и "Focke-Wulf" получили от Министерства авиации техническое задание на разработку тактического разведчика. Конструктор Курт Танк предложил проект цельнометаллического низкоплана Fw189 Uhu (Филин), выполненного по двухбалочной схеме с центральной гондолой экипажа, имевшей большую площадь остекления. Основные стойки шасси убирались назад по полету в балки фюзеляжа. В гондоле размещался экипаж из трех человек - пилота, штурмана-радиста и бортинженера-стрелка. В качестве силовой установки использовались два двигателя Argus As 410 по 430 л.с. (321 кВт). Постройка самолета началась в апреле 1937 года, а в июле 1938 года Курт Танк поднял его в воздух. Второй прототип, Fw 189V2, взлетевший в августе того же года, имел вооружение из трех 7,92-мм пулеметов MG 15 в носовой, верхней и хвостовой стрелковых точках, двух пулеметов MG 17 в корневой части крыла и четырех бомбодержателей, рассчитанных на подвеску 50-кг бомб. Третий, невооруженный, прототип Fw 189V3, взлетевший в сентябре, был оснащен спроектированными "Argus" винтами изменяемого шага.

  Заказ на полномасштабную разработку был получен к моменту облета четвертого прототипа, послужившего прообразом серийного Fw 189A, оснащенного двигателями Argus As 410A-1 и имевшего вооружение из двух пулеметов MG 15. Пятый самолет служил прототипом учебного Fw 189B со сдвоенным управлением, отличавшегося гондолой с уменьшенной площадью остекления и ступенчатым расположением мест экипажа. Первый прототип, снова поднявшийся в воздух весной 1939 года, был значительно переделан, превратившись в вариант Fw 189 V1b. Он предназначался для использования в роли штурмовика и вместо центральной гондолы получил небольшую двухместную кабину с мощной бронезащитой. В общей сложности было выпущено 864 Fw 189, включая самолеты, построенные в 1940-1943 годах на заводах фирм "Aero" в Праге и SNCASO во французском Бордо-Мериньяке.


Варианты

  Fw 189A-0: 10 предсерийных самолетов, построенные в Бремене в 1940 году, часть из них была передана в подразделение 9.(H)/LG 2 для войсковых испытаний
  Fw 189A-1: первый серийный вариант с подвижными пулеметами MG 15 в верхней и хвостовой стрелковых точках, пулеметами MG 17 в корневой части крыла и четырьмя бомбодержателями, оснащенный фотокамерами Rb 20/30 или Rb 50/30; существовали варианты Fw 189A-1/Trop с комплектом для выживания в пустыне и VIP-транспорты Fw 189A-1/U2 и Fw 189A-1/U3, использовавшиеся А. Кессельрингом и Г. Йешоннеком
  Fw 189A-2: создан на базе девятого прототипа, с подвижным пулеметом MG-15 вместо спаренных пулеметов MG-81Z, в серии с 1942 года
  Fw 189A-3: учебный самолет со сдвоенным управлением, выпущен малой серией
  Fw 189A-4: легкий штурмовик, принятый на вооружение в конце 1942 года, вооруженный 20-мм пушками MG 151/20 в корневой части крыла и имевший бронезащиту нижних поверхностей фюзеляжа, двигателей и топливных баков
  Fw 189B: создан на базе пятого прототипа; три Fw 189B-0 и 10 пятиместных учебных Fw 189B-1 были поставлены еще до начала производства Fw 189A, некоторые из них использовались для переучивания в подразделении 9.(H)/LS 2 весной - летом 1940 года
  Fw 189C: предлагавшийся вариант штурмовика на базе переделанных первого и шестого прототипов; разработка прекращена после того, как был сделан выбор в пользу Henschel Hs 129
  Fw 189D: предлагавшийся учебный вариант с поплавковым шасси; седьмой прототип, который должен был служить прообразом этого варианта, был достроен как Fw 189B-0
  Fw 189E: предлагавшийся вариант с радиальными двигателями Gnome-Rhone 14M по 700 л.с. (522 кВт); в Шаттильоне был доработан один планер Fw 189A-4 французской постройки, используя техническую документацию SNCASO, но при перегонке в Германию для испытаний самолет потерпел катастрофу в районе Нанси на северо-востоке Франции
  Fw 189F: выпускался в вариантах Fw 189F-1 и Fw 189F-2, первый из которых представлял Fw 189A-2 с более мощными двигателями, а на втором ввели электропривод шасси и установили топливные баки увеличенной емкости и дополнительное бронирование; оба варианта оснащались двигателями Argus As 411MA-1 по 580 л.с. (433 кВт)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Focke-Wulf Fw 189A-1

  Тип: 2-местный ближний разведчик
  Силовая установка: два 12-цилиндровых рядных двигателя Argus As 410A-1 мощностью по 465 л. с. (347 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 335 км/ч; крейсерская скорость 315 км/ч; потолок 7000 м; дальность полета 670 км
  Масса: пустого 2805 кг; максимальная взлетная 3950 кг
  Размеры: размах крыла 18,40 м; длина 12,03 м; высота 3,10 м; площадь крыла 38,00 м2
  Вооружение: два 7,92-мм подвижных пулемета MG15, два 7,92-мм пулемета MG17 и четыре 50-кг бомбы
FW.189A, FW.189F
Первый опытный Fw 189V1 (гражданская регистрация D-OPVN)
Первый прототип V1 был облетан в июле 1938 года - машину пилотировал сам Курт Танк. Самолет, получивший регистрацию D-OPVN, почти не отличался от серийных машин.
Второй самолет первой опытной партии Fw 189V2
Первый самолет второй опытной партии Fw 189V4
Разведчик FW 189A-0 из установочной серии
The Focke-Wulf Fw 189A Reconnaissance Monoplane (two 450 h.p. Argus As 410 engines).
Только что собранный Fw 189A-1 на аэродроме Прага-Кбелы.
FW 189A-2 из 1(H)/31. Восточный фронт, лето 1942г. Такие самолеты играли важную роль на Восточном фронте.
FW 189A-2/Trop в камуфляже для боевых действий в Африке
Fw 189A-1 (борт H1+EN) из ближнеразведывательного отряда 5.(Н)12, действовавшего на южном участке советско-германского фронта
Fw 189, украшенный по случаю 2000-го вылета своего авиаотряда
This FW 189A has just made its 2,000th flight of the Gruppe. Note the pilot's seat and armored head rest as well as the upward sliding hinged entrance doors built into the glassed area of the canopy.
Fw 189A из состава 3/1 ЭБР
Болгарские "Циклопы" из 343-го ято. Лето 1944 г.
Основным местом базирования словацких Fw 189 стал аэродром Тренчин
В Великобритании один трофейный Fw 189 использовался в качестве связного самолета
Another Uhu, this time the Focke-Wulf Fw 189A-3, Werke Nr 1073, alias AIR MIN 27. Designed in 1936 as a two-seat light bomber and ground attack aircraft, the type was widely used on the Russian front, 846 production machines being built.
Самолет Fw 189A-2, проходивший испытания в ГК НИИ ВВС
Трофейный FW 189.
Разведчик-корректировщик "Фокке-Вульф" FW.189 по кличке "рама" в парке Горького в Москве.
With the dark clouds on the horizon indicating a storm front, ground crewmen go about tieing this FW 189 down and covering her vulnerable areas with canvas.
The same aircraft, P2+LL, in winter camouflage. The aircraft in the background is a Focke Wulf FW 189, designed to replace the Hs 126, but both types operated side-by-side until the breakdown of the Luftwaffe's supply system.
Ground crewmen in their characteristic black work uniforms prepare this FW 189A-2 for a flight. Note the open entrance hatch in the rear cupola and the open machine gun access panel on the wing root.
Armorers prepare 110 lb. bombs for mounting under the wings of a FW 189A.
With one bomb already attached, the armorers lift the next one up to its shackle. The FW 189 could carry four such bombs.
Подвеска 50-кг бомб. 1943 г.
After attaching the bomb to its rear shackle, it is then hooked to the front shackle. This aircraft bears the markings of 2 (H)/31, a short range reconnaissance group.
After the bomb has been attached to the ETC 50 bomb rack, the electrical release leads are checked so that each bomb will drop free when the pilot presses the release button.
Bombed up, warmed up and ready for take-off. Note the lead from the auxiliary power unit running into the rear of the engine.
Лето. Жара. Оставшийся в неглиже техник самолета передает пилоту машины летное снаряжение
Ground crew men hurry to finish attaching supply containers to the wings of this "Uhu" as the auxiliary power unit on a sled mounting is pulled away.
"Рама", ставшая трофеем красноармейцев на Юго-Западном фронте
In this photo, the crew chief is removing the canvas covering from the propeller hub. Note the canvas stuck into the engine intake which has not yet been removed.
The crew chief of this FW 189 has just removed a protective canvas covering from the engine.
Ground crewmen work on the Argus As 410 engines of a FW 189A.
Опробование двигателей перед очередным вылетом
A FW 189A runs up its engines before a reconnaissance flight. Note the Ju 88s in the background, the stack of bombs on the ground and the ground crewman trying hard not to lose his hat.
"Рама" взлетает с размокшего во время оттепели ростовского аэродрома. Январь 1943 г.
"Филин" являлся фактически универсальной машиной и завоевал высокую популярность в войсках. Управление самолетом - простое, а остекление большой площади обеспечивало экипажу великолепный обзор, хотя иногда появлялись блики от наклонных панелей остекления носовой части гондолы.
A FW 189A flies over the Russian Landscape. The yellow bands around the engine booms were very characteristic of Luftwaffe aircraft operating on the Eastern Front.
Первыми среди союзников люфтваффе разведчики Fw 189 получили венгерские ВВС
Конструкция Fw 189 выглядела изящной, особенно крыло и хвостовые балки, но в целом машина была весьма надежной, с прочной конструкцией, а о боевой живучести самолета на фронте ходили легенды.
Хотя Fw 189 Uhu не соответствовал традиционной в то время концепции, полагавшей, что тактический разведчик должен быть выполнен по схеме одномоторного высокоплана, ему удалось зарекомендовать себя во время службы.
Появление над линией фронта "рамы" сулило советским солдатам одни неприятности
This "Owl" bears a combination shadow-shaded wave mirror camouflage pattern over its original green on green "splinter" camouflage.
Тень от "рамы" легла на транспортную колонну
Снимки Харькова, сделанные с борта Fw 189A-1. 1942 г.
Лобовое остекление гондолы экипажа.
The FW 189 also served as personal transport for many high-ranking officers. Here, an Army General prepares for a flight.
Л-т Эрнст Ортегель (Ernst Ortegel) в кабине FW 189 из 4.(H)/10. В мае 1942г. подразделение базировалось на аэродроме Харьков-Северный.
It is obvious that this tank corps officer feels more at home on the ground than in this aircraft.
Prior to take-off, the pilot of the airplane speaks with some of the Panzer crew members.
Back home safely. The pilot points to a token of affection from the Soviet troops he had photographed earlier.
Оборонительные установки самолета Fw 189A-1
The FW 189F series aircraft featured more powerful Argus As 411 engines as well as a twin MG 81 mount called MG 81Z (Z for Zwilling or twin) in both the rear position and the dorsal position, pictured here.
Верхняя и хвостовая оборонительные установки самолета Fw 189A-1
This view shows to advantage the rear glassed in portion of the FW 189, which could be rotated by the gunner to allow his guns an upward, downward or sideward field of fire.
The rear gunner of FW 189F-1 behind his MG 81Z mount. Note the belt feed apparatus to the right of the guns.
Замена фотокассеты панорамного аэрофотоаппарата
Демонтаж аэрофотоаппарата
Here a large RB 50 aerial camera is about to be removed from a FW 189A after a flight over Soviet positions.
Ночной истребитель на базе Fw 189A
FW.189B
Один из предсерийных учебно-тренировочных самолетов 189B-0
Fw 189B отличался существенно переработанной гондолой и являлся пятиместным учебно-тренировочным самолетом. До начала выпуска Fw 189A было собрано 10 серийных Fw 189B-1.
Основным уделом 189B-1 стали связь и транспортные перевозки
Один из первых серийных учебных самолетов FW 189B-1
FW.189C
Штурмовик на базе Fw 189V-1b
У штурмовика Fw 189 V1b гондолу экипажа заменили двухместной кабиной, практически полностью выполненной из бронеплит.
Опытный штурмовик Fw 189V1b
Самолет V6 стал первым прототипом Fw 189C и был в целом схож с V1b, но отличался воздушными винтами с изменяемым шагом и вооружением в центроплане крыла - две 20-мм пушки MG FF и четыре пулемета MG 17. Заднюю полусферу защищали два пулемета MG81.
Штурмовик Fw 189C во время испытаний
Переделка самолета Fw 189V6 в штурмовик Fw 189C
FW.189E
Fw 189E с моторами воздушного охлаждения GR-14M04/05
 
Сборка прототипа Fw 190V1 в опытном цехе завода фирмы "Focke-Wulf" в Бремене, начало 1939 года. На заднем плане - разведчик Fw 189 Uhu.
Завершающий этап сборки Fw 189A-1 на заводе в Бремене
"Фокке-Вульфы" во время установки двигателей на заводе "Аэро"