Focke-Wulf FW.189 Eule
Страна: Германия
Год: 1938


2-местный ближний разведчик
Описание:
FW.189 Eule
Focke-Wulf Fw 189 Uhu
Фотографии:

Обломки (10)

FW.189 Eule

Ближний разведчик и корректировщик. Двухмоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан двухбалочной компоновки с убирающимся шасси. Создан в КБ фирмы "Фокке-Вульф флюгцойгбау" под руководством К. Танка и Э. Козела.
Опытный образец FW 189V1 вышел на испытания в июле 1938 г. Серийное производство начато весной 1940 г. Самолеты строились на заводах "Фокке-Вульф" (Бремен), "Аэро" (Прага), ЧКД (Прага), SNCASO (Бордо). В общей сложности изготовлено 846 экз.
Двигатели As 410A-1 (на модификации FW 189F - As 411MA-1). Экипаж самолета - 3 чел. Вооружение 4x7,9, с серии А-2 - 6x7,9, с серии А-4 - 2x20+4x7,9; бомбы до 200 кг.
Самолет состоял на вооружении в Германии с декабря 1940 г., в Словакии и Румынии - с 1942 г., в Венгрии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - FW 189A, основной серийный вариант с моторами As 410A-1; вооружение 4- 6x7,9 или 2x20+4x7,9, с серии А-4 усилена бронезащита;
  - FW 189B, учебно-тренировочный самолет с центральной гондолой другой конструкции;
  - FW 189F с моторами As 411MA-1.
Первое применение FW 189A - в ноябре 1941 г. на Восточном фронте, они массово использовались там с весны 1942 г. К концу года эти машины практически полностью сменили Hs 126. FW 189, получившие в Советском Союзе прозвище "рама", широко использовались на советско-германском фронте. Принимали участие во всех значительных операциях Вермахта, в т.ч. под Харьковом, Сталинградом, Курском. Применялись также в тылу против партизан как разведчики и легкие бомбардировщики. С 1944 г. переведены на роль ночных разведчиков.
FW 189A служили также в Северной Африке, обеспечивая действия корпуса Роммеля.
Несколько самолетов в 1944-45 гг. переоборудовали в ночные истребители с вооружением 3x20+2x7,9 и установкой РЛС; они применялись в системе ПВО рейха.
Венгерские FW 189 появились на советско-германском фронте в марте 1943 г. под Харьковом и воевали до марта 1944 г. Румынские и словацкие машины в боевых действиях не участвовали.
Производство FW189 в Германии прекратилось в 1942 г., во Франции - в январе 1944 г., в Чехословакии - в 1945 г.
Самолет состоял на вооружении Люфтваффе до конца войны.


FW 189A-2||
Размах:||18,4 м
Длина:||12,0 м
Моторы, количество х мощность:||2x465 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4150 кг
Максимальная скорость:||348 км/ч
Практический потолок:||7300 м
Дальность:||665 км

Focke-Wulf Fw 189 Uhu

В феврале 1937 года фирмы "Arado", "Hamburger Flugzeugbau" и "Focke-Wulf" получили от Министерства авиации техническое задание на разработку тактического разведчика. Конструктор Курт Танк предложил проект цельнометаллического низкоплана Fw189 Uhu (Филин), выполненного по двухбалочной схеме с центральной гондолой экипажа, имевшей большую площадь остекления. Основные стойки шасси убирались назад по полету в балки фюзеляжа. В гондоле размещался экипаж из трех человек - пилота, штурмана-радиста и бортинженера-стрелка. В качестве силовой установки использовались два двигателя Argus As 410 по 430 л.с. (321 кВт). Постройка самолета началась в апреле 1937 года, а в июле 1938 года Курт Танк поднял его в воздух. Второй прототип, Fw 189V2, взлетевший в августе того же года, имел вооружение из трех 7,92-мм пулеметов MG 15 в носовой, верхней и хвостовой стрелковых точках, двух пулеметов MG 17 в корневой части крыла и четырех бомбодержателей, рассчитанных на подвеску 50-кг бомб. Третий, невооруженный, прототип Fw 189V3, взлетевший в сентябре, был оснащен спроектированными "Argus" винтами изменяемого шага.

  Заказ на полномасштабную разработку был получен к моменту облета четвертого прототипа, послужившего прообразом серийного Fw 189A, оснащенного двигателями Argus As 410A-1 и имевшего вооружение из двух пулеметов MG 15. Пятый самолет служил прототипом учебного Fw 189B со сдвоенным управлением, отличавшегося гондолой с уменьшенной площадью остекления и ступенчатым расположением мест экипажа. Первый прототип, снова поднявшийся в воздух весной 1939 года, был значительно переделан, превратившись в вариант Fw 189 V1b. Он предназначался для использования в роли штурмовика и вместо центральной гондолы получил небольшую двухместную кабину с мощной бронезащитой. В общей сложности было выпущено 864 Fw 189, включая самолеты, построенные в 1940-1943 годах на заводах фирм "Aero" в Праге и SNCASO во французском Бордо-Мериньяке.


Варианты

  Fw 189A-0: 10 предсерийных самолетов, построенные в Бремене в 1940 году, часть из них была передана в подразделение 9.(H)/LG 2 для войсковых испытаний
  Fw 189A-1: первый серийный вариант с подвижными пулеметами MG 15 в верхней и хвостовой стрелковых точках, пулеметами MG 17 в корневой части крыла и четырьмя бомбодержателями, оснащенный фотокамерами Rb 20/30 или Rb 50/30; существовали варианты Fw 189A-1/Trop с комплектом для выживания в пустыне и VIP-транспорты Fw 189A-1/U2 и Fw 189A-1/U3, использовавшиеся А. Кессельрингом и Г. Йешоннеком
  Fw 189A-2: создан на базе девятого прототипа, с подвижным пулеметом MG-15 вместо спаренных пулеметов MG-81Z, в серии с 1942 года
  Fw 189A-3: учебный самолет со сдвоенным управлением, выпущен малой серией
  Fw 189A-4: легкий штурмовик, принятый на вооружение в конце 1942 года, вооруженный 20-мм пушками MG 151/20 в корневой части крыла и имевший бронезащиту нижних поверхностей фюзеляжа, двигателей и топливных баков
  Fw 189B: создан на базе пятого прототипа; три Fw 189B-0 и 10 пятиместных учебных Fw 189B-1 были поставлены еще до начала производства Fw 189A, некоторые из них использовались для переучивания в подразделении 9.(H)/LS 2 весной - летом 1940 года
  Fw 189C: предлагавшийся вариант штурмовика на базе переделанных первого и шестого прототипов; разработка прекращена после того, как был сделан выбор в пользу Henschel Hs 129
  Fw 189D: предлагавшийся учебный вариант с поплавковым шасси; седьмой прототип, который должен был служить прообразом этого варианта, был достроен как Fw 189B-0
  Fw 189E: предлагавшийся вариант с радиальными двигателями Gnome-Rhone 14M по 700 л.с. (522 кВт); в Шаттильоне был доработан один планер Fw 189A-4 французской постройки, используя техническую документацию SNCASO, но при перегонке в Германию для испытаний самолет потерпел катастрофу в районе Нанси на северо-востоке Франции
  Fw 189F: выпускался в вариантах Fw 189F-1 и Fw 189F-2, первый из которых представлял Fw 189A-2 с более мощными двигателями, а на втором ввели электропривод шасси и установили топливные баки увеличенной емкости и дополнительное бронирование; оба варианта оснащались двигателями Argus As 411MA-1 по 580 л.с. (433 кВт)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Focke-Wulf Fw 189A-1

  Тип: 2-местный ближний разведчик
  Силовая установка: два 12-цилиндровых рядных двигателя Argus As 410A-1 мощностью по 465 л. с. (347 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 335 км/ч; крейсерская скорость 315 км/ч; потолок 7000 м; дальность полета 670 км
  Масса: пустого 2805 кг; максимальная взлетная 3950 кг
  Размеры: размах крыла 18,40 м; длина 12,03 м; высота 3,10 м; площадь крыла 38,00 м2
  Вооружение: два 7,92-мм подвижных пулемета MG15, два 7,92-мм пулемета MG17 и четыре 50-кг бомбы
Наступавшие советские войска захватили немало брошенных Fw 189
Поврежденная в бою машина после вынужденной посадки в расположении своих войск
Война проиграна. Почти целая "рама" (Wr.Nr. 0241) валяется на аэродроме Гатов-Берлин. Лето 1945 г.
Поврежденная "рама" (борт 4Е+ТК ) из отряда 2.(Н)/13. 1943 г.
Fw 189 с поврежденным в воздушном бою килем
Fw 189 (борт SF+ML) вернулся с пробоиной от зенитного снаряда
The Aerocar snapped during its maiden flight, on June 18, 1947. Note the Focke-Wulf Fw 189 parked out between the Portsmouth hangars.
Одна из "рам", отлетавшая свое во время битвы за Сталинград.
Сержант И.М.Чумбарев из 237-го ИАП возле сбитого тараном FW 189. 14 сентября 1942г.
Разведчик-корректировщик FW 189, совершивший вынужденную посадку на южном участке советско-германского фронта