Focke-Wulf FW.190A
Варианты:
Focke-Wulf - FW.190A - 1941 - Германия
Страна: Германия
Год: 1941


Истребитель
Описание:
FW.190A
FW.190 (разв., штурм.)
Focke-Wulf Fw 190
Фотографии:

Обломки (17)

FW.190A

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Фокке-Вульф Флюгцойгбау" под руководством К.Танка. Опытный образец FW 190V1 впервые взлетел 1 июля 1939 г. Серийное производство начато в июне 1941 г. Самолет выпускался на заводах "Фокке-Вульф" в Магдебурге и Котбусе, "Арадо" в Бранденбурге, Варнемюнде и Анкламе, "Физелер" в Касселе, AGO в Ошерслебене. Всего построено 19 613 экз.
Самолет состоял на вооружении в Германии (с июля 1941 г.), а также в Турции.
Основные серийные модификации (как истребителя):
  - FW 190A с мотором BMW801 разных модификаций, вооружение варьировалось от 4x7,9 до 2x13+4x20;
  - FW 190G, истребитель-бомбардировщик с мотором BMW801, бомбы до 1000 кг;
  - FW 190D с мотором Jumo 213, вооружение 2x20+2x13 или 1x30 + 2x20 + 2x13.
Первое боевое применение - на побережье Ла-Манша в сентябре 1941 г. С лета 1942 г. широко применялся в ПВО рейха, а также в Норвегии. На советско-германском фронте впервые в значительных количествах появился в ноябре 1942 г. под Сталинградом. Далее широко применялся на всех театрах боевых действий как истребитель, истребитель-бомбардировщик, штурмовик и разведчик. Продолжал выпускаться и применяться на фронте до самого конца войны.


FW 190A-8||
Размах:||10,5 м
Длина:||8,84 м
Моторы, количество х мощность:||1х2100 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4940 кг
Максимальная скорость:||665 км/ч
Практический потолок:||10200 м
Дальность:||1500 км

FW.190 (разв., штурм.)

На базе истребителя FW 190A было создано несколько модификаций разведчиков и штурмовиков. FW 190A - одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Он был спроектирован в КБ фирмы "Фокке-Вульф флюгцойгбау" под руководством К. Танка, серийно выпускался с июня 1941 г. и применялся на фронте с июля. Всего было построено 19 613 самолетов всех модификаций.
Приспособление к функциям ближнего разведчика обеспечивалось применением переделочного комплекта U4, разработанного в конце 1941 г. Впервые он был смонтирован на самолете в феврале 1942 г.
Впоследствии выпускались следующие разведывательные модификации FW 190A:
  - FW 190A-3/U4 с мотором BMW 801D-2, вооружение 2x20+2x7,9, усиленное бронирование;
  - FW 190A-4/U4 с небольшими отличиями по планеру;
  - FW 190A-5/U4 с удлиненной носовой частью и вооружением 2x7,9.
Переделка осуществлялась на заводах "Фокке-Вульф" (Мариенбург) и "Герхард Физелер" (Кассель). Разведывательные варианты FW 190A встали в строй Люфтваффе весной 1942 г. и далее активно использовались на фронтах. Общее количество переделанных машин неизвестно.
Функции самолета непосредственной поддержки также первоначально обеспечивались переделочным комплектом U3.
С ним выпускались модификации:
  - FW 190A-4/U3(впоследствии FW 190F-1) с мотором BMW 801D-2 и вооружением 4x20+2x7,9 (в частях иногда уменьшалось до 2x20+2x7,9), дополнительной бронезащитой и бомбовой нагрузкой до 500 кг;
  - FW 190A-5/U3 (впоследствии FW 190F-2) с еще более мощной бронезащитой, вооружением 2x7,9; с мая 1943г. введен новый фонарь.
Всего путем установки комплекта U3 переделали 550 истребителей.
Впоследствии на заводах "Фокке-Вульф", "Арадо" (Варнемюнде) и "Дорнье" (Висмар) начат выпуск специализированных машин серии F:
  - FW 190F-3 (на базе истребителя типа А-6) с облегченным крылом, вооружением 2x20+2x7,9 (у варианта F-3/R3 - 2x30+2x20+2x7,9) и бомбовой нагрузкой 700 кг;
  - FW 190F-8 (на базе истребителя А-8) с вооружением 2x13+2x20 и бомбовой нагрузкой до 700 кг, с октября 1944г. введена подвеска 6-8хНУРС Pb1 позднее 12-14хНУРС Pb2;
  - FW 190F-9 с мотором BMW 801TS.
Производство FW 190F прекратили в конце лета 1943 г., а затем возобновили в феврале 1944 г. Оно продолжалось до конца войны.
Штурмовики серии F появились в строевых частях в конце 1942 г. Массовое применение - с начала 1944 г. на Восточном фронте. Летом 1944 г. их использовали в попытках воспрепятствовать наступлению советских войск в Белоруссии. Осенью того же года FW 190F стал основным типом машин в штурмовых группах и эскадрах, он появляется в Северной Италии и Норвегии. Штурмовые и разведывательные варианты FW 190 широко применялись Люфтваффе до конца войны.

Focke-Wulf Fw 190

<...>
  В феврале 1941 года первый самолет был передан в экспериментальное подразделение Erprobungskommando 190 для испытаний, а в марте базировавшаяся в Северной Франции истребительная эскадра Jagdgeschwader 26 начала подготовку к вводу нового истребителя в состав Люфтваффе. Первое боевое подразделение, 6./JG 26 в Ле-Бурже, было полностью укомплектовано в августе 1941 года, и первые схватки между Fw 190 и Supermarine Spitfire продемонстрировали значительное превосходство германского истребителя над своим британским противником. Так началась боевая карьера этого широко известного самолета, выпущенного в количестве около 20000 экземпляров различных модификаций фирмами "Focke-Wulf", "Ago", "Arado", "Fieseler" и "Dornier". В 1945 году еще 64 самолета были собраны фирмой SNCAC для возрождающихся ВВС Франции, где они получили обозначение NC.900.


Варианты

  Fw 190A-1: первый серийный вариант с радиальным двигателем BMW 801C-1 мощностью 1660 л.с. (1238 кВт), крылом большого размаха, радиостанцией FuG 7a и слабым вооружением из четырех 7,92-мм пулеметов MG 17
  Fw 190A-2: после установки на прототип двух пулеметов MG 17 над двигателем и двух 20-мм пушек MG FF в корне крыла, этот вариант был запущен в серию; часто вооружение дополнялось еще парой MG 17 в консолях крыла; самолет был оснащен усовершенствованным двигателем BMW 801C-2
  Fw 190A-3: пушки MG FF перенесены в консоли крыла, а на их место установлены скорострельные MG 151; на запущенном в серию осенью 1941 года A-3 был установлен двигатель BMW 801 Dg мощностью 1800 л. с. (1342 кВт); имелись варианты доработки в штурмовики Fw 190A-3/U1 и Fw 190A-3/U3, и истребитель-разведчик Fw 190A-3/U4; при доработке обычно снимались пушки MG FF и устанавливались бомбодержатели ETC 500 или камеры Rb 12
  Fw 190A-4: поставлявшийся с лета 1942 года, этот вариант оснащался радиостанцией FuG 16Z и имел мачту антенны на киле, его двигатель BMW 801D-2 был оборудован системой для впрыска водометаноловой смеси MW-50, позволявшей кратковременно увеличить мощность до 2100 л. с. (1566 кВт), при этом самолет мог разогнаться до скорости 670 км/ч на высоте 6400 м; вариант Fw 190A-4/Trop был оснащен фильтрами для службы на Средиземноморском ТВД и мог нести под фюзеляжем 250-кг бомбу; с Fw 190A-4/R6 система MW-50 была снята, но зато он мог нести 21-см ракетные направляющие ("мортиры") WGr.21; на Fw 190A-4/U5 вооружение сократили до пары пушек MG 151, самолет мог нести два 300-литровх ПТБ под крылом и 500-кг бомбу под фюзеляжем
  Fw 190A-5: этот вариант, появившийся в начале 1943 года, отличавшийся удлиненной на 15 см моторамой, выпускался в разных модификациях, включая Fw 190A-5/U2 с пламегасителями для ночных полетов, парой пушек MG 151/20, подфюзеляжным бомбодержателем ETC 501 и двумя 300-л ПТБ; вариант Fw 190A-5/U3 мог нести 500-кг бомбу под фюзеляжем и две 115-кг бомбы под крылом; на Fw 190A-3/U4 были установлены две фотокамеры Rb 12 для разведки; к истребителям-бомбардировщикам относились модификации Fw 190A-5/U6 и дальний Fw 190A-5/U7, а Fw 190A-5/U11 был самолетом непосредственной поддержки и нес под крылом две 30-мм пушки MK 103; Fw 190A-5/U12 имел вооружение из двух пушек MG 151/20 и двух пулеметов MG 17, дополненных парой контейнеров WB 151A, в каждом из которых размещалось по две пушки MG 151/20; торпедоносцы Fw 190A-5/U14 и Fw 190A-5/U15 несли торпеды LT F5b и LT 950, соответственно, а в стандартный набор вооружения Fw 190A-5/U16 входили крыльевые 30-мм пушки МК 108
  Fw 190A-6: создан на базе экспериментального Fw 190A-5/U10, это вариант с облегченным крылом, стандартно рассчитанным на установку четырех 20-мм пушек MG 151/20, пошел в серию в июне 1943 года; Fw 190A-6/R1 нес вооружение из шести 20-мм пушек MG 151 /20, на Fw 190A-6/R2 в консолях установили 30-мм пушки MK 108, а у Fw 190A-6/R3 две пушки MK 103 были установлены под крылом; Fw 190A-6/R6 нес трубчатые направляющие неуправляемых ракет WGr.21
  Fw 190A-7: этот вариант, запущенный в серию в декабре 1943 года, был аналогичен Fw 190A-6, но пулеметы MG 17 в фюзеляже были заменены 13-мм пулеметами MG 131
  Fw 190A-8: у базового варианта, в основном аналогичного Fw 190A-6, был установлен 114-литровый бак с водометаноловой смесью; также выпускались модификации Fw 190A-8/R7 с бронированной кабиной и всепогодный истребитель Fw 190A-8/R11 с обогреваемым фонарем и радионавигационным оборудованием PKS 12; двухместный учебный Fw 190A-8/U1 и Fw 190A-8/U3, служивший машиной управления в составном самолете Fw 190/Ta 154 Mistel
  Fw 190B: в ходе программы по улучшению высотных характеристик три Fw 190A-0 получили различные доработки; Fw 190 V13 получил крыло увеличенной площади и гермокабину, а его двигатель BMW 801D-2 был оснащен форсажной системой GM-1, Fw 190 V16 и Fw 190 V18 были оснащены подобным образом, но сохранили стандартное крыло и вооружение из двух пулеметов MG 17 и двух пушек MG 151/20; вместо радиального двигателя был установлен рядный Daimler-Benz DB 603 с кольцевым радиатором, но от дальнейшей разработки машины отказались, отдав предпочтение Fw 190C
<...>
Начало опытной эксплуатации Fw 190A-0 ознаменовалось большим количеством аварий, типичными из которых были выход из строя или пожар двигателя (как на этом снимке). Дело дошло до того, что специально собранная комиссия даже рекомендовала прекратить производство Fw 190
Этот Fw 190A-4 из состава 14.(Jabo)/JG 5 чудом вернулся на аэродром после попадания советского зенитного снаряда
Fw 190A-4 той же группы I/JG 1
Fw 190 в прицеле "Мустанга" как раз в момент атаки "Либерейтора"
Пилот "Фокке-Вульфа" покинул кабину своего падающего истребителя.
Немцы сражались отчаянно, но поздней осенью 1944 года в небе северо-западной Европы не осталось места для пилотов Люфтваффе. На фотографиях - американский истребитель сбивает Fw 190.
Следующей модификацией стал Fw 190A-7, обозначивший дальнейшее увеличение огневой мощи "фоккера". На нем 7,92-мм фюзеляжные пулеметы заменили на крупнокалиберные 13,2-мм пулеметы MG 131
Fw 190A-4 оберфельдфебеля Бремера после вынужденной посадки на советской территории
Конец "крымского моста". Советские войска захватили "Херсонес" - последний немецкий аэродром на территории Крыма. Все летное поле аэродрома было буквально завалено разбитой и брошенной авиатехникой
Брошенные FW 190 из состава штурмовых авиагрупп на аэродроме Херсонес, Крым, май 1944г.
FW 190 из группы II./SG 2, разбитый на херсонесском аэродроме советской авиацией
Инженер полка "Нормандия-Неман" С.Агавельян возле сбитого "Фокке-Вульфа"
Сбитый FW-190, Северо-западный фронт
У поврежденных самолетов Люфтваффе, аэродром Гросс-Диршкайм, весна 1945г. Стоят - гв.подполковник-инженер Красновский, инженер по вооружению Плугин. Сидит - летчик гв.л-т В.Волков
A crash-landed FW 190. This aricraft will obviously never fly again.
Все, что осталось от истребителя Fw-190 времен Второй мировой войны
Six views of the Focke-Wulf Fw 190A-3 wreckage in Finmark, Northern Norway. It was scattered over a 750ft square of land.
Top, two views of the cockpit area. Center left, the tailplane; right, an almost intact wing. Bottom left, the cockpit, minus all the instruments;the 14-cylinder BMW 801D-2 radial engine.