BAe Harrier (McDonnell Douglas AV-8A (США))
Варианты:
BAe - Harrier - 1966 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1966


Одноместный ударный самолет/разведчик вертикального/короткого взлета и посадки
Описание
Фотографии:

Кабина (1)
Hawker Siddeley (BAe) Harrier

  История самолета Harrier началась в 1957 году с подписания соглашения между сэром Сидни Кэммом из компании "Hawker Aircraft" и доктором Стэнли Хукером из "Bristol Aero-Engines" - эта фирма в 1959 году объединилась с "Armstrong Siddeley Motors", в результате образовалась компания "Bristol Siddeley Engines". Соглашение предусматривало совместную разработку тактического истребителя с ТРДД Bristol BE.53 (с 1959 года - BS.53). Новый двигатель предназначался для создания вертикальной составляющей силы тяги на режиме взлета. ТРДД BE.53 имел четыре поворотных сопла, позволявших изменять направление вектора тяги. А уже вокруг двигателя BE.53, окрещенного Pegasus, Сидни Кэмм разработал небольшой цельнометаллический планер. Отличиями этого планера стало очень большое отрицательное V крыла и горизонтального оперения, большие боковые воздухозаборники полукруглого сечения и кабина, рассчитанная на одного пилота. Шасси было непривычным - велосипедной схемы: одна одноколесная носовая опора и одна короткая двухколесная основная опора. Обе опоры установлены тандемом в фюзеляже. Небольшие вспомогательные опоры, обычные для шасси такой схемы, разместили в законцовках крыла.
  Первый из шести прототипов Hawker P.1127 выполнил первое зависание 21 октября 1960 года. 12 сентября впервые был выполнен переход из режима висения в горизонтальный полет. На режиме висения и малых скоростях в горизонтальном полете управление самолетом осуществлялось поворотом специальных сопел, расположенных в носовой, хвостовой частях фюзеляжа и на законцовках крыла. В сопла подавался сжатый воздух, отбираемый от компрессора двигателя. Поворот сопел выполнял летчик отклонением ручки управления и педалей.
  После подтверждения правильности выбранной концепции с компанией "Hawker Siddeley" заключили контракт на постройку девяти предсерийных самолетов Kestrel F(GA).Mk 1, предназначенных для оценки возможности использования аппарата в качестве истребителя-бомбардировщика. Первый из девяти самолетов выполнил первый полет 7 марта 1964 года. Испытания проводились с апреля 1965 года по апрель 1966 года в специально сформированной из представителей вооруженных сил трех стран (ВВС Великобритании, Люфтваффе ФРГ, ВВС, ВМС и КМП США) эскадрилье, дислоцированной в Британии. Проигрывались различные сценарии боевого применения Kestrel.
  Ранее, в феврале 1965 года, британское правительство заказало еще шесть опытных самолетов, которые впервые получили наименование Harrier. Первый из них поднялся в воздух 31 августа 1966 года. Вскоре официально стало считаться, что вместо многоцелевого СВВП Hawker Siddeley P.1154 со скоростью полета М=2 для ВВС и ВМС Великобритании будет выпускаться Harrier только для британских ВВС. Одноместный Harrier GR.Mk 1 разрабатывался в вариантах истребителя-бомбардировщика и разведчика, двухместный Harrier T.Mk 2 предназначался для обучения и тренировок летчиков одноместных самолетов. Британские ВВС в конечном итоге заказали 118 одноместных и 23 двухместные машины, позже авиация флота тоже закупила четыре спарки. Серийный одноместный СВВП выполнил первый полет 28 декабря 1967 года, первая серийная спарка - 24 апреля 1969 года.
  Первый из 61 самолета Harrier GR.Mk 1 был официально принят на вооружение британских ВВС 1 апреля 1969 года, машины передали в подразделение №233 OCU (Operational Conversion Unit, часть боевой переподготовки), располагавшееся в Уиттеринге. В 1970 году британские ВВС получили первую из 23 спарок Harrier T.Mk 2. На всех СВВП первых модификаций стояли двигатели Pegasus Mk 101 тягой 84,52 кН. Уцелевшие за этот начальный период самолеты (вместе с построенными дополнительно 17 одноместными) позже модернизировали в варианты Harrier GR.Mk 1A и Harrier T.Mk 2A путем установки двигателей Pegasus Mk 102 тягой 91,19 кН. Позже их доработали (вместе с 40 новыми одноместными) в варианты Harrier GR.Mk 3 и Harrier T.Mk 4, установив двигатели Pegasus Mk 103 тягой 95,64 кН. Самолеты поступили на вооружение четырех строевых эскадрилий, одна из них дислоцировалась в Британии и три - в ФРГ. В британских ВВС Harrier чаще использовались не как СВВП, а как самолеты с коротким взлетом и посадкой, что позволяло нести увеличенную полезную нагрузку. В состав БРЭО входили инерциальная навигационная система, лазерный дальномер-целеуказатель, приемник предупреждения о радиолокационном облучении. Лазерный дальномер и приемник предупреждения об облучении изначально ставили на машины выпуска 1976 года и позднее, но потом внедрили и на самолеты более ранней постройки. Предусматривалась возможность установки системы дозаправки в воздухе. Одно- и двухместные машины могли нести одинаковую боевую нагрузку, хотя масса пустых спарок была больше, чем у одноместных самолетов.
  Обозначение варианта Harrier T.Mk 4 (в авиации ВМС - Harrier T.Mk 4N) изменили на Harrier T.Mk 4A после установки в носовой части фюзеляжа лазерного дальномера-целеуказателя (LRMTS), как у GR.Mk 3.
  В 1988 году началось перевооружение на вариант Harrier GR.Mk 5; последний Harrier первого поколения сняли с вооружения британских ВВС в конце 1995 года. В конце 2000 года на вооружении авиации британских ВМС оставались семь двухместных Harrier T.Mk 8, модернизированных для обеспечения совместимости с Sea Harrier FA.Mk 2 из самолетов T.Mk 4N и T.Mk 4A.
  Почти одновременно с началом поступления Harrier в британские ВВС, КМП США заказал 12 самолетов, заказ вскоре увеличили до 110 машин, включая восемь двухместных.
  В КМП США самолеты получили обозначение McDonnell Douglas AV-8A (одноместные) и TAV-8A (двухместные). На самолетах стояли двигатели Pegasus Mk 103, был изменен состав прицельно-навигационного оборудования - добавлены некоторые системы от Harrier GR.Mk 3; в состав вооружения ввели УР класса "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder. Летчики КМП США отрабатывали ведение воздушных боев с изменением вектора тяги, за счет чего самолет мог маневрировать так, как никакой другой летательный аппарат того времени. В КМП США AV-8 вооружили одну тренировочную и три строевые эскадрильи. Со временем AV-8A модернизировали в AV-8C, доработав планер и бортовые системы.
  Кроме Великобритании и КМП США, стандартные Harrier получили только ВМС Испании и Таиланда. В Испании самолеты получили наименование Matador; Испания получила девять одноместных AV-8S (VA.1) и две спарки TAV-8S (VAE.1), которыми вооружили одну эскадрилью, приписанную к легкому авианосцу "Дедало". После закупки Испанией более совершенных AV-8B Harrier II уцелевшие СВВП выставили на продажу. В результате в 1997 году Таиланд закупил семь одноместных и две двухместные машины для авианосца "Chakri Naruebet" в ожидании поставок новых AV-8B.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Hawker Siddeley (BAe) Harrier GR.Mk 3

  Тип: одноместный ударный самолет/разведчик вертикального/короткого взлета и посадки
  Силовая установка: один ТРДД с изменяемым вектором тяги Pegasus Mk 103 тягой 96,26 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на малой высоте 1186 км/ч; начальная скороподъемность 8840 м/мин; практический потолок 15 605 м; радиус действия по профилю полета "большая-малая-большая высота" с боевой нагрузкой массой 1996 кг - 667 км
  Масса: пустого 5579 кг; максимальная взлетная 11431 кг
  Размеры: размах крыла 7,70 м; длина с лазерным дальномером 14,27 м; высота 3,63 м; площадь крыла 18,68 м2
  Вооружение: нормальная максимальная масса боевой нагрузки 2268 кг, максимальная масса в перегрузку 3269 кг на внешних подвесках под крылом и фюзеляжем: два контейнера с 30-мм пушками Aden, бомбы разного типа и калибра, блоки НАР, разведывательные контейнеры
Интерьер кабины "Харриера" GR.1