Curtiss Hawk 75 / P-36 / Mohawk
Варианты:
Curtiss - Hawk 75 / P-36 / Mohawk - 1935 - США
Страна: США
Год: 1935


Одноместный истребитель
Описание:
Hawk 75 / P-36 / Mohawk
Curtiss Model 75 Hawk (P-36, P-37 и P-42)
Фотографии:

Ч/б фото (105)

Hawk 75 / P-36 / Mohawk

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Создан в КБ фирмы "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Опытный образец самолета ("модель 75В") совершил свой первый полет в середине апреля 1935 г. Серийное производство началось с апреля 1938 г. Разные варианты истребителя строили заводы "Кэртис" в Буффало, "Сентрел эйркрафт мэнюфекчуринг компани" (CAMCO) в Лояне (Китай), "Фабрика милитар де авионес" в Кордове (Аргентина), "Хиндустан эйркрафт фэктори" (HAL) в Бангалоре (Индия). В общей сложности выпущено около 1300 P-36 и его вариантов. Самолет состоял на вооружении в США с лета 1938г., с того же года - в Таиланде и Китае, в Аргентине - с ноября 1938 г., во Франции - с марта 1939 г., в Норвегии - с апреля 1940 г., в Великобритании - с июня 1940 г., в Голландской Ост-Индии - с июля 1940 г., в Финляндии, Иране и ЮАС - с 1941 г., в Бразилии - с марта 1942 г.
Основные серийные модификации:
   - Хаук 75М для Китая с неубирающимся шасси, вооружение 4x7,62, мотор R-1830;
   - Хаук 75N для Таиланда, аналог модификации М с вооружением 2x7,62+2x23;
   - Хаук 750 для Аргентины, отличался от М измененным капотом мотора и оборудованием;
   - P-36A для армии США с мотором R-1830 и вооружением 1x7,62+1x12,7, убирающееся шасси;
   - P-36C, аналог P-36A с вооружением 1x12,7+3x7,62;
   - Хаук 75А, экспортный вариант P-36, выпускался с различными моторами (R-1820, R-1830) и различными комбинациями вооружения (6x7,5; 6x7,62; 4x7,9; 1x12,7+3x7,69 и т.п.) для различных стран.
Первое боевое применение - в Китае в начале 1939 г. Во Франции участвовал в "странной войне" с сентября 1939 г., в оборонительных боях в мае-июне 1940 г., в операциях против союзников в Северной Африке (ноябрь 1942 г.) Применялись Таиландом в конфликте с Французским Индокитаем (январь 1941 г.), при обороне от японской агрессии (декабрь 1941 г.) В США к концу 1941 г. считался устаревшим, но еще сохранялся в дальних гарнизонах. P-36A принимали участие в отражении налета на Пёрл-Харбор. Голландские Хаук 75A-7 использовались в операциях против японцев в декабре 1941 г.- феврале 1942 г. Финские ВВС применяли "хауки" в войне с СССР с июня 1941 г. Англичане использовали самолеты этого семейства (под названием "Мохаук") с декабря 1941 г. в Индии и Бирме.
Самолет снят с производства в США в марте 1941 г., в Китае -в октябре 1940 г., в Аргентине - в 1939 г., в Индии - в июле 1942 г. Снят с вооружения в США и Франции в 1943 г., Великобритании - в 1944 г., в Китае - в 1942 г., в Аргентине - в 1955 г.


P-36C||
Размах:||11,38 м
Длина:||8,69 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2630 кг
Максимальная скорость:||500 км/ч
Практический потолок:||10270 м
Дальность:||1320 км

Curtiss Model 75 Hawk (P-36, P-37 и P-42)

В 1934 году "Curtiss" в инициативном порядке начала работы над истребителем-монопланом. Model 75 Hawk проектировался как перспективная модель с убираемыми основными опорами шасси и закрытой кабиной летчика. На фирме считали, что авиация Армии США выберет данную машину для замены устаревших истребителей Boeing P-26.
   На прототипе Model 75 установили звездообразный мотор Wright XR-1670-5 мощностью 900 л.с. В мае 1935 года прототип планировалось представить потенциальному заказчику для сравнительных испытаний, но из-за задержек с созданием конкурирующих истребителей начало испытаний перенесли на апрель 1936 года. К тому времени прототип переоснастили звездообразным мотором R-1820 мощностью 850 л.с., а обозначение сменили с Model 75 на Model 75В. Конкурс выиграл самолет конструкции русского инженера Северского, однако "Curtiss" в качестве утешительного приза получила контракт на постройку трех истребителей своей конструкции. Эти машины с моторами Pratt & Whitney R-1830-13 мощностью 1050 л.с. использовались в различных программах испытаний под обозначением Y1P-36 (Model 75Е). В сравнении с исходным прототипом Model 75 на них доработали с целью лучшего обзора назад фонарь кабины и ввели убираемую хвостовую опору шасси.
   Эксплуатационные испытания Y1P-36 прошли успешно, по их результатам 7 июля 1937 года был заключен контракт на постройку 210 серийных P-36A (Model 75L) - самый крупный на тот момент контракт на поставку истребителей для авиации Армии США.
   Поставки P-36A начались в апреле 1938 года, но уже в конце 1941 -го самолет морально устарел. Боевое применение P-36 ограничилось скромным участием в боях с японцами в начальной фазе войны. Вскоре после начала войны уцелевшие машины были переданы в учебные подразделения.
   Был построен один P-36B с двигателем R-1830-25 мощностью 1000 л.с. Последнюю партию из 31 самолета построили в варианте P-36C с моторами R-1830-17 мощностью 1200 л.с. и штатным вооружением из двух фюзеляжных и двух крыльевых 7,62-мм пулеметов. Обозначение XP-36D, XP-36E и XP-36F получили экспериментальные варианты. XP-36D - это P-36A с четырьмя 7,62-мм пулеметами в крыле, XP-36E - конверсия P-36A с шестью 7,62-мм пулеметами в крыле, XP-36F - конверсия P-36A с двумя 23-мм пушками Madsen в гондолах под крылом. Обозначение P-36G получили 30 Model H75A-8, заказанных Норвегией, но поставка не состоялась из-за оккупации Норвегии германскими войсками; в 1943 году самолеты передали Перу.


Варианты

   Model 75J: демонстратор Model 75А с механическим нагнетателем мотора R-1830
   Model 75К: нереализованный проект с мотором Pratt & Whitney R-2180 Twin Hornet, построен как Model 75R
   P-42 (Model 75S): четвертый P-36A после доработки в XP-42 использовался авиацией Армии США и NACA для исследований в области снижения лобового сопротивления и сравнения звездообразных моторов с двигателями жидкостного охлаждения. Поставленный в марте 1939 года XP-42 получил специальный мотор R-1830-31 мощностью 1050 л.с. с удлиненным валом винта. На винт установили кок, а носовую часть фюзеляжа также удлинили и облагородили; XP-42 утилизировали в январе 1947 года


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Curtiss Model 75 (P-36C)

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: звездообразный поршневой мотор Pratt & Whitney R-1830-17 мощностью 1200 л.с.
   Летные характеристики: макс, скорость на высоте 3050 м-500 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 435 км/ч; время набора высоты 4570 м-4 мин 54 с; практический потолок 10 270 м; дальность 1320 км
   Масса: пустого 2095 кг; максимальная взлетная 2650 кг
   Размеры: размах крыла 11,35 м; длина 8,78 м; высота 2,81 м; площадь крыла 21,92 м2
   Вооружение: два 7,62-мм пулемета Browning в носовой части фюзеляжа и два 7,62-мм пулемета Browning в крыле
USA
Родоначальник большого "ястребиного" семейства - Hawk H 75. Май 1935г.
The Model 75 prototype in its original form with a Wright XR-1670-5 engine as submitted at Wright Field in May 1935.
"Модель 75B" с двигателем XR-1820-39. Весна 1936г.
Curtiss's prototype modified as the Model 75B with Wright XR-1820-39 Cyclone engine, strengthened cockpit canopy and scalloped aft decking for improved rear view.
Curtiss Model 75 проиграл конкурс Армии США, под который он разрабатывался, но через два года к самолету пришел успех - большое количество машин данного семейства эксплуатировалось в течение всей войны. На фотографии - прототип H75 в исходной конфигурации с мотором P&W R-1535. За кабиной пилота еще нет характерных застекленных «ушей»
The first Curtiss Model 75 to carry USAAC markings was this Y1P-36 (37-068) which was delivered to Wright Field in March 1937. It was one of three purchased for service trials.
Interesting new military type flown by its makers' test pilots at the meeting. The Curtiss Y1P-36 (Twin-wasp)
P-36As of the newly-formed 18th Pursuit Squadron, 35th Pursuit Group lined up near the airship hangar at Moffett Field, California, early 1940.
A P-36A with an engine, windscreen and canopy cover. Note the 'Pratt & Whiskey' R-1830 on a local wood engine-change tripod
Major Norman Sillin's Mohawk, tail number '55', with two blue stripes indicating his Squadron Command status. Howard D Nelson was Sillin's crew chief and was told: "Keep 'em shiny!".
A Curtiss P-36A in the markings of the 55th Pursuit Squadron, which, as part of the 20th Pursuit Group at Barksdale Field, was one of the first units to receive the Curtiss fighter in 1938.
The 18th's P-36As proudly lined up ready for action at Elmendorf Field.
A mechanic inspects a P-36A of the 18th at an unknown location, perhaps due to a forced landing.
Истребители P-36A на Аляске, 1941г.
Two 18th Pursuit Squadron P-36As at Juneau during the summer of 1941.
The Curtiss P-36A Single-seat Fighter (1,100 h.p. Pratt & Whitney "Twin-Wasp" engine).
Истребитель Кертисс P-36
A striking view of the Curtiss P-36 single-seater ordered in quantity for the U.S. Army Air Corps. It is a clean design to the modern formula, but the undercarriage, which twists when retracting (as on the Miles Kestrel Trainer), gives rise to two excrescences.
PRODUCTION PURSUIT: The Curtiss P.36 single-seater pursuit machine now in production for the U.S. Army Air Corps. Its Twin Wasp engine has a cowing of elliptical section. The performance is probably rather inferior to that of the Hurricane.
P-36A Авиационного корпуса Армии США. Конец 30-х гг.
Один из трех прототипов Y1P-36 в полете во время испытаний USAAC.
Curtiss P-36A.
A P-36C in temporary “War Games" camouflage; the wing guns and cartridge case retainer boxes can be seen.
Сохранившийся в прекрасном состоянии до наших дней P-36A в одном из залов музея USAF в штате Алабама.
A P-36A of the 79th Pursuit Squadron of the 20th Pursuit Group, the first USAAC Group to receive the Curtiss fighter, at Barksdale Field.
Один из первых "Хоков", доработанных под стандарт P-36C, с дополнительной парой пулеметов в крыле.
В полете - P-36C Воздушного корпуса армии США.
A Curtiss P-36C in the olive drab finish re-adopted by the US AAF, together with yellow numerals, in 1940.
The 18ths cosmolined, palletised and semi-covered Mohawks awaiting erection outside Elmendorf's unfinished hangar.
The company-owned demonstrator NX22028, previously fitted with a Twin Wasp engine and turbo-supercharger, after being re-engined with a Cyclone.
FOUR BLADED V.P.: One of the first pictures of the new Curtiss four-bladed variable-pitch airscrew. It is shown installed on the Twin Wasp engine of a Curtiss P-36A pursuit machine. This installation is of particular interest in view the fact that increasingly powerful engines are being installed in fighters, and airscrew ground clearance is becoming a big problem.
The Hawk 75R was a company-owned demonstration aircraft with a turbo-supercharger mounted beneath the nose with the intercooler beneath the wing trailing edge.
The first Y1P-36 after being fitted with two-bladed contra-props, the first such installation on a US aircraft.
CO-AXIAL: A Curtiss P-35 pursuit monoplane (Twin Wasp) of the U.S. Army Air Corps fitted experimentally with concentric airscrews.
France
One of France’s American-built Curtiss Hawk 75As with Pratt and Whitney Twin Wasp engine. This machine is extremely popular and is armed with six machine guns.
The fourth Curtiss Hawk 75A-I for the Armee de I'Air during a demonstration at Le Bourget early in 1939.
A French Curtiss single-seater fighter of the squadron which is said to have engaged twenty-seven Messerschmitts. The engine is a Pratt and Whitney Twin Wasp. It will be noticed that the wing guns are covered. The machine shown has four Brownings but later versions have six.
Hawk 75A-1 ВВС Франции периода "странной войны"
Поступавшие на вооружение французских ВВС американские самолеты по своим характеристикам (например, DB-7 и "Мартин-167F") зачастую превосходили образцы производимые в самой Франции. Весьма неплохо смотрелись и истребители "Хок-75".
Отсутствие в производстве современных самолетов вынудило французское правительство начать закупки американской авиатехники. Наряду с двухмоторным бомбардировщиком DB-7 и палубным пикировщиком "Хеллдайвер" были закуплены и "Хауки 75", сыгравшие значительную роль в кампании на западе.
Франция получила первый H75A-1 в декабре 1938 года, за ним последовали более 300 машин модификаций A-2, -3 и -4. Истребители принимали участие в боях с Люфтваффе. Из-за необычной системы управления двигателем машины довольно сложно осваивались французскими летчиками, однако их использовали вплоть до капитуляции Франции в июне 1940 года. На фотографии - французские Hawk сопровождают британские Fairey Battle.
French Curtiss H.75As flying alongside RAF Fairey Battles.
Bold codes, but no fin flashes, are features of these 88 Sqn aircraft, escorted by two Hawk 75-C1s of Groupe de Chasse II/4, Armee de l’Air. Surprisingly, all three Battles survived the German onslaught in May 1940 to serve with the Canadian and Australian air forces.
Война объявлена! "Бэттлы" летят на задание в сопровождении французских истребителей "Кертисс" H.75 из знаменитой группы "Аистов".
A Curtiss Hawk 75A-3 in the markings of the 2e Escadrille of GC 1/5. As will be related in the third instalment of this feature, this was one of two Hawk 75 Groupes which, based in Morocco, fought against the Allies during the Operation Torch landings in North Africa in November 1942.
H.75 из авиагруппы GCII/5 в полете над Средиземным морем, 1941г.
Curtiss H 75 из группы GCI/5, осуществлявший ПВО базы Мерс-эль-Кебира
Curtiss H 75 из группы GCII/5. Аэродром Сен-Дени-дю-Сиг, лето 1940г.
Бомбардировщиков вишистской Франции в рейдах на Гибралтар сопровождали истребители Curtiss H-75A (фото) и Dewoitine D.520
Hawk 75A-3 ВВС вишистской Франции
UK
The Curtiss Hawk 75 single-seater can be equipped to carry quite a formidable bomb load
The Curtiss Hawk 75 single-seater can be equipped to carry quite a formidable bomb load, half of which is seen in the photograph. The bombs are of the fragmentation variety.
Curtiss Hawk 75A-4s ordered by France went into service with the RAF as Mohawk IVs after being modified extensively for British operation, more than 200 eventually being taken on charge from various sources, together with a few Mohawk Is, IIs and IIIs which were the RAF designations for the earlier French versions. A Mohawk II is shown.
Mohawk Mk.IV Британских Королевских ВВС
The Mohawk, AR631 - a Mk. III
The Mohawk Mk.IV AR644.
Английский "Мохаук"IV с опознавательными знаками нового образца, сентябрь 1942г.
Curtiss Hawk 75A-4s ordered by France went into service with the RAF as Mohawk IVs after being modified extensively for British operation, more than 200 eventually being taken on charge from various sources, together with a few Mohawk Is, IIs and IIIs which were the RAF designations for the earlier French versions. A Mohawk IV is shown.
"Мохауки"IV, ранее принадлежавшие ВВС Ирана и включенные в состав британских Королевских ВВС.
После падения Франции британские приняли все недополученные французами самолеты Hawk. Модификации Hawk 75A-1, A-2, A-3 и A-4 были обозначены, соответственно, Mohawk Mk I, II, III и IV (на фотографии).
South Africa
Mohawk IV 2516 belonged to 3 Squadron SAAF and is believed to have been one of the aircraft detached for action against the Vichy French at Jibouti.
Mohawk IV 2515 of 3 Squadron previously carried serial BB931 before it was transferred to SAAF charge on March 7, 1941.
Mohawks were used extensively for fighter training both by the SAAF in the Union and by the RAF's 71 OTU at Gordon's Tree in the Sudan, with which AX891 served in late 1941.
Portugal
Hawk 75-A4 482, one of 12 acquired.
Twelve of the RAF's Mohawk IVs were transferred to Portugal in 1941, and were eventually sent to the Azores for local defence duties.
Netherlands
Первый экземпляр "Хока" варианта A-7 для Нидерландов.
Голландские "Хоки" на авиабазе Андир, остров Ява, 1940г.
Hawk 75A-7s of 1.Vliegtuigafdeling on patrol over Java, near the town of Cheribon.
Norway
Норвежские H.75A-8. Тренировочный центр в Торонто, Канада, зима 1941-42гг.
Curtiss Hawk 75A-8 No. 453. c/n. 14572, one of thirty-six used by the Norwegians
Operational use of the Curtiss Hawk 75A-6s by the Norwegian Army Flying Service had not begun when Norway was occupied, but 36 Hawk 75A-8s purchased by Norway went into service at the Norwegian flying training centre in Toronto, where the pictures were taken.
Другой снимок пары H.75A-8 из норвежского тренировочного центра в Канаде. На фюзеляжах видны антенны радиополукомпаса.
Iran
A pre-delivery picture of a Hawk 75A-9 in the markings of the Imperial Iranian Air Force. The ten aircraft of this type were never operated in Iran, but passed into service with the RAF in India as Mohawk IVs.
Germany
Захваченный немцами французский H.75 с обозначениями "Люфтваффе". Позднее эта машина была передана финнам.
Finland
CU-556 - персональный самолет капитана А.Бремера, лето 1942г.
Финский "Кертисс" CU-561 на прифронтовом аэродроме в Карелии, 1941г.
Свежепокрашенный CU-562 на одном из финских аэродромов, февраль 1943г.
"Кертисс" CU-563 капитана Куллерво "Куйе" Лахтела, аэродром Лаппеенранта, сентябрь 1941 года. В конце войны на боевом счету Лахтела будет 10 воздушных побед.
One of the ex-French Air Force Curtiss Hawk 75A-3s transferred to the Finnish Air Force after being captured by the Wehrmacht.
"Благоприобретенный" Финский Кертисс 75 "Хок" N CU-580, захваченный немцами в Норвегии, в полете над рекой Свирь 16 октября 1943г.
Сержант А.Гердт после боевого вылета на этом "Кертиссе" 7 ноября 1942г. заявил об уничтожении двух советских МиГ-1.
15 июня 1942г. 2-й (младший) лейтенант В.Алапуро после боевого вылета на этом самолете заявил о воздушной победе над советским истребителем.
Финский истребитель Кертисс "Хок". Обратите внимание - на фюзеляже изображена карикатура на Сталина
Peru
In 1946 the CAP serial system was revised, this Hawk bearing serial “286” and an unidentified unit badge on its dark-blue finish with zinc-chromate control surfaces.
In the second half of 1946 the CAP instituted a revised three-digit serial system for all the aircraft in its inventory, the Hawks apparently being given numbers in the high-200s and low-300s range. An anti-glare panel on the upper engine cowling and fuselage surfaces forward of the cockpit was retained, however. This photograph of serial 287 shows the post-1946 bare-metal or aluminium paint scheme.
The Hawks were initially given serials based on an "Italian-style" model, with the Escuadron number to the left of the CAP roundel, with the Escadrille number to the right, hyphenated with the individual aircraft number. Here 11*3-2 of the 3rd Escadrille of 11 EC performs a patrol over the coast south of the strategically important oil production facilities at Talara.
A rare photograph of 11 EC Hawks at Las Palmas, including machines from all three of the squadron’s Escadrilles. The CAP’s Norwegian connection was continued with the acquisition of 13 Douglas 8A-5N fighter-bombers in November 1943 - the full story of Peru’s Douglas 8A-3Ps and -5Ns will be presented in a future issue.
Four weatherbeaten Hawk 75s of the CAP’s 11 Escuadron de Caza (11 EC) prepare to take off from Capitan Victor Montes Air Base at Talara.
Aircraft of the 51 Escuadron de Instruccion during a ceremony at Las Palmas air base in Lima in 1954. In a line-up which includes North American AT-6s, Stearman Kaydets, Fairchild PT-26s and Beech AT-11 Kansans, at least three of the Hawks, with their three-bladed propellers, are just visible bringing up the very rear of the group.
The application of “pin-up girls” on the CAP’S Hawks was unusual, despite the fact that one of the style’s most famous exponents, Alberto Vargas y Chavez, creator of the racy “Vargas girls” that became extremely popular in pre-war America, was himself Peruvian. This Hawk, the personal mount of Teniente Rolando Caro of 11 EC, was clearly an exception.
A CAP officer discusses the details of a Hawk 75 test flight with two members of the American military mission sent to assist with the test-flight and pilot-conversion programme beside a freshly-painted matt dark-sea-blue Hawk of 11 EC. The Hawk 75A-8 was essentially the same as the RAF’s Mohawk IV.
Peruvian President Manuel Prado Ugarteche (in suit) reviews the newly-arrived Hawks at Las Palmas air base in Lima on September 23, 1942, on the conclusion of their delivery flight of more than 3,000 miles (4,800km). That year Prado became the first South American leader to break relations with the Axis powers and join the Allies.
Gathered in front of what appears to be a mixed collection of bare-metal and dark-blue Hawks, a group of 11 EC pilots complete a last-minute briefing at Lt-Col Pedro Ruiz Gallo air base at Chiclayo. The next generational leap for the FAP came in 1955, when the air arm began equipping with jet aircraft, receiving Lockheed T-33 trainers and North American F-86F Sabres.
From left to right, Tenientes Thorndike, Barbosa and Bravo, all 11 EC officers, pose in front of a Hawk while off-duty at Chiclayo in 1949. Thorndike went on to become a member of the Four Aces Hawker Hunter formation aerobatic team after the British jet fighter’s introduction into Fuerza Aerea del Peru sevice in 1956.
Officers of 11 EC pose for a photograph beside one of the six Hawk 75s that arrived at Lt-Col Pedro Ruiz Gallo air base in Chiclayo on September 22, 1942, on their ferry flight from the USA to the Peruvian capital. For the delivery flight the aircraft were painted in an anticorrosion finish, which was replaced after their arrival.
China
Клер Ли Ченнолт и его личный "Хок"75H с китайскими опознавательными знаками, подаренный Сун Мэйлин - женой Чан Кайши
Демонстрационный экземпляр H.75H - подарок фирмы "Кертисс" Клеру Шенно. Возможно, та же машина, что и на предыдущем снимке.
Истребитель Curtiss-Wright CW-21 Demon незадолго до перелета из Мингаладона в Куньмин рядом с H-75
Russia
"Хок-75А", проходивший сравнительные испытания с И-16
Argentina
Второй прототип H.75H, который первоначально планировался на экспорт в Аргентину.
The second Hawk 75 demonstrator (NR1277) demonstrated at Buenos Aires late in 1937 in competition with the Seversky 2-PAL
Один из H.75O, закупленных правительством Аргентины для своих ВВС в 1938г.
Один из двадцати построенных по лицензии в Аргентине H.75O.
The 19th Hawk 75O built in Argentina by the Fabrica Militar and delivered to the Army Aviation Command in 1941.
The Curtiss "Hawk" 75 Single-seat Fighter Monoplane (840 h.p. Wright "Cyclone" engine).
Two Hawk 75Os of the Argentine Air Force, of the type referred to by Mr Rauch in the letter below.
Thailand
A Hawk 75N of the 5th Wing of the Royal Thai Air Force based at Prachuab Kirikhartd in 1941.
A dozen Hawk 75N fighters were procured by the RTAF during 1938-39.