Curtiss Hawk 75 / P-36 / Mohawk
Варианты:
Curtiss - Hawk 75 / P-36 / Mohawk - 1935 - США
Страна: США
Год: 1935


Одноместный истребитель
Описание:
Hawk 75 / P-36 / Mohawk
Curtiss Model 75 Hawk (P-36, P-37 и P-42)
Фотографии:

Обломки (3)

Hawk 75 / P-36 / Mohawk

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Создан в КБ фирмы "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Опытный образец самолета ("модель 75В") совершил свой первый полет в середине апреля 1935 г. Серийное производство началось с апреля 1938 г. Разные варианты истребителя строили заводы "Кэртис" в Буффало, "Сентрел эйркрафт мэнюфекчуринг компани" (CAMCO) в Лояне (Китай), "Фабрика милитар де авионес" в Кордове (Аргентина), "Хиндустан эйркрафт фэктори" (HAL) в Бангалоре (Индия). В общей сложности выпущено около 1300 P-36 и его вариантов. Самолет состоял на вооружении в США с лета 1938г., с того же года - в Таиланде и Китае, в Аргентине - с ноября 1938 г., во Франции - с марта 1939 г., в Норвегии - с апреля 1940 г., в Великобритании - с июня 1940 г., в Голландской Ост-Индии - с июля 1940 г., в Финляндии, Иране и ЮАС - с 1941 г., в Бразилии - с марта 1942 г.
Основные серийные модификации:
  - Хаук 75М для Китая с неубирающимся шасси, вооружение 4x7,62, мотор R-1830;
  - Хаук 75N для Таиланда, аналог модификации М с вооружением 2x7,62+2x23;
  - Хаук 750 для Аргентины, отличался от М измененным капотом мотора и оборудованием;
  - P-36A для армии США с мотором R-1830 и вооружением 1x7,62+1x12,7, убирающееся шасси;
  - P-36C, аналог P-36A с вооружением 1x12,7+3x7,62;
  - Хаук 75А, экспортный вариант P-36, выпускался с различными моторами (R-1820, R-1830) и различными комбинациями вооружения (6x7,5; 6x7,62; 4x7,9; 1x12,7+3x7,69 и т.п.) для различных стран.
Первое боевое применение - в Китае в начале 1939 г. Во Франции участвовал в "странной войне" с сентября 1939 г., в оборонительных боях в мае-июне 1940 г., в операциях против союзников в Северной Африке (ноябрь 1942 г.) Применялись Таиландом в конфликте с Французским Индокитаем (январь 1941 г.), при обороне от японской агрессии (декабрь 1941 г.) В США к концу 1941 г. считался устаревшим, но еще сохранялся в дальних гарнизонах. P-36A принимали участие в отражении налета на Пёрл-Харбор. Голландские Хаук 75A-7 использовались в операциях против японцев в декабре 1941 г.- феврале 1942 г. Финские ВВС применяли "хауки" в войне с СССР с июня 1941 г. Англичане использовали самолеты этого семейства (под названием "Мохаук") с декабря 1941 г. в Индии и Бирме.
Самолет снят с производства в США в марте 1941 г., в Китае -в октябре 1940 г., в Аргентине - в 1939 г., в Индии - в июле 1942 г. Снят с вооружения в США и Франции в 1943 г., Великобритании - в 1944 г., в Китае - в 1942 г., в Аргентине - в 1955 г.


P-36C||
Размах:||11,38 м
Длина:||8,69 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2630 кг
Максимальная скорость:||500 км/ч
Практический потолок:||10270 м
Дальность:||1320 км

Curtiss Model 75 Hawk (P-36, P-37 и P-42)

В 1934 году "Curtiss" в инициативном порядке начала работы над истребителем-монопланом. Model 75 Hawk проектировался как перспективная модель с убираемыми основными опорами шасси и закрытой кабиной летчика. На фирме считали, что авиация Армии США выберет данную машину для замены устаревших истребителей Boeing P-26.
  На прототипе Model 75 установили звездообразный мотор Wright XR-1670-5 мощностью 900 л.с. В мае 1935 года прототип планировалось представить потенциальному заказчику для сравнительных испытаний, но из-за задержек с созданием конкурирующих истребителей начало испытаний перенесли на апрель 1936 года. К тому времени прототип переоснастили звездообразным мотором R-1820 мощностью 850 л.с., а обозначение сменили с Model 75 на Model 75В. Конкурс выиграл самолет конструкции русского инженера Северского, однако "Curtiss" в качестве утешительного приза получила контракт на постройку трех истребителей своей конструкции. Эти машины с моторами Pratt & Whitney R-1830-13 мощностью 1050 л.с. использовались в различных программах испытаний под обозначением Y1P-36 (Model 75Е). В сравнении с исходным прототипом Model 75 на них доработали с целью лучшего обзора назад фонарь кабины и ввели убираемую хвостовую опору шасси.
  Эксплуатационные испытания Y1P-36 прошли успешно, по их результатам 7 июля 1937 года был заключен контракт на постройку 210 серийных P-36A (Model 75L) - самый крупный на тот момент контракт на поставку истребителей для авиации Армии США.
  Поставки P-36A начались в апреле 1938 года, но уже в конце 1941 -го самолет морально устарел. Боевое применение P-36 ограничилось скромным участием в боях с японцами в начальной фазе войны. Вскоре после начала войны уцелевшие машины были переданы в учебные подразделения.
  Был построен один P-36B с двигателем R-1830-25 мощностью 1000 л.с. Последнюю партию из 31 самолета построили в варианте P-36C с моторами R-1830-17 мощностью 1200 л.с. и штатным вооружением из двух фюзеляжных и двух крыльевых 7,62-мм пулеметов. Обозначение XP-36D, XP-36E и XP-36F получили экспериментальные варианты. XP-36D - это P-36A с четырьмя 7,62-мм пулеметами в крыле, XP-36E - конверсия P-36A с шестью 7,62-мм пулеметами в крыле, XP-36F - конверсия P-36A с двумя 23-мм пушками Madsen в гондолах под крылом. Обозначение P-36G получили 30 Model H75A-8, заказанных Норвегией, но поставка не состоялась из-за оккупации Норвегии германскими войсками; в 1943 году самолеты передали Перу.


Варианты

  Model 75J: демонстратор Model 75А с механическим нагнетателем мотора R-1830
  Model 75К: нереализованный проект с мотором Pratt & Whitney R-2180 Twin Hornet, построен как Model 75R
  P-42 (Model 75S): четвертый P-36A после доработки в XP-42 использовался авиацией Армии США и NACA для исследований в области снижения лобового сопротивления и сравнения звездообразных моторов с двигателями жидкостного охлаждения. Поставленный в марте 1939 года XP-42 получил специальный мотор R-1830-31 мощностью 1050 л.с. с удлиненным валом винта. На винт установили кок, а носовую часть фюзеляжа также удлинили и облагородили; XP-42 утилизировали в январе 1947 года


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Curtiss Model 75 (P-36C)

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: звездообразный поршневой мотор Pratt & Whitney R-1830-17 мощностью 1200 л.с.
  Летные характеристики: макс, скорость на высоте 3050 м-500 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 435 км/ч; время набора высоты 4570 м-4 мин 54 с; практический потолок 10 270 м; дальность 1320 км
  Масса: пустого 2095 кг; максимальная взлетная 2650 кг
  Размеры: размах крыла 11,35 м; длина 8,78 м; высота 2,81 м; площадь крыла 21,92 м2
  Вооружение: два 7,62-мм пулемета Browning в носовой части фюзеляжа и два 7,62-мм пулемета Browning в крыле
Французский "Хок" из состава авиагруппы GCI/5, потерпевший аварию на одном из североафриканских аэродромов, 1941г.
"Кертисс" CU-567 подломил шасси из-за попадания в выбоину на полосе аэродрома Лаппеенранта в августе 1941 года. Два месяца спустя этот истребитель под управлением Альпо Лакио будет сбит Геннадием Цоколаевым и исчезнет в водах Финского залива у острова Хестэ-Бюсэ.
Mohawk IV 2506 served in East Africa with 3 Squadron when it flew ground attack missions in the final actions against the Italians.