Curtiss Hawk 75 / P-36 / Mohawk
Варианты:
Curtiss - Hawk 75 / P-36 / Mohawk - 1935 - США
Страна: США
Год: 1935


Одноместный истребитель
Описание:
Hawk 75 / P-36 / Mohawk
Curtiss Model 75 Hawk (P-36, P-37 и P-42)
Фотографии:

Обломки (8)

Hawk 75 / P-36 / Mohawk

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Создан в КБ фирмы "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Опытный образец самолета ("модель 75В") совершил свой первый полет в середине апреля 1935 г. Серийное производство началось с апреля 1938 г. Разные варианты истребителя строили заводы "Кэртис" в Буффало, "Сентрел эйркрафт мэнюфекчуринг компани" (CAMCO) в Лояне (Китай), "Фабрика милитар де авионес" в Кордове (Аргентина), "Хиндустан эйркрафт фэктори" (HAL) в Бангалоре (Индия). В общей сложности выпущено около 1300 P-36 и его вариантов. Самолет состоял на вооружении в США с лета 1938г., с того же года - в Таиланде и Китае, в Аргентине - с ноября 1938 г., во Франции - с марта 1939 г., в Норвегии - с апреля 1940 г., в Великобритании - с июня 1940 г., в Голландской Ост-Индии - с июля 1940 г., в Финляндии, Иране и ЮАС - с 1941 г., в Бразилии - с марта 1942 г.
Основные серийные модификации:
  - Хаук 75М для Китая с неубирающимся шасси, вооружение 4x7,62, мотор R-1830;
  - Хаук 75N для Таиланда, аналог модификации М с вооружением 2x7,62+2x23;
  - Хаук 750 для Аргентины, отличался от М измененным капотом мотора и оборудованием;
  - P-36A для армии США с мотором R-1830 и вооружением 1x7,62+1x12,7, убирающееся шасси;
  - P-36C, аналог P-36A с вооружением 1x12,7+3x7,62;
  - Хаук 75А, экспортный вариант P-36, выпускался с различными моторами (R-1820, R-1830) и различными комбинациями вооружения (6x7,5; 6x7,62; 4x7,9; 1x12,7+3x7,69 и т.п.) для различных стран.
Первое боевое применение - в Китае в начале 1939 г. Во Франции участвовал в "странной войне" с сентября 1939 г., в оборонительных боях в мае-июне 1940 г., в операциях против союзников в Северной Африке (ноябрь 1942 г.) Применялись Таиландом в конфликте с Французским Индокитаем (январь 1941 г.), при обороне от японской агрессии (декабрь 1941 г.) В США к концу 1941 г. считался устаревшим, но еще сохранялся в дальних гарнизонах. P-36A принимали участие в отражении налета на Пёрл-Харбор. Голландские Хаук 75A-7 использовались в операциях против японцев в декабре 1941 г.- феврале 1942 г. Финские ВВС применяли "хауки" в войне с СССР с июня 1941 г. Англичане использовали самолеты этого семейства (под названием "Мохаук") с декабря 1941 г. в Индии и Бирме.
Самолет снят с производства в США в марте 1941 г., в Китае -в октябре 1940 г., в Аргентине - в 1939 г., в Индии - в июле 1942 г. Снят с вооружения в США и Франции в 1943 г., Великобритании - в 1944 г., в Китае - в 1942 г., в Аргентине - в 1955 г.


P-36C||
Размах:||11,38 м
Длина:||8,69 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2630 кг
Максимальная скорость:||500 км/ч
Практический потолок:||10270 м
Дальность:||1320 км

Curtiss Model 75 Hawk (P-36, P-37 и P-42)

В 1934 году "Curtiss" в инициативном порядке начала работы над истребителем-монопланом. Model 75 Hawk проектировался как перспективная модель с убираемыми основными опорами шасси и закрытой кабиной летчика. На фирме считали, что авиация Армии США выберет данную машину для замены устаревших истребителей Boeing P-26.
  На прототипе Model 75 установили звездообразный мотор Wright XR-1670-5 мощностью 900 л.с. В мае 1935 года прототип планировалось представить потенциальному заказчику для сравнительных испытаний, но из-за задержек с созданием конкурирующих истребителей начало испытаний перенесли на апрель 1936 года. К тому времени прототип переоснастили звездообразным мотором R-1820 мощностью 850 л.с., а обозначение сменили с Model 75 на Model 75В. Конкурс выиграл самолет конструкции русского инженера Северского, однако "Curtiss" в качестве утешительного приза получила контракт на постройку трех истребителей своей конструкции. Эти машины с моторами Pratt & Whitney R-1830-13 мощностью 1050 л.с. использовались в различных программах испытаний под обозначением Y1P-36 (Model 75Е). В сравнении с исходным прототипом Model 75 на них доработали с целью лучшего обзора назад фонарь кабины и ввели убираемую хвостовую опору шасси.
  Эксплуатационные испытания Y1P-36 прошли успешно, по их результатам 7 июля 1937 года был заключен контракт на постройку 210 серийных P-36A (Model 75L) - самый крупный на тот момент контракт на поставку истребителей для авиации Армии США.
  Поставки P-36A начались в апреле 1938 года, но уже в конце 1941 -го самолет морально устарел. Боевое применение P-36 ограничилось скромным участием в боях с японцами в начальной фазе войны. Вскоре после начала войны уцелевшие машины были переданы в учебные подразделения.
  Был построен один P-36B с двигателем R-1830-25 мощностью 1000 л.с. Последнюю партию из 31 самолета построили в варианте P-36C с моторами R-1830-17 мощностью 1200 л.с. и штатным вооружением из двух фюзеляжных и двух крыльевых 7,62-мм пулеметов. Обозначение XP-36D, XP-36E и XP-36F получили экспериментальные варианты. XP-36D - это P-36A с четырьмя 7,62-мм пулеметами в крыле, XP-36E - конверсия P-36A с шестью 7,62-мм пулеметами в крыле, XP-36F - конверсия P-36A с двумя 23-мм пушками Madsen в гондолах под крылом. Обозначение P-36G получили 30 Model H75A-8, заказанных Норвегией, но поставка не состоялась из-за оккупации Норвегии германскими войсками; в 1943 году самолеты передали Перу.


Варианты

  Model 75J: демонстратор Model 75А с механическим нагнетателем мотора R-1830
  Model 75К: нереализованный проект с мотором Pratt & Whitney R-2180 Twin Hornet, построен как Model 75R
  P-42 (Model 75S): четвертый P-36A после доработки в XP-42 использовался авиацией Армии США и NACA для исследований в области снижения лобового сопротивления и сравнения звездообразных моторов с двигателями жидкостного охлаждения. Поставленный в марте 1939 года XP-42 получил специальный мотор R-1830-31 мощностью 1050 л.с. с удлиненным валом винта. На винт установили кок, а носовую часть фюзеляжа также удлинили и облагородили; XP-42 утилизировали в январе 1947 года


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Curtiss Model 75 (P-36C)

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: звездообразный поршневой мотор Pratt & Whitney R-1830-17 мощностью 1200 л.с.
  Летные характеристики: макс, скорость на высоте 3050 м-500 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 435 км/ч; время набора высоты 4570 м-4 мин 54 с; практический потолок 10 270 м; дальность 1320 км
  Масса: пустого 2095 кг; максимальная взлетная 2650 кг
  Размеры: размах крыла 11,35 м; длина 8,78 м; высота 2,81 м; площадь крыла 21,92 м2
  Вооружение: два 7,62-мм пулемета Browning в носовой части фюзеляжа и два 7,62-мм пулемета Browning в крыле
Французский "Хок" из состава авиагруппы GCI/5, потерпевший аварию на одном из североафриканских аэродромов, 1941г.

"Кертисс" CU-567 подломил шасси из-за попадания в выбоину на полосе аэродрома Лаппеенранта в августе 1941 года. Два месяца спустя этот истребитель под управлением Альпо Лакио будет сбит Геннадием Цоколаевым и исчезнет в водах Финского залива у острова Хестэ-Бюсэ.
Mohawk IV 2506 served in East Africa with 3 Squadron when it flew ground attack missions in the final actions against the Italians.
Yet another photograph of a CAP Hawk having come to grief, this time 21*2-4 of the 2nd Escadrille of 21 EC, which has suffered a collapsed port mainwheel after running off the runway at Tte Humberto Torres Air Base at Limatambo on September 10, 1945. At this point the Hawks were all still in their dark-blue overall finish, but after 1946 a mainly bare-metal scheme was adopted.
Representing a much more advanced machine than the CAP was generally used to, the Hawk 75 had handling idiosyncracies which caused numerous accidents, particularly in combination with inexperienced pilots. Here 11*2-2 is seen in an all-too-common position after having flipped on to its back during landing at Talara in early 1944.
With its flaps still extended, a P-36A lies wounded and half-buried on an unknown airstrip
Strangely thrashed and bashed Mohawk showing 1942 regulation camouflage and national insignia - location unknown
Engine failure on the approach to Talara led to a mid-air collision between Hawks 11*3-2 and 11*3-3 on February 23, 1944, the former seen here after coming to rest at the foot of the cliffs on the threshold of the Talara runway. Sadly, the pilot, Francisco Cossio Tudela was killed, along with 11*3-3’s pilot, Reynaldo Moron Espinoza.