Curtiss Hawk 75 / P-36 / Mohawk
Варианты:
Curtiss - Hawk 75 / P-36 / Mohawk - 1935 - США
Страна: США
Год: 1935


Одноместный истребитель
Описание:
Hawk 75 / P-36 / Mohawk
Curtiss Model 75 Hawk (P-36, P-37 и P-42)
Фотографии

Hawk 75 / P-36 / Mohawk

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Создан в КБ фирмы "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Опытный образец самолета ("модель 75В") совершил свой первый полет в середине апреля 1935 г. Серийное производство началось с апреля 1938 г. Разные варианты истребителя строили заводы "Кэртис" в Буффало, "Сентрел эйркрафт мэнюфекчуринг компани" (CAMCO) в Лояне (Китай), "Фабрика милитар де авионес" в Кордове (Аргентина), "Хиндустан эйркрафт фэктори" (HAL) в Бангалоре (Индия). В общей сложности выпущено около 1300 P-36 и его вариантов. Самолет состоял на вооружении в США с лета 1938г., с того же года - в Таиланде и Китае, в Аргентине - с ноября 1938 г., во Франции - с марта 1939 г., в Норвегии - с апреля 1940 г., в Великобритании - с июня 1940 г., в Голландской Ост-Индии - с июля 1940 г., в Финляндии, Иране и ЮАС - с 1941 г., в Бразилии - с марта 1942 г.
Основные серийные модификации:
  - Хаук 75М для Китая с неубирающимся шасси, вооружение 4x7,62, мотор R-1830;
  - Хаук 75N для Таиланда, аналог модификации М с вооружением 2x7,62+2x23;
  - Хаук 750 для Аргентины, отличался от М измененным капотом мотора и оборудованием;
  - P-36A для армии США с мотором R-1830 и вооружением 1x7,62+1x12,7, убирающееся шасси;
  - P-36C, аналог P-36A с вооружением 1x12,7+3x7,62;
  - Хаук 75А, экспортный вариант P-36, выпускался с различными моторами (R-1820, R-1830) и различными комбинациями вооружения (6x7,5; 6x7,62; 4x7,9; 1x12,7+3x7,69 и т.п.) для различных стран.
Первое боевое применение - в Китае в начале 1939 г. Во Франции участвовал в "странной войне" с сентября 1939 г., в оборонительных боях в мае-июне 1940 г., в операциях против союзников в Северной Африке (ноябрь 1942 г.) Применялись Таиландом в конфликте с Французским Индокитаем (январь 1941 г.), при обороне от японской агрессии (декабрь 1941 г.) В США к концу 1941 г. считался устаревшим, но еще сохранялся в дальних гарнизонах. P-36A принимали участие в отражении налета на Пёрл-Харбор. Голландские Хаук 75A-7 использовались в операциях против японцев в декабре 1941 г.- феврале 1942 г. Финские ВВС применяли "хауки" в войне с СССР с июня 1941 г. Англичане использовали самолеты этого семейства (под названием "Мохаук") с декабря 1941 г. в Индии и Бирме.
Самолет снят с производства в США в марте 1941 г., в Китае -в октябре 1940 г., в Аргентине - в 1939 г., в Индии - в июле 1942 г. Снят с вооружения в США и Франции в 1943 г., Великобритании - в 1944 г., в Китае - в 1942 г., в Аргентине - в 1955 г.


P-36C||
Размах:||11,38 м
Длина:||8,69 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2630 кг
Максимальная скорость:||500 км/ч
Практический потолок:||10270 м
Дальность:||1320 км

Curtiss Model 75 Hawk (P-36, P-37 и P-42)

В 1934 году "Curtiss" в инициативном порядке начала работы над истребителем-монопланом. Model 75 Hawk проектировался как перспективная модель с убираемыми основными опорами шасси и закрытой кабиной летчика. На фирме считали, что авиация Армии США выберет данную машину для замены устаревших истребителей Boeing P-26.
  На прототипе Model 75 установили звездообразный мотор Wright XR-1670-5 мощностью 900 л.с. В мае 1935 года прототип планировалось представить потенциальному заказчику для сравнительных испытаний, но из-за задержек с созданием конкурирующих истребителей начало испытаний перенесли на апрель 1936 года. К тому времени прототип переоснастили звездообразным мотором R-1820 мощностью 850 л.с., а обозначение сменили с Model 75 на Model 75В. Конкурс выиграл самолет конструкции русского инженера Северского, однако "Curtiss" в качестве утешительного приза получила контракт на постройку трех истребителей своей конструкции. Эти машины с моторами Pratt & Whitney R-1830-13 мощностью 1050 л.с. использовались в различных программах испытаний под обозначением Y1P-36 (Model 75Е). В сравнении с исходным прототипом Model 75 на них доработали с целью лучшего обзора назад фонарь кабины и ввели убираемую хвостовую опору шасси.
  Эксплуатационные испытания Y1P-36 прошли успешно, по их результатам 7 июля 1937 года был заключен контракт на постройку 210 серийных P-36A (Model 75L) - самый крупный на тот момент контракт на поставку истребителей для авиации Армии США.
  Поставки P-36A начались в апреле 1938 года, но уже в конце 1941 -го самолет морально устарел. Боевое применение P-36 ограничилось скромным участием в боях с японцами в начальной фазе войны. Вскоре после начала войны уцелевшие машины были переданы в учебные подразделения.
  Был построен один P-36B с двигателем R-1830-25 мощностью 1000 л.с. Последнюю партию из 31 самолета построили в варианте P-36C с моторами R-1830-17 мощностью 1200 л.с. и штатным вооружением из двух фюзеляжных и двух крыльевых 7,62-мм пулеметов. Обозначение XP-36D, XP-36E и XP-36F получили экспериментальные варианты. XP-36D - это P-36A с четырьмя 7,62-мм пулеметами в крыле, XP-36E - конверсия P-36A с шестью 7,62-мм пулеметами в крыле, XP-36F - конверсия P-36A с двумя 23-мм пушками Madsen в гондолах под крылом. Обозначение P-36G получили 30 Model H75A-8, заказанных Норвегией, но поставка не состоялась из-за оккупации Норвегии германскими войсками; в 1943 году самолеты передали Перу.


Варианты

  Model 75J: демонстратор Model 75А с механическим нагнетателем мотора R-1830
  Model 75К: нереализованный проект с мотором Pratt & Whitney R-2180 Twin Hornet, построен как Model 75R
  P-42 (Model 75S): четвертый P-36A после доработки в XP-42 использовался авиацией Армии США и NACA для исследований в области снижения лобового сопротивления и сравнения звездообразных моторов с двигателями жидкостного охлаждения. Поставленный в марте 1939 года XP-42 получил специальный мотор R-1830-31 мощностью 1050 л.с. с удлиненным валом винта. На винт установили кок, а носовую часть фюзеляжа также удлинили и облагородили; XP-42 утилизировали в январе 1947 года


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Curtiss Model 75 (P-36C)

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: звездообразный поршневой мотор Pratt & Whitney R-1830-17 мощностью 1200 л.с.
  Летные характеристики: макс, скорость на высоте 3050 м-500 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 435 км/ч; время набора высоты 4570 м-4 мин 54 с; практический потолок 10 270 м; дальность 1320 км
  Масса: пустого 2095 кг; максимальная взлетная 2650 кг
  Размеры: размах крыла 11,35 м; длина 8,78 м; высота 2,81 м; площадь крыла 21,92 м2
  Вооружение: два 7,62-мм пулемета Browning в носовой части фюзеляжа и два 7,62-мм пулемета Browning в крыле
P-36A. Изображен самолет 20-й истребительной группы, начало 1940 года. На киль нанесено обозначение авиагруппы ("PT"), желтый капот и эмблема на борту фюзеляжа указывает на принадлежность истребителя к 79-й эскадрилье. Серийный номер на самолет не нанесен, "21" - номер самолета вавиагруппе.
P-36A - USAAC, 77-я истребительная эскадрилья, 20-я истребительная группа, январь 1940г.
P-36
P-36C - USAAC, конец 1941г.
Изображен P-36C одного из подразделений авиации Армии США, 1942 год. В его конструкции были использованы самые передовые технические решения, в том числе убираемое шасси.
Curtiss Hawk-75A-1 из GC II/5, отражавший налет на Оран 6 июля 1940г.
H.75A-3 - ВВС Франции, 1-я эскадрилья истребительной группы I/5, пилот - лейтенант Эдмон Марен ля Месле, май 1940г.
H.75A-3 - ВВС Франции (Виши), 4-я эскадрилья истребительной группы II/5, Касабланка, Марокко, лето 1941г.
Hawk-75A-3 из 2-й АЭ GCI/4 ВВС вишистской Франции. Дакар, лето 1942г.
Hawk 75A-3. После падения Франции немцы захватили значительное количество Hawk, большая часть из них была передана Финляндии. Финны использовали Hawk против ВВС СССР. Изображен самолет 2-го лейтенанта Калеви Терво, записавшего на свой счет 15,5 побед.
"Кертисс" H.75 CU-563. На этой машине 1 ноября 1941г. юликерсантти У.Альппинен был ведомым у командира "Особой группы Ханко" П.Берга. (Окраска самолета дана на сентябрь 1941г.)
"Кертисс" H.75 CU-567. На этом истребителе 5 ноября 1941г. был сбит и погиб вянрикки А.Лакио. (Окраска самолета дана на август 1941г.)
H.75A-3 - ВВС Финляндии, LeLv 32, пилот - майор О.Эрнроот, аэродром Элокуу, 1941г.
H.75A-3 - ВВС Финляндии, LeLv 32, пилот - капитан В.Эвинен, аэродром Тоукокуу, 1944г.
"Мохаук IV" - 5-я эскадрилья RAF, аэродром Ассам, Индия, май 1942г.
Curtiss Hawk 75. В начале войны Curtiss Hawk 75A-7 был одним из лучших самолетов, используемых союзниками, но несравним с А6М "Zero". Самолет, изображенный на рисунке, принадлежал 1-му авиаотряду голландских ВВС, базировавшемуся в 1941 году в Мадионе на территории Голландской Ост-Индии.
H.75A-7 - ВВС Голландской Ост-Индии, 1-я эскадрилья, декабрь 1941г.
H.75M - ВВС Китая, аэродром Чуньцин, сентябрь 1941г.
H.75N - Королевские ВВС Тайланда, 60-я истребительная эскадрилья, аэродром Дон Муан, осень 1940г.
Hawk-75N из 5-го авиакрыла Королевских Тайских ВВС
Hawk хорошо экспортировался. Окраска и арабские обозначения на руле направления позволяют легко идентифицировать самолет как одну из 10 машин H75A-9, заказанных в 1938-1939 годах Персией. Было получено только девять машин из десяти, все они в 1941 году достались британцам, которые переправили их в Индию. Там машины использовались как тренировочные под наименованием Mohawk Mk IV.
«Хок-75» в окраске французских ВВС, сохранившийся в летном состоянии до наших дней
USA
Родоначальник большого "ястребиного" семейства - Hawk H 75. Май 1935г.
"Модель 75B" с двигателем XR-1820-39. Весна 1936г.
Curtiss Model 75 проиграл конкурс Армии США, под который он разрабатывался, но через два года к самолету пришел успех - большое количество машин данного семейства эксплуатировалось в течение всей войны. На фотографии - прототип H75 в исходной конфигурации с мотором P&W R-1535. За кабиной пилота еще нет характерных застекленных «ушей»
Interesting new military type flown by its makers' test pilots at the meeting. The Curtiss Y1P-36 (Twin-wasp)
The Curtiss P-36A Single-seat Fighter (1,100 h.p. Pratt & Whitney "Twin-Wasp" engine).
Истребитель Кертисс P-36
Один из трех прототипов Y1P-36 в полете во время испытаний USAAC.
P-36A Авиационного корпуса Армии США. Конец 30-х гг.
Один из первых "Хоков", доработанных под стандарт P-36C, с дополнительной парой пулеметов в крыле.
Истребители P-36A на Аляске, 1941г.
В полете - P-36C Воздушного корпуса армии США.
Сохранившийся в прекрасном состоянии до наших дней P-36A в одном из залов музея USAF в штате Алабама.
France
Hawk 75A-1 ВВС Франции периода "странной войны"
Поступавшие на вооружение французских ВВС американские самолеты по своим характеристикам (например, DB-7 и "Мартин-167F") зачастую превосходили образцы производимые в самой Франции. Весьма неплохо смотрелись и истребители "Хок-75".
Отсутствие в производстве современных самолетов вынудило французское правительство начать закупки американской авиатехники. Наряду с двухмоторным бомбардировщиком DB-7 и палубным пикировщиком "Хеллдайвер" были закуплены и "Хауки 75", сыгравшие значительную роль в кампании на западе.
Франция получила первый H75A-1 в декабре 1938 года, за ним последовали более 300 машин модификаций A-2, -3 и -4. Истребители принимали участие в боях с Люфтваффе. Из-за необычной системы управления двигателем машины довольно сложно осваивались французскими летчиками, однако их использовали вплоть до капитуляции Франции в июне 1940 года. На фотографии - французские Hawk сопровождают британские Fairey Battle.
Война объявлена! "Бэттлы" летят на задание в сопровождении французских истребителей "Кертисс" H.75 из знаменитой группы "Аистов".
H.75 из авиагруппы GCII/5 в полете над Средиземным морем, 1941г.
Curtiss H 75 из группы GCI/5, осуществлявший ПВО базы Мерс-эль-Кебира
Curtiss H 75 из группы GCII/5. Аэродром Сен-Дени-дю-Сиг, лето 1940г.
Бомбардировщиков вишистской Франции в рейдах на Гибралтар сопровождали истребители Curtiss H-75A (фото) и Dewoitine D.520
Hawk 75A-3 ВВС вишистской Франции
UK
The Curtiss Hawk 75 single-seater can be equipped to carry quite a formidable bomb load
The Curtiss Hawk 75 single-seater can be equipped to carry quite a formidable bomb load, half of which is seen in the photograph. The bombs are of the fragmentation variety.
Curtiss Hawk 75A-4s ordered by France went into service with the RAF as Mohawk IVs after being modified extensively for British operation, more than 200 eventually being taken on charge from various sources, together with a few Mohawk Is, IIs and IIIs which were the RAF designations for the earlier French versions. A Mohawk II is shown.
Mohawk Mk.IV Британских Королевских ВВС
The Mohawk, AR631 - a Mk. III
The Mohawk Mk.IV AR644.
Английский "Мохаук"IV с опознавательными знаками нового образца, сентябрь 1942г.
Curtiss Hawk 75A-4s ordered by France went into service with the RAF as Mohawk IVs after being modified extensively for British operation, more than 200 eventually being taken on charge from various sources, together with a few Mohawk Is, IIs and IIIs which were the RAF designations for the earlier French versions. A Mohawk IV is shown.
"Мохауки"IV, ранее принадлежавшие ВВС Ирана и включенные в состав британских Королевских ВВС.
После падения Франции британские приняли все недополученные французами самолеты Hawk. Модификации Hawk 75A-1, A-2, A-3 и A-4 были обозначены, соответственно, Mohawk Mk I, II, III и IV (на фотографии).
South Africa
Mohawk IV 2516 belonged to 3 Squadron SAAF and is believed to have been one of the aircraft detached for action against the Vichy French at Jibouti.
Mohawk IV 2515 of 3 Squadron previously carried serial BB931 before it was transferred to SAAF charge on March 7, 1941.
Mohawks were used extensively for fighter training both by the SAAF in the Union and by the RAF's 71 OTU at Gordon's Tree in the Sudan, with which AX891 served in late 1941.
Portugal
Twelve of the RAF's Mohawk IVs were transferred to Portugal in 1941, and were eventually sent to the Azores for local defence duties.
Netherlands
Первый экземпляр "Хока" варианта A-7 для Нидерландов.
Голландские "Хоки" на авиабазе Андир, остров Ява, 1940г.
Hawk 75A-7s of 1.Vliegtuigafdeling on patrol over Java, near the town of Cheribon.
Norway
Норвежские H.75A-8. Тренировочный центр в Торонто, Канада, зима 1941-42гг.
Curtiss Hawk 75A-8 No. 453. c/n. 14572, one of thirty-six used by the Norwegians
Operational use of the Curtiss Hawk 75A-6s by the Norwegian Army Flying Service had not begun when Norway was occupied, but 36 Hawk 75A-8s purchased by Norway went into service at the Norwegian flying training centre in Toronto, where the pictures were taken.
Другой снимок пары H.75A-8 из норвежского тренировочного центра в Канаде. На фюзеляжах видны антенны радиополукомпаса.
Iran
A pre-delivery picture of a Hawk 75A-9 in the markings of the Imperial Iranian Air Force. The ten aircraft of this type were never operated in Iran, but passed into service with the RAF in India as Mohawk IVs.
Germany
Захваченный немцами французский H.75 с обозначениями "Люфтваффе". Позднее эта машина была передана финнам.
Finland
CU-556 - персональный самолет капитана А.Бремера, лето 1942г.
Финский "Кертисс" CU-561 на прифронтовом аэродроме в Карелии, 1941г.
Свежепокрашенный CU-562 на одном из финских аэродромов, февраль 1943г.
"Кертисс" CU-563 капитана Куллерво "Куйе" Лахтела, аэродром Лаппеенранта, сентябрь 1941 года. В конце войны на боевом счету Лахтела будет 10 воздушных побед.
One of the ex-French Air Force Curtiss Hawk 75A-3s transferred to the Finnish Air Force after being captured by the Wehrmacht.
"Благоприобретенный" Финский Кертисс 75 "Хок" N CU-580, захваченный немцами в Норвегии, в полете над рекой Свирь 16 октября 1943г.
Сержант А.Гердт после боевого вылета на этом "Кертиссе" 7 ноября 1942г. заявил об уничтожении двух советских МиГ-1.
15 июня 1942г. 2-й (младший) лейтенант В.Алапуро после боевого вылета на этом самолете заявил о воздушной победе над советским истребителем.
Финский истребитель Кертисс "Хок". Обратите внимание - на фюзеляже изображена карикатура на Сталина
China
Клер Ли Ченнолт и его личный "Хок"75H с китайскими опознавательными знаками, подаренный Сун Мэйлин - женой Чан Кайши
Демонстрационный экземпляр H.75H - подарок фирмы "Кертисс" Клеру Шенно. Возможно, та же машина, что и на предыдущем снимке.
Истребитель Curtiss-Wright CW-21 Demon незадолго до перелета из Мингаладона в Куньмин рядом с H-75
Russia
"Хок-75А", проходивший сравнительные испытания с И-16
Argentina
Второй прототип H.75H, который первоначально планировался на экспорт в Аргентину.
Один из H.75O, закупленных правительством Аргентины для своих ВВС в 1938г.
Один из двадцати построенных по лицензии в Аргентине H.75O.
The Curtiss "Hawk" 75 Single-seat Fighter Monoplane (840 h.p. Wright "Cyclone" engine).
Two Hawk 75Os of the Argentine Air Force, of the type referred to by Mr Rauch in the letter below.
Thailand
A dozen Hawk 75N fighters were procured by the RTAF during 1938-39.
Кабина Hawk 75A-1
Французский "Хок" из состава авиагруппы GCI/5, потерпевший аварию на одном из североафриканских аэродромов, 1941г.
"Кертисс" CU-567 подломил шасси из-за попадания в выбоину на полосе аэродрома Лаппеенранта в августе 1941 года. Два месяца спустя этот истребитель под управлением Альпо Лакио будет сбит Геннадием Цоколаевым и исчезнет в водах Финского залива у острова Хестэ-Бюсэ.
Mohawk IV 2506 served in East Africa with 3 Squadron when it flew ground attack missions in the final actions against the Italians.
Многолонжеронное крыло P-36
Схема уборки основной стойки шасси с поворотом колеса на 90° - характерная особенность истребителя P-36 и последовавшего за ним P-40
Схема истребителя Кертисс P-36
Curtiss P-36A