Handley Page Hampden / H.P.52
Варианты:
Handley Page - Hampden / H.P.52 - 1936 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1936


Средний бомбардировщик с экипажем из четырех человек
Описание:
Hampden / H.P.52
Hampden ТВ.I
Handley Page H.P.52 Hampden
Фотографии:

Обломки (7)

Hampden / H.P.52

Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 4 - 5 человек. Спроектирован в КБ фирмы "Хэндли-Пейдж" под руководством Г.Лачманна. Первый полет совершил 21 июня 1936 г. Серийное производство начато в июне 1938 г. Выпускался заводами "Хэндли-Пейдж" (Криклвуд), "Шорт энд Гарланд" (Белфаст), "Инглиш электрик" (Сэмлсбюри), "Кэнедиэн асошиэйтед эйркрафт" (Мэлтон, Сент-Губерт). Всего построено 1580 экз.
Вооружение первых серий 4x7,69, последующих - 6x7,69; многие самолеты доработаны в частях в вариант 8x7,69. Бомбы до 1250 кг.
Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в СССР - с октября 1942 г., в Канаде - с начала 1941 г.
Выпускался в двух основных вариантах:
  - "Хэмпден" I с моторами "Пегасус" XVIII;
  - "Хирфорд" I с моторами "Дэггер" VII.
С сентября 1939 г. "хэмпдены" применялись британскими ВВС для дневных и ночных операций над морем, включая постановку мин у побережья Германии. С декабря 1939 г. действовали только ночью, участвуя в налетах на цели в Германии, в т.ч. в августе 1940 г. в первом английском налете на Берлин. В конце 1940 г. вынужденно применялись как ночные истребители. Как бомбардировщики использовались до сентября 1942 г., затем были переделаны в торпедоносцы "Хэмпден" TBI (эксплуатировались до середины 1943 г.)
Самолеты "Хирфорд" в боевых условиях почти не применялись и служили в основном как учебные. В СССР самолеты модификации TBI имелись в ВВС Северного флота, где действовали как ночные бомбардировщики и торпедоносцы. В Канаде эти машины использовались только для учебных целей.
Производство прекращено в Англии в марте 1940 г. "Хэмпдены" сняли с вооружения в Великобритании в конце 1943 г., в Канаде - в конце 1944 г. Все советские "хэмпдены" были потеряны в боях к июню 1943 г.


"Хэмпден" I||
Размах:||21,01 м
Длина:||16,28 м
Моторы, количество х мощность:||2x1015 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8525 кг
Максимальная скорость:||406 км/ч
Практический потолок:||6920 м
Дальность:||1920 км

Hampden ТВ.I

Торпедоносец на базе среднего бомбардировщика, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Хэндли-Пэйдж" под руководством Г. Лачманна. Опытный образец "Хэмпдена" совершил первый полет 21 июня 1936 г. Серийное производство начато в июне 1938 г. Выпускался заводами "Хэндли-Пэйдж" (Криклвуд), "Инглиш электрик" (Сэмлсбюри), "Кэнэдиан ассошиэйтед эйркрафт" (Мэлтон, Сент-Губерт). Всего построено 1580 экз. Производство прекращено в марте 1940 г.
Экипаж - 4-5 чел. Моторы "Пегасус" XVIII. Вооружение 6x7,69, в СССР переделывалось под стандарт 1x12,7+ 4x7,69.
Опытный образец торпедной подвески был испытан на "Хэмпдене" в марте 1942 г. Самолет мог нести бомбы до 1250 кг или одну торпеду (907 кг) в бомбоотсеке. Сразу же начата переделка бомбардировщиков в торпедоносцы на заводе "Инглиш электрик" в Сэмлсбюри. Всего переделано до октября 1942 г. 144 экз.
Самолет состоял на вооружении Берегового командования ВВС Великобритании с апреля 1942 г., в СССР -с ноября 1942 г. Британские торпедоносцы использовались в боевых операциях в Северном море с мая 1942 г. В сентябре того же года базировались под Мурманском в составе сил прикрытия конвоя PQ-18.
Обратно они не вернулись - их передали авиации советского Северного флота. Машины дорабатывались местными авиамастерскими под новое вооружение, монтировалась система нейтрального газа. Бомбоотсек удлиняли под торпеды советского образца. "Хэмпдены" применялись одним из полков ВВС Северного флота с ноября 1942 г. как разведчики, торпедоносцы и ночные бомбардировщики.
В Великобритании "хэмпдены" сняли с вооружения в декабре 1943 г. В Советском Союзе все имевшиеся машины были потеряны в боях к июлю 1943 г.


"Хэмпден" TB.I||
Размах:||21,01 м
Длина:||16,28 м
Моторы, количество х мощность:||2x1015 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10660 кг
Максимальная скорость (с торпедой): 406 км/ч||
Практический потолок (с бомбами): 6920 м||
Дальность (с бомбами):||1920 км

Handley Page H.P.52 Hampden

В сентябре 1932 года Министерство авиации Великобритании подготовило техническое задание B.9/32 на двухмоторный бомбардировщик, в рамках которого свои предложения представили компании "Handley Page" и "Vickers", с каждой из которых был заключен контракт. Появившиеся в результате этого прототипы H.P.52 и Vickers Type 271 совершили свои первые полеты с недельным интервалом: H.P.52 - 21 июня 1936 года (с двумя двигателями Bristol Pegasus PE.5-SM (Pegasus XVIII)), а модель Vickers Type 271, ставшая позже Wellington, - 15 июня. Учитывая, что эти самолеты были разработаны по одному техническому заданию, они вряд ли могли сильно отличаться. Однако компания "Handley Page" использовала очень тонкий фюзеляж с тремя пулеметами с ручным управлением, а компания "Vickers" выбрала фюзеляж большего размера, оборудованный автоматическими турелями и установленными в самой широкой части фюзеляжа пулеметами с ручным управлением.
  Самолет Hampden, как впоследствии был назван бомбардировщик H.P.52, имел несколько особенностей: использование предкрылков типа Хендли Пейдж по передней кромке крыла снизило посадочную скорость до 117 км/ч, хотя его максимальная скорость 409 км/ч была большей, чем у самолетов Wellington и Armstrong Whitworth Whitley, и самолет мог брать 1814 кг бомбовой нагрузки.
  15 августа 1936 года компания получила заказ на 180 самолетов Hampden Mk I по новому техническому заданию B.30/36, а в 1937 году свой первый полет совершил опытный серийный самолет. Одновременно с первым контрактом был подписан другой - на 100 самолетов H.P.53 Hereford с двигателями Napier Dagger VIII.
  В мае 1938 года первый серийный самолет Hampden Mk I совершил свой первый полет на аэродроме компании в Радлетте. Расширение боевого состава британских ВВС стало причиной того, что 6 августа 1938 года поступили другие заказы: от компании "English Electric" на 75 самолетов, а в Канаде шли переговоры с консорциумом "Canadian Associated Aircraft Ltd" на производство 80 самолетов. Эти построенные по субподряду Hampden начали сходить с конвейера в 1940 году.
  После испытаний в сентябре 1938 года машины стали поступать в британские ВВС - в Исследовательский центр самолетов и вооружения в Мартлешем-Хит и Центральную летную школу в Упавоне. Первая партия бомбардировщиков поступила в 49-ю эскадрилью в Скемптоне, графство Линкольншир. Эскадрилья была частью 5-й группы, которая почти полностью была вооружена бомбардировщиками Handley Page Hampden.
  С началом Второй мировой войны самолетами этого типа были оснащены 10 эскадрилий: 7-я и 76-я в Финнингли, 44-я и 50-я в Уоддингтоне, 49-я и 83-я в Скемптоне, 61-я и 144-я в Хемсвелле и 106-я и 185-я эскадрильи резерва. 29 сентября в одном из вылетов 5 из 11 самолетов были уничтожены вражескими истребителями - отчетливо выявились недостатки самолетов в оборонительном вооружении. Вскоре было принято решение об использовании этих самолетов ночью, они также участвовали в психологических операциях - разбрасывали листовки. К зиме 1939-1940 годов самолеты Hampden эффективно применялись в качестве минных заградителей - бомбардировщики пяти эскадрилий в ночь с 13 на 14 апреля 1940 года, сразу после немецкого вторжения в Норвегию, успешно минировали немецкие воды, а к концу года самолеты 5-й группы поставили 1209 мин.
  Однако норвежская кампания еще раз подтвердила недостатки самолетов Hampden: из-за слабого оборонительного вооружения они не могли противостоять немецким истребителям, особенно когда использовались в качестве дневных бомбардировщиков.
  В ночь с 25 на 26 августа 1940 года бомбардировщики Hampden и Whitley приняли участие в первом воздушном налете британских ВВС на Берлин. Самолеты Hampden продолжали вести наступательные ночные бомбардировки вплоть до конца 1942 года. В ночь с 15 на 16 сентября самолеты канадских ВВС из состава 408-й эскадрильи нанесли удар по Вильгельмсхафену - это были последние вылеты самолетов Hampden в составе Бомбардировочного командования. С апреля 1942 года самолеты начали переводиться в Береговое командование для выполнения торпедно-бомбовых ударов - 157 машин, переоборудованных под эту задачу, получили обозначение Hampden TB.Mk I. Первыми такие машины получили 144-я и 455-я эскадрильи, причем группы из состава обеих эскадрилий были отправлены в СССР для проведения операций по сопровождению конвоев. 4 сентября 1942 года 32 самолета из двух эскадрилий покинули базу на Шетландских островах. Девять из них были потеряны во время перелета, еще два разбились в Норвегии и один - во время посадки в СССР. Перед тем, как покинуть СССР 23 октября, летчики передали свои самолеты советским пилотам.
  455-я эскадрилья, базировавшаяся в Сумбурге, была последней, эксплуатировавшей данные машины. Самолеты привлекались к операциям против немецких подлодок. 4 апреля 1943 года была потоплена одна подводная лодка, а в конце 1943 года самолеты Hampden закончили свою службу, им на смену в Береговом командовании пришли Bristol Beaufighter. Несмотря на многие недостатки, самолет имел и ряд преимуществ: хорошая управляемость и хороший обзор для пилота. Но условия, в которых находились экипажи, были весьма некомфортны. Всего были построены 1432 машины: 502 из них произвела компания "Handley Page", 770 самолетов - "English Electric" и 160 самолетов были построены в Канаде.


Варианты

  Hampden Mk II: обозначение двух самолетов с экспериментальной силовой установкой в составе двух звездообразных ПД Wright R-1820 Cyclone мощностью по 1100 л.с. (фирменное обозначение самолета H.P.62)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Handley Page Hampden Mk I

  Тип: средний бомбардировщик с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: два звездообразных ПД Bristol Pegasus XVIII мощностью по 1000 л. с. (746 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4205 м - 409 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 269 км/ч; начальная скороподъемность 299 м/мин; набор высоты 4570 м -18 мин 54 с; практический потолок 5790 м; дальность полета 3034 км - с бомбовой нагрузкой 907 кг
  Масса: пустого 5343 кг; максимальная взлетная 8508 кг
  Размеры: размах крыла 21,08 м; длина 16,33 м; высота 4,55 м; площадь крыла 62,06 м2
  Вооружение: один 7,7-м пулемет Vickers или Browning впереди слева в верхней части фюзеляжа, один 7,7-мм наводимый пулемет Vickers "K" в носовой части, один или два 7,7-мм наводимых пулемета Vickers "K" в надфюзеляжной установке для обороны задней полусферы и один или два таких же пулемета в подфюзеляжной установке - также для обороны задней полусферы, плюс до 1814 кг бомб в бомбоотсеке в нижнем крыле и на двух подкрыльевых узлах подвески - обычно нагрузка включала две 907-кг бомбы, либо четыре или шесть 227-кг бомб, либо мины, либо одну 457-мм торпеду Mk XII
A Hampden being transported on a ferry barge near Vadso in northern Norway in 1942, date unknown. The pilot must have made a good emergency landing, for there appears to be little damage. The aircraft is probably a Hampden of 144 or 455 (RAAF) Squadron, several of which were bst when flying to Russia on September 4-5, 1942.
Немецкие солдаты осматривают обломки Hampden, осень 1940 года. В силу небольшого опыта экипажей первые ночные налеты приносили минимальные результаты, но поддержали моральный дух англичан.
The main wreckage of AE436, with the tail boom and tailplane in front of the forward fuselage, from which two escaped alive.
Part of Hampden AE436 of 144 Squadron, discovered in August 1976 on the side of the remote Tsatsa mountain in Sweden, where it crashed on the night of September 4-5, 1942 en route from Sumburgh to Afrikanda in Northern Russia. The pilot, Pit Off D. I. Evans, and a passenger, Cpl B. J. Sowerby, survived; the other three crew members were killed.
A port three-quarter rear view of the wreckage, with twin Vickers K guns just visible in the foreground.
Looking along the starboard wing leading edge at the cockpit section.
One of the Hampden’s 980 h.p. Bristol Pegasus VIII radial engines, which was lying within 20 yards of the fuselage.
Handley Page Hampden P5436 beached at Vancouver Island, British Columbia on June 22, 1986.