Handley Page Hampden / H.P.52
Варианты:
Handley Page - Hampden / H.P.52 - 1936 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1936


Средний бомбардировщик с экипажем из четырех человек
Описание:
Hampden / H.P.52
Hampden ТВ.I
Handley Page H.P.52 Hampden
Фотографии

Hampden / H.P.52

Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 4 - 5 человек. Спроектирован в КБ фирмы "Хэндли-Пейдж" под руководством Г.Лачманна. Первый полет совершил 21 июня 1936 г. Серийное производство начато в июне 1938 г. Выпускался заводами "Хэндли-Пейдж" (Криклвуд), "Шорт энд Гарланд" (Белфаст), "Инглиш электрик" (Сэмлсбюри), "Кэнедиэн асошиэйтед эйркрафт" (Мэлтон, Сент-Губерт). Всего построено 1580 экз.
Вооружение первых серий 4x7,69, последующих - 6x7,69; многие самолеты доработаны в частях в вариант 8x7,69. Бомбы до 1250 кг.
Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в СССР - с октября 1942 г., в Канаде - с начала 1941 г.
Выпускался в двух основных вариантах:
  - "Хэмпден" I с моторами "Пегасус" XVIII;
  - "Хирфорд" I с моторами "Дэггер" VII.
С сентября 1939 г. "хэмпдены" применялись британскими ВВС для дневных и ночных операций над морем, включая постановку мин у побережья Германии. С декабря 1939 г. действовали только ночью, участвуя в налетах на цели в Германии, в т.ч. в августе 1940 г. в первом английском налете на Берлин. В конце 1940 г. вынужденно применялись как ночные истребители. Как бомбардировщики использовались до сентября 1942 г., затем были переделаны в торпедоносцы "Хэмпден" TBI (эксплуатировались до середины 1943 г.)
Самолеты "Хирфорд" в боевых условиях почти не применялись и служили в основном как учебные. В СССР самолеты модификации TBI имелись в ВВС Северного флота, где действовали как ночные бомбардировщики и торпедоносцы. В Канаде эти машины использовались только для учебных целей.
Производство прекращено в Англии в марте 1940 г. "Хэмпдены" сняли с вооружения в Великобритании в конце 1943 г., в Канаде - в конце 1944 г. Все советские "хэмпдены" были потеряны в боях к июню 1943 г.


"Хэмпден" I||
Размах:||21,01 м
Длина:||16,28 м
Моторы, количество х мощность:||2x1015 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8525 кг
Максимальная скорость:||406 км/ч
Практический потолок:||6920 м
Дальность:||1920 км

Hampden ТВ.I

Торпедоносец на базе среднего бомбардировщика, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Хэндли-Пэйдж" под руководством Г. Лачманна. Опытный образец "Хэмпдена" совершил первый полет 21 июня 1936 г. Серийное производство начато в июне 1938 г. Выпускался заводами "Хэндли-Пэйдж" (Криклвуд), "Инглиш электрик" (Сэмлсбюри), "Кэнэдиан ассошиэйтед эйркрафт" (Мэлтон, Сент-Губерт). Всего построено 1580 экз. Производство прекращено в марте 1940 г.
Экипаж - 4-5 чел. Моторы "Пегасус" XVIII. Вооружение 6x7,69, в СССР переделывалось под стандарт 1x12,7+ 4x7,69.
Опытный образец торпедной подвески был испытан на "Хэмпдене" в марте 1942 г. Самолет мог нести бомбы до 1250 кг или одну торпеду (907 кг) в бомбоотсеке. Сразу же начата переделка бомбардировщиков в торпедоносцы на заводе "Инглиш электрик" в Сэмлсбюри. Всего переделано до октября 1942 г. 144 экз.
Самолет состоял на вооружении Берегового командования ВВС Великобритании с апреля 1942 г., в СССР -с ноября 1942 г. Британские торпедоносцы использовались в боевых операциях в Северном море с мая 1942 г. В сентябре того же года базировались под Мурманском в составе сил прикрытия конвоя PQ-18.
Обратно они не вернулись - их передали авиации советского Северного флота. Машины дорабатывались местными авиамастерскими под новое вооружение, монтировалась система нейтрального газа. Бомбоотсек удлиняли под торпеды советского образца. "Хэмпдены" применялись одним из полков ВВС Северного флота с ноября 1942 г. как разведчики, торпедоносцы и ночные бомбардировщики.
В Великобритании "хэмпдены" сняли с вооружения в декабре 1943 г. В Советском Союзе все имевшиеся машины были потеряны в боях к июлю 1943 г.


"Хэмпден" TB.I||
Размах:||21,01 м
Длина:||16,28 м
Моторы, количество х мощность:||2x1015 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10660 кг
Максимальная скорость (с торпедой): 406 км/ч||
Практический потолок (с бомбами): 6920 м||
Дальность (с бомбами):||1920 км

Handley Page H.P.52 Hampden

В сентябре 1932 года Министерство авиации Великобритании подготовило техническое задание B.9/32 на двухмоторный бомбардировщик, в рамках которого свои предложения представили компании "Handley Page" и "Vickers", с каждой из которых был заключен контракт. Появившиеся в результате этого прототипы H.P.52 и Vickers Type 271 совершили свои первые полеты с недельным интервалом: H.P.52 - 21 июня 1936 года (с двумя двигателями Bristol Pegasus PE.5-SM (Pegasus XVIII)), а модель Vickers Type 271, ставшая позже Wellington, - 15 июня. Учитывая, что эти самолеты были разработаны по одному техническому заданию, они вряд ли могли сильно отличаться. Однако компания "Handley Page" использовала очень тонкий фюзеляж с тремя пулеметами с ручным управлением, а компания "Vickers" выбрала фюзеляж большего размера, оборудованный автоматическими турелями и установленными в самой широкой части фюзеляжа пулеметами с ручным управлением.
  Самолет Hampden, как впоследствии был назван бомбардировщик H.P.52, имел несколько особенностей: использование предкрылков типа Хендли Пейдж по передней кромке крыла снизило посадочную скорость до 117 км/ч, хотя его максимальная скорость 409 км/ч была большей, чем у самолетов Wellington и Armstrong Whitworth Whitley, и самолет мог брать 1814 кг бомбовой нагрузки.
  15 августа 1936 года компания получила заказ на 180 самолетов Hampden Mk I по новому техническому заданию B.30/36, а в 1937 году свой первый полет совершил опытный серийный самолет. Одновременно с первым контрактом был подписан другой - на 100 самолетов H.P.53 Hereford с двигателями Napier Dagger VIII.
  В мае 1938 года первый серийный самолет Hampden Mk I совершил свой первый полет на аэродроме компании в Радлетте. Расширение боевого состава британских ВВС стало причиной того, что 6 августа 1938 года поступили другие заказы: от компании "English Electric" на 75 самолетов, а в Канаде шли переговоры с консорциумом "Canadian Associated Aircraft Ltd" на производство 80 самолетов. Эти построенные по субподряду Hampden начали сходить с конвейера в 1940 году.
  После испытаний в сентябре 1938 года машины стали поступать в британские ВВС - в Исследовательский центр самолетов и вооружения в Мартлешем-Хит и Центральную летную школу в Упавоне. Первая партия бомбардировщиков поступила в 49-ю эскадрилью в Скемптоне, графство Линкольншир. Эскадрилья была частью 5-й группы, которая почти полностью была вооружена бомбардировщиками Handley Page Hampden.
  С началом Второй мировой войны самолетами этого типа были оснащены 10 эскадрилий: 7-я и 76-я в Финнингли, 44-я и 50-я в Уоддингтоне, 49-я и 83-я в Скемптоне, 61-я и 144-я в Хемсвелле и 106-я и 185-я эскадрильи резерва. 29 сентября в одном из вылетов 5 из 11 самолетов были уничтожены вражескими истребителями - отчетливо выявились недостатки самолетов в оборонительном вооружении. Вскоре было принято решение об использовании этих самолетов ночью, они также участвовали в психологических операциях - разбрасывали листовки. К зиме 1939-1940 годов самолеты Hampden эффективно применялись в качестве минных заградителей - бомбардировщики пяти эскадрилий в ночь с 13 на 14 апреля 1940 года, сразу после немецкого вторжения в Норвегию, успешно минировали немецкие воды, а к концу года самолеты 5-й группы поставили 1209 мин.
  Однако норвежская кампания еще раз подтвердила недостатки самолетов Hampden: из-за слабого оборонительного вооружения они не могли противостоять немецким истребителям, особенно когда использовались в качестве дневных бомбардировщиков.
  В ночь с 25 на 26 августа 1940 года бомбардировщики Hampden и Whitley приняли участие в первом воздушном налете британских ВВС на Берлин. Самолеты Hampden продолжали вести наступательные ночные бомбардировки вплоть до конца 1942 года. В ночь с 15 на 16 сентября самолеты канадских ВВС из состава 408-й эскадрильи нанесли удар по Вильгельмсхафену - это были последние вылеты самолетов Hampden в составе Бомбардировочного командования. С апреля 1942 года самолеты начали переводиться в Береговое командование для выполнения торпедно-бомбовых ударов - 157 машин, переоборудованных под эту задачу, получили обозначение Hampden TB.Mk I. Первыми такие машины получили 144-я и 455-я эскадрильи, причем группы из состава обеих эскадрилий были отправлены в СССР для проведения операций по сопровождению конвоев. 4 сентября 1942 года 32 самолета из двух эскадрилий покинули базу на Шетландских островах. Девять из них были потеряны во время перелета, еще два разбились в Норвегии и один - во время посадки в СССР. Перед тем, как покинуть СССР 23 октября, летчики передали свои самолеты советским пилотам.
  455-я эскадрилья, базировавшаяся в Сумбурге, была последней, эксплуатировавшей данные машины. Самолеты привлекались к операциям против немецких подлодок. 4 апреля 1943 года была потоплена одна подводная лодка, а в конце 1943 года самолеты Hampden закончили свою службу, им на смену в Береговом командовании пришли Bristol Beaufighter. Несмотря на многие недостатки, самолет имел и ряд преимуществ: хорошая управляемость и хороший обзор для пилота. Но условия, в которых находились экипажи, были весьма некомфортны. Всего были построены 1432 машины: 502 из них произвела компания "Handley Page", 770 самолетов - "English Electric" и 160 самолетов были построены в Канаде.


Варианты

  Hampden Mk II: обозначение двух самолетов с экспериментальной силовой установкой в составе двух звездообразных ПД Wright R-1820 Cyclone мощностью по 1100 л.с. (фирменное обозначение самолета H.P.62)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Handley Page Hampden Mk I

  Тип: средний бомбардировщик с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: два звездообразных ПД Bristol Pegasus XVIII мощностью по 1000 л. с. (746 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4205 м - 409 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 269 км/ч; начальная скороподъемность 299 м/мин; набор высоты 4570 м -18 мин 54 с; практический потолок 5790 м; дальность полета 3034 км - с бомбовой нагрузкой 907 кг
  Масса: пустого 5343 кг; максимальная взлетная 8508 кг
  Размеры: размах крыла 21,08 м; длина 16,33 м; высота 4,55 м; площадь крыла 62,06 м2
  Вооружение: один 7,7-м пулемет Vickers или Browning впереди слева в верхней части фюзеляжа, один 7,7-мм наводимый пулемет Vickers "K" в носовой части, один или два 7,7-мм наводимых пулемета Vickers "K" в надфюзеляжной установке для обороны задней полусферы и один или два таких же пулемета в подфюзеляжной установке - также для обороны задней полусферы, плюс до 1814 кг бомб в бомбоотсеке в нижнем крыле и на двух подкрыльевых узлах подвески - обычно нагрузка включала две 907-кг бомбы, либо четыре или шесть 227-кг бомб, либо мины, либо одну 457-мм торпеду Mk XII
Handley Page Hampden TB.Mk I. До поступления на вооружение торпедоносцев Beaufighter Mk VIC, прозванных "Torbeau", союзники использовали против вражеского судоходства в Северном море торпедоносцы/бомбардировщики Hampden TB.Mk I. Они также обеспечивали прикрытие конвоев, следовавших в Мурманск. Данный TB.Mk I принадлежал 489-й новозеландской эскадрилье.
"Хэмпден Mk.I" из состава 49-й эскадрильи, авиабаза Скэмптон, осень 1941г. Сбит в ночь на 9 ноября 1941г. над районом Бергена немецким ночным истребителем Bf110 из состава II/NJG2, который пилотировал экипаж фельдфебеля Зигфрида Нея. Экипаж в составе уоррент-офицера К.Э.Саундерс (пилот), а также сержантов Дж.М.Де'Арси (штурман) и воздушных стрелков С.Г.Малленгера и Дж.И.Кихи - погиб.
Самолеты Hampden Mk I состояли на вооружении 106-й эскадрильи с мая 1939 по март 1942 года. Данный камуфляж был введен в 1940 году вскоре после начала ночных налетов.
"Хэмпден Mk.I" из состава 106-й эскадрильи, авиабаза Конигсби, зима 1941-1942гг. Сбит в ночь на 22 февраля 1942г. на маршруте в район Кобленц - Кельн. Экипаж в составе сержантов П.Д.Бишопа (пилот), Р.Ф.В.Хирста (штурман), а также воздушных стрелков Н.Д.Райта и Ф.Х.Дентона - погиб.
"Хэмпден Mk.I" из состава 455-й эскадрильи, авиабаза Уигсли, зима 1941-1942гг. Сбит в ночь на 22 февраля 1942г. на маршруте в район Кобленц - Кельн. Экипаж в составе сержанта Дж.Р.Муди (пилот), пайлот-офицера Э.Т.Дэли (штурман), а также воздушных стрелков Дж.Дж.Дэвея и К.Р.Скотта - погиб.
Данный самолет Hampden TB.Mk I, принадлежавший 455-й эскадрилье австралийских ВВС, показан в той окраске, какая у него была во время базирования в октябре 1942 года в Ваенге на советском Севере (ныне здесь расположена военно-морская база Североморск).
Hampden TB.I (бортовой N 34) из 3 АЭ 9 Гв. МТАП (бывший 24 МТАП). Экипаж: мл.л-т Макридин, мл.л-т Пятых, мл.с-т Буров, мл.с-т Феклистов.
Armstrong Whitworth Hampden TB Mk.I из 3-й АЭ 24-го МТАП ВВС СФ. При налете на Киркенес 12 января 1943г. самолет был сбит истребителями противника. Экипаж (ст.л-т Голубев, ст.серж.Петухов, серж.Качкин и краснофлотец Янов) погиб
Hampden TB.I (бортовой N 37) из 3 АЭ 24 МТАП. Экипаж: ст.л-т Голубев, ст.с-т Петухов, с-т Качкин, краснофлотец Янов. Сбит истребителями противника 12 января 1943г. под Киркенесом.
Английский торпедоносец Хэндли-Пейдж "Хэмпден" TB-1 из 24-го минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота (начало 1943 года)
В сентябре 1938 года единственный Hampden передали Швеции, где он поступил на вооружение Flottilj 11 из Никёпинга. В Швеции самолет получил обозначение P.5 и регистрацию SE-APB. До ноября 1947 года машина использовалась для испытаний электронного оборудования.
455-я эскадрилья стала первой австралийской бомбардировочной частью, сформированной в Британии. Ее оснастили машинами Handley Page Hampden, а первым заданием стал удар по Франкфурту в ночь с 29 на 30 августа 1941 года.
Prototype
HIGH LIFT: HIGH SPEED. The new Handley-Page medium bomber with two Pegasus engines, controllable-pitch airscrews, slots and flaps, and retractable undercarriage. It is painted a sombre mud colour, which may signify a revision of official colour schemes.
The H.P.52 prototype, with modified Heyford ventral turret, takes off from Radlett in July 1936.
The same aircraft in its RAF Display configuration, with the nose glazing sheeted over with aluminium to hide its interior from public gaze.
Handley Page medium bomber (two views).
Прототип H.P.52 (K4240) был полностью окрашен глянцевой краской серо-зеленого цвета. Впервые самолет публично продемонстрировали в июле 1936 года на авиашоу британских ВВС в Хендоне.
K4240 photographed in the late summer of 1936; it was painted glossy grey-green all over. In the H.P.52 or Hampden slots and flaps have taken the place of the early plan form, and the power has gone up to about 1,500 h.p.
The striking lines of the H.P.52 medium bomber are well brought out here.
INTERCEPTOR FASHION: The climb of the new Handley Page medium bomber, in this striking picture, suggests the fighter of not so very many years ago.
VISIBLE PITCH: Careful study of this Flight photograph of a Handley Page Hampden will reveal spirals of vapour trailing from the airscrew tips. The photograph is untouched.
SLIM AND DARK: Off the ground, and with wheels retracted, the new Handley Page medium bomber (two Pegasus engines and C.P. airscrews) has a sinister beauty of line. For this photograph - the first taken with wheels up - the machine was "posed" by Capt J. B. L. H. Cordes, the makers' chief test pilot.
The HANDLEY PAGE 52 HEAVY BOMBER
The prototype Handley Page Hampden medium bomber.
INCIDENTS at Hatfield last Tuesday: the H. P. Hampden.
Pegasus XX engines were specified for the Handley Page Hampden prototype shown here. An improved version is in production with Napier E.108s.
K4240 photographed at Martlesham Heath.
Another view of K4240 during one of its visits to Martlesham Heath.
PRESENTED TO HIS MAJESTY. This view of the King studying the retractable undercarriage on the new Handley Page medium bomber during his visit to Martlesham last week is but another illustration of His Majesty's genuine interest in things aeronautical.
This view of the prototype H.P. 52 shows the small amount of wing dihedral.
One of outstanding military types of 1936: The Handley Page Hampden.
 
The Handley Page "Hampden" Medium Bomber (two Bristol "Pegasus" engines).
The production prototype Hampden, L4032, was first flown in May 1938. After evaluation by the A&AEE and RAE is was given the Maintenance serial number 2711M in 1941.
"Хэмпден Mk.I" из состава 106-й эскадрильи. Хорошо виден выпущенный предкрылок
HANDLEY PAGE H.P.62 HAMPDEN II. Published for the first time is a photograph of a Cyclone-powered Hampden II, the H.P.62 - in this case a standard English Electric, Preston-built Hampden, X3115 (in Coastal Command slate- and sea-grey camouflage) which served with No.415 (R.C.A.F.) Squadron from 1940 until permanently grounded in December 1943. This photograph was taken in England in January 1943 and reveals the unpainted, short-chord cowling of the 1,100-h.p. Wright GR1820-G102A 9-cylinder radials which replaced the normal 1,000-h .p . Bri stol Pegasus XVIIIs of the H.P. 52 Hampden I. At one time the Ministry of Aircraft Production had planned to fit Canadian-built Hampdens with Cyclones but the scheme never materialised. Other Cyclone installations included K4032 and and L4032. No other data available.
В войну самолеты Hampden выполняли самые разные задания, включая сброс листовок, дневные и ночные налеты, постановку морских мин, нанесение ударов торпедами.
The Handley Page "Hampden" Medium Bomber (two Bristol "Pegasus" engines).
The Hampden medium bomber entered RAF service in August 1938.
Handley Page Hampden не обладал адекватным для защиты от истребителей оборонительным вооружением, и в дневных налетах они несли тяжелые потери.
На этой фотографии хорошо видно, каким узким был фюзеляж Hampden, за который самолет и прозвали "The Flying Suitcase".
Maj Cordes displays Hampden I L4143 for Flight’s photographer, 1938.
Бомбардировщик "Хэмпден" I в полете
"Хэмпден" I из 44-й эскадрильи британских ВВС, 1940 г.
Двухмоторные Hampden имели слабое оборонительное вооружение и не могли эффективно противостоять германским истребителям. Входе первых бомбардировочных операций Королевских ВВС многие Hampden были сбиты огнем Bf 109.
This Hampden is seen returning from a mission off the Norwegian coast with much of the port rudder shot away by flak - winter 1942-43.
185-я эскадрилья, входившая в состав 5-й группы Бомбардировочного командования, использовала бомбардировщики Hampden (на снимке) и одно звено ненадежных Hereford с моторами Dagger. Номинально эта часть считалась учебной.
Новозеландская 489-я эскадрилья летала на торпедоносцах-бомбардировщиках Hampden из Льючерза с марта 1942 года по декабрь 1943 года.
Боевой дух личного состава Бомбардировочного командования в начале войны сильно упал из-за тяжелых потерь, понесенных в дневных налетах.
Летный состав 106-й эскадрильи 5-й авиагруппы Бомбардировочного Командования вместе со своим командиром уинг коммандером Гаем П.Гибсоном (на снимке стоит впереди всех) позирует после успешно проведенных ночных вылетов. На заднем плане видны бомбардировщики "Хэмпден" (слева) и "Манчестер" (справа). Судя по всему, фото сделано в период между февралем и маем 1942г., когда 106-я эскадрилья осваивала самолеты последнего типа. Уже в мае она начала оснащаться четырехмоторными "Ланкастерами Mk.IB". Авиабаза Конигсби.
Hampden I P1333 being bombed up in 1940. The maximum bomb load was 4,000 lb. P1333 served with 49 Squadron and went miss­ing on August 17, 1940. It was one of a batch of 200 Hampden Is delivered to the RAF between June 1939 and February 1940.
"Хэмпден" TB.I из 521-й эскадрильи Берегового командования, аэродром Докинг
Торпедоносец "Хэмпден" из 3-й эскадрильи 9-го МТАП перед боевым вылетом. 5 мая 1943г.
Торпеду Mk XII готовят к подвеске на "Хэмпден" TB1. 24-й мтап, Северный флот. Конец 1942 года.
Английские "Хэмпдены" оказались плохо приспособлены для эксплуатации в суровых условиях Заполярья, а с учетом неважных пилотажных характеристик, оценивались пилотами советской минно-торпедной авиации существенно ниже отечественных Ил-4.
This photograph shows a Hampden in service with 24 PLMT in the Soviet Union. The inscription on the torpedo reads "For Kisyelev".
25 апреля 1943 года в атаке на немецкий конвой геройски погиб экипаж торпедоносца "Хэмпден" под командованием капитана В.Н.Киселева. В ряде изданий указывается, что летчики совершили "огненный таран", потопив немецкий транспорт "Леезее". По другим, более достоверным данным транспорт был потоплен торпедой.
Подвеска торпеды под один из самолетов 24-го мтап, май 1943г.
"Хэмпден", переоборудованный под турель УТК-1, зима 1942-43гг.
Гвардии капитан А.Стоянов в кабине своего самолета.
Экипаж командира 2-й эскадрильи 24-го МТАП ВВС СФ А.З.Стоянова перед боевым вылетом у своего "Хэмпдена", аэродром Ваенга (под Мурманском). 1942г.
А.Стоянов (первый слева, на фото снизу - первый справа) со своим экипажем: к-н Коровинский (штурман), с-т Ковтун (стрелок), ст.с-т Зайцев (радист).
Экипаж, одержавший первую победу на английском торпедоносце. Капитан С.Трунов (первый слева) со своим экипажем: ст.с-т Черных (штурман), с-т Камнин, с-т Гортованный.
Один из самолетов 24-го полка на посадке в Ваенге
Кабина Hampden с плоским лобовым остеклением и одним неподвижным пулеметом Browning по левому борту скорее напоминает кабину одноместного истребителя, а не среднего бомбардировщика.
A Hampden cockpit, with the blind flying panel visible directly behind the control column.
AE436’s standard blind flying panel
Sketches of four control columns of the World War II period which were typical of the practice adopted by three of the major combatant powers.
A Hampden being transported on a ferry barge near Vadso in northern Norway in 1942, date unknown. The pilot must have made a good emergency landing, for there appears to be little damage. The aircraft is probably a Hampden of 144 or 455 (RAAF) Squadron, several of which were bst when flying to Russia on September 4-5, 1942.
Немецкие солдаты осматривают обломки Hampden, осень 1940 года. В силу небольшого опыта экипажей первые ночные налеты приносили минимальные результаты, но поддержали моральный дух англичан.
The main wreckage of AE436, with the tail boom and tailplane in front of the forward fuselage, from which two escaped alive.
Part of Hampden AE436 of 144 Squadron, discovered in August 1976 on the side of the remote Tsatsa mountain in Sweden, where it crashed on the night of September 4-5, 1942 en route from Sumburgh to Afrikanda in Northern Russia. The pilot, Pit Off D. I. Evans, and a passenger, Cpl B. J. Sowerby, survived; the other three crew members were killed.
A port three-quarter rear view of the wreckage, with twin Vickers K guns just visible in the foreground.
Looking along the starboard wing leading edge at the cockpit section.
One of the Hampden’s 980 h.p. Bristol Pegasus VIII radial engines, which was lying within 20 yards of the fuselage.
Handley Page Hampden P5436 beached at Vancouver Island, British Columbia on June 22, 1986.
The Swedish Minister of Defence, Herr Wennerstrom, and Swedish Army officers inspect the model of the H.P.53.
Handley Page B 9/32. Retractable undercarriage
Handley Page Hampden Mk I
Handley Page Hampden II
Handley Page Hampden TB.I
"Хэмпден" TB-1