Henschel Hs 129
Страна: Германия
Год: 1939


Одноместный штурмовик
Описание:
Hs 129
Henschel Hs 129
Фотографии:

Обломки (4)

Hs 129

Бронированный штурмовик-истребитель танков. Двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Хеншель флюгцойгбау" под руководством Ф. Николауса.
Опытный образец Hs 129V1 вышел на испытания в апреле 1939 г. Серийное производство первой модификации, Hs 129A, начали осенью 1940 г. Однако, Hs 129A оказался непригоден для боевого применения, и с января 1942 г. стали выпускать с другой мотоустановкой усовершенствованный вариант - Hs 129B. Серийное производство велось на заводе "Хеншель" в Шенефельде. Всего собрано 878 экз. Hs 129, из них 867 -Hs 129B.
Двигатели GR 14M4/5. Экипаж самолета - 1 чел. Вооружение 2x7,9+2x20 (В-1) или 1x30+2x20+2x7,9 (B-1/R2) или 6x7,9+2x20 (B-1/R3) и бомбы до 250 кг, у специальных противотанковых вариантов 1x37+2x20 (В-1/Wa) или 1x75+2x20 (B-3/Wa).
Малая серия Hs 129A-0 проходила войсковые испытания летом 1940 г., Hs 129B поступил на вооружение Люфтваффе в феврале 1942 г. Последняя модификация имелась также и у румынских ВВС с 1943 г. Боевое применение Hs 129B началось в мае 1942 г. на южном фланге советско-германского фронта. В ноябре того же года немецкие штурмовики появились в Северной Африке. С января 1943 г. на Восточном фронте стали действовать машины модификации B-1/R2. Массированное применение их было отмечено во время Курской битвы. С декабря 1944 г. на фронт прибыли Hs 129B-3/Wa. Румынские самолеты впервые появились на фронте под Курском, затем действовали на Украине, в Молдавии и Румынии. С конца 1944 г. воевали и против немцев.
Производство Hs 129B прекратили в сентябре 1944 г. На фронте эти самолеты перестали использоваться с начала 1945 г.


Hs 129B-1||
Размах:||14,2 м
Длина:||9,75 м
Моторы, количество х мощность:||2x700 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4960 кг
Максимальная скорость:||408 км/ч
Практический потолок:||9000 м
Дальность:||880 км

Henschel Hs 129

Самолет Hs 129 создавался согласно требованиям Министерства авиации к двухмоторному штурмовику, вооруженному, как минимум, двумя 20-мм пушками и имеющему мощное бронирование. Кабина летчика плавно переходила в фюзеляж почти треугольного сечения, обзор из очень тесной кабины был плохой, а толстое (75 мм) бронестекло дополнительно ухудшало обзор. Носовая часть фюзеляжа перед кабиной была хорошо бронирована. Прототип выполнил первый полет весной 1939 года. На испытания в Люфтваффе передали три прототипа, оснащенные двумя моторами Argus As 410 мощностью по 465 л. с. Военные признали обзор из кабины и летные данные прототипов неудовлетворительными. Для продолжения испытаний было заказано восемь предсерийных Hs 129A-0, однако серийный Hs 129A-1 признали неудачным, и в массовое производство пошел Hs 129B-1, имевший ряд усовершенствований и оснащенный более мощными моторами Gnome-Rhone 14M 4/5. Первым в апреле 1942 года Hs 129B получила 4-я эскадрилья 1-й штурмовой эскадры (4,/SchG 1), активно действовавшей на советско-германском фронте, где эти штурмовики впоследствии использовались наиболее масштабно. Hs 129 действовали также в Северной Африке, Италии и во Франции накануне вторжения союзников в Нормандию. Всего построено 879 самолетов, включая опытные машины.


Варианты

   Hs 129B-0: десять предсерийных самолетов, близких серийным Hs 129B-1, поставлены Люфтваффе с декабря 1941 года
   Hs 129B-1/R1: вариант серийного самолета с возможностью дополнительной подвески двух 50-кг бомб или 96 осколочных бомб
   Hs 129B-1/R2: вариант серийного самолета с подфюзеляжной 30-мм пушкой MK 101
   Hs 129B-1/R3: вариант серийного самолета с четырьмя дополнительными пулеметами MG 17
   Hs 129B-1/R4: вариант для замены Hs 129B-1/R1 - с возможностью подвески одной 250-кг бомбы
   Hs 129B-1 /R5: вариант серийного самолета с аэрофотоаппаратом Rb 50/30
   Hs 129B-2/R1: первая модель, появившаяся в начале 1943 года и предназначенная для борьбы с танками; вооружение - две 20-мм пушки MG 151/20 и два 13-мм пулемета MG 131
   Hs 129B-2/R2: как Hs 129B-2/R1, но с дополнительной 30-мм пушкой MK 103 под фюзеляжем
   Hs 129B-2/R3: как Hs 129B-2/R2, но вместо пушки MK 103 установлена 37-мм пушка BK 3,7, а пулеметы MG 131 демонтированы
   Hs 129B-2/R4: под фюзеляжем установлен контейнер с 75-мм пушкой PaK 40
   Hs 129B-3: разработан на основе Hs 129B-2/R4, пушка PaK 40 заменена 75-мм пушкой BK 7,5 с электропневматическим спуском


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Henschel Hs 129B-1/R2

   Тип: одноместный штурмовик
   Силовая установка: два 14-цилиндровых звездообразных ПД Gnome-Rhone 14M 4/5 мощностью по 700 л. с. (522 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3830 м - 407 км/ч; практический потолок 9000 м; дальность полета 560 км
   Масса: пустого 3810 кг; максимальная взлетная 5110 кг
   Размеры: размах крыла 14,20 м; длина 9,75 м; высота 3,25 м; площадь крыла 29,00 м2
   Вооружение: две 20-мм пушки MG 151/20, два 13-мм пулемета MG17, одна 30-мм пушка MK101
 
Бойцы Красной Армии осматривают Hs 129, сбитый над Украиной зимой 1943-44гг.
Hs129B-2 из состава 60-й румынской эскадрильи 8-й штурмовой авиагруппы, подбитый огнем советской зенитной артиллерии 30 октября 1943г. и окончательно добитый подоспевшими истребителями 3-го авиакорпуса. Однако пилота штурмовика, лейтенанта Лазара Мунтеану, смогла вывезти на "Шторхе" немецкая поисково-спасательная группа, возглавляемая немецким инструктором обер-лейтенантом Гансом Ритбергером.
"Еще один отлетался!" Советский пехотинец поздравляет командира зенитного расчета с уничтожением вражеского штурмовика. 2-й Украинский фронт, апрель 1944г. (???)
Подъем Hs 129B из II./SG 1, совершившего аварийную посадку. Май 1942г.