Hawker Hunter
Варианты:
Hawker - Hunter - 1951 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1951


Одноместный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (34)
Hawker Hunter

  Самолет Hawker Hunter (позже Hawker Siddeley) считается самым удачным британским военным самолетом, построенным после окончания Второй мировой войны - в общей сложности были переданы заказчикам 1972 таких самолета, включая 445 машин, собранных по лицензии в Бельгии и Нидерландах. Летчикам самолет запомнился не только своими превосходными летно-техническими характеристиками, но и просто возможностью, как они говорили, "приятно пилотировать". Так что нет ничего удивительного в том, что самолет поступил на вооружение военно-воздушных сил 19 стран мира. По состоянию на 2011 год, кроме нескольких самолетов, до сих пор эксплуатирующихся в Ливане, остальные летающие Hunter принадлежат к разряду музейных экспонатов или раритетов, принадлежащих коллекционерам или специализированным клубам и фондам. В руках коллекционеров находится, по меньшей мере, 25 таких самолетов. Кроме того, три гражданские организации - "Hawker Hunter Aviation" (Великобритания), "Lortie Aviation" (бывшая "Northern Lights", Канада) и "Apache Aviation" (Франция) - располагают небольшим количеством таких машин, которые привлекаются к решению различных задач в интересах силовых ведомств.
  Самолеты большинства модификаций оснащались турбореактивными двигателями Rolls-Royce Avon, но на модификации Hunter Mk 2 и Mk 5 устанавливался двигатель Armstrong Siddeley Sapphire. Прототип P.1067 совершил первый полет 20 июля 1951 года, опытный самолет Hunter F.Mk 1 последовал за ним месяц спустя, а первый серийный Hunter F.Mk 1 поднялся в воздух 16 мая 1953 года, он был оснащен ТРД Avon RA.7 Mk 113 тягой 33,36 кН.
  Hunter поступил на вооружение британских ВВС в июле 1954 года, а почти год спустя в воздух поднялся прототип двухместного учебно-тренировочного самолета P.1101 - на вооружение данный вариант, получивший обозначение Hunter T.Mk 7, поступил в 1958 году. Поставки серийных машин продолжались до 1966 года, постоянно шло совершенствование их конструкции.
  Самолеты всех модификаций достигали сверхзвуковой скорости при пологом пикировании. Мощность, вооружение и запас топлива от варианта к варианту увеличивались, достигнув пика у Hunter FGA.Mk 9. Эта машина оснащалась двигателем Avon Mk 207, имела усиленную конструкцию и отличалась возросшей огневой мощью за счет возможности подвески на подкрыльевых узлах большего количества авиационных средств поражения. Это делало Hunter FGA.Mk 9 наиболее подходящим вариантом для решения задач по штурмовке наземных целей.
  Боевой потенциал Hunter FGA.Mk 9 был настолько высок, что ни одна машина не была построена заново, компания-производитель в течение нескольких лет получала крупные заказы на модернизацию самолетов других модификаций под данный вариант.


Варианты

  Hunter F.Mk 2: создан на базе модели F.Mk 1, но с ТРД Armstrong Siddeley Sapphire Mk 101 тягой 35,59 кН
  Hunter Mk 3: обозначение прототипа P.1067 с турбореактивным двигателем Avon R.A.7R с форсажной камерой; 7 сентября 1953 года установил мировой рекорд скорости - 1171 км/ч
  Hunter F.Mk 4: оснащался двигателем Avon Mk 115 ил и 121 и имел увеличенный запас топлива; поздние модели получили четыре под крыльевых пилона и могли применять реактивные снаряды
  Hunter F.Mk 5: в основном сходный с F.Mk 4, но с двигателем Sapphire Mk 101
  Hunter F.Mk 6: вариант с двигателем Avon Mk 203 или 207, увеличенным до 1773 л запасом топлива и вооружением, как на поздних F.Mk 4; большинство машин имели выступы на передней кромке крыла
  Hunter FR.Mk 10: разведывательная модификация FGA.Mk 9 для британских ВВС
  Hunter GA.Mk 11: одноместный учебно-боевой вариант для британских ВМС
  Hunter PR.Mk 11: самолет для Королевских ВМС Великобритании, идентичный варианту FR.Mk 10 для британских ВВС
  Hunter Mk 50: вариант F.Mk 4 для Швеции
  Hunter Mk 51: вариант F.Mk 4 для Дании
  Hunter Mk 52: вариант F.Mk 4 для Перу
  Hunter Mk 56: вариант F.Mk 6 для Индии
  Hunter FGA.Mk 56А: вариант FGA.Mk 9 для Индии
  Hunter FGA.Mk 57: вариант FGA.Mk 9 для Кувейта
  Hunter Mk 58 и Mk 58А: вариант F.Mk 6 для Швейцарии
  Hunter FGA.Mk 59 и Mk 59А: вариант FGA.Mk 9 для Ирака
  Hunter FR.Mk 59В: вариант FR.Mk 10 для Ирака
  Hunter FGA.Mk 70 и 70А: вариант FGA.Mk 9 для Ливана
  Hunter FGA.Mk 71: вариант FGA.Mk 9 для Чили
  Hunter FR.Mk 71A: вариант FR.Mk 10 для Чили
  Hunter FGA.Mk 73, 73A и 73B: вариант FGA.Mk 9 для Иордании
  Hunter FGA.Mk 74 и 74В: вариант FGA.Mk 9 для Сингапура
  Hunter FR.Mk 74A: вариант FR.Mk 10 для Сингапура
  Hunter FGA.Mk 76: вариант FGA.Mk 9 для ОАЭ (Абу-Даби)
  Hunter FR.Mk 76А: вариант FR.Mk 10 для ОАЭ (Абу-Даби)
  Hunter FGA.Mk 78: вариант FGA.Mk 9 для Катара
  Hunter FGA.Mk 80: вариант FGA.Mk 9 для Кении
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Hawker Siddeley Hunter F.Mk 6

  Тип: одноместный истребитель-перехватчик
  Силовая установка: один ТРД Rolls-Royce Avon RA.28 Mk 207 тягой 45,15 кН
  Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 1125 км/ч; набор высоты 13715м - за 7 мин 30 с; практический потолок 15 695 м; боевой радиус без внешней подвески 370 км
  Масса: пустого 6406 кг; максимальная взлетная 10796 кг
  Размеры: размах крыла 10,25 м; длина 13,98 м; высота 4,02 м; площадь крыла 32,42 м2
  Вооружение: четыре 30-мм пушки Aden внизу носовой части, плюс до 1361 кг авиационных средств поражения на четырех подкрыльевых узлах подвески - в базовом варианте включали две 454-кг и две 227-кг бомбы, или четыре блока НАР, или до 24 НАР калибра 76 мм на внешних узлах подвески
Hawker Hunter F.Mk 5. Hunter, возможно, оказался самым эффективным штурмовиком во время конфликта. Но при стрельбе у него повреждались подвесные баки, что сокращало время пребывания над целью до 10 минут, поэтому самолетом отводилась оборонительная роль. Этот самолет летал из Никосии в составе 34-й эскадрильи британских ВВС.
Hunter FR.10 XE580 'D' of 4 Squadron, Gutersloh, 1969.
"Хантер" из 20-й эскадрильи RAF, Малайзия, 1964г.
ВВС Великобритании. Hunter создавался под требования Истребительного командования к дневному истребителю. Самолет поступил на вооружение не менее 27 эскадрилий, данная машина принадлежала 12-й эскадрилье.
"Хантер" из 322-й эскадрильи голландских ВВС, Новая Гвинея, 1962г.
Нидерланды. Голландия строила Hunter сама - по лицензии были выпущены 95 самолетов F.Mk 4 (на рисунке), а затем еще 82 самолета F.Mk 6. Одноместные Hunter находились на вооружении до 1968 года, когда их сменили F-104G.
"Хантер F Mk.59" из состава ВВС Ирака, на котором 7 июня 1967г., взлетев с авиабазы Хаббания, флайт-офицер Саиф-уль-Азам сбил израильский "Мираж IIICJ" и "Вотур"
Самолет ВВС Ирака, принимавший участие в войне с Израилем: Истребитель-бомбардировщик Hunter F.Mk.6 ВВС Ирака
"Хантер F Mk.6" из состава Королевских ВВС Иордании, на котором 5 июня 1967г., взлетев с авиабазы Мафрак, флайт-офицер Саиф-уль-Азам сбил два израильских "Мистера"
Иордания. Иорданские ВВС сформировали две эскадрильи самолетов Hunter F.Mk 6 (на рисунке) и FGA.Mk 9. Большинство были уничтожены израильскими летчиками в ходе Шестидневной войны, а их пилоты до конца конфликта воевали в составе иракских ВВС.
Саудовская Аравия. Четыре Hunter F.Mk 6 (на рисунке) и два T.Mk 7 были поставлены в рамках более крупного военного контракта, наряду с Lightning. Машины помогли саудовским летчикам перейти от Strikemaster к Lightning.
Абу-Даби (ОАЭ). Все 12 самолетов Hunter были бывшими британскими FGA.Mk 9 (на рисунке), FR.Mk 76 и T.Mk 77. Они окрашивались в пустынный камуфляж, состояли на вооружении в 1969-1983 годах и приняли участие в конфликтах с Саудовской Аравией.
Hawker Hunter F.Mk.6 ВВС Сомали, конец 1970-х гг.
Сомали. После разрыва отношений с СССР сомалийские военные обратились за вооружением к другим странам. В частности, в 1983 году из Абу-Даби передали шесть Hunter, которые пилотировались наемниками из ЮАР и Родезии.
Hunter FGA.Mk 9. Первыми родезийскими Hunter стали 12 Mk 6, переданных британскими ВВС и модернизированных компанией "Hawker Siddeley" до стандарта FGA. Mk 9. RRAF122 (бывший F.Mk 6 XG294, летавший в 93-й и 11-й эскадрильях британских ВВС) был седьмым в этой партии. Поставленный в декабре 1963 года, он поступил в 1-ю эскадрилью (база Торнхилл). Hunter сменили в 1-й эскадрилье самолеты Vampir. В 1968 году истребитель получил номер 8122, а в 1980 году перешел к вновь сформированным ВВС Зимбабве и 25 июля 1982 года был уничтожен вместе с девятью другими Hunter при нападении партизан на Торнхилл.
Родезия. Королевские ВВС Родезии получили 12 самолетов FGA.Mk 9. Машины поступили в 1-ю эскадрилью, a Vampire были переведены во 2-ю эскадрилью для усовершенствованной летной подготовки.
Зимбабве. После приобретения в 1965 году независимости Зимбабве получила девять бывших родезийских Hunter. По имеющимся данным, семь машин оставались на хранении минимум до конца 1990-х годов.
Hunter F.52 640 of the Fuerza Aerea del Peru was originally a Kingston-built F.4 which made its first flight on April 25, 1955, as WT796. It was delivered to No 247 Sqn RAF at Odiham on May 4 the same year, only to be withdrawn for conversion to Mk 52 standard five months later, on October 17. It was given the FAP serial 640, which was changed to 140 as part of a reorganisation during 1960-61.
Перу приобрело 16 британских F.Mk 4 (местное обозначение F.Mk 52) для замены Sabre. В роли истребителя ПВО их затем заменили Mirage 5, a Hunter с 1968 года стал применяться для штурмовки наземных целей и был списан в 1980 году.
Hawker Hunter F Mk 56.
Hunter Mk.56 из 7-й АЭ ВВС Индии
Индия. Индийские Hunter приняли активное участие в индо-пакистанском конфликте 1965 года, записав на свой счет больше всего побед. Данный F.Mk 56 принадлежит пилотажной группе "Thunderbolts" из 20-й эскадрильи "Lightning".
Кувейт. В 1965 году Великобритания продала Кувейту четыре самолета FGA.Mk 57 (на рисунке), за которыми последовали шесть FGA.Mk 80 и два T.Mk 81, которые также использовались для подготовки пилотов на Lightning и A-4.
Ливан. Ливанские ВВС получили в 1958 году первые шесть бывших британских самолетов F.Mk 6, а затем еще четыре FGA.Mk 70 (на рисунке) и три T.Mk 66. В 2009 году часть находившихся на хранении самолетов была вновь передана в строевые части.
Оман. Оманские ВВС включали бывшие британские F.Mk 6 и несколько разнотипных машин, принадлежавших ранее иорданским ВВС (вверху изображен такой FGA.Mk 73). Все 15 самолетов были сведены в одно подразделение.
Катар заказал три FGA.Mk 78 (на рисунке) и один T.Mk 79 в 1969 году. В катарских ВС машины пилотировались бывшими британскими летчиками. На смену им пришли самолеты Alpha Jet.
Кения. Кенийские ВВС создавались при содействии Великобритании, одними из первых они получили бывшие британские FGA.Mk 80 Hunter (четыре; на рисунке) и два T.Mk 81. В 1971 году их сменили самолеты Northrop F-5.
Бельгия. Как и голландцы, бельгийцы строили Hunter по лицензии. Самолеты состояли на вооружении трех авиакрыльев бельгийских ВВС. На рисунке - самолет пилотажной группы "Rode Duivels" ("Красные дьяволы") из состава 7-го авиакрыла.
Чили. После того, как сделка с США на поставку самолетов F-86F сорвалась, ВВС Чили приобрели Hunter у Великобритании. Самолеты состояли на вооружении в 1967-1995 годах и даже приняли участие в путче 1973 года.
Часть чилийских самолетов Hunter FGA.Mk 71, включая и этот J-734, прошли на месте модернизацию по программе "Aguila".
Сингапур. Сингапурские ВВС создавались при поддержке британцев, и первыми их боевыми самолетами стали Hunter, которые состояли на вооружении 140-й и 141-й эскадрилий до 1990 и 1992 годов
Швеция - первый зарубежный покупатель Hunter, заказавший 120 самолетов 29 июня 1954 года. Строевые шведские Hunter одними из первых были приспособлены для подвески пары УР AIM-9 на новых внешних пилонах.
Швейцарские ВВС предпочли Hunter - также рассматривались F-86E, Gnat и МиГ-17. Были сформированы 8 эскадрилий истребителей-бомбардировщиков, которые находились в боеготовом состоянии вплоть до 1990-х годов.
Частные машины. Большинство принадлежащих частным владельцам Hunter несут военные обозначения и камуфляж, но некоторые получили особую раскраску. На рисунке - первый в Великобритании гражданский Hunter, бывший датский F.Mk 51.