Hawker Hurricane
Варианты:
Hawker - Hurricane - 1935 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1935


Одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
Описание:
Hurricane
Hurricane FR
Hawker Hurricane
Фотографии:

Боковые проекции (47)

Hurricane

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Хаукер эйркрафт" под руководством С. Кэмма. Впервые поднялся в воздух 6 ноября 1935 г. Серийное производство начато в октябре 1937 г. Строился на заводах "Хаукер" в Лэнгли и Бруклендсе, "Глостер" в Брокуорте, "Остин моторс" в Лонгсбридже, "Кэнэдиэн кар энд фаундри" в Монреале (Канада), "Змай" в Земуне (Югославия), "Рогожарский" в Белграде (Югославия), "Авьонс Фэйри" в Брюсселе (Бельгия).
Состоял на вооружении в Великобритании с декабря 1937 г., Югославии - с декабря 1938 г., Канаде - с февраля 1939 г., ЮАС - с января 1939 г., Бельгии - с мая 1939 г., Румынии - с августа 1939 г., в том же году эти самолеты получил Иран. Финляндия приняла "Харрикейн" на вооружение в январе 1940 г., СССР - в сентябре 1941 г., Индия - в июле 1942 г.
Основные серийные модификации:
  - "Харрикейн" I с мотором "Мерлин" II, вооружение 8x7,69;
  - "Харрикейн" II с мотором "Мерлин" XX и удлиненной носовой частью фюзеляжа; введена подвеска бомб (до 250 кг), НУРС, дополнительных бензобаков; варианты вооружения: А - 8x7,69, В - 12x7,69, С - 4x20, D - 2x40+2x7,69; в СССР модификации IIA и IIB перевооружались в сочетаниях 2x12,7+4x7,69, 2x12,7+2x20, 4x20, монтировались советские бомбодержатели и балки для НУРС;
  - "Харрикейн" IV с мотором "Мерлин" 22124, истребитель-бомбардировщик и штурмовик для использования в тропиках, увеличенный радиатор, дополнительная броня, подвеска бомб, НУРС, баков, вооружение 2x7,69 + 2x40;
  - "Харрикейн" X, канадский вариант с мотором "Мерлин" 28, вооружение 8x7,69; "Харрикейн" XI, аналог модификации X с иным оборудованием;
  - "Харрикейн" XII, канадский вариант с мотором "Мерлин" 29; вооружение 12x7,69; модификация XIIA с вооружением 6x7,69;
  - "Харрикейн" бельгийского производства, вариант модификации I с вооружением 4x12,65; Существовали также палубные и катапультные модификации, именовавшиеся "Си Харрикейн".
Перед началом Второй мировой войны "Харрикейн" занимал первое место по численности в парке истребителей королевских ВВС. Первое боевое применение - в сентябре 1939 г. во Франции. В мае 1940 г. "харрикейны" воевали в Норвегии, Бельгии, Франции. В августе 1940 г. - самый массовый истребитель "битвы за Англию". С сентября 1940 г. использовался в Африке, с января 1942 г. - на Дальнем Востоке (Бирма). В Финляндии использовались в феврале 1940 г. в конце "зимней" войны, затем с июня 1941 г. до 1944 г. - против СССР. В СССР с сентября - октября 1941 г. воевали на севере и под Москвой, с начала 1942 г. применялись по всему фронту. Активно участвовали в Сталинградской битве.
"Харрикейны" служили также в авиации Северного и Балтийского флотов, причем на севере они эксплуатировались до конца войны. На советско-германском фронте эти истребители применялись до середины 1943 г., после чего были сосредоточены в ПВО. Индийцы использовали их в Бирме и Малайе в 1943 - 1945 гг., южноафриканцы - в Сомали в 1940 г.
Самолет снят с производства в Англии и Канаде в августе 1944 г. Производство в Югославии и Бельгии прервалось после захвата этих стран немцами.
"Харрикейн" снят с вооружения в Великобритании, СССР и Индии в конце 1945 г., в Канаде - в мае 1945 г., в ЮАС - в начале 1944 г.


"Харрикейн" IIC||
Размах:||12,2 м
Длина:||9,76 м
Моторы, количество х мощность:||1x1280 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3540 кг
Максимальная скорость:||543 км/ч
Практический потолок:||10900 м
Дальность:||1550 км

Hurricane FR

На базе одноместного истребителя "Харрикейн" создали несколько вариантов ближних разведчиков и штурмовиков-истребителей танков. Истребитель "Харрикейн" - одномоторный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции с убирающимся шасси. Он был спроектирован в КБ фирмы "Хаукер эйркрафт" под руководством С. Кэмма и состоял на вооружении британских ВВС с декабря 1937 г. Впервые переделку "Харрикейна" в ближний разведчик TacR I осуществили в ноябре 1940 г. в полевых авиамастерских в Египте. Переделка велась в различных местах по различным схемам (в т.ч. и прямо в боевых эскадрильях). Наиболее совершенным был вариант "Харрикейн" PR II, опытный экземпляр которого взлетел в мае 1941 г. Переделывались самолеты модификаций IIA, IIB, IIC и I (с доводкой до стандарта II).
Существовало три основных варианта:
  - "Харрикейн" TacR II - с частичным сохранением вооружения и плановой фотокамерой, иногда - с дополнительными баками;
  - "Харрикейн" FR II - с частичным или полным сохранением вооружения и перспективной фотокамерой;
  - "Харрикейн" PR II - без вооружения, плановый фотоаппарат.
Всего в ближние разведчики переделали около 200 истребителей. Они состояли на вооружении частей английской авиации в Северной Африки с декабря 1940 г. Участвовали в боях в Ливии и Египте в 1940-41 гг. Аналогичная переделка "Харрикейна" в разведчик осуществлялась и в СССР. Модернизация самолетов велась в частях и полевых мастерских, обычно с установкой планового аппарата АФА-И при полном сохранении штатного вооружения. Общее количество переделанных машин неизвестно. Они применялись в боях под Ленинградом, в Карелии, под Мурманском и в других местах в 1942-43 гг.

Hawker Hurricane

В декабре 1937 года без каких-либо упоминаний в прессе 111-й эскадрилье в Нортхольте были переданы первые серийные истребители Hurricane Mk I. И лишь два месяца спустя, 11 февраля 1938 года, заголовки буквально всех ведущих газет Великобритании запестрели сообщениями о том, что накануне один из истребителей Hurricane, пилотируемый сквадрон-лидером Дж. У. Гилланом из 111-й эскадрильи, перелетел из Тернхауса в Шотландии в Нортхольт, преодолев 526 км за 48 минут, со средней скоростью почти 658 км/ч.
  История создания Hurricane началась еще в 1933 году, когда главный конструктор компании "Hawker" Сидни Кэмм решил спроектировать на базе биплана Fury новый истребитель-моноплан, используя в качестве силовой установки двигатель Rolls-Royce Goshawk, который по мере продвижения разработки был заменен на Rolls-Royce RV.12 Merlin, и компания "Hawker" начала сборку прототипа, под характеристики которого британское Министерство авиации "подогнало" свою спецификацию F.36/34. Первый полет прототипа состоялся 6 ноября 1935 года. Самолет имел убирающееся шасси, подкосное хвостовое оперение, типовой фюзеляж конструкции компании "Hawker" с полотняной обшивкой, новое двухлонжеронное крыло с полотняной обшивкой и двигатель Merlin "C" мощностью 990 л. с. Официальные испытания начались в феврале 1936 года, вскоре самолет превзошел самые оптимистичные ожидания - его скоростные характеристики были просто великолепны. 3 июня 1936 года компания "Hawker" получила первый контракт - на 600 машин. В конце того же месяца самолет получил свое знаменитое название Hurricane.
  Компания "Hawker" предвидела получение контракта, и ее планы на производство 1000 самолетов уже начали осуществляться, когда был получен первый заказ от Министерства авиации. В заказе, однако, ставилось условие - применить двигатель Merlin II, что вынужденно привело к определенной задержке серийного выпуска самолетов, но в результате осуществленных предварительных приготовлений серийный Hurricane Mk I смог совершить первый полет 12 октября 1937 года.
  В декабре 1937 года первое звено из 111-й эскадрильи было переоснащено на новые истребители. Вся эскадрилья была перевооружена на новые машины к концу года. Вскоре новые истребители получили 3-я и 56-я эскадрильи, а к концу 1938 года в истребительную авиацию британских ВВС были поставлены уже около 200 самолетов Hurricane. Ранние серийные машины мало чем отличались от прототипа, за исключением использования двигателя Merlin II мощностью 1030 л. с.
  Даже скептикам стало ясно, что Hurricane - тот самый самолет, на который можно сделать ставку в процессе численного и качественного расширения британских ВВС. Поэтому в 1938 году было решено расширить производство данных машин, и соответствующее распоряжение получила компания "Gloster Aircraft". Первый построенный на ее предприятии серийный истребитель поднялся в воздух 27 октября 1939 года, а через год компания собрала 1000 этих машин. Согласно же планам, "Gloster" предстояло собрать 1850 самолетов Hurricane Mk I, кроме того, еще 1924 самолета намечалось выпустить силами самой компании "Hawker" до того, как в серию были переданы другие модификации истребителя.
  В процессе подготовки производства полотняная обшивка крыла была заменена на металлическую несущую, силовая установка была модифицирована за счет установки двигателя Merlin III, самолет получил пуленепробиваемое лобовое стекло и бронезащиту для пилота. Несмотря на большую загруженность производства по выполнению заказов британских ВВС, компания "Hawker" нашла время для выполнения небольших экспортных заказов. Машины поставлялись в Югославию (24 самолета, плюс лицензия на их выпуск), Бельгию (поставка самолетов, плюс лицензионный выпуск на заводе "Avions Fairey", хотя до оккупации германскими войсками удалось собрать всего два самолета), Иран, Польшу, Румынию и Турцию. Были также заключены договоры на сборку самолетов Hurricane в Канаде компаниями "Canadian Car" и "Foundry Co."; первый серийный самолет их сборки поднялся в воздух 9 января 1940 года. Канадские истребители сначала были очень сходны с моделью британского производства Hurricane Mk I, но позже на них стали устанавливать двигатель Merlin производства компании "Packard".
  
  В начале Второй мировой войны 19 эскадрилий британских ВВС были полностью укомплектованы самолетами Hurricane, а к началу германского наступления в мае 1940 года четыре из них были перебазированы во Францию (1-я, 73-я, 85-я и 87-я), но этого было явно недостаточно, чтобы противостоять Люфтваффе - вскоре дополнительно во Францию перебросили еще шесть эскадрилий, а затем еще две. Подсчет, выполненный после боев над Дюнкерком, показал, что почти 200 самолетов Hurricane были уничтожены или так сильно повреждены, что их пришлось списывать.
  К счастью для Великобритании и ее ВВС предполагавшееся германское вторжение на Британские острова не состоялось, так что появилось немалое время для передышки, во время которой Истребительное командование получило возможность пополнить свои ряды. К 8 августа 1940 года, что официально считается началом сражений периода "Битвы за Англию", ее ВВС располагали 32 эскадрильями самолетов Hurricane и 19 эскадрильями самолетов Supermarine Spitfire. Причем, несмотря на разгром под Дюнкерком и появившуюся в результате этого острую нехватку истребителей в самой Великобритании, три эскадрильи самолетов Hurricane были переправлены за границу для поддержки гарнизона острова Мальта (251-я эскадрилья) и для использования в Африке, в Ливийской пустыне (73-я и 274-я эскадрильи).
  Усовершенствование самолетов этого типа началось с установки двигателя Merlin XX на планер Hurricane Mk I - в результате получился Hurricane Mk IIA Srs 1. В целом идентичной, за исключением немного удлиненного фюзеляжа, была модификация Mk IIA Srs 2, на которую можно было установить и новые взаимозаменяемые внешние секции крыла. С таким крылом, вмещавшим 12 пулеметов калибра 7,7 мм, и узлами крепления для двух 113-кг или 227-кг бомб под ним, самолеты получили обозначение Hurricane Mk IIB. На модификации Hurricane Mk IIC вместо пулеметов устанавливались четыре пушки калибра 20 мм.
<...>
  Выпуск истребителей Hurricane в Канаде сильно вырос по сравнению с первоначальным выпуском модели Hurricane Mk I. Начало использования двигателя Merlin 28 мощностью 1300 л. с. сборки "Packard" привело к появлению нового обозначения истребителя - Hurricane Mk X, причем самолет был в целом идентичен Mk IIB британского производства и вооружался 12 пулеметами, установленными в крыле. Хотя в небольших количествах данная машина поставлялась и в Великобританию, большинство их было оставлено для службы в Королевских ВВС Канады. Следующая модель, Hurricane Mk XI, была специально разработана по заданию канадских ВВС и отличалась от Mk X в основном военным оборудованием канадского производства. Основной серийной моделью стал Hurricane Mk XII, оснащенный двигателем Merlin 29 мощностью 1300 л.с. выпуска компании "Packard". Первоначально его вооружение составляли 12 пулеметов, установленных в крыле, но впоследствии самолет мог комплектоваться "универсальным" крылом с четырьмя пушками. Последним наземным вариантом, построенным в Канаде, был самолет Hurricane Mk XIIA, идентичный модели Mk II, но вооруженный восемью пулеметами, установленными в крыле.
  Не считая тех машин, которые были поставлены различным странам до войны, в военное время 2952 самолета были отправлены в СССР по ленд-лизу (хотя не все они добрались до пункта назначения). Они неплохо зарекомендовали себя и на советско-германском фронте. Другие поставки военного времени - Египет (20 самолетов), Финляндия (12), Индия (300), Ирландия (12), Персия (1) и Турция (14). Общее количество выпущенных в Великобритании и Канаде самолетов составило 14231 машину. В целом Hurricane стал, без сомнения, одним из лучших истребителей Второй мировой войны.
  Во время периода "Битвы за Англию" истребители Hurricane уничтожили больше вражеских самолетов, чем все остальные силы ПВО вместе взятые. "Харри-бомбардировщики" ("Hurribomber"), базировавшиеся на Мальте, атаковали даже корабли в Ла-Манше и "прореживали" колонны противника в Ливийской пустыне. "Харрикейны - охотники за танками" широко применялись практически на любом театре военных действий. В конце лета 1940 года флайт-лейтенант Дж.Б. Николсон из 249-й истребительной эскадрильи был награжден единственным Крестом Виктории, полученным представителем Истребительного командования. Это случилось 17 августа, когда на поврежденном и объятом пламенем самолете Hurricane раненый и получивший сильные ожоги Николсон сумел уничтожить атакующий Bf 110, после чего выбросился с парашютом. Летчик был спасен и остался жив.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Hawker Hurricane Mk IIB

  Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один V-образный ПД Rolls-Royce Merlin XX мощностью 1280 л. с. (954 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6705 м - 550 км/ч; крейсерская скорость на высоте 6095 м - 476 км/ч; набор высоты 6095 м - за 8 мин 54 с; практический потолок 11125 м; дальность полета со стандартным запасом топлива 772 км
  Масса: пустого 2495 кг; максимальная взлетная 3311 кг
  Размеры: размах крыла 12,19 м; длина 9,82 м; высота 3,99 м; площадь крыла 23,92 м2
  Вооружение: 12 пулеметов Browning калибра 7,7 мм в крыле, плюс до 454 кг авиационных средств поражения на двух подкрыльевых узлах подвески.
"Харрикейн" Mk I командира 257-й эскадрильи RAF сквадрон-лидера Роберта Така, октябрь 1940г. Один из первых случаев появления обозначения воздушных побед пилота на британских самолетах.
"Харрикейн Mk.IA" скводрон-лидера из состава 1-й эскадрильи. Великобритания, лето 1941г.
Hurricane Mk IА Британских экспедиционных сил. 87-я эскадрилья участвовала в сражениях во Франции в период с сентября 1939 года по май 1940 года, преимущественно сопровождая самолеты Lysander из 11-й эскадрильи. Обе части несли большие потери.
"Харрикейн Mk.IA" из состава 32-й эскадрильи. Авиабаза Мэнстон, Великобритания, лето 1941г. Судя по фотографии этот самолет прошел восстановительный ремонт, после чего схема его камуфляжа стала довольно заметно отличаться от классической
С сентября по октябрь 1940 года на фюзеляжах некоторых самолетов 303-й эскадрильи, включая изображенный Hurricane Mk I № P3120/RF-F, были нанесены красные диагональные полосы, означавшие, что это командирские машины. Урбанович был одним из пилотов, летавших на этой машине.
"Харрикейн" Mk.I из 303-й эскадрильи RAF, на котором воевал Витольд Урбанович. Окраска самолета - стандартная для данного типа машин. "Харрикейн" сверху покрыт коричнево-зеленым камуфляжем, нижние поверхности серебристые. Бортовой код серый, кок черный, эмблема - красно-бело-синяя.
Hurricane Mk.I из 303-й (польской) АЭ Королевских ВВС, сентябрь 1940г.
P3975 - Hurricane Mk I из польской 303-й эскадрильи, на нем Йозеф Франтишек летал в сентябре 1940 года и одержал 2 сентября 1940 года свою первую официальную победу (сбил Bf109E).
Hawker Hurricane Mk I. К моменту начала немецкого вторжения британские AAFS располагали только двумя эскадрильями истребителей Hawker Hurricane - 1 -й и 73-й (ее самолет представлен на рисунке). Эти машины принадлежали к числу лучших истребителей союзников и могли на равных вести бой с Bf 109. Широкая колея шасси и прочная конструкция делали Hurricane идеально подходящим для действий во Франции.
"Харрикейн" Mk.1 из эскадрильи "Ле Шардон", аэродром Шаффен, весна 1940г.
Hawker Hurricane Mk I. Наиболее современными истребителями бельгийских ВВС в 1940 году были 11 Hurricane Mk I. Это были самолеты раннего выпуска с двухлопастными винтами.
Около 40 самолетов Hurricane Mk IIC британских ВВС в период 1946-1947 годов были переданы португальским ВВС. Данные машины были приспособлены к эксплуатации в тропических условиях и поставлялись с подкрыльевыми сбрасываемыми топливными баками емкостью 205 литров. Последний из самолетов был снят с эксплуатации в 1951 году.
"Харрикейн Mk.IIB" сержанта Уильяма Ледбетера из состава 43-й эскадрильи. Авиабаза Эклингтон, Великобритания, осень 1941г.
Hawker Hurricane Mk IIb из 30-й эскадрильи Королевских Воздушных сил. Аэродром Ратмалана, апрель 1942г.
"Харрикейн" из 3-й южноафриканской эскадрильи, Кения, 1941г.
Hurricane Mk.I из 33-й АЭ британских ВВС, на котором 20 апреля 1941г. погиб М.Т.Пэттл
"Харрикейн Mk.IIC" из состава 73-й эскадрильи ВВС Западной Пустыни. Авиабаза Гамбут-Вест, ноябрь 1942г.
Hurricane Mk IIC. 94-я эскадрилья в 1942 году базировалась в Египте. Изображенный здесь ее Hurricane Mk IIC несет типичный для британских ВВС на данном ТВД камуфляж: темно-коричневый, желто-серый и серебристо-голубой. Эскадрилья воевала на Ближнем Востоке и Средиземноморском ТВД, но в апреле 1945 года - в Греции - была расформирована.
"Харрикейн Mk.IIC" сержанта Д.Дж.Скотта из состава 3-й эскадрильи. Авиабаза Стэплфорд, Великобритания, лето 1942г.
"Харрикейн Mk.IIC" из состава 3-й эскадрильи. Авиабаза Стэплфорд, Великобритания, лето 1941г. На самолете установлен щиток, защищающий пилота от ослепления выхлопными огнями. Однако в 1941г. это нововведение, судя по фотографиям, почти не применялось в эскадрильях "Харрикейнов"-"интрудеров"
"Харрикейн Mk.IIC" флаинг-офицера Кеннет У.Маккензи из состава 247-й эскадрильи. Авиабаза Эксетер, Великобритания, осень 1941г. Флаинг-офицер Кеннет У.Маккензи был сбит зенитным огнем в ночь на 29 сентября 1941г. в районе авиабазы Лэннион и попал в плен. К этому времени на его счету имелось 13 побед
"Харрикейн Mk.IIC" из состава 253-й эскадрильи. Авиабаза Фристон, Великобритания, зима 1941-1942гг.
"Харрикейн Mk.IIC" из состава 87-й эскадрильи, авиабаза Чэрми Даун, весна 1942г.
"Харрикейн Mk.IIC" скводрон-лидера И.Р.Глиида из состава 87-й эскадрильи, авиабаза Чэрми Даун, лето 1942г.
"Харрикейн Mk.IIC" скводрон-лидера Дж.А.Ф.Маклэчлана из состава 1-й эскадрильи, авиабаза Тангмер, весна-лето 1942г.
"Харрикейн Mk.IIC" сержанта И.У.Берьера из состава 43-й эскадрильи, авиабаза Тангмер, лето 1942г.
"Харрикейн Mk.IIC" флайт-лейтенанта К.М.Куттельвашера из состава 1-й эскадрильи. Авиабаза Тангмер, Великобритания, лето 1942г.
Воевавшие в Советском Заполярье летчики 151-го авиакрыла британских ВВС, включавшего две эскадрильи, использовали буквенный код "GV" для 134-й и "FL" для 81 -й эскадрилий. Следом шел числовой код звена, здесь - звено "B".
"Харрикейн" из состава 151-го крыла RAF, аэродром Ваенга-1, октябрь 1941г.
"Харрикейн" IIB 81-й эскадрильи 151-го крыла RAF, аэродром Ваенга, осень 1941г.
"Харрикейн" из состава 81-го скуадрона 151-го крыла RAF (пилот сержант Крю) в сентябре 1941 года прибыл в Архангельск. На аэродроме "Кег-остров" был собран и облетан, после чего перелетел на аэродром "Ваенга-Первая"
Этот Hurricane Mk IIB (Z3768) служил в 81-й эскадрилье, 151-м крыле Королевских ВВС в Ваенге на севере Советского Союза в сентябре - ноябре 1941 года, когда машина была передана советским морским летчикам. Его маркировка состоит из первой буквы кода эскадрильи ("FL"), индивидуальной идентификационной буквы самолета и двух цифр, как было принято в советских ВВС.
Этот же "Харрикейн" в составе 78-го ИАП ВВС Северного флота был закреплен за командиром 3-го звена 3-й эскадрильи лейтенантом Амосовым. В марте 1942 года самолет передали во 2-й гвардейский САП. 31.08.1942г. был списан как боевая потеря
"Харрикейн" Mk IIb с советским вооружением. Период переучивания полка на иностранную технику, июль 1942г. Стандартный британский камуфляж с ОЗ, закрашенными темной (возможно, отечественной темно-зеленой) краской.
"Харрикейн" Mk.XI 2-го гв. сап ВВС СФ, лето 1942г.
"Харрикейн" Z 3227 из состава 767-го ИАП. Такой внешний вид он имел на аэродроме "Подужемье" в период подготовки летного состава авиаполка. 21.03.1942г. самолет потерпел аварию в тренировочном полете и впоследствии был списан
"Харрикейн" AP-558, на котором 7.04.1942г. потерпел катастрофу командир 767-го ИАП 122 ИАД ПВО майор Юрьев. В тот период летный состав авиаполка только приступил к учебно-тренировочным полета, этим объясняется отсутствие на самолете бортового номера
"Харрикейн" IIB одного из полков Карельского фронта, лето 1942г.
"Харрикейн Mk.IIB" капитана Овчарова из состава 157-го ИАП, который 13 августа 1942г. в районе Ржева сбил обер-лейтенанта Эрнста Вассммана из IV/JG51. Немецкий ас, на счету которого было 69 побед - погиб. Самолет несет отечественный вариант вооружения, и, возможно, оснащался РС-82
Hurricane Mk.IITrop из 22-го ЗАП 6-й запасной авиабригады. Учебный центр в Кинешме, март 1942г. Исходный британский камуфляж изменен - поля песочного цвета перекрашены в зеленый, серийный номер закрашен
Этот "Харрикейн" начал свою боевую карьеру в ВВС Карельского фронта в апреле 1942 года. Летом 1943-го самолет прикрывал от налетов вражеской авиации Кировскую железную дорогу на участке Шуерецкая - Лоухи. 5.10.1943г. из-за отказа мотора произвел вынужденную посадку на фюзеляж. 19.10.1943г. был списан на запчасти
Истребитель "Харрикейн" Mk IIB командира 485 ИАП майора Георгия Зимина (август-сентябрь 1942г.)
Хорошо видно, что хвост этого самолета из 767-го ИАП ПВО ранее украшал рисунок, но после перебазирования полка с Кестеньгского направления под Мурманск вся "живопись" на его "харрикейнах" была закрашена
"Харрикейн" Героя Советского Союза Петра Сгибнева, 78-й ИАП, 1942г.
"Харрикейн" Mk.IIB Героя Советского Союза Василия Адонкина, командира эскадрильи 78-го ИАП, июнь 1943г. На самолете установлен противопылевой фильтр, изготовленный в мастерских ВВС СФ, а также новое вооружение, состоящее из двух пушек ШВАК и двух пулеметов УБК
"Харрикейн" IIB с советским вооружением 2-го гв. сап ВВС СФ, лето 1942г.
Hurricane Mk.IIc из состава 964-го ИАП, февраль 1943г.