Hawker Hurricane
Варианты:
Hawker - Hurricane - 1935 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1935


Одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
Описание:
Hurricane
Hurricane FR
Hawker Hurricane
Фотографии:

Обломки (14)

Hurricane

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Хаукер эйркрафт" под руководством С. Кэмма. Впервые поднялся в воздух 6 ноября 1935 г. Серийное производство начато в октябре 1937 г. Строился на заводах "Хаукер" в Лэнгли и Бруклендсе, "Глостер" в Брокуорте, "Остин моторс" в Лонгсбридже, "Кэнэдиэн кар энд фаундри" в Монреале (Канада), "Змай" в Земуне (Югославия), "Рогожарский" в Белграде (Югославия), "Авьонс Фэйри" в Брюсселе (Бельгия).
Состоял на вооружении в Великобритании с декабря 1937 г., Югославии - с декабря 1938 г., Канаде - с февраля 1939 г., ЮАС - с января 1939 г., Бельгии - с мая 1939 г., Румынии - с августа 1939 г., в том же году эти самолеты получил Иран. Финляндия приняла "Харрикейн" на вооружение в январе 1940 г., СССР - в сентябре 1941 г., Индия - в июле 1942 г.
Основные серийные модификации:
  - "Харрикейн" I с мотором "Мерлин" II, вооружение 8x7,69;
  - "Харрикейн" II с мотором "Мерлин" XX и удлиненной носовой частью фюзеляжа; введена подвеска бомб (до 250 кг), НУРС, дополнительных бензобаков; варианты вооружения: А - 8x7,69, В - 12x7,69, С - 4x20, D - 2x40+2x7,69; в СССР модификации IIA и IIB перевооружались в сочетаниях 2x12,7+4x7,69, 2x12,7+2x20, 4x20, монтировались советские бомбодержатели и балки для НУРС;
  - "Харрикейн" IV с мотором "Мерлин" 22124, истребитель-бомбардировщик и штурмовик для использования в тропиках, увеличенный радиатор, дополнительная броня, подвеска бомб, НУРС, баков, вооружение 2x7,69 + 2x40;
  - "Харрикейн" X, канадский вариант с мотором "Мерлин" 28, вооружение 8x7,69; "Харрикейн" XI, аналог модификации X с иным оборудованием;
  - "Харрикейн" XII, канадский вариант с мотором "Мерлин" 29; вооружение 12x7,69; модификация XIIA с вооружением 6x7,69;
  - "Харрикейн" бельгийского производства, вариант модификации I с вооружением 4x12,65; Существовали также палубные и катапультные модификации, именовавшиеся "Си Харрикейн".
Перед началом Второй мировой войны "Харрикейн" занимал первое место по численности в парке истребителей королевских ВВС. Первое боевое применение - в сентябре 1939 г. во Франции. В мае 1940 г. "харрикейны" воевали в Норвегии, Бельгии, Франции. В августе 1940 г. - самый массовый истребитель "битвы за Англию". С сентября 1940 г. использовался в Африке, с января 1942 г. - на Дальнем Востоке (Бирма). В Финляндии использовались в феврале 1940 г. в конце "зимней" войны, затем с июня 1941 г. до 1944 г. - против СССР. В СССР с сентября - октября 1941 г. воевали на севере и под Москвой, с начала 1942 г. применялись по всему фронту. Активно участвовали в Сталинградской битве.
"Харрикейны" служили также в авиации Северного и Балтийского флотов, причем на севере они эксплуатировались до конца войны. На советско-германском фронте эти истребители применялись до середины 1943 г., после чего были сосредоточены в ПВО. Индийцы использовали их в Бирме и Малайе в 1943 - 1945 гг., южноафриканцы - в Сомали в 1940 г.
Самолет снят с производства в Англии и Канаде в августе 1944 г. Производство в Югославии и Бельгии прервалось после захвата этих стран немцами.
"Харрикейн" снят с вооружения в Великобритании, СССР и Индии в конце 1945 г., в Канаде - в мае 1945 г., в ЮАС - в начале 1944 г.


"Харрикейн" IIC||
Размах:||12,2 м
Длина:||9,76 м
Моторы, количество х мощность:||1x1280 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3540 кг
Максимальная скорость:||543 км/ч
Практический потолок:||10900 м
Дальность:||1550 км

Hurricane FR

На базе одноместного истребителя "Харрикейн" создали несколько вариантов ближних разведчиков и штурмовиков-истребителей танков. Истребитель "Харрикейн" - одномоторный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции с убирающимся шасси. Он был спроектирован в КБ фирмы "Хаукер эйркрафт" под руководством С. Кэмма и состоял на вооружении британских ВВС с декабря 1937 г. Впервые переделку "Харрикейна" в ближний разведчик TacR I осуществили в ноябре 1940 г. в полевых авиамастерских в Египте. Переделка велась в различных местах по различным схемам (в т.ч. и прямо в боевых эскадрильях). Наиболее совершенным был вариант "Харрикейн" PR II, опытный экземпляр которого взлетел в мае 1941 г. Переделывались самолеты модификаций IIA, IIB, IIC и I (с доводкой до стандарта II).
Существовало три основных варианта:
  - "Харрикейн" TacR II - с частичным сохранением вооружения и плановой фотокамерой, иногда - с дополнительными баками;
  - "Харрикейн" FR II - с частичным или полным сохранением вооружения и перспективной фотокамерой;
  - "Харрикейн" PR II - без вооружения, плановый фотоаппарат.
Всего в ближние разведчики переделали около 200 истребителей. Они состояли на вооружении частей английской авиации в Северной Африки с декабря 1940 г. Участвовали в боях в Ливии и Египте в 1940-41 гг. Аналогичная переделка "Харрикейна" в разведчик осуществлялась и в СССР. Модернизация самолетов велась в частях и полевых мастерских, обычно с установкой планового аппарата АФА-И при полном сохранении штатного вооружения. Общее количество переделанных машин неизвестно. Они применялись в боях под Ленинградом, в Карелии, под Мурманском и в других местах в 1942-43 гг.

Hawker Hurricane

В декабре 1937 года без каких-либо упоминаний в прессе 111-й эскадрилье в Нортхольте были переданы первые серийные истребители Hurricane Mk I. И лишь два месяца спустя, 11 февраля 1938 года, заголовки буквально всех ведущих газет Великобритании запестрели сообщениями о том, что накануне один из истребителей Hurricane, пилотируемый сквадрон-лидером Дж. У. Гилланом из 111-й эскадрильи, перелетел из Тернхауса в Шотландии в Нортхольт, преодолев 526 км за 48 минут, со средней скоростью почти 658 км/ч.
  История создания Hurricane началась еще в 1933 году, когда главный конструктор компании "Hawker" Сидни Кэмм решил спроектировать на базе биплана Fury новый истребитель-моноплан, используя в качестве силовой установки двигатель Rolls-Royce Goshawk, который по мере продвижения разработки был заменен на Rolls-Royce RV.12 Merlin, и компания "Hawker" начала сборку прототипа, под характеристики которого британское Министерство авиации "подогнало" свою спецификацию F.36/34. Первый полет прототипа состоялся 6 ноября 1935 года. Самолет имел убирающееся шасси, подкосное хвостовое оперение, типовой фюзеляж конструкции компании "Hawker" с полотняной обшивкой, новое двухлонжеронное крыло с полотняной обшивкой и двигатель Merlin "C" мощностью 990 л. с. Официальные испытания начались в феврале 1936 года, вскоре самолет превзошел самые оптимистичные ожидания - его скоростные характеристики были просто великолепны. 3 июня 1936 года компания "Hawker" получила первый контракт - на 600 машин. В конце того же месяца самолет получил свое знаменитое название Hurricane.
  Компания "Hawker" предвидела получение контракта, и ее планы на производство 1000 самолетов уже начали осуществляться, когда был получен первый заказ от Министерства авиации. В заказе, однако, ставилось условие - применить двигатель Merlin II, что вынужденно привело к определенной задержке серийного выпуска самолетов, но в результате осуществленных предварительных приготовлений серийный Hurricane Mk I смог совершить первый полет 12 октября 1937 года.
  В декабре 1937 года первое звено из 111-й эскадрильи было переоснащено на новые истребители. Вся эскадрилья была перевооружена на новые машины к концу года. Вскоре новые истребители получили 3-я и 56-я эскадрильи, а к концу 1938 года в истребительную авиацию британских ВВС были поставлены уже около 200 самолетов Hurricane. Ранние серийные машины мало чем отличались от прототипа, за исключением использования двигателя Merlin II мощностью 1030 л. с.
  Даже скептикам стало ясно, что Hurricane - тот самый самолет, на который можно сделать ставку в процессе численного и качественного расширения британских ВВС. Поэтому в 1938 году было решено расширить производство данных машин, и соответствующее распоряжение получила компания "Gloster Aircraft". Первый построенный на ее предприятии серийный истребитель поднялся в воздух 27 октября 1939 года, а через год компания собрала 1000 этих машин. Согласно же планам, "Gloster" предстояло собрать 1850 самолетов Hurricane Mk I, кроме того, еще 1924 самолета намечалось выпустить силами самой компании "Hawker" до того, как в серию были переданы другие модификации истребителя.
  В процессе подготовки производства полотняная обшивка крыла была заменена на металлическую несущую, силовая установка была модифицирована за счет установки двигателя Merlin III, самолет получил пуленепробиваемое лобовое стекло и бронезащиту для пилота. Несмотря на большую загруженность производства по выполнению заказов британских ВВС, компания "Hawker" нашла время для выполнения небольших экспортных заказов. Машины поставлялись в Югославию (24 самолета, плюс лицензия на их выпуск), Бельгию (поставка самолетов, плюс лицензионный выпуск на заводе "Avions Fairey", хотя до оккупации германскими войсками удалось собрать всего два самолета), Иран, Польшу, Румынию и Турцию. Были также заключены договоры на сборку самолетов Hurricane в Канаде компаниями "Canadian Car" и "Foundry Co."; первый серийный самолет их сборки поднялся в воздух 9 января 1940 года. Канадские истребители сначала были очень сходны с моделью британского производства Hurricane Mk I, но позже на них стали устанавливать двигатель Merlin производства компании "Packard".
  
  В начале Второй мировой войны 19 эскадрилий британских ВВС были полностью укомплектованы самолетами Hurricane, а к началу германского наступления в мае 1940 года четыре из них были перебазированы во Францию (1-я, 73-я, 85-я и 87-я), но этого было явно недостаточно, чтобы противостоять Люфтваффе - вскоре дополнительно во Францию перебросили еще шесть эскадрилий, а затем еще две. Подсчет, выполненный после боев над Дюнкерком, показал, что почти 200 самолетов Hurricane были уничтожены или так сильно повреждены, что их пришлось списывать.
  К счастью для Великобритании и ее ВВС предполагавшееся германское вторжение на Британские острова не состоялось, так что появилось немалое время для передышки, во время которой Истребительное командование получило возможность пополнить свои ряды. К 8 августа 1940 года, что официально считается началом сражений периода "Битвы за Англию", ее ВВС располагали 32 эскадрильями самолетов Hurricane и 19 эскадрильями самолетов Supermarine Spitfire. Причем, несмотря на разгром под Дюнкерком и появившуюся в результате этого острую нехватку истребителей в самой Великобритании, три эскадрильи самолетов Hurricane были переправлены за границу для поддержки гарнизона острова Мальта (251-я эскадрилья) и для использования в Африке, в Ливийской пустыне (73-я и 274-я эскадрильи).
  Усовершенствование самолетов этого типа началось с установки двигателя Merlin XX на планер Hurricane Mk I - в результате получился Hurricane Mk IIA Srs 1. В целом идентичной, за исключением немного удлиненного фюзеляжа, была модификация Mk IIA Srs 2, на которую можно было установить и новые взаимозаменяемые внешние секции крыла. С таким крылом, вмещавшим 12 пулеметов калибра 7,7 мм, и узлами крепления для двух 113-кг или 227-кг бомб под ним, самолеты получили обозначение Hurricane Mk IIB. На модификации Hurricane Mk IIC вместо пулеметов устанавливались четыре пушки калибра 20 мм.
<...>
  Выпуск истребителей Hurricane в Канаде сильно вырос по сравнению с первоначальным выпуском модели Hurricane Mk I. Начало использования двигателя Merlin 28 мощностью 1300 л. с. сборки "Packard" привело к появлению нового обозначения истребителя - Hurricane Mk X, причем самолет был в целом идентичен Mk IIB британского производства и вооружался 12 пулеметами, установленными в крыле. Хотя в небольших количествах данная машина поставлялась и в Великобританию, большинство их было оставлено для службы в Королевских ВВС Канады. Следующая модель, Hurricane Mk XI, была специально разработана по заданию канадских ВВС и отличалась от Mk X в основном военным оборудованием канадского производства. Основной серийной моделью стал Hurricane Mk XII, оснащенный двигателем Merlin 29 мощностью 1300 л.с. выпуска компании "Packard". Первоначально его вооружение составляли 12 пулеметов, установленных в крыле, но впоследствии самолет мог комплектоваться "универсальным" крылом с четырьмя пушками. Последним наземным вариантом, построенным в Канаде, был самолет Hurricane Mk XIIA, идентичный модели Mk II, но вооруженный восемью пулеметами, установленными в крыле.
  Не считая тех машин, которые были поставлены различным странам до войны, в военное время 2952 самолета были отправлены в СССР по ленд-лизу (хотя не все они добрались до пункта назначения). Они неплохо зарекомендовали себя и на советско-германском фронте. Другие поставки военного времени - Египет (20 самолетов), Финляндия (12), Индия (300), Ирландия (12), Персия (1) и Турция (14). Общее количество выпущенных в Великобритании и Канаде самолетов составило 14231 машину. В целом Hurricane стал, без сомнения, одним из лучших истребителей Второй мировой войны.
  Во время периода "Битвы за Англию" истребители Hurricane уничтожили больше вражеских самолетов, чем все остальные силы ПВО вместе взятые. "Харри-бомбардировщики" ("Hurribomber"), базировавшиеся на Мальте, атаковали даже корабли в Ла-Манше и "прореживали" колонны противника в Ливийской пустыне. "Харрикейны - охотники за танками" широко применялись практически на любом театре военных действий. В конце лета 1940 года флайт-лейтенант Дж.Б. Николсон из 249-й истребительной эскадрильи был награжден единственным Крестом Виктории, полученным представителем Истребительного командования. Это случилось 17 августа, когда на поврежденном и объятом пламенем самолете Hurricane раненый и получивший сильные ожоги Николсон сумел уничтожить атакующий Bf 110, после чего выбросился с парашютом. Летчик был спасен и остался жив.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Hawker Hurricane Mk IIB

  Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один V-образный ПД Rolls-Royce Merlin XX мощностью 1280 л. с. (954 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6705 м - 550 км/ч; крейсерская скорость на высоте 6095 м - 476 км/ч; набор высоты 6095 м - за 8 мин 54 с; практический потолок 11125 м; дальность полета со стандартным запасом топлива 772 км
  Масса: пустого 2495 кг; максимальная взлетная 3311 кг
  Размеры: размах крыла 12,19 м; длина 9,82 м; высота 3,99 м; площадь крыла 23,92 м2
  Вооружение: 12 пулеметов Browning калибра 7,7 мм в крыле, плюс до 454 кг авиационных средств поражения на двух подкрыльевых узлах подвески.
Довольно часто во время рулежки и посадки "харрикейны" вставали на нос, ломая пропеллеры. По этой причине многие истребители, не имея запасных винтов, подолгу простаивали на аэродромах
"Харрикейн", совершивший вынужденную посадку на финской территории зимой 1942-43гг.
Подбитый в бою 6.04.42г. "Харрикейн" из 17-го ГШАП на аэродроме "Арктика" под Мурманском - самолет еще даже не начали ставить на шасси, а красные звезды уже закрашены!
"Харрикейн" N Z3312 из 767-го ИАП весной 1942г. защищал небо над Мурманском. Со сходом снега на песчаных аэродромах Заполярья начались массовые проблемы импортных самолетов с моторами. Не избежал этой участи и Z3312. 26 мая 1942 он потерпел аварию из-за отказа двигателя при заходе на посадку. Как и многие его "коллеги", впоследствии был разобран на запчасти
"Харрикейн" BM 959, сбитый 6 апреля 1942 года в воздушном бою при неудачном налете на финский аэродром "Тикшозеро". Пилот этой машины младший лейтенант Белицкий попал в плен
"Харрикейн" Z 3577, сбитый 6 апреля 1942 года в воздушном бою при неудачном налете на финский аэродром "Тикшозеро". Пилот этой машины младший лейтенант Вавякин попал в плен
7 апреля 1942г. на аэродроме "Подужемье" на "Харрикейне" с серийным номером AP 558 разбился командир 767-го ИАП майор Л.П.Юрьев
"Харрикейн" Z 3227 из 767-го ИАП 21 марта 1942г. из-за ошибки пилота потерпел аварию в учебном полете - на посадке был сломан винт и шасси. Самолет требовал лишь полевого ремонта, но из-за отсутствия запчастей его в конце концов самого пустили на запчасти. 21 июля то, что от него осталось, списали по акту
"Харрикейн Mk.IIC" из состава 73-й эскадрильи. 20-мм пушки с поврежденного самолета сняты.
Изначальная немецкая подпись к этой фотографии гласила: "Лейтенант Марсель в марте 1942 года (50 побед) рядом с только что сбитым вражеским истребителем". Но, фактически, он не сбил ни одного самолета в марте 1942 года, свою 52-ю победу он одержал 27 февраля, а 53-ю - 25 апреля. Как полагают, сбитый Hurricane принадлежал 213-й авиаэскадрилье британских ВВС.
На дюжину сбитых, шесть "вероятно" уничтоженных и три поврежденных самолета за период с 10 по 21 мая 1940г. претендуют пилоты 615-й истребительной эскадрильи. Однако ее собственные потери составили 11 машин в воздушных боях, три на аэродромах и не менее четырех брошены из-за невозможности эвакуации.
Хвостовая часть "Харрикейна" пайлот-офицера Тренчарда-Смита из состава 43-й эскадрильи, после возвращения из боевого вылета на штурмовку позиций немецкой пехоты у западного мола
Немцы возле "скелетов" истребителей "Харрикейн", сгоревших на бельгийской авиабазе Шаффен утром 10 мая 1940 г.