SAAB Tunnan / J-29
Страна: Швеция
Год: 1948


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии
Saab 29 Tunnan

  В первоначальном варианте Saab 29 являлся монопланом традиционной конструкции с турбореактивным двигателем Goblin. Но в результате анализа немецких исследований в области стреловидного крыла и после создания более мощного турбореактивного двигателя Ghost конструкцию самолета изменили.
  Поскольку компания еще не имела опыта работы со стреловидным крылом, было решено использовать для испытаний легкий самолет Saab Safir, получивший обозначение Saab 201. На нем проводились испытания стреловидного крыла уменьшенного масштаба с углом стреловидности по передней кромке 25°. В то же время начались переговоры с компанией "de Havilland" о лицензионном выпуске в Швеции ТРД Ghost. Первый из четырех прототипов Saab 29 был облетан 1 сентября 1948 года, но в серию самолет пошел лишь весной 1951 года.
  Самолет представлял собой свободнонесущий высокоплан с убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой, а его силовая установка располагалась внутри фюзеляжа большого диаметра. Пилот располагался в катапультном кресле в герметизированной кабине.
  Истребители Saab J 29A начали поступать в ВВС Швеции в 1951 году и были известны под неофициальным названием Tunnan. Несмотря на свой достаточно неуклюжий вид, самолеты имели хорошие летно-технические характеристики. В 1954 году J 29B установил новый рекорд скорости - на замкнутом маршруте 500 км развил среднюю скорость 977 км/ч. Самолет оставался в серийном производстве до апреля 1956 года, всего был собран 661 самолет, поступивший на вооружение 13 авиакрыльев шведских ВВС.
  С 1958 года их стали быстро вытеснять новые Saab 32 Lansen, но J 29 оставались в эксплуатации до 1965 года. Tunnan применялись во время операции ООН в Демократической Республике Конго в начале 1960-х годов, где решали задачи преимущественно штурмовиков. В шведских ВВС небольшое количество J 29 использовалось до 1976 года в роли буксировщиков мишеней.
  Австрийские ВВС стали единственным зарубежным покупателем Tunnan. В 1961-1962 годах они получили 30 истребителей J 29F, снятых с вооружения шведских ВВС и использовавшихся в роли истребителей-бомбардировщиков и самолетов-разведчиков до начала 1970-х годов. В начале 1990-х годов один J29F был восстановлен в Швеции до годного к полетам состояния и регулярно выступает на авиашоу.


Варианты

  J 29A: первый серийный вариант одноместного истребителя; поставки с апреля 1951 года
  J 29B: второй серийный вариант, модернизированный - с увеличенным топливным баком внутри фюзеляжа; заменил J 29A в производстве в начале 1953 года
  A 29B: вариант штурмовика на базе J 29B
  S 29C: вариант для фоторазведки, сходный с J 29C, но оснащенный шестью автоматическими АФА и усовершенствованным навигационным оборудованием; первые поставки выполнены в конце 1953 года; позже оснащены отъемными частями крыла по типу J 29E
  J 29D: экспериментальный вариант для оценочных испытаний форсажной камеры, спроектированной в Швеции; строился небольшой партией
  J 29E: облетан 3 декабря 1953 года, имел выступы-запилы на передней кромке крыла для улучшения летных характеристик на трансзвуковых скоростях и форсажную камеру, испытанную на J 29D
  J 29F: последняя серийная модель, объединившая все улучшения более ранних вариантов
  A 29F: вариант штурмовика на базе J 29F; кроме стандартного вооружения мог нести 24 реактивных снаряда Bofors класса "воздух-воздух" калибра 75 мм или до 500 кг различных вооружений на подкрыльевых узлах подвески


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Saab 29F (J 29F)

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один ТРД Flygmotor RM2B (лицензионный вариант de Havilland Ghost) форсированной тягой 27,45 кН
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 1550 м - 1060 км/ч; практический потолок 15 500 м; максимальная дальность 2700 км
  Масса: пустого эксплуатационная 4300 кг; максимальная взлетная 8000 кг
  Размеры: размах крыла 11,00 м; длина 10,13 м; высота 3,73 м; площадь крыла 24,00 м'
  Вооружение: четыре 20-мм пушки и две УР "воздух-воздух" RB24 Sidewinder
Истребитель-разведчик SAAB J-29. Эмблемы ООН нанесены на фюзеляже и крыльях поверх шведских опознавательных знаков.
Saab S 29C Fv 29906 “White B” was one of two examples sent to Congo in November 1962 to join F 22. The standard Flygvapnet bare-metal colour scheme was replaced with a locally improvised three-tone camouflage.
Авиашоу на авиабазе Мальмен, Швеция. SAAB J-29F "Туннан"
В 1953 году авиакрыло F3 Malmslatt (авиабаза Мальмслат, Юго-Восточная Швеция) перевооружилось с J 28 Vampire на J 29A и летало на них до середины 1960-х годов, получив затем на вооружение J35D Draken. Код авиакрыла наносился на фюзеляж, а индивидуальный номер - на киль.
SAAB J-29
Tunnan на войне. Tunnan - первые шведские реактивные истребители, получившие боевое крещение. В октябре 1961 года пять J 29B были направлены в составе сил ООН в Конго. К январю 1963 года туда прибыли еще четыре J 29B и два разведчика S 29C. Все они дислоцировались в Камине в составе так называемого добровольческого авиационного отряда F22. Самолеты привлекались к решению ударных (применяли пушки и 140-мм НАР) и разведывательных задач в провинции Катанга. Потерь не было. S 29C действовали на малых высотах и несли темно-зеленый/темно-коричневый камуфляж (на фото). В 1963 году в Швецию вернулись четыре машины, а остальные в августе - сентябре были уничтожены в месте базирования в Африке, поскольку их эвакуация была оценена как излишне дорогостоящая.
Mad dogs and Swedishmen - F 22 groundcrew share the limited shade of S 29C Fv 29944’s wing at Kamina in early 1963. The unarmed S 29C variant (S for Spaning - reconnaissance) made its first flight in June 1953, deliveries to Flygvapnet beginning in the spring of 1954.
Pilot Axel Barthelson (right) and groundcrew chief Curt Jonsson (left) at Kamina.
The two J 29Bs based temporarily at Albertville during late November 1962, with Lake Tanganyika visible in the background. Both were damaged during operations, Fv 29475 ("White J”) taking a bullet to an engine mounting during a low-level ground-attack sortie and Fv 29374 ("White D”) being written off after a landing accident at Kamina.
Two J 29Bs were designated ‘‘White G” by F 22 during the unit’s African sojourn; the first was lost in March 1962 during a landing accident and the second, Fv 29364, which arrived in December that year and was never camouflaged, is seen here at Kamina being towed out by a Volvo Startbil 954 in 1963 to be destroyed.
A pilot of Flygvapnet unit F 22, formed in 1961 specifically for operations in Congo, climbs aboard a J 29B for a sortie over Katanga province;
After F 22’s arrival at Kamina, a 6,600ft (2,000m)-long stretch of straight road between sections of the base, known as “Route Royale”, was tested as a possible alternative landing strip. A mere 21ft (6-3m) at its narrowest point, it was deemed too narrow after two test landings for anything other than the most severe emergencies.
Possibly taken from a Swedish Curtiss C-46, this photograph shows four of the original Tunnans of F 22 in formation over terrain typical of southern Congo. For the African deployment the unit initially retained the type’s standard bare-metal scheme but replaced the Flygvapnet roundels with a white square bearing the letters “UN”.
Down among the treetops - this remarkable photograph shows how low the Tunnans of F 22 operated over the Katangese bush. One of the unit’s J 29Bs hit a tree with one of its wing­mounted droptanks, which burst into flames before being promptly jettisoned by the pilot.
UN troops in a VW Combi van encounter a "Flying Barrel” at very close quarters during Congo operations;
The pilots of F 22’s unofficial display team get the wheels up quick­smart during a formation take-off from Kamina in 1962. When British test pilot Robert Moore made the type’s first flight in 1948 he described it as “an ugly duckling on the ground - but in the air a swift!”
The men and machines of the UN’s 22 Fighter Sqn on parade at N’djili Airport in Leopoldville (now Kinshasa) after the arrival of F 22 on October 4, 1961. Nearest the camera is the unit’s first commander, Lt-Col Sven-Erik Everstahl.
In January 1963 a pair of J 29Bs was based at the Katangese capital Elisabethville to provide protection for UN air transport operations in the area. The two Tunnans, Fv 29364 and Fv 29371, were from the final wave of four fighters sent in December 1962, all of which retained a bare-metal colour scheme and bore “ONU” markings.
Истребители шведского производства Сааб J-29F «Тонне» в составе ВВС Австрии. 1961-1972 гг.
The 20mm Hispano-Suiza cannon of a J 29B of F 22 loaded with a mixture of black-tipped armour-piercing rounds and high-explosive grenades.
The first prototype J 29, which first flew in September 1948, shows the empennage finally adopted.
Авиакрыло F9 Save дислоцировалось в Гетеборге на юго-западе Швеции. В 1952 году оно перевооружилось на J 29A, а в 1956 году - на J 29F.
Another of F.13’s J 29As, 29106. This Wing phased out its last J 29A in 1962.
Tunnan имел крыло стреловидностью 25°. Позже крыло оснастили "зубом" (уступ по передней кромке), что улучшило маневренные характеристики машины. "Зуб" появился на крыле 29-и из 360 J 29B, которые обозначили J 29E, и на всех самолетах J 29F.
J 29A 29147 of the F.13 Wing, during a visit to RAF Waterbeach in October 1953. The fuselage dive brake is just closing.
Saab J 29A 29139, one of 224 of its kind. Deliveries began in 1951, Air Force approval coming in January 1952 after rigorous service tests.
The first prototype S 29C, 29901, made its maiden flight in June 1953. Seven cameras could be carried in the modified nose.
SAAB J-29F. Latest version of the SAAB 29 fighter to be delivered to the Swedish Air Force is the 29F, with modified and lightened outer wings and an afterburner on the Ghost turbojet. All-round performance has thus been improved, and particularly rate of climb. The new outer wing was first tested in December 1953, and the afterburner flew for the first time in March 1954. In addition to a batch of pre-production "F"s now on delivery, a number of standard J29s will be converted to the new standard.
Salient features : A tubby mid-wing monoplane , the SAAB 29 has a moderately-swept wing, rounded delta tailplane and a very distinctive cut-out at the jet exhaust. Cockpit is set well forward towards the round nose intake. The wing of the "F" has sharp sweep on the root panels and moderate sweep on the rest of the inner wing. Outboard of the wing fences the leading edge is extended forward, although retaining the same degree of sweep. Tips are rounded. The fin is square-cut with taper on the leading edge. Main undercarriage wheels retract into the fuselage, and the nosewheel backwards.
На модификации J 29F внедрили и форсированный двигатель, и крыло с "зубом" на передней кромке. Всего по данному стандарту в 1955-1958 годах были переоборудованы 308 самолетов модификаций J 29B и J 29E.
A J 29F of F.3 Wing, first to re-equip with this variant. It kept them until 1965.
A brace of Saab J 29Fs with a pair of Sidewinders on their inboard pylons. The SFA afterburner on the J 29F was the first to be used successfully with a British powerplant.
Saab 29, прозванный Tunnan ("бочка"), по очевидным причинам являлся значительным достижением шведской авиапромышленности. J 29 - первый серийный реактивный истребитель со стреловидным крылом в Западной Европе.
С конца 1963 года все J 29F были модифицированы под УР "воздух-воздух" AIM-9B Sidewinder с тепловой ГСН. Ракета выпускалась "Saab" по лицензии и получила шведское обозначение Rb 24.
A flight of Saab J 29Fs of the F.3 Wing, Swedish Air Force.
A rocket-equipped prototype J 29, photographed at Ostersund military airfield late in 1950, displays the two-tone camouflage briefly adopted for the type.
Tunnan показали себя отлично в условиях суровой шведской зимы. На снимке - техперсонал шведских ВВС подвешивает на J29 блоки НАР. 20-мм пушки имелись на всех самолетах, исключая разведчики S 29C, не имевшие вооружения.
A J 29 loaded with drop tanks and underwing ordnance takes off with the aid of Jato.
Шведские истребители SAAB J-29 с эмблемами ООН на одном из конголезских аэродромов.
Во время операции ООН в Конго в 1961-1963 годах девять J 29B из авиакрыла F22 шведских ВВС дислоцировались в Камине и выполняли оттуда боевые вылеты. Там же находилась пара разведчиков S 29C.
Шведские военные самолеты, выполняющие боевые вылеты вне воздушного пространства Швеции, - редкое зрелище. Однако, во время конфликта в Конго в 1960-х годах истребители SAAB J 29 совершали полеты для поддержки действий войск ООН.
J 29B Tunnan Fv 29475/“White J”, captured by the forward-facing camera of one of the two S 29C photo-reconnaissance variants sent to Congo in November 1962. The bright African light contrasted starkly with the northern European low-light conditions in which the S 29Cs usually operated, resulting in super-sharp images.
Colonel Sven Lampell was appointed ONUC’s Chief Fighter Operations Officer with the arrival of F 22 in Congo in 1961. Lampell later went on to participate in Red Cross operations in Biafra during 1968-69 and Bangladesh during 1971-72.
Эскадрилья (Flygflottij) 22 была добровольческим подразделением, оснащенным истребителями-бомбардировщиками и разведывательной модификацией J 29. Самолеты с фотоаппаратурой несли камуфляжную окраску, в то время как внешние поверхности стандартных боевых машин не были окрашены и имели естественный металлический цвет.
Congo crisis: A line-up of ONUC (Organisation des Nations Unies au Congo) aircraft at Kamina in January 1963 - Philippine Air Force North American F-86 Sabres and Swedish Air Force (Flygvapnet) Saab J 29Bs on the right, and Imperial Iranian Air Force F-86 Sabres nearest the camera. A Douglas DC-3 and two Sikorsky UH-19 helicopters complete the group.
Австрийские ВВС получили на вооружение 20 J 29F, которые находились на вооружении двух эскадрилий 1-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла с июля 1961-го по июль 1972 года. Самолеты стали первыми шведскими реактивными истребителями, поставленными на экспорт.
J 29F 29457 was one of the first 15 delivered to the Austrian Air Force, where they formed the first Jagdbomber-Staffel. The national insigna was Red and white.
Истребители J-29F
The first attack on Kolwezi airfield as part of Operation Grand Slam on December 29, 1962, met with spirited small-arms fire from the ground. Worst hit was the leader of the six-aircraft group, Maj Olof Lindstrom flying J 29B Fv 29374, "White D”, which was hit by a bullet which passed through the front of his canopy from side to side, missing his face by inches, leaving a pair of sizeable holes, as seen here
Following its accident on March 11, 1962, J 29B Fv 29440, the first “White G”, was used for camouflage tests and fire drills. Note the word soptunna - “rubbish barrel" - daubed on the forward fuselage.
SAAB J-29, подбитый катангскими зенитчиками 5 декабря 1961г.
The end of the road - following the disbandment of the UN’s 22 Fighter Sqn in August 1963, the remaining six J 29Bs were taken out to the Kamina firing range and destroyed with explosives. Here Swedish personnel pick through the remains of Fv 29393, ‘‘White E”, after its disposal in September
Project R 1001 as it looked in January 1946.
SAAB J-29F. Data: Manufacturer: SAAB Aircraft Co., Linkoping, Sweden. Power: one de Havilland Ghost turbojet of 5,000-lb. thrust plus afterburning. Accommodation: single seat. Dimensions, weights and performance: no data available.
Saab S.29C of the F 21 Wing Royal Swedish Air Force, Luela, 1954