SEPECAT Jaguar
Варианты:
SEPECAT - Jaguar - 1969 - International
Страна: International
Год: 1969


Одноместный ударный самолет
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (31)
SEPECAT Jaguar
  
   В середине 1960-х годов в Великобритании и Франции были сформулированы требования к тренировочному самолету и самолету непосредственной авиационной поддержки наземных войск. Эти требования совместили в едином техническом задании, в результате появился очень удачный англо-французский истребитель-бомбардировщик Jaguar.
   "Breguet" во Франции и "British Aircraft Corporation" в Великобритании были выбраны основными подрядчиками программы, для реализации которой во Франции в мае 1966 года основали совместное предприятие SEPECAT ("Societe Europeenne de Production de l'avion Ecole de Combat et d'Appui Tactique").
   Первым из восьми прототипов Jaguar стал двухместный французский Jaguar E (от Ecole - учебный), взлетевший 8 сентября 1968 года. Остальные прототипы строились с учетом специфических требований заказчиков.
   ВВС Великобритании и Франции планировали закупить по 200 самолетов Jaguar. Великобритания заказала 165 одноместных Jaguar S (от Strike - ударный) и Jaguar GR.Mk 1.
   GR.Mk 1 отличался лазерным дальномером, размещенным в носовой части, и килевым контейнером с приемником предупреждения о радиолокационном излучении. Самолеты для британских ВВС оснащались двигателями Adour Mk 102 тягой по 32,51 кН. Первая британская машина поднялась в воздух 12 октября 1969 года, поставки серийных самолетов выполнены в 1973-1978 годах.
   Разведчики несли на подфюзеляжном пилоне контейнер с пятью фотоаппаратами и инфракрасным сканером, а с 1991 года могли использовать контейнеры Vinten VICON 18 с фотоаппаратурой дальнего действия.
   Фюзеляж двухместного Jaguar на 90 см длиннее фюзеляжа одноместного варианта из-за установки кабины второго члена экипажа. Спарка оснащалась полным комплектом целевого оборудования, как одноместный "боевой" вариант, однако лазерный дальномер в носовой части фюзеляжа не монтировался, не был установлен топливоприемник системы дозаправки топливом в полете, а из двух пушек оставлена одна.
   Первый британский двухместный Jaguar выполнил первый полет 30 августа 1979 года, британские ВВС закупили 35 Jaguar T.Mk 2.
   В 1970-1990 годах британские самолеты постоянно модернизировались. Первую крупную модернизацию провели в 1978- 1984 годах, установив двигатели Adour Mk 104 тягой по 35,14 кН. С декабря 1984 года на Jaguar GR.Mk 1A ставилась прицельно-навигационная система FIN 1064. Доработке подверглись бортовые оборонительные системы, самолет получил возможность использовать УР "воздух-воздух" Sidewinder, которые подвешивались сначала на подкрыльевые, а затем на надкрыльевые пилоны.
   14 спарок доработали в Jaguar T.Mk 2A путем установки ПрНК FIN 1064 и двигателей Adour Mk 104. Далее девять Jaguar GR.Mk 1B и два Jaguar T.Mk 2B доработали в носители контейнеров TIALD с аппаратурой целеуказания.
   Позже самолеты получили навигационную систему TERPROM, нашлемные прицелы и новое приборное оборудование кабин (модернизацию прошло большинство боеспособных Jaguar GR.Mk 3 и Jaguar T.Mk 4). Контейнеры TIALD и УР AIM-132 ASRAAM интегрировали в СУВ Jaguar GR.Mk 3A и, возможно, Jaguar T.Mk 4A.
   В 1996-2005 годах модернизацию прошло 96 самолетов, на которые установили более экономичные двигатели Adour Mk 106.
   На вооружение британских ВВС Jaguar поступили в 1974 году. Значительная часть парка одноместных самолетов являлась носителями тактических атомных бомб WE.177. Самолеты базировались в ФРГ. В случае войны их планировалось использовать как тактические бомбардировщики и разведчики. Первым случаем боевого применения британских Jaguar стала операция "Буря в пустыне" 1991 года. Позже самолеты приняли участие в операции "Northern Watch" и операции 1995 года "Deliberate Force" на Балканах. С вооружения ВВС Великобритании Jaguar сняли в 2006 году.
   Франция закупила 160 одноместных и 40 двухместных самолетов. В сравнении с британским вариантом одноместный французский Jaguar A (от Appui - ударный) оснащался менее совершенным целевым оборудованием, но, тем не менее, являлся эффективным истребителем-бомбардировщиком.
   На последних 80 самолетах установили под носовой частью фюзеляжа лазерные дальномеры и улучшенные приемники предупреждения об облучении; не менее 30 самолетов могли нести лазерные целеуказатели ATLIS.
   Начиная со 113-го самолета, на Jaguar A монтировались панорамные фотоаппараты. За исключением первых десяти самолетов все Jaguar A оснащались двигателями Adour Mk 102.
   Французские двухместные Jaguar E оснащались упрощенным, в сравнении с одноместными машинами, БРЭО. Начиная с 270-го серийного самолета, на спарках монтировали неубираемые топливоприемники, предназначенные исключительно для отработки дозаправки в воздухе.
   Компания SEPECAT разработала Jaguar M авианосного базирования. Первый полет прототип выполнил в ноябре 1969 года, но в дальнейшем тема была закрыта.
   Поставки Jaguar ВВС Франции осуществлялись с января 1972 года по декабрь 1981 года. Самолетами вооружили девять эскадрилий, две из которых отрабатывали нанесение ядерных ударов 25-кт бомбами AN 52; эти бомбы сняли с вооружения в 1991 году. Подобно британским, французские Jaguar приняли участие в боевых действиях. Впервые они использовались для нанесения ударов в конце 1970-х годов в Северной и Центральной Африке, в 1980-х годах действовали над Мавританией, Чадом и Центрально-Африканской республикой. В 1991 году принимали участие в военных действиях в Персидском заливе, а позже - на Балканах. Франция сняла Jaguar с вооружения в июле 2005 года.
   Все экспортные Jaguar являются подвариантами Jaguar B/S. Первый полет прототип Jaguar International с двигателями Adour Mk 104, являвшийся британской машиной, выполнил в 1974 году. Тяга двигателя Mk 104 на 27% превосходила тягу двигателя Mk 102.
   Первым серийным Jaguar International стал двухместный Jaguar EB для ВВС Эквадора, который поднялся в воздух 19 августа 1976 года. Одно- и двухместные Jaguar поставили ВВС Эквадора в 1977 году; семь уцелевших самолетов в 1991 году дополнили тремя отремонтированными экс-британскими машинами. Эквадор использовал Jaguar в короткой войне в Перу в 1995 году; в начале 2000-х годов Jaguar с вооружения ВВС Эквадора сняли.

   С 1977 года Оман получил десять одноместных Jaguar OS и два двухместных Jaguar OB, вторая партия из такого же количества самолетов была поставлена в 1983 году. Все самолеты второй партии оснащались ТРДДФ Adour 811 тягой по 37,37 кН. 24 изначально заказанных Оманом Jaguar были дополнены двумя экс-британскими самолетами - одним одноместным и одним двухместным. В 1986-1989 годах 21 уцелевшая машина прошла модернизацию с установкой ПрНК FIN 1064. В 2013 году на вооружении ВВС Омана состояло восемь Jaguar.
   Главным покупателем Jaguar стала Индия, получавшая самолеты постройки "BAe" и собранные по лицензии концерном HAL. В ВВС Индии одноместные Jaguar IS и двухместные Jaguar IT именовались Shamser.
   На самолетах второй партии для ВВС Индии ставились ТРДДФ Adour Mk 804 тягой по 35,75 кН, была смонтирована система NAVWASS (Navigation и Weapons Aiming Sub System). Самолеты третьей партии собирались компанией HAL из машинокомплектов британского производства, но постепенно количество комплектующих, поставляемых Англией, сокращалось. Самолеты постройки HAL позднего выпуска получили двигатели Adour Mk 811.
   Партия из 17 спарок была укомплектована улучшенным ПрНК DARIN II, обеспечивающим круглосуточность боевого применения и использование боеприпасов с лазерным наведением. Для поражения морских целей HAL построила 12 Jaguar IM с РЛС Agave, установленной в носовой части фюзеляжа вместо лазерного дальномера; главным оружием этих самолетов являются ПКР BAe Sea Eagle.
   Индия использовала Jaguar в каргильской войне 1999 года с Пакистаном, с самолетов применялись обычные и корректируемые бомбы. Всего Индия закупила 168 Jaguar; серийное производство на HAL завершилось в 2008 году.
   Финальным покупателем Jaguar стала Нигерия - на вооружение ВВС в 1984 году поступили 13 одноместных Jaguar SN и пять двухместных Jaguar BN; самолеты сняты с вооружения в 1991 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   SEPECAT Jaguar International

   Тип: одноместный ударный самолет
   Силовая установка: два ТРДДФ Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 804 сухой тягой по 23,66 кН, тяга на форсаже 35,75 кН; или Adour Mk 811 тягой по 24,55 кН, тяга на форсаже 37,36 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость без внешних подвесок на высоте 10975 м - 1699 км/ч; время набора на высоте 9145 м - 1 мин 30 с; практический потолок 14 000 м; дальность с ПТБ 3524 км; боевой радиус по профилю полета "большая-малая-большая высота" без ПТБ 852 км
   Масса: пустого снаряженного 7700 кг; максимальная взлетная 15700 кг
   Размеры: размах крыла 8,69 м; длина с ПВД 16,83 м; высота 4,89 м; площадь крыла 24,18 м2
   Вооружение: две 30-мм пушки ADEN Mk 4, вооружение общей массой до 4763 кг на пяти внешних узлах подвески
Airfix's updated 1/72nd-scale model of the Jaguar GR.1
The AFVG mock-up at Warton (with a Jaguar fin visible in the adjacent bay). The mock-up was fitted with only one wing, but the general characteristics of the prospective twin-engined strike aircraft are easy to determine. It was vital to preserve BAC’s technological capability, which would ultimately bear fruit in the MRCA/Tornado project with West Germany and Italy.
Jaguar GR.Mk 1А. На рисунке представлен британский Jaguar GR.Mk 1А из подразделения, базировавшегося в Мухарраке, Бахрейн, в пустынном камуфляже времен операции "Буря в пустыне". Когда Великобритания решила присоединиться к многонациональным силам, собиравшимся в Саудовской Аравии после вторжения Ирака в Кувейт, использование самолетов SEPECAT Jaguar было для нее очевидным. Ведь эти машины уже не раз проявили способность к быстрому развертыванию на неподготовленных аэродромах при минимальной поддержке. Самолеты, базировавшиеся в Бахрейне, были окрашены в цвет desert pink (розовый пустынный), с уменьшенными опознавательными знаками (трехцветные полосы на киле вообще удалили) и "ложной кабиной", нарисованной снизу носовой части фюзеляжа. Большинство Jaguar быстро "обросли" отметками боевых вылетов, а концу войны на их бортах стали появляться красочные картинки. Кроме неизбежных изображений полураздетых девиц, были и другие рисунки - геральдиче ские эмблемы, карикатуры, герои мультфильмов и комиксов и т.п. Некоторые считали это ребячеством, но "бортовая живопись" поддерживала моральный дух персонала и повышала настроение пилотам.
Истребитель-бомбардировщик Jaguar. Эскадрилья EC 2/11 "Vosges". Этот самолет Jaguar на левой стороне киля несет эмблему SPA97. Первые шесть таких самолетов EC 2/11 получила в ноябре 1976 года. Эта же часть первой получила самолеты, оснащенные лазерными дальномерами. Она специализировалась на РЭБ и подавлении систем ПВО.
SEPECAT Jaguar A. Этот Jaguar A нес службу в истребительной авиагруппе Escadron de Chasse 2/11 "Vosges" французских BBC в конце 1980-х годов. Несмотря на свою относительную "простоту" и относительно маломощные двигатели (по сравнению, например, с аналогичными самолетами британских BBC), Jaguar A был важным элементом в арсенале французских ВВС, высоко ценимым за свою универсальность, надежность и простоту обслуживания. Последний фактор и стал решающим при использовании этих самолетов против "Фронта Полисарио" в Мавритании в 1977 году, против ливийских сил в Чаде в 1978 и 1986 годах, и во время операции "Буря в пустыне" в 1991 году. Jaguar из EC 11 были приписаны к воинским подразделениям Force d’Action Exterieure, находившимся на территории Франции в состоянии повышенной боевой готовности, но предназначенным для зарубежных операций. Самолеты широко привлекались к действиям в условиях пустыни. Многие Jaguar из этого авиакрыла несли такой песочный и шоколадно-коричневый камуфляж.
Jaguar E
Sepecat Jaguar GR.Mk 1
SEPECAT Jaguar GR.Mk 1
Jaguar International
Evolution of air inlets showing the wide variety of configurations adopted over the years.
SEPECAT Jaguar
Jaguar GR.Mk 3. Самолет, принадлежащий 54-й эскадрилье британских ВВС, был модернизирован в GR.Mk 3A.
Jaguar's 382 access doors and panels (shown as dark areas on the diagram) have standartised quick-release fasteners, requiring only a simple screwdriver tool.
Single- and two-seat versions of Breguet BAC Br 121 Jaguar lightweight strike/training aircraft
SEPECAT Jaguar S single-seat strike aircraft, with additional side view (top) of Jaguar B two-seat operational training version
SEPECAT Jaguar S single-seat strike aircraft, with additional side view (top) of Jaguar B two-seat operational training version
SEPECAT Jaguar GR.Mk 1, Royal Air Force
Jaguar prototypes: E-01 as first flown; A-03 with pitot intakes and ventral fins; M-05 with ventral fins added; S-07 in latest form; B-08 as now flying.
Jaguar A
Jaguar GR.Mk 1/1A/3/3A; Jaguar M; Jaguar International IM
Jaguar ACT
"Ягуар A"
One of four different versions of the BAC/Breguet Jaguar have flown in prototype form so far. The Jaguar S-06, prototype of the British single-seat tactical strike aircraft.
The first production Jaguar GR Mk 1.