RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Германия

Год : 1931

Средний бомбардировщик и военно-транспортный самолет

Ju.52/3m

Военно-транспортный самолет. Трехмоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Обшивка гофрированная. Военный вариант пассажирского самолета, созданного в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" под руководством Э. Цинделя. Первый опытный образец одномоторного Ju 52ba взлетел 13 октября 1930 г., первый трехмоторный Ju 52/3mce - в апреле 1931 г. Серийное производство одномоторных пассажирских самолетов начали в июле 1931 г., трехмоторных - с лета 1932 г. Первые военные варианты появились в 1934 г. Ju 52/3m строили заводы "Юнкерс" в Дессау и Бернбурге, "Везер флюгцойгбау" в Бремене, ATG в Лейпциге, с июня 1942 г. - группа заводов во Франции (окончательная сборка на "Бреге" в Виллакублэ с изготовлением узлов "Амио" и SNCASO). Завод PIRT в Венгрии с января 1944 г. собирал машины из немецких деталей. Всего до конца войны выпустили 4835 экз. (вместе с гражданскими). В послевоенный период продолжалось производство во Франции (как AAC-1 "Тукан"), а с июня 1945 г. Ju 52/3mg7e начали строить на заводе CASA в Мадриде (Испания) под обозначением CASA 352.
Экипаж 3 - 5 чел., 18 пассажиров. Моторы BMW 132. Вооружение устанавливалось в зависимости от модификации. Машины послевоенного производства штатного вооружения не имели.
Ju 52/3m состояли на вооружении ВВС Колумбии с лета 1932 г., Боливии - с октября 1932 г., Германии - с октября 1933 г., Австрии - с 1936 г., Португалии - с 1937 г., Швейцарии - с октября 1939 г., Болгарии - с конца 1939 г., Южно-Африканского Союза (ЮАС) и Италии - с лета 1940 г., Венгрии - с весны 1941 г., Китая - с сентября 1941 г., Румынии - с ноября 1941 г.
Серийно выпускались следующие военные модификации:
   - Ju 52/3mSa3, транспортный и учебный (для подготовки штурманов) самолет с моторами BMW 132A-1 на базе гражданского типа ge, без вооружения
   - Ju 52/3m3ge, вспомогательный бомбардировщик и транспортный самолет с моторами BMW 132A-1, имел подъемную подфюзеляжную гондолу для бомбардира и протектированные бензобаки, вооружение 2x7,9, бомбы до 1500 кг, экипаж - 4 чел., поздние серии имели хвостовое колесо вместо костыля, часть машин потом доработана заводом "Винер Нойштадтер флюгцойгверке" в тип g4e;
   - Ju 52/3mg4e, вспомогательный бомбардировщик и транспортный самолет, отличался усиленными шасси и полом кабины, грузовыми люками в потолке и на правом борту, вооружение 2x7,9, бомбы до 1500 кг, экипаж - 4 чел.;
   - Ju 52/3mg4e/Wa, переделка предыдущего типа заводом "Везер" в самолет сопровождения с усиленным вооружением 1x20x4x7,9, экипаж - 4 чел.;
   - Ju 52/3mg5e, военно-транспортный самолет с моторами BMW 132T-2, сменным шасси (колеса/лыжи/поплавки), без обтекателей колес, с антиобледенительной системой, вооружение 1 - 3x7,9, экипаж - 3 чел.;
   - Ju 52/3mg6e, вариант предыдущей модификации с усовершенствованным радиооборудованием, только на колесах или лыжах;
   - Ju 52/3mg7e без люка в потолке, с автопилотом, вооружение у первых серий 3x7,9, позднее- 4x7,9;
   - Ju 52/3mg8e с моторами BMW 132J-2 (поздние серии с BMW132Z), люком в полу; различными вариантами оборудования (грузовой, десантный, санитарный и т.д.), вооружение 1 - 3x7,9 (первые серии), 2-4x7,9, поздние серии- 1x13+3x7,9;
   - Ju 52/3mg9e (Ju 52/3mg4e(Trop)), модернизация старых машин типа g4e для эксплуатации в Африке с противопыльными фильтрами на всасывающих патрубках моторов и улучшенной вентиляцией кабин, усиленным шасси и устройством для буксировки планеров;
   - Ju 52/3mg10e, транспортный самолет на базе типа g8e, с измененной конструкцией грузового люка, без антиобледенителей;
   - Ju 52/3mg11e, аналог предыдущей модификации с антиобледенительной системой;
   - Ju 52/3mg12e с бронезащитой экипажа, вооружение 1x13+3x7,9;
   - Ju 52/3mg14e с моторами BMW 132L, шасси по типу g3e, но без обтекателей колес, вооружение 1x13+2x7,9.
Впервые Ju 52/3m применили в войне Колумбии с Перу осенью 1932 г. Эти самолеты перебрасывали войска в район конфликта. С октября того же года ВВС Боливии использовали их для снабжения войск в районе Гран-Чако, где велись боевые действия против армии Парагвая. Эти операции продолжались до 1935 г.
Германский Рейхсвер получил первые "юнкерсы" еще до прихода к власти Гитлера, это были машины типа Ju 52/ 3mSa3. С апреля 1934 г. Ju 52/3mge (гражданского варианта) начали комплектовать первую эскадрилью, выполнявшую учебные функции. С осени того же года уже специальные военные машины стали поступать в бомбардировочные эскадры только что появившихся Люфтваффе. В 1935 г. этот тип стал основным бомбардировщиком германских ВВС (около двух третей состава). В июле - августе 1936 г. немецкие самолеты начали перебрасывать из Марокко в Испанию мятежные войска генерала Франко. В августе франкисты попробовали применить Ju 52/3m как дневные бомбардировщики. С ноября в Испании начал действовать немецкий "Легион Кондор", имевший на вооружении и Ju 52/3mg3e. Немцы воевали на них до февраля 1937 г., а затем передали мятежникам. С середины 1937 г. авиагруппы франкистских ВВС осуществляли на них ночные налеты. С 1937 г. Ju 52/3mge в частях Люфтваффе вытеснялся бомбардировщиками новых типов и переводился на решение второстепенных - учебных и транспортных - задач.
В марте 1938 г. при захвате Австрии немцы высадили с Ju 52/3m десант в Граце. В сентябре 1939 г. они обеспечивали быстрое продвижение войск Вермахта по Польше. 25 сентября "юнкерсы" как бомбардировщики участвовали в массированном налете на Варшаву. В апреле 1940 г. с этих самолетов высаживались десанты с Норвегии, в мае - в Бельгии и Голландии (парашютные, планерные и посадочные). В частности, десантники захватили мосты через р. Маас. В ноябре "юнкерсы" возили грузы войскам Муссолини в Албании. В апреле 1941 г. Ju 52/3m применялись при захвате Греции и Югославии, в частности, они выбросили планерно-парашютный десант у Коринфского канала. В мае состоялась высадка на о. Крит; остров был захвачен парашютно-посадочным десантом. Авиация перебросила более 13 000 солдат и 350 артиллерийских орудий. "Эскортные" машины участвовали в "воздушном мосту" с Сицилии в Африку в 1941-1942 гг.
"Юнкерсы" много трудились на Восточном фронте. В первые месяцы войны они обеспечивали высокие темпы продвижения мотомеханизированных соединений, доставляя им горючее и боеприпасы, перевозили грузы и раненых. С февраля 1942 г. по май 1943 г. только по воздуху снабжалась окруженная группировка немецких войск в районе Демянска. Большое количество Ju 52/3m (в том числе и самолеты, реквизированные из гражданской авиации) привлекли к перевозкам грузов для окруженной в Сталинграде 6-й армии Паулюса. "Воздушный мост" в Сталинград функционировал с ноября 1942 г. по январь 1943 г. Он стоил немцам огромных потерь.
Позднее "юнкерсам" пришлось выручать немецкие войска, попавшие в окружение почти на всех фронтах. Из наиболее крупных операций такого рода следует назвать действия по эвакуации солдат 17-й армии с Кубани весной 1943 г., вывозку войск из блокированного Крыма (начало 1944 г.), снабжение окруженных под Каменец-Подольским частей 1-й танковой армии в марте - апреле 1944 г. Как бомбардировщики Ju 52/3m последний раз использовали в апреле 1943 г. Они участвовали в подавлении восстания в Варшаве. Бомбы грузили в кабину и выбрасывали из нее вручную.
Последние попытки организации "воздушных мостов" к окруженным имели место в Будапеште в январе 1945 г. и под Бреслау в феврале - апреле того же года.
Австрийские Ju 52/3m служили как штабные и учебные до включения в состав германских ВВС в 1938 г. Румынские и венгерские машины применялись в основном на советско-германском фронте, в частности, на Дону и под Сталинградом. Последний уцелевший венгерский самолет принял участие в доставке грузов в окруженный Будапешт. В Италии летом 1940 г. ВВС реквизировали один пассажирский "Юнкерс". В сентябре 1943 г. его захватили немцы. Болгарские самолеты в октябре 1944 г. осуществляли сброс грузов своим войскам, окруженным немцами в районе Ратунда-Дреняк.
Китайские ВВС в сентябре 1941 г. приняли уцелевшие самолеты авиакомпании "Евразия" и использовали их для правительственных перевозок. В Португалии "юнкерсы" служили как бомбардировщики до января 1944 г., потом машины законсервировали. Позднее португальские ВВС приобрели трофейные немецкие самолеты и машины французского производства. В Швейцарии Ju 52/3 эксплуатировались как учебные и транспортные.
ВВС армии США в начале 1942 г. получили один реквизированный гражданский самолет и использовали его в Зоне Панамского канала до конца 1943 г.
В Советском Союзе "юнкерсы" появились в подразделениях ГВФ после присоединения республик Прибалтики. Позднее к их парку добавились трофейные машины. Они служили до середины 1949 г.
Во Франции сборку самолетов приостановили в июле 1944 г., когда завод заняли американцы. В Германии и Венгрии производство прекратилось в конце того же года. Во Франции и Испании выпуск "юнкерсов" вели и после войны. Последним снял с производства эти машины завод в Мадриде в 1954 г.
Французские самолеты в 1946-1954 гг. воевали в Индокитае. При этом часть машин оснастили наружной подвеской мелких бомб. AAC-1 высадили ряд довольно крупных парашютных десантов под Луангпрабангом и Хайфоном (летом 1946 г.), Намдинем (январь 1947 г.), Хоабинем (ноябрь 1951 г.).
"Юнкерсы" испанских ВВС участвовали в колониальной войне в Испанской Сахаре. В феврале 1958 г. они сбрасывали грузы осажденному гарнизону Ифни, а затем высадили там парашютный десант. Часть машин приспособили в качестве бомбардировщиков. Они воевали против повстанцев до 1969 г. В Боливии последний Ju 52/3m списали в ноябре 1940 г.
В Болгарии "юнкерсы" служили до середины 1950-х, в Румынии - до начала 1960-х гг. Во Франции их сняли с вооружения весной 1960 г., в Португалии - в 1968 г., в Испании - в 1978 г., в Швейцарии - в сентябре 1982 г.


Ju 52/3mg7e||
Размах:||29,3 м
Длина:||18,9 м
Моторы, количество х мощность:||3x830 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||11000 кг
Максимальная скорость:||270 км/ч
Практический потолок:||5900 м
Дальность:||1300 км

Показать полностью

Описание:

  • Ju.52/3m
  • Junkers Ju 52/3m